Национальный костюм узбекского народа. Узбекские платья модные. Особенности наряда узбекской невесты

Аннотация: Узбекский национальный костюм - созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа. Самобытные и неповторимые черты узбекская национальная одежда.

Ключевые слова: национальная одежда, традиция народа, дизайн, народный костюм, колорит, вышивки золотом

Без прошлого - нет будущего. Без знания своей истории ни у одного человека не может сформироваться явного и правильного представления о настоящем и целей и направления пути в будущее. Поэтому уважать и возрождать свои исторические ценности, национальные традиции и культуру очень важно для формирования прочного и осознанного будущего.

Французский историк костюма как то сказал: «Если исчезнет весь народ и останется только костюм, то по костюму можно будет восстановить всю историю этой цивилизации».

Еще буквально недавно - в 90х годах прошлого столетия наши женщины категорически отказывались от ношения нашего же национального костюма, одежду с мотивами и нашим узбекским кроем или же костюм из наших национальных тканей. Но в наши дни идет активное возрождение и продвижение всех наших национальных культурных традиций, в том числе и наших узбекских национальных тканей и нашего костюма, собственного стиля. Наши дизайнеры уже вот несколько лет активно участвует во всех показах знаменитых зарубежных дизайнеров (Oscar de La Renta , Dolce & Gabbana , Versace , Pao Rabane и тд).

История узбекского традиционного костюма свидетельствует о том, что в таких крупных центрах Узбекистана, как Бухара, Самарканд, Ташкент и др., под влиянием городской культуры он трансформировался гораздо быстрее, чем на периферии. В Самарканде совместное проживание двух народов - узбеков и таджиков, постоянное взаимовлияние их культур отчасти отразилось и на традиционном костюме. Постоянные хозяйственные и культурные связи Самарканда с другими городами, особенно с Бухарой и Ташкентом, также способствовали появлению новых форм и элементов в женской одежде.

Традиционная одежда женщин состояла из рубахи (платье), штанов, верхней одежды - мунисак, паранджа, халат, головной убор и обувь. Повседневная и обрядовая одежда не отличались по крою. Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности. Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен. Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах. При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь.


В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром. Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду. По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду. А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет. Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда
Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.


В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей - девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки. Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе.

Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.
Выводы

Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Орнамент - неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения Мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

  1. Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). - Ташкент: Фан, 1978.
  2. Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. - Душанбе, 1969.
  3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990.
  4. Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. - М: Наука,1979.
  5. Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. - «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.
  6. Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). - М., 1982.
  7. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. - Душанбе, 1976.

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана , подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки , а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата , функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Головной убор (тюбетейка)
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки , относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки , созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки . Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок" , бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Комментарии к записи Узбекские национальные Платья — Костюмы отключены 36,430 Показы

Национальные костюмы людей, проживающих в Узбекистане, весьма гармонично комбинируют те черты, которые являются общими для всех народов Востока, а также уникальные особенности, не встречающиеся в нарядах других стран.
Сразу же отметим, что с течением времени национальные костюмы сильно изменились, но даже самые современные варианты с успехом сохраняют самые древние традиции жителей Востока и историческую связь, корни которой уходят в самые древние времена.

Чёрная чакан-атлас

Современные узбекские платья

Если мы говорим о национальном узбекском костюме, то в его состав входит несколько главных компонентов, а точнее, шаровары и платья из адраса-атласа, а также хан-атласа, последнее по своему внешнему облику напоминает тунику. Но это ещё не всё. У женщин в обязательном порядке должен быть ещё и головной убор:

  • Тюрбан;
  • Тюбетейка:
  • Платок.

Не менее важными для узбекских женщин считаются украшения. Так, узбекские женские платья успешно дополняют аксессуарами из золота или же из серебра в форме цепочек, колец и серёжек. Фасоны платьев создаются таким образом, чтобы сделать девушку максимально утончённой и женственно. Красивые узбекские платья составляют единый наряд с шароварами, создавая элегантное обрамление тела.

Приобрести подобную одежду можно на различных торговых площадках, к примеру, в магазине «Человеческая одежда» в Ташкенте. Вся одежда тут шьётся из шёлка, а также хлопка ручного ткачества, стоимость одежды может быть различной, начиная от 100000 и до 1248000 сум.

Древние узбекские наряды

Наверное, самым давним видом одежды узбекских женщин можно назвать платье куйлак, а также шаровары лозим. Платья-туники иной раз доставали до щиколоток, зачастую к низу они расширялись. Что касается Бухарского и Самаркандского оазисов, то тут края платьев, в которых присутствовал вертикальный вырез, отделывали золотистой тесьмой и декорировали вышитыми элементами. Рукава были длинными и прямыми, они в обязательном порядке должны закрывать кисти.

