Что нужно делать ребенок не болел. Что делать, чтобы ребенок меньше болел? Доброжелательная обстановка в семье

Вырастить ребенка без болезней, наверное, невозможно, но можно сделать так, чтобы он болел как можно меньше. Для решения этой задачи есть разные пути — делать прививки, ограничивать контакты, закалять. Но от простуды прививок нет, исключить контакты сложно, в интенсивности закаливающих процедур можно ошибиться.

Оздоровительные мероприятия

Самое удобное время для оздоровительных мероприятий — лето. Используйте его максимально. Обязательно при любой возможности увозите ребенка из города.

На даче следите за тем, чтобы малыш как можно больше ходил босиком — массаж рефлексогенных зон стопы повышает иммунитет, нормализует работу внутренних органов, напрямую действует на глоточное лимфоидное кольцо — зимой ребенок будет меньше простужаться. Если есть возможность выбирать место отдыха для ребенка с хроническим заболеванием, посоветуйтесь с врачом. Кому-то лучше поехать на море, а кому-то — провести время в средней полосе. Общее правило: поездка в другую климатическую зону должна продолжаться не меньше трех недель, одна из которых уходит на акклиматизацию.

Конец лета и начало осени — время, когда организм запасается витаминами. Конечно, "накопить" на зиму водорастворимые витамины С, РР, группы В не получится, их избыток выводится почками, но возместить образовавшийся за год дефицит вполне возможно. Можно, конечно, в августе-сентябре покупать на стол ананасы и папайю, но лучше отдать предпочтение яблокам и арбузам. Даже трехлетним малышам полезно устроить несколько разгрузочных дней, например, только арбуз, огромный, сладкий — и можно не давать никакой другой еды, если ребенок сам не попросит.

Кишечник тоже нуждается в нашей заботе — салаты из сырых овощей восстановят его нормальную работу, помогут избежать запоров.

Осенью дни кажутся особенно короткими. Недостаток света у малышей может привести к развитию . У старших детей резко повышается утомляемость, снижается работоспособность. Существует даже термин "осенняя депрессия", которая развивается при укорочении светового дня. Лечится она в стационаре при помощи инсоляции, когда несколько минут в день человек облучается тысячеваттными лампами. Дома тоже неплохо заменить лампочки более яркими хотя бы в детской и ванной. Лучше, если они будут матовыми — яркий нерезкий свет поможет быстрее проснуться утром и бодрее себя чувствовать в течение дня, поднимет настроение, активизирует защитные силы организма.

Поднимаем иммунитет

В это же время уменьшается поступление с пищей витаминов — пора вводить в рацион поливитаминные препараты. Предпочтительнее использовать натуральные растительные формы, но и синтетические витамины тоже подойдут. Необходимо давать их ежедневно в течение месяца и повторять такие курсы 3-4 раза в зимне-весенний сезон. Американские врачи советуют давать витамины в таблетках круглый год. В их рассуждениях много весомых аргументов.

Без изучения иммунного статуса ребенка в холодное время года можно пропить 2-3 курса растительных адаптогенов: женьшеня, элеутерококка. Препараты принимаются один раз в день утром, а вечером для снятия дневного напряжения и улучшения сна нужно давать ребенку успокаивающие отвары трав: валерьянки, пустырника. Дозировку определит ваш лечащий врач. Адаптогены нормализуют биоритмы ребенка, задав им правильную волнообразную форму.

Профилактика простуд

Если ребенок в течение года часто болел, то летом его нужно обследовать — сдать , определить иммунный статус, показать лору и стоматологу. Если удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, следующая зима обязательно пройдет легче.

Простуду легче предотвратить, чем лечить. Если ваш ребенок вернулся с прогулки с мокрыми ногами, сажайте его в горячую ванну, пусть как следует прогреется. Если он не любит купаться и промокли только ноги, достаточно сделать ножную ванночку на 10-15 мин, потом тщательно вытереть ноги и надеть шерстяные носки. После ванны или ножной ванночки — горячее молоко или горячий чай с вишневым вареньем (вишня уменьшает воспалительные явления в горле).

В детский сад и школу осенью, особенно до начала отопительного сезона, ребенка лучше отправлять в теплых носках, потому что, кроме вирусов, в саду и школе его неминуемо будут поджидать сквозняки, которые способствуют возникновению болезни так же, как и мокрые ноги.

