Конспект нод дни недели рисование. «Дни недели»Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе. И последний, — воскресенье

30.09.2019 Новости

Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год».

Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник - это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда -

Третьим днём была всегда.

А четверг - четвертый день -

Шапку носит набекрень.

Пятый - пятница-сестрица -

Очень модная девица.

А в субботу - день шестой -

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний - воскресенье -

Назначаем днём веселья.

Играйте в подвижные игры

Дети любят подвижные игры . Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра» . Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

В игре «Мяч бросай - дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку.

Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

Объясните «модель года» с помощью круга

Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

Показывайте время на большом циферблате

Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры).

Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая - расстояние от одной цифры до другой.

Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.

Существует два основных вопроса, которые интересуют родителей в отношении обучения ребенка названиям дней недели.

Первый - как легко выучить дни недели с ребенком, и этот вопрос является актуальным для детей младшего возраста, которые ещё не знают единиц наименования временных интервалов даже на родном языке. Второй - как научить ребенка тем же названиям на английском, и этот вопрос принципиально отличается от первого. Разница двух поставленных задач состоит в следующем: в одном случае ребенок овладевает принципиально новым навыком, а в другом вырабатывает дополнительную стратегию для достижения уже известной цели.

В данной статье предложены некоторые советы по обоим представленным вопросам.

Различные подходы к обучению

Когда мы появляемся на свет, мы не знаем о существовании таких понятий, как «минута» или «месяц», не имеем представления о цикличности времен года и повторяемости названий дней недели. Разумеется, однажды наступает момент, когда становится необходимо это понять. Осознание того, как «движется» время, не приходит мгновенно, и нужно быть готовым к тому, что результат будет достигнут не сразу.

Изучение названий дней недели на английском - значительно более простая задача, ведь ребенок уже понимает, название какого явления ему нужно запомнить.

Рассмотрим, как помочь ребенку выучить дни недели в обоих случаях.

Первое знакомство с понятием

Дни в сознании ребенка отделяются друг от друга наступлением темноты. Кроме того, он не может не заметить, что в одни периоды времени родители находятся рядом с ним с утра до вечера, а в другие - отсутствуют на протяжении долгого времени, причем происходит это достаточно регулярно. На основании этих закономерностей легко объяснить ребенку, чем отличаются выходные и будни.

Как выучить дни недели с ребенком, если он никогда не сталкивался с этими понятиями? Например, объяснить, чем отличается понедельник от вторника. Подобные слова являются слишком абстрактными, чтобы их можно было представить в виде картинки, но и здесь есть проверенные способы достижения цели.

Многие дети ходят в секции и кружки: по одним дням у них рисование, по другим - танцы, музыка, школа раннего развития и так далее. Обращая внимание ребенка на регулярность посещения этих занятий, можно в достаточно короткие сроки научить его отличать одни от других.

Использование цвета

Известно, что использование цветных ручек, карандашей и фломастеров ускоряет процесс усвоения материала вне зависимости от изучаемого предмета. Недаром в школе детей учат различными цветами выделять заголовки, подчеркивать слова, выделять морфемы. Применение этого совета поможет как выучить дни недели с ребенком, так и освоить интересующую область знаний самостоятельно.

Действительно, запомнить, что объекты различны, проще по одному или сразу нескольким отличительным признакам? Легче отличить круг от овала или закрашенный синий круг от зеленого и незакрашенного овала? В первом случае человек вынужден руководствоваться исключительно геометрической особенностью, а во втором - и ею, и цветом, и способом закрашивания - разумеется, второй вариант является для мозга более простым.

Аналогичным образом можно запомнить и дни недели: понедельник будет, например, красным, вторник - жёлтым, среда - зелёной.

Игровой подход

Каждый ребенок любит играть. И напротив, дети не любят, когда какое-либо действие превращается в обязанность. В этом случае они начинают капризничать, отказываются выполнять требуемое, а временами и вовсе плачут.

Ценность игры помимо прочего заключается в том, что она обладает спонтанностью. Говоря о том, как быстро выучить дни недели с ребенком, нельзя не обратиться к столь мощному инструменту. Эффективность использования игровой модели в обучении поистине огромна: родитель знает, что осуществляет образовательное мероприятие, а ребенок, в свою очередь, уверен, что просто развлекается. При этом, как бы он ни позиционировал проводимое мероприятие, процесс обучения мозга всё равно будет осуществляться, и именно это является нашей целью.

