Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.
Цели познавательно-исследовательской деятельности
1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.
2. Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
3. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
1. Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность -15-20 мин.
2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.
3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц | Раздел познавательно-исследовательской деятельности | Темы, цель совместной образовательной деятельности |
Сентябрь | История воды и воздуха | Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий. |
Что на поверхности? | Тема: Рыхлая и твердая почва. Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. |
|
Предметы с секретом | Тема: Пройдем по лужам? Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия. |
|
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Листопад. Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья), умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Листочки к солнышку. Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
|
Что мы знаем о себе? (организм человека) | Тема: Что может нос? Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы |
|
Октябрь | История воды и воздуха | Тема: Испарение (1-я часть). Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Тема: Почему осенью бывает грязно? Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение) |
|
История воды и воздуха | Тема: Испарение (2-я часть). Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) " | Тема: Магнитная задачка. Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Для чего растениям плоды? Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
|
Ноябрь | История воды и воздуха | Тема: Чем пахнет вода? Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера |
Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Тема: Превращения песка и глины. Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Картон. Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
|
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Спокойной ночи, солнышко! Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Почему животным тепло зимой? Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
|
Декабрь | История воды и воздуха | Тема: Гололедица. Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Тема: Камни. Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям |
||
Тема: Деревянный мир. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
||
История воды и воздуха | Тема: Как «растет» вода? Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности |
|
Тема: Как корень «служит»? Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
||
Тема: Что «умеет» язычок? Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
||
Январь | История воды и воздуха | Тема: Где прячется воздух? Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
Тема: Мерзнет ли песок? Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность |
||
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Стеклянный мир. Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности |
|
История воды и воздуха | Тема: Какой бывает вода? Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Чем полезен холодный снег для растений? Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
|
Февраль | История воды и воздуха | Тема: Помощница вода. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.) | Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы. Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Какие разные игрушки! Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Поплаваем? Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Расти, семечко, расти! Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
|
Март | История воды и воздуха | Тема: Водяные переливы. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). История воды и воздуха | Тема: Мыльные сказки. Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Сравнение свойств резины и древесины. Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
|
Четыре сезона (природные явления) | Тема: Почему тает снег? Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Сажаем лук. Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования |
|
Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Тема: Ушки - «подслушки». Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес |
|
Апрель | История воды и воздуха | Тема: На поиски воды. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес |
История воды и воздуха | Тема: Где прячется воздух? Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение |
|
Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Тема: Магнитная сила. Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям |
|
Предметы с секретом. Тайны живой природы | Тема: Что природа создала? Что сделал человек? Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности |
|
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Птичьи дома. Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность |
|
Май | История воды и воздуха | Тема: Чистая вода. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера |
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Ищем клад (на прогулке). Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования |
|
Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Тема: Видимые - невидимые отпечатки. Ц ел и: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
|
История воды и воздуха | Т е м а: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке). Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность |
|
Что на поверхности? | Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке). Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности |
|
Август Июль Июнь | История воды | Тема: Мыльные шутки. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
Тема: Сделаем чище! Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
||
Тема: Вода в решете. Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
||
Тема: Кто выпил водичку? Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера |
||
Всё о воздухе | Тема: Играй и пой, трубочка! Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
|
Тема: Воздух, воздух, ты могуч! Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение |
||
Тайны живой природы (мир растений и животных) | Тема: Какого цвета... цветок? Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности |
|
Тема: В цветнике. Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность |
||
Тема: Прилип, как репей! Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность |
||
Предметы с секретом | Тема: «Сильный» металл. Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера |
|
Тема: Собиратели воды. Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
||
Тема: Сминаем - разминаем... Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
||
Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины) | Тема: Есть ли жизнь... в песке? Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы |
|
Тема: Глиняные превращения. Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
||
История звука | Тема: Кто громче крикнет? Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности |
|
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес |
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.
6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.
7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.
Конспект занятия
по позновательно - исследовательской деятельности
на тему "Песочная страна"
воспитатель МДОУ детский сад №23 «Алёнушка» с. Балахоновское
Программное содержание:
формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);
развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
познакомить со способами изготовления рисунка из песка;
развивать познавательную активность.
Материалы: песок, лупы, трубочки коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами (стук в дверь, воспитатель приносит письмо). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу загадать новую загадку:
Он у реки - на берегу,
В реке, но не вода
И босиком я по нему бегу,
И строю замки, города.
Дети: это песок!
Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета.
Дети: белый, коричневый, серый.
Воспитатель: Песок - это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а еще на песке можно отпечатать следы.
Ребята как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы???