Если в семье кто-то заболел, остальным надо принимать профилактические меры. Хорошо разложить в квартире мелко нарезанный или давленый чеснок на блюдечках. Можно его положить и в предварительно ошпаренный заварочный чайник и подышать через его носик.

Резать чеснок и оставлять его пахнуть около кровати на ночь желательно хотя бы один раз в неделю в течение всего учебного года — с осени до весны. Если делать это дисциплинированно, то можно если не избежать вовсе, то резко уменьшить количество простуд в течение года.

Если в жизни ребенка должен произойти "ожидаемый" стресс: смена места жительства или детского коллектива, поступление в детский сад или школу, начало учебного года, профилактическая прививка, плановая госпитализация для обследования и лечения — его организм должен быть подготовлен. За 1-2 недели до события и 1-2 недели после проведите лечение адаптогенами, определив курс препаратов с вашим врачом.

После перенесенного заболевания, особенно леченного с помощью антибактериальных препаратов, скорейшей реабилитации будет способствовать 10-15-дневный курс эубиотиков (бифидо- и лактобактерий).

Астения

Если осенью, с началом учебного года, ребенок стал вялым и апатичным, плохо просыпается по утрам, реже бывает веселым, то это состояние можно назвать астенией.

Простуды у ребенка

Бывает, что ребенок очень легко простужается. Стоит только погулять с ним часок в холодную погоду, как у него на следующий день начинает першить в горле, текут сопли, появляется насморк. Как укрепить ребенку носоглотку? Для укрепления носоглотки подойдет витаминотерапия, а также ингаляции и посещение паровой бани. Эти меры поз-волят ворсинкам, выстилающим верхние дыхательные пути, легче и быстрее выводить микробы, попадающие в организм с каждым вдохом. Ингаляции с прополисом, эвкалиптом, пихтовым маслом и настойками поднимут местный иммунитет в носо- и ротоглотке, трахее, бронхах. Для профилактики достаточно какой-либо одной процедуры в день — бани или ингаляции. Но если вы сделаете несколько лишних процедур, это вашему ребенку не повредит.

Как уберечь ребенка от детсадовских простуд? Считайте, что микробы — это вампиры. А вампиры, по легенде, боятся чеснока. Дело в том, что фитонциды, которые выделяет чеснок, вызывают выработку в ротоглотке, носоглотке, а интерферон защищает клетки от вирусов — не дает им попасть внутрь клетки и размножиться. А если вирус не размножится, то болезнь не возникнет и микроб погибнет или будет удален из организма с помощью, например, чихания. Поэтому для профилактики надо 1-2 раза в неделю (можно чаще) в течение всего года мелко-мелко резать чеснок и ставить блюдечко с нарезанным чесноком на ночь возле кроватки ребенка.

Что делать, если ребенок часто жалуется на боли в горле, при этом миндалины увеличены? До ангин пока дело не доходит, но уроки в школе из-за болей в горле часто приходится пропускать. Чем можно помочь в этом случае? Если заболело горло, то самый простой и эффективный способ лечения — это полоскание составом "сода — соль — йод". Обычно все эти ингредиенты смешивают в одном стакане и получают незначительный эффект. Гораздо более эффективна "последовательная" схема, согласно которой на одно полоскание надо 3 стакана. Первый стакан — это 1 чайная ложка соды на стакан очень теплой воды. Выполоскайте этот состав до дна и сразу приступайте ко второму — 1 чайная ложка соли на стакан горячей воды (не кипятка!). И закрепляющий эффект — третий стакан: 10-30 капель йода на стакан воды температурой 30-40 °С. Такую процедуру, не меняя последовательность операций, повторяйте 4-6 раза в день. Боль в горле пройдет. Эффект достигается за счет последовательности воздействия: сода размягчает миндалины, после чего из них с помощью соли уходит лишняя вода, отек, после чего вы "прижигаете" миндалины йодом, убивая заодно и микробы. Размер миндалин уменьшается, и к ним меньше липнет всякая зараза. Для профилактики достаточно полоскать горло таким составом не чаще раза в день, но и не реже одного раза в неделю. Важно, чтобы ребенок умел хорошо полоскать горло и не глотал раствор.

После ОРЗ надо отправлять ребенка в школу или сад, но он, разумеется, может сразу подцепить новый вирус и опять заболеть. Однако ему надо в школу. Что делать? Лучше всего, конечно, подержать ребенка еще недельку дома, но если это невозможно, то, чтобы поддержать иммунитет в боевом состоянии, помочь ребенку справиться с послепростудной астенией, подавайте ему месяц витамины, утром и после школы добавляйте в чай настойку элеутерококка (по капле на год жизни, но не более 10 капель), а на ночь — настойку пустырника в той же дозировке. Длительность курса приема этих настоек — 15 дней.

