Для того чтобы дети умели хорошо считать в школе, успевали за учебной программой, родители начинают подготавливать их заранее. Должной подготовке способствуют занятия в дошкольных заведениях, на которых используются картинки с цифрами для детского сада, индивидуальные подготовительные занятия. Изо всех методов именно карточки-цифры дают самый лучший результат.
Эффективность данного метода связана с тем, что обучение происходит в игровой форме, и кроме того, что ребенок запоминает новую информацию, он рассматривает картинку, чем тренирует зрительную память. Так как научить ребенка цифрам используя красивые картинки намного проще.
Несмотря на то, планируют ли родители отдавать ребенка в математический класс или нет, отправляясь в школу, он должен знать цифры от 1 до 20. Даже если это условие не было оговорено на родительском собрании, которое проходит перед поступлением детей в школу, данные знания не будут напрасными.
Ведь в шесть лет, а именно в таком возрасте большинство детей идет в первый класс, им сложно перестроиться на новый режим, и воспринимать новую информацию, подача которой отличается от того, как это происходило в детском саду. По этому изучению счета следует уделить должное внимание, а для того чтобы материал был усвоен быстрее, помогут карточки с цифрами от 1 до 10, которые малыш с радостью будет рассматривать и изучать.
Не зная, как выучить с ребенком цифры, стоит предложить ему веселые и интересные картинки, которые помогут запомнить, как выглядит та или иная. На сегодняшний день данный материал доступен. Цифры для детей можно распечатать, подобрав те изображения в интернете, которые привлекут внимание малыша.
Если же обучение происходит в домашних условиях, то распечатывать изображение необязательно, ведь посадив ребенка за компьютер, можно проводить обучение время от времени меняя используемый материал.
Веселые цифры можно приобрести в специализированных магазинах. Как правило, это небольшие карточки, на которые наклеены картинки для детей, характеризующие ноль (нуль), один, два, три, четыре и так до 9. В некоторых наборах цифра 10 отсутствует, ведь сложить ее можно с красивой цифры 1 и 0. Они могут использоваться не только тогда, когда мы изучаем цифры от 1 до 10. Пригодятся они и при составлении чисел, состоящих из десятков и единиц (11, 12, 13, 14, 15 и так далее).
Числа от 1 до 10 с картинками могут быть самыми разнообразными. При этом время от времени их можно менять. Это поможет ребенку ориентироваться в новой информации.
Красивые цифры могут иметь следующий вид:
Выбирая материал для печати, важно взять во внимание то, что рисунки на нем должны быть детские, максимально понятны малышу. Они должны вызывать у него интерес, который играет не последнюю роль в учебном прочесе. Заинтересовав малыша, успех изучения данного материала обеспечен, несмотря на то, сколько лет ученику – шесть, семь или только пошел пятый год.
Подобрав материал необходимо знать, как его правильно использовать. Данные знания помогут сделать процесс обучения максимально интересным и результативным. Для этого можно использовать минимум 4 способа:
Это могут быть прищепки, каштаны, ложки – все, что есть под рукой. Повторив, что значит ноль, один, два…восемь, девять можно приступать к игре, дав ребенку задание посчитать, сколько предметов в определенной группе и положить возле них соответствующую картинку. Например, если количество ложек 5 – то возле них ложится пятерка, если прищепки всего четыре – то красивая цифра 4.
Столько всего интересного и полезного можно получить из десяти карточек. Но для того чтобы от их применения действительно была польза, нужно сделать занятия регулярными. Не нужно гнаться за результатом, ведь если малышом плохо усвоено какое-либо число (например, цифра 8), то не нужно закрывать на это глаза и переходить к следующему уроку.
Каждый урок должен быть проработан досконально, ведь малыш должен понимать, что это за число, как оно выглядит, какое количество чего-либо обозначает, и при возможности уметь изобразить ее на бумаге.
В процессе изучения счета по карточкам с детьми дошкольного возраста нужно уметь их заинтересовать, внести в занятия как можно больше разнообразия и задора. Не стоит заставлять ребенка, он может оказаться просто не готов к получению новых знаний, а родительский напор только отобьет желание к учебе в дальнейшем. Поэтому, заниматься рекомендуется только тогда, когда у дошкольника отличное настроение, его ничего не беспокоит, присутствует интерес к данному занятию.
Конспект НОД с использованием интерактивной доски по ФЭМП в средней группе «Занимательная математика с Карлсоном»
Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.Цель:
формирование у детей математических представлений посредством работы на интерактивной доске
Задачи:
- Формировать умение работать на интерактивной доске, совершая простейшие манипуляции: нажатие на объект, перемещение объектов.
- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Совершенствовать умение составлять ритмический узор.
- Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади.
- Развивать умение составлять изображение по схеме (кубики Никитина).
- Закреплять знание цифр от 1 до 5, умение располагать их по порядку.
- Развивать коммуникативные навыки, смекалку, находчивость.
