Девочки народов эстонии ходили в зеленых юбках. Эстония. Эстонский национальный костюм

29.04.2019 Отношения

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 1999 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Сетумаа.


Сету (также сето, псковская чудь) - малочисленный финно-угорский народ, является этническим и лингвистическим меньшинством, проживающим на юго-востоке Эстонии и северо-западе России. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.
С эстонцами сето объединяет схожесть языка, а с русскими - вера, т.к. в отличие от лютеран-эстонцев, они являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, никогда не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами», часто это наименование выступает в качестве этнонима.
Коренная культура сету развивалась под воздействием восточных и западных культур, на пороге двух миров. Народный костюм сету имеет немало схожих элементов с русским народным костюмом и костюмом, характерным для финно-угорских народов. Особенно сильным было влияние русской народной культуры на костюм народности сето, проявившись в целостном комплекте одежды. В первой половине XIX века женщины-сето, подобно русским, носили рубахи с очень длинными, узкими рукавами. Частью праздничного женского костюма были белые шерстяные глухие платья, похожие на русские сарафаны, сохранившие древнее эстонское название - рюй (наряд, одежда). Кафтан был с ложными рукавами, которые заправлялись за пояс и висели на спине. То, что народность сето принадлежит к южным эстонцам, подтверждают женские головные уборы, украшения, древние набедренные передники, геометрический орнамент.
От племён восточных славян эстонцы переняли технику изготовления ткани (соответствующие заимствования вяртен - веретено, пасмас - пасма, пийрд - бёрдо и т.д.), а позже и термины скорнячного дела, необходимые при обработке овечьих шкур. Не говоря уже об откровенно русских чертах, присутствующих в костюме народности сето. С восточными славянами их роднят общие головные повязки со свисающими на спину концами, а также покрой мужских штанов. Под влиянием русской народной культуры на востоке и юге Эстонии распостранилась вышивка красной хлопчатобумажной ниткой и орнамент, вытканый на ткацком станке.

Сетуский женский костюм непременно включал в себя белые льняные рубахи - праздничная украшалась красной тканой вышивкой на рукавах у плеч и манжетах; сарафан - глухой косоклинный, с красной каймой, по низу черная бахрома. Сарафаны - в основном шерстяные, имели различные названия: китасник, рют, сукман. На сарафан одевали широкий пояс - ву. Обязательно носили передники: без кармана, длиннее и шире русских, они заходили назад - на 3/4. Праздничный передник - белый вышитый.
В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок - кулдред. В праздник надевали линик - белый
полотенцеобразный головной убор, с тканным узором на концах или неукрашенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканные ленты - пяву, длиной до пояса. На ленту пришивали бусины - хелме. Волосы заплеталась в две косы особым способом "как рога", в них вплетали льняную кудель.
Верхняя одежда - ряпик - белый приталенный кафтан с двумя группами складок (по 4) сзади, закрывал сарафан, он застегивался на 1 пуговицу, спереди косоворот обшит красным. Ряпик был летний (тоньше) и зимний.
Обувь: поршни - паства, лапти из пакли или льна - цува.
Обязательны серебряные украшения: нагрудная чаша - сыльг и разновидности цепочек: чапошка, хелме, туникелакет, рублекут, пуртукалакерт.



Красота одеяний сету была общепризнанной среди эстонок и русских, сетуские девушки сравнивались со стаей белых лебедей. О возможной смене народного костюма сами сетукезки говорили так: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери также одевались, святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменять ее другой».

Есть пословица «Женщину сету слышно, пока не скроется с глаз». Женщин сету отличало и обилие металлических, преимущественно серебряных, украшений: сетукезки любили носить кольца (считалось, что подаренное невестой колечко принесет удачу), серёжки, браслеты, ожерелья и цепи. Итак, наряд отличался красотой, «видимым богатством» и вполне ощутимой тяжестью.

Этническим символом сету и воплощением женской магии является сыльг - женское нагрудное украшение в виде крупной серебряной фибулы, или броши, выпуклой формы, вес её в среднем 2,5 кг, диаметр 25 см.

В культуре сету сыльг имеет сакральное значение, в обрядах используется для повышения способности к деторождению, защиты матери и ребенка от дурного глаза и болезней, для лечения самой женщины, членов ее семьи и домашних животных, для сохранения красоты и даже возвращения мужа домой. Сыльг имели право носить только замужние женщины детородного возраста, не имеющие внуков. Сейчас на фестивалях это ценное украшение выступает больше как знак принадлежности к сето.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

Праздники

Русское название

Эстонское название

Новый год

День независимости (1918), годовщина Эстонской Республики

iseseisvuspдev, Eesti Vabariigi aastapдev

Страстная пятница

Первый день Пасхи

ьlestхusmispьhade 1. Pьha

Праздник Весны

День Святой Троицы

nelipьhade 1. pьha

Праздник Победы (под Вынну над Ландесвером; 1919)

Иванов день

День восстановления независимости (1991)

taasiseseisvumispдev

Рождественский сочельник

Рождество Христово

1. ja 2. jхulupьha

Национальный костюм Эстонии

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик. На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба, которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами -- коническими сыльг и плоскими преэс, цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор -- полотенчатый линик, позднее -- полотняный чепец тану, на севере и западе -- убор типа кокошника поттмютс, кабимютс, девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы - вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда -- туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк, штаны -- длинные или до колен пюксид, подпоясанные поясом, жилет вест, куртка ваммус, лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап, зимой - меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь -- кожаные постолы пастлад, по праздникам -- туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад, чулки сукад, носки сокид.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану. Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины - короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.

Общее представление об одежде эстонцев XI -XIII вв. дают археологические находки. Женская одежда, по-видимому, состояла из шерстяной или холщовой туникообразного покроя рубахи, глухого сарафана или несшитой поясной одежды, набедренника и наплечного тканого покрывала. Замужние женщины носили, кроме того, передник и полотенчатый головной убор. Все эти элементы были общими и для других народов Прибалтики, полотенчатый головной убор бытовал также у соседних славян. Принадлежностью древнеэстонского костюма, характерной для других финно-угров, был, видимо, набедренник. Одежду украшали тканые узоры и характерные для прибалтийских и некоторых финно-угорских народов бронзовые спиральные пронизки, а также нашитые оловянные бляшки. Рубаху и верхнюю одежду скрепляли подковообразными пряжками. Праздничный наряд дополняли металлические браслеты, шейные гривны и нагрудные украшения из цепочек и подвесок, которые по своему типу напоминают соответствующие украшения ливов, латышей и литовцев. Мужскую одежду мы знаем хуже, чем женскую. Надо полагать, что мужчины носили рубаху, штаны и кафтан, в праздники (судя по ряду могильных находок) некоторые металлические украшения. Местные особенности в украшениях XI-XIII вв. позволяют думать, что локальные различия в одежде XIX в. имеют весьма глубокие корни.

Вплоть до XVI в. эстонская одежда сохраняла в общем свой прежний вид. Изменились только некоторые детали, главным образом украшения: нашивки из бронзовых пронизок сменились орнаментом из бусинок или бисера, исчезли бронзовые нагрудные цепочки, появились ожерелья из раковин каури, наряду с подковообразными пряжками стали носить круглые, позже конусообразные.

Более существенные изменения эстонский народный костюм претерпевает в XVII-XVI}