Можно играть, выстраивая паровозик из карточек с названиями дней недели, придумывая стишки, рисуя картинки и так далее. Главное, чтобы ребенку было интересно, и тогда он охотно будет обучаться новым словам, когда выучит названия дней недели.

Визуальные ассоциации

В большинстве культур время представляется в виде прямой линии, на которой друг за другом идут минуты, часы, дни, При изображении на бумаге оно обычно оказывается ориентировано слева направо. Таким образом, ребенок может запомнить названия дней недели, располагая их по порядку - для этой цели можно использовать разноцветные карточки с написанными на них соответствующими русскими или английскими словами.

Можно использовать ещё один вариант визуального представления - в виде школьного дневника. Многие взрослые люди рассказывают, что и в тридцать, и в сорок лет представляют себе дни недели расположенными в пространстве, как на страницах дневника: понедельник, вторник и среда - на левом развороте, четверг, пятница и суббота - на правом. Воскресенье в этом случае держится в уме и воспринимается отдельно.

Визуально представляя неделю как страницы открытого школьного дневника, можно как выучить дни недели с ребенком, так и развить собственную память, делая ментальные отметки на этих воображаемых страницах вместо обращения к блокноту или функции напоминания в мобильном телефоне.

Учитывая, что каждый ребенок однажды пойдет в школу, такой вариант представления может быть полезным и при изучении дней недели.

Стихи и считалочки

Существует целое множество стишков, в которых обыгрываются названия дней недели. Как известно, рифмы запоминаются намного лучше, нежели текст в прозе. В результате ребенок без каких-либо трудностей выучивает все необходимые слова, и дело остается за пониманием содержания.

Ещё одним полезным времяпрепровождением станет одновременное осуществление двигательной активности и чтения стихов вслух. Польза от совмещения этих действий выходит далеко за рамки вопроса о том, как выучить дни недели с ребенком, поскольку способствует развитию различных связей в мозге в долгосрочной перспективе. Легко обратить внимание, что одновременные комбинированные движения параллельно с речевой активностью даются даже взрослому человеку не с первого раза. Подобные регулярные упражнения приносят детям существенную пользу.

Найти русские или английские стишки, в которых фигурируют названия дней недели, проще простого. Прочитайте их ребенку вслух - если один из предложенных вариантов ему понравится, то, скорее всего, он сам захочет его выучить. В дальнейшем можно использовать этот способ, например, при изучении названий месяцев или животных на английском или стран и городов - на русском.

Дни недели на английском

Изучение иностранного языка всегда связано с некоторыми трудностями: требуется выучить большое количество слов, условия их использования, грамматические правила. Дети до 10-11 лет осваивают язык легче, чем взрослые, и запоминают всё изученное на многие годы.

Однако логическое мышление у них развито слабее, и первоначальный этап, когда лексические единицы должны «обрасти» ассоциациями, может вызвать разочарование вплоть до нежелания продолжать обучение.

В этом отношении названия дней недели практически идеальны для начального периода изучения языка: они легко запоминаются, циклично повторяются, и часто по определенным дням недели дети ходят в секции и кружки, что также поможет скорейшему освоению новых лексических единиц. Приведем несколько советов, чтобы объяснить ребенку, как выучить дни недели на английском.

Повторяющиеся фрагменты и этимология слов

Любой взрослый человек понимает, что в названии дней недели на английском можно выделить повторяющийся фрагмент, а именно: слово day, означающее «день». Таким образом, объясняя, как ребенку выучить дни недели и месяца, вы можете попутно научить его нескольким новым словам.

Каждый день недели исторически получал название в честь определенного божества. Воскресенье - «день солнца», и ребенок может легко запомнить два новых слова: sun - солнце, day - день. Понедельник - «день луны». Слово moon («луна») имеет две буквы «o» в составе, однако в слове monday оно всё равно узнаваемо.

Остальные дни недели названы в честь местных божеств, имена которых ребенку наверняка неизвестны. Однако в общеобразовательных целях можно рассказать ему о северной мифологии, например про скандинавского и грома Тора, от имени которого получил свое название четверг - thursday.

В заключение

Если у ребенка не получается быстро освоить названия дней недели, не стоит переживать и тем более ругать его. Мозг человека приспособлен к усвоению информации в нужное время, а значит, в один прекрасный момент понимание придёт.

