Конфликты между родителями и детьми: причины и решения. Системно-векторная психология. Проблемы взаимоотношения детей и родителей

Проблема отношений родителей и детей остро стоит вне зависимости от возраста этих самых детей и родителей, от вероисповедания, социального положения, уровня образования и места жительства. В каждой семье находятся свои поводы для разногласий и споров.

Проблемы отношений между родителями и детьми раннего и школьного возраста

Когда на свет только появляется малыш, он уже рождается с базовой потребностью — занять свое место в семейной иерархии, быть любимым, получать внимание. Чувство безопасности ребенка напрямую зависит от чувства принадлежности к своей семье.

И все его дальнейшее поведение, все кризисы 1,2, 3 лет, так или иначе, связаны с желанием занять это место, отвоевать свое пространство, получить внимание и любовь. Как это ни парадоксально, чем хуже ведет себя ребенок, тем больше он нуждается в родительской любви.

С младенчества ребенок занят поиском способов присоединения к своей семье, он пробует разные модели поведения и делает выводы: «Вот так на меня обращают внимание!» В дальнейшем, те модели поведения, которые показались малышу наиболее эффективными, формируют его поведение. И малыш в этом не виноват, так уж мы устроены, такой алгоритм нужен для выживания, поэтому ребенок может вести себя плохо совершенно не осознанно.

Например, мама и дочка сидят за столом, дочка обедает, мама увлеченно сидит в социальных сетях, дочка начинает громко стучать ложкой по столу, чем выводит маму из себя и заставляет обратить на себя внимание. При этом ребенок, делает это не специально, ей просто вдруг захотелось постучать по столу, а скрытый мотив «обратить на себя внимание мамы» находится в подсознании.

Постепенно у ребенка формируется и закрепляется своя «роль» в семье, дети, которым лучше удавалось привлечь внимание родителей плохим поведением, становятся «плохими»: не слушают родителей, кричат, грубят, шкодят и т.д. Дети, которым удавалось привлечь внимание родителей послушанием, помощью по дому, хорошими оценками, добрыми словами, проявлениями талантов, продолжают завоевывать родительскую любовь хорошим поведением.

И первая и вторая группы детей, могут иметь огромные проблемы не только в родительско-детских отношениях , но и во всей последующей жизни. «Плохие дети» будут всю жизнь ощущать себя недостойными, неправильными, не такими как все, «хорошие дети» будут всю жизнь стремиться доказывать маме с папой, а потом и всем окружающим, что их есть за что любить.

Практически у каждого клиента, который приходит на прием к психологу, независимо от первоначального запроса, всплывают детские травмы, нанесенные родителями, которые совсем не хотели навредить своему чаду. Они просто не знали как правильно, действовали в соответствии со стереотипами принятыми в обществе того времени.

Семейные роли имеют огромное значение не только при нарушениях родительско-детских отношений , но и во всей жизни ребенка, ведь он учиться взаимодействовать не только с семьей, но и с миром. И этот его «ярлычок»: хорошего мальчика, отличницы, красавицы или хулигана, серой мышки, дурачка окажет влияние на всю последующую жизнь ребенка.

Не просто так говорят, что все идет из семьи, каждый родитель должен осознавать огромную ответственность, которая пришла к нему вместе с счастьем материнства или отцовства. Осознанно относиться к выбору типа родительско-детских отношений, любить своего ребенка безусловно, оценивая не ребенка, а его поведение. В любой ситуации малыш должен знать — что бы ни случилось, мама с папой не станут любить его меньше.

Проблемы отношений между родителями и взрослыми детьми

Мне очень нравится восточная мудрость «ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Как правило, с первыми двумя пунктами этой пословицы – накормить и воспитать, не возникает таких больших трудностей как с третьим – отпустить.

С самого рождения малыша, родителям необходимо понимать, что ребенок — это не их собственность, а маленький человечек со своим характером, у которого неповторимый путь и своя судьба. Уважать ребенка и считаться с ним нужно с младенчества, не говоря уже о совершеннолетнем ребенке.

Но, зачастую, на практике все получается иначе. Родители считают, что им виднее с высоты прожитых лет и начинается: «не пойдешь в биологический класс, пойдешь в математический — это перспективно!», «будешь юристом, это престижно!», «жениться рано, встань на ноги!» и т.п.

Родителям в этот момент совершенно не интересно, что их ребенок увлечен ботаникой, а уроки математики воспринимает как каторгу, юристом он быть не может, потому что боится публичных выступлений и вообще всю жизнь мечтал быть врачом. А та девушка, в которую его угораздило влюбиться в 18, уже 5 лет ждет предложения и, недожавшись, уедет жить в другую страну, а он всю жизнь будет жалеть, что послушал маму и не вернул ее.

