Брак. Государственная регистрация брака. Брачный договор Эссе необходима ли государственная регистрация брака


1 . Брак - моногамный добровольный и равноправный союз муж ­ чины и женщины , заключенный с соблюдением установленного за ­ коном порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права, а также обязанности по вос­питанию детей и взаимной поддержке друг друга.
2. Брак - юридическое понятие. Один из основных принципов се­мейного права состоит в том, что в России признается брак , за ­ ключенный только в органах записи актов гражданского состоя ­ ния (загса ).
Государственная регистрация брака - это государственное при ­ знание союза мужчины и женщины в органах загса посредством составления соответствующей записи акта о гражданском со ­ стоянии , на основании которой выдается свидетельство о за­ключении брака.
Государственная регистрация брака :
является единственной формой заключения брака , признаваемой государством . Браки , заключенные иным способом (по религиоз ­ ным , национальным или иным обрядам ) ".
не признаются государством;
не имеют правового значения; . не порождают правовых последствий;

порождает взаимные личные и имущественные права и обязанно ­ сти супругов ; §/ предоставляет гражданам статус субъектов семейного права .
3* Государственная регистрация брака производится органами записи актов гражданского состояния ( загса ). Данные органы созда ­ ются органами государственной власти субъектов РФ на осно­вании Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в ред. от 08.12.2003). Органы загса выполняют следующие функции :
осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий за­ключения брака;
регистрируют возникновение союза между супругами на осно­вании их потребности в создании семьи;
организуют учет фактов заключения браков.

Государственная регистрация браков между гражданами РФ , проживающими за пределами территории РФ , осуществляется :
в дипломатических представительствах РФ;
консульских учреждениях РФ;
компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места заключения брака, если отсут­ствуют обстоятельства, препятствующие его заключению (со­гласно ст. 14 СК).

Регистрация заключения брака производится в любом органе
загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак. Основанием для заключения брака является совместное заяв ­ ление лиц , вступающих в брак, которое подается в органы загса . При этом назначается день церемонии регистрации брака. В слу­чае если кто-либо их вступающих в брак не имеет возможности явиться в органы загса для подачи заявления, основанием для заключения брака будет подача одним из лиц, вступающих в брак, раздельных заявлений, причем подпись отсутствующего заявителя должна быть нотариально удостоверена.
Регистрация брака производится только в личном присутствии
лиц , вступающих в брак , т. е. регистрация брака в отсутствие
одной из сторон недопустима.
Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в орган загса лицами , вступающими в брак .
Установление месячного срока для регистрации брака преследует следующие цели :
дать определенное время вступающим в брак для проверки серь­езности своих намерений стать мужем и женой;
предоставить возможность заинтересованным любым лицам зая­вить о наличии препятствий к регистрации брака между кон­кретными лицами;
дать время органам загса для проверки достоверности сведений заявителей.

В теории семейного права данный срок называется отлагатель ­ ным и преследует следующие цели :
является сроком на размышление;
позволяет выявить препятствия к заключению брака.

Орган загса вправе при наличии уважительных причин :
сократить установленный месячный срок для заключения брака;
увеличить его, но не более чем на месяц.

К числу уважительных причин для сокращения срока могут быть отнесены следующие обстоятельства :
беременность невесты;
рождение ребенка;
призыв жениха для службы в армии;
срочный выезд в командировку и любые аналогичные причины.

Основанием для сокращения месячного срока для заключения бра ­ ка являются :
совместное заявление самих вступающих в брак;
документы, подтверждающие наличие уважительных обстоя­тельств;
справки медицинских учреждений о беременности, рождении ре­бенка, болезни и т. д.;
командировочное удостоверение;
повестка о призыве на военную службу и т. д.

К числу уважительных причин для увеличения срока заключения брака могут быть :
нахождение в лечебном учреждении вступающего в брак вследст­вие тяжелой болезни;
убытие в командировку;
необходимость проверки сообщений о наличии препятствий

к вступлению в брак и другие обстоятельства. При увеличении органом загса установленного срока со дня подачи заявления до дня государственной регистрации должно пройти
не более 2 месяцев .
Брак регистрируется .
в заранее установленный день;
в помещении органа загса;
в торжественной обстановке;

путем осуществления записи в органе загса о вступлении лиц в
брак и торжественного напутствия. После окончания церемонии вступления в брак супругам вы­ дается свидетельство о браке .
При государственной регистрации заключения брака супругам предоставляетсяправо выбора фамилии :
общей фамилии :
фамилии мужа (чаще всего);
фамилии жены (значительно реже);
двойной фамилии , состоящей из фамилий мужа и жены, напи­санной через дефис, при условии, что в фамилии не должно быть более двух элементов;
добрачной фамилии каждого из супругов.

