Нормальные размеры пениса у детей и подростков. Воспитание девочки подростка

Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.

Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.

В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба успехи в ней, а мнение о ребенке его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.

В этом возрасте важно прививать любовь к труду и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера - необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества - ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания - это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте - изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать - постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос, оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто, переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.

В семье растет дочь, ваша красавица, любимица. Вы радуетесь ее успехам и вместе справляетесь с мелкими неурядицами. Однако время идет, и пора задуматься о том, что ребенок скоро вступит в переходный возраст.

Какие изменения наступают в организме девочки?

В возрасте 11-12 лет усиливается работа щитовидной железы и гипофиза по выработке гормонов. Это вызывает быстрый и непропорциональный рост тела. Девочка много времени проводит перед зеркалом, изучая перемены в своем внешнем облике, зачастую пугающие ее. Поэтому вы должны быть осторожны с замечаниями в адрес внешности ребенка.
Перепады настроения, раздражительность также связаны с усиленным выбросом в кровь половых гормонов, благодаря которым ребенок приобретает вторичные половые признаки. Гормоны вызывают избыток сексуальной энергии, которую девочка реализовать по известным причинам не может. Весь этот мощный потенциал выплескивается в виде вспышек агрессии, дерзости и непослушания. Родителям следует помнить, что в переходном возрасте резко повышается функция коры надпочечников. Это значит, что ребенок постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как помочь девочке-подростку преодолеть этот непростой период?

Рядом со сверстниками. Для подростка очень важно быть «как все». Поэтому обращайте внимание, чтобы дочь была одета так, как принято в ее среде, имела бы все значимые в кругу подростков аксессуары. Это очень важно: «неимущие» становятся объектом насмешек и гонений.
Если у девочки не в порядке зубы, кожа, волосы, не оставляйте это без внимания. Она будет избегать общения, стесняться людей. А к замкнутым подросткам отношение в среде сверстников разнится от равнодушия до открытой травли.
Поощряйте интерес дочери к спорту, танцам и музыке. Пусть она посещает кружки в системе дополнительного образования, пробует себя в разных видах деятельности. Побуждайте ее участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Подсказки для родителей. Могу сказать по собственному опыту, что если вы авторитетны для своего ребенка, то больших проблем не будет. Но если времени для общения с ней раньше не находилось, то в подростковом периоде девочка вряд ли подпустит вас близко.
Дочь поделилась с вами какой-нибудь «страшной тайной». Сохраните ее, никому не рассказывайте. Девочка оценит вашу надежность и будет доверять в дальнейшем более серьезные вещи.
Хочу обратить внимание некоторых родителей: иногда видишь девчушку с вполне заурядными внешними данными, да еще и троечницу, а самооценка раздута до неприличных размеров. Поэтому не захваливайте своё чадо. Такие девочки обидчивы, инфантильны, плохо ориентируются в реальной жизни. К тому же окружающие люди будут относиться к такому поведению однозначно негативно.
Не советую читателям МирСоветов ударяться и в другую противоположность. Не стоит стыдить девочку по каждому поводу, унижать, пренебрежительно отзываться о ее внешности и учебе. В этих условиях вырастает готовая жертва с неизбывным чувством вины. Она не может постоять за себя, бросается к любому мужчине, стоит ему лишь отнестись к ней по-хорошему. Соглашается на любую работу, не умеет потребовать достойной оплаты, уважения к себе. Позже приходит осознание испорченной жизни со всеми вытекающими последствиями…
Важно соблюдать баланс, при котором сохраняется авторитет родителей. В этом возрасте важно привить девочке некоторые стереотипы и модели поведения. Но делать это нужно по дружески, не принуждая.

