Дрессировать щенка спаниеля 2 месяца. Дрессировка русского охотничьего спаниеля

Среди охотничьих собак, порода русский спаниель занимает особое место: появившись в СССР пятидесятых, она была выведена специально для российских природных условий, с которыми не справлялись завезенные ранее английские спаниели.
Энергичная и выносливая собака моментально завоевала популярность у советских заводчиков, оценивших ее охотничьи качества и легкий, добродушный характер. По сей день она широко известна на территории бывшего Союза, хотя и не признана международным кинологическим сообществом.

Причины «народной любви» к спаниелю нетрудно понять, разобравшись в особенностях этого уникального, по-настоящему русского компаньона охотника. В этой статье мы рассмотрим не только особенности характера спаниеля и характеристику породы, но и подробно уделим внимание его охотничьим качествам.

Описание

В двадцатые годы прошлого века ленинградскими учеными была начата фундаментальная работа по племенной селекции нового вида спаниеля, лучше европейских «коротконогих» пород приспособленного к охоте на болотистой местности и заливных лугах. Результатом стало появление к концу тридцатых годов собаки, значительно отличавшейся от английских телосложением и выносливостью. Но первый раз официально русский спаниель стандарт породы получил только спустя еще десять лет - в 1951.
Так началась история русского охотничьего спаниеля - подружейной собаки охотника на водоплавающих, луговых, боровых птиц.

Внешний вид

Русский охотничий спаниель Характеристика породы - сильная, «суховатая» собака небольшого размера:

  • Шерсть: густая, блестящая, слегка волнистая и длинная - на холке, груди, по бокам. Короткая: на передней части лап и на голове.
  • Сильный завиток на груди, шее или, наоборот, слишком короткий волос являются браком.
  • Окрас: варьируется от одноцветного до трехцветного. Цвета: черный, рыжий, коричневый, в сочетаниях, с подпалинами и мазками.
  • Телосложение: крепкое, поджарое, с хорошо развитой мускулатурой. Холка высокая. Рост от 38 см (суки) до 44 см (кобели), вес - между 12 и 18 килограммами.
  • Хвост: толстый, подвижный, положение - по линии спины, купирован.
  • Голова: Уши - висячие, плотно прилегающие к голове, шерсть на них длинная и волнистая. Глаза - карие, морда - умеренно длинная.
  • Движения: быстрые, свободные.
  • Средняя продолжительность жизни: от 10 до 14 лет.

Характер

Собака русский спаниель отличается спокойным и добрым нравом, любит детей, уживается с кошками. В квартире чувствует себя комфортно. Дома: ласковый, веселый, испытывает сильную привязанность к хозяину.
Во время охоты спаниель активный, внимательный помощник. Послушный, не проявляет агрессии к человеку. Вынослив, с удовольствием плавает и ныряет за добычей даже в ледяную воду.

Преимущества и недостатки породы

Достоинства русского спаниеля:

  • Размер: созданный для охоты, спаниель подходит и для жизни в большом городе. Компактного питомца можно перевозить в сумке, на метро и в другом общественном транспорте.
  • Не требует изнурительных тренировок, обладает высоким интеллектом.
  • Щенки русского спаниеля имеют минимальный процент генетических отклонений благодаря строгому отбору племенных собак при селекции пород.

К сожалению, у спаниеля есть и свои «слабые» стороны:

  • В сложных условиях: в высокой болотной траве, в небогатых на птицу местах - быстро выматывается и устает.
  • Опасно его содержание совместно с грызунами и экзотическими животными, птицами.
  • Молодые собаки могут быть слегка доминантными или гиперактивными, что легко исправляется при дрессуре.
  • Иногда ревнив и обидчив.
  • Склонен к отитам и другим ушным инфекциям из-за особенностей строения уха.

Русский спаниель требует ежедневных физических нагрузок и не подходит для людей, ведущих малоактивный образ жизни.