« Будущие супруги имеют право обращаться в суд в случае отказа органов загса :
от государственной регистрации брака;
в сокращении или увеличении срока ожидания государствен­ной регистрации брака при наличии уважительных причин;
от государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.

Оноре де Бальзак

Говоря о семье и о браке, мы затрагиваем очень важную сферу человеческой жизни, которая в современном обществе претерпевает значительные изменения. На лицо кризис, который касается многих аспектов семейной жизни: рождения и воспитания детей, специфики взаимоотношений супругов, жилищного вопроса, взаимоотношений со старшим поколением, утраты семейных и национальных традиций и других. Но в данной работе мы будем обсуждать один вопрос, который последнее время возникает у исследователей разных направлений, так или иначе связанных с темой семьи. Это вопрос о так называемом «гражданском браке», его специфике, степени распространенности и отношении к нему в целом.

Для начала, позвольте уточнить, что «гражданским» брак стал называться в начале 20 века с целью отличия от «церковного» брака (который заключался в церкви). «Гражданский брак» — не юридический термин, а сугубо бытовое понятие, которым принято обозначать совместное проживание мужчины и женщины без государственной регистрации их отношений органами ЗАГС (сама аббревиатура расшифровывается как «запись актов гражданского состояния»). Поэтому смысл понятия «гражданский брак», который подразумевается сейчас в обществе, неверен. Но, не смотря на то, что явление, о котором пойдет речь в работе, правильнее называть «фактическим браком», мы будем придерживаться формулировки, которая уже стала привычной для восприятия современного человека.

Не так давно (в масштабе исторического времени) супруги, жившие в гражданском браке, были редкостью. Сейчас же ситуация резко изменилась. Как показывает статистика, сегодня немало молодых людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному. Одни осуждают и считают это категорически недопустимым (в основном люди старшего поколения), другие, напротив, видят в гражданском браке множество плюсов, избавляющих от некоторых семейных проблем. В любом случае, гражданский брак занял прочное место в системе семейных отношений, и с этим приходится считаться и психологам, и юристам, и всем остальным, кого, так или иначе, касается этот вопрос.

На мой взгляд, гражданский брак это что-то среднее между сожительством (когда мужчина и женщина живут вместе, но не имеют друг перед другом никаких обязательств) и зарегистрированным браком, определенная форма и среда взаимопонимания, промежуточная стадия развития отношений, когда период ухаживания уже завершен, а до стадии образования семьи еще далеко. Многие пары называют это своего рода репетицией семейных отношений. Людям необходимо лучше узнать друг друга, чтобы в дальнейшем избежать перспективы наткнуться на подводные камни. Гражданский брак можно отождествить с браком консенсуальным, когда супруги договариваются об условиях совместного ведения хозяйства, но брак официально не регистрируют. В этом случае, партнеры не обременены соответствующими правовыми и общественными нормами, но неформально их взаимоотношения сродни взаимоотношениям мужа и жены, они и воспринимают друг друга как мужа и жену (в противовес друг/подруга в сожительстве), а окружающие воспринимают пару как супружескую.

Но таким образом, гражданский брак находится за пределами правового поля. Отношения между теми, кто предпочитает не вмешивать закон в личную жизнь, «не ставить государство в известность», порождают определенные правовые последствия (как например, в случае раздела совместно нажитого имущества). Закон признает только брак, надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является (ст. 10 Семейного кодекса РФ). Нередко люди, давно не проживающие совместно, в случае если их брак не расторгнут, считаются с точки зрения закона мужем и женой, и, напротив, живущие много лет «без штампа в паспорте» мужчина и женщина таковыми не являются. Поэтому в вопросе идентификации гражданского брака необходимо учитывать и юридический аспект.

Что касается психологической стороны вопроса, здесь тоже остается много неопределенного. По мнению одних, гражданский брак отличается некоторой несерьезностью, безответственностью и неуверенностью в спутнике жизни. Другие же утверждают, что гражданский брак имеет преимущество над зарегистрированным, который в свою очередь ставит человека в определенные рамки, ограничивает его психологическую свободу и давит на личность грузом ответственности. В любом случае, дать однозначную характеристику понятию гражданский брак не так просто.

Большинство примеров указывает на то, что в случае появления или планирования детей, люди все же подают заявление в ЗАГС. Таким образом, основной причиной для регистрации отношений является либо цель родить ребенка, либо незапланированная беременность. Но только ли ребенок оказывает влияние на решение о регистрации брака? Я думаю, если не брать во внимание такой аспект как родительство, основным барьером на пути к зарегистрированному браку является все же материальное благополучие. В этом случае, браки не регистрируют по причине отсутствия отдельного жилья, автомобиля, стабильной высокооплачиваемой работы и, попросту говоря, отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Это можно объяснить отсутствием четкой и эффективной политики поддержки молодых семей в нашем государстве, в котором каждый должен рассчитывать только на себя и самостоятельно добиваться всех необходимых для полноценной жизни благ, что в условиях нынешней экономической ситуации, согласитесь, не так просто.

