Гера (у римлян Юнона) – богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера – одна из древнейших богинь Греции.
Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.
Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.
Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж, ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.
Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.
Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.
Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.
Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.
Гера - самая могущественная из богинь Олимпа , но и она подчиняется своему мужу Зевсу . Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.
Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.
Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).
По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер) . (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое ). Гера была ранена Гераклом под Пилосом .
В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы .
Участвовала в суде Париса , где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.
Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.
Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.
Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов - древнейшая функция Геры .
Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).
Архаичность Геры заметна в том, что её ребёнком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает её связь с хтоническими силами). Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов - её сын .
Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет «волоокая » у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой». ).
При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов .
Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне - среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества . Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).
В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции . Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос . Его историк включил в список чудес света .
Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.
Среди античных скульптур Геры:
Afrodite Kaldet "Hera Borghese"-Ny Carlsberg Glyptotek.jpg
Гера Боргезе
Antonia minor pushkin.jpg
Гера Людовизи
На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.
В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.
«Изображение вызолочено и осыпано драгоценными камнями . Одни из них светлы и прозрачны, как вода, а другие искрятся, подобно вину, а третьи горят как огонь… Несколько подробнее сто́ит остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его зовут „Светочем“, и это имя вполне соответствует производимому им действию: ночью он светит так ярко, что освещает собой весь храм как бы множеством светильников. Днём, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похож на огонь».
|
|
Между тем Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на эту небольшую кучку людей в желтых киверах, темнозеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия.
«Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их?» Эти вопросы с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из того большого количества войск, которые стояли над мостом и при ярком вечернем свете смотрели на мост и гусаров и на ту сторону, на подвигавшиеся синие капоты со штыками и орудиями.
– Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий, – не дальше картечного выстрела теперь.
– Напрасно он так много людей повел, – сказал свитский офицер.
– И в самом деле, – сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцов послать, всё равно бы.
– Ах, ваше сиятельство, – вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но всё с своею наивною манерой, из за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. – Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам то кто же Владимира с бантом даст? А так то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает.
– Ну, – сказал свитский офицер, – это картечь!
Он показывал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали.
На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.
Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
В древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи , верховная олимпийская богиня , супруга и сестра Зевса . Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Гера является покровительницей брака, охраняющей мать во время родов. Прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов .
Гера вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Зевса и Метиды, изрыгнута Кроносом.
Супруга своего брата Зевса, третья после Метиды и Фемиды , и последняя законная супруга Зевса. Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи.
Тайная связь Геры с Зевсом, согласно мифам Древней Греции , началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль. Когда Гера была девушкой, Зевс полюбил её и превратился в кукушку, которую Гера поймала. Их брак оставался тайным 300 лет.
Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Зевс чтил ее высоко и сообщал ей свои планы, хотя и удерживал ее при случае в пределах ее подвластного положения. Её обязательный атрибут - диадема, как символ того, что она главная из богинь.
Ей были посвящены символ брачной любви гранатное и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались и павлин. Пара павлинов везет её колесницу.
Согласно мифам, Гера отличается жестокостью, властностью и ревнивым нравом. Как блюстительница законных брачных устоев Гера преследует незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к у - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы , родившей Зевсу Диониса .
В борьбе за Трою она покровительствует ахейцам; часто посещает ахейские города Микены , Аргос и Спарту . Троянцев Гера ненавидит за суд Париса .
Главным местом ее культа был Аргос , где находилась колоссальная статуя богини, сделанная из золота и слоновой кости Поликлетом. Гера сидела с короной на голове на престоле, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка.
Каждые 5 лет в Аргосе в честь её праздновались так называемые Гереи. Искусство представляет Геру в виде стройной, высокой женщины, со зрелой красотой, с величественной осанкой, густыми волосами, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, большими, сильно раскрытыми «воловьими» глазами.
Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.
В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт американским астрономом Дж. К. Уотсоном 7 сентября 1868 года в Детройтской обсерватории, США.