Охотничьи качества

Порода собак русский спаниель наделена целым набором незаменимых на охоте качеств:

  • универсальность: спаниель «работает» практически с любыми видами дичи;
  • компактность: небольшой размер и вес спаниеля помогают ему без труда пробираться по местам, где «завязнет» крупная собака;
  • высокая работоспособность в любых погодных условиях: спаниелю не страшна жара (как, например, легавой) или полное безветрие;
  • быстрое достижение «охотничьего» возраста: щенок осеннего помета при правильной дрессировке к весне - лету выходит на первую охоту;
  • острый нюх: собака не ошибется при поиске подранка или затаившейся птицы, найдет добычу в зарослях, в темноте.

Выбор щенка

Русский спаниель - верный друг и спутник человека. Чтобы приобрести собаку с заявленным для породы стандартом, к выбору щенка следует отнестись серьезно, особенно - если животное планируется брать на охоту.

Внимание следует обратить:

  • На здоровье, физические характеристики. Щенки русского охотничьего спаниеля должны быть активными, хорошо развитыми, упитанными. С двух месяцев они крепко стоят на лапах, игривы, любопытны.
  • На соответствие общим охотничьим стандартам. У животного не должно быть видимых дефектов: рахита, неправильного прикуса, непропорционального телосложения (большой головы, укороченных конечностей).
  • Родители щенка должны иметь все необходимые для породистой собаки документы: родословную с «отличной» оценкой экстерьера, полевой диплом.

Покупать щенка нужно у проверенного профессионального заводчика. Так до минимума сократится вероятность приобретения отбракованной или не жизнеспособной собаки.

Являясь собакой «городского охотника», спаниель приспособлен и к тяжелым полевым условиям (морозу, сильному ветру, дождю, жаре), и к малогабаритной квартире.

Главным требованием для его комфортной и счастливой жизни дома является:

  • длительный ежедневный выгул (час-полтора в день);
  • правильное кормление;
  • уход за шерстью;
  • забота о здоровье «проблемных» ушей и глаз.

Кормление

Рацион русского спаниеля должен быть сбалансированным, содержать все необходимые полезные вещества и элементы.

Для собаки хорошо подойдут:

  • телятина, курица, куриная печень, говяжьи и куриные потроха в отварном виде;
  • отварное филе морской рыбы;
  • овощи и фрукты;
  • премиум-корма.

Взрослых питомцев кормят два раза в день. Щенков - 5-6 раз в день небольшими порциями, избегая перекармливания.

Уход

Эта порода не требует сложного ухода: собаку обязательно регулярно (не реже 2-3 раз в месяц) вычесывать, купать при необходимости.

Забота о здоровье

Собаки этой породы крепкие, здоровые животные.

Слабым местом являются:

  • Уши. Длинные, висячие уши собаки нужно регулярно проверять и чистить из-за предрасположенности спаниеля к отитам. Приучают щенка к чистке ушей с самого раннего возраста;
  • Глаза. В глаза часто попадает инфекция, развивается конъюнктивит, поэтому их необходимо очищать от грязи, при слезотечении промывать чистой водой.

Воспитание, дрессировка и натаска

Описание породы русский спаниель будет неполным без упоминания о его восприимчивости к дрессировке.

Начинать тренировки следует не позднее возраста двух - трех месяцев:

  • с простых команд «ко мне», «место», «сидеть», «лежать»;
  • разграничения дозволенного и недозволенного командами «можно» и «нельзя».

Дрессировка охотничьих качеств

Если собаку планируется использовать на охоте, то дрессировку, как правило, начинают также в первые месяцы жизни:

  • с обучения «апортированию» дичи: 2 - 3 месячного щенка приучают к подаче вещей дома, 4-5 месячного - на улице и в воде (в летний период);
  • приучения к поиску «челноком» - с 4 - 5 месяцев;
  • натаскивания животного на конкретные виды дичи - не ранее 5 - 7 месяцев.