Лично у меня отношение к гражданскому браку неоднозначное. С одной стороны, не играет роли, как выглядят в глазах окружающих и как формально обозначены отношения с любимым человеком, только бы было комфортно обоим партнерам. С другой — свадебный ритуал важен для меня как элемент культурного наследия, как ритуал, принятый и получивший одобрение в нашем обществе, не говоря уже о внутрисемейных ценностях и сложившихся нормах. Обручальные кольца, подвенечное белое платье, марш Мендельсона и прочие символы бракосочетания — все это я считаю неотъемлемыми атрибутами моего праздника, если будут созданы все необходимые условия для его проведения. Думаю, если принято решение устраивать свадьбу, если люди, вступающие в брак, отдают отчет своим действиям и всецело доверяют друг другу (а не надеются приобрести доверие, узаконив свои отношения), то тогда все должно быть по высшему разряду.

Опять же, что касается детей. Намного лучше, на мой взгляд, когда ребенок появляется на свет в зарегистрированном союзе родителей. Лучше хотя бы потому, что когда он вырастет, он не будет подвержен влиянию общественных предрассудков в его адрес, как «незаконнорожденного» (а примеры такого общественного порицания до сих пор встречаются). А мать, в свою очередь, не будет лишний раз переживать, что отец уйдет из семьи, и растить малыша ей придется самостоятельно (в этом случае, можно, по крайней мере, рассчитывать на алименты, если брак был узаконен).

По результатам исследования фонда «Общественное мнение», более 60% россиян не видят разницы между официальным и гражданским браком. «Мы все меньше склонны включать государство в наши личные отношения, — комментирует социолог Александр Синельников. — Лишь четверть разведенных решаются вновь узаконить свой брак». «Мы движемся к шведской модели построения семьи — когда партнеры не регистрируют отношения даже в том случае, если у них рождается ребенок», — утверждает демограф Сергей Захаров. Тем самым — хотя бы в символическом смысле — мы прерываем семейную историю, лишая наших детей их прошлого, их корней. В России средний возраст заключения первого брака- 23 года; сегодня браки распадаются в среднем через 5 лет. Таким образом, становится все больше молодых разведенных людей, которые находятся в поисках нового партнера. Вопрос в том, захотят ли они заключать новый законный брак или же предпочтут свободные отношения. Однако, со штампом в паспорте или без, в новом союзе партнерам придется решать одни и те же внутренние вопросы.

Подводя итог нашему обсуждению феномена гражданского брака, позволю себе представить тезисное заключение:

Гражданский брак является все чаще встречающейся промежуточной формой отношений между сожительством (или периодом ухаживания) и зарегистрированным браком. Это не плохо и не хорошо. Это обусловлено фактором временем, меняющимися условиями жизни, особенностями трансформации общественно-политических и социально-психологических характеристик общества.

Министерство просвещения молодежи и спорта Республики Молдова

Славянский Университет

Юридический факультет

Кафедра частного права

Регистрация

Курсовая работа

Понятие брака, условия и порядок заключения брака.

Выполнила Кот Татьяна А.

Дневного отделения

Специальность: «Право»

Специализация: Экономическое право

Научный руководитель

КИШИНЭУ

Введение

Раздел 1 Понятие брака

1.1 Юридическая природа брака......................

1.2 Гражданско-правовой характер брака .....

1.3 Признаки брака ........................................

1.4 Фактический брак ....................................

1.5 Церковный брак .......................................

Раздел 2 Условия заключения брака......................

Раздел 3 Порядок заключения брака......................

Заключение

Список сносок

Библиография

Введение.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Семейное право занимает одно из ведущих место среди остальных отраслей права, так как семья необходима каждому человеку. Она оказывает влияние на развитие общества, его нравственное здоровье и является одним из факторов повышения социальной активности людей.

Именно в семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Вот почему демократическое общество заинтересовано в прочной, духовной и нравственно здоровой семье. Крепкая семья - это значит крепкое общество.

Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.

· Приняты многие законодательные акты, являющиеся свидетельством заботы государства о семье.

1. Понятие брака.

В юридиче­ской литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных зако­ном, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”.

В данном определении, как и в большинстве других, брак понима­ется как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает “союз”, подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сдел­кам. Понимание брака как союза не относится к достижениям совет­ской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме, не отрицая при этом граж­данско-правовую природу брачных отношений.