Чтобы избежать проблем в отношениях между родителями и детьми, необходимо понять — у каждого человека свой путь и только он может решать — кем становится, на ком жениться, где жить и как жить. Пусть будут ошибки, но это его собственные ошибки, его жизненный опыт, который необходим здесь и сейчас.

Родителям нужно постараться научить своих детей всему необходимому до того как они станут взрослыми, наладить с ними доверительные отношения, при которых ребенок будет сам стремиться получить родительский совет. А когда ребенок вырастет, остается лишь наблюдать за плодами своих трудов и давать дружеские советы, но, ни в коем случае, не навязывать свое мнение. Но не забывайте, сколько бы лет не было вашему ребенку, он все так же нуждается в вашей любви, просто ее проявления немного видоизменились.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Пожалуй, первые отношения между родителями и детьми начинаются тогда, когда дети собственными глазами видят ролевые модели в лице взрослых, которые их окружают. Совершенно очевидно, что первыми ролевыми моделями являются мама с папой. По мере роста моделями становятся другие важные взрослые. Это бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, учителя, товарищи по играм, соседи и многие другие люди.

Но мама с папой всегда остаются ключевой ролевой моделью для своих детей. И сила влияния группы сверстников действительно велика. С возрастом на детей особое впечатление могут оказать какие-то учителя, тренеры и даже звезды кино или спортсмены. Но люди, с которыми ваши дети живут день ото дня, это вы – их родители. Ваши дети учатся, наблюдая за вами, и они наблюдают намного внимательнее, чем вам кажется.

Как же должны вести себя родители, осознающие, что они из дня в день являются ролевыми моделями для своих детей? Мы все знаем очевидный ответ. Мы должны стать добрым примером. Быть последовательными, следить за тем, чтобы наши дела говорили громче слов, и так далее. Но самым лучшим вариантом эффективного влияния вас как ролевой модели будет ваша честность. Дети начинают свою жизнь с абсолютной честности. Потом, в процессе взросления, они начинают усваивать обман и ухищрения, но начинают они свой путь по жизни с открытого и честного подхода к ней.

Иногда детская честность может ввести присутствующих в смущение. Пример: Мальчик лет четырех с мамой зашел в кафе, чтобы угоститься мороженым. Пока мама с мальчиком ели мороженое, к ним подошла женщина и села рядом. Она заказала мороженое и чашку кофе, а затем закурила. Сигаретный дым направился в сторону мамы с мальчиком. Многие некурящие люди знакомы с чувством отвращения, когда в ресторанах и кафе им приходиться сталкиваться с подобными проявлениями. Обычно они страдают молча, но мальчик молчать не собирался. Он с негодованием посмотрел на женщину и сказал: «Тетя, ваш дым летит прямо на мое мороженое!».

Мать мальчика невольно сжалась и покраснела. Женщина тут же погасила сигарету, смущенно извинилась и быстро ушла.


Отношение родителей к воспитанию детей

Нет никаких сомнений в том, что при каждом удобном случае дети проявят абсолютную честность. Но, тем не менее, многие родители всевозможными средствами пытаются отучить своих детей от подобной прямолинейности. Это трагическая ошибка. Родители должны сделать все возможное, чтобы развить в своих детях честность. Лучше всего учить детей честности собственной честностью.

Родители должны быть более открытыми и честными с детьми, начиная с самого раннего возраста, ведь дети учатся, наблюдая за вами. Мы почему-то думаем, что дети не справятся с правдой. В разговорах с ними мы все время что-то пытаемся от них скрыть. Мы не говорим им все, что происходит, потому что считаем, что они слишком маленькие и ничего не поймут. И хотя в некоторых ситуациях действительно нужна сдержанность, все равно, родители, делитесь с детьми своими чувствами, проблемами и заботами.

Все это может показаться несколько пугающим для тех родителей, которые считают, что они всегда должны делать вид, что они все держат под контролем и все знают. Но наши дети должны обязательно осознавать наше несовершенство. Такой вариант честности в ролевой модели может показаться несколько пугающим, но он стоит того, чтобы рискнуть. На это есть пару причин:

1. Благодаря вашей честности дети поймут, что быть несовершенным – это вполне нормально. Человек не становиться странным или неполноценным только потому, что у него есть проблемы, он совершает ошибки и терпит неудачи. Напротив, сильным можно назвать того человека, который признает свои слабости.

