Музей малой национальной игрушки. Русский народный костюм Народный костюм вологодской губернии

27.06.2020 Новости

№ 14 коллекции фарфоровых кукол ДеАгостини (Куклы в народных костюмах) - выходит в России 26 июля 2012 года. Летний костюм Вологодской губернии.

В 18 номере выходит кукла, очень похожая на эту, 14-ую. Практически клоны.

Куколка скромная, в платочке с цветочным рисунком, в белом переднике, малиновом сарафане, рубаха белая, манжеты с рисунком. Есть жёлтый пояс. Кукла в летнем костюме Вологодской губернии.

В общем - куклы выглядит ну очень простенько, интересно, как будет на деле. Будут ли под платком волосы? Спереди видно светлые волосы, но оставят ли кукле косу, или она под платком сзади лысая окажется - увидим.

КУКЛА ВЫШЛА. Косы у неё, конечно, нет, сзади лысенькая. Сарафан оказался на удивление красивый, из блестящей "шёлковой" ткани ярко-малинового цвета, не страшный, как на фото в анонсе. А вот поясок подкачал, желательно новый сплести, этот выглядит не очень...

Удивили красные - костюм-то летний, туфельки было бы понятнее!

Публикую фотографии своей куколки. ДеАгостини и меня тоже "довели" с этой коллекцией: думала, что ни одну народницу трогать-доделывать не буду, ни за что! Но тут мне так бедную девочку стало жалко, что руки сами взялись её доделывать. Сегодня купила, сегодня и доделала. :-)



Это ИСХОДНИК - кукла только что из коробочки, без доделок.

Ужаснул пояс, и бедный фартучек. Не переделать не могла. :-)


А это то, что получилось: кукла с нижним бельём (поэтому пышная стала), расшитым фартуком, другим поясом. Головной убор трогать не стала - посмотрела, сколько клея на платке, и решила не отдирать. :-)


Все 14 кукол коллекции ДеАгостини Куклы в народных костюмах, которые на сегодня вышли.

14-ая куколка в нижнем ряду в центре, здесь она ещё без доделок.


Спрятаться от изнуряющей жары сейчас можно в стенах вологодского Кремля. Здесь в краеведческом музее проходит любопытная выставка «Золотое зерно традиций», рассказывающая о вологодских промыслах.

Как одевались наши предки? Какие предметы домашней утвари использовали? Вы можете увидеть предметы, воссозданные руками современных умельцев, изучающих и сохраняющих древние традиции.

По костюму можно было определить семейное положение человека, его материальное положение и даже из какого района Вологодской области он приехал. - рассказала «Комсомолке» Дина Теленкова , одна из авторов выставки, преподаватель студии вышивки студии «Вологодские росписи».- Вся одежда, представленная на выставке, воссоздана с праздничных костюмов жителей Вологодской области, сохранившихся в архивах краеведческого музея.

Оказывается, рисунок, использованный народном в костюме может многое рассказать о его владельце. Так, например, дерево изображалось на женских костюмах, чаще у беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних женщин. Белых лебедей - у незамужних девушек...

У каждой девушки было несколько костюмов. Так, например, отправляясь на вечерку девушка брала с собой целый узелок одежды и несколько раз переодевалась в течение вечера, демонстрируя наряды, а также свое умение ткать, шить и вышивать.

Глядя на этот костюм можно с уверенностью сказать, что его носила жительница Тотемского или Бабушкинского района. Техника вышивки, которой украшен сарафан и фартук в этом костюме, называется «тамбур». Он чаще встречается на вещах жителей именно этих районов.

Такие темные рубахи из грубой ткани носили в Грязовецком районе. Причем, это праздничная рубаха! Женщина могла надеть такую на первый день сенокоса, жатвы и на большой праздник. Для рубах-сенокосниц характерен полностью украшенный стан. В данном случае украшением служит ткань-набойка, которую вручную набивали мастера на полотно.

Такие узоры на вороте и рукавах рубахи отличали жительниц Никольска . Мы видим полусвастики. Считалось, что такой узор цепляет взгляд и отводит сглаз. Так что одежда, в данном случае, выступает в качестве оберега. Сам символ свастики символизирует вечное движение вселенной.

Здесь мы видим свадебный передник-занавеску. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

На рисунке этого передника изображена рогатая лягушка. Рога - это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка - это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. На вышивку такого передника у Дины ушло два месяца.

Костюм из Тотьмы . О том, что он более поздний нам говорит короткий рукав, а также рисунок крестиком. Такие узоры были нарисованы на обертках мыла фирмы Боккар. Хозяйки просто копировали рисунки с обертки и переносили их на одежду.

В отделке этого костюма есть женский узор - ромб с точкой. Это символ месяца и женщины. Возможно, это был костюм незамужней девушки, которая потенциально может родить, или молодой женщины.

Поздний костюм, конец 19 века. Об этом говорит рубаха на кокетке.

Одно время на Руси в моде были прямые сарафаны и стройные женщины. С течением времени представления о женской красоте менялись, и, соответственно, менялся и костюм. С приходом в Россию европейской моды на пышные формы крестьянская одежда переняла некоторые ее элементы. Об этом нам говорит большое количество складок на рукавах, которые имитируют пышные рукава городских модниц.