Натаска на дичь

  • после выявления особенностей характера спаниеля и его поведения;
  • после освоения собакой минимума приемов общей дрессировки, знания основных команд;
  • натаскивать щенка нужно одному, не позволять другим членам семьи в это время брать собаку загород, в лес, за «грибами»;
  • при натаске держать собаку в поле зрения, не отпускать более чем на 40 шагов от себя;
  • натаскивать в строго отведенных для этого охотничьим сообществом местах;
  • избегать при натаске труднопроходимых болот, топей, густой травы;
  • беречь природный нюх собаки: отказаться от курения в ее присутствии, не содержать рядом с химическими веществами, не кормить пряной едой.

Особенности охоты

Русский спаниель на охоте - специалист по разным видам пернатой дичи. Четвероногий охотник на охоте ищет птицу в труднодоступных для охотника местах, поднимает «на крыло», а затем, после выстрела, приносит добычу.

Виды охоты со спаниелем:

  • утиная охота;
  • охота по бекасу и дупелю;
  • охота на коростеля;
  • охота на тетерева и глухаря.

Утиная охота

Считается, что эта порода обязана своим появлением охоте на утку: изначально его разводили для охоты на водоплавающую птицу.

Специфика охоты следующая:

  • время охоты: весна - осень;
  • место: луговые болотца, берега озер;
  • процесс: собака идет впереди хозяина, передвигаясь у воды, по заросшим участкам. Разыскав затаившуюся утку, спаниель поднимает ее на «крыло» и подставляет под выстрел охотника, затем - ищет убитую птицу или ныряет за подранком. Без участия собаки большой процент раненой утки прячется в зарослях, уходит в недоступные охотнику места.

Бекасы и дупеля

Многие любители «красивой» охоты предпочитают спаниелей легавым в охоте за этой дичью. Спаниель не делает «стойки», но работает выразительно и эмоционально - так, что еще до взлета птицы опытный охотник подготовит выстрел.

Специфика:

  • время: август - начало сентября;
  • место: пойменные луга, осоковые болота в предрассветное время;
  • процесс: собака двигается «накоротке», «челноком». Почуяв дичь, собака замирает, старается подвести хозяина к птице прежде, чем та взлетит с места.

Коростель

Главной особенностью птицы является ее «лень» - она крайне неохотно поднимается «на крыло», предпочитая выматывать собаку бегом. Именно поэтому «стойка» легавой плохо справляется с дергачом, зато хорошо работает выносливый и активный спаниель.

Специфика:

  • время: середина сентября;
  • место: берега луговых озер и оврагов, граница скошенных луговин;
  • процесс: спаниель «гоняет» коростеля кругами, иногда полчаса и больше. Голосом, «свечками», прыжками, в конце концов, поднимает упрямую птицу «на крыло».

Тетерев и глухарь

Тетерев и глухарь - очень пугливые и осторожные птицы, поэтому главное в охоте на них: не спугнуть дичь раньше времени. Для этой охоты подходят только самые «профессиональные» собаки - выдержанные и терпеливые.

Специфика:

  • время: осень;
  • место: лесные поляны, пустоши, зарастающие поля;
  • процесс: собака находится в постоянном тесном контакте с человеком, подводя его близко к добыче. Взяв след, спаниель обходит птицу со стороны и направляет ее прямо под ружье охотника.

Питомца берут и на другие виды охоты: например, на зайца рысака, беляка, иногда - даже на кабана. Обладая настоящей «охотничьей страстью», этот четвероногий охотник любую охоту сделает азартной и богатой на добычу.

Характер и способности собаки во многом зависят от человека. Заботливое и внимательное отношение хозяина к питомцу поможет ему стать незаменимым спутником, как на охоте, так и в обычной жизни.

Видео

Перед тем как перейти к изложению кратких советов по специфике дрессировки и натаски спаниелей, мы обращаем особое внимание владельцев на необходимость хорошо ознакомиться с существующими у нас в России правилами испытаний охотничьих качеств спаниелей.

