Мастер-класс "использование элементов арт-терапии в работе доу". Музыкальна терапия в детском саду

16.06.2019 Красота

Арт-терапия в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арт-терапии, один из современных направлений в оздоровлении.

Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт-терапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги. Арт-терапия – метод, удивительным образом, подходящий для работы с детьми.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и кровообращение.

Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире в коррекционно-развивающей работе с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.

В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.

Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:

1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:

Музыкальную терапию;

Танцевальную терапию;

Художественную терапию (рисунок и живопись);

Сказкотерапию;

Игровую терапию;

Песочную терапию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме.

Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Прежде, чем приступить к работе с детьми по арт-терапии, мы изучили много литературы, касающейся данной темы. Главное, что нам необходимо было выяснить: с какими проблемами помогает справиться арт-терапия и как этот метод внедрить в свою работу.

Один из основных методов арт-терапии - терапия изобразительным творчеством. Ее и было решено использовать в первую очередь. Изо терапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами, а это было актуально для нашей группы.

В работе мы использовали «Кляксографию», «Рисуем удачу», « Цвет моего настроения», «Размываем обиду красками» и другие.

Кроме этого широко использовали в своей работе - оригами. Занимаясь оригами, ребенок становиться участником захватывающего действия - превращение бумажного квадратика в оригинальную фигуру.

Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путём последовательного несложного складывания бумаги получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребёнка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то ещё. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение.

Одним из направлений в нашей работе является использование пластических материалов: глина, пластилин, солёное тесто. Методов работы с пластилином в арт-терапии много:

Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма не обязательно должно проявиться. Можно поиграть в ассоциации.

Создание групповой и индивидуальной композиции на заданную тему. Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.

Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)

Работа в парах, важной задачей которой является обеспечение членов пары недостающим эмоциональным опытом.

В ходе арт- терапевтических занятий были заметно видны результаты нашего труда: дети стали спокойнее, снизилась тревожность, нерешительность.

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Занятия по арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Воспитатели: Кулинцева Г.А.

Старикова А.П.

МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18 г. Россошь


"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”
К.Г. Юнг

Арт-терапия - не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка.
Психологи считают, что соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой.
Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в нашем детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Используя арт-терапию в своей работе с детьми, я стремлюсь достичь следующих целей: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Стараюсь научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере. В конечном итоге они способствуют развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и конечно же отличному самочувствию ребенка.

Сегодня я хочу немного рассказать, об одном из направлений арттерапии, используемой в своей работе - песочной терапии.

Что такое песочная терапия? Это один из методов психотерапии, возникшей в рамках аналитической психологии. Этот способ общения с миром, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно - символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Он доступен и прост в применении (песочный стол можно сделать и самим) а также этот вид деятельностиочень нравится детям, а ещё это красиво и эффективно.

В нашем дошкольном учреждении на занятиях по этому направлению, я использую специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.

Корпус модуля выполнен из дерева. В дно модуля вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри модуля различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Подсветка работает в автоматическом режиме и отделена от наружной части модуляпрозрачной перегородкой из оргстекла. Количество цветов подсветки три (красный, синий, зеленый), с помощью пульта, можно менять оттенки цветов, их яркость, выбрать последовательность.

Это позволяет использовать световой стол и на коррекционно-развивающих занятиях, и после них с целью релаксации и на полноценных занятиях по этому направлению.

Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания.


Очень приятно иинтересно детям покопаться в песке, порисовать пальцами по песку, прочувствовать его между пальцами, ладошками. Ведь игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. А такие элементарные на первый взгляд задания как :

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.),
  • выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
  • "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
  • "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
  • "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
  • сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значениедля развития психики ребенка.

Играя в песке, дети не вольно вспоминают о лете, с удовольствиям делятся впечатлениями, общаются друг с другом, придумывают рассказы.

Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Сегодня мы уделим большее внимание изотерапии .В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

<Приложение 1 . Рисунок 1>

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

<Приложение 1 . Рисунок 2>

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

<Приложение 1 . Рисунок 3>

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» - довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.

Монотипия (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 4>

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов .
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде) , а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание!

Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.

На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.

Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.

2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.

5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.