Оформление группы в доу по цветотерапии. Коррекция психоэмоционального состояния дошкольников при помощи цветотерапии. Что такое цветотерапия и как она применяется в детской терапии и психологии

Значение цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый). 1-9 слайд

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии. 10слайд

- Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. 11 слайд

- Мебель и оборудование. 12 слайд

- Цветовой день. 13 слайд

- Упражнение "Ощущение цвета"(на расслабление). 14 слайд

- Консультация для родителей. 15 слайд

- Цветомедитация. 16 слайд

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности, апатии.

Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости и скованности движений.

Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки. Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма. Используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Голубой цвет используется при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, агрессивности. Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. И спользуется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.

Задачи, которые можно решать применяя технологию хромотерапии: повышение уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости; обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей; знакомство с приемами управления своими чувствами, формирование навыками самоконтроля. автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. с овершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. р азвитие общей и мелкой моторики. о бучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. р азвитие правильного дыхания. использование цвета для коррекции нарушений устной и письменной речи

Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность детей У спехи улучшаются при более рациональной окраске стен. в помещениях, где цветовой климат составляют белый цвет, кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой, -лучше освещение, дети меньше устают, понижается отрицательный эмоциональный фон. Ведь белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Сумеречное же освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус. Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Мебель и оборудование Функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности у детей проявляются при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Исследования ученых показали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета.

Цветовой день Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано - на 2-3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка - на целый день.

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) Далее педагог описывает - значение цвета, как он действует на организм.

Консультация для родителей Одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются. В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки – ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену... Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена... Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена... Красим оранжевой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена... Красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена... Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена... Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена... Красим синей краской. Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена... Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена... Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена. Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг? После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом?


Татьяна Белоусова
Хромотерапия - как средство преодоления речевых и психологических трудностей детей с ОВЗ

Еще в глубокой древности ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах. Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека. Наши далёкие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Хромотерапия – это немедикаментозный метод лечения. Цвета, как известно, делят на теплые и холодные. Теплые цвета способны возбуждать и стимулировать. Это желтый, красный и оранжевый. Расслабляют и успокаивают холодные - фиолетовый, синий и голубой. Промежуточным является зеленый, который воздействует медленно и мягко. Хромотерапию можно считать одним из разновидностей природного лечения, одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту: освещение, медитация, визуализация, принятие цветных ванн и цветного душа, выбор цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы, камни и т. д. Учёные выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют огромное значение в коррекционной работе.

Хромотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе метод хромотерапии, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.

На занятиях создаются особые условия коррекционно-развивающей работы: визуализация цвета, цветомедитация, релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена видов деятельности, свободное расположение детей во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации.

Для детей создается возможность насладиться цветом. В это время идет активное обогащение словаря, расширение представлений детей о предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных, положительных эмоций, что способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает, вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией.

На занятиях по цвету, дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, спустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Положение тела и вид деятельности ребенка постоянно меняется, поэтому ничто не вызывает утомления.

Педагоги и дети одеваются в одежду того цвета, о котором пойдет речь. У ребят создается более полное представление о цвете, знания не расходятся с жизнью.

В работе активно применяются релаксационные методики. Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность ощутить, прочувствовать, осознать. На данном этапе важно, чтобы ребенок умел расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Используется расслабление по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией внимания на дыхании, на мышечном тонусе.

Структура интегрированного коррекционного занятия по хромотерапии может быть следующей:

1. Организационный момент. Появление сказочного героя.

Это может быть Красная Шапочка, оранжевый зонт, зеленый крокодил паучок на желтой паутинке и т. д. На данном этапе занятия организуется проблемная ситуация, дети либо отгадывают ребус, загадку, либо решают шараду. Это предвосхищает появление главного героя. Тем самым стимулируется интерес, повышается мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность, развиваются операции мышления.

2. Погружение в цвет.

Дети рассматривают мир через цветную ткань, стекло, цветную пленку и т. д. Для полноты ощущений возможно полностью накрыть детей цветной тканью. Идет активная вербализация своих ощущений. Дети отвечают на вопрос: каким кажется мир в этом цвете? Что вы ощущаете? Какое настроение испытываете?

3. Манипуляции с предметами.

Дети самостоятельно обследуют предметы, используя различные способы: сравнивают, группируют, классифицируют. Все действия оречевляются, игры «Расскажи для чего предмет?», «Что этот предмет умеет делать?», «Сосчитай до 5», «Опиши предмет» или наоборот – «Узнай предмет по описанию» и т. д. также идет активное развитие мыслительных операций – загадки о предметах, игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Дополни ряд».