Приучайте девочку к ежедневному уходу за собой

Лицо. Чистая, упругая, нежная является лучшим украшением девочки-подростка. У нас с дочерью действует правило четырех:
  • не касаться лица грязными руками;
  • не использовать никаких радикальных средств (сюда входят скрабы, лосьоны на спиртовой основе, популярное сейчас авторское мыло, неизвестно из чего сделанное);
  • следить за работой ;
  • смывать на ночь косметику.
Для смягчения и питания кожи лица мы используем обычные отечественные кремы со сроком годности не более года, а из импортных лучше выбирать средства по уходу за кожей новорожденных. При их производстве используются более щадящие формулы.
Беда многих подростков – угревая сыпь. Вообще не стоит акцентировать внимание на угрях, т.к. это – работа гормонов, а не нарушенный обмен веществ. Но поскольку выдавливать все равно не запретишь, советую читателям МирСоветов научить дочь, как делать это с наименьшими потерями. Перед процедурой пусть вымоет руки и с мылом. Болезненные участки необходимо протереть туалетной водой с повышенным содержанием спирта. Если это черные угри-комедоны, нужно распарить кожу, приложив к ней полотенце, смоченное в горячей воде. После удаления угрей кожу опять обрабатывают спиртом. Все манипуляции лучше проделывать вечером – за ночь поврежденная кожа подживет.
Волосы. Делайте упор на гигиену. Если длинные волосы можно мыть 2-3 раза в неделю, то короткие – через день. Сейчас большой выбор шампуней с нейтральным pH. Помогите дочери подобрать прическу к лицу, это сейчас легко делается с помощью компьютерной программы. С лучше не торопиться. Объясните подростку, как вредно сказывается на состоянии волос пребывание на солнце или на морозе с непокрытой головой.
Бывает, у девочек в переходном возрасте начинают усиленно . Врача посетить нужно, но мы с этой бедой справились классическими методами. Завариваете горсть листьев березы или крапивы на 2 литра воды и прополаскиваете волосы после мытья в течение месяца. Еще один проверенный рецепт для полоскания – корни лопуха (стакан сухого сырья на 2-3 л воды) покипятить минут 15 и процедить. Целебный эффект этих процедур продолжается до следующего .
Руки. Не каждая девочка может похвастаться классической формой рук, но их состояние зависит только от ее стараний. Первое правило – чистота. Второе – идеальное состояние ногтей.
Ежедневный уход за ногтями очень важен для девушки, желающей иметь красивые руки. Я приобрела для дочери качественный маникюрный набор и научила ее делать простейший маникюр. Сразу объяснила, что в ее возрасте лучшим вариантом будет прозрачный лак нежных оттенков. Для развития силы и гибкости пальцев предлагаю зарядку, которую мы делаем каждый день:
  1. Сожмите кулаки так, будто вы что-то быстро схватили из воздуха – 10 раз.
  2. Разжимайте сжатые кулаки резким бросательным движением, словно брызгаете кому-то водой в лицо – 10 раз.
  3. Раздвиньте пальцы левой руки. Теперь двумя пальцами правой руки старайтесь медленно развести на максимальное расстояние каждые два пальца на левой руке. Поменяйте руку.
  4. Небольшой резиновый мячик сжимайте в руке каждый раз с разной силой – 10 раз. То же самое – другой рукой.
Интимная гигиена. Я сейчас скажу крамольную вещь, но подмываться 12-летней девочке каждый день с мылом или гелем считаю излишним. Лучший вариант – день чистой водой, день – с мылом, но без фанатизма. Почему? Ежедневное промывание промежности «до скрипа» нефизиологично и вызывает изменения микрофлоры слизистой. Нижнее белье меняем каждый день.
Менструации. В 11-16 лет в организме будущей женщины происходит кардинальная перемена – начинаются менструации. Подготовьте дочь к этому заранее, объясните механизм возникновения месячных. Успокойте – многие боятся истечь кровью. Не жалейте денег на хорошие прокладки: бывает, девочка плохо спит, боясь испачкать постельное белье.
Туалет половых органов в критические дни проводится по мере надобности.
Категорически нельзя спринцеваться, т.к. во время месячных приоткрыта шейка матки. Спринцевания девочкам вообще противопоказаны.
Сейчас выпускают тампоны разных размеров, поэтому даже девственница может подобрать подходящий. Другое дело, когда вместе с тампоном, который девочка держала в руке, открывая перед этим дверь школьного туалета, во влагалище попадает огромное количество микроорганизмов. Поэтому про тампоны девочке объяснить следует, но применять их нужно запретить. Своей дочери я разрешала пользоваться только прокладками.

