Дидактическая кукла — рекомендации по использованию. Дидактическая игра «Кукла хочет спать». «Я ищу детей, которые полюбили бы меня»

24.04.2019 Выбирай

Никонорова Эльвира Аркадьевна,

воспитатель,

НРМДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Нефтеюганский район, г.п.Пойковский

Дидактическое пособие «Оденем куклу» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данное пособие, осуществляется воспитание патриотических чувств.

Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.

Пособие актуально в обучении детей, как младшего возраста, так и старшего.

В набор входят красочные разноцветные игровые элементы.

Описание дидактического пособия:

Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.

Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.

  • Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки.Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
  • Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки.Обувь – валенки, сапожки, туфли)
  • Набор предметов одежды по цветам(платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
  • Набор предметов национальных костюмов (русский, башкирский, калмыцкий, хантыйский

Элементы игры крепятся с помощью липучек

Данное пособие можно использовать в разных вариантах игр, например:

1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду»

2 вариант. Игра «Подбери по цвету»

3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону»

4 вариант. Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»

5 вариант. Игра «Модное шоу»

1 вариант.

Игра «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.


2 вариант

Игра «Подбери по цвету»

Цель.

Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.

Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.

Ход занятия.

У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.

3 вариант.

Игра «Оденем куклу по сезону»

Цель.

Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)

Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).

Последовательное одевание куклы на прогулку.


4 вариант.

Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»

Цель.

Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России.

Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.

Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.

Ход игры . Детям предлагается одеть кукол в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.


5 вариант.

Игра «Модное шоу»

Игра направлена на развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.

Наталия Худошина

Кукла изготовлена своими руками из синтепона и женских прочных колготок.

Цель: научить детей ориентироваться в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.

Задачи

Познакомить детей с русским национальным костюмом; прививать любовь к традициям и культуре русского народа.

Развивать диалогическую и монологическую речь.

Расширять и активизировать словарь детей при составлении описательных рассказов об одежде, обуви, о временах года.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми; бережное, заботливое отношение к куклам, игрушкам.

Обогащать самостоятельную деятельность детей; развивать способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности.

Перечень форм работы с детьми с использованием дидактической куклы.

Непосредственная образовательная деятельность.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Самостоятельные игры.

Режиссерские игры.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Театральная деятельность.

Вот как мы наряжали нашу Аленку в русский костюм


При использовании куклы в непосредственно образовательной деятельности расширяется и активизируется словарь детей по многим лексическим темам. Например – при составлении описательных рассказов об одежде, при пошиве которой старалась разнообразить ее части: это капюшон, воротник, карманы, рукава длинные и короткие, крылышки и другие части.


Использовала разные материалы для одежды: мех, вельвет, трикотаж, х. б. ткани, шелк, шерсть, велюр, пряжу. На одежде имеются разные застежки: пуговицы, замки, кнопки, шнуровки, липучки.









При использовании куклы в играх у детей формируется диалогическая и монологическая речь, воспитываются доброжелательные взаимоотношения, бережное отношение к куклам, игрушкам. Дети с удовольствием играют с куклой. Плетут косы, вплетают в косы ленточки. Одевают и выводят ее на прогулку. У Аленки имеется одежда на все времена года. Мы даже успели одеть ее в зимнюю одежду и покатать на санках в апреле т. к. в это время в нашем городе неожиданно выпал снег.





У нашей Аленки несколько пар обуви, которую дети успешно подбирают к определенной одежде, в определенном стиле. Обувь тоже сделала сама.


Дети устраивают Аленке день рождения; ходят с ней на прием к врачу. Есть еще много интересных игр, в которые детям еще предстоит поиграть.



Куклу можно использовать в игровых обучающих ситуациях с литературными персонажами. Красная шапочка, в русском костюме это может быть Василиса Премудрая, Царевна-лягушка и другие персонажи.


Татьяна Колотилина

Дидактическая кукла Таня

Введение.

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.

Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Психологическое воздействие игр: развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников.

Цель игры с куклой; два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами) (одеть куклу, раздеть и др.); воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).

