Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.
Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).
Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.
Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.
Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.
Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.
После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.
Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.
Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.
На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.
Собственно, сама рамка с двигателем.
Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.
Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.
Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.
Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.
Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.
Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.
В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.
Любой владелец ноутбука со временем сталкивается с тем, что устройство начинает сильно нагреваться и шуметь. В подобной ситуации виноват кулер, который забился пылью. Ведь в процессе эксплуатации в конструкция постоянно проникает пыль и грязь. В результате кулер загрязняется и порой вообще перестает работать. Решить подобную проблему достаточно попросту, необходимо почистить и смазать вентилятор, предварительно узнав, чем можно смазать кулер ноутбука.
Первостепенно потребуется определиться, чем лучше итого смазать кулер ноутбука. Начнем с того, что категорически нельзя смазывать вазелином, солидолом и иными жировыми составами, которые мгновенно будут выдавлены и окажутся на всех внутренностях конструкции. Также многие пользователи могут подумать о применении подсолнечного масла, так как не все ведают чем смазать кулер ноутбука в домашних условиях. Вначале такое масло даст итог, шум пропадет. Однако оно быстро высыхает, а грязь начинает собираться гораздо скорее.
Идеально для смазывания вентилятора подходя следующие варианты:
После того, как узнали чем лучше смазать кулер ноутбука можно приступать прямо к процедуре смазывания.
Процедура смазки вентилятора будет трудоемкая и состоит из нескольких этапов:
Завершив процедуру, не торопитесь включать устройство, обождите около 20 минут, дайте смазки проникнуть во все составляющие вентилятора.
Многие производители в заключительнее время стали в свои ноутбуки монтировать неразборные вентиляторы. Один-единственный их плюс – это более дешевая цена. Однако, если встанет проблема, как смазать не разборный кулер ноутбука , то здесь вырисовывается настоящая проблема. Можно отведать избежать трудоемкой процедуры и сразу приобрести новый вентилятор, если его выйдет найти. В противном случае встанет вопрос о разборе неразборного кулера. Вытекает сказать, что процедура хоть и непростая, но под силу каждому человеку:
После извлечения стопорного кольца легковесно извлекается крыльчатка, теперь можно приступать к смазыванию. Смазываем неплохо, так как скорее всего разобранный вентилятор полностью сухой. Кстати, каким маслом смазывать кулер ноутбука решать вам, а буквальнее, что у вас есть под рукой.
Смазав все элементы, приступаем к обратной сборке. Стопорную шайбу можете не устанавливать, если ее не отыщите. Также не забывайте поменять термопасту, даже несмотря на введённую термопрокладку.
После осуществленной процедуры, в дальнейшем сможете с легкостью разобрать и смазать собственный вентилятор. Что в дальнейшем позволит избежать многих проблем, связанных с тем, как смазать кулер ноутбука asus .
Качественная система охлаждения является значительным элементом ноутбука lenovo. Именно она обеспечивает эффективную работу немало элементов устройства. Соответственно регулярное обслуживание кулера позволяет гораздо продлить срок службы всего ноутбука. Следует сказать, что поступки по смазыванию кулера ноутбука lenovo практически идентична процедуре на альтернативных моделях. То же самое прикасается какой смазкой смазывать кулер ноутбука . Подойдет любой вариант, какой применяется для подобной процедуры.
В дальнейшем действуем по стандартной процедуре. Снимаем заднюю покрышку и вынимаем те элементы, которые мешают комфортной разборке. Добравшись до необходимого кулера снимаем его.
Теперь определяемся разборной он или нет и в зависимости от варианта предпринимаем те поступки, которые позволят его полностью разобрать. Аккуратно протираем лопасти от пыли и наносим масло на ось вращения. Возвращаем лопасти на пункт и несколько раз их прокручиваем. Это позволит смазки равномерно распределиться по внутренним элементам вентилятора. Дальше собираем кулер и устанавливаем его назад в устройство. После того, как смазать кулер на ноутбуке lenovo
ждем немножко времени и можем приступать к работе.