Дети болеют простудными заболеваниями достоверно чаще взрослых.

Во многом, это связано с тем, что они просто раньше еще ничем не болели, и у них еще нет иммунитета к тому огромному количеству микробов, которыми уже переболели взрослые.

Поэтому ситуация, когда «ничем в жизни не болевший» ребенок пошел в детский сад и первые полгода «не вылезает из соплей и кашля», является вполне объяснимой.

Кстати, «часто болеющим ребенком» в возрасте 2-4 лет, официально является только тот, кто перенес более шести существенных болезней за год, а меньше – не считается).

Но все таки, наш сын болеет часто, а соседский мальчик Ваня почему-то реже. Наверное, мы что-то не так делаем?

Начнем с того, что все дети (люди) – разные. Высокие и нет, худые и нет, голубоглазые и нет, и т.п. и т.д. И врожденные (генетически обусловленные) особенности их иммунного ответа также могут сильно отличаться.

Поэтому одни дети (люди) болеют чаще, а другие – значительно реже, без всякой связи с какими-либо внешними факторами.

Есть и другие, более очевидные причины.

Наследственность . Если папа или мама ребенка страдают, предположим, хроническим тонзиллитом, а в детстве им удаляли аденоиды, вероятность такой же проблемы у ребенка заметно повышается. Есть люди, которые в детстве практически не болели, а есть те, кто перенес восемь пневмоний, 10 отитов и гайморитов. Удивляться в такой ситуации частым заболеваниям собственного ребенка достаточно странно.

Беременность . Скорее всего, мама ответственно относилась к беременности, а возможно продолжала пить, курить, болеть и работать на вредном производстве с частыми командировками по ликвидации последствий на Фукусимской АЭС. Подобная стратегия вполне могла негативно отразиться на организме ребенка.

Доношенность . Недоношенные дети, особенно рожденные с экстремально низкой массой тела, вполне могут иметь серьезные проблемы со здоровьем.

Грудное вскармливание . Хорошо защищает ребенка на первом году жизни от различных заболеваний, способствует формированию иммунной системы.

Полноценное питание. Дефицит белка, витаминов, макро- и микроэлементов ослабляет иммунный ответ.

Нарушение адаптации. Ребенок рождается с большими способностями к адаптации и выживанию в самых неблагоприятных условиях. Но его кутают, греют до опрелостей, и, заодно, намертво закрывают пластиковые окна и включают конвекторы, создавая невыносимую жару и духоту в помещении. Теперь любой, самый слабый сквознячок гарантировано вызовет простуду.

Бытовые условия и социальные условия. Курение родителей в квартире (включая в туалете и на кухне) . Обилие простуженных родственников. Частые смены нянь, ранний выход матери на работу. Раннее начало посещение детского сада неготового к этому ребенка (напротив, гиперопека, ограничение контактов ребенка со сверстниками, непосещение детского сада с 3 до 6 лет может привести к частым болезням в первом классе). Самолечение (особенно самолечение антибиотиками). Компьютер и телевизор вместо прогулок и спорта. Музыка, рисование и английский вместо футбола, коньков и лыж.

Второй ребенок. Второй ребенок в семье обычно болеет значительно чаще, чем первый, поскольку старший приносит ему из садика все возможные вирусы. А старший болел в его возрасте реже просто потому, что у него не было контактов.

Аллергия . Если у ребенка есть аллергия, он может значительно чаще болеть. Причем, часто не понятно, что это – новая болезнь или обострение аллергии.

Прививки . Если ребенок не привит, особенно от гемофильной и пневмококковой инфекций, он болеет намного чаще и значительно тяжелее.

Что же сделать, чтобы ребенок меньше болел?

  1. Подождать и набраться терпения. Чем старше становятся дети, тем они реже болеют.
  2. Закаливать, гулять, заниматься физкультурой и спортом. Особенно полезны «холодные» виды спорта.
  3. Сделать прививки, включая дополнительные («необязательные»).
  4. Правильно и своевременно лечить текущие болезни под контролем доктора.
  5. Прекратить курение в квартире.
  6. При наличии аллергии создать полноценный гипоаллергенный быт.