Уроки общения

Дети перенимают стиль общения и поведения родителей. Можете нахамить в магазине – и дочь будет хамить. Боитесь конфликтов и предпочитаете отмалчиваться? И это запишется в памяти ребенка как приоритет.
Я старалась донести до своей дочери простые истины: «Поступай с людьми так, как хотела бы, чтоб они поступали с тобой».
Мы живем среди людей, и все наши поступки имеют «эффект бумеранга». Они возвращаются к нам, хорошие и плохие. Сказала ты обидное слово в адрес одноклассницы или даже учительницы. Может, хотела только блеснуть остроумием в кругу сверстников? А оно докатилось до нее, да еще с чужими домыслами. И вы стали врагами, к тому же за пострадавшую обиделись ее родные, друзья и знакомые…
Я советую дочери в разгар ссоры с подружкой замолчать и сосчитать про себя до десяти. За это время немного отступит обида, прояснится разум и найдутся нужные слова.
Отношения с молодыми людьми. Эта тема постепенно становится самой главной в среде девочек-подростков. Думаю, здесь не нужно напоминать читательницам МирСоветов о важности сохранения доверия дочери, чтобы она не боялась быть откровенной. Если у нее появился молодой человек, держите ситуацию под контролем, но в разумных пределах. Пусть он приходит в дом, разузнайте побольше о его семье. Нужно мягко, ненавязчиво подсказывать дочери, как должна поступать девушка в той или иной ситуации, приводить примеры из своей жизни.
Мать должна предупредить девочку обо всех возможных опасностях (венерические болезни, ранняя беременность, возможность насилия). С раннего детства я приучала дочку сопротивляться любому прикосновению, которое ей не понравилось. Насильник скорее предпочтет безответную жертву, чем ту, которая будет вырываться, громко закричит, завизжит, ударит.
Подростковый секс. Одним из самых мощных инстинктов человека является инстинкт продолжения рода. Обычно родители считают, что подростки вступают в половую связь по большой любви. На самом деле все намного проще. Самыми частыми причинами являются любопытство, стремление сделать назло взрослым, желание быть «как все», да и просто бездумье, неумение отказать.
У моей соседки есть дочь, тихая спокойная девочка. Ничто не предвещало беды, она ни с кем не встречалась, по вечерам сидела дома. Когда хватились, беременность прерывать было поздно. Оказалось, что все случилось на проводах двоюродного брата в армию, и именно с братом. Родился мальчик. Молодой маме недавно исполнилось 15 лет. Папочка боится ехать со службы домой, т.к. новоиспеченный дед пообещал оторвать ему голову…
Когда у меня появилось подозрение, что отношения дочери с мальчиком зашли далеко, я усадила ее рядом и предельно просто обрисовала принцип и способы предохранения. Нынешние юноши в большинстве своем «напрягаться» не любят и очень просто взвалят все последствия незащищенного секса на плечи девочки.
«Советы» более опытных подруг могут привести к плачевным последствиям. В подростковой среде бродят такие странные рецепты от «залета», как впрыскивание во влагалище пены для , спринцевание минеральной водой, использование дезодоранта или освежителя воздуха вместо спермицида.
Я считаю, что это не тот случай, когда можно ходить вокруг да около. Если вы сами не можете поговорить с ней на такую тему, попросите свою сестру, старшую дочь, бабушку – лишь бы девочка доверяла этому человеку. На карте стоит здоровье и вся дальнейшая судьба вашей дочери.

Женские обязанности никто не отменял

Уборка и порядок в доме. К домашним хлопотам будущую хозяйку нужно приучать с раннего детства. Если вы до 14 лет ходили за дочкой по пятам, стирали ее вещи, убирали в ее комнате, то теперь хозяйственного рвения от нее не ждите. В любом случае, девочка должна знать прописные истины поддержания порядка в доме: «Каждой вещи – свое место», «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Хорошие результаты дает американская система «Флайледи» («Реактивные домохозяйки»). Принцип ее заключается в избавлении от ненужных вещей, в разделении зон уборки и умении «рулить» временем. В результате максимальный результат достигается при минимальных усилиях.
Отправляемся на кухню. Жалкое впечатление производит неумеха в университетском общежитии, на молодежной вечеринке, в гостях под пристальным взглядом будущей свекрови. Пельмени она стряпать не умеет, блинчики прилипают к сковородке, молоко убегает… Некоторые белоручки еще и кокетничают своей неприспособленностью к жизни. «Безрукость» дочери – жесткий упрек матери. Жизнь рано или поздно заставит женщину заниматься кухонной работой. «Не научит мамка, так научит лямка». С детства привлекайте дочь к мытью посуды, учите готовить простую еду. Пусть у нее будет свое фирменное блюдо.
Рукоделие. При глупых руках умной головы не бывает. И бойкие девочки, и записные тихони в подростковом возрасте начинают интересоваться прикладным творчеством. Поощряйте такую инициативу. Прямая обязанность каждой матери – привить дочери хотя бы начальные навыки рукоделия. Шитье, вышивка, вязание не только дают на выходе неповторимые авторские вещи и удовлетворяют эстетическое чувство, но и приучают девочку к вниманию и терпению. Мелкие повторяющиеся движения обладают антистрессовым воздействием на нервную систему. И еще раз напомню читательницам МирСоветов о простом правиле: легче не заставить, а показать на своем примере. Если сели вместе смотреть фильм, вместо чипсов или поп-корна возьмите канву с мулине, а дочь пусть вяжет.
Заведите юной рукодельнице рабочую корзинку, роль которой может играть вместительная коробка или шкатулка. Пусть у нее будут свои швейные принадлежности, крючки и спицы! Такое оснащение заставит ее вновь и вновь обращаться к начатым работам. Если девочка умеет сама вставить резинку, подшить юбку и связать носки, это уже тропинка к самостоятельности.
Побуждайте дочь участвовать в различных выставках изделий. Это привлекает внимание и сверстников и взрослых. К девочке начинают относиться с уважением, восхищаются ее талантами; с ней хотят дружить. Это ребенка, его активность в социуме.