По сути, нет большой разницы в стратегиях, как научить взрослого и как научить ребенка. Выучить дни недели впервые - непростая задача, но, вырастая, мы об этом забываем и ожидаем от детей быстрых результатов.

Используя советы, приведенные в данной статье, а именно визуальные ассоциации, цветное выделение, игровой подход, акцентирование внимания на повседневных закономерностях, вы не только поможете ребенку запомнить дни недели, но и поспособствуете усвоению им эффективных стратегий обучения для дальнейшей жизни.

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида « Радуга»

Игры и игровые упражнения для знакомства

детей с днями недели

Составила: Воспитатель

Александрова Л.А

Г.Югорск

Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Объясните, что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день, середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день, воскресенье - седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д.

1. «Живая неделя».

Цифры от 1 до 7 перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я − понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Дети, которые не участвуют в игре, дают задания «дням недели»:

Назови дни недели, в которые взрослые трудятся.

Назови все выходные дни.

Отгадай загадку и т. д.

Загадки:

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний −

Появляется передний.

(Дни недели)

Есть семь братьев,

Годами равные,

Именами разные.

(Дни недели)


Усложнённый вариант: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку, по сигналу берут цифры со стола. Воспитатель предлагает им построиться «от вторника до вторника». «Недели» выстраиваются по порядку одна напротив другой. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

Среда, назови своих «соседей».

Пятница, какой день недели перед тобой?

Суббота, какой день недели после тебя?

Понедельник, между какими днями недели ты находишься? И т. д.

Дети возвращают карточки на столы, и игра продолжается.

2 . «Назови дни недели».

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя любой день недели. Например:

−Пятница. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно воспитателю. Воспитатель называет следующий день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

Воспитатель называет число в пределах семи и бросает мяч ребёнку, тот называет соответственно день недели.

Упражнение «Домик дней»

Цель - закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Материал: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке. (вставляем голубую полоску в нижний кармашек)

Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

Дни недели

Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:

Цель – дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.

Материал: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Ход игры: Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1. Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2. Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

«Разноцветная неделька»

Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.

Ход игры: Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.

Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.

Игра «Живая неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.

Материал: картинки- гномики в одежде разного цвета.

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я -- понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я -- вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.

Задания:

1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.

2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:

Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

«Неделька, стройся»

Материал: цифры 1-7.

Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

Игра-задание «Незнайкина неделя»

Цель - закреплять названия и последовательность дней недели

Материал: кукла или картинка «Незнайка».

Ход игры: Педагог говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка.

Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье – день веселья…Потом среда – но это ерунда.. Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!» Правильно Незнайка назвал дни недели?

Дети исправляют ошибки Незнайки.

Дни недели

При знакомстве детей с днями недели важно объяснить, что каждый день недели

имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запомнили название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько

недель, обозначая кружочками каждый день. Необходимо было рассказать детям о

том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету:

понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день,

среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели).

Дети должны понимать вопрос "Какой сегодня день недели?".

Объясните, что понедельник - первый день недели,

вторник - второй день недели,

среда - третий день, середина недели,

четверг - четвертый день,

пятница - пятый день,

суббота - шестой день,

воскресенье - седьмой.

Всего в неделе семь дней.

Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его

назвать дни недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника.

Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели.

Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье".

- "Давай еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". -

"А какой день будет завтра?" -"Вторник". Спросите ребенка,

что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра.

Например: "Завтра я пойду в гости" и т.д. Объясните слова рано, поздно:

"Летом солнышко встает рано и заходит поздно".

Слова всегда и никогда также объясните на примерах:

"Летом листочки на деревьях всегда зеленые",

"Я всегда чищу зубы перед сном", "Корова никогда не ест мяса",

"Собаки никогда не летают".(Задайте вопрос: "Почему?")

Объясните ребенку слова долго и быстро.

Например:

"Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро".

Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Игра «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку.

Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит:

«Я – понедельник. Какой день следующий?»

Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?»

Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки.

Они могут быть самые

разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом,

пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все

выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся.

Усложнение игры может быть в том, чтобы играющие построились

от любого дня недели, например от вторника до

вторника.

Игра «Веселая неделя»

Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга.

Он бросает мяч кому-нибудь из детей и просит назвать дни недели.

