Педагогический проект в 1младшей группе
«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»
Участники проекта : дети 1младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой, совместный.
Актуальность: в современном мире у детей появляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом к знаниям культурных ценностей своего народа. Усвоение и принятие детьми этих ценностей возможно тогда, когда сохраняется их целостность и взаимосвязь. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе становления личности ребёнка.
Гипотеза : Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, будет развивать художественно – образное, ассоциативное мышление, воображение ребёнка, которое позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. То есть потешка является инструментом педагогического воздействия на ребёнка.
Предмет исследования : фольклор.
Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.
Этап 1. Поисковый .
Цель: содействие развитию представления детей об окружающем мире через использование в воспитательно – образовательном процессе потешки.
Задачи: 1. дать образное представление об истоках и значении потешки.
2. Приобщить детей к традициям народной культуры.
3. Научить видеть внутренний мир человека и красоту природы.
4. Развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами фольклора.
5. Воспитывать любовь к людям и животным, желание заботиться о них.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание детьми информации о малых формах фольклора потешка, пословица, поговорка, закличка и другие.
2. Понимание значения слова «потешка».
3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, используя полешку.
4. Создание картотек всех видов потешек.
5. Заучивание детьми потешек.
Сбор сведений
1. Задать вопросы:
Что вы знаете о потешках?
Какие потешки вы знаете?
О ком бы вы хотели ещё унать потешки?
Разработка плана проекта
1. Отобрать иллюстрации к потешкам;
2. Найти литературу, рассказывающую о потешках;
3. Отобрать героев потешек;
4. Обратиться за помощью к родителям.
Этап 2. Аналитический .
План проекта «Потешка»:
1. Выбор темы и разработка проекта (октябрь).
2. Изучение и анализ литературных источников, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок, рассказов о потешках (ноябрь).
3. Составить анкету и провести опрос среди родителей. Проанализировать их отношение к поданному вопросу (ноябрь).
4. Создать информационный стенд для родителей (декабрь).
5. Составление рабочего плана реализации проекта (декабрь).
6. Знакомство детей с потешкой (январь).
7. Тема: герои потешек (художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры) (февраль – март).
8. Тема: предметы быта (театральные инсценировки, дидактические игры) (март – апрель).
9. Взаимодействие с родителями (постоянно).
Разработка проекта
1. Создать развивающую среду:
Внести в группу картины с иллюстрациями к потешкам.
Пополнить уголок книги сборниками потешек.
Изготовить альбом «Потешки».
2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.
Речевое развитие. Тема: «Чтение потешки «Козушка – белоногушка».
Художественная литература. Чтение потешек.
Продуктивная деятельность (рисование) – «Подарок Петушку», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Изготовление с детьми карточек с иллюстрациями к потешкам;
Экскурсии по территории детского сада;
Наблюдение на прогулке;
Чтение художественной литературы по теме проекта;
Беседа с детьми по содержанию потешек.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Настольные и дидактические игры;
Сюжетно – ролевые игры.
5. Взаимодействие с семьёй.
Подготовить анкету для родителей;
Выставка рисунков детей и их родителей с иллюстрациями к потешкам.
Этап 3. Практический .
Формы работы Содержание
1. Непосредственная образовательная деятельность
Познавательная деятельность (речевое развитие).
Знакомство детей с потешкаи. Проговаривание отдельных фраз за воспитателем.
Социально – личностное развитие.
Тема: «Катя умывается», «Маша кушает».
Художественная литература.
Чтение потешек про животных, о людях; потешек, используемых во время режимных моментов.
Продуктивная деятельность (рисование).
Тема: «Подарок для Петушка», «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
2. Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов
Игровая деятельность: с/р игры: «Катя умывается», «Уложим куклу Оля спать», «Маша обедает» и другие.
Экскурсия по территории детского сада.
Чтение потешек про животныж, о людях.
Знакомство с другими видами фольклора.
Беседа с детьми «Какие потешки я знаю».
3. Самостоятельная деятельность
Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам.
Рисование животных, птиц героев потешек.
Раскрашивание раскрасок с животными и птицами.
Организация сюжетно – ролевых игр.
Лепка горошка, пряничков для животных.
4. Взаимодействие с семьёй
Подготовка анкеты для родителей.
Информация на стенде.
Консультации для родителей о значении фольклора при воспитании детей.
Этап 4. Презентация проекта .
Цель : изготовление мини – книжки.
1. Дети делятся на небольшие подгруппы;
2. Каждая подгруппа разукрашивает того или иного героя потешки;
3. Каждая подгруппа рассказывает о своем герое в 2 – 3 предложениях;
4. Оформление страниц совместно с воспитателями;
5. Оформление книги с потешками.
Этап 5. Контрольный .
1. Рефлексивная беседа: О каких ещё потешках вы хотите узнать?
2. Беседа с родителями.
Фольклор – народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной.
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА: Если фольклор в жизни малыша будет появляться с первых дней, когда уже закладываются его характер и способности. Он способствует как развитию речи, так и нравственному воспитанию. Язык потешек и песенок отличается образностью, богатством, лаконичностью. Мелодичность звучания и рифмы помогают детям запоминать слова, а звукосочетания позволят быстрее освоить правильную и красивую речь, даже если она состоит из сложных для произнесения фонетических конструкций. Насыщенность песенок и потешек яркими и меткими выражениями значительно обогащает речь ребенка.