2. Если вы будете честны со своим ребенком во всем, у вас появится невероятная возможность построить с ним близкие и сильные отношения. Проявляя честность, вы демонстрируете ребенку доверие, вы приглашаете его в свой личный мир, в который могут войти лишь немногие избранные люди.

По сути, вы говорите ребенку: «Я тебе доверяю. Я ценю твое мнение. Я знаю, что ты надежный человек».

Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи

Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений

Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.

Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.

Родители и дети: психология взаимоотношений на практике

Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

Видео с YouTube по теме статьи:

Давай поговорим с тобой об отношениях между родителями и детьми. Мы связаны крепкими узами и привязанностью к детям.

По мнению психологов, отношение матери к своему ребенку является особым типом любви. Такая забота и защита жизненно необходима малышам. Есть множество примеров, когда дети сильно страдали и болели без материнской ласки и любви.

Любящая и внимательная мать всегда будет стараться сделать добро своему ребенку, наполнить его жизнь комфортом, общением, радостью. Здоровье малыша для такой матери всегда на первом месте.

Взрослая женщина имеет больше преимуществ перед мужчиной в исполнении своего родительского долга и в проявлении любви. Этому благоприятствует наличие определенных гормонов в организме женщин.

Это не говорит о том, что любая женщина способна заменить ребенку мать, неплохо с этой обязанностью могут справляться и многие мужчины. Отцовская любовь также имеет большое значение в воспитании малыша и становлении его личности.

Но один из родителей вполне может выполнять и материнские и отцовские функции одновременно. Хотя не каждый из родителей-одиночек способен на это.

Как решить проблемы взаимоотношений родителей и детей

Для детей важны теплые объятья, ласковые слова, привязанность. Психологи говорят, что для того, чтобы выжить, ребенку необходимы хотя бы 17 объятий в день. А для того, чтобы стать полноценным членом общества, самореализоваться в жизни, быть в себе уверенным в будущем, необходимы постоянные проявления материнской любви.

Казалось бы, просто любовь, проявляющаяся в нежности, внимании, а какие чудеса способна творить!

Если ребенок капризен, не слушается, стал вести себя грубо и вызывающе, то это он просит любви. Он так и твердит, только на своем, детском языке: «Мама, обрати на меня внимание, приласкай!» Но некоторые родители не понимают, что от них требуется, пускают в ход ремень, угрозы, шлепки, крики. Тем самым только ухудшая ситуацию и лишая ребенка возможности расти и развиваться полноценно.

Для детей любовь – это не покупка игрушек и сладостей, а ласковое отношение, понимание. У нас в детстве были точно такие же проблемы, мы удивлялись, что родители не могут нас понять. На самом деле могут, просто не хотят.

Свои заботы заполонили наши умы и мысли, хотя проблемы ребенка гораздо важнее. Ведь ему предстоит столкнуться со множеством препятствий в жизни, ему предстоит самостоятельно принимать решения. Все начинается с элементарного: дать ли Маше совочек и заканчивается уже взрослыми проблемами выросшего человека.

Меняйте стиль общения со своим ребенком

Закладка всего поведения в будущем, жизненных позиций идет именно в маленьком возрасте. Нам надо это лишь понять. Моя подруга рассказывала, что в детстве родители часто не понимали ее и ругали за те вещи, которые она считала вполне естественными. Она просто повторяла за старшими и ей даже в голову не приходило, что так делать нельзя. А мама ругала, но продолжала сплетничать про подруг в ее присутствии, используя нецензурные слова.

Ребенок был не понят, мать не смогла определить, что сама подает дурной пример. Она считала, что любит девочку, так как покупала ей игрушки, красивую одежду, сладости. А подруга думала, что лучше бы ей этого не покупали, а дали больше внимания, объяснили, что хорошо, а что плохо и почему, уделяли больше времени и дарили нежность.

Конечно, все это осталось на уровне ее мыслей, родителям она так и не сказала о своих желаниях. Хотя поняли бы они ее? Едва ли. Порой мы выражаем свою любовь не так, как хочется ребенку, тем самым меняя его жизнь, делая ее черствой и помогая потерять краски.

Занимайтесь чтением с малышом, играйте вместе, пойте, танцуйте, прижимайте ребенка к себе. И не раз в неделю, а ежедневно. Вы сами удивитесь, когда после этого ваш ребенок станет более уверенно вести себя со сверстниками, больше общаться. Прямая связь существует.

Даже вскользь сказанное слово имеет большое значение в жизни ребенка и может отразиться на его будущем. Это не просто какая-то игра или легкое дело, воспитание малыша – ежедневный тщательно продуманный труд матери.