Следует сказать, что подобную процедуру вытекает проводить ежегодно и не ждать пока вентилятор будет издавать несимпатичные звуки или попросту прекратит работать. Если после проведенной чистки и смазывания кулер так и продолжает некорректно функционировать, значит, пора задуматься о его целой замене. Провести замену можно как самостоятельно, так и воспользоваться услугами специалиста. В любом случае подобная деталь мощно не ударит по вашему бюджету. Однако если затягивать с ее ремонтом, то могут выйти из построения более серьезные элементы ноутбука и уже без помощи специалистов точно не стать.
Большинство компьютеров оснащены тремя вентиляторами. Один находится в блоке питания, второй - в корпусе компьютера, и третий - в центральном процессоре.
Неисправность вентилятора можно определить по шуму.
Вентиляторы нужны для охлаждения системы. Если хотя бы один из вентиляторов перестанет работать, система может перегреться, и часть информации может исчезнуть.
Первым порывом может быть замена кулера. Но в этом чаще всего нет необходимости. Можно просто смазать неисправный вентилятор, и для этого достаточно одной капли масла.
Неправильный выбор масла для вентилятора может привести к его полной поломке. Многие люди пользуются WD-40, специальной смазкой, разработанной американской компанией для смазывания всякого рода шумных и скрипучих поверхностей. Но не стоит использовать это средство для вентилятора компьютера.
Оно помогает лишь в том случае, если смазывают предмет, редко находящийся в движении, например, дверную петлю. Но вентилятор находится в постоянном движении, и крутится на большой скорости.
Лучше воспользоваться бытовым смазочным маслом, предназначенным для швейных машин, электроинструментов, дверных замков, петель.
Есть специальное масло для швейных машин. Оно легкое и вязкое, выдерживает высокую температуру и специально разработано для смазки деталей, работающих на высокой скорости.
Большинство вентиляторов держатся на подшипниках скольжения, состоящих из вала, который вращается внутри цилиндра или втулки.
Цилиндр состоит из пористого металла, смазанного маслом. Когда вал начинает вращаться, часть масла с втулки перемещается ближе к валу, создавая масляную пленку. Так металлические части почти не соприкасаются, не повреждаются, и шум почти не слышен.
В идеальном случае внутри цилиндра всегда достаточно масла, и вентилятор не изнашивается. Но при некоторых издержках производства, например, если подшипник плохо склеен, часть масла испаряется. Тогда вентилятор станет работать медленнее, его части начнут тереться друг о друга и изнашиваться, компьютер будет перегреваться. Появится шум.
В таком случае следует капнуть в кулер одну каплю масла.
Чтобы смазать вентилятор, надо разобрать компьютер и извлечь из него кулер. Положите вентилятор на стол и осторожно снимите наклейку. Часть наклейки находится сразу над зазором для проводков. Отсюда ее легче отогнуть.
Выньте из середины вентилятора резиновую пробку. Для этого можно воспользоваться небольшой отверткой, осторожно заведя ее за край пробки.
Вы увидите в образовавшемся углублении конец вала внутри цилиндра. Капните одну каплю масла в углубление.
Достаточно всего одной капли, не нужно лить масло в подшипник.Верните на место резиновую пробку, заклейте ее сверху наклейкой. Иногда наклейка перестает клеиться. Тогда можно воспользоваться обычной изолентой.
После того, как вентилятор вернулся на место, компьютер должен поработать несколько минут прежде чем масло полностью смажет кулер. Через некоторое время компьютер станет работать тише и перестанет сильно нагреваться.
Как известно, вентилятор, или кулер – это очень важная деталь вашего компьютера. Он регулирует температуру процессора и не даёт ему перегреваться. Звук работающего в компьютере вентилятора известен всем. Но если в один прекрасный момент вы заметили, что этот звук изменился, например, ваш компьютер начал гудеть, как самолёт при взлёте, то это означает, что вентилятору явно нужна помощь, то есть, чистка и смазка.