Но все-таки, что делать, чтобы поднять иммунитет? Есть ли какие-нибудь таблетки, средства? Может попить какие-либо иммуномодуляторы?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НЕ БОЛЕЛ

Почему дети растут и развиваются по-разному? Почему один болеет редко, а другой не вылезает из простуд? Такие вопросы, думается, не раз задавали себе многие родители. Наверное, причина в том, что не все в должной мере понимают значение такого важного фактора для развития ребенка, как закаливание Методы закаливания, которые мы рекомендует использовать, довольно просты, а потому при желании могут быть включены в образ жизни любой семьи.

Что такое закаливание?

Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через 1-2 недели, его возобновляют с начального периода.


Методы закаливания делятся на неспециальные и специальные.

Неспециальные методы – создание соответствующих условий:

Достаточный минимум одежды для прогулок, для игр в помещении и для сна (если ребенок возвращается с прогулки вспотевшим, значит, его одели слишком тепло);

Максимально возможное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, включающее прогулки и занятия спортом (если постоянно отказываться от прогулок в дождь, снег или при сильном ветре, ребенок никогда к ним не привыкнет);

Систематическое проветривание детской комнаты (до 5 раз в день) для создания «пульсирующего» температурного режима в ней (с наступлением морозной погоды форточки приоткрывают лишь на некоторое время, пока температура воздуха в помещении не снизится на 1-2 °С).

Специальные методы – это группа закаливающих процедур (воздушных, водных и др.), осуществляемых с учетом всех принципов закаливания: постепенности, систематичности, последовательности, комплексности, положительного настроя и учета индивидуальных особенностей ребенка.

Воздушные ванны представляют собой контакт кожи ребенка с воздухом и являются самой первой процедурой закаливания для новорожденных. Малыш принимает их во время смены пеленок и одежды, когда на короткое время (2-3 минуты) остается частично или целиком раздетым. Температура в помещении при этом должна быть 20-22°С. По мере роста ребенка время воздушной ванны постепенно увеличивается и к концу 1-го года жизни достигает 10 минут. Для детей старше 1 года температура воздуха при воздушных ваннах составляет 18-19°С, в возрасте от 3 до 6 лет она снижается до 16°С. Во время воздушной ванны дети должны находиться в движении, поэтому очень удобно сочетать воздушную ванну с хождением босиком по ковру или специальной дорожке с рифленой поверхностью, начиная с 1-2 минут и прибавляя через каждые 5-7 дней еще по 1 минуте, доводя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно. Это не только способствует профилактике простудных заболеваний, но и тренировке мышц стопы. Дополнительно можно делать массаж ног с помощью круглой палки или мяча, катая их под стопами.

Водные процедуры являются самым популярным и действенным видом закаливания. Однако специальную методику необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка в зависимости от возраста и переносимости. Если Вы готовы заниматься систематическим регулированием времени процедур и температуры воды, после консультации с врачом можно начать закаливать ребенка методами обливаний, обтираний или контрастного душа. Если же нет, вносить элементы закаливания без опасения можно в обычные водные процедуры, такие как умывание лица, мытье рук и купание.

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30-32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Общие гигиенические ванны, которые малыши принимают ежедневно, также могут стать прекрасной закаливающей процедурой, не отнимающей у родителей много времени. Для этого в конце купания ребенка в ванне с температурой воды 36-37°С необходимо облить его прохладной водичкой (температура 34-35°С) и насухо вытереть полотенцем.

Полоскание горла холодной водой тоже применяют в качестве закаливающей процедуры в любое время года. Детям 2-4 лет следует перед сном кипяченой водой комнатной температуры полоскать рот, а после 4 лет – горло. Осенью и зимой полезно вместо воды использовать специальные противовирусные средства. Например, чесночный раствор – из расчета 1 зубчик на стакан кипятка. Готовится такой раствор за 2 часа до его употребления.

Гимнастика и самомассаж

Закаливающий самомассаж активизирует защитные силы организма, благоприятно воздействует на нервную систему, поднимает настроение, а утренняя гимнастика – помогает организму скорее просыпаться.

Гимнастика в постели

1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно

2. Поочередное сгибание и разгибание ног.

Самомассаж головы

Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:

1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.

2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

5. Смывает шампунь с головы.

6. Берет полотенце и сушит им волосы.

7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.

Дыхательные упражнения

Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:

Ветерок

Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),

Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),

Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),

И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)

Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).

Самолет

Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в его ритме:

Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полет (задерживает дыхание)

Жу-жу-жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу-жу-жу (делает поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.

