Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-1.jpg" alt=">Нанайцы ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-2.jpg" alt=">Старинная женская одежда ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-3.jpg" alt=">Традиционная одежда нанайских детей ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-4.jpg" alt="> Традиционная женская одежда ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-6.jpg" alt="> Зимние- жилище нанайцев ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-7.jpg" alt="> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в"> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-8.jpg" alt="> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026,"> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026, 1970 - 10005, 1079 - 10516, 1989 - 12023.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-9.jpg" alt=">Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л"> Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л е (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. А к а н и (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), х э д з э н и др.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-10.jpg" alt="> Нанайцыявляются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента. ">
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-11.jpg" alt="> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских"> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-12.jpg" alt="> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский"> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. переведен на кириллицу.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-13.jpg" alt="> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм"> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-14.jpg" alt="> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по"> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-15.jpg" alt="> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения"> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-16.jpg" alt="> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но,"> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но, притокам Амура, в в зависимости от большей степени расселения, значимость занимались отдельных хозяйственных составляющих менялась. охотничьим Так, в амурских селениях, промыслом, уходя за ведущей была добыча пушным зверем на проходной рыбы лососевых сотни километров в и осетровых пород. тайгу.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-17.jpg" alt="> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени"> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам).
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-18.jpg" alt="> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья),"> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.
Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-19.jpg" alt=">The end… ">
Традиционная верхняя одежда эвенков -- кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов оставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В бо лее суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду - сокуй. Мужской костюм мало отли - чался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.
Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пуш- ных зверей.
Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что ее заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.
Традиционный костюм нанайцев -- халат с запахиваюшейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю -- из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года -- берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стеганую шапку на вате наподобие шлема с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.
Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали -- богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разно -цветными нашивками из материи. Мужчины переняли от соседей - маньчжуров обычай брить переднюю часть головы от виска до виска, а остальные волосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.
Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.
Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.
Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.
В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.
Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.
Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.
В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.
Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).
А. В. Смоляк
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.
Нанайцы. Конец 19 в.
Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.
Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.
Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.
Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.
В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.
Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.
Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.
В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.
Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).
А. В. Смоляк
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.
Нанайцы. Конец 19 в.
Домашний быт нанайцев
Главным ездовым животным нанайцев была до революции собака, в гораздо меньшей степени -ло шадь. Фольклорные данные свидетельствуют о сравнительно давнем появлении этого животного у нанайцев. Но лошадей держали в основном «верхние» нанайцы, т. е. акани, и использовали их главным образом для верховой езды и как вьючных животных и лишь отчасти - как упряжных. Важную роль играла собака, имевшая транспортное и охотничье значение. Она применялась как тягловая сила: зимой для упряжки в нарты, летом для подъема лодок бичевой вверх по течению реки.
Типы нарт, способы упряжки, устройство собачьей сбруи были сходны у всех народов Амура. Характерны были прямокопыльные парты с двусторонне загнутыми полозьями, упряжью шейного типа и продольной упряжкой «змейкой» или «елочкой». Сначала XX в. эта форма упряжного собаководства сменилась новым, так называемым восточносибирским типом, широко распространенным на Охотском побережье, Камчатке, Чукотке среди коренного и старожильческого русского населения. Помимо нарты нанайцы пользовались санями (пара), в которые впрягали лошадь.
Лыжи нанайцев двух типов: малые без меховой подбивки (кунгултэ) и большие, более широкие и длинные, подклеенные мехом (сохсилъта). При ходьбе на лыжах пользуются лыжной палкой.
Для плавания по Амуру служила плоскодонная лодка (тэмчиэн, или угда), сделанная из трех досок с выступающим вперед дном и приподнятым острым носом. На быстрых горных притоках Амура пользовались другой лодкой, долбленной из целого куска дерева, преимущественно из ивы (аурпя, или огдима). Местное русское население называет этот тип батом. В бате вверх по реке поднимаются при помощи шестов, вниз по течению спускаются, почти не прибегая к веслам. Широко были распространены маленькие лодки-долбленки, дощатые и берестяные. У долбленой оморочки - острый нос и корма; этим и меньшей величиной она отличается от бата. Оморочки приводятся в движение двухлопастным веслом или парой небольших весел с лопатообразными лопастями. Нанайцам было известно применение паруса.