Который соответствует по своим качествам и свойствам её мужу, властелину неба. Она прежде всего – покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, так же как Зевс является охранителем общественных учреждений. В античных мифах и литературе она обладает гордым, упрямым и сварливым характером; искусство придает ей всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является она с покрывалом. Сначала оно окутывало всю ее фигуру, но Фидий в своем парфенонском фризе изобразил Геру уже с покрывалом, откинутым назад. Главные атрибуты этой богини – покрывало, диадема, павлин и кукушка. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)
Богиня Гера. Статуя эллинистического периода
Гера всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие, широко открытые глаза, почему ее называли Герой волоокой.
Гера - великая богиня Олимпа
Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета , изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал : «Поликлет, эта Гера – чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, – сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями , и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Зевс не любил своей Геры, он бы полюбил твою!»
В физическом порядке мира Гера олицетворяет влажность воздуха, вот почему богиня Ирида , олицетворение радуги, считается ее прислужницей. Ирида одевает богиню и приготовляет ей ванну; главная же ее обязанность – исполнять поручения царицы неба. Она носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга. В искусстве Ирида изображается крылатой молодой девушкой; подобно Меркурию (Гермесу), у нее крылья на пятках и кадуцей (Меркуриев жезл) в руках. Лишь на нескольких очень древних памятниках сохранились ее изображения.
Изображение кукушки на верхушке скипетра Геры объясняется следующим мифом. Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.
Юпитер и Юнона на горе Ида. Художник Джеймс Барри, 1790-е
Несмотря на то что Гера – основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать ее и даже наказывать. В особенности в «Илиаде » Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости.
У Геры было от Зевса двое сыновей – Арес (римский Марс) и Гефест (римский Вулкан), а также две дочери – Геба и Илифия. Геба – это олицетворение юности, она подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Она стала супругой Геракла после обоготворения этого героя. Античные камеи изображают ее в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса.
Скульптор Канова представил Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Торвальдсен придал ей более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.
Илифия – богиня счастливых родов; она осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, она исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла ее служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, матери Аполлона и Артемиды , которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа. Там она провела девять дней и ночей, не допуская до родов несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время. Наконец, тронутая мольбами Ириды, Илифия отправилась в Делос, и Латона благополучно родила богов-близнецов.
Римляне называли Илифию Луциной и часто смешивали ее с Герой, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Геру Луцину кормящей грудью Марса.
Древнегреческая мифология во многом напоминает сказку - так здесь все интересно, загадочно, божества обладают сверхъестественными силами и способны на многое. Разобраться во всех их связях и отношениях очень непросто, однако мы сегодня попытаемся как можно подробнее описать верховную богиню, жену и сестру Зевса - Геру. Она является покровительницей браков, охраняет женщин во время родов. Но в то же время древнегреческая богиня Гера отличалась очень властным характером, ревнивостью и жестокостью. Какие мифы позволят узнать о ней больше?
Древнегреческая богиня Гера в античной мифологии представляет собой тот тип женщины, который по своим свойствам и качествам соответствует властелину неба - Зевсу. Ее «аналог» в древнеримской мифологии - Юнона. Греческая богиня Гера в первую очередь выступала охранительницей и покровительницей брака, семейных отношений, постановлений. Зевс же охранял общественные учреждения. До древних греков повсюду царила полигамия (многобрачие), именно они выступили за моногамию и ввели ее. Поэтому богиня Греции Гера олицетворяет собой протест против многобрачия и защищает моногамию.
Если изучить произведения античных поэтов, то можно узнать, что в них богиня описывается как обладательница упрямого, гордого и сварливого характера. Искусство же ей всегда придает величественную и строгую красоту. Основной символ богини Геры - это покрывало. На древних изображениях оно полностью окутывало ее фигуру, а вот Фидий уже изобразил ее с откинутым назад атрибутом. Еще один неизменный символ богини Геры - это диадема. Также очень редко ее можно увидеть без таких атрибутов, как павлин и кукушка. Это высокая богиня со спокойными и размеренными движениями, у нее шикарные волосы и большие глаза.
Самая сильная и могущественная из всех богинь Олимпа - Гера. Богиня характер имеет властный и своенравный, но все же подчиняется своему супругу. Она часто вызывает у Зевса гнев, как правило, своей ревностью. Огромное количество древнегреческих мифов имеют в основе сюжеты о тех бедах, которые насылает греческая богиня Гера на любовниц Зевса, их родственников и детей. Например, на тот остров, где проживала Эгина, имеющая сына от Зевса, Гера наслала много ядовитых змей. Что она сделала прочим любовницам? Богиня Гера испепелила Семелу, прокляла Эхо. А еще она сделала обезумевшей Ино, Ламию превратила в чудовище, а Каллисто - в медведицу.
