Как приучить ребенка к самостоятельным играм. Три метода приучения к самостоятельному засыпанию. Приучаем ребенка есть самостоятельно

1 день назад

К ак правильно поставить задачи перед малышом? Как поощрить за их выполнение и в конечном итоге сформировать у ребенка правильные привычки? Основательница BeautyHack Екатерина Доманькова рассказывает, как ей это удалось на личном опыте и какие особые хаки в этом помогли.

«Вырастет - научится!», «А мама ему зачем?», «Он и не должен еще уметь это делать!» - подобные комментарии нередко можно услышать от тех мам, которые считают необходимостью обеспечивать комфорт своего ребенка по-максимуму. Другие, наоборот, требуют от маленького ребенка слишком много: «Как, вы пошли в сад и еще не умеете завязывать шнурки?»

Конечно, задачи должны ставиться соответственно возрасту и подготовленности малыша, но я убеждена, что ставиться они должны. В интересах самого малыша. Чем больше значительных и не очень навыков самостоятельности приобретено ребенком в детстве, тем проще ему будет по мере взросления. И это отнюдь не означает, что однажды утро начнется не с «иди ко мне одевать штанишки», а с «ты уже взрослый, давай сам!». Путь к самостоятельности очень долгий, наполненный родительской выдержкой и детским упорством. А насколько интересным, мотивированным и веселым он будет у вашего ребенка - зависит только от мамы и папы.

По моему опыту, если сравнивать два сценария - «ребенок делает сам» и «родитель делает за ребенка» - окажется, что второй куда менее затратный по объему приложенных усилий и количеству потраченного времени.

Да-да, время, потраченное на складывание пижамы, застилание постели, расчесывание кота и т.д. возрастет минимум вдвое в тот день, когда ответственность за это дело возьмет на себя малыш. Поначалу процесс демонстрации «как сделать правильно», контроля за ходом процесса и, наконец, выполнения поставленной задачи занимает столько же времени, сколько тратится на неспешное утреннее потягивание чашки кофе (почему бы не взять его с собой в детскую?), но это только поначалу. По мере того, как ребенок будет овладевать новыми навыками самостоятельности, ваше участие в «сделай сам» будет сводиться к минимуму.

С чего, а главное, когда начинать? Если вы готовы собирать с пола то, что минуту назад было кашей в тарелке, терпеливо ждать, пока малыш отвлечется от разглядывания проезжающих за окном машин и обратит внимание на бумажку, которую вы предлагаете выбросить вместе, или, может, вы готовы встать на десять минут раньше, чтобы у ребенка была возможность одеться самому без укорительного «я и так уже спешу» - тогда начинайте прямо сейчас.

Каждый, даже самый маленький ребенок, ждет, когда взрослый предоставит ему возможность проявить самостоятельность в том или ином виде.

Только вот не каждый взрослый готов узнать в «прихотях» и «действиях, влекущих за собой геморрой для родителя», первые попытки малыша ее проявить. Куда проще самому натянуть колготки на сладенькие ножки, чем терпеливо наблюдать за тем, как ребенок не оставляет попытку сделать это самостоятельно. Особенно, если на часах семь тридцать утра. Особенно, если по дороге еще нужно успеть заправиться и умудриться не попасть в пробку. Выбирать родителю. Я отношусь к той категории родителей, которые готовы проявить терпение, но иногда ленятся это делать. Отдыхать от приучения к самостоятельности нужно и взрослым, и детям. Ведь сказанное с ласковой улыбкой «сегодня помогу» на умоляющее «можно не буду застилать постель и складывать пижаму?» дарит маме целых пять минут времени (с четырехлеткой, в моем случае), а малышу - столь необходимое понимание того, что мама всегда придет на помощь.