Нашу дидактическую куклу зовут Таня. Кукла изготовлена из материала, соответствующего требованиям САНПИН: голова, ноги и руки – резиновые, туловище – матерчатое. Детали куклы – мягкие.

Одежда нашей куклы проста по крою; дети легко снимают и надевают её на куклу.

Гардероб куклы:

1. Нижнее бельё (трусики, майка);

2. Пижама;

3. Халатик;

4. Фартук;

5. Косынки;

6. Спортивная одежда (футболка, шорты, носки);

7. Брючный костюм (брюки, блузка);

8. Вязаное платье;

9. Вязаный сарафан и блузка;

10. Теплый вязаный костюм (брюки, кофта);

11. Обувь (туфли, разного цвета пинетки);

12. Головные уборы (шапка, шляпка, панама);

13. Различные сумочки;

А так же у куклы имеется матрац, подушка и постельное бельё (простынь, наволочка, пододеяльник, покрывало, накидка на подушку).

Перечень приложения к кукле:

1. Игровая ситуация «Модница».

2. Проблемная ситуация «Осторожно, сосульки!».

3. Дидактическая игра «Поможем кукле Тане закончить уборку».

4. Дидактическое упражнение «Кукла заболела».

5. Формы работы с дидактической куклой:

Дидактические игры;

Дидактические упражнения;

Игровые ситуации.

Образовательная область «Коммуникация»

Игровая ситуация «Модница»

Цель: развитие умения описывать предмет по схеме.

Задачи:

Ознакомить детей с элементами схемы описательного рассказа, помочь освоить чтение схемы;

Развивать умение устанавливать связи последовательности, отражая их в логике описательного рассказа;

Развивать самостоятельность ребёнка в речевой деятельности.

Материал: кукла Таня одета в вязаное платье, шляпку, пинетки и на плече сумочка, игровой персонаж – собака Филя; карточка-схема для составления рассказа.

Организация.

Конструирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям пойти в игровой уголок. На диване сидят куклы. К детям приходит собака Филя. Филя восхищается куклами и говорит, что ему особенно понравилась одна из них. Воспитатель предлагает Филе рассказать о понравившейся кукле; Филя рассказывает о кукле, которая ему понравилась, но дети не понимают, о какой кукле говорит Филя. Филя просит детей научить его рассказывать про куклу. Воспитатель объясняет, как надо рассказывать про куклу. Чтобы было понятно, надо рассказывать по порядку и ничего не пропустить.


В этом помогут волшебные картинки. Глядя на них, можно рассказать про любую куклу. Воспитатель с детьми рассматривают схемы: название игрушки, из каких частей состоит игрушка, об одежде, из чего сделана кукла, как можно с ней играть, за что я люблю игрушку.

Идет работа по карточкам-схемам. Так посредством обсуждения перед детьми постепенно выстраивается схема описательного рассказа о кукле. Филя понял как надо рассказывать о кукле, но забыл с чего нужно начинать. Воспитатель даёт образец описательного рассказа. Дети упражняются в составлении описательного рассказа по схеме, учат Филю рассказывать.

Образовательная область «Безопасность»

Проблемная ситуация «Осторожно сосульки»

Цель: развивать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице в зимний период года.

Задачи:

Дать детям знания о сосульках и об опасности, которую они могут представлять;

Формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.

Материал: кукла Таня одета в теплый костюм, шапочку; домик с «сосульками» из картона, домик пряничный с «сосульками», газета «Осторожно сосульки».

Организация. Дети сидят на ковре, участвует подгруппа детей.

Конструирование ситуации.

В гости к детям приходит кукла Таня. Воспитатель загадывает загадку о сосульке и просит куклу Таню рассказать о том, что она знает о сосульках: как они появляются и почему мама не разрешает брать в рот сосульки. Таня вспоминает, что на её доме тоже есть сосульки. Дети рассматривают домик с сосульками и газету «Осторожно сосульки». Проводится опрос-беседа, в ходе которой дети делают выводы и просят Таню запомнить правила:

Нельзя сосать и есть сосульки;

Нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки;

Нельзя подходить и трогать свисающие сосульки.