4. Цветовая визуализация или цветомедитация.

Это презентация с рядом объектов определенного цвета. Проходит с комментированием или под музыку. Задачи решает разные – в зависимости от цвета - или успокаивает и расслабляет или активизирует, оптимизирует, повышает тонус. На данном этапе развивается зрительная память, речь. Игры «Вспомни, назови», «Мой, моя, моё», «Назови ласково» и т. д.

5. Сказкотерапия.

Процесс слушания сказок - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Такие упражнения как «Превращение в предмет» или «Одушевление предмета» имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей.

6. Физминутка.

Физминутки также обязательно связаны с цветом. Кроме задач развития общей моторики развивает еще и познавательную сферу и ВПФ: «Пройдем по зеленой тропинке», «Танец оранжевого зонтика» и т. д.

7. Опыт или эксперимент.

Перед детьми ставится проблемная ситуация, они строят гипотезы, отвечают на вопрос «Почему?», учатся выстраивать логические цепочки- рассуждения, учатся устанавливать причинно- следственные отношения. Главное здесь- создать условия, необходимые для того, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

8. Творческая самореализация.

На данном этапе используются самые разнообразные методы: рисование, изготовление поделок из различных материалов, лепка и т. д. Дети мастерят своими руками или синюю птицу из киндер-яйца или рисуют зеленкой ель или из желтого пластикового стаканчика мастерят солнышко. Такая работа ведет к освобождению от запретов и жестких правил, развивает фантазию. Для ребенка важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, отношение к тому или иному событию, понимать, что он испытывает. Что полезно для одного, может ока-заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему - довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому - научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций.

9. Рефлексия.

На данном этапе подводим итог занятия, делаем вывод о характере цвета и его влиянии на человека, учимся самоанализу – дети отвечают на вопросы: что нового узнали? что получилось лучше всего? что показалось трудным? интересным? и т. д.

10. Сюрприз - поощрение.

Сюрпризы всегда неожиданны для детей и создают положительную эмоциональную атмосферу. Это и сладкие сюрпризы, и небольшие подарки.

Заранее подбирается по цвету еда-угощение, которая служит и поощрением и развивает тактильные, обонятельные рецепторы. Это может быть зеленый виноград, оранжевый сок, желтое драже или лимон, красные конфеты и т. д.

Коррекционная направленность занятий бесспорна. Занятия решают широкий спектр задач, одна из которых – это развитие речи. Речевые средства реализации здесь огромны. А именно:

Использование цвета для автоматизации звукопроизношения.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам.

Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.

Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.

Составление предложений по демонстрации действий.

Подбор родственных слов.

Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

Составление описательных рассказов.

Придумывание и рассказывание «цветных сказок».

Разучивание «цветных стихов».

Таким образом, использование хромотерапии, как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы коррекционных мероприятий в работе с детьми с ОВЗ. Данный метод не имеет противопоказаний. Он оказывает благотворное влияние на общее душевное состояние ребенка, способствует его развитию.

Екатерина Меньщикова
Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками»

Деловая игра “Применение цветотерапии в работе с дошкольниками”

Цель: расширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с дошкольниками.

Формирование команд

Участники вытягивают из шкатулки карточки с изображением радуги и цветика-семицветика, в результате чего образуется две команды.

1. ИГРА “ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ”

Инструкция

Психолог: “Я предлагаю вам игру “Верю - не верю”. У нас сформировалось две команды, в каждой вы должны выбрать капитана. Я буду задавать вопросы, которые касаются применения цветотерапии в работе с дошкольниками, а вы в течении 20 секунд обсуждаете вопрос, на который отвечает капитан или участник, которому он доверяет ответить, а именно: верю или не верю, правда или ложь. Команда, которая первая правильно ответила - получает лепесток Цветика-семицветика. Выиграет та команда, у которой будет собрано больше лепестков цветка. ”

1. Способен ли цвет вызвать физиологическую реакцию в организме?

Да. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, необходимо их знать, прежде, чем применять. Например, красный цвет противопоказан при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении. Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного конца спектра. Как правило, терапия зеленым цветом или цветами голубого конца спектра не должна превышать 15 минут, а лечение цветами красного конца спектра должно длиться меньше половины вышеуказанного времени.

2. Правда ли, что если дети выбирают белый цвет, то это говорит о том, что они любознательны?

