Исследовательская деятельность в доу старшая группа. Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта. «Познавательная акти

19.04.2019 Отношения

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

Программное содержание:

Закрепить , умение поэтапно проводить сбор информации, применять изученные методы, фиксировать графически информацию, используя в работе дневники исследователей;

Учить детей определять где можно найти отражение и устанавливать от чего оно зависит;

Развивать кругозор, экспериментальные, логическое мышление , память, внимание;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, аккуратность.

Предварительная работа: изучение определений: отражение, искажение, серебро, ртуть, олово, фон, познакомить с историей возникновения этих понятий; чтение басни «Мартышка в зеркале…», «Королевство кривых зеркал»; игры малой подвижности «Найди свое отражение».

Методические приемы: бесед а по вопросам, эксперимент, решение проблемных задач, работа с дневниками, работа в парах.

Материал: карточки с символическим изображением «методы исследования»; на каждом столе: зеркала разной формы и размера, стекла, посуда с водой; ложки, вилки, ножи, пузырьки разной формы; головные уборы для « ученых — исследователей»; подготовленные дневники исследователей, фломастеры, карандаши,; стол для экспериментов, бейджики для каждого ребенка.

Ход занятия.

Сегодня мы снова будем работать на территории исследовательской станции. Уважаемые коллеги, прошу вас приготовиться к проведению исследования. Но для начала я хочу предложить надеть бейджики ученых-исследователей. Занять свои рабочие места, приготовить дневники.

Начинаем исследование.

— Мы уже с вами определили тему исследования. Назовите ее.

— (Где можно найти свое отражение?)

— Совершенно верно. Как ее обозначим в дневниках исследователей?

— (Буквой «О»…)

— Теперь необходимо вспомнить этапы исследования. Прошу пройти к исследовательскому экрану и показать этапы исследования ученого-исследователя Дмитрия.

Что необходимо сделать на первом этапе исследования? Поднимите карточки…

— (Подумать самостоятельно…)

Подумаем, что такое отражение?

— (То, что мы видим в зеркале…)

Обозначим графически. Напишем цифру 1. Если смотримся мы, значит, в зеркале видим себя. Как мы можем обозначить эту мысль?

— (Нарисуем фигуру человека…)

— А как графически обозначить, что мы видим свое отражение?

-(Рядом точно такую же фигуру, только в прямоугольнике, то есть в зеркале…)

— Где еще можно увидеть свое отражение?

— (В окне, стекле, воде…)

Обозначим графически. Нарисуем окно, кран с водой.

Следующим этапом нашего исследования станет наблюдение. Поднимите вверх карточку, обозначающую этот этап.

— Пройдите по группе и найдите предметы, в которых вы можете найти свое отражение?

— (В телевизоре, на столе…)

Зафиксируем наши наблюдения. Цифра 2. Телевизор, стол – графически.

На каких поверхностях вы видели свое отражение?

— (Ровных, гладких….)

— Как обозначим?

-(Нарисуем ровную линию, гладкую…)

— А теперь пройдите к столу в лаборатории. На столе находятся предметы, посмотритесь в них. Какое отражение вы в них видите?

— (Не ровное, кривое, смешное….)

— Как вы думаете, почему такое отражение?

— (Так как предметы гладкие, но не ровные…)

— Да, все эти предметы отражают изображение, но искажая его, делая не ровным, смешным. Как этот этап обозначим в дневниках исследователей?

— (Обозначаем этап цифрой 3, рисуем предметы, в которых вы видели искаженное изображение: вилка, пузырек, а на них линию, но не ровную…)

Физминутка (дети расходятся по группе в поисках предметов, которое искажает отражение.)

Вам необходимо найти в группе предметы, которые могут отражать, но искажать отражение.

А теперь проведем Эксперимент. Прошу вас поднять карточки, которые обозначают данный этап. Выясним, как же зеркала отражают предметы.

На ваших столах лежат листы. Напишите на них красиво, ровно печатными буквами слово НОС.

— Положите зеркала на стол и положите листы, на которых написано слово перпендикулярно, прочитайте слово. Что получается?

