Корона головной убор. Царская такъя. Шапка Мономаха — женский головной убор

19.05.2019 Хобби


«Тяжела, ты, шапка Мономаха», - именно так говорил Борис Годунов в известной драме Александра Пушкина. Эти слова имеют метафорический смысл о тяжести управления государством, но многим интересно узнать, сколько в действительности весит царский головной убор. О шапке Мономаха и других царских венцах – далее в обзоре.

Шапка Мономаха



Самой известной регалией российского самодержавия является шапка Мономаха . Предположительно она сделана мастерами Средней Азии и подарена Ивану Калите Узбек-ханом. Драгоценный венец выглядит в точности как национальный головной убор Золотой Орды – борик.



Когда в XVI веке появилось понятие «Москва – Третий Рим», в летописях все чаще упоминалась другая версия происхождения драгоценного головного убора, ставшая официальной. Согласно ей, византийский император Константин подарил шапку своему внуку Владимиру Мономаху. Эту драгоценную регалию цари надевали только в день восхождения на престол.

Вес этого головного убора составляет почти 994 граммов. Она украшена россыпью сапфиров, червчатых яхонтов (рубинов), бурмитского зерна (жемчуга) и соболиным мехом. Всего на венце 43 камня.

Шапка Казанская



Шапка Казанская стала символом покорения Казанского ханства и присоединения его к российским владениям в 1552 году. На голове Ивана Грозного красовался золотой венец, щедро украшенный драгоценными камнями. На вершине шапки - 90-каратный желтый сапфир. Изображение этого венца присутствует на современном гербе Казани.

Шапка Астраханская



Как и в случае с Казанской шапкой, появление на голове царя Михаила Романова Астраханской шапки было приурочено к моменту присоединения Астраханского ханства.

Этот головной убор по-другому называют венец «Большой наряд». И действительно, шапка выглядит очень богато. По внешней стороне нижней части находятся восемь зубцов. Наверху маленькая корона. Вся шапка украшена россыпью драгоценных камней. Традиционно ее опоясывает соболиная опушка.

Алтабасная (Сибирская) шапка



Алтабасная (Сибирская) шапка была любимым головным убором царя Ивана V Алексеевича. Ее название происходит от золотой парчи (алтабаса), из которой она сшита. Чтобы венец не мялся, с внутренней стороны мастер сделал серебряный каркас. По-другому он называется Шапкой третьего наряда.

Алмазная шапка



Бриллиантовая или Алмазная шапка – это еще один венец, изготовленный для Ивана V. Часть камней, которые пошли на ее изготовление, Царь повелел снять с другого головного убора, который посчитал уже устаревшим. На этот венец пошло 900 алмазов, не учитывая других драгоценных камней.

Шапка Петра I Алексеевича



Для будущего императора также была сделана Алмазная шапка, но она имела много отличий в сравнении с головным убором старшего брата Ивана V. Для ее отделки использовали гораздо меньше алмазов, но они были больше по размеру. Другие драгоценные камни также лучшего качества, поэтому Алмазная шапка Петра I оценивается по стоимости гораздо выше, чем венец брата.

Любопытен тот факт, что Петр I надевал свой венец в последний раз в 1696 году перед путешествием в Европу. После этого Алмазная шапка просто считалась частной драгоценностью царя.

Петр I прославился как великий реформатор, но далеко не все его начинания имели успех. Эти позволят под другим углом взглянуть на правление российского самодержца.

шапка царя

Альтернативные описания

Головной убор, являющийся символом монархической власти

Атрибут монарха

В России до 1917 г. - драгоценное головное украшение правителя как символ княжеской, царской власти

Венчает Цезаря

Головной убор, связанный со знаменитым открытием Архимеда

Знак монаршего достоинства

Одна из монархических регалий

Ореол вокруг небесного светила

Царская нахлобучка

Царский венец, украшенный драгоценностями

Царский головной убор

Часть атмосферы звезды

Роман российского писателя О. П. Смирнова «Северная...»

Что такое тиара?

Символ власти на голове

Латинский «венец»

Головной убор монарха

Неуловимые ее вернули

Венец царя

Монарший венец

Убор, достойный царя

Венчает короля

Созвездие Южная...

Золотой венец

Венец (латинское)

Убор на голове царя

То, чем занята голова монарха

Царский венец

Царский драгоценный головной убор

Венец Его Величества

Солнечный венец

Марка «королевского» шоколада

Диадема

Солнечный «головной» убор

Предмет возложения на царскую голову

Символ монархической власти

. (коруна) зубчатое украшение на вершине венца иконы

Шапка монарха

Шоколад с царским названием

Драгоценный головной убор

Часть атмосферы Солнца

Символ царской власти

Венец императора

Мексиканское пиво

Что у царя на голове?