Все мы хотим, чтобы наши дочери жили в согласии с собой, с миром и со своей природой. И в наших силах способствовать тому, чтобы они овладели навыками и умениями, которые помогут им преодолеть трудности жизни.

В возрасте 11-12 лет для ребенка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» он еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа») составляют сверстники.

Он начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность ребенку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.

Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.

Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве., он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.

Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие ребенка в 9 лет характерно тем, что он стал не только более уравновешенным, но и ответственным, он хорошо разбирается во многих вопросах и больше понимает. Развитие ребенка 11 лет характерно тем, что подросток активно начинает изъяснять и отстаивать собственную точку зрения, его мнение превалирует над мнением окружающих и кажется единственно верным. Также развиваясь, ребенок 12 лет «отвоевывает» личное пространство и самоутверждается. Чтобы развитие ребенка в 10 лет и на протяжении всего подросткового периода проходило безболезненно и правильно, родителям стоит понимать изменения, происходящие в организме и сознании их ребенка и уметь своевременно к ним адаптироваться.

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Психологическое развитие ребенка 10 лет и 11-13 лет

К десяти годам ребенок выглядит действительно повзрослевшим, а к 12-13 годам практически полностью заканчивается формирование личности ребенка. В этот период важно сохранить связь между родителями и детьми, так как она именно в это время наиболее слабая и хрупкая, ведь ребенок готов слушать кого угодно, только не родителей.

Для развития ребенка 10 лет характерно повышение коммуникабельности и самостоятельности. Ребенок легко заводит знакомства, уютно чувствует себя в компании сверстников, проводит много времени с друзьями. Все попытки сократить общение ребенка будут восприняты с негодованием, поэтому запреты здесь не помогут. Свои просьбы и пожелания выражайте не в ультимативной форме, а в виде дружеских советов или констатации факта.

Для правильного психологического развития ребенка 11 лет необходимо ему предоставить большую степень свободы. К примеру, можно отправить его в хороший пионерский лагерь, здесь он может безопасно отдохнуть без родительского контроля.

Психологическое развитие ребенка 12 лет характеризуется отдалением от родителей, подросток пытается «огородиться» от окружающих. В этот период важно ослабить контроль, но ни в коем случае не убирать его. Разговаривать с ребенком следует методом ведения переговоров и достижения компромиссов.

Развитие ребенка 13 лет относится к периоду большей психологической стабильности, у подростка уже сформированы основные ценности и взгляды на жизнь, он имеет собственные убеждения и готов считаться с мнением близких. Понимая особенности развития ребенка 13 лет, родителям важно относиться к нему, как к равному, учитывая его мнение и пожелания, но все же продолжайте соблюдать правила, заведенные в семье и воспитывать ребенка.

В этой статье:

В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.

Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.

Конец детства

Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.

У этого возраста
присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:

  • подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
  • поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
  • среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
  • обращается к родителям за помощью.

Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.

Психологические особенности

Взросление - процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие - отрицательные - хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет - тоже непростой возраст.

Позитивные проявления

Сюда можно отнести:


Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.

Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.

Негативные проявления

Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:


Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.

Общие проблемы всех подростков

Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:


Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.

Как могут помочь родители

С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет - впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка - так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей.
От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться - бесценно.

Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы - взрослый и мудрый - не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.

Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится. Пусть вам кажется, что ваш сын или дочь развиваются не так быстро, как должны, мало читают, не слишком внимательны или увлекаются откровенной ерундой. Отбросьте свои мысли и попытайтесь вспомнить себя в этом возрасте:

  • что для вас было важно;
  • как реагировали родители на ваши проблемы;
  • к кому вы шли за советом.

Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:

  • говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
  • больше рассказывайте о себе в его возрасте;
  • не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
  • занижать перед ребёнком значимость его проблемы - ошибка;
  • не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
  • внимательно следите за изменениями характера ребёнка.

Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.