— (Слово СОН)

Зеркало меняет последовательность букв на обратную, поэтому в зеркале следует читать не слева на право, а наоборот.

— Зафиксируем результаты эксперимент. Напишем большую букву Э (цифра 4). Запишем слово НОС поставим стрелочку и запишем слово СОН.

— Где еще вы встречались с таким отражением? Отражением наоборот?

— Еще один этап исследования поможет нам узнать что-то новое – это поиск в ИНТЕРНЕТЕ, но мы не имеем возможности им воспользоваться, а вот Марина И. вместе с папой и мамой поискала информацию и подготовила познавательное сообщение о предмете, в котором вы можете увидеть свое отражение.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

Познавательное сообщение.

Что такое зеркало? Это гладкая поверхность, которая отражает свет и другие предметы.

Возможно, древним людям зеркалом служила вода (в луже, в реке, озере), но мы, наверное, не узнаем, когда человек придумал зеркало. Но точно известно, что сначала зеркала делали из металлов, а отражение в таком зеркале было не точным, мутным.

Позже зеркала стали делать из гладкого стекла со слоем металла сзади. Но само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и повреждения.

Первые стеклянные зеркала из олова и ртути стали делать в Венеции. Мы используем их и по сей день.

Что полезного об отражении вы узнали из сообщения?

— (Что сначала зеркала делали из металлов…)

— Обозначим информацию из интернета буквой «И». Как мы ее зафиксируем?

— (Можно нарисовать прямоугольник и закрасить его…)

— Где начали изготавливать первое стеклянные зеркала из олова и ртути?

— (В Венеции)

— Поставим букву «В» — Венеция.

Уважаемые сотрудники, скажите, нужна ли нам дополнительные этапы исследования?

— (Нет, мы все выяснили…)

— Для данного исследования достаточно информации. Поэтому теперь приступим к презентации нашего исследования. (дети выступают по желанию, остальные задают вопросы выступающим).

— Есть вопросы у сотрудников исследовательской станции?

— Наша исследовательская станция на сегодня завершает свою работу. Хочу поблагодарить за помощь сотрудников и вручить им благодарственные письма за проделанную работу. Вы настоящие умелые научные сотрудники. Раздать благодарности).

Рефлексия.

Подойдите к столу и выберите себе смайлик с настроением, которое было у вас на протяжении всего исследования. Прикрепите его к своим благодарностям! Спасибо за работу.

Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»
Номинация: Исследовательская деятельность в доу конспекты занятий по фгос, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с №82 г. Белгорода
Месторасположение: г. Белгород

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Добро пожаловать в МААМовский «Клуб юных исследователей»!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1582 .
Все разделы | Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД

В подготовительной группе тема «Волшебный магнит» Сенють Наталья Владимировна Воспитатель МБДОУ «Приреченский детский сад» Цель : сформировать у детей представление о магните и его свойствах. Задачи образовательные :...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Конспект познавательно- исследовательской деятельности с детьми в подготовительной группе Тема : «Вода - бесценный дар природы» . Цель : актуализация знаний детей о воде, значении воды; активизация воспитанников на решение проблемы загрязнения водоёмов, влияния этого на окружающую...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег»

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей...» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему нельзя есть снег» Задачи: создать условия для ознакомления детей со способом очистки талой воды; создать условия для побуждения детей к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе «Юные защитники природы» «ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельностью в подготовительной группе Цель: формирование начал экологической культуры. Задачи: закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды; расширить знания детей о воде: познакомить со...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «В гостях у трех медведей» во второй группе раннего возраста Программное содержание: 1. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький. 2. Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: мебель, животные. 3. Учить основам взаимодействия с природой. 4. Знакомить с доступными...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для положительного отношения детей к игрушкам. Задачи: - Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; -...

Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД - Формы организации занятий по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил в качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования следующий критерий: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется...


Цель: Развивать познавательно - исследовательскую активность детей в игровой ситуации. Задачи: - Создать условия для получения знаний по проводимым экспериментам; - дать возможность детям при помощи взрослого узнать о физических явлениях во время опыта; - развивать внимание,...