Дрессировка щенка спаниеля

Дрессировка щенка спаниеля начинается, как указано выше, уже с первого месяца его жизни. В работе спаниеля особое значение имеет апортирование дичи. Приучение к подаче вещей дома можно начинать уже с двухмесячного возраста. Забрасывание любой мягкой вещи, вначале на 3-4 шага, необходимо производить после того как собака будет уложена командой «лечь» или «даун».

Посылка собаки за заброшенной вещью должна быть произведена после некоторой выдержки. Время интервала постепенно увеличивается от одной до двух минут. Посылка собаки производится командой «вперед». Затем, после того как собака возьмет вещь зубами, подается команда «подай». После подноса вещи и подачи ее хозяину в руки необходимо собаку поощрить лакомством, похвалой и поглаживанием. Не следует забрасывать вещь и заставлять собаку подавать более 3-4 раз подряд.

Кроме того, ни в коем случае не следует давать собаке сначала играть, а затем уже подавать ее хозяину. Расстояние для заброса вещи, по мере освоения собакой приема, должно увеличиваться. Одновременно с забросом необходимо практиковать обучение собаки подноса вещей без заброса, для чего сначала укладывают собаку, а перед ее мордой кладут вещь, подлежащую подаче. Затем отходят на некоторое расстояние от собаки и дают команду «подай».

По мере освоения собакой этого приема расстояние между уложенной собакой и хозяином должно увеличиваться. При обучении подаче желательно пользоваться специальной «поноской». Ее необходимо сделать из деревянной болванки обшитой толстым слоем тряпки или чулком с пришитыми сверху крыльями от утки или вальдшнепа. Обучение щенка к нахождению запрятанной вещи или «поноски» должно производиться после окончательного освоения им приема подачи.

Этот прием нахождения отрабатывается следующим образом: собака укладывается командой «лежать» с одновременным поднятием руки вверх. Потом дают собаке обнюхать и осмотреть ту вещь, которая будет отыскиваться, после чего отходят от собаки, кладут вещь на виду у собаки и командой «ищи» посылают ее в поиск. После нахождения собакой вещи, дается команда «подай».

По освоении этого приема запрятывание любого предмета производится не на виду у собаки, т. е. в другой комнате, за какой-либо загородкой, или кустами, если обучение производится на дворе, в саду или сквере.

К воде начинают приучать

К воде начинают приучать спаниеля не ранее четырехмесячного возраста, в теплые летние дни на мелких водоемах с отлогим твердым дном. Обученная предварительно к подаче, собака весьма охотно пойдет в воду за палкой, заброшенной вначале рядом с берегом, возьмет ее в зубы и принесет хозяину.

В дальнейшем забрасывание палки должно производиться все дальше и дальше от берега, с тем чтобы собака сначала доходила бы до палки, а затем уже доплывала бы за ней.

Некоторые спаниели

Некоторые спаниели очень охотно с азартом идут в воду, сразу же начинают прекрасно плавать, дрессировка их в воде не представляет каких-либо затруднений и может быть полностью освоена буквально в однн-два дня. Но имеются собаки, которые очень неохотно идут в воду. К таким собакам необходим очень осторожный подход. Ни в коем случае не следует принуждать такую собаку входить в воду насильно, кричать на нее, а тем более наказывать.

Только путем ласки, поощрения хозяин может добиться того, что такая собака перестанет бояться воды, начнет охотно входить в нее, а затем полюбит и будет плавать с удовольствием. Не следует часто и много раз повторять заброс палки в водоем и посылать за ней собаку. Некоторые спаниели, имеющие врожденную любовь к воде, не только прекрасно подолгу плавают, но и ныряют очень глубоко без всякой дрессировки.

Тем не менее, обучить спаниеля нырянию тоже не представляет большого труда. Для этой цели бросают в воду небольшой камень на мелком месте, с таким расчетом чтобы спаниель мог бы свободно вынуть его из воды, окунув только копен морды. После нескольких повторений таких забросов, увеличивается постепенно глубина заброса камня в воду. Нырнув хотя бы раз, спаниель перестает бояться воды и делается настоящим водолазом.

