Перспективный план работы с родителями в
группе раннего возраста на 2016-2017 год.
Цель: Целенаправленное и планомерное распространение педагогических знаний среди родителей.
Оказание практической помощи в воспитании детей, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, способствовать стремлению к самообразованию, повышению уровня грамотности в области воспитания. Содействовать единству целей и задач в работе детского сада и семьи по вопросам воспитания.
режим дня, сетка занятий, годовые задачи в соответствии с реализацией ФГОС, основные правила посещения ДОУ.
Познакомить родителей ФГОС в образовании, с режимом работы в группе раннего возраста.
Родители,
Воспитатели.
Консультация
«Особенности адаптации ребенка в ДОУ»
Осуществить педагогическое просвещение родителей по направлениям: особенности развития детей 2-3 года жизни, создание оптимальных условий для ребёнка, способствующих обеспечению комфортного пребывание в детском коллективе.
Родители вновь прибывших детей.
Родительское собрание «Возрастные особенности детей»
Памятка «Адаптация детей к детскому саду».
Определить перспективные задачи на будущий год. Выбор родительского комитета.
Родители, воспитатели.
Консультация: «Особенности воспитания и развития детей 2-4 лет».
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания.
Родители, воспитатели.
Консультация :
«Игра как средство развития взаимоотношений детей 2-3-го года жизни».
Помочь родителям в выборе игры как основного способа развития жизни ребёнка. Рекомендовать игры соответствующие возрасту ребёнка.
Родители, воспитатели.
Октябрь
Оформление стенда «Осень в родном посёлке»
Формировать у родителей желание воспитывать у детей любовь к родному краю и окружающей природе.
Родители, воспитатели.
Конкурс поделок «Осенние фантазии».
Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Совместное изготовление поделок из природного материала.
Родители, воспитатели.
Консультация :
«Роль игры в воспитании детей»
Дать знания родителям о том, что каждая игра должна содержать в себе обучающий элемент.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании»
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания
самостоятельного самообслуживания.
Родители,
воспитатели.
Подготовка к осеннему празднику.
Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов).
Родители, воспитатели.
Ноябрь
Осенний утренник.
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями
Родители, воспитатели, дети.
Консультация:
«Игры и игрушки для детей 2-3 лет».
(предложить игры, которые будут способствовать развитию детей).
Расширение педагогического опыта родителей через привлечение внимания к роли игрушки в развитии воспитания ребёнка.
Родители, воспитатели, дети.
Информационный стенд : «Растим здорового ребёнка»
Просветительская деятельность, направленная на профилактику простудных заболеваний, ГРИППА.
Совместная разработка мер по профилактике простудных заболеваний.
Родители, воспитатели.
Консультация : «Как превратить семейное чтение в удовольствие».
Родители, воспитатели, дети.
Консультация:
«Права ребёнка-соблюдение их в семье»
Познакомить родителей с нормативно –правовыми документами, регламентирующими права ребёнка в семье и дошкольном образовании.
Родители, воспитатели.
Организация выставки : «Моя мама лучше всех».
Прививать у детей чуткое и доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать чувство уважения к близким людям, ценить их труд. Воспитывать желание им помогать.
Родители, воспитатели.
Декабрь
Информационный стенд для родителей:
«Развиваемся, играя» (игры развивающие познавательный интерес)
Родители, воспитатели.
Памятка: «Растим здорового ребёнка».
Формировать в сознании родителей желания воспитывать у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни, через личный пример. Приучать к бережному отношению к своему организму, представлению о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками.
Родители, воспитатели.
Консультация : «Организация прогулок зимой».
Родители, воспитатели.
Памятки «Правила пожарной безопасности».
Развивать желание у родителей проводить разъяснительную работу по пожарной безопасности.
Формировать представление у детей о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях.
Родители, воспитатели.
Родительское собрание : «Роль семьи в условиях безопасности воспитания ребёнка».
Привлечь особое внимание к проблеме воспитания. Предложить практические рекомендации для реализации данной направленности в воспитании. Объяснить, что ведущую роль в воспитании выполняет семья.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Игры для развития речи 2-3 лет».