1.1. Юридическая природа брака.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой граждан­ской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только опреде­ленная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на стра­же этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Мета­физике нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человечес­кую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Не­достатком этой теории является перенесение этических пред­ставлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связа­ны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духов­ные взаимоотношения супругов может привести к посягатель­ству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. “Со­гласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, - брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем осно­ванное, брак есть гражданский институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистичес­кий союз, как союз, предполагающий наиболее полное обще­ние, или даже как средство достижения определенных выгод - все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака - сугубо личное дело каж­дой супружеской пары, она зависит исключительно от их рели­гиозных, философских и этических представлений. Навязыва­ние таких представлений извне есть не что иное, как посяга­тельство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государ­ство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небез­различно для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак “в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содер­жании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произво­ла супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода” .

Примечание - В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духов­ную сторону. Классическим каноническим понятием брака ста­новится представление о нем, как о “самом полном (физичес­ком, нравственном, экономическом, юридическом, религиоз­ном) общении между мужем и женой” . Таким образом, в орби­ту права попадают не только правовые, но и этические, религи­озные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались ре­лигиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он из­живает себя. Светское право, в отличие от религии, не регули­рует и не может регулировать отношения, принадлежащие ду­ховной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физи­ческие элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отноше­ний, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происхо­дило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представле­ния. Понятие брака в этой концепции выводится не из освяще­ния его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассмат­ривается при этом уже не как таинство

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не являет­ся гражданским обязательством. Отличия брака от обязатель­ства он видит в том же, что и И. Кант: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последстви­ем его будет обязательственное отношение. Брачное же сожи­тельство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономи­ческое содержание” . Таким образом, Г.Ф. Шершеневич при­знает юридический факт, порождающий брачное правоотноше­ние, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отка­зываются признавать соглашение о заключении брака граждан­ским договором. Основные их доводы можно свести к следую­щему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержа­ние брачного правоотношения, их права и обязанности опреде­лены императивными нормами закона, что нетипично для дого­ворных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на ос­новании юридического акта, совершенного с намерением поро­дить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержа­ние и правовые особенности брака в социалистическом общест­ве, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой право­вой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, “основа которого - взаимная любовь и уважение - не входит в его юридическое содержание”. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подо­рвана, что невозможно в гражданских сделках .

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общест­венный и правовой статус законных супругов. Статус состоя­ния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязаннос­тей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не реги­стрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступле­ние в отношения, большая часть которых ранее была импера­тивно определена законом. Можно ли на этом основании за­ключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотно­шения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расши­ряются .

Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супру­гов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отноше­ния. Даже если брачный договор не был заключен данной суп­ружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак - это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предпо­лагаем, что между супругами возникает бесчисленное множест­во личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере.

Поэтому невозможно сказать, что отно­шения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супру­жеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей пра­вовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как мо­ральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

1.2. Гражданско-правовой характер брака.

Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М. В. Антокольская которая убедительно доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно договором . Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака. Вне определения бракаостаются отношения, возникающие между лицами, вступившими в брак, то есть состояние в браке. Статус состояния в браке означает приобретение прав и обязанностей супругов. Можно ли считать, что данные отношения являются внеправовыми или безразличны праву? Разумеется, нет, однако необходимо помнить о возможных пределах правового регулирования семейных отношений. Вне правового опосредования остаются такие ценности, как взаимная любовь и уважение, этические и моральные основы супружеских отношений, физические отношения. Хотя эти отношения и не являются юридически безразличными, но непосредственному правовому регулированию они все же не подвергаются. Они подлежат учету при принятии тех или иных решений, воспринимаясь при этом как определенная данность, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута, ни сведена к какому-либо одному знаменателю. Например, при признании брака недействительным как совершенным без намерения создать семью, суд оценивает прежде всего морально-этические факторы, поскольку ни в одном законодательном акте нет и не может быть какого-либо критерия, позволяющего достоверно установить, имели ли стороны брачного отношения намерение создать семью или нет.

Определяя правовую природу соглашения о заключении брака, необходимо также иметь в виду, что договор не является исключительно гражданско-правовым институтом, а издавна применяется и в сфере публичных отношений между государствами, и в трудовых отношениях и многих других. Собственно гражданско-правовой договор есть раз­новидность двусторонней сделки. Соглашение о заключении брака также можно определить как гражданско-правовую сделку.

Трактовка же соглашения о заключении брака как сделки позволяет определить роль и значение данного обстоятельства как юридического факта, порожда­ющего отношения между супругами.

В то же время необходимо различать соглашение о заключении брака и возникающие из него отношения, которые имеют иную правовую природу, нежели породившая их сделка. Указанные отно­шения - отношения супружества представляют собой институт особо­го рода Поскольку они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами - супругами, они в отличие от абсо­лютных правоотношений являются относительными.

Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая рад иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. Например, возможность наследования одним из супругов иму­щества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. Нельзя, однако, утверждать, что содержание супружеского отношения полно­стью исчерпывается имущественными отношениями. Так, отношения материнства, отцовства, воспитания и образования детей, другие вопросыжизни семьи, которые в соответствии с СКРМ решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов, также включаются в содержание супружеского отношения. Можно ли утвер­ждать, что и эти неимущественные отношения полностью охватываются гражданско-правовым регулированием? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Гражданское законодательство устанавливает способы защиты неимущественных отношений в случае их нарушения, обеспечивает возможность восстановления нарушенных прав неимуществен­ного характера. Вместе с тем непосредственное правовое регулирование неимущественных отношений гражданское законодательство не осуще­ствляет. Неимущественные отношения, возникающие между супруга­ми, не укладываются в рамки обычных представлений о гражданско-правовом регулировании неимущественных отношений.

Отношения супружества могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений. Так, отношения представительства, собствен­ности, отдельные разновидности обязательственных связей присутст­вуют в той или иной мере и в супружеских отношениях. Однако отношения супружества ни к одному из известных видов гражданских отношений не сводимы. Отношения супружества представляют собой такую разновидность гражданских отношений, которые в своей сово­купности порождают особый правовой статус их участников - статус состояния в браке. Это отношения длящиеся, сложные, обладающие емким, зачастую трудноуловимым содержанием. Последнее объясня­ется тем, что супружеские отношения не сводятся к осуществлению прав и исполнению обязанностей в строгом юридическом смысле слова. { Все сказанное позволяет утверждать, что в целом отношения супруже­ства являются гражданско-правовым институтом особого рода.

1.3. Признаки брака.

Обычно выделяют признаки, относящиеся прежде всего к отношениям супружества . Однако некоторые признаки явля­ются общими и для соглашения о вступлении в брак и для отношений супружества.

Законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины. Законодательство России не признает супружескими отношениями союзы, основанные, на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную - страны континентальной и англо-американской системы, полигамную - страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола , что противоречит самой природе брака.

Семейное законодательство устанавливает принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основаны на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим при­нуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным.

Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак - равноправный союз мужчины и женщины. В отличие от раннефеодального законодательства России, когда принципом брака являлась власть мужа над женой, уже к концу XIX в. в российском законодательстве закрепляется принцип равенства мужа и жены в брачных отношениях. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.

Запрещаются любые формы ограни­чения прав граждан при вступлении в брак и в по семейных отношениях признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанав­ливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недейст­вительным. Поскольку цель брака - создание семьи, рождение и вос­питание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.

Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в каче­стве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отно­шений между родителями, по крайней мере, в целях защиты инте­ресов ребенка.

Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.

Браки могут совершаться по религиозным обрядам либо по свет­ским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака осно­вывается на традициях и степени влияния религии. Законодательство Р.М. признает исключительно брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 2СК). Многие лица, вступающие в брак, наряду с государственной регистрацией брака в органах загса оформляют свои отношения и по религиозному обряду. Большинство конфессий, действующих на территории Республики Молдова, допу­скают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака. Исключение со­ставляют случаи, когда законодательство России признает регистрацию брака, совершенную по религиозным обрядам на временно оккупиро­ванных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 169 СК). СК не содержит указаний на признание юридической силы за религиозными браками, заключенными до принятия первого советского декрета О граждан­ском браке” от 18 декабря 1917 г. и образования органов загса, однако юридическая сила за такими браками сохраняется, поскольку прямое указание об этом содержалось в ранее действовавшем законодательст­ве. Признание допустимости регистрации брака по религиозному обряду относится и к бракам, совершенным между гражданином Р.М.и иностранным гражданином за пределами Р.М. с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Так, если брак совершен вне пределов Р.М. в государстве, признающем регистрацию брака по религиозному обряду, например в США, то такой брак признается действительным и в Р.М. при отсутствии обстоятельств, препятству­ющих заключению брака (ст. 15 СК).

1.4. Фактический брак.

Фактическим браком именуются отношения между состоящими в них лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в установленном законом порядке. Фактический брак не может породить тех. правовых последствий, которые возникают из зарегистрированного брака. Никакой законодательный запрет не может исключить из обыч­ной жизни внебрачные связи длительного характера, которые сами стороны, желая того или нет, признают фактическим браком. Законо­дательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, в Шотландии признаются равнозначными и гражданская и религиозная церемония бракосочета­ния, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания . В Р.М. молодые пары не всегда спешат узаконить свои отношения, предпочитая лучше узнать друг друга, присмотреться к поведению своего избранника в повсед­невной жизни и лишь впоследствии либо зарегистрировать брак, либо отказаться от него.