Приемом очень важным для охоты

Приемом очень важным для охоты является приучение к поиску щенком спаниеля. Его следует проводить в четырех-пятимесячном возрасте. Ширина поиска, т. е. отход спаниеля вправо и влево, от двигающегося вперед по прямой хозяина, должна быть в пределах ружейного выстрела, т. е. не более 40 и не менее 20 шагов, так как меньшая ширина поиска сократит намного возможность нахождения птицы.

Производить обучение собаки поиску необходимо на открытом лугу, с невысокой травой, при небольшом встречном ветре в местах с полным отсутствием дичи. Пуская спаниеля по команде «иди» шагов на 10-20 вперед, хозяин по свистку или по окрику должен остановить собаку и, повернувшись на 90° вправо от своего первоначального направления, дать указание собаке правой рукой в ту (правую) сторону, в которой она должна делать свою первую петлю челнока.

Собака, увидев измененное направление движения своего хозяина, пойдет в этом направлении. В этом же измененном направлении хозяин делает 5-10 шагов, поворачивается на 90° в направлении своего первоначального движения вперед и делает несколько шагов в эту сторону.

Отпустив спаниеля шагов на 30 вправо от себя, хозяин снова свистком обращает ее внимание на себя, повернувшись на 90° влево, делает несколько шагов в этом направлении и одновременно дает указание левой рукой нового направления для собаки.

Спаниель, увидев, что ее хозяин идет в обратном от нее направлении, сделает первый заворот челнока и пойдет влево, в направлении второй петли челнока. Хозяин, пройдя 10-20 шагов влево, снова поворачивается на 90° в сторону своего основного движения вперед и делает несколько шагов в этом направлении. Отпустив собаку на 30 шагов влево от себя ведущий вновь свистком обращает на себя внимание собаки, поворачивается: вправо, делает несколько шагов в этом направлении, и одновременно дает указание правой рукой для движения собаки вправо.

Собака, увидев, что хозяин вновь идет в обратном от нее направлении, делает второй заворот челнока и пойдет вправо в направлении третьей петли. Повторяя, таким образом, зигзагообразное движение вперед с шириной зигзага 10- 20 шагов, ведущий заставит передвигаться собаку впереди себя также зигзагообразно челноком с общей шириной челнока 60-80 шагов. При отработке челнока необходимо внимательно следить и добиваться того, чтобы собака поворачивалась на заворотах челнока.

Обучение

Обучение спаниеля может производиться от 30 мин до 1 ч два раза в день. Отработка челнока должна производиться все время, т. е. при дрессировке, натаске и охоте, до тех пор, пока собака другого поиска, кроме челнока, не усвоит. В случае, если у спаниеля при описанном методе дрессировки не вырабатывается поиск челноком, следует вести дрессировку с длинным (30м) шнуром, привязанным к ошейнику, а если собака особенно возбудима, непослушна, гоняется и далеко отходит от хозяина, то с применением «строгого» ошейника (парфорса). Очень хорошо перед пуском собаки в поиск, незаметно для нее забрасывать в направлении поиска «поноску» или другую вещь, известную собаке.

Желательный аллюр спаниеля

Желательный аллюр (скорость перемещения) у спаниеля при поиске челноком легкий галоп или легкий галоп с переходом на рысь. Для того чтобы собака могла работать в таком темпе в продолжение от 30 мин до 1 ч, она должна быть здоровой и тренированной. Поэтому, помимо дрессировки, хозяин не должен забывать о ее правильном содержании, кормлении, уходу за ней и ее физической тренировке. После освоения перечисленных выше приемов собака может считаться подготовленной к полевой натаске.

Обычно принято считать, что в зависимости от того, по какой птице предполагает охотиться сам хозяин, по той следует и подготавливать, т. е. натаскивать своего питомца. Спаниель должен работать по всякой птице, но может быть специалистом и «профессором» в работе по той дичи, по которой ему приходится работать чаще и больше.

Мы не представляем себе спаниеля, хорошо работающего только по лесной дичи, не работающего по полевой, болотной или водоплавающей птице. Поэтому мы рекомендуем владельцам спаниелей стараться натаскивать своих питомцев по всем видам дичи.