- Воспитывать умение договариваться, работать парами и по цепочке.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Ход занятия:
Коммуникативная игра:Дети садятся на места.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Чтобы узнать, что в нём написано, нужно на нашем экране нажать на конверт. (Ребенок выполняет)
Письмо:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить меня успели.
Я – герой веселой книжки,
За спиной моей пропеллер.
Взяв для подкрепленья
Баночку варенья,
Отправляюсь я в полёт,
Человечек-вертолет!
В письме – мои задания.
Все требуют внимания!
Я проверить вас хочу.
Справитесь – я прилечу!
Задание: «Собери бусы».
(Один ребенок на интерактивной доске. Остальные на местах из раздаточного материала).
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, Фрекен Бок заулыбалась! А давайте с ней поиграем!
Вы помните, что у неё постоянно жужжало в ушах? Давайте вспомним (Видеофрагмент из м/ф).
Воспитатель:
- У Карлсона в домике всегда беспорядок! Давайте поможем ему прибраться. Соберем все треугольники в обруч. (Дети парами на интерактивной доске)
При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - квадрат.
При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - прямоугольник.
Воспитатель:
- Ребята, а какие стороны у прямоугольника? (две длинные, две короткие).
- А какие предметы прямоугольной формы вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы! А теперь выходите ко мне!
Мы с фигурами играли
и немножечко устали,
Разомёмся, отдохнем,
А потом считать начнём.
Ребята, давайте вспомним, про какие геометрические фигуры Карлсон загадал нам загадки? (ответы детей) А какие фигуры вы еще знаете? (ответы детей)
- Вот сейчас мы в них и превратимся!
Физкультминутка «Геометрические фигуры»:
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Геометрическая фигура, на месте замри!
Воспитатель:
- Мы фигуры различали,
Мы узоры собирали,
И играли, и считали.
И со всем мы справились!
А теперь у вас мы спросим:
«Заданья вам понравились?»
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что делали? Что было самым трудным? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Осталось узнать, понравилось ли Карлсону, как мы справились с его заданиями?
(Видеофрагмент из м/ф)
Как в интересной и увлекательной форме познакомить дошкольников с арифметикой и укрепить навыки счета? При этом параллельно сделав упор на развитии наблюдательности, фантазии, мелкой моторики рук и памяти? Задач много и все их можно воплотить в интересном путешествии в Волшебную страну.
Материалы для занятия в детском саду:
Воспитатель приветствует ребят. Входит мальчик, изображающий математический знак «+», он обращается к детям:
– Здравствуйте, ребята, вы узнали меня, правильно, я математический знак «плюс». Но я к вам пришел не с пустыми руками, я принес вам письмо. Об этом меня просили жители Волшебной страны.
Мальчик отдает письмо воспитателю. Он уходит, а воспитатель читает письмо ребятам:
«Дорогие ребята! Пишут вам жители Волшебной страны. У нас всегда пели птицы, гуляли веселые звери и цвели необыкновенные цветы. Но однажды злой волшебник решил закрыть всех обитателей страны в клетки, а ключи спрятал. Но он оставил карту, на которой отмечены места, где спрятаны ключи, их всего семь. Тот, кто найдет их, поможет всем жителям Волшебной страны и освободит их. Ребята, помогите, пожалуйста, найдите ключи и освободите жителей Волшебной страны!»
Воспитатель обращается к детям:
– Ребята, поможем жителям Волшебной страны?
– А трудностей не боитесь?
– Для начала давайте вспомним, сколько ключей нам нужно найти? (Нужно найти семь ключей.)
– Значит, сколько мы должны преодолеть препятствий? (Тоже семь.)
– Может, и само число «7» нам чем-то сможет помочь? Знаете, ребята, а мне кажется, что число «7» волшебное. Оно встречается во многих сказках. Давайте вспомним эти сказки. («Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов».)
– А еще вы знаете, что в неделе… сколько дней? (В неделе семь дней.)
– Назовите дни недели по порядку? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
Воспитатель предлагает детям отправиться на помощь жителям Волшебной страны, говорит:
– Будем надеяться, что и число «7» поможет нам. Итак, чтобы нам не заблудиться, пройти все острова и найти все ключи, мы будем смотреть на карту Волшебной страны, а каждый ключ, который мы найдем, мы будем вывешивать на карту.
Звучит музыка, дети идут по группе, на пути у них стоит елка. Это – «Остров сказочной ели». Воспитатель обращается к детям:
– А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. Чем она украшена? (Она украшена шишками и цифрами.)
– А где же задание? Наверное, под елкой, вот в этом конверте.
Воспитатель читает задание: «Посчитайте, сколько шишек висит на елке, и покажите соответствующую цифру. Если справитесь с заданием, то ключик окажется под елкой».
Всего на елке висит шесть шишек. Дети выполняют задание, находят нужную цифру и ключик под елкой. Воспитатель спрашивает:
– Какого цвета наш первый ключ? (Первый ключ красного цвета.)
Первый ключ появился на карте.
– Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее не перейти. Смотрите, среди камней лежит конверт, а в нем задание.