Зачастую мы просто копируем модель поведения своих родителей с нами в детстве. Надо уходить от этого, если пример был не на высоте. Формируйте свои отношения, особые, ни с чем не сравнимые.

Люди удивляются, когда я позволяю ребенку бегать по лужам, ходить босиком, садиться на траву во время прогулок, играю вместе с ней в песочнице, дома позволяю разбрасывать вещи и игрушки. А ведь это вполне естественные вещи, являющиеся неотьемлимой частью развития. Почему то, что на самом деле должно быть в отношениях между малышом и мамой удивляет в наше время людей?

Мне хочется, чтобы ребенок испытал удовольствие от того, что ему хочется в настоящее время. Что я теряю, если мой малыш пробежится по луже? Да, ничего. Неужели, любящей матери сложно постирать вещи? Зато эмоций у него будет на весь оставшийся день. Это ли не счастье? Малышу достаточно просто улыбнуться, обратить на него внимание, похвалить и он будет доволен и счастлив.

Маленькие дети также испытывают нежные чувства от заботы старших братьев и сестер. Им это также необходимо. Братско-сестринская любовь и дружба тоже являются неизведанной областью. Зачастую именно старшие брат или сестра становятся первыми людьми, с которым малыш начинает играть в ролевые игры.

Но не всегда отношения между братьями и сестрами идеальные. Может появиться ревность, соперничество. Здесь все зависит от родителей, которые должны показать, что рождение малыша ничуть не изменило их отношения к старшему ребенку.

Ведь старшему ребенку может казаться, что его забыли, ему уделяют меньше внимания, поэтому надо ярче демонстрировать любовь.

В психологии есть такой краеугольный камень, такой символ веры, если хотите. Его можно выразить одной рас­хожей фразой: «Все мы родом из детства». Итак... Родители и дети, психология взаимоотношений детей и роди­телей.

Что это означает это выражение: «Все мы родом из детства» Оно означает, что психология всех направлений и школ считает: детство - самое важное время, когда формируется личность. Со всеми её задатками, и (к сожале­нию) со всеми её неврозами и проблемами взрослого человека.

Родители - это те взрослые люди, которыми исчерпывается для маленького человечка вся Вселенная, модель все­ленной. В ранние годы ребёнок изолирован от большей части опыта, однако большую часть опыта бытия он осваивает на этой самой «модели».

И вот такая вынужденная изоляция длится у ребёнка годами. А Вы, наверное, догадываетесь, что в раннем дет­стве один год - это целая жизнь. Вот и представьте, что лет до пяти-семи ребёнок живёт в особой вселенной, где боги и самые умные и справедливые существа- это его родители. И больше вокруг маленького человечка ничего нет.

Поэтому если ребёнок вырастает с убеждением «Этот мир - несправедлив», то нужно обратиться к его раннему детскому опыту6 возможно родители были несправедливы с этим человеком, когда он был ребёнком. Ситуация - распространённая, поэтому так распространена мысль уставших взрослых о том, что «Весь мир - болото...».

Неудивительно, что вся остальная жизнь зачастую является просто точным гипсовым слепком с той «формочки», которую задало детство.

Поскольку родители (и больше никто) отвечают за то, что мы часто оказываемся несчастны, «упёрты» и просто не очень умны в дальнейшей своей жизни, в обществе возникло целое движение за ограничение родительской власти над детьми. Стали раздаваться голоса о том, что такой серьёзной вещью как воспитание, должны зани­маться профессионалы, а не взбалмошные, недалёкие и эгоистичные обыватели, которым посчастливилось уви­деть две полоски на тесте в один (отнюдь для них не прекрасный!) день...

Однако, эксперимент почти что провалился. Оказалось, что родные родители (какими бы далёкими от совершен­ства они ни были!) оказываются для маленького человека почему-то всё равно - самыми полезными и желанны­ми спутниками его жизни. Даже если они - пьющие и истеричные, даже если они необразованные или не умею­щие любить кого-то кроме себя. Да-да-да...

Такова высшая мудрость природы и её Создателя, и нам не дано лезть с отвёрткой в этот таинственный меха­низм.

И вот тогда за дело взялась психология. Психология взаимоотношений детей и родителей.

(Кстати, это именно психология взаимоотношений детей и родителей доказала обществу, что (почти!) любые ро­дители для ребёнка до какого-то определённого возраста - лучше, чем профессионалы от образования.)

Итак, выяснилось, что взаимоотношения детей и родителей - не отменить декретом правительства. Но их можно и нужно - амортизировать, делать более комфортными для обеих сторон, повышая общую грамотность населе­ния в области психологии и её фундаментальных законов.