Прежде чем приступить к изложению советов по натаске спаниеля, необходимо ознакомить начинающих охотников-собаководов со следующими общими требованиями

1. Приступать к полевой натаске спаниеля не ранее пятимесячного возраста.

2. Начинать натаску собаки только после полного выявления и знания ее характера, инстинктов, черт, типа ее высшей нервной деятельности и вести натаску с учетом этих факторов.

3. Начинать натаску только после полного освоения собакой минимума приемов общей и предварительной дрессировки, проверенных в полевых условиях.

4. Как правило, натаскивать собаку следует только самому, в одиночестве, в отсутствии других (посторонних или своих) собак. Ошейник при натаске следует с собаки снять.

5. Натаскиваемую собаку не позволять брать кому-либо в лес или поле, хотя бы для прогулки за грибами и т. п. Кроме того, и самому нельзя ни в лесу, ни в поле оставлять собаку без внимания и предоставлять ее самой себе. Нельзя отпускать от себя собаку в поле далее 40 шагов, а в лесу и того меньше.

6. Натаску собаки следует производить в сроки и в местах, отведенных для этой цели местным охотничьим обществом. Лучшее время для натаски - вторая половина июля месяца, так как в это время выводки молодняка уже достаточно взматереют.

7. Натаску следует начинать утром с 5 до 9 ч и вечером с 18 ч до сумерек, при наличии умеренного ветра, росы и отсутствии дождя.

8. Избегать топких и крепких (с густой зарослью) болот и лесных кустарниковых чащ.

9. Беречь природное чутье собаки. Не курить в ее присутствии. Не кормить пищей с пряностями, не содержать и не возить собаку вместе и вблизи с химикатами.

10. Перед каждым занятием по натаске следует, не доходя до места, где возможно нахождение дичи, проверить освоение собакой приемов предварительной дрессировки (выполнение команды лежать, поиск челноком, хождение у ноги, возвращение к владельцу, подачи заброшенного предмета).

11. Твердо знать, что от натасканной собаки требуется: чтобы она в поиске по полянам, по чистым и нетопким местам работала правильным «челноком», галопом или с переходом на рысь с шириной поиска от 60 до 80 шагов; при потяжке возбуждалась; при подводке давала голос и делала прыжок; после подъема птицы оставалась на месте и не гнала ее; после выстрела оставалась лежать или стоять; шла в поиск за убитой или раненой птицей только по команде «дай» и найденную птицу подавала владельцу в руки, не мяла бы ее и не рвала.

У меня русский охотничий спаниель, сука, исполнилось 8 месяцев. Собака постоянно что-нибудь грызет, включая руки. Не смогли приучить ходить в туалет на улице — приходим с прогулки, собака справляет нужду в квартире. Это нормально?

Ответ

Кусание — необходимый этап в развитии четвероногого питомца в первые недели жизни.

На начальных этапах развития щенки кусают друг друга, играя. Подобным образом нередко приглашают присоединиться к игре хозяина.

Кожа человека тоньше кожи животных, посему покусывания воспринимаются болезненными. Если малыш спаниель взят от матери и остального помёта слишком рано, пса явно не успели приучить контролировать силу челюстей, что неизбежно происходит, когда щенок растёт в собственной «стае». Указанные спаниели выглядят особенно кусачими, попадая к новому хозяину.

Вторым поводом для «кусачести» становится смена зубов. В указанное время малыши стремятся погрызть предметы. В подростковом периоде щенок начинает кусать окружающих с целью утвердиться в роли вожака и выстроить иерархическую лестницу в собственном окружении. Крайне важно отчётливо продемонстрировать питомцу главенство хозяина. В статье предлагается перечень воспитательных приёмов. Главное, помнить — щенка нельзя наказывать, подобное решение повлечёт прочие неприятные последствия и перекосы нрава собаки.