Воспитатель читает задание: «Вам надо разделиться на пары. Возле реки растет яблоня – на ней висят красивые яблочки. Один из вас срывает яблочко и считает, сколько косточек в яблочке, второй возьмет столько камушков, сколько косточек его друг насчитал в яблочке, и положит камушки через реку, таким образом, вы сможете перейти реку».
Дети считают и выполняют задание, воспитатель задает вопрос:
– Какой ключ по счету и какого цвета мы получили? (Мы получили второй ключ, он желтого цвета.)
Этот ключ помещают на карту. Впереди – «Остров перепутанных человечков». Хозяева на этом острове два старых умных аиста. У одного из аистов лежит конверт – в нем задание, а на шее у другого висит ключ. Ребятам нужно справиться с заданием, тогда аист отдаст им ключ.
Воспитатель читает задание: «Ребята, на этом острове живут очень забавные человечки, они спрятаны в цветах. Они все похожи друг на друга, но их перепутали. Надо помочь им найти свой домик».
Уже три ключа вывешены на карту.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились,
На цветочки опустились.
После физкультминутки дети прибывают на «Остров затерянных цифр». Воспитатель обращает их внимание на то, что на столе лежит много картинок. Между ними находится и конверт с заданием: «Ребята, а на этом острове у нас потерялись цифры, они разбежались кто куда и спрятались в разные предметы. Найдите эти цифры».
Дети находят в картинках предметов разные цифры, называя и показывая цифру.
В награду за это ребята получают еще один ключ, на этот раз синего цвета.
Воспитатель спрашивает:
– Сколько у нас получилось ключей? (У нас уже есть четыре ключа.)
Воспитатель сообщает, что следующее задание ждет их на «Острове животных»:
– Ребята, а тут нам с вами надо хорошо подумать. Смотрите, здесь у нас перепутались все животные, и дикие, и домашние оказались все вместе, надо разделить их.
А для этого нужно быть внимательным и вспомнить, где кто живет.
Дети распределяют животных по группам «Дикие животные», «Домашние животные».
Воспитатель говорит, что еще одно препятствие осталось позади, задает вопрос:
– Сколько ключей в нашей копилке? (Пять ключей.)
И этот ключ прикрепляют к карте. Воспитатель приглашает ребят в «Домик
художника».
– Ребята, а теперь мы с вами попали в домик художника, садитесь за столы.
Воспитатель находит письмо от художника, зачитывает его: «Дорогие ребята! Я художник и очень люблю рисовать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы мне помогли, закончить картины».
– Ребята, у каждого из вас есть незаконченная картина художника, на которой изображены божьи коровки, но чего-то не хватает у наших божьих коровок. Ребята, как вы думаете чего? (У них не хватает точек на крыльях.)
Об этом и просил художник, надо нарисовать столько точек, сколько показывает цифра, расположенная рядом с картинкой.
Дети справляются с заданием, и воспитатель достает шестой ключик, показывает его детям. Воспитатель задает ребятам вопрос:
– Сколько у нас ключей? (У нас шесть ключей.)
Воспитатель сообщает, что вот и шестой ключ появился на нашей карте. Осталось только добыть седьмой, но этот ключ дети получают за свои старания, за внимание и хорошие знания. Но есть еще одно незавершенное дело. Ключи мы собрали, пройдя все испытания, а теперь их нужно отправить жителям Волшебной страны. Они очень ждут эти ключи? А в этом нам поможет математический знак «плюс», который принес нам письмо.
Выходит мальчик, он благодарит ребят:
– Ребята, большое спасибо за помощь жителям Волшебной страны. А за вашу помощь мы хотим вам подарить вот эту игрушку – пусть она станет талисманом вашей группы. Будьте всегда добрыми и отзывчивыми ребятами. Ну что, мне пора.
Дети прощаются с математическим знаком. Уходят в группу.
Материал предоставлен , №4 за 2009 год.
Все любящие родители и заботливые воспитатели знают, что знания ребенку лучше всего «подавать» в форме игры. И сегодня у нас в гостях — замечательная воспитательница Любовь Николаевна Шаврина со своими наработками обучения деток математике в детском саду . Девиз Любови Николаевны: «Учимся — играя, считаем сочиняя «.
Я работаю воспитателем в детском саду. Для меня всегда стоял вопрос, как научить дошкольника азам , что бы ему было легко, занимательно и нескучно?
Методической литературы много, но какую выбрать, что бы было понятно не только детям, но и мне, как педагогу?
Не удивляйтесь, иногда, читая «умные» книги по воспитанию и обучению детей приходится напрягаться, что бы понять, чего хотел автор. Часто в погоне за деньгами издательства выпускают любое» чтиво».
Как — то, в книжном магазине я опять стояла и перебирала пособия по обучению дошкольников и мне в руки попалась книга «Знакомство с математикой. Конспекты занятий» авторы О. Н. Крылова и Л. Ю. Самсонова от издательства «Сфера». Прочитав в содержании книги, что задания выполняются по «Рабочей тетради», к великой моей радости, нашла и её, правда в единственном экземпляре.