Воспитатель приносит пряничный домик с «сосульками», который испекла родительница. Дети, рассматривая пряничный домик, замечают, что есть и вкусные сосульки. Они живут на пряничных домиках.

Образовательная область «Труд»

Дидактическая игра «Поможем Тане закончить уборку»

Цель: способствовать интеграции игры и труда, включению детьми освоенных хозяйственно-бытовых процессов в игровой сюжет.

Задачи:

Формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых;

Обучение целостным трудовым процессам.

Материал: кукла Таня в халатике, фартуке и косынке; предметы и оборудование, позволяющие детям вымыть игрушечную посуду, вытереть пыль.

Организация. Игра проходит в игровом уголке с подгруппой детей. Созданы условия для детских игр по методу игра-труд.

Ход игры.

Придя утром в группу, дети обнаруживают, что кукла Таня начала, но не закончила уборку, оставила грязную посуду. Воспитатель побуждает детей к игре, обговаривает развитие сюжета. В ходе игры распределяются трудовые процессы: кто-то моет посуду, кто-то её вытирает, кто-то вытирает пыль.

Результат: дети помогли убраться кукле Тане.


Образовательная область «Здоровье»

Дидактическое упражнение «Кукла заболела»

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции и правильно на них реагировать;

Воспитывать желание помогать, находить разные способы проявления заботы и оказания помощи.

Материал: кукла Таня одета в пижаму, кроватка, постельное бельё, халат и шапочка врача, медицинские инструменты.

Организация. Игровая ситуация создается в игровом уголке с участием подгруппы детей.

Конструирование ситуации.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла сидит очень грустная и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача, он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ей необходим постельный режим». Дети застилают чистую постель, одевают на куклу пижаму и укладывают её в постель. Врач несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за «выздоравливающей»: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком.


Формы работы с дидактической куклой

Дидактическую куклу используем в непосредственно-образовательной деятельности в различных образовательных областях, в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

Дидактические игры

«Научим Таню одеваться на прогулку»

Цель: воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде.

Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать вещи.

«Кукла Таня хочет спать»

Цель: познакомить с новой игровой цепочкой (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); научить ласково обращаться с куклой.

«Как заботится о своей одежде»

Цель: уточнить и систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде.

«Кукла Таня у нас в гостях»

Цель: формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

«Умоем куклу Таню»

Цель: воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой; учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.

«Кукла Таня простудилась»

Цель: формировать навык пользования носовым платком.

Дидактические упражнения

«Болезнь куклы Тани»

Цель: воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относится к больному; учить проигрывать воображаемую ситуацию.

«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»

Цель: учить детей лазать по гимнастической лесенке одновременным способом, чередующим шагом.

«Я ищу детей, которые полюбили бы меня»

Цель: привлечь внимание детей к новой игрушке-кукле; учить рассказывать о том, как они будут с ней играть.

«Покажи на кукле и на себе»

Цель: обучать ориентировке в схеме собственного тела; называть части тела.

Игровые ситуации

«Путешествие с Таней в страну одежды»

Цель: помочь детям в освоении родового понятия «одежда» на основе осознания её назначения как существенного признака; раскрыть зависимость особенностей одежды человека от сезонных изменений и её назначения (домашняя, повседневная, праздничная); способствовать развитию связной речи, умению доказывать свои суждения; воспитывать желания одеваться со вкусом.

«День рожденья куклы Тани»

Цель: знакомить с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывать чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать подарки.

«Из какой ткани сделана одежда»

Цель: уточнить знание детей о разнообразии тканей.