Богиня Гера часто изображается со скипетром, на верхушке которого сидит кукушка. Что об этом рассказывает мифология? Оказывается, Зевс влюбился в нее, когда она была еще совсем юной. Однако гордая девушка не оказывала ему никаких знаков внимания, отвергала просьбы стать его супругой. Повелитель богов, желавший больше всего на свете стать мужем Геры, пошел на хитрость. Он превратился в кукушку. Затем Зевс сделал так, чтобы разыгралась сильнейшая буря. Весь мокрый, холодный и несчастный, он в облике птицы прилетел к богине, сел у ее ног, как бы умоляя о приюте и спасении. Богиня Гера, которой, как ни странно, было свойственно сострадание, подняла кукушку и прижала к своей груди, чтобы отогреть. Именно в этот момент Зевс стал самим собой, а девушка, тронутая таким необычным предложением, согласилась стать его супругой. Получается, птица на скипетре олицетворяет самого Зевса.
Мы уже упоминали о том, что богиня была чересчур ревнивой. Хоть она, согласно мифологии, покровительствует бракам, ее супружеская жизнь проходит в постоянных скандалах с Зевсом, который вынужден был ее останавливать и даже наказывать. Гера (богиня Древней Греции) гордится не только своими достоинствами, но и правами. Порой она предъявляет супругу такие высокие требования, которые он отказывается исполнять. Она ему часто противоречит, упрекает, но силой сделать ничего не может, потому старается проявить хитрость и изворотливость. Однажды она вступила в сговор с Посейдоном - они задумали лишить Зевса его верховной власти. Они даже смогли заключить его в оковы, но тут пришла на помощь Фетида, которая обратилась к страшному великану. Один его грозный вид заставил Геру одуматься и отказаться от своих замыслов. Зевс был настолько разгневан, что подвесил супругу между небом и землей на золотой цепи, а к ногам ее привесил огромную наковальню. На одной из многочисленных картин этот миф отобразил Корреджо.
Когда была Троянская война, Гера (богиня Древней Греции) отчаянно поддерживала греков и была настроена против троянцев. Зевс запретил кому-либо из богов принимать участие в битве, а Гарган находился на вершине горы и строго следил за соблюдением этого приказа. Гера же, привыкшая идти наперекор Зевсу, решила помочь грекам, увидев, что Гектор из Трои побеждает их. Она обратилась к Афродите с просьбой дать ей на время пояс. Это была волшебная вещь, которая даровала неземную красоту той, на которой была надета. Гера надела пояс и пошла к Зевсу. Он, ничего не подозревая, принял все ее ласки, ведь ему было так странно видеть свою супругу столь пленительной и обаятельной. После этого он крепко заснул, а Гера помогла все же грекам в это время, и троянцы потерпели поражение. Когда Зевс проснулся и увидел все вокруг, он понял замысел жены и пригрозил уже знакомым ей наказанием. Однако это не имело смысла в той ситуации, ведь ничего уже нельзя было исправить.
Великой, могущественной и очень ревнивой была богиня Гера. Мифы, как мы и говорили, в основном построены именно на этой теме. И данная история не является исключением. Однажды Гера начала искать своего супруга, чтобы решить с ним крайне важный вопрос. Но, не найдя его на привычном месте, на Олимпе, она стала рассматривать землю и вдруг заметила там очень темное большое облако. Это показалось ей странным, богиня решила спуститься вниз и своими глазами увидеть, что же там происходит, рассеяв это облако. А на самом деле там находился Зевс, бегая за очень красивой Ио, которая была дочерью бога речки Инах. А облаком он себя окружил специально, чтобы с большой высоты его не заметила ревнивая Гера. Древняя богиня начала рассеивать облако, а Зевс, догадавшись, чьих рук это дело, превратил быстренько Ио в корову, чтобы супруга ни о чем не догадалась. Он сказал жене, что эта корова только что родилась, а он просто любуется ею. Богиня попросила подарить ей это животное. Зевс, не имея никаких оснований отказать в столь, казалось бы, ничтожном презенте, вынужден был сделать это.
