Отдание Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это! Слово архимандрита Кирилла (Павлова) на отдание праздника Пасхи Отдание пасхи как празднуется

Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги состоялось последование вечерни и утрени пасхальным чином, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Коновалова.

В среду 28 мая в праздник отдания Святой Пасхи в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги была совершена Божественная Литургия Пасхальным чином с Крестным ходом, который возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма иерея Димитрия Новикова и иерея Максима Коновалова при диаконе Димитрии Маркове. Этим торжественным богослужением завершился цикл Пасхальных праздников в текущем году и в последний раз в этом году прозвучало Пасхальное «Христос Воскресе!». Затем о. Алексей произнес проповедь и пожелал всем верующим, чтоб в их сердцах так же как и у преподобного Серафима Саровского, Пасхальная радость сохранялась всегда.

Отдание праздника Пасхи.

Отданием называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием. В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются. По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой .

Патриарх Пимен (Извеков)
Произнесено в храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке в Москве.

Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, с праздником! Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года.Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим...

Воскресение Христово видевше - так Святая Церковь изобразила перед нашим внутренним взором страдания, которые принял и победил Господь и Спаситель ради нас, человеков, и ради нашего спасения. Святая Церковь изобразила в своих песнопениях и великие страдания Пресвятой Девы Марии, Которая была первой мироносицей и первая, конечно, среди жен-мироносиц шла к погребенному Телу Христа Спасителя. Лишь по Ее великому смирению святые апостолы об этом не упоминают, но мы верим, что иначе быть не могло. И Святая Церковь поэтому поет: Ангел вопияше Благодатней, Чистая Лево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба... Святая Церковь верит в то, что первой не Марии Магдалине, а Богоматери сказал Ангел о Воскресении Ее Сына и Бога.

Святая Церковь сосредоточивает наше внимание и на повествовании о великих страданиях, которые перенесла Дева Мария, о Ее волнениях в продолжение жизни Ее Божественного Сына и, в особенности, в дни Его страданий, в дни Голгофы. Святой Церковью написан и читается перед Плащаницей канон, который называется "Плач Пресвятой Богородицы". Церковь выражает в нем, как страдает Дева Мария и как Она рыдает: О Сыне Мой Возлюбленный, куда же Ты идешь и на кого Меня оставляешь?

Дорогие братья и сестры, когда мы слышим слова: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу... мы должны воспринимать сердцем все те события: и Голгофские, и Воскресение Христа Спасителя, и душевное состояние Богоматери.

Воскресл Иисус от Гроба, яко же прорече, даде нам Живот Вечный и велию милость - так поет Святая Церковь, напоминая, что Воскресший Господь через воскрешение нашей души даровал нам великую Свою милость - Вечную Жизнь. Сейчас мы готовимся встретить другой великий праздник, когда Господь сказал, что Он дарует всем Свое благословение, и на Елеонской горе, во время Вознесения, это благословение Он всем ниспослал. Таким образом, все мы будем воспоминать события Воскресения Господа и Его Вознесение, а также Его слова о том, что Он будет с нами "во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Будем же непрестанно молиться первой Мироносице - Пресвятой Деве Марии, дабы Она возносила Свои молитвы о каждом из нас, помогала нам идти добродетельным христианским путем. Аминь!


В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднуется наиболее торжественно, затем – в меньшей степени. И как раз в 39-й день мы празднуем отдание Пасхи по аналогии с двунадесятыми праздниками, попразднство каждого из которых (кроме недели Ваий и иногда Благовещения) завершается днем отдания, когда повторяется все богослужение праздника, кроме паремий, литии, полиелей и антифонов (для Господских праздников). Однако насколько сам праздник Пасхи отличается от двунадесятых праздников, в аналогичной степени и его отдание отличается от отданий других праздников.

