Беседа о милосердии и сострадании. Классный час на тему: «Будьте милосердными. Примерная тематика бесед с родителями

21.09.2019 Выбирай

Мария Петрова
Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»

Конспект беседы на тему : “Сопереживание , сочувствие и безразличие” .

Формирование представлений о сочувствии , сопереживании и безразличии .

1. Актуализация представлений о сочувствии – безразличии .

А. Демонстрация фотографий детей с выражением эмоционального состояния (радость, печаль, уныние, обида, сожаление, огорчение, ликование, испуг, ужасстрах, беспокойствие, тревога, отчаянье, безразличие .) Беседа о том , что можно наблюдать различные выражения эмоционального состояния человека в какой либо момент.

Вопросы к детям :

А можно ли по выражению лица узнать о состоянии человека?

Что выражают лица детей на фотографиях?

А если бы тебя фотографировал фотограф, когда ты поранил палец, разбил колено, когда у тебя болит зуб и т. д., каким будет твое лицо? Покажи.

Подвести детей к пониманию того, что человек понимает состояние сочувствия и безразличия .

Б. Игра “Заколдованный ребенок”

Ребенок не может говорить. Он жестами показывает что с ним случилось. Дети повторяют эти жесты, угадывают состояние другого ребенка, рассказывают, что с ним случилось.

В. Упражнение “Грустная Маша”

Дети встают в круг. Маша в центре сидит на стульчике, делает грустное выражение лица, дети по очереди подходят, пытаются помочь. Ведущий помогает детям, предлагает различные способы воздействия (сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить) . Когда Маша улыбается, она встает в круг, ее место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

Когда Маша в центре радостная, восторженная, подойдите, вместе с ней порадуйтесь.

Данное состояние необходимо выразить словами, жестами.

Маша выбирает того, с кем ей было приятно радоваться вместе. В конце игры ведущий предлагает детям дома наблюдать за мамой, и когда она загрустит утешить ее; Когда радуется – порадоваться вместе с ней.

Г. Упражнение “Сотворение чуда”

В руках у детей “волшебные палочки”. Дети идут на встречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают : “Чем я могу тебе помочь”, “Что я могу для тебя сделать”. (ответы могут быть ситуационные : “Улыбнись, станцуй, спой”; перспективные : дети договариваются о месте, времени сотворения чуда.) Подвести детей к выводу о том, что приятнее : сочувствовать или быть безразличным .

2. Анализ проявления сочувствия – безразличия в художественных произведениях.

А. Чтение стихотворения Г. Глушнева “Соседский щенок”

Привязали на цепь щенка,

Цепь холодная коротка.

Говорят, уже через год

Подойти к нему – разорвет.

А сейчас он тихонько палачет

Грустный хвостик под лапы прячет.

Стоит мне подойти поближе,

Торопливо мне он руку лижет :

“Отпусти меня. Отпусти”

Я глаза отвожу : “Прости, ты не мой.

Понимаешь, не мой. ”

Грустный я ухожу домой.

Если б я великаном был,

Я тогда бы все цепи разбил!

Вопросы детям :

Что чувствует щенок, если он привязан?

Хорошо ли ему живется?

Кто хочет ему помочь?

Почему мальчику жаль щенка? Как он это выражает?

Почему мальчик не может помочь?

Был ли мальчик безразличен к щенку ? Как вы это узнали?

Спросить детей, приходилось ли им защищать животное? Как? Приходилось ли помогать?

3. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассматривания картин, иллюстраций.

А. Рассматривание двух картинок с изображением полянок : на первой – цветы, травка, бабочки, а на второй – вытаптаная трава, мусор, и сломанные деревья.

Задание детям : если бы ты попал на вторую полянку, как бы ты стал отдыхать :

а) лежал, ничего не делал;

б) убрал бы все;

в) другие варианты.

Б. Рассмотрение картины В. Г. Петрова “Тройка”.

Вопросы детям :

Что происходит на картине?

Как выглядят дети?

Почему они выполняют такую не посильную работу?

Хотели бы вы оказаться на их месте? Почему?

4. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассмотрения схематических лиц (масок) .

А. Предложить детям выбрать маску, соответствующую состоянию сочувствия – безразличия . Предложить детям объяснить свой выбор.

Б. Перед ребенком маски – лица.

Посмотри на маски и скажи, что изображает маска? Почему?

5. Анализ проявления сочувсвия – безразличия на основе схематических поз.

А. Задание детям.

За окном гроза. Мальчик стоит у окна, вдруг грянул гром, и мальчик испугался. Покажи, как он испугался : Голова втянута в плечи, рот открыт, ладонью прикрывает рот.

Вопросы детям :

Что ты испытываешь, если ты испугался?