Нет. Белый или черный цвета могут сказать, что ребенок предпочитает одиночество, замкнут и ему сложно войти в контакт с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. Обычно дети выбирают яркие, насыщенные цвета – зеленый, красный, желтый. Этот факт говорит о том, они любознательны и динамичны.

3. Способно ли злоупотребление красным вызвать раздражение и осложнения заболеваний?

Да. Красным цвет необходимо использовать аккуратно. Не следует использовать этот цвет в работе с активными, возбужденными детьми. Злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболеваний. Он противопоказан людям с повышенное давление, он может усугубить их состояние. Но, если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, быстро устаете, вы можете украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.

4. Правда ли, что зеленый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность?

Нет. Это свойство желтого цвета. С помощью его энергии можно преодолеть все трудности, он помогает не только быстрее усваивать информацию, но и позволяет активизировать все возможности человека. Это цвет энергичных людей. Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.

5. Способен ли зеленый цвет успокоить, охладить эмоции, избавить от негативных чувств?

Да. Зеленый цвет – ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение. Является замечательным тонизирующим средством. Он гармонирует со всем, поэтому является целительным цветом широкого спектра действия. Деревья и трава – что может быть лучшей цветотерапией для человека? Используйте комнатные растения в детских помещениях, что бы гармонизировать эмоциональное состояния дошкольников на занятиях.

6. Правда ли, что голубой цвет – лучшее средство от бессонницы?

Да. Много людей страдают бессонницей, они не знают о том, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в детской спальне и сине-голубой узорчатый ковер или этого же цвета шторы – это позволит успокоиться и уснуть. Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.

7. Способен ли синий цвет вызвать депрессию?

Нет. Это свойство фиолетового, им необходимо пользоваться осторожно – это тяжелый цвет. Его излишек может вызвать депрессию. Он не рекомендуется для применения в интерьере для маленьких детей. Хотя он несет в себе энергию гуманизма, доброты и любви. Если вам одиноко или вы ощущаете оторванность от жизни, представьте себе фиолетовый цвет - он защитит вас. Однако не следует применять его большое количество в интерьере, так как это на вас может навеять хандру и депрессию.

8. Правда ли, что понятие “хромотерапия” и “цветотерапия” – слова синонимы и в их основе лежат одни и те же приемы?

Нет. Цветотерапия – метод лечения цветом, а хромотерапия - метод использования цветного освещения. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, специально предназначенных для лечения светом, которые могут применяться в различных помещениях, что позволяет, не влияя на интерьер помещения задать необходимую атмосферу.

9. Способен ли голубой цвет успокоить возбужденного ребенка?

Да. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Либо предложить рассмотреть интерьер, окружающее пространство сквозь «Покрывало Феи» - цветные полотна из прозрачной ткани голубого цвета, обернуться в него. Это дает ощутимый терапевтический эффект, успокаивает, настраивает на позитивный лад.

10. Правда ли, что в интерьере меланхоликов и флегматиков лучше использовать “теплые” цвета?

Да. “Теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, голубые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Подведение итогов игры “Верю - не верю”

Команды подсчитывают количество выигранных деталей и определяют победителя.

2. Игра “СОБЕРИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”

Участники команд поочерёдно представляют лепесток Цветика-семицветика, на обороте которого написаны свойство того или иного цвета. В результате чего они вспомнят как влияет каждый цвет на эмоциональное состояние человека и познакомятся с особенностями воздействия каждого цвета на физическое состояние.

3. Упражнение “Темперамент и цветотерапия”

Психолог: “Регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукций картин известных художников, предлагаемых ниже для каждого темперамента нормализует самочувствие. Успокоит, если человек перевозбужден, а также тонизирует при подавленном состоянии.

Так, например, “теплые” яркие цвета красного, оранжевого и желтого цвета вызывают бодрое, живое, деятельное настроение и гармонизируют меланхоликов и флегматиков, а “холодные” синие, черные, серые, белые и зеленные цвета благоприятны для сангвиников и холериков.

Я предлагаю Вам сейчас посмотреть на репродукции и отследить чувства, которые они у вас вызывают. ”

4. Упражнение “Ученые”

Психолог: “Цветотерапия используется не только для эмоционального развития детей. Разнообразный красочный дидактический материал, которому они имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать во время режимных моментов способствует формированию творческих способностей и познавательной активности.

Предлагаю Вам выбрать колбу с цветом, который больше всего понравился, представить, что Вы ученые и Вам необходимо рассказать:

1) из каких предметов получили этот цвет;

2) какого он вкуса;

3) какого запаха.