Два года подряд я работала на подготовительной к школе группе и эти два года играли, считали, решали по этим прекрасным пособиям. Мало того, и другие воспитатели тоже стали заниматься с детьми по этим же книгам. Не смотря на то, что рабочая тетрадь была единственная, мы бережно копировали её страницы на каждого ребенка. Если ребенок не успевал выполнить задания во время занятия, то, с удовольствием, в вечернее время самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя или других детей доделывал работу. Что бы похвалиться своими знаниями дети брали копированные листы с выполненным заданием домой и показывали родственникам.
Начну с того, что все ясно и понятно и взрослым и детям, задания даются конкретные и все в игровой форме. Воспитатель или родитель читает задания в конспектах, а дети выполняют в рабочих тетрадях.
Занимаясь по этим рабочим тетрадям детки:
Задания усложняются с каждым занятием, что способствуют пробуждению интереса к познанию, развитию кругозора, воображения, памяти.
За год дети учатся:
Приведу несколько примеров наших занятий по математике в детском саду.
На занятиях я стараюсь поставить вопрос детям так, что бы они сами проявили инициативу и высказали свое мнение.
Вот пример первого занятия по математике в детском саду.
Итак, начнем.
Создание игровой ситуации
Под звуки песни «Чему учат в школе», веду с детьми беседу — диалог:
Рассказ о Стране Знаний
Я хочу рассказать Вам про чудесную страну, в которой живут замечательные жители:
В этой стране добро побеждает зло. Каждый город в стране имеет свое название — «Математика», «Чтение», «Письмо». Страна эта — Страна Знаний.
Знакомство
Прежде чем отправиться в путь, давайте знакомиться.
Называю свое имя, детям даю цветок они передают его друг другу и называют свое имя.
Путешествие на волшебном поезде по Стране Знаний
В Страну Знаний мы отправимся с Вами на волшебном поезде.
Дети поют песню «Голубой вагон».
Первая станция «Отгадай — ка»
Здесь я загадываю загадки про школу и школьные принадлежности: карандаш, ручка, пенал, портфель.
Предлагаю детям назвать все предметы двумя словами — (школьные принадлежности). Выполняют задание в Рабочей тетради — обвести только школьные принадлежности.
Вторая станция «Возьмем — не возьмем»
Показываю картинки. Если дети видят школьные принадлежности им нужно хлопать в ладошки.
Третья станция «Отвечай — ка»
Четвертая станция «Узнавай — ка»
Отгадывание детьми загадок сопровождающиеся рисунками.
Выполняют задание в Рабочей тетради по сказке репка — » Из какой сказки этот рисунок» расскажите сказку «Репка» по цепочке.
Пятая станция «Нарисуй — ка»
Задание в Рабочей тетради — Нарисовать рисунок на тему «Страна Математики»
Шестая станция «Ворота «Страны Знаний»
Ребята, посмотрите у ворот Страны Знаний нас ждет «Мудрая Сова», она поможет вам во всем:
А что бы вам было легко, «Мудрая Сова» будет вам подсказывать, какое задание и как вы должны выполнить. Работа в Рабочих тетрадях с условными обозначениями.
Подводим итог:
Математика в детском саду — занятие №22:
А вот так выглядит занятие 22 в «Рабочей Тетради»
Для лучшего усвоения « » я использовала таблицы, которые нетрудно смастерить самим.
На крыше дома живет «хозяин» с определенным именем (цифра).
На каждый этаж в две комнаты «хозяин» может заселить столько «гостей», какой цифрой он называется, то есть в доме хозяина 5 на каждом этаже, в двух комнатах живут гости: 1 и 4; 2 и 3: 3 и 2; 4 и 1.
Ребенку будет удобнее запомнить «гостей» начиная с цифры «1», потом 2, 3 и т. д.
Я очень гожусь, что мои выпускники в школе легко усваивают материал по математике и среди них нет отстающих. Надеюсь, что родителям будущих первоклашек пригодится мой опыт и их дети будут учиться с желанием и удовольствием, радуя родителей и принося им массу положительных эмоций!
Создание сенсорных зон осуществляется с целью исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Сековец Л.С., Солнцева Л.И. и др.). Они должны побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.
Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного познавательного и эстетического развития детей. При организации сенсорной зоны во всем пространстве детского сада необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка и его развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Она должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Сенсорная зона должна отвечать следующим требованиям: на стенах групповых комнат и спален надо разместить зрительные тренажёры, для развития сенсорного восприятия дошкольников необходимо подобрать дидактические игры и игрушки. При оформлении групповых комнат и спален учитывается возможность размещения зрительных тренажёров и схем, различных лабиринтов по методике врача-офтальмолога В.Ф.Базарного. При прохождении лабиринтов по стене используются гимнастические катки. Работа с лабиринтами на стене тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки. Органично вписываются в интерьер групп изображения предметов, выполненные на потолочных плитках. Изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала.