Основные цели и задачи проекта: Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) для развития речи, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Этапы реализации проекта в период октябрь-ноябрь этап: На занятиях по развитию речи дети рассматривали картинки Васнецова Ю. 2 этап: В свободное время читали детям произведения народно- прикладного искусства(Сорока-белобока; Чики-чеки-чек аллочка; Конь, мыши водят хоровод.) 3 этап: В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству. Мини библиотека с картинами и произведениями народно-прикладного искусства. 4 этап: В свободное время разучивали с детьми потешки: Птичка, Сорока-белобока. 5 этап: Проводили досуг в группе (кукольный театр «Колобок») 6 этап: Провели занятие по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы и искусства. 7 этап: Провели литературный досуг с использованием произведений художественной литературы и искусства «Курочка Ряба». 8 этап: Подготовка презентации, анализ проделанной работы.
Белашова Татьяна Анатольевна
Педагогический проект в первой младшей группе «Фольклор и малыши»
На тему: Фольклор и малыши»
1. Информационная справка о проекте
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
1. Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
2. Гербова «Занятия по развитию речи».
3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».
4. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги».
5. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в д/саду».
6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».
7. Шебеко B.Л., Ермак Н. Н. «Физкультурные праздники в детском саду».
8. Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».
9. Сборник «Первые шаги».
10. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов», «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».
Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения
Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).
Игровая мотивация
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
воспитатели группы, специалисты ДОУ, родители и дети первой младшей группы.
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
4. Словотворчества детей.
молодым специалистам мои проекты очень помогут в работе
Особое место в развитии речи малыша играет фольклор. Именно художественное слово способствует развитию умения слушать произведения, обогащению и активизации словаря. Согласно ФГОС ДО, педагог применяет художественное слово в режимных моментах, при организации малышей. А слушание музыки разного характера и игровые упражнения с музыкальными инструментами позволяют развивать фонематический, музыкальный слух у детей, вызвать интерес к народному творчеству. Описание игр и подборку народных потешек для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Музыка и фольклор».
Продолжается работа по формированию правильного поведения в общественных местах через разнообразные игровые ситуации «Магазин игрушек», «К нам котик пришёл». Социально-коммуникативному развитию способствуют игровые ситуации «Как шапка с курткой поссорились», «Поможем зверятам одеться на прогулку», беседа о сотрудниках детского сада.
В области познавательного развития взрослый планирует упражнение «Где игрушка», с целью научить детей ориентироваться в пространстве, игры со снегом, бросовым материалом, лентами разной длины и ширины, а также беседу «Зачем нужны комнатные растения».
Активное применение малых фольклорных форм позволяет решать задачи речевого развития. Упражнение «Кто это?», прослушивание аудиозаписи «Кто как кричит», составление описательных рассказов о предметах по образцу воспитателя способствуют обогащению словарного запаса малышей.
Художественно-эстетическое развитие происходит за счёт знакомства детей с некоторыми музыкальными инструментами: барабан, колокольчики, ложки, трещётки. Малыши повторяют знакомые хороводные игры, разучивают новые песенки и потешки, имитируя движения животных.
Педагог знакомит детей с народной игрой «Утица», создаёт условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, продолжает знакомить со способами использования физкультурного оборудования: мячи, обручи, погремушки и т.д., что позволяет решать задачи физического развития детей 1-ой младшей группы.
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Игровая ситуация «Магазин игрушек». Цель: учить узнавать предметы по словесному описанию, использовать обобщающие слова. | Игра «Найди предмет по описанию». Цель: формировать умение выделять основные признаки предмета. | Внесение в книжный уголок иллюстраций к потешкам. Цель: формировать эстетическое восприятие, обогащать словарь детей. | Игра «Грустный и весёлый зайчик». Цель: развивать умение называть состояние персонажа, изображённого на картинке, развивать желание играть вместе с воспитателем. | Р.н.п.и. «Утица». Цель: познакомить детей с игрой. |
Про- гулка | Игровая ситуация «Мне нравится в детском саду». Цель: развивать представления о положительных сторонах детского сада. | Рассматривание картинок с изображением диких животных. Цель: побуждать детей называть и выделять отдельные части животных: хвостик, ушки, глазки и т.д. | Пальчиковая игра «Зима». Цель: способствовать развитию моторики и речи. | Игры в книжном уголке, самостоятельные театрализации. Цель: показать детям способы игр с театральными масками. | Упражнение «Строитель». Цель: развивать координацию движений, моторику. |
ОД | |||||
2 п.д. | Игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку». Цель: формировать основы игрового поведения, способствовать появлению сюжета в игре. | Игры с матрёшками. Цель: формировать умение выделять размер предмета, выстраивать ряд по высоте. | Игра «Волшебный мешочек» (по стихотворениям А. Барто). Цель: вспомнить произведения, побудить детей повторять небольшие произведения. | Рассматривание деревянных расписных ложек. Цель: познакомить с народным музыкальным инструментом, поддержать желание играть со взрослыми. | Игра «Позвони в колокольчик». Цель: упражнять детей в подпрыгивании, развивать интерес к подвижным играм. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Упражнение «Вот как мы умеем». Цель: учить при раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. | Беседа о зиме. Цель: продолжить формировать представления о временах года. | Д.и. «Разноцветный сундучок». Цель: формировать умение ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. | Рисование с подгруппой «Блинчики и бублички». Цель: продолжить формировать умение изображать предметы округлой формы, работать с красками. | П.и. «По ровненькой дорожке». Цель: развивать умение ходить по прямой, упражнять в равновесии. |
Про- гулка | Упражнение «Дотронься ласково». Цель: учить детей включаться в разные формы коммуникации. | Игры с природным материалом. Цель: продолжить учить выделять форму предмета, развивать количественные представления. | Упражнение «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду». Цель: вспомнить слова игры, порадовать детей, рассмотреть деревянную дудочку. | Конструирование «Заборчик из кирпичиков и кубиков». Цель: формировать умение выкладывать кирпичики на узкую грань, закрепить названия цветов. | П.и. «Принеси флажок». Цель: формировать умение перешагивать через палку, упражнять в равновесии. |
ОД |