Отношения фактических браков также претерпели определенные изменения, все более и более смягчая ту нетерпимость в отношении фактических браков, которая господствовала в 70-80-е годы. Тем не менее законо­дательство жестко стоит на позиции признания юридической силы только за браком, зарегистрированном в органах загса.

1.5.Церковный брак .

Церковный брак –брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. Но юридическое значение имеет только брак, заключенный в органах записи гражданскогосостояния. Религиозный обряд правового значения не имеет.

2.Условия заключения брака .

Согласно ст.11 СК РМ условиями заключения брака является бескорыстное взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение имибрачного возраста.

Запрещаются браки между усыновленными и усыновителями. Это приобрело характер этической нормы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Поэтому в законодательстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

Невозможно вступление в брак лица, призванного судом недееспособным вследствие психического расстройства так как данное лицо не способно дать осознанное согласие на вступление в брак.

3.Порядок заключения брака .

Регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак по истечении не менее чем одного месяца со дня подачи ими соответствующего заявления.При наличии уважительных причин по просьбе лиц, вступающих в брак, срок может быть сокращен заведующим отделом записи актов гражданского состояния. При особых обстоятельствах (угроза жизни, беременность, рождение ребенка и др.)брак может быть заключен в день подачи заявления. Максимальный срок, устанавливаемый для регистрации брака, не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления о вступлении в брак.

Заключение .

Из данной курсовой работе можно сделать выводы:

1. Брак - это союз, не сделка, не договор, а именно союз женщины и мужчины, основанный на моногамной связи. Это единобрачный союз в отличии от полигамных браков, которые еще сохраняются в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, допускающая многоженство.

2. Брак - это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно. Свободно и расторжение брака.

3. Брак - это равноправный союз женщины и мужчины. Они равноправны между собой, как в отношении личных прав (фамилия, местожительство, выбор профессии, воспитание детей), так и в отношении имущества нажитого совместным трудом во время брака.

4. Брак это в принципе пожизненный союз. Пожизненность брака обусловлена его целями - создание семьи, рождение и воспитание детей. Взаимной моральной и материальной поддержки. Эти цели расчитаны на всю жизнь.

5. Брак это такой союз, который заключен с соблюдением определенных правил, установленных государством. Наши государственные органы, регистрируя брачный союз, предъявляют к нему целый ряд условий (достижение определенного возраста; несостояние в другом браке или близком родстве; отсутствие у лиц, вступающих в брак, определенных болезней).

6. Цель брака - создание семьи, имея в виду рождение и воспитание детей. Понятие семьи шире понятия брака. Брак - основная предпосылка семьи, ее предварительное условие. Нормальная полноценная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне брака и не ранее его.

Также из приведенной курсовой работы можно сделать вывод, что исходными предпосылками брака являются - согласие на брак и регистрация брака, но наличие этих предпосылок еще не достаточно для признания законности брачного союза. Необходимо:

1. Достижение лицами брачного возраста.

2. Несостояние в другом браке.

3. Отсутствие близкого родства вступающих в брак. Запрещены браки по прямой восходящей и нисходящей линиях, полнородными и неполнородными (общий отец или мать) братьями и сестрами, а также усыновителями и усыновляемыми.

4. Отсутствие душевной болезни и слабоумия.

Порядок заключения брака устанавливает, что заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в загс. при согласии лиц, вступающих в брак, заключение брака производится торжественно. Всякий брак, если к нему подходить с правовой стороны является в каждом случае совершенно конкретным правоотношением, т.е. отношением порождающим определенные права и обязанности. Регистрация брака это юридический акт. В совокупности с соглашением на вступление в брак он создает брачный союз, как целостное и сложное правоотношение между супругами.

Нарушение же законных условий брака или хотя бы одного из них служит основанием для признания брака недействительным. Брак, заключенный с нарушением законных условий признается судом недействительным и все те правовые последствия, связанные со вступлением в брак.

Список сносок

Сноски к разделу 1

1. Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С23. 45.

2. Загоровский И.А. Указ. соч. - С. 5.

3. Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - С. 160

4. Иоффе О.С. Советское гражданское право. - Л., 1965. - Т.З. - С. 187-188.

5. Антокольская М. В. Указ. соч. С. 114.

6. Матвеев Г. К. Советское семейное право. М.: Юр. Лит., 1971, С. 44.

7. Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998. С. 91

8. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.1993. С. 37.

Библиография .

1.Конституция Р.М.от 1994

2.Семейный Кодекс Р.М.от 26.04.2001

3.Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985.

4.Загоровский И.А. Курс семейного права. - Одесса, 1902.

5.Иоффе О.С. Советское гражданское право. - Л., 1965. - Т.З. - С. 187-188.

6.Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998.

7.Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. --М., 1989

8.Юридический энциклопедический словарь - М., 1987

9.Советское семейное право /Под ред. Рясенцева - М., 1982.