Мои дочки, каждая в мере, соответствующей своему возрасту, самостоятельны. Это не значит, что они справляются без мамы. Это значит, что они приучаются быть дисциплинированными, приучаются помогать и быть полезными. Маруся сама застилает постель (и не важно, что потом приходится за ней переделывать, важно, что она уже усвоила - это значимое дело, с которого начинается каждое утро), складывает под подушку пижаму, сама убирает с обеденного стола за собой и родителями (удивительно, как Иванка, в свои год и четыре, глядя на Марусю, относит свою тарелку на кухню), сама моется в душе, сама натягивает зимний комбинезон. Возвращаясь из сада, почти без напоминания, моет руки и переодевается в домашнюю одежду (обычно это белые носки, черные леггинсы и белая майка - как у Майкла Джексона). Иванка после еды протирает влажной салфеткой свой детский столик, мы вместе собираем игрушки, она помогает мне нести пакет с продуктами, а если падает, сама встает и идет дальше. Она учится справляться с различными, совсем пустяковыми для нас, взрослых, и очень серьезными для нее, обязанностями и ситуациями. Из этих маленьких попыток с течением времени формируются важные привычки, благодаря которым дети становятся самостоятельными, а у любящих родителей становится немного меньше забот.

Но, конечно, не все так просто. То, что на процесс обучения каждому навыку родителям нужно закладывать Х времени, уже ясно. Но как запустить процесс, не превратив его в вызывающую отторжение у ребенка «обязаловку»? Здесь уже все зависит от возраста чада и вашего креативного подхода. Мой опыт с Иванкой и Марусей подсказывает несколько возможных вариантов поощрения.

1) Самый главный из них, как и во всех других делах, - выражение любви . Похвала, объятия, добрые слова, улыбки - это все главная благодарность и награда малышу за взрослый поступок. К каким креативным поощрениям вы не решите прибегнуть, помните, что этот пункт - не вместо остальных, а вместе. Всегда и неразрывно.

2) Медаль. За каждое выполненное дело можно клеить на одежду, либо давать наклейку - например, звездочку или смайл. У нас были потрясающие наклейки с различными рожицами: веселые, грустные и злые. Начинали именно с них. За каждую выполненную обязанность Маруся получала веселый смайл, за плохое поведение - грустный. Три веселых смайла «съедали» грустный. Придумайте свою систему и награду. Может быть, малышу можно будет подольше посмотреть мультик? Сходить в кино или цирк?

3) Доска обязанностей. Чтобы вам не приходилось постоянно напоминать об обязанностях и контролировать ход их выполнения, сделайте маркерную/магнитную доску, разлинеенную на дни недели с картинками, отражающими обязанности: застелить кровать, почистить зубы и т.д. Пусть ребенок отмечает то, что ему удалось сделать, и получает за это бонусы.

4) Рекорд. Работает только для некоторых детей. Для других такой сценарий может сработать в обратную сторону - спровоцировать у ребенка неуверенность в себе. Если решите, что такой вариант для вашего малыша, то предложите ему соревноваться с самим собой. Чем меньше отказов от выполнения обязанностей, тем ближе к новому личному рекорду, за который родителям стоит похвалить и поощрить.

5) Конечно же, личный пример. Если вы разбрасываете вещи в своей комнате, а от ребенка требуете порядка, то рано или поздно он поймет, что в этом нет острой необходимости. Наличие авторитета - половина успеха.

Похожие материалы из рубрики

Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.

- Что такое самостоятельность для ребенка?

В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей. Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно. Ведь, по сути, роль родительского воспитания - сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.

В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.

2-3 года - базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.

4-5 лет - развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.

6-7 лет - освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.

8-9 лет - у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.

10-13 лет - время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.

14-18 лет - время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить. К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих. Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.

18-20 лет - полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании. Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности. В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.

Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу "проще сделать самому". Как быть?

Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.

Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: "Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?" Можно показать на негативных примерах. Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью. Самостоятельность - это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.

Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала - сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности. Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.

- И все? Никаких секретов?

Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется - то и ребенок будет делать так. Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами. Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.

У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок. Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию. В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.

Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место - на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора. Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема - самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках. И он самостоятельно будет обуваться.

- А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?

Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей - вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола - она подходит и вытирает, убирает. Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо - будут разводы. Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.

- А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?

Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.

До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя", накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка. Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье - мамы и папы, бабушки и дедушки - была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи. Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.

Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков "Ты - молодец" - это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать - это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.

А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они - совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены. Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: "Да, за собой убирать - это правильно". Если девочке внушать оценочность, говорить "Ты - молодец, что это сделала", то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.

Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание. Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: "Раньше ты не умел делать "колесо", а теперь умеешь. Это так здорово!"

- Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?

В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус "профессионал" и включается статус "мама" - я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.

Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет - можешь гулять на улице. Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет - ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности - он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это. Иначе будет бунт.

- Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.

Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить - нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт. Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет. Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.

Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте - многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.

Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха. Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется - в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать. Огради от косяков и действительно опасных предметов - и пусть он познает мир, в том числе падая.

Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их. В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым - с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет. А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.

- До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?

По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: "Получаю третий аттестат", я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы. Если не понял - можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже - вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни. Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.

Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему. Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли. Когда преподаватель математики на весь класс говорит: "Дети, все поняли?", поняло процентов 10, а кивают головой все.

- Они боятся отличаться от одноклассников?

Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: " Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду".

В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость. И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции - тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться. Но переложит ответственность: "Мама-папа виноваты", так и не повзрослев.

- Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?

Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.

Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста - как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации - это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.

Ольга Пастухова,

Иллюстрации с сайта pixabay.com

Так редко бывает, но бывает... И не потому, что вы плохой родитель! Просто есть такие темпераментные и упрямые дети, которые не хотят сдаваться.

По этой причине многие специалисты, занимающиеся проблемами сна, рекомендуют приучать малыша к самостоятельному засыпанию (другими словами, «давать ему выплакаться»).

Да, я признаю, что иногда дать ребенку выплакаться необходимо - но это не должно быть первым, что вы сделаете. Мы все можем открыть дверь, пнув ее ногой, но разве вы не предпочтете повернуть ручку?

Подумайте, не было ли у малыша каких-то душевных травм, нет ли страхов, не произошло ли в его жизни больших перемен (смена детского учреждения, дома или няни), не стал ли он свидетелем семейных ссор и т.д.

Поразмыслив надо всем этим, можете подумать о приучении к самостоятельному засыпанию... Но делать все нужно правильно!

Три метода приучения к самостоятельному засыпанию

За последние двадцать лет специалисты выделили три стратегии приучения ко сну плачущих, сопротивляющихся младенцев:

  • «Раз и навсегда» (также называется «Искоренение»).
  • «Дольше и дольше» (также называется «Постепенное искоренение»).
  • «Подними/положи» (также называется «Угасание» или «Мама рядом»).

Ниже представлен краткий обзор этих методов, а также мои рекомендации по выбору линии поведения.

Раз и навсегда

При использовании этого метода вы кладете ребенка в кроватку, желаете ему спокойной ночи, а затем уходите и игнорируете все его крики и плач до утра.

Специалисты, которые выступают за использование этого метода, считают, что детям нужно позволять плакать, чтобы их не избаловать. Но существует множество причин, по которым я рекомендую вам отказаться от этого подхода:

  • Если вашего ребенка стошнит или он случайно поранится, вы не узнаете об этом до утра.
  • Ваше внезапное отсутствие может привести ребенка в замешательство, он может почувствовать себя брошенным.
  • Малыш сильно расстроится, если он чувствителен и пуглив по натуре, а также если он пребывает в стрессе после событий дня.
  • Некоторые робкие и чувствительные дети просто не способны успокоиться, не получив поддержки и утешения.
  • Очень неуважительно игнорировать крики тех, кого мы любим.
  • Родители из-за этого чувствуют себя ужасно (испытывают беспокойство, чувство вины, неверие в свои силы, ощущение собственной несостоятельности).

Исследования показывают, что этот подход может оказаться эффективным. Но разве это правильно: весь день показывать ребенку, что он в безопасности, давать ему понять, что «мама и папа помогут», а потом уничтожать это доверие, как только сядет солнце?

Дольше и дольше

Вначале определите, какой у вашего ребенка темперамент.

Он неуступчивый, упрямый и энергичный? Если да, то будьте готовы к тому, что придется действовать более жестко и что ребенок будет плакать час или больше.

Ваш малыш робкий, чувствительный и осторожный? Если да, то вам придется чаще заглядывать к нему (пусть и ненадолго), чтобы успокоить его и показать, что о нем не забыли.

А если ребенок очень чувствительный, чего-то боится или пережил какую-то травму или большие перемены, я настоятельно рекомендую не использовать этот подход и перейти к следующему («Подними/положи»).