Для реализации задач по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников рекомендуется пополнить развивающую предметно-пространственную среду следующими пособиями:
— макетами и модулями планет солнечной системы,
— коллекциями минералов, часов, календарей,
— дорожными, математическими знаками,
географической картой мира для детей, картой местности, где живут дети, глобусами,
— микролабораториями,
дидактическим материалом для моделирования по разделам: «Портрет Земли», «Дом», «Мой город», «Солнечная система», «Земной шар».

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы:
— систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
с детьми старшей группы

1. Наш участок.
Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка. Провести наблюдение за деревьями и кустарниками, растущими на участке. Рассмотреть листья деревьев: найти самый узорчатый, самый маленький. Выкладывание узоров на песке из осенних листочков.
2. Сюрпризы нашего участка. Кто спрятался под листочком.
Задачи и содержание: Рассмотреть дождевого червяка. Понаблюдать за передвижением дождевого червяка. Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).
3. Чудеса нашего участка. Наши гости — животные.
Задачи и содержание: Выяснить, есть ли органы обоняния у кошки или собаки. Предложить животным различное угощение. Какую пищу можно кушать, а какую — нет, — животное определит с помощью органов обоняния.
4. Наш участок. Деревья нашего участка.
Задачи и содержание: Закрепить название деревьев. Проверить, какие из них имеют плоды.
Исследование: проверить есть ли плоды у берёзы. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.
5. Ягоды нашего леса.
Задачи и содержание: Выяснить совместно с детьми — есть ли у ягод цвет, вкус, форма. Закрепить название ягод. Предложить детям рассказать, какие ягоды растут в ближайших лесах. Провести обследование ягод на цвет, форму, вкус.
6. Гости нашего участка. Птицы.
Задачи и содержание: Познакомить с воробьем, голубем, вороной. Выяснить характерные особенности каждой птицы.
7. Воздух.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать). А в коробочке из-под сока или молока (сжать их). Проверить, есть ли воздух в воздушном шарике (проколоть его). Что можно услышать при прокалывании?
8. Наша планета – Земля.
Задачи и содержание: Познакомить с глобусом, рассказать, что Земля вращается. Внести глобус. Провести игру «Путешествие по глобусу»: найти север, юг. Россию, Америку, Китай.
9. Наша планета – Земля. Горы.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство с глобусом, показать, как на нём отмечены горы. Найти самые высокие горы, они находятся на юге, в далёкой стране Индии. Рассказать о природе страны, людях, животных. Опыт: сделать из песка горку. Обследовать песчинки с помощью лупы.
10. Лёд. Вода.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. А если на лёд нажать пальцем? А если нажать ручкой от ложки?
11. Вода. Снег.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойством снега. Доказать детям, что снег – это вода. Провести беседу о том, как много на Земле воды: морей, рек, озёр, болот. На глобусе они голубого цвета. Без воды нет жизни, она нужна людям, животным, птицам. Опыт: таяние снега от пламени свечи.
12. Вода. Снег. Значение снежного покрова.
Задачи и содержание: Продолжить знакомство со свойствами снега: плотный, скрипит, рыхлый, липкий. Рассказать о роли снежного покрова для растений.
13. Обследование бумаги.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами бумаги: картон, калька, писчая. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?
14. Обследование тканей.
Задачи и содержание: Познакомить со свойствами ткани: ситца, фланели, шерсти. Внести лупу и рассмотреть строение ткани из нитей. Обследование ткани и сравнение её с ватой: что быстрее впитает воду? Почему?
15. Обследование металлических и стеклянных предметов. Знакомство с магнитом.
Задачи и содержание: Познакомить с металлами: алюминием, свинцом, железом. Познакомить со свойствами стекла. Определить с детьми, какая посуда может разбиться? Можно ли её склеить? Внести магнит. Что может сделать магнит? Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.
16. Такие разные камни.
Задачи и содержание: Познакомить детей с природными богатствами недр Земли. Знакомить со свойствами камня. Внести различные минералы: уголь, нефрит, мрамор, гранит. Рассказать детям, что это всё природные богатства гор. Опыт: Проверить камни на вес, найти самый тяжёлый. А можно ли разрезать камень? Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.
17. Звёзды в небе.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц. Провести наблюдение с детьми за звёздным небом. Найти самые яркие — Полярную звезду, созвездие Большой и Малой медведиц. Побеседовать о космосе, о далёких мирах.
18. Космос. Луна и Солнце.
Задачи и содержание: Познакомить с планетами Солнечной системы. Наблюдать за Луной, её видоизменением, сделать зарисовки. Чем отличается Луна от Солнца?
19. День тепла и света: Мамин день. Готовимся к празднику.
Задачи и содержание: Провести беседу об изменениях в природе с приходом весны. Отметить значение тепла в жизни людей. Предложить испечь в весенний праздник пирог. Обследование свойств теста: влажное, вязкое, хорошо приобретает нужную форму.
20. Весна. Ветер. Дождь.
Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование направления ветра при помощи пальца: намочить палец, поднять его вверх. Пальцу станет холодно с той стороны, откуда дует ветер.
21. Звук и воздух. Музыкальные бутылочки.
Задачи и содержание: Научить детей получать звук и слышать его. Подуть над горлышком пустой бутылки. Послушать звук, который получится (свист). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. Звук изменится: чем больше воды, тем выше звук.
22. Вода. Болото.
Задачи и содержание: Познакомить с правилами поведения на болоте. Выяснить, чем отличается озеро от лужи? Кто живет на болоте, что растет на нем? Каковы положительные и отрицательные стороны существования болот?
23. Вода. Воздух. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей на пузырьки воздуха на водорослях, камнях, стенках аквариума. Для чего рыбкам нужен воздух? Провести наблюдение, как дышит рыбка. А что ещё дышит в аквариуме? (Водоросли).
24. Вода. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за развитием лягушки. Объяснить детям, что головастик – маленькая лягушка. С помощью лупы рассмотреть внешний вид, отмечать как будет видоизменяться головастик со временем.
25. Наш огород. Свет и вода.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение воды для роста растений. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья. Опыт: Одну из веток поставить в сосуд без воды, в тёмное место. Провести наблюдение, что произойдёт с ней?
26. Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. А на свету – ярко-зелёные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.
27. Наш огород. Вода и свет.
Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света и воды для жизни растений. Опыт: Поместить верхушки свеклы и моркови в тарелку с водой. Свеклу расположить на свету, а морковь – в темное место. Провести наблюдение: побеги листьев у свеклы – большие, яркие. Объяснить, что за счёт света в них образуются питательные вещества, которые необходимы для роста. В темноте они не образуются, поэтому зелень моркови — очень бледная.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность в детском саду»