Церемония заключения брака – это не только долгожданное «Да!», обмен , первый поцелуй в статусе супругов и искристые брызги шампанского.
Это важнейшая юридическая процедура, которая влечёт не только смену статуса жениха и невесты на статус мужа и жены: с этого момента новобрачные становятся семьёй, которую государство берёт под защиту, ведь свидетельство о браке является двусторонним договором.

Да, как бы ни прозаично это звучало, но любой договор предусматривает равноправное несение обязанностей, которые возникают после того, как жених и невеста поставили свои подписи в книге записи актов гражданского состояния.

Порядок регистрации брака

Чтобы брак был признан официальным, одной любви жениха и невесты мало – необходимо соблюсти несколько простых условий: подать документы и оплатить госуслугу.

Необходимые документы

Пакет документов невелик, собрать его несложно :

  1. Паспорта будущих супругов.
  2. Свидетельство о расторжении предыдущего брака (если одна из сторон ранее находилась в зарегистрированном браке).
  3. Свидетельство о смерти предыдущего супруга.
  4. Для несовершеннолетних – разрешение органов опеки и попечительства.
  5. Квитанция уплаченной госпошлины.

Размер государственной пошлины

Без госпошлины заявление зарегистрировано не будет, поэтому оплату можно произвести заблаговременно.
Бланк квитанции можно самостоятельно скачать из интернета или взять у сотрудников ЗАГСа.

Госпошлина в размере 200 рублей оплачивается в ближайшем отделении банка. Помните, что некоторые банки могут взять комиссию за услуги.

Госпошлина действительна три месяца с момента оплаты, поэтому если по каким-то причинам пара не явилась в орган ЗАГС для узаконивания отношений в течение этого срока, госпошлину необходимо будет оплатить повторно.

В случае если жених и невеста передумали регистрировать брак, уплаченная сумма не возвращается .

Подача заявления

Заявление в ЗАГС можно подать лично или через Единый портал государственных и муниципальных услуг по стандартной Форме 7.

Минимальный срок ожидания дня бракосочетания – 1 месяц, максимальный – 2 месяца.

Поверьте, это не прихоть органов ЗАГСа, а соблюдение буквы закона: п. 1 ст. 11 Семейного кодекса чётко устанавливает сроки, которые уполномоченные лица могут уменьшить только при наличии уважительных причин, подтверждённых больничными справками или иными официально заверенными документами.

В каких случаях можно сократить срок ожидания регистрации брака :

Беременность;
серьёзное заболевание одного из будущих супругов;
срочная длительная командировка;
отъезд на место службы.

Заявление разделено на две части: одна колонка – для невесты, вторая – для жениха.

Юридическая практика насчитывает множество случаев, когда один из брачующихся не может присутствовать при подаче заявления, поэтому работник ЗАГСа выдаст две формы, одна из которых заверяется нотариально.

Основных причин для раздельной подачи заявления две :

Пребывание одного из супругов за пределами города или страны;
пребывание одного из супругов в местах заключения.

Бланка отдельного заявления не существует! Берётся заявление по Форме 7 и заполняется только в одной части, которую заверяет нотариус.

Разъяснение условий вступления в брак

Перед заполнением Формы 7 сотрудник в обязательном порядке разъясняет будущим супругам условия вступления в брак, которые напечатаны на второй стороне заявления.

Статьи 12 и 14 Семейного кодекса запрещают регистрировать отношения :

Без взаимного согласия обеих сторон;
между близкими родственниками, усыновителями и усыновлёнными;
с недееспособными лицами;
с лицом, уже состоящим в законном браке.

После того, как уполномоченный сотрудник принял заявление, начинается отсчёт времени до счастливого дня.

С этого момента все формальности закончены, и можно окунуться в волшебную предсвадебную суету: капризно перебирать , придирчиво осматривать костюм, выбирать цвет рубашки, бутоньерок,
… А ещё нужно выбрать ресторан, составить список гостей, выслать
приглашения! ?!

Торжественная церемония регистрации

Одно слово «церемония» уже говорит о том, что необходимо соблюсти некоторые организационные моменты.

1. Гости и жених с невестой должны прибыть в ЗАГС заблаговременно, за 20-25 минут до установленного времени. Система работы российских органов записи актов гражданского состояния разительно отличается от европейской системы, поэтому если вы опоздаете, то вместо вас распишут следующую пару, а вам придётся договариваться с сотрудниками, чтобы восстановить очерёдность.

2. За несколько минут до официального бракосочетания к молодожёнам подходит сотрудник, который забирает паспорта, чтобы проставить в них квадратные штампы. В них будут указаны дата регистрации и данные супруга (супруги). Этот же сотрудник приглашает жениха с невестой в специальное помещение, где они знакомятся с актом записи и проверяют его на достоверность. Любые неточности моментально устраняются.