Дидактическая игра

«Кукла Таня хочет спать»


Дидактическая игра

«Научим куклу Таню спускаться и подниматься по лестнице»


Дидактическая игра

«Научим куклу Таню одеваться на прогулку»


Дидактическая игра

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы. Приведем в качестве образца описание такого занятия.
Воспитательница поставила на маленький столик кукольную кроватку, на которой лежит кукла, рядом стульчик с одеждой куклы. Когда дети уселись на свои места, воспитательница обратилась к ним.
- Дети, смотрите: кукла спит. Не шумите, а то разбудите ее. Окажем все вместе: «Тише, тише: кукла спит».
Дети (хором). Тише, тише: кукла спит.
Воспитательница. Наташа, скажи одна: «Тише, тише: кукла спит».
Наташа повторяет эти слова.
Воспитательница. Споем тихонько песенку про куклу. Эту песню мы с вами недавно пели. Как начинается песенка о кукле?
Дети. «Вот какая кукла».
Воспитательница начинает петь песню, дети подхватывают. По окончании песни воспитательница говорит:
- Наша кукла давно уже спит. Ей пора вставать. Разбудим куклу: «Кукла, вставай!» Не слышит. Она крепко спит. Скажем все вместе: «Кукла, пора вставать!»
Дети повторяют эти слова.
Воспитательница. Кукла повернулась на другой бок, а вставать не хочет. Как она любит спать! Вот соня! Галя, подойди к кукле и скажи громко: «Кукла, пора вставать!»
Галя. Кукла, пора вставать!
Воспитательница. Теперь, Витя, помоги разбудить куклу.
Витя. Пола вставать.
Воспитательница. Пора вставать!
Витя. Пора вставать!
Кукла встает и говорит: «Здравствуйте, дети!»
Дети. Здравствуй!
Воспитательница. Спросите, как куклу зовут.
Дети. Как тебя звать?
Воспитательница. Шурик, спроси куклу, как ее зовут.
Шурик. Как тебя звать?
Кукла. Меня зовут Таня. А тебя, девочка, как зовут?
Девочка. Галя.
Кукла. А как зовут этого мальчика?
Воспитательница. Сережа, скажи кукле, как тебя зовут.
Мальчик. Сережа.
Воспитательница. Ах, кукла голыми ножками встала на пол? Разве можно так делать?
Дети. Нет, нельзя!
Воспитательница. Мы сейчас куклу одевать будем, она не умеет сама одеваться. Что мы на куклу наденем?
Дети. Платье... Ботиночки... Чулочки...
Воспитательница. Света, дай мне чулочки.
Света подходит, берет со стульчика чулочки и подает воспитательнице.
Воспитательница. А ты скажи: «Кукла Таня, вот тебе чулочки».
Света (громко повторяет). Таня, вот тебе чулочки.
Воспитательница. Чтобы чулочки держались, что нужно пристегнуть?
Дети. Резинки, резинки!
Кукла. Надень мне, пожалуйста, платье, да поскорее, а то мне холодно. Девочка с помощью воспитательницы надевает кукле платье. Воспитательница. Теперь наденем тапочки.
Кукла. Спасибо, Света! Спасибо, дети, что вы помогли мне одеться.
Воспитательница. Кукла Таня, а теперь что надо сделать с кроваткой?
Кукла. Ой, надо постелить постель. А я не умею. Кто мне поможет?
Дети. Я помогу! Я! Я!
Воспитательница. Света, помоги кукле. Скажи ей: «Смотри, кукла, как надо стелить постель».
Света. Смотри, кукла, как надо стелить постель.
Воспитательница. Надо встряхнуть простынку, потом постелить ее. Потом что надо сделать?
Дети. Одеяло.
Воспитательница. Сверху накрыть одеялом.
Дети. Теперь подушку.
Воспитательница. Да, теперь положить подушку. Вот как аккуратно Света накрыла постель. Позовите куклу идти гулять.
Дети. Гулять... Иди гулять с нами...
Воспитательница. Лена, подойди и позови куклу.
Лена. Кукла, иди гулять.
Кукла. А вы будете меня катать на автомобиле?
Дети. Будем... Будем...
Вова. И на лошадке будем...
Воспитательница. Идите одеваться на прогулку, и кукла Таня с нами пойдет. Возьмите ее за ручки, ведь она маленькая.
На этом занятии малыши с большим интересом следили за тем, что делал и говорил воспитатель, внимание их ни на минуту не ослабевало. Воспитательница умело сочетала коллективные и одиночные ответы детей, все это давало удовлетворение всем детям; каждый чувствовал себя активным участником, а не только зрителем и слушателем. Кроме того, детям пришлось и говорить и действовать (одевать куклу, подавать одежду). Это тоже соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, которым свойственна двигательная активность. Во время занятия воспитательница, не подавляя инициативы детей, подсказывала им, как нужно говорить.
Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.
Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3).
Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Белочка»

с. Боровое – 2014

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.

Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)

Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

Паспорт дидактического пособия

«Дуняша – душа наша» .

Актуальность!

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы…

Так родилась идея создания дидактического пособия «Дуняша» !

Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности.

Работа с пособием способствует:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подготовки руки к письму.
  • Формированию КГН (навыков самообслуживания.)
  • Развитию сенсорных способностей.
  • Повышению познавательной активности.
  • Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление) .
  • Обогащению представлений об окружающем мире.
  • Закреплению знаний о временах года.
  • Обогащению речи детей.
  • Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.

Кукла «Дуняша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.

Кукла «Дуняша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков! «Дуняша!» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Дуняша» вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций, поощрения в виде подарков от «Дуняши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Технические характеристики

Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые) , различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа.

Дидактическая кукла «Дуняша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.

«Весна»

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето
Но уже – весна!

Атрибуты: сарафан, шнуровки, ленты, резинки, косы, бусы, листья, одуванчики, разноцветные прищепки, «Волшебный мешочек» , сумочка-мешочек «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Лето»

Лето – чудо, а не слово,
Всей земле оно знакомо.
Вновь цветочки зацветают,
И о лете возвещают.

Атрибуты: сарафан, шнуровки, косы, ленты, резинки, платок, косынка, фартук, бусы, карман на пуговице, тесьма, сухой бассейн, вязаные разноцветные цветы, пуговицы, листья, разноцветные прищепки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик жёлтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Атрибуты: плащ с капюшоном, завязки, кнопки, косы, ленты, резинки, прищепки, липучки-застёжки, листья, вязаные овощи и грибы, бусы с дарами осени, корзинка с урожаем, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

«Зима»

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет - и пушинок
Разлетятся семена.

Атрибуты: шубка - платье, замок-молния, варежки, шнурки-завязки, бусы-украшение, бусы на шнурке, прищепки, мишура-мех, крючки, липучка - застёжка, вязаные снежки, снежинки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома» , сухой бассейн) .

При подборе игровых упражнений следует помнить!

  1. Ировые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
  2. Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
  3. Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.

Игры с лентами.

Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.

  • «Что изменилось?» . Предложить детям закрыть глаза, ленточку спрятать или поменять. Спросить о том, что изменилось.
  • «Ветер. Волны» . Взять ленточки и изобразить ветер, волны.
  • «Улитка» . Намотать ленточку на ручку ложки. Или: смотать ленту спиралью, подкинуть, держа за край (лента развернётся.)
  • «Банты» . Завязать узел, бант, вплести ленты в косы. Усложнение: завязать ленты определённого цвета, узкую //широкую; на правую – одного цвета, на левую – другого.
  • «Найди такую же» . «Больше – меньше» .

Игры со шнурками.

Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.

  • «Бусы для куклы» . Нанизать бусины на шнурок. Усложнение: оговаривать размеры, фактуру бусин, чередование по цвету, форме, диаметру дырочек.
  • Проводится по аналогии с игрой «Банты» . Усложнение: сплести косичку из шнурков.
  • «Картина» . Выложи из шнурков на посадском платке солнце, речку ит. д.
  • «Разноцветная азбука» . Составить буквы из шнурков.
  • «Найди такой же» . По показу или по описанию.

Игры с резинками, волчками, ложками.

Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.

  • «Волчок» . Крутить. Усложнение: крутить и одновременно говорить чистоговорку, скороговорку, считалку.
  • «Резиночка» . Все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев разжимать резиночку. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой, обеими.
  • «Сделай кукле причёску» . Сделать «хвост» или надеть на косичку.
  • «Азбука Морзе» . Отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритмического рисунка по образцу. Усложнение: одновременное проговаривание рифмованных текстов.
  • «Повар» . Пересыпание крупы, пуговиц из одной ёмкости в другую. Из ложки в ложку.

Игры с прищепками.

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.