Все процедуры, включающие в себя процесс закаливания, формируют полноценный день ребенка и создают здоровый образ его жизни. Но поскольку процесс закаливания тесно связан с обменом веществ и энерготратами детского организма, нельзя забывать о важности правильного питания и включения витаминов в рацион ребенка.

Правильное питание

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. Именно с этой целью в детских садах ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении.

Утром, до отправления в детский сад, лучше ребенка не кормить, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае малыш плохо завтракает в группе. Однако если Вы вынуждены приходить в детский сад очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то можно дома давать ребенку сок и/или какие-либо фрукты.

Фитотерапия

Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.

Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.

1-3 лет – 1 чайная ложка

3-6 лет – 1 десертная ложка

старше 6 лет – 1 столовая ложка

При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.

Желаем здоровья Вам и Вашим детям!


Может быть врождённым в результате каких-либо патологий, а может быть приобретённым - спровоцированным бездумным вмешательством.

Стимуляция ослабленного иммунитета и негативные последствия

Результатом вмешательства в работу иммунной системы могут стать серьёзные : болезни суставов, болезнь щитовидки. Стимулирующие препараты могут спровоцировать обратный эффект: система начнёт видеть врага в собственных здоровых клетках, что приведёт к воспалительным процессам в тканях и даже их отторжению.

Итогом бесконтрольного повышения могут стать такие заболевания, как аутоиммунный вид диабета, артриты ревматоидного характера, системная красная волчанка.

Показания для обращения к иммунологу

Поводом для беспокойства и побудительным мотивом для обращения к иммунологу должны стать следующие факторы:

  • Слишком частые, более шести раз в год, и продолжительные , бронхиты и прочие
  • , не связанные с простудой и не поддающиеся обычному .
  • Наличие группы симптомов присущих ОРВИ или ОРЗ, но не связанных с ними (отёки слизистой носа, ).
  • на , которая выражается в появлении в ротовой полости ранок, отёками горла, кожной сыпью, рвотой и диареей.
  • Быстрая утомляемость и сонливость.
  • Необоснованные повышения температуры тела.
  • Сильные расстройства в работе кишечника (запоры, диарея).
  • Беспричинные кожные высыпания.

Знаете ли вы? О дефиците в 1976 году был снят художественный «Под колпаком». В нём идёт речь о человеке, вынужденном жить в стерильной среде. История вымышленная, но описанное заболевание ТКИД - тяжёлый комбинированный иммуннодефицит реально, встречается в одном из 100000 случаев.


Причины частых простуд у ребенка

Такая же ситуация и в школе, следует также учесть, что в школьных классах численность детей больше, чем в детсадовских группах.

Повышаем иммунитет вашего малыша

Как укрепить иммунитет ребёнку, не прибегая к рассмотрим далее.

Режим дня

Пока ребёнок не в общеобразовательном заведении, за прогулки на отвечаете вы. Гулять нужно не менее трёх часов в день: полтора-два часа перед и столько же перед .

Закаливание

Для начала развенчаем распространённый миф: часто болеющих детей нельзя. можно и нужно всех детей, так как крепкая иммунная система на 70% зависит от образа жизни ребёнка, а детям со слабым здоровьем нужна консультация и индивидуально подобранная методика.

Основные правила процедуры :

  • Начинать нужно в тёплое время года.
  • Понижение температуры во время закаливания происходит постепенно, в зависимости от реакции малыша.
  • Во время процесса желательно создать тёплую атмосферу, закаливание должно ассоциироваться с .
  • Процедуры не должны надолго прерываться, желательны системные занятия.
Есть три вида процедуры: воздухом, водой и солнцем. Закаливание воздухом можно начинать в роддоме, оставлять малыша на какой-то период без одежды, увеличивая это время.

Лучший проводник тепла, начинать можно также с рождения. При этом речь не идёт об обязательном обливании: начать можно с обтираний влажным полотенцем или банной рукавицей.

Полезны всем и всегда, благодаря им организм активно аккумулирует витамин D, необходимый для работы организма в целом и усвоения в частности.

Контроль уровня стресса

Во время нервных потрясений в организме происходит выброс «вредных» (адреналин, кортизол) в повышенных количествах. При длительных это снижает защитные функции организма и вносит разлад во многие его системы.

Стрессом для детской психики могут быть многие факторы: смена обстановки; семейные конфликты между взрослыми; дефицит времени уделяемого малышу;