Если вы все же выберете этот подход, вот как следует действовать. После привычной процедуры подготовки ко сну:

  • Положите ребенка в кровать, включите белый шум, скажите «Спокойной ночи» и выйдите из комнаты. (Детям постарше помогают маленькие любимые игрушки или вещицы.)
  • Снова загляните к малышу через три минуты плача. (Выключите яркий свет в коридоре, оставьте только ночник в комнате.)
  • Не входите в комнату, а только приоткройте дверь и просуньте голову в щель на несколько секунд (достаточно для того, чтобы проверить, не поранился ли ребенок и не стошнило ли его). Скажите что-нибудь нежное и ободряющее, например: «Спокойной ночи, дорогой. Я тебя поцелую, как только наступит утро», - затем уходите.
  • Если ребенок продолжает плакать, вернитесь через пять минут, проделайте все то же самое и уходите. Если малыш не успокаивается, вернитесь через десять минут, затем приходите каждые пятнадцать и все время говорите одно и то же. (Именно поэтому этот подход называется «Дольше и дольше».)

Возможно, вы боитесь, что если будете показывать малышу только лицо, то он расплачется еще больше. Но ваша задача заключается в том, чтобы показать ребенку: вы его любите и вас волнуют его чувства, но вы приняли решение не заходить и не уступать неразумным требованиям.

Не поддавайтесь искушению остаться надолго. В том случае, если вы будете говорить с ребенком дольше и подойдете ближе к его кроватке, малыш, скорее всего, только расплачется еще сильнее (так реагирует большинство детей, но не все). Это происходит потому, что (1) вы расстраиваете малыша (все равно что держать пакет с картофельными чипсами перед носом у голодного ребенка, но дать ему всего одну штучку) и (2) вы дразните его (у ребенка появляется надежда, что его крики достигли цели, но потом вы вновь уходите из комнаты).

Приготовьтесь к тому, что первая ночь будет трудной. Вам придется проявить жесткость. А во время ночных пробуждений нужно будет повторить весь процесс.

Обычно вторая ночь проходит точно так же или немного хуже, но на третью ночь дело налаживается. А вечером четвертого дня большинство детей засыпают быстро и спят до утра.

(Примите к сведению: малыш может озадачить вас тем, что на третью или четвертую ночь снова начнет кричать и проплачет целый час. Это может случиться, если он недомогает, если он очень настойчив и упрям или если вы ведете себя непоследовательно - слишком много разговариваете, подходите слишком близко или остаетесь с ним надолго. Если вы оказались в такой ситуации, не отчаивайтесь. Просто удостоверьтесь в том, что с ребенком все в порядке, и придерживайтесь выбранного плана.)

Не используйте метод «Дольше и дольше» при укладывании ребенка на дневной сон. Раздраженный ребенок может проплакать все отведенное на него время, а потом до самого вечера чувствовать себя несчастным. К счастью, после того как установится ночной сон, дневной наладится автоматически. Так что просто продолжайте соблюдать гибкий режим дневного сна и не забывайте про любимую игрушку и правильный белый шум.

Вот еще несколько советов, которые помогут вам добиться успеха:

  • Удостоверьтесь, что оба родителя пришли к согласию относительно выбранного плана действий.
  • Отбросьте мысль, что если вы позволяете ребенку плакать, то вы плохой родитель (это совсем не так). Если, несмотря на идеальную процедуру подготовки ко сну и правильные атрибуты засыпания, малыш все равно не спит, мягкое обучение сну может сделать всех счастливее.
  • Начинайте приучение к самостоятельному засыпанию в конце недели или перед вашим выходным днем, чтобы на следующий день вы могли отдохнуть.
  • Если у вас настойчивый, непокорный, независимый и упрямый малыш, не удивляйтесь, что в первую ночь он может проплакать от тридцати минут до часа... и даже дольше!
  • Если ваш малыш спит в одной комнате с братом или сестрой, пусть более старший ребенок поспит в вашей комнате или в гостиной до тех пор, пока обучение не закончится. И включайте старшему белый шум, чтобы он не слышал плача.
  • Если вы живете в квартире с одной спальней, кладите малыша в спальне, а сами временно переберитесь в гостиную.
  • Предупредите соседей о ваших планах, чтобы они не забеспокоились и не позвонили в полицию! (Предложите соседям компакт-диск с белым шумом, чтобы они могли спать, когда ваш ребенок плачет.)
  • Поскольку вы не сможете часто заходить к ребенку, чтобы поменять подгузник, смажьте его попу толстым слоем крема для защиты кожи.
  • Иногда боль усиливается, когда мы ложимся. Поэтому, если вы думаете, что у вашего малыша режутся зубы и это вызывает у него болезненные ощущения, спросите у врача, можно ли дать лекарство за тридцать минут до сна.