3. Пока гости занимают места в торжественном зале, жених с невестой ждут за дверями. Через пару минут заиграет чарующая мелодия, под которую влюблённые рука об руку войдут в зал под светящимися взглядами друзей и родных.
Вальс Мендельсона сейчас заказывают нечасто: влюблённые предпочитают выходить под ту мелодию, которая стала знаковой для их пары.

4. Официальная церемония не подразумевает произнесения клятвы супругов – в России эту роль берёт на себя сотрудник органа ЗАГСа. На вопрос, является ли их желание обдуманным и добровольным, молодым остаётся только произнести восторженное «Да!»

В практике встречаются случаи, когда жених или невеста в шутку говорит «Нет!» Если это произошло – регистрация брака прекращается, и никакие уговоры и слёзы не убедят уполномоченное лицо продолжить церемонию, ведь в Семейном кодексе чётко прописано о взаимном добровольном согласии мужчины и женщины. Не шутите с законом, это чревато отложением регистрации на некоторый срок !

5. Услышав взаимное согласие, регистратор приглашает новоиспечённых супругов расписаться в акте регистрации брака. После чего молодые в соответствии с законом объявляются мужем и женой, оглашаются фамилии, которые супруги будут носить, и в их честь звучит гимн Российской Федерации.

На этом юридические формальности заканчиваются, и весёлая компания отправляется поздравлять молодых в непринуждённой атмосфере.

Что такое семья? И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение по этому вопросу: кто-то считает, что настоящая семья обязательно должна зарегистрировать свои отношения, а кто-то полагает, что в таком быстром течение жизни это просто пустая трата времени.

Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст.1 Семейного кодекса РФ провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Это союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и порождающий взаимные права и обязанности имущественного и личного неимущественного характера между супругами, заключенным в установленном законом порядке.

Действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (п.2 ст.1 СК РФ). Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не являются браком, то есть не порождают правовых последствий фактические брачные отношения, не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния.

Многие пары, выражающие желание «пожить вместе», должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в так называемом «гражданском браке».

С юридической позиции гражданского семейного права так называемый «гражданский брак» назвать браком вообще нельзя. Позиция государства в этом вопросе предельно четкая и ясная. Ну а если «гражданский брак» нельзя назвать браком, то, какое же определение можно дать ему? «Гражданский брак» можно назвать только сожительством, а «супругов» - только сожителями.

Обратимся к нормам законодательства, содержащим требования, предъявляемые к браку.

Во-первых, необходимо наличие ряда условий. Согласно п.1 ст.12 СК РФ таковыми являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, а также достижение ими брачного возраста.

Важным признаком, характеризующим согласие будущих партнеров, является не только его добровольность, но и взаимность. При подаче заявления о регистрации заключения брака закон допускает личное присутствие только одного из лиц, вступающих в брак, если им предоставлено нотариально удостоверенное согласие второго партнера. Однако регистрация брака может быть произведена обязательно в личном присутствии жениха и невесты, личном выражении согласия на вступление в брак каждым из них.

Не менее важным условием заключения брака является достижение партнерами возраста, предусмотренного законом. В настоящее время на территории Российской Федерации установлен общий брачный возраст 18 лет, что совпадает с достижением лицом полной гражданской дееспособности. Поскольку фактические брачные отношения между юношами и девушками могут складываться и в более раннем возрасте, законодатель с целью обеспечения прав и интересов молодых людей допускает два способа снижения брачного возраста:

При наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет;

Порядок и условия, при наличии которых разрешается вступление в брак до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.

Во-вторых, возможность заключения брака предполагает отсутствие обстоятельств, указанных в ст.14 СК РФ. Не допускается заключение брака между

Лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке;

Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

Усыновителями и усыновленными;

Лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории России по выбору лиц, вступающих в брак.

В 2014 году на территории МОГО «Инта» зарегистрировано 222 брака. За 9 месяцев 2015 года органом ЗАГС зарегистрированы 134 пары, за такой же период 2014 года - 163 пары. Цифры, к сожалению, не радуют…

Так нужен ли брак в современном обществе? Нужен, как процедура, закреплённая опытом поколений, как процедура историческая и укоренившаяся в обществе испокон веков. И через брак и создание семьи необходимо пройти всем, поскольку это определённая школа жизни, которая формирует из бывших мальчишек и девчонок тех взрослых людей, которые могут заботиться о ком-то и отвечать за свои поступки. Да и полноценная семья, признанная в форме брака обществом - это опора для ребёнка. Счастливая семья - тот базис, который влияет на воспитание ребёнка и в дальнейшем даёт обществу полноценного человека и гражданина.