  • «Превращения» . Прикрепить прищепки к разным вязаным геометрическим фигурам (круг, прямоугольник, полукруг.)
  • «Ориентация» . Прикрепить на одежду ребенка несколько прищепок – сзади, спереди, по бокам. Затем х снять.
  • «Весёлые звуки» . На каждый звук ребёнок прищипывает соответствующего цвета прищепку на карман.
  • «Слог //слово» . На каждый звук //слово ребёнок прищипывает прищепку на карман.
  • «Что изменилось?» Убрать, добавить, поменять местами прищепки и т. д.

Игры с пуговицами.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.

  • «Пуговичный мешочек» . Погрузить руки в кармашек с пуговицами или мешочек, захватить как можно больше пуговиц и удержать в ладони, поднять руку и высыпать пуговицы по одно, согнуть ладонь с пуговицами в кулак и разогнуть, не уронив пуговиц.
  • «Собери одинаковые пуговицы» . Условия задаёт воспитатель.
  • «Опиши пуговицу» . Рассмотреть, описать пуговицу, придумать небольшой рассказ о пуговице.
  • «Выложи фигуру» . Выложить по образцу. Усложнение: придумать свои варианты фигур (мячик, бусы и т.д.)
  • «Клавиатура» . Произвести движение «печатания» . Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием пальцами обеих рук на разные пуговицы.
  • «Дорожки» . Выложить на столе дорожку из пуговиц в произвольном порядке по желанию детей. Ходьба пальцами по готовой пуговичной дорожке.
  • «Бусы» . Нанизать пуговицы, оценить работу свою и других.
  • «Перекладывание пуговиц» . Перекладывание пуговиц из миски в миску с помощью ложки.
  • «Примеры» . Составление и решение примеров с помощью пуговиц.

Игры с крупами.

Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.

  • «Узнай, что насыпано» . Помять, послушать и определить содержимое мешочка.
  • «Найди такой же» . Найти пару мешочку на слух.
  • «Волшебный мешочек» . Найти в мешочке небольшой предмет, описать его, вынуть и проверить.
  • «Золушка» . Смешать мелкую крупу с фасолью, вынуть только фасоль. Усложнение: обеими руками.
  • «Ложка» Набрать неполную ложку крупы из одной ёмкости, затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпьте туда крупу.
  • «Картины» . На ярком подносе тонким слоем рассыпана мелкая крупу. Показать ребёнку технику рисования // письма пальцем.

Варианты игровых заданий (картотека) .

Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

  • «Четвёртый лишний» . Разместить на кукле изображения так, чтобы одно из них не соответствовало данной классификации (например, грибы //овощи.)
  • «Цвет, форма» . Предметы только заданного цвета, формы.
  • «Больше или меньше?» Пересчитать и сравнить (фрукты, цветы и т. д.)
  • «Съедобный - несъедобный» . Отобрать, снять, прикрепить заданные грибы.
  • «Что изменилось?» Найти и рассказать, что появилось, что исчезло, что поменяли местами.
  • «С какого дерева лист?» Закреплять лист прищепкой и проговаривать своё мнение. Или снять заданный лист.
  • «Кто больше?» Глядя на куклу, назвать как можно больше цветов.
  • «Сколько // какой по счёту?» прикреплять предметы и одновременно осуществлять количественный // порядковый счёт.
  • «Запомни!» Посмотреть, закрыть глаз и перечислить, что запомнили (это могут быть птицы, цветы…)
  • «Назови одним словом!» Родовидовые отношения.
  • «Загадки» . Загадать предмет на кукле, описать, не называя его. Можно провести игру наоборот: узнай по описанию!»
  • «По грибы» . Собрать в корзину грибы, рассказать о них.
  • «Что перепутала Дуняша?» В одном времени года смешать разные предметы. Указать на ошибки, объяснить, исправить.
  • «Расскажи про Дуняшу!» Составить описательные рассказы по временам года.

Дидактическое пособие – кукла «Дуняша – душа наша» может пополняться дополнительными предметами. Кукла «Дуняша» разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность.

Желаем педагогам проявления творческих способностей

и успехов в работе с нашей Дуняшей!