Ребенок должен назвать дни недели при этом подбрасывать

Мяч вверх на каждый день недели. При выполнении задания или затруднении,

ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен

продолжить правильную последовательность.

Игра «Неделька стройся!»

Вызываются семь детей, каждому из них выдается кружок,

который по цвету соответствует определенному дню недели.

По команде «Неделька стройся!», дети должны быстро построиться по порядку,

начиная с понедельника.

Игра «Каждый гномик найди свой домик»

Раскладываются семь кругов. Дети в колпачках гномиков недели ищут

каждый свой домик.

Времена года

Для усвоения времен года используется модель часов времени года

Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в бассейн только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.

Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.

Из этой статьи вы узнаете, как выучить дни недели с детьми так, чтобы процесс прошел легко и интересно.

Как известно, дети усваивают любую информацию лучше всего, когда она подается в игре. Поэтому не торопитесь сразу предъявлять малышу годовой календарь с несчетным количеством цифр, а лучше подготовьте доступное и наглядное игровое пособие – что-то вроде недельного календаря, на котором ребенку будет интересно в ежедневном режиме отслеживать дни недели. Пока что забудьте про числа и месяцы, обращайте внимание только на дни недели! Желательно сделать календарь так, чтобы каждый день ребенок мог что-нибудь откреплять / прикреплять / наклеивать / закрашивать и т.д. Таким образом, будет задействован не только зрительный канал восприятия, но и чувственный.


У нас с Таисией календарь представляет собой паровоз, где каждый вагон – это кармашек. Висит паровозик на самом видном и используемом месте – холодильнике . С утра Тася пересаживает Машеньку в тот вагончик, который соответствует наступившему дню недели, и заодно проверяет, что запланировано на этот день. В этом ей помогают картинки-напоминалки, закрепленные над вагончиками. Картинки могут напоминать как о регулярных секциях, так и о других интересных грядущих событиях (например, поход в цирк, день рождения бабушки). Вот пример наших напоминалок – танцы, бассейн и музыкальная школа.

Паровоз – это лишь один из множества вариантов оформления первого календаря. Календарь также можно сделать в виде лестницы со ступеньками, цветика-семицветика, у которого лепестки отстегиваются и пристегиваются на липучки, или просто в виде круга с семью секторами и вращающейся стрелкой, и т.д.

После того, как вы нашли на календаре наступивший день недели, полезно обсудить с ребенком, будний это день или выходной (если родители работают по пятидневке и ребенок посещает детский сад, эти понятия, как правило, запоминаются довольно легко). Кроме того, можно вспомнить один из стишков про дни недели (см. ниже).

Будьте готовы к тому, что интерес ребенка к календарю не будет вечен, скорее всего, через 3-4 недели энтузиазма у малыша поубавится, и он будет все чаще забывать подходить к календарю. В этом случае лучше просто отложить календарь на какое-то время и вернуться к нему позже. Либо можно попробовать отслеживать дни другим способом. Например, нам очень понравился пазл «Я учу дни недели» фирмы «Оксва» .

Собирать такой, пазл, конечно, можно и за один присест, но, на мой взгляд, гораздо интереснее и познавательнее, каждый день дополнять пазл новыми деталями (например, во вторник даем ребенку цифру «2», слово «вторник» и соответствующую деталь картинки). Так, по мере приближения недели к концу картинка будет становиться все больше. Вид недостроенной картинки прямо-таки интригует Таисию, она усердно старается вспомнить, какой же там день идет следующим номером, лишь бы только поскорее получить еще один кусочек пазла

Детям постарше также можно предложить закрашивать каждый день на обычном календаре или переставлять день на календаре с передвижным окошечком. Даже если ребенок еще плохо знает двузначные цифры, это будет хорошей подготовкой к знакомству с ними.

Ребенку лет от 4-5 также может понравиться что-то вроде календаря природы (Лабиринт , Ozon , My-shop ). Он дает возможность отмечать не только день недели, но и времена года, месяц, число, погоду.

2. Стихи про дни недели для детей

В стихотворной форме, как известно, все легче и быстрее запоминается, поэтому и сейчас можно прибегнуть к помощи веселых стихов про дни недели. Приведу несколько хороших стихотворений. Нам нравится их читать, поочередно указывая на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).