Интересно в этом ключе сравнить службу на отдание Пасхи с отданиями двунадесятых праздников. С одной стороны, если в отдания большинства двунадесятых праздников совершается богослужение, посвященное исключительно празднику, то про отдание Пасхи мы такого сказать не можем. Здесь совмещается несколько служб, так что пасхальные песнопения составляют только часть изменяемых песнопений данного дня. Получается, что в этом аспекте отдание Пасхи несколько уступает в своей торжественности отданиям других праздников. С другой стороны, кое в чем отдание Пасхи выгодно отличается от отданий других праздников. В пользу такой позиции говорит совершение в отдание Пасхи праздничной полунощницы, а также добавление на вечерне, утрене и литургии пасхального начала по полному чину. Получается, что отдание Пасхи «проигрывает» отданиям других праздников только в том, что в этом день поются многие «посторонние», т.е. непасхальные песнопения, тогда как в других аспектах служба этого дня превосходит богослужения в отдания двунадесятых праздников.

В современной богослужебной практике присутствуют две совершенно разные традиции совершения службы в отдание Пасхи. С одной стороны, есть уставной чин, зафиксированный в нашем Типиконе и Цветной Триоди, согласно которому в отдание Пасхи совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием, причем совмещаются 3 службы: пасхальная, попразднства Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Этот вариант мы далее рассмотрим в первую очередь (вариант А). С другой стороны, очень популярна греческая практика (вариант Б), согласно которой в отдание Пасхи повторяется пасхальная служба (почти в том виде, как она совершается в Неделю Пасхи). Очевидно, появление такой практики связано с желанием «возвысить» статус отдания Пасхи, придать ему бóльшую торжественность.

Какому варианту отдать предпочтение? В современных греческих богослужебных книгах излагаются оба варианта, здесь выбор остается за настоятелем. Безусловно, более торжественно воспринимается богослужение в соответствии с вариантом Б (греческая практика). К тому же не следует думать, что совершение служб по пасхальному чину является «новшеством» последних веков; в русских рукописных и старопечатных Триодях и Уставах засвидетельствован чин, который можно назвать «промежуточным». Так, согласно печатной Триоди 1635 года, вечерня и утреня совершаются по чину, близкому к варианту А (с добавлением песнопений Недели о слепом и канона предпразднства Вознесения), однако про часы и литургию сказано, что они совершаются пасхальным чином (в частности, на литургии поются пасхальные антифоны!). Так что тяготение к совершению службы пасхальным чином в отдание Пасхи наблюдается уже в русских средневековых богослужебных книгах. Однако в современной редакции Типикона и Триоди отражен только вариант А, потому если исполнять Устав буквально, то предпочтение следует отдать уставной службе. В пользу варианта А можно привести еще такой довод: среда 6-й седмицы – день постный. Но пост со службой по пасхальному чину несовместим (вспомним, что Светлая седмица, когда совершаются пасхальные службы, сплошная). Потому, если мы хотим совершить службу по варианту Б, нам желательно пересмотреть правила о посте в среду 6-й седмицы. Но так как мы, следуя общецерковной норме, соблюдаем в этот день пост, торжественная пасхальная служба в таком случае выглядит несколько искусственной. Впрочем, этот аргумент - весьма условный, ибо ограничение в качестве пищи нисколько не может и не должно мешать духовной радости, вызываемой торжественным богослужением. К тому же наш Устав предписывает на трапезе в день отдания Пасхи «утешение великое, сиречь елеем, рыбою и вином», подразумевая, что трапеза все равно будет праздничной.

Таким образом, практический выбор между вариантами А и Б остается на усмотрение настоятелей. Можно разве что посоветовать каждому попробовать оба варианта служения (естественно, в разные годы), чтобы итоговый выбор был основан на реальном опыте, а не на априорных предпочтениях.

Вариант А: уставной чин.

Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.

Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.

Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.

Вечерня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).

Кафисма рядовая (9-я).

На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.

На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).

Повечерие

Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).

По Трисвятом : кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».

Полунощница

- 1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);

- 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.

Утреня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

По «Бог Господь...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

По кафисмам : седальны Триоди.

Канона три: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.

Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.

Катавасия «Спасителю Богу…».

По 3-й песни : кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.

По 6-й песни : кондак и икос Пасхи.

9-я песнь: Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.

По 9-й песни :светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» - светилен праздника Триоди.

На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.

По славословии : «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.