Как отучить спаниеля кусаться

Если щенок подобным образом приглашает присоединиться к играм, дайте понять псу, что вам больно, вы не желаете играть. В дикой природе укушенный щенок громко взвизгивает и убегает. Мать способна проигнорировать зарвавшегося шалуна, при продолжении – рыкнуть или схватить за холку. Аналогичные приёмы возможно использовать для воспитания щенка.

  1. Если малыш хватает за одежду либо руки – громко и неприятно взвизгните, отойдите в сторону. Потом нарочито игнорируйте питомца в течение 15 мин.
  2. Заигравшегося щенка отведите на отведённое собаке место и принудительно усадите, заставив успокоиться.
  3. Посмотрите питомцу прямо в глаза, строго произнесите «нельзя» или «фу».
  4. Попробуйте мягко отцепить малыша от руки и привлечь любимой игрушкой внимание.
  5. Питомцу постарше важно указать занимаемое место в семейной иерархии. Иначе в дальнейшем собака устремится верховодить хозяевами. Возьмите животное за холку. Слегка прижмите мордочкой к полу и взыскательно, глядя в глаза, произнесите «нельзя».
  6. Входя в дом либо калитку, не допускайте, чтобы питомец шёл впереди. По лестнице пёс обязан подниматься вслед за человеком.
  7. Приучите, что пищу питомец получает после окончания семейной трапезы.

Отучаем питомца грызть вещи

Если питомец проживает в доме, из поля зрения пса потребуется убрать вещи, которые зверь способен повредить. Предупредите детей, чтобы не оставляли разбросанными игрушки. Предметы постарайтесь убрать повыше либо спрятать в ящики. Проследите, чтобы в доступных местах не оставались кошельки, пульты, ключи, очки и прочая ценная мелочь. Если потребовалось отлучиться, заприте спаниеля в собачий манеж либо в отдельную комнату.

Подрастающий спаниель нуждается в физических тренировках и организации досуга (бывает, что питомцу просто нечем заняться, от скуки животное начинает портить вещи вокруг). Почаще выводите собаку на улицу. Делайте ряд коротких прогулок в сутки, одновременно содействуя приучению ходить в туалет на улице.

Обеспечьте питомца максимальным количеством игрушек, доступных для обгрызания. Если попробует жевать обувь, холодно произнесите «нельзя» и отнимите. Делать полагается непосредственно «в процессе». Если пытаться воспитывать животное «задним» числом – зверь попросту не поймёт предъявленных претензий.

Приучаем ходить в туалет

Описанный питомец уже взрослый, вполне нетрудно быстро приучить пса к туалету. Начините с порицания, если любимец сделал дела не в нужном месте. Не пытайтесь бить собаку или громко кричать, иначе питомец начнёт бояться вас, прятаться, оправляться в уголках квартиры тайком.

У собак позывы в туалет появляются после сна, кормления и активной физической нагрузки. Выводите собаку во двор после каждого кормления, после пробуждения. На улице постарайтесь вовлечь любимца в подвижную игру. Если животное сходит в туалет на улице, обязательно поощрите лакомством за верное действие. Хорошо, если питомец примется играть с животными, которые продемонстрируют положительный пример в «туалетных» вопросах. Вариант — брать с собой на улицу обильное питьё для животного.

Если собака привыкла отправлять потребности дома на газету, лоток либо тряпку, берите описанные атрибуты на улицу, расстелив на земле, сажайте питомца, побуждая сходить в туалет. Не забудьте о похвале и поощрении. Проявите терпение и настойчивость, результат непременно случится.

Книга Н.А.Валова «На охоте со спаниелем»

Дрессировка

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он «сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.
Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес (взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца, камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.к списку литературы

Эта собака - прежде всего будущий помощник на охоте и друг. Поэтому дрессировкой спаниеля начинать заниматься нужно уже с первых дней его адаптации в вашем доме. Привыкание к нему должно совмещаться с начальными азами воспитания, а затем уже дрессурой. Итак, обо всем этом по порядку.