Головной убор монархов

Царский венец, украшенный драгоценностями

Драгоценный головной убор, предмет дворцового церемониала

Ореол вокруг небесного светила

Ж. головное украшенье из золота с дорогими камнями; это одна из регалий, принадлежностей владетельных особ: венец, золотой обод, сведенный дугами на темени, с условными признаками степени владельческого сана. Папскую корону называют тиарою. Железною ломбардскою короною, конца шестого века. короновались Карл Великий и Наполеон Первый. Казна, правительство. Чиновник от короны, не по выборам. Корона вала, бруствера, воен. верхняя плоскость его. Коронка умалит. украшенье, в виде короны; олон. девичий головной убор, лента. Коронный, к короне относящийся, государственый, от казны, либо казенный. Корончатый, короновидный, -образный, сделанный в виде короны. Короновать кого, возлагать впервые корону на главу владетельной особы, совершать торжественый церковный обряд возведенья на престол; венчать на царство. -ся, быть коронованным; короновать себя. Коронованье ср. коронация ж. совершенье этого обряда; первое, в знач. действия; второе, в знач. события и самого торжества

Латинский "венец"

Марка "королевского" шоколада

Роман российского писателя О. П. Смирнова "Северная..."

Солнечный "головной" убор

Что такое тиара

Что у царя на голове

Венец короля

Руководящий головной убор неуместный в республике

Ушанка - у мужика, а у царя?

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.


Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.


Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».



Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».


Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.


Бороды были самой различной формы - борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».


Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.



Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).


При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.


Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».



А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.


Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:


1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.


5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.


6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.




И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.



Прически русских женщин и девушек


Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.


Девушки носили косы. . Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.



Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор - кокошник.



Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.


Головные уборы русских девушек и женщин


Женские головные уборы были разнообразны. Носили – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.


К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.



Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.


Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.



Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.


Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.



Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.


Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.



В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.


Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.



Кликабельно 1200 рх Шапка Мономаха.

Конец 13 - начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.

Шапка Казанская.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Шапка Алтабасная. (Сибирская) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная. 1682 - 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Шапка Алмазная. 1682 - 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда:

Большая Императорская Корона России.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.


Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.


Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I .

убор на голове царя

Альтернативные описания

Головной убор, являющийся символом монархической власти

Атрибут монарха

В России до 1917 г. - драгоценное головное украшение правителя как символ княжеской, царской власти

Венчает Цезаря

Головной убор, связанный со знаменитым открытием Архимеда

Знак монаршего достоинства

Одна из монархических регалий

Ореол вокруг небесного светила

Царская нахлобучка

Царский венец, украшенный драгоценностями

Царский головной убор

Часть атмосферы звезды

Роман российского писателя О. П. Смирнова «Северная...»

Что такое тиара?

Символ власти на голове

Латинский «венец»

Головной убор монарха

Неуловимые ее вернули

Венец царя

Монарший венец

Убор, достойный царя

Венчает короля

Созвездие Южная...

Золотой венец

Венец (латинское)

То, чем занята голова монарха

Царский венец

Царский драгоценный головной убор

Венец Его Величества

Солнечный венец

Марка «королевского» шоколада

Диадема

Солнечный «головной» убор

Предмет возложения на царскую голову

Символ монархической власти

. (коруна) зубчатое украшение на вершине венца иконы

Шапка монарха

Шоколад с царским названием

Драгоценный головной убор

Часть атмосферы Солнца

Символ царской власти

Венец императора

Мексиканское пиво

Что у царя на голове?

Шапка царя

Головной убор монархов

Царский венец, украшенный драгоценностями

Драгоценный головной убор, предмет дворцового церемониала

Ореол вокруг небесного светила

Ж. головное украшенье из золота с дорогими камнями; это одна из регалий, принадлежностей владетельных особ: венец, золотой обод, сведенный дугами на темени, с условными признаками степени владельческого сана. Папскую корону называют тиарою. Железною ломбардскою короною, конца шестого века. короновались Карл Великий и Наполеон Первый. Казна, правительство. Чиновник от короны, не по выборам. Корона вала, бруствера, воен. верхняя плоскость его. Коронка умалит. украшенье, в виде короны; олон. девичий головной убор, лента. Коронный, к короне относящийся, государственый, от казны, либо казенный. Корончатый, короновидный, -образный, сделанный в виде короны. Короновать кого, возлагать впервые корону на главу владетельной особы, совершать торжественый церковный обряд возведенья на престол; венчать на царство. -ся, быть коронованным; короновать себя. Коронованье ср. коронация ж. совершенье этого обряда; первое, в знач. действия; второе, в знач. события и самого торжества

Латинский "венец"

Марка "королевского" шоколада

Роман российского писателя О. П. Смирнова "Северная..."

Солнечный "головной" убор

Что такое тиара

Что у царя на голове

Венец короля

Руководящий головной убор неуместный в республике

Ушанка - у мужика, а у царя?