На часах

Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).

Литургия

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.

Антифоны изобразительные.

«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.

По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».

Прокимен, Аллилуиа ипричастен -Пасхи.

Апостол и Евангелие рядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).

Задостойник Пасхи.

По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.

Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331] .

После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298] .

Вариант Б: повторение пасхальной службы.

В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.

Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).

Вечерня.

Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа - соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:

На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».

Прокимен великий «Кто Бог велий…»

На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).

Утреня.

Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:

Диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.

Каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.

После стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.

- «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.

Часы совершаются пасхальные без изменений.

Литургия.

Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.

Отдание Пасхи

В среду 6–ой седмицы совершается Отдание Пасхи , по подобию отдания двунадесятых праздников. Особенность лишь в том, что вечерню, утреню и литургию священник начинает так, как начинаются эти службы на Светлой седмице, то есть при отверстых царских вратах с крестом и трисвечником в руках, с каждением и пением «Христос воскресе » со стихами: «Да воскреснет Бог ». На вечерне после стихиры на стиховне поются стихиры Пасхи: «Пасха священная ». Отпуст на вечерне, как и на утрени, воскресный обычный, с поминовением святаго дня, без креста. Отпуст же Пасхи с крестом бывает только по литургии. На утрени поются три канона: Канон Пасхи (без Богородичных), канон слепаго и канон предпразднства Вознесения. После стихир на хвалитех опять поются стихиры Пасхи: «Пасха священная » и затем Великое славословие . Часы поются обыкновенные трехпсалмные. Отдание Пасхи кончается на литургии, конец которой весь бывает таков, как на самую Пасху. После литургии плащаница убирается с престола и полагается в устроенный для нея ковчег или футляр. На 9 часе в этот день указано начинать с Трисвятаго, так как «Христос воскресе » уже не читается, ибо праздник Пасхи отдается с окончанем литургии, а молитва «Царю небесный» не читается до Пятидесятницы.

Из книги Проповеди 2 автора Смирнов протоиерей Димитрий

Отдание праздника Пасхи Христос воскресе!Господь сказал: "Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света". И в другом месте: "Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века". Он с нами пребывает – с теми, кто принадлежит к Церкви. Господь принес огонь на землю, свет,

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Две Пасхи Несомненно, что важнейшим событием в жизни еврейского народа был выход его из Египта и получение Обетованной земли. Господь спас еврейский народ от непосильного рабства, сделал его избранным народом, дал ему на горе Синай Свой Божественный закон, заключил с ним

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

95. Отдание Пасхи Нет и не может быть радости большей, чем радость пасхальная, чем радость о Воскресении Христа. Когда приходит Пасха, эти слова мы много раз и слышим, и сами говорим. Мы понимаем их умом, но часто при этом наше сердце и душа не ощущают в себе такой радости.

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Празднование Пасхи Великий Пост - это вскрытие истоков собственной нравственности. Весной вся природа очищается - очищаются газоны, появляется молодая травка, подснежники. Точно так же в пост организм очищается от шлаков, а вместе с тем в душе открываются особые

Из книги Текст Праздничной минеи на русском языке автора Автор неизвестен

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО 21 сентябряНА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕНа «Господи воззвах:» стихиры, глас 1Подобен: Небесных полков:В малом ты был верен, Димитрий, / над многими

Из книги Текст Праздничной минеи на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИ1РНАГО ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИ1ТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКАГО Месяца сентября в 21–й деньНА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИНа Го?споди, воззва?х: стихиры, глас 1.Подобен: Небе?сных чино?в:В ма?ле был еси? ве?рен,

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

ОТДАНИЕ ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ В отдании двунадесятых праздников и Преполовения, когда поется вся служба праздника, не должно быть никаких заупокойных молитвословий. Хотя вечерни в эти дни имеют будничное окончание, но после них не может быть обычной литии, как не

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Отдание Пасхи В среду 6–ой седмицы совершается Отдание Пасхи, по подобию отдания двунадесятых праздников. Особенность лишь в том, что вечерню, утреню и литургию священник начинает так, как начинаются эти службы на Светлой седмице, то есть при отверстых царских вратах с