Шаровары считались неотъемлемой частью гардероба любой девушка, их начинали носить ещё в младенческом возрасте и не снимали до самой смерти. Такие штаны сверху были широкими, а в районе колен из шили максимально узкими. В былые времена шаровары доставали до пят. Их нижнюю часть обшивали тесьмой, на её концах были кисточки.


Атлас европейски Зардузи

Молодёжные узбекские платья

В настоящий момент узбекские платья, которые надевают молодые девушки, отличаются свободным покроем, зачастую у них на спине и на груди имеется собранная кокетка. Рукава в таких платьях вшивные, а воротники – стоячие. Вместе с тем, модницы обращают пристальное внимание на ультрасовременные приталенные модели. К тому же, на смену чапану пришли красивые джемперы, пиджачки, а также пальто.

Городские, а также отчасти сельские девушки, в особенности, если они родом из интеллигентных семей, отдают предпочтение европейским нарядам, при этом в неё частенько привносят национальные мотивы. Узбекская одежда с годами успешно обогащается, поскольку она вбирает в себя новые черты, но, при этом, сохраняет свою аутентичность. Если вы задаётесь вопросом: где купить узбекские платья, то отметим, что продажей такой одежды занимается большое количество как стационарных, так и виртуальных торговых площадок. Так, к примеру, можно посетить интернет-магазины «Булавка» либо «Платья.уз». Здесь любая девушка сможет подобрать подходящий для себя вариант, стоимость одежды колеблется от 200000 до 4000000 сум. Можно также посмотреть узбекские платья фото.

Бекасам

Вечерние платья в Узбекистане.

К сожалению, сфера платьев для торжественных мероприятий практически полностью состоит из одежды в европейском стиле, для пошива которой используют модные ткани высочайшего качества. Некоторые дамы до сих пор надевают на праздники национальные костюмы, однако сегодня они являются более скромными, сохраняя все компоненты и атрибуты культуры Узбекистана.

Коллекции вечерних платьев с лифами и пышными юбками отличатся успешным комбинированием текстиля, различного по своей фактуре, к примеру, атласа и гипюр, нередко применяется также каракуль. Стилистическую концепцию современных вечерних платьев можно охарактеризовать как «классический романтизм»

Сегодня выбор узбекской одежды достаточно большой. Так, известнейший бутик Uzbek Apparel предлагает обширный ассортимент платьев, верхней одежды и головных уборов на любой случай жизни.

Ещё одним бутиком, где реализую модные вещи, считается Дом Моды LALI.


келин либослари базм либос балхда зардузлик


В чём узбекские дамы ходят дома?

В любой ситуации, а в домашних условиях – особенно, девушка должна выглядеть роскошно. На сегодняшний день есть возможность приобрести женскую домашнюю одежду по демократичной цене. Она не только подарит комфорт, но также позволит в любой ситуации выглядеть роскошно. С целью пошива домашней одежды используются материалы, отличающиеся лёгкой фактурой.

Ассортимент женской одежды для дома является весьма обширным, он охватывает различные времена года. Есть возможность приобрести как домашние халаты, так и хлопчатобумажные платья, идеально подходящий для жаркого летнего зноя. Среди наиболее востребованной одежды для дома следует отметить штаны или летние шорты, трикотажные платья, комбинезоны, халаты. В большинстве своём, домашняя одежда для женщин является лаконичной и простой, в ней отсутствуют какие-либо излишества. С целью её пошива задействуют текстиль натурального происхождения, благодаря которому тело сможет «дышать».

Модная одежда узбеков

Что касается модных вещей, то сейчас дизайнеры из Узбекистана успешно презентуют свою одежду на различных Неделях моды. Среди них отдельно стоит выделить Гульнару Каримову, Зульфию Султанбаеву и т.д.

Так, коллекция одежды от Гульнары, выпускаемая под брендом Guli, всегда шьётся вручную с использованием материалов натурального происхождения. Одежда этой торговой марки порадует уникальной росписью текстиля, прозрачными вставками из шёлка и нестандартной вышивки. Это делает её утончённой и загадочной.

У Зульфии Султанбаевой имеется собственный шоу-рум, а также ателье на территории Ташкента, пошив осуществляется по проработанным заранее эскизам. В её одежде присутствует большое количество ручной работы и вышивки, весь текстиль обрабатывается по уникальной методике. Для этого приходится задействовать целую армию работниц.

Узбекские брюки-шаровары

Как мы уже упоминали выше, традиционный узбекский наряд включает платье, штаны-шаровары, которые к низу заужены, а на голове должна быть тюбетейка либо же платок.