Дети: Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони...
(Затем дети "оставляют следы) на песке).
Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?
Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...
Воспитатель: ребята песок состоит из отдельных песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего можем рассмотреть песчинки?.
Дети: (С помощью лупы) песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы думаете почему? (ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?
Дети: песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.
Воспитатель: Возьмемся за руки и встанем все по кругу. Чтоб передать свое тепло друг другу и пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. А сейчас мы с Вами построим воображаемый дом из песка.
Физминутка: "Строители"
Увлечены своим трудом
Мы из песка построим дом
Сердитый ветер налетел,
Лил дождь, но дом остался цел.
и пусть не сердятся родители
Что измажутся строители
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
Воспитатель: Можно ли лепить из песка?
Дети: можно лепить из влажного.
Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?
Дети: он сыплется.
Воспитатель: Попробуем слепить из влажного. (дети лепят пасочки). Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.
Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки.
Воспитатель: А еще ребята песком можно рисовать, а какое животное мы будем рисовать вы сейчас отгадаете.
Загадка про жирафа:
С высоты такого роста
Все узнать довольно просто
И не нужен телеграф
Шею вытянул......(жираф).
Воспитатель объясняет задание (........), Дети выполняют (...........).
Все вместе рассматриваем детские рисунки.
Тема: « Школа волшебства»
Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
Материалы :
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада, что мы с вами встретились и сможем отправиться в необычное путешествие. Каким бы вы хотели видеть его? (Ответы детей). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?
Дети : Да!
Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.
В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.
(В групповой комнате заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)
Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату.
Опыт со льдом
Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой - я вам сейчас расскажу.
(Проблемная ситуация ). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
Дети : Нужно освободить бусинки.
Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
Можно погреть в кулачке.
Можно положить на батарею.
Можно положить в теплую воду.
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.
(Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод).
Опыт с магнитом
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.
(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)
Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей ). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?
(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения.
Проводится динамическая пауза
(Педагог показывает карточку с изображением дорожек, а дети под веселую музыку выполняют движения)
Опыт с огнем
Воспитатель : Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.
Посмотрите - на столе у вас лежат ложечки. Что в них находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)
Возьмите, пожалуйста, ложки и погрейте сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)
Теперь жидкий сахар осторожно перелейте на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)
(Педагог дает инструкцию, о том, как правильно затушить свечи. С помощью баночек свечи гасятся).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. (Звучит “волшебная” музыка)
Вот и закончилось наше путешествие. Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история.
Ну и, теперь, вы можете попробовать наше вкусное волшебство.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц |
Темы игр-экспериментирований |
||||
Первая неделя |
Вторая неделя |
Третья неделя |
Четвёртая неделя |
||
Сентябрь |
Путешествие с капелькой |
Вода прозрачная, может менять цвет |
Игра «Водяной» у нас в гостях |
||
Октябрь |
Ветер, ветер, ветерок |
Поиск воздуха |
Летающие семена |
Песочная страна |
|
Ноябрь |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича |
Плавающие,тонущие предметы |
Плавающее перо |
Мех. Зачем зайчику другая шубка |
|
Декабрь |
Песок, глина |
Волшебная рукавичка |
Предметы из металла |
Действие магнита на металл |
|
Январь |
Льдинка и снежинка |
Вода, лёд, снег |
Как снег становится водой |
||
Февраль |
Волшебная кисточка |
С водой и без воды |
Как достать скрепку из воды |
||
Март |
Почему растаяла Снегурочка? |
Освобождение бусинок из ледяного плена |
Тёплая капелька |
Стекло его качество и свойства |
|
Апрель |
Чудеса растений |
Нужен ли корешкам воздух? |
Почва. Песок, глина, камни |
Солнечные зайчики |
|
Май |
Растениям теплую водичку |
Зачем растения вертятся? |
Поймаем солнечного зайчика. |
В мире пластмассы |
№ п/п Месяц |
Тема |
Цели. Задачи. |
Обеспечение интеграции образования(образовательной области) |
Планируемые результаты |
|||
Сентябрь |
№1 |
Путешествие с капелькой |
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. |
Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… |
Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению |
||
№2 |
Вода прозрачная, но может менять цвет |
Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы |
Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования |
Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители |
|||
№3 |
Значение воды в жизни растений |
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. |
Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
|||
№4 |
Игра « Водяной у нас в гостях» |
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры |
Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. |
Умеют называть водоемы и их обитателей. |
|||
Октябрь |
№1 |
Ветер, ветер ветерок. |
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. |
Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
||
№2 |
Поиски воздуха |
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. |
Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
|||
№3 |
Летающие семена |
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. |
Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. |
Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. |
|||
№4 |
Песочная страна |
Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. |
Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
|||
Ноябрь |
№1 |
В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича |
Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) |
Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. |
Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
||
№2 |
Плавающие и тонущие предметы |
Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает. |
Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам. Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. |
Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. |
|||
№3 |
Плавающее перо |
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека |
Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. |
Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
|||
№4 |
Мех. Зачем зайчику другая шуба |
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. |
Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. |
|||
Декабрь |
№1 |
Песок. глина. |
Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. |
Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. |
Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
||
№2 |
Волшебная рукавичка |
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) |
Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. |
Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. |
|||
№3 |
Метал |
Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) |
Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. |
Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. |
|||
№4 |
Действие магнита на предмет |
Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. |
Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. |
|||
Январь |
№1 |
Как снег становиться водой. |
Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. |
Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность. |
Умеют делать выводы и заключения. |
||
№2 |
«Льдинка и снежинка» |
Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. |
Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. |
|||
№3 |
Вода, лед, снег. |
Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. |
Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: |
Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды. |
|||
Февраль |
№1 |
Волшебная кисточка |
Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. |
Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: |
Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
||
№2 |
С водой и без воды |
Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. |
Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. |
|||
№3 |
Путешествие в мир стеклянных вещей |
Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. |
Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. |
Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. |
|||
№4 |
Как достают скрепку из воды. |
Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей |
Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. |
|||
Март |
№1 |
Почему растаяла Снегурочка |
Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед. |
Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. |
Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы. |
||
№2 |
Освобождение бусинок из ледяного плена. |
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми |
Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. |
Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда. |
|||
№3 |
Теплая капелька |
Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой. |
Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды. |
Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными |
|||
№4 |
Стекло,его качества и свойства |
Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость) |
Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла |
Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными. |
|||
Апрель |
№1 |
Чудеса растений |
Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. |
Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) |
Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
||
№2 |
Нужен ли корешкам воздух |
Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. |
Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. |
Называют комнатные растения. |
|||
№3 |
Почва(песок, глина камни) |
Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. |
Познание: знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. |
Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
|||
№4 |
«Солнечные зайчики» |
Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. |
Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
|||
Май |
№1 |
Зачем растения вертятся |
Показать детям, что для роста растениям необходим свет. |
Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
||
№2 |
«Растениям – теплую водичку» |
Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. |
Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. |
Умеют ухаживать за растениями на грядке. |
|||
№3 |
Передача солнечного зайчика |
Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. |
Познание: называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. |
Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. |
|||
№4 |
В мире пластмассы |
Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). |
Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.
Дети стоят в кругу.
— Доброе утро, я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!
(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)
Ход экспериментальной деятельности.
Детям загадывается загадка о воде:
С горы, сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут её -…(вода)
— Где в природе можно встретить воду?
(в реке, озере, ручейке…)
— А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.
— Может кто-нибудь знает, как она называется?
— А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?
(вода, моря и океаны)
— Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: — вода, которую можно пить, называется пресной.
— А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)
— А как будет называться вода в море? (морская)
— А в озере? (озёрная)
— В реке? (речная)
— В роднике? (родниковая)
— А в болоте? (болотная)
— Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)
— А ещё кому нужна? Для чего?
— Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
— А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)
— Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.
(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)
— Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:
1. Внимательно меня слушать.
2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.
3. Ничего не трогать на столе без разрешения.
4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.
(дети занимают места в «лаборатории»)
1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.
Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)
Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".
2.
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.
(выкладываем картинку-символ на доску).
3.
Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)
(выкладываем картинку-символ на доску).
4.
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
(выкладываем картинку-символ на доску).
В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус — поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Физминутка.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!
Ну, вот закончилась игра
Нам на занятие пора!
(проходят к стульчикам, садятся)
В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?
(роса, лед, туман…)
Давайте ещё поиграем с водичкой.
Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.
(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти
подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)
В: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла!
Ко мне капелька пришла,
Только в садик я вошла.
Плачет бедная, грустит,
А потом и говорит:
— Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!
И сказала я в ответ:
— Нет, таких детей здесь нет!
Мы водичку бережём.
Капелька заулыбалась
И с подарком я осталась!
Но сначала вы ответить мне должны,
Что же будет без воды?
(ответы детей)
В: Ни умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»
Давайте повторим все вместе.
(повторяют)
Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.
(смотрят мультфильм)
В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)
Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.
Давайте попробуем.
(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)
В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?
(называют свойства воды)
Рефлексия:
Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно — то тучке.