Раньше у нанайцев были отдельные зимние и летние селения. Наличие зимних и летних селений связано было с сезонными перемещениями, практиковавшимися нанайцами в зависимости от хозяйственных нужд. После вскрытия Амура часть населения отправлялась на осетровые рыбалки для заготовки хрящей и вязиги. По окончании лова осетровых нанайцы передвигались в места, богатые частиковой рыбой, и заготовляли эту рыбу и рыбий жир. Интересы летней охоты, главным образом на изюбря, играли существенную роль при выборе места летнего пребывания. К началу хода кеты население сосредоточивалось на осенних рыбалках для заготовки основного продукта питания, и только после окончания лова лососевых нанайцы возвращались в зимние селения.
Жилища нанайцев разделялись, как и селения, на летние и зимние. Нанайские летники представлены были разнообразными формами: щитом-заслоном, двускатным, коническим и сферическим шалашами, четырехстенным летником, крытым корой (дауро), бязевой палаткой, пологом от комаров. Шалаш конической формы (чоро) покрывался соломой или полосами бересты и был наиболее характерен для жителей притоков Амура, т. е. в основном для киле и акани. Сферический шалаш (хожуран, или анко) служил исконным летним жилищем нанайцев долины Амура. Куполообразный остов этого шалаша состоял из тонких прутьев и покрывался сверху берестяными полосами, нижняя часть жилища опоясывалась цыновкой из камыша. У шалаша было два отверстия - дымовое сверху и входное, преимущественно в части, обращенной к реке. Входное отверстие завешивалось куском бересты или Камышевой цыновкой. Корьевой шалаш дауро встречался главным образом на р. Горин.
Зимним жилищем в недавнем прошлом служили: землянка (серома) со срубом, установленным в вырытой в земле яме; полуземлянка (хурбу) со срубом, несколько возвышающимся над землей; зимник типа китайской фанзы (большого и малого размера); зимнее промысловое жилье (ундхэн) и русская изба. Промысловое жилье ставили на месте зимней охоты; по внешнему виду оно напоминало четырехскатную крышу, в одной из сторон которой была дверь.
Большой каркасного тина зимник китайского образца (фанза) имел решетчатые стены из ивовых и ольховых прутьев, обмазанные с обеих сторон глиной. В зимнике этом были глинобитные печи (от 2 до 4) со вмазанными сверху китайскими чугунными котлами и земляной пол. Отапливалось жилище дымоходами, проходящими от печей в пустотелых нарах вдоль стен (канами). Далее дым поступал в высокую трубу из дуплистого дерева, находившуюся поодаль от жилья. Оконные рамы заделывали зимой рыбьей кожей или китайской промасленной бумагой, а летом - Камышевой решеткой. Отличительная особенность внутреннего убранства этого жилья, как и у других жителей Амура, - большой помост, установленный на подпорках посреди зимника. На помосте хранились различные предметы домашнего обихода и орудия охоты и рыболовства. В домах этого типа в старину обитали большие патриархальные семьи. Каждый член патриархальной семьи имел определенное место на нарах. Глава семьи и его жена занимали почетное место у очага. В период маньчжуро-китайского господства перед домом шамана обычно стояли высокие деревянные столбы с резными изображениями драконов, змей, ящериц, лягушек и т. д. Перед жилищем судьи, а также нанайца, женатого на маньчжурке (обычно дочери какого-либо чиновника с Сунгари), были шесты с изображением кукушки. У подножья шестов устанавливали деревянные изображения духов предков.
Китайское влияние сказывалось и на домашней обстановке: в жилищах встречались шкапчики со множеством выдвижных ящиков, различного типа сундуки китайского происхождения. Китайская мебель - привилегия зажиточной части нанайского населения - была недоступной роскошью для бедноты.
Из хозяйственных построек особенно характерны были амбары на столбах.
В период русской колонизации большие дома китайского образца (фанзы) стали сменяться малыми фанзами, с двумя нарами и одним очагом. Это стояло, видимо, в непосредственной связи с процессом разложения большой патриархальной семьи. Во второй половине XIX в. у нанайцев появились первые русские избы. Эти жилища с характерной для них обстановкой были также лишь у наиболее зажиточной части нанайцев. Под влиянием русского населения на Амуре довольно широко распространились печки из листового железа и керосиновые лампы. До появления керосина для освещения пользовались жирниками, изготовлявшимися из песчаника, глинистого сланца и других материалов.
Условия жизни нанайцев были до революции весьма тяжелыми. Жилища, при отоплении дымоходами, проходящими под нарами, бывали обычно полны дыма; земляной пол, вследствие сырости и привычки плевать на пол, покрыт слоем грязи; пыль и копоть осаждались в изобилии на полочки, перекладины и балки жилища. Употребление мыла и стирка одежды были почти не известны нанайцам. Тяжелые жилищные условия, некультурность, нищета массы трудящихся и отсутствие каких-либо мер по охране народного здоровья способствовали развитию различных болезней и увеличивали смертность.
Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура, т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насельников долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изготовлялась, главным образом, летняя одежда из рыбьих кож. Торговля с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и одежды китайского происхождения. Значительное распространение эти предметы получили у «верхних» нанайцев, акани.
Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев. Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества, специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы и одежда русского происхождения. Но несмотря на китайское и русское влияние, самобытная одежда нанайцев из рыбьих и звериных кож сохранялась вплоть до Октябрьской социалистической революции.
Существовало несколько видов нанайской национально]! одежды - повседневная, праздничная, промысловая, обрядовая и т. д. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (пгэтуэ) с запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма - особого вида нагрудник (.лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду.
Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь делалась из рыбьей, а летняя - из звериной, преимущественно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя. Обувь надевали поверх чулка (доктон) матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного.
Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно орнаментированным.
Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр. Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом - берестяные конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.
Из промысловой одежды своеобразием отличался костюм охотника на соболя. Он состоял из небольшой, богато орнаментированной шапочки с наушниками, увенчанной собольим или беличьим хвостом, головного и наплечного покрывала, меховой безрукавки (миата), наголенников из рыбьей кожи, обуви и орнаментированного передника.
Праздничная одежда отличалась от повседневной главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки особенно выделялся женский свадебный костюм.
Украшения были довольно широко распространены среди зажиточных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев, отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца, браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продергивались через перегородку и боковые крылья носа.
Мужчины нанайцы, начиная с середины XVII в., стали придерживаться маньчжурского обычая брить или коротко выстригать переднюю часть головы от виска до виска, заплетая остальные волосы в одну косу. Женщины стали заплетать волосы в две косы и плоско укладывать их вокруг головы, по примеру маньчжурок. Женская маньчжурская прическа распространена была больше среди «верхних» нанайцев; у других нанайцев замужние женщины обычно заплетали волосы в две косы, а девушки носили одну косу.
Еще в конце XIX в. у нанайцев существовала татуировка. Она была распространена главным образом среди акани. Татуировали руки, переносье и лоб. Производили татуировку, продергивая сквозь кожу нитку, окрашенную китайской тушью или соком особого растения (дафаро).
В недалеком прошлом основу питания нанайцев составляла рыба; только у киле большую роль играло мясо. Зерновые культуры, овощи и мясо домашней свиньи у «верхних» нанайцев играли большую роль, чем у других групп, так как именно у них существовали зачатки хлебопашества, огородничества и животноводства. Пищевой режим зажиточных нанайцев отличался от питания бедноты обилием и разнообразием продуктов. Излишек продуктов у богатых нанайцев давал им возможность эксплуатировать бедноту. Известны были случаи, когда бедняк продавал в голодные годы в рабство своего ребенка богатому нанайцу за несколько фунтов пшена.
Основная масса трудящихся питалась в основном продуктами рыболовства, охоты и дикорастущими растениями. Из рыбы первенствующее значение имела кета. Рыбу и мясо потребляли в сыром, мороженом, вареном, вяленом (юкола) и копченом виде. Наиболее распространенные способы заготовки впрок - вяление (сушка на солнце и ветру) и копчение. Засолка рыбы и икры появилась, повидимому, после русской колонизации. Кроме того, существовал весьма оригинальный способ сохранения частиковой рыбы: рыбную массу вываривали в собственном жиру, продукт, получающийся при этом, назывался таксан. Растительная пища - различные съедобные травы, грибы, ягоды и коренья - заготовлялась впрок преимущественно просушкой на солнце и ветру.
Излюбленные блюда нанайцев: бода - жидкая каша из чумизы (чумиза - вид пшена) с икрой, без соли, тала - мелко нарезанная сырая рыба, фирун - сухая черемуха, смешанная с рыбьим жиром. Лакомством считались также голова кеты, костный мозг, желудок белки, наполненный орехами, и т. д. Обрядовая пища употреблялась на поминках и в других случаях. К ней относилось и фигурное печенье, изображавшее птиц. Отвар чумизы считался напитком духов.
Посуда зажиточных нанайцев свидетельствовала о сильном китайском, а позднее русском влиянии. Основная масса нанайцев пользовалась преимущественно посудой собственного изготовления. Делали ее из дерева, бересты и рога. Тонкостью и изяществом работы отличались деревянные ложки и коробки для табака, украшенные резным орнаментом. Широко распространены были плетенные из ивовых прутьев корзины.