Примите к сведению: если через полчаса вы почувствуете, что вот-вот сломаетесь и вам нужно идти спасать своего плачущего ангелочка, можете это сделать. Вы всегда должны прислушиваться к своей интуиции. Но помните, что если вы будете вести себя непоследовательно, то невольно можете убедить ребенка в том, что крик позволит ему получить желаемое.

Взрывная реакция - ухудшение перед излечением!

Ваша незамедлительная реакция в первые 3-6 месяцев жизни малыша на самом деле показывает ему, как сильно нужно плакать, чтобы вы быстрее пришли. Это хорошо, ведь ваш малыш должен знать, как вас позвать, если вы ему на самом деле очень нужны.

К сожалению, точно так же, как мальчик из сказки, который поднимал ложную тревогу, крича «Волк!», некоторые дети, призывая родителей, кричат громче пожарной сигнализации, даже если дело несрочное. А еще хуже то, что они могут кричать беспрерывно, если родители не приходят. (Это особенно вероятно, если они переутомились и капризничают.) Поэтому, если для приучения к самостоятельному засыпанию вы решите выбрать метод «Дольше и дольше», не удивляйтесь в первую ночь, что кроха кричит громче и настойчивее, чем когда-либо прежде. На самом деле такое поведение абсолютно нормально в первую и вторую ночи.

Психологи называют это «взрывной реакцией в ответ на прекращение подкрепления» - ребенок заливается слезами перед тем, как образцу поведения приходит конец (или, как говорят на языке психологии, образец поведения «угасает»).

Вероятно, уйдет от двух до четырех дней на то, чтобы малыш понял, что теперь есть исключение из правила «ты плачешь - я прихожу», которому вы обучали его последние четыре месяца. Так что соберитесь с силами перед этим испытанием и помните, что трудности закончатся быстро.

Подними/положи - решение без слез

Метод «Подними/положи» (который также называется «Угасание») я рекомендую родителям, которые хотят избежать слез при укладывании спать. Он отнимает больше времени как ежедневно (от получаса до полутора часов), так и в целом (от четырех дней до двух недель), но может быть очень эффективным и менее травмирующим, чем другие стратегии. Он особенно подходит тем малышам, у которых в жизни происходит много перемен, а также беспокойным или боязливым детям.

Вот как его использовать:

  • Положите малыша в кроватку (разбудите, если он уже заснул).
  • Если плачет, возьмите на ручки и успокойте. Покажите, что вы понимаете его чувства, разговаривая спокойным тоном: «Я знаю, знаю, мой сладкий. Ты просто скажи: "Мама, возьми меня на ручки!" Трудно заснуть, да, мой хороший?»
  • После того как ребенок успокоится, снова положите его в кроватку.
  • Если плачет, возьмите на ручки... и повторяйте весь цикл снова и снова.
  • Как можно меньше укачивайте, поглаживайте, разговаривайте и кормите, чтобы снизить зависимость ребенка от этих требующих вашего участия атрибутов сна.

Этот подход требует большого терпения. Первые несколько ночей вам, возможно, придется брать ребенка на ручки и класть его снова раз по пятьдесят!

Как и всегда, включайте низкочастотный белый шум на все периоды дневного и ночного сна и предлагайте малышу игрушку или другую приятную на ощупь вещицу. И начинайте обучение перед своим выходным днем, чтобы на следующий день можно было подольше поспать утром или вздремнуть днем.

Также вы должны знать, что метод «Подними/положи» плохо работает, если:

  • вы чрезмерно поощряете ребенка (разговариваете с ним, играете, кормите грудью) каждый раз, когда берете его на ручки;
  • у вас упорный, настойчивый и целеустремленный ребенок, который просто так не сдается. (В таком случае вы можете вернуться к методу «Дольше и дольше».)

При использовании методов «Раз и навсегда» и «Дольше и дольше» именно вы устанавливаете желаемое время отхода ко сну. Но при использовании метода «Подними/положи» вы начинаете в то время, когда сам ребенок хочет спать, а потом переносите начало этой процедуры на пятнадцать минут раньше и делаете так каждую вторую ночь, пока не установится нужное вам время.