Изобразите тот предмет, которому принадлежит этот цвет. ”

5. Релаксационное упражнение “Необычная радуга”

Психолог: “Метод цветотерапии – визуализация помогает развить воображение детей. Предлагаю Вам расслабиться, закрыть глаза и…

Представить перед своими глазами необычную радугу.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает Вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит Вам радость, он согревает Вас, как солнышко. Он напоминает нам пушистого маленького цыпленка, и мы улыбаемся. Если Вам грустно и одиноко, то он поднимает нам настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если мы чувствуем себе не уверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Каждый в своем темпе открывает глаза. ”

Обратная связь

Что Вы чувствовали и ощущали, когда представляли, что смотрели на голубой, желтый, зеленый?

Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

Минни-лекция

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Она способствует реализации таких задач:

Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;

Развивать слуховое и зрительное внимание;

Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Цветик – семицветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

Список литературы

1. Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. – СПб. : Изд-во «Вектор», 2009. – 160с. – (Практики для начинающих).

2. Гёте И. В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета. - М. : Рефл-бук, 1996, С. 281-349

3. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. Тайны здоровья ребенка. - СПб. : Изд-во "Образование", 1994. - 230 с.

4. Готовский Ю. В., Вышеславцев А. П., Косарева Л. Б., Перов Ю. Ф., Шрайбман М. М. Цветовая светотерапия. - М. : ИМЕДИС, 2001, 432 с.

5. Ерофеев В., Нестандартные методы оздоровления. - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.

6. Нищева Н. В., Разноцветные сказки. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

7. Лилли Саймон и Сью., Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия/ пер. с анг. – СПб. : «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 96 с.

8. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: "Высшая школа", 1984, 286 с.

9. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. - СПб. : Питер, 2007.-96

Зимирева Марина Эйнаровна, педагог - психолог высшей
квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного
учреждения "Детский сад комбинированного вида № 25" п. Кавалерово
Кавалеровского муниципального района Приморского края.

Дошкольное детство - время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др.), его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

. повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
. обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
. знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад - это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

В течение трех лет мы проводили в ДОУ эксперимент для определения влияния окружающей цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. Оказалось, что их успехи улучшились при более рациональной окраске стен. Изучение эмоционального состояния воспитанников при помощи методики цветопредпочтения показало, что у многих из них наступает быстрое утомление, снижение тонуса активности уже в первые часы пребывания в помещении. По совету психолога в помещениях был изменен цветовой климат. Потолки и верхнюю часть стен окрасили в белый цвет, нижнюю - в кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой. В результате этих, казалось бы, простых мероприятий значительно улучшилось освещение, дети стали меньше уставать, а повторная диагностика, проведенная через некоторое время, показала, что число детей с превышением отрицательного эмоционального фона уменьшилось более чем в три раза.

И в этом нет ничего удивительного! Белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Наши выводы получили неожиданное подтверждение в исследованиях американских психологов, выяснивших, что сумеречное освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус.

Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Конечно, мы далеки от мысли, что в каком-нибудь детском саду взрослые вздумают окрасить стены в красный цвет. И тем не менее.

Отправляемся в Красную страну

Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.


Синяя капель

Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета.

Но и это еще не все. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Знакомясь со специальными исследованиями ученых, мы узнали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета. Эта особенность теперь тоже учитывается при организации занятий и свободной изобразительной деятельности детей.

И еще одна практическая находка. Для того, чтобы избежать «назойливости» тех цветов, которые были использованы при окраске различных элементов интерьера, а также цветового пресыщения у детей на цветовое оформление, мы используем динамический светоцветовой климат. С помощью мобильных экранов и цветных полотен измененяем цветовое решение пространства. При смене освещения и цветовой гаммы происходит смягчение отрицательного психологического воздействия замкнутого помещения. Ведь подобное воздействие приходится постоянно ощущать на себе всем детям, посещающим детские сады.

В психопрофилактической работе психологом широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых момента в жизни или напомнить о чем-то грустном, настроить на позитивный лад, отлично развивает воображение и фантазию. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т. д.


Расселяем в домики

Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

В настоящее время мы апробируем стимуляцию умственной, творческой деятельности посредством светло-зеленого, синего, голубого, желтого, белого цвета. А на занятиях, где требуется физическая активность, используем оттенки красного, оранжевого.

Консультируя родителей, психолог обращает их внимание на то, что каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей. По любимому цвету можно определить характер человека, даже совсем маленького. Здесь есть и обратная связь: одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 - 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 - 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.

Однако это вовсе не означает, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу. Просто нужно учитывать влияние этих цветов, например, окрашивая стены или выбирая детские наряды. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки - ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Многолетний опыт практических экспериментов с цветом позволяет сделать выводы об эффективности его использования в работе с дошкольниками. Цветотерапия, несомненно, способствует:

. улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
. стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
. приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Список литературы и ресурсов:

1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. - 240с.
4. Электронный ресурс http://www.liveinternet.ru.

Терапию цветом используют еще с давних времен из Древнего Египта, но распространение принципов цветотерапии приобрело размах в конце XIX века.

Было доказано: если среда отмечается бедной цветовой гаммой, то возникают симптомы ассенизации (недостаточность цвета) и задержка интеллектуального развития у детей. Поэтому нужно обогащать мир наших детей различными яркими цветами, потому что в целом детям нравится цвет.

Для ребенка каждый цвет наполнен настроением. Поэтому в рисунках цвет используется для обозначения того, что нравится ребенку, что он считает красивым, добрым. Соответственно, через цвет ребенок выражает свое отношение к окружающему миру.

Поэтому нужно создавать условия для формирования колористической культуры дошкольников в изобразительной деятельности, развитию цветового восприятия и активизации экспериментально-исследовательской деятельности детей в колористичном творчестве, учить, как их использовать.

Задачи, условия, средства решения в цветотерапии

  1. Создание на занятиях атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности, экспериментирования, эмоционального переживания, что способствует цветовому открытию у детей.
  2. Направленность на активизацию мышления как способа художественного освоения детьми цвета мира.
  3. Развитие у детей сенсорного восприятия цвета.
  4. Развитие цветового восприятия.
  5. Раскрытие резервов ребенка в цвете и умение изобретать способы колористического решения рисунка; создавать свои цветовые комбинации, выражать себя через цвет.
  6. Развивать стремление к познанию цвета, красоты красок в природе, искусства, окружающего мира.
  7. Вызвать желание исследовать цвет, экспериментировать с ним, создавать интересные цветовые комбинации.

И поэтому создают интересные программы, разработки упражнений и занятий, игр и опытов, в которых используется цветотерапия в сочетании с нестандартными техниками работы в изобразительном искусстве.

Символика цветов арт-терапии

Цвета могут влиять на ребенка как положительно, так и отрицательно. Сам цвет, с одной стороны, для ребенка соответствует его естественному воплощению (синий - вода, небо), а с другой стороны дает негатив (сказка, где есть герой с синей бородой).

Поэтому цвет является объективным воплощение эмоций. И поэтому нужно внимательно следить за сочетанием цветов, чтобы не навредить здоровью ребенка. А взрослым самим нужно знать и понимать основные значения цвета и его влияние на каждого ребенка.

В теории цветоведения выделяют основные три цвета: синий, желтый, красный. При смешивании этих цветов возникают другие дополнительные, которые тоже имеют определенное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Оздоровление цветом

Цвет можно ввести в тело через пищу, воду, дыхание, кожу - она впитывает цвет, которого не хватает организму.

Это происходит таким образом:

  • 10 минут смотрим на цвет;
  • находимся в комнате с таким цветом;
  • используем лампы с таким же цветом;
  • окружаем себя, по возможности, в быту, на работе этим цветом.

Пользуясь правильно цветовой гаммой, можно вылечиться, улучшить свое состояние, изменить эмоциональное состояние своего организма.

Цвет является основным фактором в любой системе исцеления, и он нужен для души, как воздух для тела.

Каждый народ имеет свой, присущий ему, цвет: немцы - серый, англичане - черный, французы - светло-серый, испанцы и итальянцы - светло-желтый, славянские народы - красный с оттенками и зеленый.

Гласные звуки нашей речи имеют определенные цвета: а - белый, е - желтый, и - красный, у - зеленый, о - серый.

Звуки музыки тоже закрашены в определенный цвет - от темного до беловатого.

В 1910 году выдающийся композитор Скрябин создал кольоромузыку (при звучании ноты светится определенный цвет).

Специалисты, исследовав творчество выдающихся музыкантов, пришли к выводу, что музыка имеет цветовую окраску:

  • Произведения Бетховена - синего цвета;
  • Мендельсона - светло-розового;
  • Шумана - зеленого;
  • Чайковского - голубого;
  • Прокофьева - золотисто-коричневого.