Чего в такой момент хочется больше всего?

Предложить детям различными способами помочь мальчику.

Б. Упражнение “Печаль”.

Стрекоза не приготовила себе домик на зиму. Она идет к муравью и говорит :

Голодно, холодно,

Жутко зимой!

Пустите погреться

Дайте поесть.

В. Упражнение “Радость” (сорадуемся) .

У Саши был друг. Летом Саша остался в городе, а друг уехал к бабушке на дачу. Скучно стало Саше без друга. Прошел месяц. Однажды Саша открывал дверь, а на пороге стоял его друг. Как же обрадовались они друг другу!

Покажите, как это произошло (взаимодействие в парах) .

Приятна ли такая встреча?

Провести беседу с детьми о том , приятно ли сочувствовать и сорадоваться или приятней быть безразличным .

П. Ощущение сочувствия , сопереживания - безразличия , выражение этих ощущений в творчестве.

1. Ассоциирование.

Предложить детям задание по ассоциированию состояния сочувствия - безразличия .

А. Через музыкальные фрагменты.

Мой успех;

Мой плач;

Моя боль, печаль, грусть и т. д.

Б. Через восприятие цвета.

Предложить рассмотреть цветные полоски, кружочки.

В. Через ассоциирование с героями мультфильмов.

2. Выражение в творчестве.

Чтение стихотворения Г. Глушнева «Соседский щенок» .

Задание детям.

А. Предложить детям послать хозяину щенка иллюстрированное письмо. Нарисовать щенка так, чтобы хозяин понял, что ему плохо и захотел бы освободить его от цепи.

Б. Предложить послать телеграмму, написать такие слова, чтобы хозяин поспешил на помощь щенку. Рассказать, о чем написали в телеграмме.

III. Эмоциональное переживание состояния сочувствия- безразличия , эмоциональное переживание позиции других людей, находящихся в определенном состоянии.

Переживание через моделирование поведения людей.

1. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

безразличия , в которые становится сам ребенок.

Предложить детям проанализировать ситуации.

А. Витя играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал девочку Машу. Мальчик достал мяч из лужи и снова пошел в него играть.

Ты - мальчик. Ты кинул мяч и обрызгал девочку.

Покажи :

а) проявление содействия;

б) проявление сочувствия ;

в) проявление злорадства;

г) проявление безразличия ;

Вопросы к детям :

- Что тебе было приятнее : быть безразличным , или по

мочь другому, или позлорадствовать? Почему?

Б. Коля с Мишей играли в футбол. Коля попал мячом в окно. Вышла соседка и начала его ругать.

Ты - Миша.

Что ты сделаешь :

а) промолчишь и убежишь;

б) скажешь, что окно вместе разбили;

в) заступишься за друга;

г) помолчишь, ничего не скажешь, но останешься;

д) обрадуешься.

2. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

безразличия , в которые ставятся сам ребенок и другие люди.

Упражнение :

Папа с мамой поссорились.

Что ты сделаешь :

а) пожалеешь кого-то из них;

б) попытаешься помирить их;

в) останешься безразличным , уйдешь в сторону.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект классного часа

«Учимся сочувствовать»

Подготовила учитель начальных классов:

Бальчинова Галина Васильевна

Кяхта 2015

к лассный час на тему

«Толерантность» 4 «б» класс

Конспект классного часа о толерантности

«Учимся сочувствовать»

Цели : способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям , дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе, развивать устную речь.

Оборудование : мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями: презентация «Учимся сочувствовать»,песня « Я, ты, он. она –вместе дружная семья»

- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...

- Если я увижу больного престарелого человека, то...

- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...

- Если бы я был волшебником, то...

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

    Вступительное слово.

    Беседа «Что такое толерантность?».

1.Упражнения на развитие толерантности.

2. «На какого сказочного героя я похож».

3. «Это здорово!»

4. «Кто похвалит себя лучше всех».

    Подведение итогов.

Ход классного часа

Вступительное слово

Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: « Учимся сочувствовать».

Беседа «Что такое толерантность?»

Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Как вы понимаете выражение «Мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Представьте себе такую ситуацию: два друга, Вадим и Кирилл, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Вадиму нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Кириллу нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

Кто из мальчиков прав? (Никто.)

Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных вариантов те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

Кто назовет другие черты толерантного человека?

Послушаем ваше мнение.

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

Упражнения на развитие толерантности

Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

Попрошу встать тех, кто умеет:

кататься на роликах;

вышивать;

сочинять стихи;

играть в футбол;

танцевать; И Т.Д.

« Я умею и это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

«Кто похвалит себя лучше всех»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения и кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

Класс – это маленькая семья . И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

Подведение итогов

Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача - закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)



Результаты обработки анкеты «Проявляешь ли ты толерантность?»