Родители, воспитатели.
Подготовка к утреннику
Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, новогодних костюмов).
Родители, воспитатели.
Конкурс поделок :
«Кладовая Деда Мороза»
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Изготовление поделок в разных техниках.
Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями.
Родители, воспитатели.
Январь
Фотовыставка :
«Встреча Нового Года»
Взращивание в сознании родителей представления о ценности проведения данного мероприятия в кругу семьи. Как о неповторимом, событии, связанном с семейными традициями. Способствовать стремлению к творческому самовыражению с помощью фотографии.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Лаборатория любознайки» Опыты со снегом.
Родители, воспитатели.
Информационный стенд : памятка «Соблюдаем зрительный режим»
Познакомить родителей с понятием «зрительного режима дошкольника», о важности его соблюдения для растущего организма, познакомить с нетрадиционными методами тренировки зрения.
Родители, воспитатели.
Консультация по организации подвижных игр с детьми на свежем воздухе: «Зимние забавы».
Дать рекомендации родителям по организации прогулок в зимнее время. Расширить представление у родителей о важной роли подвижных игр в физическом развитии, укреплении иммунитета, формировании выносливости и ловкости.
Родители, воспитатели.
Консультация :
«Игровой уголок дома».
Родители, воспитатели.
Февраль
Консультация:
« Режима дня и его
Значение»
Продолжить знакомство родителей режимом дня, раскрыть его структуру.
Познакомить с основными требованиями к режиму дня; с процессом организации режимных моментов в детском саду.
Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в соблюдении режима дня дома, придерживаясь тех же требований что и в детском саду.
Родители воспитатели.
Музыкально-спортивный праздник: «Папа – может, папа может всё что угодно!»
Вызывать положительные эмоции от мероприятия. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Подчеркнуть значимость роли отца в воспитании детей. Способствовать укреплению внутрисемейных связей.
Родители, воспитатели, дети.
Организация конкурса семейного творчества : «Подарок для папы»
Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок. Способствовать укреплению внутрисемейных связей.
Родители, воспитатели, дети.
Консультация:
«Опасные ситуации в жизни ребёнка»
Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разные периоды деятельности и контролю за детьми. Раздача памяток.
Родители, воспитатели.
Памятка:
«Как научить ребенка дружить».
Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». Приучать использовать в речи вежливые формы обращения. Предложить рекомендации по преодолению детских конфликтов.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Развитие мелкой моторики».
Формировать представление у родителей о том, что развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие ребёнка. Предложить рекомендации по проведению игр в домашних условиях.
Родители, воспитатели.
Март
Консультация:
«Организация прогулок весной»
Родители, воспитатели.
Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями.
Родители, воспитатели.
Подготовка к утреннику
Привлечение родителей к подготовке к празднику «8 марта» (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов).
Родители, воспитатели.
Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих. Укрепление семейных уз между детьми и родителями.
Родители, воспитатели, дети.
Информационный стенд: памятка
«Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка».
Педагогическое просвещение. Объяснить принципы организации и содержания оздоровительной утренней гимнастики. Развивать интерес к использованию в домашних условиях комплексов УГГ рекомендованных в ДОУ.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Игры по дороге домой».
(предложить игры, в которые можно поиграть по дороге домой).
Расширение педагогического опыта родителей через знакомство с речевыми и коммуникативными играми. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения.
Родители, воспитатели, дети.
Апрель
Май
Практикум для родителей «Игровые методы снятия
психоэмоционального напряжения у детей»
Повышение родительской компетенции в области применения методов снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Повысить психологическую компетентность родителей в данном вопросе.
Родители, воспитатели.
Консультация: «Безопасность детей в ваших руках».
Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасного поведения в быту. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Родители, воспитатели.
Информационный стенд для родителей:
«Развиваемся, играя» (игры, развивающие познавательный интерес)
Педагогическое просвещение родителей. Развивать желания у родителей поддерживать у детей стремление к познанию окружающего мира в игровой форме.
Родители, воспитатели.