Работа по профилактике и коррекции нарушений зрительного восприятия детей включает два основных направления. Первое - создание условий для охраны, укрепления и восстановления зрения детей и формирование у них представлений о роли зрения в жизни человека. Это направление касается всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Второе - формирование у ребенка культуры здоровья, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения, укрепления и восстановления зрения. Это направление важно для последнего года обучения ребенка в детском саду, когда выделяются задачи обучения ребенка некоторым приемам сохранения и восстановления зрения.
Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей строятся в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 от 2003г. п/п № 2.3. Для этого в первую очередь в детском саду создаются условия для полноценной реализации здоровьесберегающих технологий на основе подбора педагогических методов, направленных на формирование у детей представлений о своем здоровье и привитие навыков его укрепления каждым ребенком. Это касается педагогических охранительных режимов, организации проведения профилактических зрительных гимнастик, физкультурных пауз на занятиях (Аветисов, Э.С. (1997), Кащенко Т.П. (1994) и др.).
Одним из значимых приемом является ознакомление ребенка с возможностями глаз. Педагог помогает ребенку зафиксировать, сконцентрироваться на собственных ощущениях, опираясь на свои органы чувств. Это позволяет сформировать у ребенка правильное отношение к значимости органа зрения, потребности в сохранении своего зрения и освоение навыков его охраны. Только доверяя своим ощущениям, ребенок начинает реагировать на ту информацию, которую он получает из внешнего мира посредством глаз. На основе накопленного чувственного опыта у ребенка формируется осознанное отношение к тем видам деятельности, которые осуществляются на занятиях и в повседневной жизни (Венгер, Л.А. (1977), Григорян, Л.А. (1978), Григорьева, Л.П. (2001), Малева З.П. (2009) и др.
Примерная характеристика основных направлений работы по профилактике и коррекции нарушений зрения и зрительного восприятия у дошкольников
В содержании работы «Я и мои друзья» у детей закрепляется образ “Я“; они учатся понимать и принимать свои физические, познавательные, личностные особенности. У детей закрепляются представления о взаимосвязях в деятельности его систем и об их взаимоотношениях с окружающим миром, о функциональной значимости органа зрения. Создается основа для становления у них эталонов позитивного отношения к своему здоровью, предпосылки для адекватного реагирования на жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон.
В направлении «Как ухаживать за глазами» детей знакомят с основными средствами познания мира – зрением. Создаются специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта. У детей формируются представления о необходимости бережного отношения к глазам, навыки ухода за глазами. Дети знакомятся с лекарственными растениями, из которых делают отвар для глаз. Воспитанники знакомятся с водой как со средством гигиены, закаливания и оздоровления своего организма.
Направление «Создание сенсорных зон». При организации специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка и его развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Фото 1. «Цветные дорожки на стене». «Проследи глазками по цветным дорожкам»
Фото 2. Цифры над доской. «Проследи глазками от одного до десяти».
Фото 3. Куклы из ниток на стене. «Найди куклу зеленого цвета с желтыми волосами».
Фото 4. Учим цвета радуги. «Назови, какого цвета перчатки, приложи ладошку».
В направлении “Снятие физического и психического утомления” формируются навыки снятия зрительного напряжения через самостоятельное выполнение упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами улучшения зрения и зрительного восприятия, основанными на активизации физических и психических процессов. С ними проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Зрительные ориентиры выполняются на стене, полу, потолке. Дети практически овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами.
Фото 5. Зрительный ориентир на потолке «Кораблики и рыбки»
«Найди кораблик зеленого».
Фото 6. «Зрительный ориентир на потолке «Дерево». «Найди бабочку красного цвета».
На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка), время от времени надо отвлекать детей от работы переключением их зрения с близкого расстояния на далекое – дать отдых глазам. Этому способствует расширение зрительно-пространственной активности в режиме дня дошкольника через прослеживание по дорожкам, выполненным безотрывно.
Фото7. Настенная игра «Лабиринт». «Проследи глазками по лабиринту».
Фото 8. Настенная игра «Мозаика». «Составь узор из мозаики».
Направление «Использование разного рода траекторий», по которым дети прослеживают глазами» с помощью расположенных в пространстве группы ориентиров. С этой целью можно рекомендовать такие приемы. На стенах из шнура разного цвета и разного диаметра выкладываются безотрывно контуры предметов. Дети встают (обязательно), находят начало дорожки и начинают прослеживать от начала до конца. Вначале обучения педагог помогает указкой.
Фото 9. «Улитка на стене». «Проследи глазками по дорожке»
Фото 10. «Кораблик». «Проследи глазками по дорожке»
Дорожка для колобка на стене изготовлена из шнура по заявке детей для игровых моментов, ролевой самореализации, эмоционального насыщения. Упражнение усилено коррекционно-развивающим содержанием: сочетая вербальную стимуляцию с визуальной, дети самостоятельно моделируют задачу на благоприятном эмоциональном фоне с обыгрыванием и игровой вербальной реализацией. Дети увлечённо демонстрируют объект родителям, объясняют действие, оценивают при применении на занятиях.