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

глава двенадцатая В «ПАНАГУДЕ». ОТДАНИЕ СЕБЯ ТЕМ, КОМУ БОЛЬНО В дворе «Панагуды». 5 июня 1983 года. Переселение в келью «Панагуда» Проведя одиннадцать подвижнических лет в каливе Честного Креста, отдавая себя все эти годы людям, Старец впоследствии решил уйти из этой

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Учреждение Пасхи И сказал Господь Моисею и Аарону, когда они еще были в Египте: 2 «Месяц этот для вас должен стать первым из месяцев, первым месяцем вашего года. Известите весь народ израильский о том, что в десятый день этого месяца каждый глава дома должен выбрать

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

О праздновании Пасхи В первый месяц второго года после ухода сынов Израилевых из Египта Господь сказал Моисею в пустыне Синайской: 2 «Пусть совершат Пасху сыны Израилевы в установленное время. 3 В четырнадцатый день сего месяца пусть совершают ее вечером, перед

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Праздник Пасхи (Лев. 23:5–8; Чис. 28:16–25; Втор. 16:1–8)1 Господь сказал Моисею и Аарону в Египте:2 - Пусть этот месяц будет для вас первым месяцем, началом года. 3 Скажи всему обществу израильскому, что в десятый день этого месяца каждый должен взять ягненка a на свою семью, по

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Пасхи Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки, напоминающей по форме Голгофу. Творожная пасха замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца и напоминает, что

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех) Христос воскресе!I. По уставу нашей православной Церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустого, что и намерены теперь сделать. Но как это

Из книги автора

Поучение 9-е. Пятый день Пасхи (О происхождении и значении обычая дарить друг другу красные яйца в праздник Пасхи) I. Во дни пасхального празднования, как известно вам, православные христиане, употребляются у нас красные яйца. В пасхальные дни без этих яиц не обходится у нас

Из книги автора

79. При наступлении Пасхи Милость Божия буди с вами. Надо было сказать несколько слов В. Исполнив это дело, прибавляю и к вам тоже несколько слов, чтоб пожелать вам всяких милостей от Господа. Вот Пасха на дворе. Но прежде светлости пасхальной, надо пройти темноту страстной

Накануне праздника Вознесения Господнего, за один день до него, состоится церковная церемония Отдание Пасхи. В ночь среды, 16 мая, будет совершено богослужение по пасхальному чину. Это будет последний раз в 2018 году, когда будут петь пасхальный канон, стихры и часы Пасхи. Само богослужение будет торжественнее, нежели в ночь Пасхи.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: дата Отдания в 2018 году

Пасху ежегодно празднуют роскошнее и длительнее других церковных праздников, поскольку он один из самых главных. Перед днем Вознесения происходит церемония Отдание. Сама служба — праздничная, практически такая же, как и служба в ночь Пасхи Христовой, а потому множество христиан посещают это особое богослужение, прощаются с Пасхой до нового года. В нынешнем году Отдание состоится 16 мая, однако, утреня и пение пасхального канона и стихир состоится вечером, ближе к ночи, 15 мая. Время стандартное — то, когда начинают вечернюю молитву в храме.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: история православного праздника

Отдание праздника Пасхи в православном христианстве — это самый последний день отмечания великих, а также двунадесятых праздников. Отдание изначально появилось еще в IV столетии для нескольких великих церковных праздников. К ним относились Пасха, Рождество, Пятидесятница. Немного позже церковь приняла решение сделать праздник Отдание после всех великих православных праздников.

Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой недели (с древнего — седмидцы). В день Отдание прекращается празднование Воскресение Христа, длившееся 40 дней, поскольку Бог, воскресший, в течение 40 дней оставался на земле. До самого дня Вознесения он приходил к ученикам и Божьей Матери. День Отдания Пасхи — это последний день жизни Иисуса на земле. Тогда он пришел к ученикам, и сказал им свои последние слова о Царствии на Небесах.