Беседа: «Как предупредить весенний авитаминоза».
Педагогическое просвещение родителей. Предложить практические рекомендации родителям по здоровому питанию, способствующему укреплению здоровья детей в период дефицита витаминов.
Воспитатели, медсестра,
Родители.
Папка-передвижка: «Опасности, подстерегающие ребёнка на прогулке».
Привлечь особое внимание к проблеме детской безопасности в природе. Формировать чувство глубокой ответственности за сохранение жизни ребенка.
Родители, воспитатели.
Консультация: «Игры на прогулке»
Родители, воспитатели.
Консультация: Творческая мастерская «Добрая Сказка»
Родители, воспитатели.
Подготовка к предстоящему летнему периоду
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, пособий, оказания посильной помощи в ремонте, благоустройству и озеленению участка.
Родители, воспитатели.
Родительское собрание :
«Итоговое родительское собрание».
Привлечь особое внимание к воспитанию детей в летний оздоровительный период. Предложить практические рекомендации для реализации данной направленности в воспитании. Объяснить, что ведущую роль в воспитании выполняет семья.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Ребёнок один дома»
Провести беседу с родителями и донести до них, что оставление детей одних дома опасно. Разъяснить меры о возможных опасностях в быту.
Родители, воспитатели.
Консультация:
«Правила поведения на воде»
Родители, воспитатели.
Организация работы с родителями в группе раннего возраста
"От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, набрав группу малышей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи
:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
выпуск семейных и тематических газет
празднование дней рождения (ежемесячно),
Новогодний утренник
Планируется
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей в отдельной рубрике «Благодарим»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть у нас и кафе, где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой дети просто обожают играть.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так мы планируем в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Татьяна Евгеньевна Храмова
План работы с родителями в группе раннего возраста от 1 до 3 лет
СЕНТЯБРЬ
Формы работы
Цель Время проведения
1 «День знаний» Познакомить родителей с праздником «День знаний» . Приобщить к празднику через стихи.
Папка-передвижка «Что воспитывает детский сад»
Привлечение родителей к нужной и полезной информации 12.09 - 16.09
3 Консультация для родителей «Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями ?»
Повышение педагогической грамотности родителей .
4 Организационное родительское собрание «Будем знакомы» .
Ознакомление родителей с воспитателями ;
формирование доброжелательных отношений между родителями и воспитателями ; выбор родительского комитета
5 Памятка «Показатели адаптационного периода»
Способствовать созданию положительных эмоций 26.09 - 30.09
Формы работы Цель
Время проведения
1 Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников
2 Педагогический всеобуч «Что должен уметь ребенок в 2 года» .
Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей 3.10-7.10
3 Памятка
«Родительские заповеди » Развитие взаимодействия между родителями и детьми
4 Папка-передвижка «Как развивать бытовые навыки и самообслуживание детей младшего возраста »
родителей
5 Заочная встреча с психологом «Я – не жадина!» Решение проблем совместного воспитания ребенка дома и в детском саду
Формы работы
Цель Время проведения
1 Педагогический всеобуч «Капризы и упрямство малыша» Обогащение педагогических знаний родителей .
2 Спортивный праздник : “Папа, мама, я – спортивная семья»
Вовлекать родителей к участию в совместных мероприятиях, дать положительные эмоции всем участникам этого мероприятия 7.11
3 Памятка
«Правила общения в семье»
4 Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания» .
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
5 Шпаргалка для родителей
по вопросу питания Привлечение внимания родителей к информации родительского уголка
Формы работы
Цель Время проведения
1 Папка - передвижка «Зима и зимние приметы» .
Расширить представление детей и родителей о времени года «Зима» .
2 Конкурс поделок «Чудеса своими руками!»
Приобщить родителей к совместной групповой деятельности , дать возможность всем семьям проявить творчество.
3 Консультация «Растим здорового ребенка
Теоретическая помощь родителям в воспитании здорового ребенка 19.12 – 23.12
4 Памятка для родителей по ПДД Профилактика дорожно-транспортного травматизма
5 Праздничное мероприятие «Здравствуй, Новый год!»