Что касается материалов, то, как правило, одежду шили из шёлка. Следует отметить, что шёлковый текстиль с народными орнаментами является востребованным и сегодня, его нередко можно встретить в коллекциях самых именитых дизайнеров.

Штаны широкого покроя, созданные из лёгких материалов, которые надеваются под платье именуют лозим. Сверху их завязывали на пояс из тесьмы, снизу также подшивали тесьмой. Нередко подобные брюки шьют из нескольких типов материалов: нижнюю часть, которая заметна из-под платья – из более дорогого текстиля, верх – из простой и дешёвой ткани.


Для построения основного чертежа выкройки узбекского платья даны следующие мерки (в см):

  • длина изделия - 115
  • окружность шеи - 18
  • окружность груди - 48
  • глубина проймы - 19
  • ширина спинки - 18
  • длина спинки до талии - 40
  • длина полочки до талии - 44
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается .

Построить прямой угол с вершиной в точке А.

Длина изделия . От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354).

Глубина проймы . От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г.

Ширина плана чертежа выкройки . Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.


Спинка . Ширина спинки . От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.

Ширина проймы . Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48: 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.

Росток спинки . От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18: 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6: 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки.

Скос плеча спинки . Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см.

От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1.

Пройма спинки . Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.

Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354).

Перед . Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.

Глубина проймы полочки . От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой.

Горловина полочки . От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18: 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18: 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией.

Плечо полочки . От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.

Вспомогательные точки для построения проймы полочки . От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки.

Построение чертежа выкройки рукава платья


Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см):
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечание . Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 4 = 12 + 3 = 15 см .

Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.

От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2.

По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава.

Окат рукава . Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой.

От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15: 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава.

От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15: 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава.

Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.

Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.

Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией.

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными свободно ниспадать и полностью прикрывать человеческое тело. Традиционная одежда узбеков продолжала сохранять черты архаичности вплоть до 20 века. Мужские, женские и даже детские вещи отличалась единообразием, и практически были одинаковыми по форме и крою.

Национальный мужской узбекский костюм состоял из верхнего и нижнего халата, подвязанного платком или платками, широкой рубахи - куйлак, штанов - иштон, сапог, выделанных из тонкой кожи и головного убора - тюбетейки.

Халаты - чапаны , шились из полосатой материи, имели вертикальные разрезы на боках, для удобства движения и сидения на полу. Пуговиц и карманов не предусматривалось, соединялись полы халата короткими завязочками в области груди или подвязывались платком в запах. Чапан ы были летними из тонкой ткани или зимними, теплыми, выстеганными ватой.

Повседневная мужская рубаха - куйлак (глухая) , распространенная по всей территории страны, или яхтак (распашная), имевшая место только в Ферганской долине и Ташкентской области. Обе эти рубахи шились из домотканых хлопчатобумажных тканей, единственным украшением на изделии была отстрочка ворота тесьмой - джияк.

Мужские штаны - иштон , тоже не грешили излишествами. Они были широкими, свободного кроя и только к низу штанины зауживались. Пуговиц, гульфика и карманов не предусматривалось, штаны удерживались на теле посредством подвязанного платка.

Бильбог - поясной платок , обычный атрибут мужской одежды и единственное яркое пятно в повседневном комплекте. Его складывали углом, заворачивали и повязывали вокруг талии. Платок выполнял функции пояса, карманов и даже пуговиц, соединяя полы халата.

Тюбетейка - дуппи - заключительный атрибут мужского ансамбля . Эта шапочка, скорее дань традициям ислама, чем защита от непогоды. Практически по всему Узбекистан у популярны чустские тюбетейки , пришедшие из Ферганской долины . Они очень просты и изысканны. На темном фоне четырехгранной шапочки вышит белый узор (бодом, калампир) напоминающий стручок перца или миндаль, а по нижней кромке пущен орнамент из 16-ти разновеликих арочек. Считалось, что ношение дуппи предохраняет от злых сил, сглаза и еще многих напастей. Кстати, в некоторых областях Узбекистан а (Х орезм) , в качестве головного убора вместо тюбетеек , предпочитают шапки-папахи , сделанные из овчины.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья - куйлак и шаровар - лозим . Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны - шаровары , которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой - джияком.

Верхней одеждой для женщин, так же как и для мужчин служил халат - мурсак . Халат делали длинным и свободным, как тунику. На лето он был легким, а для зимы стеганным на вате. К XIX веку в гардеробе у женщин наметилось пополнение - камзол , который называли камзур , в это же время входит в обиход и женская жилетка - нимча .

После «раскрепощения женщин Востока » в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок . Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи , правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов - бархата, парчи, делалась богатая вышивка.

По традиции женский наряд дополнялся украшениями , которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные а виде туморов - оберегов или несшие традиционный восточный узор , все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины.