Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).
В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.
Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.
Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.
Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.
Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.
Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח , надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.
«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.
Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .
Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.
Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.
Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).
Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).
В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).
Примеры квасного:
В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.
Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.
Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога
Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»
Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.
Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.
Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.
Яков Милгром, профессор университета в Беркли
На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.
Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .
С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.
В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.
Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.
Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.
Так, к примеру, сущестует кашрут сотовых телефонов. Такие телефоны имеют специальные номера, и обладание таким номером считается признаком принадлежности к ультраортодоксальной общине. Кошерные телефоны не могут получать или отправлять СМС, не могут подключаться к Интернету и не оснащены камерами. Как и в случае с пищей, кошерность телефона определяется раввином после проверки. Все основные телефонные компании Израиля предлагают «кошерные пакеты», которые несколько дешевле обычных.
Это слово произошло от еврейского «кашрут». Кашрут – это свод правил и законов о разных областях жизни, напоминающий иудеям о том, что является дозволенным, а что – нет. В основе Кашрута лежат законы Торы и правила, которые установили иудейские религиозные деятели (все вместе эти правила и законы Торы образуют Талмуд). «Кошерным» называется всё дозволенное, в том числе и еда, которую иудей может употреблять. В это понятие входят и другие аспекты – что дозволено в семейной жизни, общественной жизни.
Итак, кошерными называются виды пищи, которые дозволено употреблять правоверному еврею. Иудеи полагают, что некоторые виды пищи отрицательно влияют на духовность человека, в то время как другие увеличивают её. Особенно это касается мяса. На характер человека может влиять то, каким мясом он питается. Например, считается, что мясо хищников делает людей агрессивными и жестокими. Также смысл кошерной еды в ограничении жестокости по отношению к животным.
Правила, касающиеся посуды (раздельное приготовление мясных, молочных и растительных блюд), также продиктованы правилами гигиены.
Некоторые производители, в особенности в Израиле и США, ставят отметку о «кошерности» своих продуктов, подтверждающую, например, что животное было убито дозволенным способом. Такие продукты можно приобрести в основном в специализированных магазинах, но иногда товары с отметкой «Кошер» продаются и в обычных супермаркетах. Кошерные продукты выбирают не только правоверные , но и мусульмане (у которых существует аналогичное понятие «халяль»), и сторонники здорового образа жизни, и борцы с жестоким отношением к животным. Таким образом, производство и продажа кошерной еды занимает особую нишу в бизнесе.
Религия – это специальные положения и традиции, которые соблюдаются и в правилах питания. Понятие кошерная пища заимствовано из иудаизма и зачастую встречается у евреев. Однако все чаще в последнее время такую еду можно встретить в кулинарии многих стран.
Кошерная пища – это пища, готовящаяся по канонам кашрута, включенного в законные записи Галахи.
Согласно этим правилам все блюда готовятся в соответствии с традиционными обычаями, а контролируют весь процесс специальные организации евреев. На проверенную продукцию ставится специальная печать, подтверждающая качество.
Все кошерные продукты имеют деление на три основных группы:
Само понятие кошерная обозначает еду, полезную для всего организма и полностью подходящую для применения в пищу.
Люди, первый раз обратившие свое внимание на кошерные блюда, задаются вопросом – а полезна ли такая еда? Конечно для здоровья она оказывает положительный эффект. Связано это с отсутствием консервантов, красителей и ГМО, а упаковка их полностью стерильна.
Что касается вреда, то здесь достаточно спорный вопрос. Только в одном исследовании специалистам из Америки удалось доказать, что мясо птицы, приготовленное обычным способом, имеет меньше вредных веществ, чем в мясе, приготовленном кошерным методом.
Как правильно приготовить кошерную пищу
Согласно правилам кашрута в одном приеме пищи нельзя соединять мясо и молоко. Временной разрыв между приемами этих продуктов должен составлять 5 часов. Также специальные правила предъявляют к способу убийства животного – делать это должен обученный для этого человек. После забоя и разделывания мясо вымачивают для того, чтобы из него выкачалась вся кровь. Только после этой процедуры мясо отдают повару для дальнейшей переработки.
Категорически нельзя использовать для приготовления пищи мясо от больных животных. Мясные и молочные продукты готовят с использованием разной посуды и в разных кухнях. Именно поэтому обычным является наличие в еврейских домах двух кухонь. Если же площади не позволяют организовать две кухни, то на одной ставят две плиты для приготовления на них мясных и молочных продуктов.
Чтобы питание было кошерным, нужно использовать для ее приготовления только продукты, указанные в списке разрешенных:
По мнению врачей различных специальностей, еда, приготовленная по кошерным канонам, имеет значение только для соблюдения религиозных правил. Что касается здоровья, то кошерная пища не имеет особого влияния на состояние здоровья человека.
Раньше приверженцы кошерного типа питания испытывали определенные затруднения во время путешествий. В настоящее время даже многие авиа перевозчики предлагают во время полета своим пассажирам блюда кошерной кухни. Поэтому соблюдение всех религиозных канонов, в том числе и в питании, становится без проблемным, даже находясь в поездках вдали от дома.
Практически в любом крупном городе в кафе можно встретить кошерные блюда, однако обычно их стоимость значительно выше обычных блюд. Но не стоит отчаиваться. Поскольку в магазинах уже в достаточном количестве продаются различные кошерные продукты, то приготовить блюда с соблюдением всех религиозных традиций не составит труда.
Одним из самым легких и быстрых в готовке кошерных блюд является штрудель с лососем, сыром и шпинатом. Его можно подавать не только как праздничное блюдо, но и просто для посиделок с друзьями, поскольку штрудель не только очень вкусный, но и диетический.
Продукты для приготовления:
Из этих продуктов нужно замесить мягкое тесто. Обычно это занимает не более 10 минут. После этого тесто в пищевой пленке убирают в холодильник на полчаса.
В это время можно заняться начинкой: 150 гр. сыра натереть на терке, 0,5 кг лосося нарезать тонкими полосками, а шпинат слегка потушить со сливочным маслом. После этого все ингредиенты смешать и добавить туда яйцо, по желанию можно добавить соль.
Отдохнувшее в холодильнике тесто нужно раскатать на столе очень тонко, размером примерно 50х70 см. если тесто было замешано правильно, то оно не будет рваться, при этом будет тонким, просвечивающим на свет.
На раскатанный лист посыпают панировочные сухари, причем с краев нужно отступить по 2 см, а с правой стороны оставить пустым около 15 см листа. Затем ровным слоем выкладывают начинку и сворачивают рулет. Готовый рулет смазывают маслом и ставят на противне в духовку на 40 минут, при этом температура внутри должна составлять 2000 С. После выпекания штрудель нарезают толстыми кусочками и предлагают со сметаной или с овощным салатом.
Приготовить кошерную курицу совсем не сложно. Для этого кошерную тушку делят на 4 доли, натирают смесью из соли и перца. Пока мясо пропитывается, готовят соус. Для этого смешивают немного соевого соуса с бокалом красного вина и добавляют к ним 4 ст. ложки харосета. Этой смесью заливают мясо и готовят в печи, разогретой до 2000 в течение часа.
В настоящее время потребность в кошерной пище только возрастает. Это объясняется многими факторами – простотой в приготовлении, исключением больших затрат, пользой для организма. Попробуйте приготовить дома такое блюдо один раз, и вы останетесь приверженцем кошерной кухни надолго.
Многие слышали такое понятие, как "кошерно". Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.
"Кошерно" в переводе с иврита означает "пригодно". Поэтому под понятием "кошерное питание" сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.
Иудаизм - самая древняя в мире монотеистическая религия - предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил - кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.
Основной целью закона считается, что кошера - рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.
В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.
Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.
Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений - это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.
Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.
До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.
Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом - шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.
Таким образом, учение "Тора" вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.
Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной. Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда. Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.
Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.
Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.
Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.
Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.
Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты. Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет. Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак - это, конечно, чистота в их приготовлении.
Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.
Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой. У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели. Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В "Торе" можно найти полный перечень кошерных животных.
Согласно кашруту "Торы", кошерное мясо - это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.
Относится ли к молочной продукции понятие "кошерно"? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.
Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.
Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением "басар" и "халяв" необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.
Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.
Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.
Как уже отмечалось ранее, к категории "парвэ" принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.
Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.
Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории "парвэ".
Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.
Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.
Каждый правоверный еврей должен знать и беспрекословно соблюдать законы кашрута. Эти правила касаются многих сфер деятельности, но в первую очередь они обращены к продуктам питания. Пища, которая считается кошерной, в первую очередь полезна для организма. Она должна быть натуральной и соответствовать строгим критериям. Производства и рестораны, которые предлагают клиентам кошерные продукты в России, должны иметь соответствующий сертификат.
Кашрут переводится с иврита как «пригодный». Это свод предписаний разрешенного и запрещенного, касающийся не только еды, но и прочих аспектов. Законы кашрута направлены на привитие самодисциплины и способности самоограничения, а также духовную сплоченность верующих еврейского происхождения. Они регулируются иудейской священной книгой Торой, которая запрещает жестокость, насилие, кровопролитие. За соблюдением правил тщательно следит раввинат.
С помощью законов кашрута принятие пищи возвышается от животного к сознательному уровню. что такое он собой представляет? Это прежде всего здоровая, полезная, экологически чистая еда. Согласно она положительно влияет и на физическое, и на духовное здоровье человека. Существуют специальные списки разрешенных продуктов питания и их производителей. Если вы желаете приобрести или напитки, обратите внимание на специальный знак или уточните у продавца наличие соответствующего сертификата.
Раввинат разделяет на три основные группы все кошерные их такой:
Что значит кошерный продукт животного происхождения? Таковым считается мясо животных, являющихся жвачными, парнокопытными, травоядными одновременно. Например, овец, коров, коз, лосей, и т.п. Строго запрещается употреблять в пищу зайца, дамана и свиньи. Среди птиц некошерными считаются хищники. Это сова, пеликан, орел, страус, цапля. Готовить еду можно только из домашних птиц - кур, гусей, уток, индеек, перепелов, голубей.
Чтобы продукт был пригоден к употреблению, животное должно быть убито согласно специальным законам кашрута. Поскольку Торой не разрешено употреблять в пищу кровь, существуют предписания относительно того, как обрабатывать мясо. Кроме того, туша в обязательном порядке проверяется на отсутствие каких-либо заболеваний.
Кроме мяса существуют и другие продукты животного происхождения. К примеру, яйца. Они относятся к категории парвэ. Пригодные к употреблению яйца должны быть снесены только кошерными птицами. Один конец их скорлупы должен быть округлым, а второй - более острым. Если вдруг внутри яйца оказался сгусток крови, его нельзя кушать.
Молоко кошерных животных можно употреблять в пищу. Однако есть одно ограничение. Законами кашрута запрещается совместно принимать мясные и молочные продукты. Перерыв между блюдами должен составлять минимум 30 минут - зависит от общины. Молоко можно совмещать с продуктами других категорий - овощами, фруктами, рыбой, и т.д.
Рыбный кошерный продукт, что такое он собой представляет? По кашруту, разрешенной считается нехищная рыба, которая обладает плавниками и легко удаляющейся чешуей. Согласно этим признакам угорь, осетр, акула, сом некошерны. Лососевую красную икру можно кушать, а черную осетровую нельзя. Различные морепродукты - осьминоги, крабы, устрицы, омары, креветки - не имеют чешуи и плавников, поэтому запрещены в качестве пищи.
Хотя рыба и относится к нейтральной категории продуктов, не следует смешивать ее с мясом при приготовлении блюд или во время одной трапезы. Молочное с рыбным можно есть в один прием пищи, но обязательно из разной посуды.
Тора запрещает питаться насекомыми, земноводными, пресмыкающимися. Разрешено готовить блюда лишь из некоторых видов саранчи. Следует быть осторожными с овощами и фруктами, ведь в них могут находиться черви или их личинки. Муку и крупы необходимо перебирать и пересеивать, чтобы в еду не попали насекомые, которые могут завестись в мешке и испортить кошерные продукты. Список неразрешенной еды не содержит в себе мед, вырабатываемый насекомым (пчелой). Его можно употреблять в пищу, поскольку, по мнению иудеев, он является переработанным цветочным соком. Соответственно, это продукт растительного происхождения. К тому же мед чрезвычайно полезен, что совершенно не перечит законам кашрута.
Овощи, фрукты и зелень относятся к категории парвэ. Что значит кошерный продукт растительного происхождения? Несомненно, он должен быть выращен на территории Израиля. Если продукт походит из другой страны, но находится в естественном виде, его также можно кушать. Необработанные фрукты и овощи не нуждаются в сертификате. Их можно смешивать с мясом и молоком.
Продукты растительного происхождения не должны быть червивыми или соприкасаться с некошерной едой. В таких случаях они становятся непригодными для питания.
Среди напитков насчет кошерности рассматриваются те, что изготовлены из винограда. Процесс производства правильного продукта чрезвычайно сложный. Он обязательно должен соответствовать определенным законам кашрута. Что означает кошерный продукт, если дело касается вина? Основное правило - его должен изготавливать только еврей. Если к напитку прикоснется человек другой национальности и вероисповедания, он утратит кошерность.
Виноград для правильного вина должен быть собран только в определенный период и в специальном месте. Винограднику должно быть больше, чем четыре года, и ему нужно отдыхать раз в семь лет. Перед тем как начать производство вина, следует провести обязательный обряд. На заводе постоянно стерилизуется все оборудование. Сюда не должны попадать посторонние. В субботу производство не работает.
Из-за сложностей, возникающих при соблюдении всех законов кашрута, многие виноделы предпочитают изготавливать обычный напиток. По этой же причине настоящий кошерный продукт (что такое - читайте выше) стоит очень дорого, его цена значительно выше хороших итальянских или французских вин.
Хлеб относится к категории парвэ. Согласно законам кашрута, мучной кошерный продукт (что такое разрешенная пища, написано выше в статье) - это тот, который испечен правоверным евреем. Человек, следящий за процессом, должен отделять от каждой буханки маленький кусочек теста и сжигать его. Если речь идет о большом производстве, то здесь евреи должны хотя бы контролировать выпекание хлеба и включать печи. Не стоит забывать о том, что все ингредиенты, использующиеся при приготовлении теста, должны быть кошерными.