А что если ребенка стошнит во время приучения к самостоятельному засыпанию?

Одна мама с небольшого острова в Южной Корее написала: «Нашей дочери На Янг сейчас восемь месяцев. Уже примерно месяц она просыпается каждый час и плачет, пока мы не возьмем ее на ручки. Если я сплю, держа ее на руках, она спит по меньшей мере два часа, но в таком случае я совсем не высыпаюсь. Я пыталась просто дать ей выплакаться, но каждый раз она давилась и ее рвало».

Некоторые дети плачут так сильно, что у них напрягаются мышцы живота и содержимое желудка выбрасывается наружу. Естественно, когда это происходит, родители могут почувствовать себя ужасно виноватыми. Нам хочется сразу же помыть и успокоить наших детей перед тем, как снова укладывать.

Но все не так просто: если вы будете слишком много жалеть и ласкать ребенка после того, как его стошнило, вы можете непреднамеренно дать ему понять, что рвота- быстрый способ получить желанное внимание.

Но что вам делать, если ребенка стошнит в первый вечер обучения сну?

Быстро умойте его, избегая долгих объятий и успокаивающих разговоров. Убедитесь в том, что он не болен, замените простыни в кроватке и переоденьте малыша, а затем снова уложите его. Скажите «Спокойной ночи» и снова следуйте избранному плану. Если переборщить с ласками, малыш может воспринять их как поощрение и рвота войдет в привычку.

Как приучить к самостоятельному засыпанию, если Вы с малышом спите в одной спальне

Обучить сну ребенка, который спит в одной комнате с вами, возможно, но определенно сложно.

Когда ребенок видит вас, он, естественно, будет снова и снова пытаться склонить вас взять его на ручки. Именно поэтому - если это вообще возможно - я советую вам с супругом спать в гостиной, а ребенок пусть остается в спальне, пока вы учите его сну. Или подумайте об использовании метода «Подними/положи» вместо «Дольше и дольше».

Но на тот случай, если у вас нет выбора, я дам вам несколько советов, которые помогут провести обучение:

  • Установите в комнате экран или повесьте простыню, чтобы ребенок не мог вас видеть.
  • Если ребенку больше девяти месяцев, заранее постарайтесь заинтересовать его маленькой игрушкой или вещицей.
  • Включайте громкий белый шум, чтобы ребенок не слышал, как вы дышите, разговариваете или храпите (таким образом и его плач будет меньше вас тревожить).
  • Можно начать приучение к самостоятельному засыпанию в периоды дневного сна. Так малыш будет быстрее реагировать, когда вы станете вводить новую систему вечером.

Осторожно - вас все еще может поджидать депрессия

Я надеюсь, что вам не пришлось испытать наплыв тревоги и чувство одиночества, которые типичны для послеродовой депрессии (ПРД). Однако важно знать, что, хотя ПРД обычно случается вскоре после рождения ребенка, она также может незаметно подкрасться к вам через много месяцев после родов и длиться вплоть до нескольких лет. Так что, если вам грустно и вы испытываете беспокойство, без колебаний обращайтесь за помощью.

И помните, что, решив проблему сна у своего ребенка, вы можете продвинуться вперед в борьбе с депрессией. Одна группа исследователей сообщила о том, что 45% мам излечились от депрессии, наладив режим сна у своих детей.

Переобучение: кок помочь ребенку после того, как он отступит от заведенного порядка

Не нужно удивляться, если вам потребуется снова приучать ребенка к самостоятельному засыпанию через пару месяцев после того, как вы сделали это в первый раз. Дети могут вернуться к старой схеме по различным причинам, включая болезни, путешествия (смену часовых поясов), пугающие события или большие перемены в жизни.

К счастью, это отступление от привычного порядка может само выправиться через несколько дней. Однако, если проблема не решается, просто вернитесь к выбранной методике обучения сну и проделайте все шаг за шагом. Обычно с каждым разом все получается быстрее и проще.

С первых минут жизни ваш малыш учится быть самостоятельным. Ему это необходимо, чтобы успешно жить в этом мире. Он учится держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить, есть, умываться, одеваться и раздеваться, играть, собирать игрушки, говорить.
Обретение независимости - непростой и небыстрый, но необходимый путь. Поэтому вам надо набраться терпения и помогать своему малышу.