В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали.
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник- это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница-сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, — воскресенье,
Назначаем днем веселья.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Бежит, спешит неделя
Мелькают быстро дни
Так чем же, в самом деле,
Наполнены они?
— Да разными делами!
Ответил мне сынок. –
Ходил я в понедельник
С друзьями на каток
Во вторник с братом Ване
В лошадки я играл,
А в среду взял я сани
И с гор его катал.
В четверг вдвоем с братишкой
Рассматривали книжки.
А в пятницу сначала
Немного поскучали,
А после к дню рождения
Писали приглашения.
В субботу в хоре пели,
Старались, кто как мог.
А в воскресенье ели
С клубникою пирог.

3. Игры

Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:

  • Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
  • Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
  • Во время игры в мяч с каждым броском называйте дни недели, в том порядке, как они стоят в календаре. Игра поможет запомнить последовательность дней.
  • Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?

4. Мультфильмы про дни недели для детей

Среди мультфильмов, рассказывающих ребенку про дни недели, мне не удалось найти такие, которые действительно можно было бы от души порекомендовать. В основном попадаются мультики с весьма примитивными сюжетами и незапоминающимися героями. Но если уж выбирать из того, что есть, то самыми достойными мне показались мультики про паровозик Чух-чух «Учим дни недели с ребенком». Если вам попалось что-то поинтереснее, буду рада, если вы поделитесь в комментариях своими находками.

Напоследок как обычно упомяну одну полезную книжечку по теме, к моему удивлению, она оказалась очень хорошим подспорьем.

Абстрактное мышление у дошкольников только начинает формироваться, им сложно понять и запомнить то, что нельзя взять в руки, потрогать или увидеть. Научить ребенка месяцам, дням недели и временам года сложно, но при правильном подходе, можно это сделать задолго до школы. Все, что связано с понятием времени, малыши в силах освоить и запомнить.

neposed.net

Первое, с чем стоит разобраться, это времена года. Начинать изучение можно с 3-х лет и даже раньше. В 4 года ребенок уже неоднократно наблюдал за свою жизнь смену сезонов и вполне можно опереться на его жизненный опыт. Дальше помогут пособия, картинки, тематические мультфильмы и наблюдения за природой и деятельностью людей. О том, мы уже писали, озвучим некоторые общие правила:

  • Не нагружайте ребенка длинными предложениями и большим объемом новой информации.

Достаточно 2-3 предложения, которые ярко описывают то или иное время года.

  • Не рассказывайте обо всех 4-х временах года одновременно.

Один день — одна пора года. Лучше несколько раз в день вернуться к этой теме, чем полчаса «вдалбливать» всю информацию маленькому любознательному Почемучке.

  • Ребенку должно быть интересно.

Если вы видите, что малыш вертится, смотрит по сторонам и отвлекается — не настаивайте, отложите картинки и разговоры для более удобного случая. Толку все равно не будет, вы только будете нервничать и раздражаться.

  • На момент занятия у ребенка не должно быть никаких физиологических потребностей.

Ребенок должен быть сыт, не должен хотеть в туалет или спать и п.т.

Как научить ребенка месяцам года?

У каждого свой темп усвоения информации, но в среднем, пятилетний ребенок уже вполне готов к изучению месяцев, правильному произношению названий и запоминанию последовательности.

  • Подберите обучающие мультфильмы про времена года — это поможет с пользой провести время у экрана.

Очень удачная, на наш взгляд, серия «Времена года с тетушкой Совой». Уроки тетушки Совы в простой и доступной форме легко и быстро научат ребенка различать времена года. Про каждый месяц в мультфильмах есть стихотворение, информация о погоде, о том, какой образ жизни ведут разные животные в это время и какие изменения происходят с растениями. Тетушка Сова рассказывает о разных видах отдыха и развлечений, которые популярны в том или ином месяце, и знакомит с полезными приметами, которые помогают предсказывать погоду.

Посмотрев уроки, ваш малыш легко запомнит последовательность месяцев в году, получит представление о различных природных явлениях и их причинах.

  • Развивающие пособия по временам года и месяцам.

Сейчас можно найти много интересных книг и готовых пособий для обучения детей, они помогут вашему малышу запомнить последовательность времен года и месяцев.

blogspot.com

Обучающие пособия и игры можно сделать своими руками.

www.maam.ru

detsad-kitty.ru

  • Раскраски.

