воспитательные
Тип урока : комбинированный:
Приёмы обучения:
Методы обучения:
Формы обучения
Тема
Отношения между объектами
Цель темы
Планируемый результат
В сфере коммуникативных УУД
ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Формы работы на уроке
Класс: 4
Тема: «Отношения между объектами»
Цель: научиться называть отношения и строить схему отношений между объектами.
Задачи:
Образовательные
ввести понятия “симметричные отношения” и “несимметричные отношения”;
развивающие
развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, расширить кругозор;
развивать логическое мышление;
воспитательные
формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, задавать вопросы;
расширить словарный запас школьников.
Тип урока : комбинированный: закрепление изученных знаний с изучением новых понятий: “симметричные отношения” и “несимметричные отношения”.
Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, инструктивно-практический, частично-поисковый, фронтальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы обучения : коллективная, индивидуальная.
Тема | Отношения между объектами |
Цель темы | Вспомнить что объекты находятся в отношениях между собой. Научиться называть отношения и строить схему отношений между объектами. |
Планируемый результат | Личностные: В сфере развития познавательных УУД
ученики научатся: В сфере коммуникативных УУД
ученики смогут: Метапредметные: - формирование умений ставить цель, использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач, установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации алгоритмов; Выслушивание собеседника и ведение диалога Предметные: научиться называть отношения и строить схему отношений между объектами. |
Основные понятия | Объект, отношения, симметричные отношения, несимметричные отношения. |
Межпредметные связи | Математика, Русский язык, Окружающий мир и т.д. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Матвеева Н.В. Информатика, 4 кл; рабочая тетрадь проектор, компьютеры, презентация |
Формы работы на уроке | индивидуальная, фронтальная, самостоятельная. |
Технологическая карта
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
|||||
Организационный момент (1 мин) | Настроить учащихся на работу. | Приветствие учащихся: Здравствуйте, дети! Визуальный контроль готовности учащихся к уроку. | Успокаиваются; Настраиваются на работу на уроке; Проверяют наличие всех необходимых принадлежностей. | Самоопределение. | Целеполагание. | Логические - анализ объектов с целью выделения признаков | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
Актуализация знаний (5 мин) | Актуализировать знания по теме: «Объект и его свойства.» | Задавать вопросы, контролировать правильность и полноту ответа с привлечением к оценке учащихся Ребята, а что такое объект? Приведите примеры объектов, которые вы встретили сегодня утром? | Учащиеся поднимают руку и отвечают: Объект- это Примеры могут быть различными. | Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения | Контроль, коррекция полученного результата. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. |
|
Изучение нового материала (10 мин) | 1) Учащиеся воспринимают тему на основе параграфа 4 (беседа), сопровождаемой презентацией | Мы знаем, что в реальном мире объекте взаимодействуют между собой, то есть находятся в каких-либо отношениях. Все отношения можно разделить на симметричные и несимметричные. Симметричные отношения: Собака - друг мальчику, но и мальчик – друг собаке. Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю. Несимметричные отношения: Из двух детей в семье девочка по отношению к мальчику сестра, а мальчик по отношению к девочке брат. Земля – часть Солнечной системы. Солнечная система есть целое по отношению к планете Земля, которая является её частью. | Тему формулирует учитель. Учащиеся воспринимают и записывают основные моменты в тетрадь из показанной презентации проектором. | Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение Осознание важности отношений между объектами для человека в быту, работе и т.п. | Целеполагание: какие бывают отношения между объектами. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; решение задач с помощью алгоритмов. | Умение слушать и вступать в диалог Умение задавать вопросы Формулирование и аргументация своего мнения Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
|
Все объекты связаны друг с другом разными отношениями. Отношения бывают разные: характеризующие размер, вес, расстояние. Бывают семейные отношения, производственные и другие. Отношения бывают симметричные и не симметричные. | ||||||||
Заполнение рабочих тетрадей на печатное основе (10мин) | Закрепление темы: «Отношения между объектами» | Рабочая тетрадь. Задание к п.4 | Выполнение заданий Текущий контроль. Взаимопроверка. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; самоконтроль | ||||
Постановка домашнего задания (1 мин) | 1. Формулировка домашнего задания; 2. Инструкции по выполнению домашнего задания. | Сформулировать домашнее задание и пояснить как его выполнить Открываем дневники, записываем домашнее задание: §4 и доделать те задания в рабочей тетради, которые не успели. | Записывают домашнее задание в дневник. Составить словестный алгоритм по любой любимой зимней сказке (с записью в тетради) | Регулятивные: самоконтроль, самокоррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | ||||
Подведение итогов (1 мин) | Рефлексия | Провести рефлексию. Словесная оценка. Сегодня работали хорошо, молодцы! Предложить учащимся незаконченное предложения: Сегодня на уроке я …. Всем спасибо за урок, до свидания! | Фиксируют свое настроение (индивидуально ) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Разделы: Начальная школа
Класс: 4
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие.
Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока, произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка.
А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах.
Обобщение этапа
Давайте проверим, какое слово у вас получилось?
Поднимите руки те группы, где получилось слово отношения?
Проверьте себя, сравнив ответы у меня на доске.(приложение1)
Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.
И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент.
(Яблоко – взаимопомощь)
Понятие всегда находятся в определенных между собой отношениях.
Рассмотрим это на примере (презентация – приложение 2 )
Примеры: “знак” – “точка”, “знак” – “буква”, “мебель” – “стол”
Приведите свои примеры.
Какие можно привести к этой схеме примеры?
“Компьютер” – “персональный компьютер”, “цифра” – “буква”.
В. Можно более наглядно и удобно представить эти схемы в виде кругов Эйлера – Венна.
Например, римские числа записываются буквами латинского алфавита.(I V X L C M)
Размер кругов Эйлера-Венна не имеет значения. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в круг, который больше и обозначает родовое понятие.
Обобщение этапа
Главное, что мы с вами должны понять и запомнить?
Открываем учебник на странице 67, вместе читаем выводы.
Скажите, кто понял тему урока? И я думаю, что за это мы получаем ещё один элемент картины.
(Груша – понимание)
Физпауза под музыку дети просто отдыхают: кто-то желает лечь, кто-то просто сидит.
Сейчас мы будем с вами работать в тетрадях и посмотрим, как вы усвоили тему урока.
Открываем тетради на странице 48, будем выполнять задания №1,2,3,4,5,7.
Остальные задания в этом параграфе № 6,8,9 вы выполните дома.
Поднимите руку, кому понятно, что мы будем делать сейчас, и какие задания остаются на дом?
С работой в тетрадях вы справились неплохо. И получаете ещё один элемент картины.
(банан – дружба)
1.Деление понятия – это
А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
2. Понятие обозначается
А) в единственном числе, в родительном падеже, пишется в кавычках
Б) в единственном числе, в именительном падеже, пишется в кавычках
3. Эта схема
А) обобщение понятия
Б) деление понятия
4.Это отношения
А) симметричные
Б) несимметричные
5.Это отношения
А) несимметричные
Б) симметричные
6.Найди родовые понятия
А) “компьютер”
Б) “гладиолус”
В) “дерево”
Г) “стул”
Д) “инструмент”
Е) “торт”
Обобщение этапа
Какие отметки у вас получились? Молодцы!
И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины.
(Виноград – доброта)
Посмотрите, ребята, наша картина закончена.
Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.
Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.
А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
города Тулуна Иркутской области
4 класс
Тема: Отношение между понятиями
Урок информатики по программе курса информатики для 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В.Матвеевой, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой.Тема : Отношения между понятиями
Цели :1.Дать представления учащимся об отношениях между понятиями.
2.Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.
Задачи:
Инициировать умственную деятельность учащихся при изучении новой темы, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями.
Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
Развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
Иметь представления об отношении между понятиями;
Уметь приводить примеры видовых и родовых понятий,
Выполнять тесты в программе PowerPoint .
Ключевые понятия : понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения
Вспомогательные (дополнительные) понятия : термин, видовое и родовое понятие.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока, произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка.
2. Повторение изученного материала
А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах.
Н 1.1.Это объект внутреннего, виртуального мира идей и мыслей человека.
2. Это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
3.Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
4. «Мебель», «инструмент», «автомобиль» - это понятие родовое или видовое?
5. Манипулятор для управления экранными объектами.
6. Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
7. «Конфета», «цифра», «ель» - это понятие родовое или видовое?
Обобщение этапа
Давайте проверим, какое слово у вас получилось?
Поднимите руки те группы, где получилось слово отношения?
Проверьте себя, сравнив ответы у меня на доске .(приложение1)
Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.
И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент.
(яблоко – взаимопомощь)
3.Изучение нового материала
Понятие всегда находятся в определенных между собой отношениях.