Класс:4 «Б»

Классный руководитель: Бальчинова Галина Васильевна

Уровень толерантности

Показатели

Результат

Высокий уровень толерантности

8 б-15 человек

68%

Средний уровень толерантности

3-7 б- 6 человек

27%

Низкий уровень толерантности

0-2 б- 2 человека

5%

03.07.2015

  • поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;
  • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
  • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Учитель . Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

· Что же такое милосердие?

· Обратимся к словарю (Ожегов).

· Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

· Милосердный – это какой? (дети подбирают синонимы).

· Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

(Учащиеся рассуждают, приводят примеры )

Учитель . Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

· в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;

· в Москве- 1813060 рублей;

· в Одессе- 709863 рубля;

· в Риге- 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:

· 7-9 рублей стоила корова;

· 3-5 рублей костюм тройка;

· 25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

· в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

· А сколько их, интересно, сегодня?

· Кому они помогают?

(ответы детей).

Учитель. Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.

Творческое задание «Солнце человечности» .

Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

(рисунки крепятся на доску)

Учитель.

· Стоит ли быть в наше время милосердным?

· Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

· Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

· Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

· Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

· Есть ли люди, не достойные милосердия?

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

(Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).

· Почему мог произойти такой случай?

· Откуда же в людях равнодушие?

· Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

· Почему утрачивается чувство милосердия?

· Термин «милосердие», к сожалению, непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

· Нужно ли милосердие сегодня?

(Ученики рассуждают и отвечают)

Учитель . Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя? » Врач – целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе не потому,что должен, а потому что хочу помочь большему количеству людей».

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, они есть прямой призыв к милосердию.

И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.

(на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал, чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).

Идёт обсуждение ответов детей.

Учитель . Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Афоризмы о доброте, милосердии.

1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон)

3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго)

4. Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. (В.М.Кожевников)

5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. (пословица)

"О МИЛОСЕРДИИ"

(беседа)


Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

    Помнящий добро никогда не сотворит зла. Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет. Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее". Ну что, казалось бы, необыкно-венного сделала ведущая передачи "Основной инстинкт" I телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие "? Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян. "Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
    в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей; в Одессе - 709863 рубля; в Риге - 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
    7- 9 рублей стоила корова; 3 - 5 рублей - костюм тройка; 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
А сколько их интересно сегодня? Кому они помогают?

Идет беседа

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

Обсуждение видеофрагмента

Демонстрируется фрагмент видеофильма

"Фронтовой санбат".


И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает воз-можным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Чтение и обсуждение статьи

(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)
    Почему мог произойти такой случай? Откуда же в людях равнодушие? Почему бездушие, жестокость стали нормальными? Почему утрачивается чувство милосердия?
Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Обсуждение гл. 6-8 повести

Б.Васильева "Завтра была война"

(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувст-вие девочке со стороны большинства учителей, директора, од-ноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)
Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать закон-ность, избивать, уничтожать. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопич-ным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, по-бей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлет-нему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?

Идет беседа

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого чело-века. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? - Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.
Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.
    Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа

Справедливость и сочувствие
Цель: Воспитание высоконравственной личности
Задачи:
1. Познакомить с содержанием нравственных категорий
«справедливость», «сочувствие»;
2.
Развитие

самопознания,

конструктивного
взаимодействия.
Оборудование: карточки с текстом рассказов – для ведущего, плакат
схемы достойного выхода из ситуации.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Вступительное слово.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод:
справедливость – отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более
подробно разобраться в этом.
3. Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил
песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить
дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали
спорить и кричать».
­ Как вы думаете, как нужно было поступить по справедливости?
(Обсуждение).
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла
кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь,
размазня? Заживёт твоё колено»».
­ Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить
Андрею?
­ Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2­3
минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
 будете драться
 станете кричать, плакать, ругаться
 сделаете вид, что всё хорошо
 будете доказывать, что с вами поступили несправедливо
 перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации,
которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными
ситуациями.
3.2. Игра с элементами тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники стоят в кругу. Кто­нибудь выходит из них в круг и говорит
о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое
высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это
здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по
очереди.
4. Закрепление.
­ Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не
выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша
подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет
меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и
я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена
отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не
буду с ней больше дружить»».
­
Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете
поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 3­4 минуты).
4.1 Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: ­ обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций.
­ Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации:
с кем­то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по­своему
выходит из подобных ситуаций – кто­то обижается, кто­то «сдаёт сдачи»,
кто­то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной
ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших
знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а
другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается
достойно выйти из ситуации.
4.2 Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как
итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не
устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и
поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи
ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий
раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не
изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»,
«Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.