Ведь для психологии взаимоотношений детей и родителей не секрет, что «плохие» родители - это тоже бывшие... дети, которые пострадали в своё время от такого же «дурного воспитания». Ну а теперь они передают свою боль (и свои не выученные уроки, пополам с нерешёнными проблемами) новому поколению, свои потом­кам.

Наша задача - не мстительно и злорадно отбирать у них детей на попечение государства, а помочь самим этим родителям стать счастливыми, гармоничными и здоровыми в психологическом смысле. Тогда, выздоровев и по­няв кое-что о себе и о своих собственных предках, они смогут стать хорошими родителями своим детям.

Итак, боль «бережно» передаётся из поколения в поколение - причём одна и та же. Сначала она формирует «ро­дительский сценарий» в отношениях между только двумя поколениями.

То есть от родителей к детям передаётся «родительский сценарий».

А когда мы прослеживаем подобную картину на жизни уже трёх-пяти поколений, то такая «передаваемая боль» называется уже не «родительский сценарий» а «проклятие рода». Этим термином, друзья, широко пользуется са­мая настоящая психология (да-да!), а не какие-нибудь «гадалки в чалме». Конечно, психология пользуется этим термином в несколько метафорическом смысле, но сути дела это нисколько не меняет...

Для того, чтобы «вылечить» проблемы во взаимоотношений детей и родителей, которые передаются Вам уже че­рез пятое поколение, существуют следующие психологические методы.

Методы психологии взаимоотношений детей и родителей:

  1. геносоциограмма по методу французского психотерапевта Анн Анселин Штуценбергер;
  2. системные семейные расстановки по методу Берта Хеллингера;
  3. психодрама по методу Морено.

Статья «Наш общий сон (юнгианские штудии)», в которой рассказывается о том, что такое Групповое бессозна­тельное, чем оно отличается от Коллективного бессознательное и почему без него невозможен сеанс психодра­мы. В статье содержится описание упражнения, которое помогает настроить групповое бессознательное для ра­боты в психологической группе.

Статья «Тренинговая игра «Кто здесь?!..» поможет с помощью игры улучшить взаимоотношения детей и роди­телей.

Статья «Игра «в мафию» для детей» будет незаменима для тех родителей, которые хотят попробовать свои силы в домашней «психодраме» и одновременно занять чем-то большую группу детей с пользой как для их психологи­ческого здоровья, так и для их ума.

Но оставим в стороне психодраму.

Психология взаимоотношений детей и родителей не исчерпывается одной психодрамой.

Открыв статью «Маленькие дети проявляют агрессию...» Вы узнаете, что думает психология о малышах. Которые замахиваются кулачками на свою мать и почему этого ни в коем случае не надо бояться...

В статье «Дети-Родители. Азбука эмоциональных взаимоотношений» Вы прочитаете о великом бессловном язы­ке эмоций и научитесь понимать глубоко спрятанные чувства (свои и ребёнка) с полувзгляда.

Прочитав статью «4 базовых умения человека или «Чему стоит учить ребёнка?» Вы узнаете, что думает наука (включая сюда и академическую психологию) о базовых жизненных навыках, которым любой родитель в приро­де обязан выучить своего малыша. И ещё Вы узнаете, что этим навыкам, которые помогают нам выжить, практи­чески совсем не обучают людей в школах.

О серьёзных ошибках в воспитании, ошибках, которые потом формируют характер невротика, написан целый цикл статей на нашем сайте.

Ошибки во взаимоотношениях детей и родителей

Статья «Дракон высокомерия» расскажет об опасности сравнения и оценки своего ребенка с другими детьми в ходе раннего воспитания.

Статья «Дракон самоуничтожения» расскажет об опасности предъявления к своему чаду неких завышенных тре­бований (перфекционизма по принципу «А мы будем - лучшие»),

Статья «Дракон упрямства» расскажет об опасности игнорирования мнения ребёнка во время принятия каких-то решений (даже таких решений как: какую майку надеть - жёлтую или красную)

Ещё о решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей

Прочитав статью «Люди-трамваи» Вы узнаете о том, что современная психология думает о такой проблеме, как «истеричный ребёнок» и как с этим бороться...

В общем, психология взаимоотношений детей и родителей - такое обширное поле, что даже на нашем скромном сайте этому уделена львиная доля пространства. Поэтому, добро пожаловать на раздел «Дети». Там Вас ждут ВСЕ статьи по психологии, по взаимоотношениям детей и родителей, психологические и развивающие игры-упраж­нения, разборы воспитательных методик, как вошедшие. Так и не вошедшие в этот краткий обзор.