Богиня приказала Аргусу (стоокому великану) не спускать глаз с коровы и постоянно следить за ней. А тот, даже если и спал, то закрывал только два глаза, остальные же продолжали наблюдение. Античным творцам никак не удавалось полноценно отобразить этот миф, поэтому Аргуса они рисовали под видом старика, который пасет корову. Зевса возмутил такой беспрерывный надзор, ему было безумно жаль несчастную Ио. Он позвал к себе Меркурия и приказал тому убить великана.
Божество, вызванное своим повелителем для убийства Аргуса, спустилось на землю. Меркурий прихватил с собой особый жезл, обладающий свойством практически моментально усыплять. Он принял вид пастуха, который следит за стадом своих коз и великолепно играет на флейте. Аргус же обожал подобные музыкальные мотивы, они доставляли ему огромное удовольствие. Недолго думая, великан пригласил пастуха подсесть поближе к нему, уверяя, что лучше пастбища нигде нет, да и место здесь хорошее и тенистое. Меркурий, ясное дело, и не собирался отказываться от предложения. Он пересел поближе к страшному великану и продолжил играть. Меркурий заметил, что от столь приятной музыки Аргус начал дремать. И чтобы окончательно усыпить его, он воспользовался еще и жезлом. Все сто глаз бдительного охранника закрылись. А Меркурий, дабы довести дело до логического завершения, взял свой меч и отрубил голову великану. Узнав об этом, очень расстроилась Гера. Богиня собрала все глаза своего слуги и разместила их на хвосте и крыльях своего павлина. С тех пор эту птицу посвятили Гере, а глаза яркими пятнами сверкают на ней.
Если вы полагаете, что на этом миф закончился, то вы ошибаетесь. Неумолимая и ревнивая богиня Гера и не собиралась прекращать свои преследования. Напротив, она призвала к себе одну из Фурий и приказала ей постоянно жалить под видом слепня бедную Ио. Пытаясь скрыться от назойливого насекомого, Ио добралась до берегов Нила, где просто упала от потери сил и страшной усталости. Зевс не мог больше наблюдать за этим. Он обратился к своей супруге и просил ее пощадить девушку. Та, как ни странно, согласилась, но поставила условие - Ио никогда не должна была возвращаться в Грецию.
Всего у Геры было четверо детей - двое сыновей (Арес и Гефест) и две дочери (Илифия и Геба). Геба олицетворяла собой юность. Согласно мифам, она преподносила всем божествам чудесный нектар, благодаря которому те никогда не болели и не старели. Супругу Геракла изображали всегда юной девушкой, которая ласкает орла Зевса.
Илифия - богиня успешных и благоприятных родов. Согласно мифологии, она так и не потеряла девственность, а все свое время посвящала тому, что помогала принимать роды. Она была очень послушной и никогда не смела перечить своей матери. Гера, пользуясь абсолютным послушанием Илифии, часто использовала ее в своих целях как орудие мести. Например, когда пришло время появиться на свет малышу Латоны, которую преследовала ревнивая богиня, Илифия по приказу своей матери отправилась на вершину Олимпа. Там девушка провела девять ночей и дней, не давая родить Латоне. Ирида, богиня радуги, молила девушку о помощи, просила спуститься и смилостивиться над бедной женщиной. Илифию тронули эти мольбы, и она помогла Латоне. В результате на свет появились Аполлон и Артемида.
Напоследок мы отметим еще несколько фактов об этой своенравной, ревнивой, но в то же время помогающей многим богине. Так, она раз в год обязательно отправлялась к источнику Канаф, чтобы искупаться там и снова стать девой. Она помогла Ясону, когда тот организовал поход на аргонавтов, а на Одиссея наслала ветра с помощью Эола. Упоминается также в источниках о боге с именем Иксион, который был страстно влюблен в Геру. Он даже пытался ею овладеть. Зевсу же такие попытки не понравились, а потому он создал облако, которое приняло облик его жены, и подсунул бедному влюбленному. В результате такого союза на свет появилось целое поколение кентавров. Вот с этими мифами и историями связано имя такой древнегреческой богини, как Гера.