Костюм характерный для восточных районов Вологодской области. Об этом говорят не только лоскутные вставки, но и характерное ткачество на рукавах рубахи.

Помимо костюмов на выставке «Золотое зерно традиций» в вологодском Кремле можно увидеть примеры народной росписи, кружево, лоскутные одеяла, а также изделия из бересты.

Выставка работает до 1 сентября. После ее закрытия некоторые ее экспонаты можно будет приобрести у авторов.

Публикации раздела Традиции

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество - не менее трех десятков - самых разных нарядов. Особенно наши прародительницы любили головные уборы - простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. А уж как они любили бусы!.. На формирование любого национального костюма (будь то английский, китайский или племени бора-бора), его покроя и орнамента всегда влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия народа.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе - труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм - это красота покоя» , - писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.

Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» - рубеж, край. Стало быть, рубаха - сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» - «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей - шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов - темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные - из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще - костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково - разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее - расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня - рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Вероника Батхан. «Русские красавицы»

Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей - бархата, парчи.

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство: «Государыня была в русском наряде - светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами», - писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Понева

Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс - магический круг - защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» - обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором - замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.

Передник

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» - от глагола «запинати» (закрывать, задерживать). Определяющая и самая обильно украшенная часть наряда - узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками. Край оформлен кружевом и оборками. По вышивке на переднике можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников и предпочтения владелицы. Каждый завиток, каждый стежок подчеркивал индивидуальность.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

После венчания и обряда «расплетения косы» девушка приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи». С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок (убрус).

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Возраст владельцев без труда определялся по цветовой гамме. Наиболее колоритно одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы пожилых и детей.

Женский костюм изобиловал узорами. Вышивки на сарафанах и рубахах перекликались с резным обрамлением деревенской избы. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма - его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный - всего семь. Трехчастный ансамбль девушки надевали на каждый выход в свет. Рубаху дополняли сарафаном и кокошником либо поневой и сорокой. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. Многослойность одеяний у знати подчеркивала их достаток.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX века - фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом, кумач, ситец, сатин. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, кички, сороки - все это бытовало в крестьянской среде вплоть до середины - конца XIX века, когда традиционный костюм начинает вытеснять городская мода. Одежду все чаще приобретают в магазине, реже шьют на заказ.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Повседневный костюм Вологодской губернии был довольно простым. В отличие от него праздничная одежда изобиловала разнообразием и большим количеством украшений. Нагляднее всего это демонстрировали женские головные уборы, расшитые лентами, золотом и жемчугом. Обычная вологодская крестьянка не могла похвастаться роскошным нарядом: он был прост и лаконичен, изготавливался из домотканых или недорогих покупных тканей и состоял из сарафана, рубахи и передника.

Основой любого наряда, будничного или праздничного, была рубаха, сшитая из одного льняного полотнища. Ее называли проходницей, одностанкой, исцельницей и украшали вышивкой. Узоры выполняли роль оберега, поэтому их наносили в основном на видимые части: манжеты, ворот, подол. Ткани для сарафанов часто были набивными, из домотканой пестряди или кумача. Поверх них надевали передники, которые и защищали одежду от загрязнения. Передник иногда расшивали узорными полосами и символической вышивкой, служившей оберегом животу беременной женщины. По талии, на левом боку, завязывали неширокий пояс длиной 4-6 аршин, плетеный или тканый.

Неотъемлемым предметом женской одежды был головной убор. В конце XIX - начале XX века во многих русских селах и деревнях основной его разновидностью стал платок. Существовало множество способов его завязывания. Чаще всего крестьянки складывали платок по диагонали и покрывали им всю голову, закрепляя концы на шее под подбородком или заводя их назад, делая узел на затылке. В будни обычно носили простые однотонные или клетчатые хлопчатобумажные платки. В праздники старались выбрать более яркую его расцветку. В Вологде большой популярностью пользовались так называемые «аглицкие» платки из красного ситца с контрастным набивным цветочным узорам. Несмотря на многоцветье, они не выгорали и не линяли.
Рубаха-одностанка из цельного холста с вышивкой но вороту, запястьям, подолу и рукавам.

Прямой сарафан из кумача на тонких лямках не имел застежек, ткань собиралась на груди под обшивку.
Пояс - обязательный элемент костюма. Его повязывали всегда на левую сторону.

В традиционной вышивке северных губерний преобладали мотивы земли и солнца как символов богатства, плодородия и счастья. Переплетающиеся ромбы и квадраты, перечеркнутые крестом, обозначали вспаханное поле, то есть плодородную землю. Крест с загнутыми концами, похожий на катящееся колесо, обозначал движение солнца по небу. Такой знак называли ярга или коловорот. Он символизировал женскую плодоносящую силу. Солярные (солнечные) и земельные знаки часто использовали вместе, желая усилить плодородие земли и плодовитость женщины. Рубахи, украшенные такими узорами, крестьянки надевали в трудовые праздники - на выгон скота весной или в первый день сенокоса. Таким образом они прославляли силы природы. Считалось также, что чем богаче расшита рубаха женщины, тем выше ее детородная способность.

Передник, сшитый из беленого льна или пестряди, надевали поверх сарафана и завязывали на талии. Украшали мерным кружевом, вышивкой или полосами цветной ткани.