Способствовать созданию атмосферы ожидания праздника, развивать творческое взаимодействие родителей и детей 26 .12
Формы работы
Цель Время проведения
1 Консультация «Воспитание добротой» Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей
2 Информация «Как правильно одевать ребенка» Довести информацию до родителей о том , как не допустить обморожения ребенка в холодное время
3 Трудовой десант Расчистка групповой прогулочной территории
В течение месяца
4 Организационное родительское собрание «Переход на другой график работы учреждения »
Ознакомление родителей с переходом ДО на другой график работы
5 Информационный буклет «Родителям о ФГОС дошкольного образования» Продолжать знакомить родителей с ФГОС ДО
Формы работы Цель
Время проведения
1 Папка-передвижка «Гендерное воспитание девочек и мальчиков»
Формирование у родителей гендерной компетентности 1.02 – 10.02
2 Консультация «Учим ребенка убирать за собой игрушки»
Познакомить родителей с принципами , которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек
3 Круглый стол «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии личности ребенка
Выработать единые правила поведения между родителями и педагогами 22 .02
4 «Мой папа самый, самый…» Фотостенд
Воспитывать уважение и любовь к папам
5 Советы психолога «Истерики» Психолого-педагогическое просвещение родителей
Формы работы Цель
Время проведения
1 «Весна – Красна снова в гости к нам пришла»
Оформление родительского уголка на весеннюю тему.
Привлечь внимание родителей к изменённой в родительском уголке информации , заинтересовывать событиями, происходящими в группе . 1.03 – 3.03
2 «Цветы для мамы»
Тематическая выставка детских работ .
Вовлекать в совместное творчество с детьми при изготовлении работ на выставку и при подготовке к праздничному утреннику.
Показать своё уважительное отношение к женщинам.
3 «Очень маму я люблю»
Утренник
Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать положительные эмоции 6.03
5 Почтовый ящик «Спрашивайте - ответим»
Создание условий для возникновения доверительных отношений между родителями и педагогами
Формы работы
Цель Время проведения
Акция «Подари книгу»
Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду
Папка – передвижка «День космонавтики»
Привлечение родителей к информации родительского уголка детского сада.
Анкетирование родителей по теме : «Какой ты родитель ?»
Сбор материала к родительскому собранию
4 Фотовыставка : «Вот мы какие!»
Способствовать созданию положительных эмоций всех членов семей воспитанников
5 Индивидуальные беседы по теме «Создайте условия для здорового сна
Дать родителям необходимые знания о здоровом сне ребенка
В течение месяца
Формы работы Цель Время проведения
1 «День Победы!»
Папка – передвижка Развивать патриотические чувства, как детей, так и родителей
2 Трудовой десант «Благоустройство групповой прогулочной территории»
Привлечение родителей к благоустройству прогулочной территории 15.05 – 19.05
Консультация «Пора самим одеваться и раздеваться»
Распространение педагогических знаний среди родителей 22 .-5 – 26.05
Памятка «10 заповедей для родителей » Формировать позитивный контакт между родителями и детьми 29 .05 – 31.05
Родительская гостиная «Расстаемся, друзья» Демонстрация уважительного отношения детского сада и воспитателей к родителям и детям , которые выпускаются из группы 30 .05
Организация работы с родителями в группе раннего возраста
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса , заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства , делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи
:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал , дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Организация работы с родителями в группе раннего возраста
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашей группе детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили перед собой следующие задачи
:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
Дни добрых дел;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
телефон Доверия;
почта Доверия;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки
папки - передвижки различной тематики
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. (Приложение №2 фото и видео материал
семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел и др.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
выпуск семейных и тематических газет
празднование дней рождения (ежемесячно),
Новогодний утренник
Планируется
выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,
спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей в отдельной рубрике «Благодарим»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть у нас и кафе, где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой дети просто обожают играть.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так мы планируем в рамках акции «Дни добрых дел» организовать ремонт игрушек, мебели, группы вместе с родителями, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.