Фото 11. «Колобок». «Пройди глазками по дорожке вместе с колобком».
Фото12. Фото 13.. Зрительные гимнастики для снятия утомления «Елочка», «Неваляшка»
Направление “Создание офтальмо-эргономических условий” посвящено формированию представлений у детей о правильной посадке.
Фото 14. Занятия за столами зеленого цвета
Фото 15. Плинтуса в кабинете зеленого цвета
Фото 16. Лестница зеленого цвета с выделенными желтым цветом первой и последней ступеньки.
Фото 17. Ориентиры на стене в коридорах.
Направление “Включение детей в совместную деятельность” посвящено формированию психологического климата путем изготовления несложных тренажей для зрительных гимнастик, расположенных на потолке (для сходящегося косоглазия) или на полу (для расходящегося): самолеты, птицы, бабочки, круги и др. Бабочки разного цвета, круги - это сменяемое оборудование для работы глаз. Дети прослеживают движения подвешенных на ниточках объектов, ищут объекты нужной формы и размера, описывают их, сравнивают, загадывают друг другу загадки, дают им имена, сочиняют про них истории, рисуют их и лепят.
Фото 18. Упражнение «Посмотри на бабочку»
Фото 19. «Посмотри и пройди по цветной дорожке».
Фото 20. Делаем лошадку из ниток.
Методически важным аспектом деятельности педагога в работе по данному разделу программы является его личный пример в отношении к собственному здоровью и способам его укрепления. Только ежедневно показывая детям свое отношение к питанию, двигательной активности и деятельности в целом можно сформировать у них положительное отношение к сохранению и укреплению своего зрения. Именно у активного, радостного, эмоционального педагога дети могут научиться активному отношению к жизни, вместе с ним они разучат комплекс зрительных гимнастик или физических упражнений и будут ежедневно их выполнять. Более того, под влиянием воспитателя дети с нарушением зрения могут стать проводниками идей культуры здоровья, сохранения и укрепления зрения, соблюдения санитарно-гигиенических норм, здорового питания, закаливания, двигательного режима в свою семью.
Основные задачи, методы и приемы работы.
Работа по профилактике и коррекции нарушений зрения у дошкольников направлена на охрану и укрепление зрения детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении. Ее основными задачами являются:
1.Создание условий для полноценного и всестороннего развития детей на базе педагогических охранительных режимов, совершенствования предметно-развивающей среды.
2. Укрепление жизнеспособности детского организма через привитие культуры здоровья, укрепляющих потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
3. Формирование представлений у детей о глазах и способах сохранения зрения.
4. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
Кроме того, в программе выделяются отдельные задачи, решение которых осуществляется в процессе работы на специальных занятиях на этапе подготовки детей к школьному обучению. Основная цель занятий – воспитание установок на внимательное отношение к своему зрению и формирование навыков, создающих условия для реализации этих установок в повседневной жизни.
Задачи сохранения и укрепления зрения реализуются как на специальных, общеразвивающих занятиях, так и в процессе выполнения режимных моментов, в самостоятельной деятельности.
Основным методическими приемами обучения детей является методы показа и объяснения своих практических действий педагогом . В дальнейшем практические умения детей необходимо закреплять в их словесных высказываниях, что способствует формированию у детей обобщенных представлений о глазах.
I квартал
1. Понимание и воспроизведение эмоционального состояния по глазам.
Игры, задания и упражнения: конкурсные рассказы «Какие у меня глаза», «Что выражают мои глаза?», «Узнай, о ком говорю», мимическая гимнастика «Добрый папа», «Ласковая мама», конкурс рисунков «На кого я похож», работа с набором мимических схем «Изобрази противоположное настроение». Игра «Помоги обиженному», «Дракон кусает свой хвост». Тренинг «В детский сад».
2. Формирование навыков зрительной гигиены.
Игры, задания и упражнения: отгадывание загадок про глаза, интервью «Какие у тебя глаза», мини-рассказ «Как жил бы человек без глаз», конкурс мудрецов «На что полезно направлять свой взор», уроки Мойдодыра, слушание рассказа «Как я метким стал», советы Айболита «Из каких трав получают лечебную воду?», «Как промывать глаза?», «Как отдыхают глаза?»,
3. Формирование навыков психофизического перемещения взгляда.
Игры, задания и упражнения: конкурс на лучший рассказ «Кого я видел в зоопарке?», слушание рассказа «Слон», психофизический тренинг «Большие повороты», «Перемещение и раскачивание».
4. Овладение простейшими приемами охраны зрения.
Задания и упражнения: «Поморгаем глазками», «Посмотри далеко, посмотри близко», «Расскажи, что далеко, что близко», Обучение выполнению пальминга - упражнения по снятию напряжения с глаз. Для этого детям предлагают спокойно посидеть 7-10 минут, плотно закрыв глаза ладонями, поставив при этом локти на опору.