Рассмотрим это на примере (презентация – приложение 2 )
А. «фрукт» «груша»
родовое видовое
понятие понятие
Однонаправленная стрелка
Несимметричные отношения
Примеры: « знак» - «точка», «знак» - «буква», «мебель» - «стол» Приведите свои примеры. Б. «молоток» «пила» видовое видовое понятие понятие Двунаправленная стрелка
вид
вид
Симметричные отношения
Какие можно привести к этой схеме примеры? «Компьютер» - «персональный компьютер», «цифра» - «буква». В. Можно более наглядно и удобно представить эти схемы в виде кругов Эйлера – Венна.«Компьютер»
ПК
«цифра» «буква»
Видовые понятия пересекаются, так как некоторые буквы используются в качестве цифр.
Например, римские числа записываются буквами латинского алфавита.(IVXLCM) Размер кругов Эйлера-Венна не имеет значения. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в круг, который больше и обозначает родовое понятие.Обобщение этапа
Главное, что мы с вами должны понять и запомнить? Открываем учебник на странице 67, вместе читаем выводы. Скажите, кто понял тему урока? И я думаю, что за это мы получаем ещё один элемент картины. (груша – понимание)А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом 2.Понятие обозначается А) в единственном числе, в родительном падеже, пишется в кавычках Б) в единственном числе, в именительном падеже, пишется в кавычках«тюльпан» «гвоздика» «роза»
А) обобщение понятия
Б) деление понятияА) симметричные
Б) несимметричные
5.Это отношения
«карандаш»
А) несимметричные
Б) симметричные
6.Найди родовые понятия
А) «компьютер»
Б) «гладиолус»
В) «дерево»
Г) «стул»
Д) «инструмент»
Е) «торт»
Обобщение этапа
Какие отметки у вас получились? Молодцы!
И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины.
(виноград – доброта)
6.Итог урока
Посмотрите, ребята, наша картина закончена.
Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.
Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.
А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.
Спасибо, вам за урок.
Литература: 1. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ, 4 класс. Методическое пособие. Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2. Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова Л.П. Панкратова Информатика и ИКТ, 4 класс Рабочие тетради и учебник. Москва. Бином. Лаборатория знаний.
Симметричные и асимметричные информационные отношения - две ступени интеграции интеллекта. Симметричные - первичная, асимметричные - завершающая ступень, При симметричных отношениях партнеры обмениваются информацией на равных условиях, то есть являются равноправными коммуникантами.
При асимметричных - обратная связь ослаблена и во многих коммуникационных актах -трансакциях - можно говорить не об обмене информацией, а о передаче сообщений в одном направлении, об одностороннем оповещении или одностороннем воздействии.
Отношения дуализации, или полного дополнения
О О Суть дополнения. Психика во многом ОХ/О напоминает магнит, она дуальна, то есть ОАО состоит из Двух индивидуальных полю- 0^ ^ сов. Только полюсы обычного магнита вместе, а в мире высших живых существ вторым полюсом - дуалом - является другая особь. У нас есть уверенность, что все парные животные имеют дополняющие психики, то есть являются по меньшей мере двутипными. Только их «типность», вероятно, определяется не в контактах с родителями, а в период спаривания.
Жизнь человека исключительно осложняется его шестнадцатитипностыо, так как обзавестись при этом «вторым полюсом» удается далеко не всегда. Человек без дополнения в лице дуала - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода.109 Однако он определенно знает, что его «не понимают», но кто в этом виноват - он сам, трудное детство или общество, - он не знает. В таком состоянии невозможно жить в мире с миром. Нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях с ними. Трудно найти нужное, если не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
А еще разница в интеллектуальных уровнях. Не каждый может пойти тем путем, каким в своей личной жизни пошли Ж.-Ж. Руссо и В. Гете, чтобы обеспечить себя дополняющими психиками женщин из низшего сосло вия.28 Оба жили несколько вне общества или - «выше общества», в условиях, позволявших полностью отгородить семейную жизнь от света, в котором они жили и работали сами.
Принято говорить, что обыкновенным людям жить легче, чем незаурядным. В этом, по-видимому, есть некоторый смысл, так как первых больше и, само собой, в окружении большее число интеллектуально подходящих, дополняющих дуальных психик.
Асимметрия психики. Психика человека асимметрична. Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, иметь развитое и индуктивное, и дедуктивное мышление, быть сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Но без всех этих свойств трудно обойтись даже в повседневной жизни.