Не смазан. Многие полагают, что этого делать не нужно. И это неправильно. Наличие смазки необходимо регулярно проверять. Ведь повышенная температура способствует ее высыханию. Давайте посмотрим, как смазать кулер процессора. Сделать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вам понадобится пара отверток, специальная паста и немного терпения. Все работы выполняются при выключенном питании, этого требует техника безопасности.
И действительно, как это сделать? Ведь без явных признаков отсутствия смазки не стоит ничего предпринимать. О ее отсутствии вам поведает повышенный который со временем становится все сильнее и сильнее. Если гул не пропадает через несколько минут работы системного блока, то это говорит о том, что смазка не поступает в подшипник, а происходит это из-за того, что ее просто там нет. Если не предпринимать никаких мер, то через некоторое время вам придется менять кулер, а это дороже, нежели купить графитную смазку.
Что касается ее выбора, то тут есть несколько путей. Можно пойти в магазин и купить то, что порекомендуют, или изготовить ее самостоятельно. Для смазки подшипника подойдет и моторное масло, которое предназначено для высоких температур. Не забывайте о том, что попутно необходимо удалять пыль с крыльчатки, так как она препятствует нормальному вентилированию и ухудшает работу системы в целом.
Вы должны понимать, что принцип действия вентилятора процессора, блока питания и видеокарты одинаковый. Именно поэтому и разбираются все эти элементы практически аналогично. Отличия деталей состоят в том, что они имеют разные размеры и способы крепления, но это не должно стать для вас проблемой. Перед тем как смазать кулер процессора, его необходимо демонтировать и разобрать. Для этого подойдет обычная фигурная отвертка. Вполне возможно, что крепление будет выполнено в виде защелок, которые можно отвернуть без специального инструмента. Обратите внимание, что провести смазку, не снимая кулер, невозможно. Теперь вам нужна сторона с этикеткой. Ее нужно аккуратно содрать, но при этом не повредить провода. Иногда встречается прорезиненная пробка. Если ее поддеть отверткой или ножом, она должна сняться. Дальше вам необходимо снять шайбу, которая держит крыльчатку, после чего можно приступать к делу.
Будьте крайне осторожны со снятием шайбы, так как ее очень легко повредить! Если это случится, то придется искать новую, а найти такую же будет очень сложно. Большинство современных кулеров оснащены специальным отверстием, через которое при помощи масленки можно подать смазку. В этом случае вам можно даже не демонтировать устройство из радиатора, а сразу приступить к делу. Но так как смазать кулер процессора, если нет отверстия, гораздо сложнее, то именно этот случай мы и рассмотрим. Для начала вы должны подготовить поверхность, удалив продукты износа и очистив места для смазки. Сделать это можно влажной салфеткой. Не забудьте обработать втулку подшипника. Дальше на все трущиеся поверхности кулера необходимо нанести графитную смазку. Слой должен быть тонким. Вся рабочая поверхность подшипника тоже покрывается смазкой. После этого можно приступать к сборке, которая выполняется в обратной снятию последовательности.
Для этого мы будем использовать графит, который считается наилучшим вариантом. Не забывайте о том, что недопустимо использовать масла на минеральной основе, лучше всего подойдет синтетика. Для изготовления смазки вам понадобится только графит и масло. Далее нужно тщательно перемешивать смесь, пока не получится однородная масса. После этого смазку можно наносить на поверхность слоем в 1-2 миллиметра. Что касается графита, то получить его можно из карандаша. Для этого возьмите мелкозернистую наждачную бумагу и трите об нее стержень карандаша. После добавьте несколько капель перемешайте. готова. Как показывает практика, все проблемы с кулером процессора таким образом решаются на длительный срок. Но если проблема в уплотнительных кольцах, то вы уже не избавитесь от гула, который обусловлен износом деталей. Остаётся только выполнить комплексную замену. Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что если терпим, то можно оставить ситуацию без изменений, так как люфт не влияет на эффективность работы кулера.
