Как сделать красивый проект про камни. Творческий проект «О чём говорят камни. Этапы реализации проекта

Проект "Загадочные камни"

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3) . Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4) . В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5) . - Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11) .

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку) .

Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии» ) . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) .

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования) .

Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают) .

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

(Ответы детей)

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение № 20 х. Кирова

Тематический проект

«Эти удивительные камни»

Разработала воспитатель:

Кружкова Дарья Александровна

2017 г.

Проект «Удивительный мир камней»

  1. Тип проекта: познавательный.
  2. Признак проекта: экологический.
  3. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
  4. По количеству участников: групповой.
  5. По продолжительности: краткосрочный
  6. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта:

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи:

Образовательные :

Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.

Развивающие :

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная :

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Речевые : расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Здоровье сберегающее обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(с/р игры, дидактические игры).

«Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».

Виды деятельности : Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.

Продуктивная деятельность:

  • Экспериментирование «Какие бывают камешки»
  • Аппликация «Гора»
  • Лепка из пластилина «Горы».
  • Рисование «Горный пейзаж»

Оборудование :

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Эти удивительные камни».

Актуальность проекта:

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада.

План действий:

  1. Постановка цели;
  2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  4. Определение направлений познавательной практической деятельности;
  5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Совместная работа педагога с детьми.

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни» Е. Чуйко.

Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

Тема «Камни и их свойства»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема: «Мы – геологи»

Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Тема «Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа

Аппликация «Дом мы строим из камней»

Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков »

Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

«Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Тема «Кто живёт в горах»

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Тема «Свойства полезных ископаемых»

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.

2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и.п. 3-4 -то же повторить вправо.

4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и.п. То же повторить под правой ногой.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.

8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.

9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

Декоративное рисование «Дом, милый дом»

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Просмотр мультфильмов

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд"

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни»

Провели викторину «Что мы знаем о камнях»

Выставка «Изделия из камня»

Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.

Ход НОД «Эти удивительные камни»

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?

Давайте посмотрим, какие камни в посылке.

Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Белый камушек растаял

На доске следы оставил (Мел)

Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Давайте посмотрим какой он по твердости. Таня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.

Что с ним случилось?

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)

Что можно сказать о меле? (Ответы детей: мягкий, тонет в воде)

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

А вот ещё загадка о камне:

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

Расскажите какой уголь?

(Ответы детей: чёрный, блестящий)

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).

(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)

Для чего нужны камни? (ответы детей)

Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).

Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,

Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. (Деление на команды, выборы командира)

Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием. (выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда). Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.

Задания:

1. Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. 2. Найдите и покажите самый большой и маленький.

3. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.

4. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).

5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?

7. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?

8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?

Игра «Каменный оркестр»

Воспитатель: -У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

Презентация «В мире камня».

Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Продуктивная деятельность

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.

Где вы сегодня побывали (в лаборатории, что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение

Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: октябрь-май.

Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Благодаря проекту ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Количество участников: воспитатели группы Глухова Е.Б., Полукова Т.В., учитель- логопед Пышкина Т.Г, дети 5-7 лет, родители.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

  • Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Работа с родителями. Открытые занятия, участие в реализации проекта, подбор материалов и информации для оформления уголка. Посещение выставок камней.

Ожидаемые результаты. Оформление уголка. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Продукт проекта: Коллекция камней.

Этапы Содержание работы Сроки
1.

Подготовительный

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме

Подбор художественной литературы

Коллекционирование

ноябрь
2.

Основной

Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Путешествие в мир камней» ноябрь
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины)

Показ презентации по теме «Камни в украшениях».

декабрь
Чтение художественной литературы

П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н.Рыжов «О чем шептались камни»

январь
Стихи, пословицы, поговорки о камнях февраль
Экспериментальная деятельность: рассматривание через лупу,какие разные камни, «Плавает или тонет», «Какой камень больше выпьет», определение температуры декабрь- апрель
Выставка совместных работ родителей и детей «Каменные шедевры». Составление панно и коллажа из камней. январь-
Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки». март
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Бусы из камней». Пазлы «Что из чего сделаны». февраль
Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком».

Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях»

март-
Художественная деятельность «Роспись камней» апрель
3.

Заключительный

Оформление уголка в группе. Презентация. Представление совместных детско-родительских проектов май

Слайд 1

Годовой проект «Мой особый интерес - камни»
Выполнил ученик 1Б класса Миргорода Алексей г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Я выбрал такую тему, потому что камни в жизни человека играют большую роль еще со времен зарождения человечества. Мне захотелось узнать об истории и пользе камней. Познакомиться с творчеством известных писателей и поэтов, которые писали о камнях. И больше всего мне любопытно, что можно интересного и нужного сделать с помощью камней.

Слайд 3

Был такой период на Земле очень-очень давно, который назывался Каменный век. Люди жили в каменных пещерах, подушкой служил какой-нибудь булыжник и орудие труда и охоты тоже были из камня.

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИ
Когда зародилась письменность человек начал писать на папирусе это прообраз бумаги, на Руси писали на бересте, а еще высекали письмена на камне. Из первых сказок, которые мне читали, богатырю путь указывал путеводный камень.

Слайд 5

Археологические находки
Ученые-археологи находят в земле окаменелости разных животных, птиц, растений. По ним они определяют их возраст, узнают какие животные и птицы жили на земле много лет назад и как они выглядели.

Слайд 6


У меня дома есть книга «Малахитовая шкатулка». В ней писатель Павел Бажов рассказывает о работе камнерезов и различных камнях, которые находят в земле. Большинство из изделий Данилы-мастера сделаны из камня под названием малахит, который добывают в уральских горах.

Слайд 7

Писатели, поэты и художники о камнях
А вот что писал известный поэт Иван Бунин о камнях в своем стихотворении «Все море – жемчужное зерцало…»: У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали, и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут...

Слайд 8

Писатели, поэты и художники о камнях
Знаменитые художники тоже любили изображать на своих картинах камни. Аленушка на картине В. М. Васнецова сидит на камне в окружении других камней.

Слайд 9

Интересное о камнях
Когда я стал старше мы всей семьей ездили на море. Там на берегу моря я собирал разные камешки. Большинство из них имеет плоскую форму и гладкую поверхность. Потому что их постоянно омывает вода. На таких камешках художники рисуют различные рисунки.

Слайд 10

Интересное о камнях
У нас на даче бабушка сделала альпийскую горку. Это такая клумба для цветов. Она состоит из камней разных размеров. А между камнями сажают цветы. Когда цветы цветут такая клумба смотрится очень красиво. А мы можем ходить по камням даже в середине клумбы.

Слайд 11

Недавно я узнал, что в Японии есть сады из камней.
Интересное о камнях

Слайд 12

Дома у нас есть небольшая коллекция камней. Больше всего мне нравится голубой агат.
Интересное о камнях

Слайд 13

У разных камней есть свои свойства. Считают, что какие-то камни могут охранять человека, какие-то придают силу человеку, а какие-то лечат. Их прикладывают к больному месту, растирают в порошок и делают мази. Есть камни, из которых делают украшения: бусы, браслеты, ими украшают кольца и серьги. Как правило, это драгоценные и полудрагоценные камни. Еще есть поделочные камни. Из них делают шкатулки, вазы маленькие и большие, различные фигурки.
Свойства камней

Слайд 14

К нам в школу приходили сотрудники планетария. От них я узнал, что планеты состоят из камней и других веществ. Например, кольца одной из восьми планет солнечной системы Сатурна состоят из пыли, льда и камней.
Камни в космосе

Слайд 15

На нашу землю из космоса прилетают кометы, астероиды и метеориты.
Камни в космосе

Слайд 16

«Каменные джунгли»
Недавно я услышал, что города называют каменными джунглями. Дедушка мне пояснил, что дома строят из песка и цемента. При смешивании песка, воды и цемента получается бетон. Если сделать разный состав песка и цемента, то можно получить бетон разной прочности. И даже очень прочный, который не уступает по прочности пригодным камням. А так как дома строят высокими, то наши города похожи на леса, только вместо деревьев высокие дома.