5. Знакомство с комплексом зрительной гимнастики.
Упражнения «Метка на стекле», «Посмотри на бабочку, посмотри на муравья», «Часики».
Выполнение приемов движения глаз вверх, вниз, вправо, влево, по кругу.
Методы и приемы
Методически важным аспектом деятельности педагога в работе по сохранению зрения является ознакомление с органом зрения, его функциями, приемами выполнения зрительных гимнастик.
Родитель должен выступать союзником и помощником педагогов, активно поддерживать их усилия в домашних условиях.
II квартал
1. Усвоение детьми значения ухода за глазами для сохранения и укрепления здоровья, обучение приему самомассажа, потребности в контрастном обливании глаз.
Игры, задания и упражнения: «Соляризация», «Покажи свои глазки», «Как ухаживать за глазами», «Что происходит при умывании», «Массаж для глаз», познакомить детей с примерами из произведений К.Чуковского «Мойдодыр», «Как умываются котята, слонята …».
2. Знакомство детей с витаминами.
Игры, задания и упражнения: «Полезная ягода для глаз», дидактические игры «Найди продукты, где содержится витамин А», «Чем полезна тыква для глаз», «Какие продукты полезны нашим глазам».
4. Усвоение навыков проведения зрительных гимнастик для снятия зрительного утомления.
Игры, задания и упражнения: конкурс наблюдательных «В каких направлениях движется глаз?», глазодвигательный тренинг «Змейка».
5. Усвоение детьми элементарных способов и средств укрепления своего зрения; связь здоровых глаз и настроения.
Игры, задания и упражнения: рисунки на тему: «Мое хорошее настроение», «Мое плохое настроение», «Красивые глаза».
6. Овладение детьми приемами самомассажа с целью сохранения и укрепления зрения через воздействие на биологически активные точки лица и рук.
Игры, задания и упражнения: «Помассируем мочки ушей», «Прищепочки».
Методы и приемы
Для того чтобы правильно грамотно внедрять в практику работы детского сада технологии, сохраняющие и укрепляющие зрение, важно всем сотрудникам работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. Некоторые действия выполняются вначале в виде обыгрывания на сказочном персонаже, а затем с каждым ребенком. Взрослый контролирует самостоятельное выполнение ребенком формируемого навыка, периодически задавая наводящие и уточняющие вопросы: «Зачем ты это делаешь?», «Как правильно ухаживать за глазами?», «Какие продукты ты купишь в магазине?», «Как надо помассировать глазки?». Такие вопросы помогают ребенку осознать выполняемое им действие и сформировать связь между действием и словом.
Формируя у детей представление о том, что здоровый человек бодр и весел, важно закрепить это у детей в разных видах деятельности и на разном дидактическом материале. На прогулках нужно обращать внимание детей на то, что они могут бегать, прыгать, лазать, играть - все это благодаря своему здоровью.
Ill квартал
1. Наблюдение за условиями роста и развитием растений в зависимости от наличия солнечного света и воды; сравнение значимости солнечного света и воды для жизни растений и человека.
Игры, задания и упражнения: «Здравствуй, солнышко - колоколнышко!», «Погреем ручки на солнышке», «Водичка-водичка», «Почему растет лук в банке?», «Зачем человек пьет воду?», «Почему весной много воды?», «Какие друзья помогают маленькому растению вырасти?», «Ласковые лучи», «Почему ласковые лучи могут стать причиной болезни?».
Беседы: «Весна -это время света и воды», «Почему люди радуются приходу весны», «Почему весной полезно подставлять лицо солнышку».
2. Знакомство с ролью движений для оздоровления и закаливания организма человека.
Игры, задания и упражнения: «Быстрые и ловкие ручки», «Стой, беги», «Стой, беги, лови», «Лягушка», «Аисты и лягушки», «Маленькая гусеница», «Достань грушу», «Дождик - солнышко», «Спинка, отдохни», «Ползание на спине», «Ложись, как удобно», «Садись, как правильно».
Проведение подвижных игр на открытом воздухе, в бассейне с передачей предметов, массирующих и укрепляющих кисть руки в процессе обращения с ними. Выполнение разученного комплекса утренней гимнастики, суставной гимнастики и упражнений на статику и динамику поз.
Беседы: «Зачем надо делать утреннюю зарядку», «Главный ствол моего организма», «Как укреплять позвоночник», «Как помочь себе, когда ты устал», «Помоги себе сам».
Игры, задания и упражнения: «Послушаем сердечко», «Кто найдет сердечко?», «Для чего нам легкие?», «Чем мы дышим», «Пускаем пузыри», «Надуем шарик», «Плыви, лодочка (уточка)», «Разговор позвонков друг с другом», «Покажи, где находится у тебя желудок?» «Качалка», «Качели», «Карусель», «Проползем на спине», «Спрятались - открылись», «Тугой лук», «Меткий стрелок», «Покачаем насос».
Беседы: «Что делает желудок», «Как идет пища по организму», «Зачем человеку позвоночник», «Учим позвоночник отдыхать».