Тематические раскраски помогут выучить правильную последовательность месяцев года и запомнить, какие месяцы к какому сезону относятся и в каком порядке сменяют друг друга. Рисуя, малыш будет тренировать моторику и зрительно-моторную координацию. Цвета, выбранные для того или иного сезона, помогут создать зрительный образ и облегчат запоминание месяцев.

Бесплатно скачать раскраски по месяцам можно

  • Календарь.

Еще один очень эффективный способ легко запомнить названия месяцев, это сделать собственный календарь. На листе бумаги расчертите сетку, соответствующую количеству дней в текущем месяце. Вместе с ребенком отметьте, какие события на какие даты этого месяца у вас запланированы. Например, у кого-то день рождения, в какой-то день вы всей семьей идете в кино или на детское мероприятие и т.п. Если малыш уже умеет писать самостоятельно, пусть сам пронумерует дни, если нет — помогите ему сделать это. Предложите нарисовать тематическую картинку, отражающую то, что происходит в природе в этот месяц.

Постепенно вы сделаете календарь на все 12 месяцев. Малыш будет горд и счастлив! Благодаря выполнению такого задания ребенок расширит кругозор, разовьет навыки счета и мелкой моторики, быстрее запомнит месяца.

Как научить ребенка дням недели?

«Среда», «понедельник» и т.д. — для ребенка это совершенно абстрактные понятия, пока вы не придумаете для них собственные ассоциации и не соотнесете с важными и значимыми для жизни конкретного малыша событиями. Так, ребенку будет гораздо легче запомнить названия дней недели и их последовательность.

  • Повесьте в комнате малыша календарь с «окошком».

Пусть ребенок самостоятельно передвигает ползунок, а вы называйте, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой наступит завтра. Понятия «сегодня», «вчера», «завтра» очень важны для установления и понимания временных связей, последовательности событий и явлений.

  • Сделать вместе с малышом перекидной календарь.

Перелистывая каждый день календарь, нужно озвучивать название дня недели, обсуждать планы на день. Вечером можно вернуться к календарю и вспомнить, какой день был вчера и какой день наступит завтра.

  • Сделайте календарь в форме часов.

Пусть ребенок каждый день переставляет стрелку и проговаривает название дня недели.

docplayer.ru

  • Поиграйте в поезд.

Сделайте из картона или сшейте из фетра паровозик, в котором каждый вагон будет определенным днем недели. Объясните ребенку, что нельзя вагончик-вторник поставить за вагончиком-пятницей. Лучше всего придумать разные крепления для вагончиков, тогда малыш просто физически не сможет «пристегнуть» вагоны неправильно. Например, понедельник пристегивается ко вторнику пуговицей, вторник к среде — кнопкой, среда к четвергу – шнурком и так далее.

i.mycdn.me

  • Привяжите каждый день недели к каким-то конкретным событиям.

Например, в понедельник мы идем в садик. И все остальные дни включая пятницу мы тоже туда ходим. Затем, наступает суббота — выходной. Мы будем печь печенье и поедем в гости к бабушке. После субботы наступит воскресенье. Наш второй выходной. Мы пойдем всей семьей в театр. Придумайте события и мероприятия, которые вы будете повторять еженедельно в определенные дни недели.

  • Расскажите ребенку, что в названиях дней недели спрятались подсказки.

Среда так называется, потому, что находится в самой середине недели, четверг – четвертый по счету день недели, пятница идет пятой и т. д. Усвоив это, ребенок быстрее запомнит очередность дней недели.

  • Для закрепления используйте стихи и загадки, считалочки и пр.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка — СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста золотая верста. (Неделя)

  • Придумайте игру или сказку, где должно быть 7 разных героев или ситуаций.

Сюжет нужно продумать таким образом, чтобы все происходило последовательно, чтобы невозможно было поменять местами события без ущерба для судьбы героев.

www.maam.ru

Превратите скучный процесс обучения в увлекательную игру — и ребенок запомнит месяцы и дни недели на раз-два-три! Вы будете гордиться тем, какой умный у вас малыш, а сам ребенок получит от процесса обучения удовольствие и так необходимую в дальнейшем мотивацию на получение новых знаний.

Уважаемые читатели! Обязательно расскажите в комментариях, как вы учите детей запоминать месяцы и дни недели, поделитесь фотографиями ваших развивающих пособий.