Экстратиму нужен интротим, индуктивному - дедуктивный и т. д. Отношения между двумя типами ИМ со всеми дополняющими свойствами мы и называем дуальными отношениями, отношениями дополнения,29 или дуализацией. Человек не только физиологически, но и психически парное существо.110 Каждому необходим кто-то близкий с дополняющим типом ИМ - отец, мать, брат, сестра, супруг, сослуживец. Индивид, выросший при психически дополняющем его родителе, отличается более легким нравом и более уравновешенной нервной системой, лучше социализирован. Другие же чувствуют себя в какой-то мере потерянными, виновными или ненужными, им не хватает психического иммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстратимов) или конформность (у интротимов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации и утопают в неврозах.
Любая деятельность человека четырехаспектна. В ней неизменно имеется тактический (отношение с настоящим - О), стратегический (отношение с будущим - А), технический (отношение с природой - ?) и этический (отношение с людьми - Ь) аспекты. Каждый из членов диады автоматически, в соответствии со структурой своего типа ИМ, принимает ответственность за два аспекта этой программы. Один, допустим, за тактический и этический, другой - за стратегический и технический. И тем самым совершенно снимает эту ответственность с другого.
Как люди с дополняющими дуальными психиками воспринимают друг друга?
Как партнера, который всегда знает, что и когда нужно делать, понимает, умеет поддержать, защитить, никогда не обижает и, что еще важнее, не обижается. При таком партнере человек более активен и более силен.111 Живущий без дополнения постоянно в любом проявлении активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называют отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления психического (и физического) равновесия.
Источником раздраженности и конфликтов между людьми в работе бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуа- лов такие конфликты невозможны. Они действуют слаженно и этой слаженностью активизируют друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в первые руки. Попеременное изменение активности не оставляет обойденных вниманием звеньев в исполняемой работе и повышает результативность труда. Кроме того, то, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно ценного понимания, умения, ценных и редких способностей.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет таких информационных возможностей, не получаются перекрестные трансакции. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто, без компликаций.
Такой партнер лучше других потому, что ему не нужны уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно-деловыми или шутливыми. Никогда - злобными или агрессивными.
У каждого бывает плохое настроение, которое проявляется в какой-то ворчливости. Дуалов это не задевает. Ворчливость никогда не воспринимается как неприятный упрек. Часто именно это - форма общения, отличающаяся самой большой непосредственностью, с помощью которой за минимально короткое время партнеру передается обширная информация. Часто ворчливость - лишь обращенная к партнеру неосознанная просьба объяснить что-то, ему самому непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, то есть дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать, не может.
Однако следует отметить, что в браке людей с дополняющими психиками возможны временные недоразумения. Это происходит с парами, которые не чувствуют своей собственной дуальности из-за того, что росли в семьях, где не было дополнения, не могут положиться на других и, кроме того, в родительской семье не научились программировать дуала. Интересно, что если хотя бы один из них умеет программировать, то второй очень быстро выучивается «принимать программу». Большинство людей не знает и не чувствует, что такое дуа- лизация собственной психики, и потому не ищет ее. Поэтому и в период добрачной дружбы есть склонность искать не дуализацию и духовный комфорт, а великую, «самоотверженную» любовь. Многие уверены, что чувство должно сопровождаться духовными муками: «нет любви без страданий». Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознается собственное место в обществе. Она дает чувство полезности обществу через свою полезность и необходимость партнеру и достоверную информацию о своем месте среди других людей, с помощью которой можно корректировать поведение. Чем больше вокруг людей с дополняющими психиками, тем эти чувства сильнее.
При чтении книг, написанных рукой дополняющего дуала, отдыхают.112 Такова же реакция на все другие формы искусства. Отдых, спокойствие, чувство полноты жизни. Помощь дополняющему дуа- лу - помощь себе, реализация своих собственных потребностей. Стараются не столько помочь другому, сколько реализовать себя. То, что эти люди отдают друг другу, им не только ничего не стоит, но является обязательной основой психической и физической жизнеспособности. Второй по-настоящему незаменим и дорог, поскольку позволяет самореализоваться. Однако отношения взаимопомощи образуются не между всеми дуалами. Для этого нужна реальная кооперация. Поэтому отношения могут быть также и отношениями полной индифферентности,
Когда у людей с дополняющим типом ИМ интересы настолько противоположны, что они строят друг другу козни, они порывают, но не ссорятся: ссора без перекрестных трансакций невозможна. При изменении внешних обязательств снова кооперируются, словно ничего между ними не произошло.