Подготовила: воспитатель МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» Е.В. Новоселова

Целью мастер-класса является: передача коллегам личного профессионального опыта, разработок в сфере исследовательской (экспериментальной) деятельности.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий воспитания.

Исследовательская деятельность в детском саду

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает иоказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В моей группе оборудован экологический уголок в виде мини-лаборатории, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенны

Опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы,
компас, магниты;


– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;




– муляжи овощей и фруктов, модели животных.



При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.

В нашем детском саду ведётся экологический кружок «Мы и природа», руководителем которого я являюсь. Весь проект кружка разбит на 9 тем. По каждой теме мы с ребятами либо проводим опыты, либо моделируем разнообразные объекты.

Сегодня я вам хочу продемонстрировать несколько экспериментов, которые мы проводим с ребятами. Прежде чем начать с моими помощниками научные эксперименты мы превращаемся в исследователей (надеваем белые халаты). И вас я попрошу надеть халаты.
Для первого опыта мне необходимо два помощника.

Опыт №1. Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №2 . Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Опыт №3 . Нужно взять свечу на блюдце и зажечь. Когда свеча разгорелась, накройте её стаканом. Что происходит? Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем стаканом свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.

Опыт №4 . В следующем опыте со своими исследователями мы используем дрожжи, сахар и тёплую воду. Необходимо некоторое время для того чтобы дрожжи растворились и началась реакция, только тогда шарик начнёт надуваться.