Начинающим спаниелистам нужно уяснить, что с появлением собаки в доме его воспитанием должен заниматься один человек. В нашем случае это хозяин, который в перспективе будет брать пса на охоту. Специалисты констатируют, что период, в течение которого питомец привыкает к хозяину, длится семь месяцев. И если пес попал к владельцу в более позднем возрасте, то это может сказаться на скорости приучения к командам. Поэтому важно брать щеночка спаниеля до трех месяцев и не перекладывать никакие заботы о нем на домочадцев.

Владелец должен быть готовым в первые месяцы уделять щеночку максимум внимания, проводить с ним больше времени, нежели с детьми (умный отец грамотно совместит одно с другим).

Спаниели созревают для охоты гораздо раньше, нежели другие породы охотничьих собак. Поэтому в первый день пребывания пса в доме вы должны определиться с его кличкой. Она для щенка не должна заменять команду «ко мне». Кличка - это ассоциации с обращением к нему, сигнал внимания. По этой причине перед подачей каждой команды обязательным является ее произношение. А вот для взрослых опытных собак можно кличку перед этим не произносить.

По поводу ее выбора, в среде собаководов существуют разные мнения. Одни предпочитают называть спаниелей иностранными именами, другие, аргументируя тем, что русский охотничий спаниель - порода наша, выбирают благозвучные русские клички типа Тим, Дина, Веста, Ласка, Лапка.

Одновременно с приучением к кличке, нужно выбрать собаке в доме место и обучать идти туда по команде. Сначала рекомендуется юного спаниеля туда носить на руках, произнося одновременно кличку и команду «место».

Только четко определитесь, что всегда должно звучать одно слово «место», а не его варианты, к примеру «на место», «иди к месту». Так пес только запутается. После первых выполнений команды обязательно стимулируйте пса лакомством, погладьте его по спине, ласково называя по имени. Похвала из уст хозяина должна звучать более мягким тоном, нежели команды.

Когда ваш мудрый воспитанник усвоит свою кличку и команду «место», приступайте к обучению команде «нельзя». Она для охотничьих собак гораздо важнее, нежели «сидеть» и «лежать». Эта запрещающая команда для спаниеля - одна из главных. Опытные охотники советуют начинать обучение возле миски. Когда пришло время очередного кормления щенка, перед ним ставят тарелку с кормом. В этот момент щеночка надо придерживать за холку и резко произносить «нельзя». В первые дни спаниеля нужно удерживать 5-6 секунд. Если же щенок просто вырывается, его надо одернуть и легонько шлепнуть рукой. Через несколько секунд подают команду «возьми» и дают возможность щенку трапезничать. Второй вариант обучения запрещающей команде - удерживание пса на поводке возле миски с произношением команды.

Далее эту команду пес должен выполнять в других местах. И прежде всего на улице, во время прогулки. Команда «нельзя» произносится в ситуации, когда рядом появляются другие собаки, когда у щенка проявляется желание съесть брошенную пахнущую обертку.

Обучение команде «сидеть» у спаниелей проходит быстро. Достаточно лишь показать питомцу лакомство, рукой слегка надавить сзади на круп, заставляя его сесть. Когда он это сделает, то пса некоторое время нужно придержать в этой позе. Отрабатывают и закрепляют команду на расстоянии. Часто на охоте она применяется для усмирения возбужденного пса, предотвращения побегов за птицей.

Отработка рабочей команды «искать» доставит удовольствие спаниелю. Перед обучением песик должен быть голоден. Приготовьте небольшие кусочки вареного мяса и дайте понюхать питомцу. Наденьте на него поводок. Затем положите мясо в таком месте, где оно псу не будет видным. Удерживая за поводок, дайте ему возможность двигаться и произносите строго «искать». Когда ваш воспитанник приблизиться к лакомству, учуяв его, дайте запрещающую команду. Далее нужно прятать лакомство в более потаенных местах. Хвалите своего воспитанника за успешный поиск.

Этих команд будет достаточно для подготовки вашего спаниеля к охоте. Итак, терпение, внимание, взаимопонимание!