Как уже было отмечено выше, процесс сборки-разборки примерно одинаков для всех кулеров. Это же касается и смазки. Но есть и отличия, на которые стоит обратить внимание. Замена смазки на видеокарте выполняется следующим образом. Отвинчиваются четыре болтика крепления кулера, а затем очищается Снимаете наклейку, а затем резинку. В качестве смазки можно использовать масло для швейных машинок или же моторное (синтетическое). Так как смазать кулер на видеокарте достаточно просто, то на этом все мероприятия можно считать законченными. Что касается блока питания, тут все аналогично. Но количество смазки можно немного увеличить, хотя все зависит от мощности агрегата. Не забывайте о том, что без смазки устройство долго работать не будет, так как увеличивается трение и износ трущихся поверхностей. Также нельзя использовать большое количество смазки, от этого кулер будет работать нестабильно.
Как уже было отмечено выше, сначала деталь нужно снять. И только потом приступать к смазке. Но даже если вы сможете смазать кулер, не демонтируя его, делайте это только при выключенном системном блоке. Еще один важный момент - это отсутствие в графитной смазке крупных инородных включений. Наличие таковых способствует тому, что подшипник может заклинить, и, скорее всего, кулер перегреется. Это не принесет ничего хорошего, особенно если речь идет о вентиляторе материнской карты или процессора. Вот мы и разобрались с тем, как смазать кулер процессора. Вы наверняка заметили, что тут нет ничего сложного. Более того, все настолько просто, что можно обойтись подручными средствами и ничего не приобретать дополнительно.
Пожалуй, все самое важное уже сказано. Еще хотелось бы отметить, что при смазывании кулеров нужно обращать внимание на состояние термопасты, которая отвечает за отвод тепла в окружающую среду. Со временем она высыхает и уже не может выполнять свои функции, именно поэтому рекомендуется ее периодически заменять. К сожалению, самостоятельно изготовить ее весьма сложно, поэтому не пожалейте денег и приобретите небольшой тюбик в магазине. Наносится она тонким слоем, но сначала старую пасту необходимо удалить. После этого нужно тщательно обезжирить поверхность и нанести новый слой. Теперь вы знаете, как смазать кулер блока питания и процессора, а также поменять термопасту. Не забывайте собирать все точно так же, как и разбирали. После сборки не должно оставаться лишних деталей. Если вы заметили, что резиновые уплотнительные кольца кулера стёрты, попытайтесь найти им замену, ведь иначе шум может остаться из-за люфта.
15 мая 2017
Практически любой персональный компьютер регулярно требует чистки и смазки кулера – специального вентилятора, служащего для охлаждения процессора или других важных частей (блока питания, видеокарты и пр.). Насколько сложна подобная процедура? Можно ли провести её в домашних условиях? На что стоит обратить внимание, а также что может понадобиться при проведении чистки вентиляторов и их смазки? Обо всём этом и многом другом мы расскажем в этой статье.
Для начала нужно понять, чем лучше всего смазать вентилятор в компьютере. Первое, что приходит на ум – это масло. Естественно, не растительное, не оливковое и не животное! Ведь если вы будете использовать такую смазку, то можете и вовсе испортить кулер. К нему просто начнёт усиленно налипать пыль и грязь.
Не стоит использовать те смазочные вещества, которые склонны к загустеванию. Это солидол, циатим, литол и пр. Подойдёт ли WD-40? Опять же, нет. Это вариант смазки от американского производителя предназначен лишь для обработки тех поверхностей, которые редко находятся в движении. Например, дверная петля. Тогда как кулер работает постоянно и при больших оборотах.