4. Обыгрывание процесса выбора полезных продуктов и приготовления пиши (салат, компот).
Игры, задания и упражнения: «Овощной магазин», «Рынок», «Приготовим салат», «Угощение для гостей», «Сварим компот», «Подберем продукты для завтрака», «Весенний салат», «Посадим лук», «Зелень на нашем столе».
Беседы: «Почему весной надо употреблять больше овощей и зелени», «Какие продукты нам полезны».
5. Обыгрывание ролевого поведения детей.
Игры, задания и упражнения: «Маша укачивает куклу», «Девочки готовят обед», «Мальчики строят дорогу», «Дочки-матери».
Беседы: «Девочки - будущие мамы», «Мальчики - будущие папы», «Женский день», «Кто нас защищает».
6. Обучение приемам само - массажа рук и тела ребенка по подражанию действиям взрослого.
Игровые действия и упражнения на осно ве движений: «Погладим ручки с обеих сторон», «Нарисуем на пальчиках ниточки», «Нарисуем на ладошке клубочек», «Рыбка, плыви», «Наденем шапочки на пальчики», «Кап-кап, капает дождик» (точечные нажатия указательным и большим пальцами одной руки точек на другой руке в середине каждой фаланги каждого пальца), «Сорока-ворона», растирание ушей; «Нарисуем губки», «Нарисуем бровки», «Нарисуем щечки», «Погладим головку».
Методы и приемы
Содержание работы в третьем квартале посвящено разнообразным видам сберегающей здоровье деятельности, которые тесно связаны с изменениями в природе и в эмоциональном состоянии детей. В период перехода состояния организма от зимы к весне у детей наблюдаются снижение иммунитета к простудным заболеваниям, снижение умственной и физической работоспособности, повышение двигательной расторможенности, а порой и агрессивности.
Поэтому содержание занятий здоровья направлено на активизацию собственных сил детского организма через воздействие на его двигательную сферу, стимулирование положительных эмоций, подключение биологически активных точек организма и правильного дыхания. В это время важно строго следить за соблюдением педагогического охранительного режима, за выполнением двигательного режима, использовать максимально допустимое пребывание детей на свежем воздухе, весеннем солнце, применять фито- и витаминотерапию.
Для снятия и предупреждения агрессивных проявлений у детей особое внимание уделяется созданию в группе позитивного эмоционального микроклимата, стимулированию доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых. Этому же способствует целенаправленная работа по развитию у детей движений, в которых участвует как общая, так и тонкая ручная моторика.
Радостное, оптимистичное настроение должно быть преобладающим эмоциональным фоном для любых видов взаимодействия. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что педагогика, базирующаяся на поощрении, считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем осуждение и наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его психическое и физическое здоровье.
В питание детей необходимо включать больше овощей и фруктов, живых соков и молодой зелени. Очень полезно давать детям не слизистые каши, а содержащие твердые ингредиенты - гречневую, перловую, пшенную. В них целесообразно добавлять сухофрукты, зелень и овощи. При этом дети должны знать, что за продукт они едят, и какие добавки в нем содержатся.
Потребляя продукты питания, дети должны познакомиться с основными органами, которые участвуют в пищеварении. Дети еще не могут осознать весь путь прохождения пищи по пищеварительному тракту. Но основные его элементы они уже могут ощутить. Педагогу важно акцентировать внимание детей на том, что надо тщательно пережевывать пищу. Затем пища попадает в желудок, и они могут чувствовать, как желудок может «ворчать», если пища плохо пережевана и быстро проглочена. А если желудок спокоен, то зубы и язык поработали хорошо.
Некоторые представления и навыки формируются у детей не только на занятиях, но и вне их. Они могут быть рассмотрены и закреплены в ходе повседневной деятельности детей. Например, перед едой можно провести с детьми беседу о роли здоровой пиши для роста и хорошего настроения, а перед сном дети могут послушать, где и как бьется у них сердечко.
Особое внимание педагоги должны уделять правильности выполнения массажа биологически активных точек и приемов само- массажа. В частности, в период обострения простудных заболеваний, выполняя массаж по А.А. Уманской, нужно помнить, что его делают три раза в день по 3 секунды 9 раз в одну сторону, 9 раз - в противоположную. И не важно, что техника его выполнения изучалась в первом квартале года. Если прием изучен, его необходимо практически применять в повседневной жизни.
К концу четвертого года обучения у детей появляется возможность выполнять основные гигиенические процедуры; владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды); выполнять комплекс утренней зарядки. По просьбе взрослого дети могут показать месторасположение позвоночника и сердца; выполнять элементарные дыхательные упражнения; перечислить полезные продукты для здоровья человека; иметь элементарные представления о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.
Таким образом, вся деятельность по внедрению в практику обучения здоровье сберегающих технологий, по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и закладке базовых навыков нацеливает работников учреждения и членов семьи на тесное сотрудничество в решение данных вопросов, на поиск эффективных методов и приемов работы.