Отдание Пасхи что это за праздник, какого числа в 2018 у православных: проведение праздника Отдания

В день Отдания православные верующие приходят в храм и прощаются с песнопениями в честь Пасхи до следующего года. Торжественное богослужение содержит в себе пасхальные песнопения, песнопение Недели о слепом и песнопения перед праздником Вознесения Господнего. Богослужение Отдания происходит так же, как и Отдание других двунадесятых церковных праздников.

Служба в день Отдания проходит в полностью освещенном храме, как в пасхальный чин, вечерняя и утренняя службы тоже пасхальные. Богослужение начинается с пением стихир, заженными свечами и кадилом, как во время Пасхи, с великим славословием.

В день Отдания священники в храмах служат не в красных, как в Светлое Воскресение Христово и в следующие дни, а в белых ризах. При Богослужении они находятся в центре храмов. Поют пасхальные молитвы, как и во время первого дня Пасхи. Совершается служба с открытыми Царскими вратами и приветствиями, как на момент Пасхи, «Христос Воскресе!». На вечерню, утреню и литургию происходит торжественный звон с колоколен храмов. С этого момента все верующие больше не приветствуют друг друга пасхальными словами, которые говорили на протяжении пасхальной недели.

После торжественного богослужения священники убирают Плащаницу с Престола и убирают в специальный, предназначенный для нее, ковчег (по-другому, гробницу). Специального чина для такого в церковном Уставе не имеется. Закрывают Царские врата. Традиционно, именно в этот день состоится последний в 2018 году Крестный пасхальный ход. Следующий день приносит другой церковный праздник, к слову, один из 12 наиболее важных, Вознесение Господне.

В преддверии православного праздника Вознесения Господнего в церкви проходит церемония Отдание Пасхи. В 2018 году этот день выпадает на 16 мая. В ночь среды совершается последнее в этом году богослужение с пением пасхальных канонов, стихр и часов Пасхи.

Традиционно в РПЦ само богослужение торжественнее, чем в Пасхальную ночь.

В православии «отданием» именуют последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, которые длятся не один день.

Традиция отмечать известные события христианской жизни несколько дней корнями уходит еще во времена Ветхого Завета. Понятие отдания многодневных праздников встречалось еще в IV веке и касалось только Пасхи, Пятидесятницы и Рождества. Немного позднее отдание стали отмечать сразу за всеми великими праздниками.

Суть Отдания праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой седмицы. В этом году день, когда прекращается сорокадневное празднование Светлого воскресения Христова, приходится на 16 мая.

Христиане считают, что на протяжении всех этих сорока дней до момента своего Вознесения воскресший Иисус был на земле. Согласно преданиям, в свой последний день мирской жизни воскресший Иисус пришел к своим ученикам-апостолам, чтобы рассказать им напоследок о царствии небесном.

Как празднуют Отдание Пасхи

Для проведения службы храм полностью освящается по пасхальным традициям, проводят пасхальные вечерню и утреню. Службы проходят со свечами, кадилом, под пение стихир и великое славословие. Облаченные в белые ризы священнослужители проводят богослужение в центре храма.

Под звуки пасхальных песнопений при открытых Царских вратах проходит литургия во время которой звучат пасхальные приветствия «Христос воскрес!».

Все верующие сходятся в храм на последние в этом году пасхальные песнопения. Мероприятие проходит в виде торжественного богослужения, во время которого звучат также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Начиная с этого момента, верующие уже не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!». Согласно традициям, последний раз в этот день проходит пасхальный Крестный ход.

Что можно делать в праздник Отдания Пасхи

В день отдания праздника по возможности советуют не работать или делать богоугодные дела во имя милосердия. Это время лучше всего посвятить критическому самосозерцанию собственной веры, найти в ней слабые места. Необходимо держать свои мысли чистыми.

Следует для себя четко определить насколько настоящая или же, напротив, формальная собственная вера, чтобы осознав это, стремиться к лучшему и в назначенный час достойно отдать земную жизнь и воссоединиться со Спасителем.

В наши далеко не апостольские времена, не каждому удастся в завершение попразднства поприсутствовать на службе и совершить причастие. Но церковь велит отдание хранить в сердце, как и память о празднике.