Кроме того, на различных форумах многие пользователи рекомендуют для смазывания кулеров ПК использовать графитовую смазку. Однако мнение специалистов на этот счёт другое. Ею вы нанесете больше вреда, чем пользы. Во-первых, она хорошо проводит ток, что может стать причиной замыкания. Во-вторых, графитовая смазка предназначена для смазывания тяжело нагруженных механизмов, которые работают на умеренных скоростях.
Однако кулер – это высоко оборотистое устройство. К примеру, даже самый простой и миниатюрный вентилятор у слабенького процессора intel или amd способен вращаться на скорости 1000-1500 об/мин. Что уж говорить про дорогие и мощные модели кулеров от таких производителей как deepcool, zalman, coolermaster и пр.
Поэтому применять графитовую смазку нельзя. Из-за неё обязательно снизится скорость вращения вентилятора, увеличится износ подшипников и т. д.
Многие системные блоки оснащены сразу несколькими вентиляторами. Как правило, их три. Это кулеры, предназначенные для охлаждения блока питания компьютера, процессора и видеокарты. Все они крайне важны для стабильной работы системы. Если даже один выйдет из строя, то из-за перегрева пк могут быть большие проблемы.
Что же тогда делать? Всё просто – внимательно следить за тем, не греется ли компьютер, не издаёт ли он странные звуки, не появились ли дополнительные шумы при его работе. Каждый из перечисленных пунктов – это явный симптом, говорящий о необходимости смазать вентилятор ПК.
Почему же кулер компьютера периодически требует дополнительной смазки? Всё дело в его конструкции. Как правило, устройство работает за счёт подшипников скольжения или качения, имеющих специальный вал. Он вращается внутри втулки или цилиндра, где имеется смазка, создающая специальную маслянистую пленку. Постепенно она испаряется либо загрязняется, а это приводит к тому, что металлические детали начинают соприкасаться друг к другу. В итоге появляется шум, вентилятор работает намного медленнее и компьютер греется.
Итак, вы уже поняли, чтобы кулер не шумел, а различные части компьютера не грелись, его необходимо почистить и смазать. Для этого мы предлагаем вам следующую схему действий:
Смазывать можно и внутренние части вентилятора. Но это довольно сложно. Причём придётся полностью разбирать кулер. Поэтому беритесь за такую работу, только если вы уверены в своих силах и имеете определённый опыт. Иначе можно легко испортить кулер.
Процесс смазывания и чистки кулера видеокарты или блока питания зачастую оказывается немного сложнее, чем процессора. Обычно это объясняется тем, что приходится разбирать корпус и откручивать большее количество болтов. Иначе получить доступ к точке смазки нельзя.
Также кулеры у видеокарт и блоков питания не всегда одинаковые. У некоторых точка смазки сверху (просто под герметизирующей наклейкой), у других – нужно снимать радиатор, отсоединять вентилятор и затем лишь переходить к чистке и смазке. Во всём остальном процедура аналогична работе с процессорным вентилятором.
Нередко современные компьютеры оснащаются неразборными кулерами. Причём чаще всего их можно встретить на некоторых видеокартах nvidia geforce. Смазать такие вентиляторы намного сложнее. Ведь здесь не будет специальной резиновой пробочки, убрав которую вы получаете доступ к втулке. Конечно, кому-то, простите за каламбур, удаётся разобрать неразборный кулер. Однако чаще всего это заканчивается поломкой креплений и прочих деталей.
Менее рискованный вариант – сделать отверстие по центру оси, чтобы залить туда смазку. Для этого можно использовать сверло или раскалённую иглу. Если же вы всё-таки решите разобрать кулер, то у многих моделей придётся делать сразу несколько отверстий, чтобы срезать защёлки, удерживающие втулку подшипника.
Но может попасться и такой неразборный вентилятор, где крыльчатка легко снимается плоской отверткой. Тогда процедура его очистки и смазывания не доставит никаких трудностей.