Прежде всего, поощряйте его желание обрести независимость в мыслях и поступках.
И конечно же регулярно тренируйтесь в приобретении новых и новых полезных навыков.
Итак, как приучить ребенка к самостоятельности?
Существуют такие замечательные малыши, которые сами-проявляют инициативу. Но что же делать, если ваш ребенок не выказывает активного стремления к самостоятельной деятельности?

Помните о правиле эффективного воспитания: любому делу должно сопутствовать радостное настроение.
Поэтому начните приучать ребенка к самостоятельности с того, что действительно может его увлечь.

Если ваш ребенок любит наблюдать за вами на кухне, сшейте ему яркий забавный фартучек, подставьте к столу удобный стул или табуретку и поручите малышу какую-то часть работы - перемешивать фарш, когда вы готовите котлеты, класть начинку в вареники или мыть щеточкой овощи к салату.
Только никаких «горе ты мое луковое» или «дай, я лучше это сама сделаю!». Иначе вы рискуете навсегда отбить у малыша желание помогать вам. Да, когда вы сядете за стол, обязательно отметьте: «А вот этот чудесный винегрет мы сегодня сделали вдвоем!»

Если ваш самостояшка любит возиться с водой, оборудуйте местечко в ванной для этого занятия или расстелите прямо в комнате клеенку или большой кусок полиэтилена, поставьте на него тазик с мыльной водой - пусть стирает свои платочки и носочки. Понятно, что качество такой стирки поначалу оставляет желать лучшего, зато потом вы, возможно, сможете сказать: «Я вообще забыла, что такое стирка».
Приучая малыша к самостоятельности, помните о том, что в любом деле важна постепенность. Не ждите и не требуйте от своего ребенка, чтобы он молниеносно научился аккуратно мыть посуду или вытирать пыль.

По мнению психологов, если регулярно помогать ребенку, со временем в его действиях кроме самостоятельности обнаруживается еще и целеустремленность.
Он увлечен делом и стремится получать не любой, а необходимый результат.

Как быстрее всего отбить у ребенка желание что-либо сделать самостоятельно? Сделать это за него. К примеру, ваша маленькая дочурка хотела вам помочь - полить цветы - и залила все вокруг. Сделайте глубокий вдох, улыбнитесь, мысленно подумайте, как ликвидировать потоп, и скажите: «Какая ты молодец, мамина помощница, а теперь давай вместе наведем порядок. Принеси-ка из ванной тряпку». Вы можете десять раз вытирать разлитую воду, а на одиннадцатый с удивлением посмотрите и обнаружите, что малышка сделала все на редкость аккуратно.

Помните о том, что ваши излишняя осторожность, опасение, что малыш что-то испортит, нехватка времени и терпения мешают малышу проявить себя.
На самом деле легче вытереть сыну нос, чем научить его сморкаться.
Но с точки зрения воспитания это бессмысленно. Вы же не собираетесь делать это всю жизнь, так ведь?

Конечно, вы можете сделать своего ребенка послушным, воспользовавшись запретами. Но рано или поздно вам захочется увидеть его инициативным и целеустремленным. Если вы ничего не сделаете для этого сейчас, то эти качества не возникнут откуда-то сами по себе. Поэтому, прежде чем сказать очередное «нельзя», подумайте, а не пресекаете ли вы на корню нежные ростки самостоятельности вашего ребенка?

Советы

1. Окрики или чрезмерная настойчивость - далеко не лучший метод приучать своего малыша к самостоятельности. Будьте спокойны и терпеливы.

2. Не завышайте требований. Пусть ребенок делает то, что ему действительно по силам (например, раздеться трехлетка может, но вот одеться без помощи взрослого ему пока еще трудно).

3. Подражание - великая сила. Глядя на родителей, ребе-
нок впитывает все, что и как они делают.

4. Не скупитесь на похвалу - маленьким так необходима поддержка!

5. Приучая малыша делать что-то самостоятельно, убедитесь, что для этого нет помех: если вашему крохе пока
трудно дотянуться до умывальника, стоит приобрести специальную скамеечку, а если ему трудно справляться с пуговицами, крючками и шнурками, предпочтите
одежду с кнопками и обувь с липучками.

6. Если ребенок увлекся каким-то делом, не прерывайте его, даже если вам кажется, что пора бы уже и закончить.
Уважительное отношение к его занятиям - одна из составляющих будущих успехов.