Пилотный проект имущественной поддержке приемных семей. Дневник приемной мамы: «В очереди на дочку мы были сто двадцать первые. Жизнь в пилотном проекте

24.09.2019 Отношения

Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Проект

Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов ,

Проект

детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

1.Наименование Проекта

«Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

2.Основание для разработки Проекта

1 Президентская федеральная целевая Программа «Дети России» Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172. Внесены изменения постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. № 511. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р;

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН

3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»от 24.07.98г. №124

5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120

6. Программа «Право ребенка», 1997г.

3.Разработчик Проекта

Гуфранова Надежда Вениаминовна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

4.Основной исполнитель и соисполнители Проекта

Основной исполнитель: Районный отдел образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района,

Соисполнители:

  • Исполком
  • Органы местного самоуправления
  • МОУ ДОД «ЦВР»
  • Общественные организации, волонтерское движение
  • Средства массовой информации;

6.Цель Проекта

  • художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

7.Задачи Проекта

  1. Создание условий в помещениях для занятий;
  2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;
  3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;
  4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;
  5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;
  6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.
  7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

8.Сроки реализации Проекта

2011 - 2012 года

9.Потребность в объемах и источниках финансирования Проекта

Потребность общего объема финансирования Проекта составляет:

2,5 млн. рублей:

Средства гранта – 1 млн. руб.

Муниципальный бюджет – 750 тыс. руб.

Внебюджетные инвестиции – 750 тыс. руб.

Потребность объема финансирования Проекта носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения ситуации, но в пределах установленных сумм.

10.Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

  • Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в объединениях художественно-эстетического направления:
  • Поднятие рейтинга школы между общеобразовательными учреждениями района;
  • Развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
  • Расширение услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями;
  • Формирование личности высокой общечеловеческой культуры
  • Удовлетворение социальных и культурных потребностей
  • Создание новых рабочих мест

Стр.

Введение______________________________________________________5

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

Ее решения.__________________________________________________ 6

Раздел II. Основные цели и задачи проекта.________________________ 7

Раздел III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.____________8-9

Приложения

Введение

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, заботу о них берет на себя государство либо попечители, опекуны. Это обиженные судьбой дети и к ним нужен отдельный подход. Одним из условий реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей является переориентация или развитие его интересов, способностей и возможностей. Успешно решит эти проблемы дополнительное образование.

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Проект содержит наиболее актуальные направления социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития, раскрытия детской души. Реализация Проекта предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных, грантовых источников финансирования

Проект носит комплексный характер и призван обеспечить формирование высокоэффективной и конкурентоспособной воспитательной деятельности, способствующей социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей.

Проект подготовлен коллективом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле» Тукаевского муниципального района.

программными методами

Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей, определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории, активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы «Дети России».

Дети-инвалиды, дети из приемных и опекаемых семей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности.

Реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило существующие социальные проблемы. Эти проблемы, в первую очередь, отражаются на жизнедеятельности семьи, а следовательно, затрагивают интересы детей. Наблюдается рост детей – сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть "социальных сирот" (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. детей).

Отношение государства к детям, находящимся в жизненной экстремальной ситуации, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая помогла бы быстрее адаптироваться в школе и чувствовать себя полноправным членом коллектива, а этому могут помочь объединения художественно-эстетического направления. «Искусство лечит», дети перестают себя чувствовать ущербными, брошенными.

II. Основные цели и задачи Проекта

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов и детей, из приемных и опекаемых семей, в условиях школы:

Художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

Наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития;

Перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе

Задачи Проекта; Создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в группах с обычными сверстниками, опираясь на методы «терапии творчеством»

1. Создание условий в помещениях для занятий;

2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;

3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;

4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;

5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;

6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.

7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.

Занятия в объединении благоприятно сказываются на эмоциональном, сенсорном, эстетическом развитии детей с особенной психикой. Во время совместных занятий творческой деятельностью создаются благоприятные условия для установления глубоких эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, в том числе между детьми с особенностями развития и без таких особенностей. Таким образом, результатом работы в объединениях художественно-эстетического направления является усиление коррекционно-развивающего и интегративного эффекта наших программ в целом. Все дети на свете любят рисовать, работать с бумагой, петь и танцевать. Терапевтические индивидуальные занятия при работе с детьми развивают мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение: формируют умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивают художественный вкус и творческие способности, активизируют воображение и фантазию; способствуют созданию игровых ситуаций, расширяют коммуникативные способности; совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда; развивают у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальностб. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Занятия предоставляют возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, "расковывают" ребенка.

Выставки детского творчества моделей демонстрирует, в какой степени позволила нашим детям найти новые возможности для самовыражения, раскрыть внутренние способности, развить чувство формы и цвета. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение, поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, является наглядной демонстрацией его возможностей и способностей.

Дети начинают постепенно осваивать изобразительное искусство, учатся делать проекты и включаются в исследовательскую работу не только культурологического направления, но и затрагивают другие области науки, такие как: география, биология, история и т.д. Дополнительное образование – это толчок к изучению других предметов, это адаптация и социализация личности в коллективе, это общение со сверстниками, которая делает их такими же как все. Они полностью растворяются в коллективе и получают реабилитацию. Наблюдения психолога школы до начала реализации проекта и в конце показали эффективность терапевтического воздействия работы в объединении для разных детей.

Приложение

Рабочий план реализации проекта для детей:

Мероприятия, запланированные для реализации проекта

Сроки проведения указанных мероприятий

Занятия детей в объединениях

С 01.09.2011 по 31.05.2012

Конкурс «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

С 10.09.2011 по 01.11.2011г

«Моя малая родина: природа, культура, этнос» Всероссийский конкурс

04.11-01.12 г.-региональный этап

02.12 г..-федеральный этап

«Лучший знаток государственной символики»

до 15.09.2011

«Театр здоровья»

до 01.11.11

«Лучший отряд юных инспекторов движения и лучший руководитель» Республиканский конкурс

Сентябрь 2011 – муниципальный этап, 10-28.10.11- республиканский (заочный) этап,

«Президентские спортивные игры»

Сентябрь- декабрь 2011- школьный этап, январь – апрель 2012 – муниципальный этап

«Спасение на пожаре» Всероссийский конкурс детского рисунка

до 20.09.2011 года

«Новое пространство России» Всероссийский конкурс социальной рекламы

09.09.11-

30.05.12

«Что не соринка, то картинка»

Декабрь2011

«Творческая семья» Республиканская выставка-конкурс

«Художественная обработка древесины» Республиканская выставка

Март-апрель 2012

«Алтын куллар» Республиканский фестиваль-конкурс хореографических коллективов

Март 2012

«Я, такой же, как ты!» Республиканский конкурс-выставка поделок для детей с ограниченными возможностями

Апрель 2012

АРТ-фестиваль IV Республиканский открытыйАРТ-фестиваль

Апрель 2012

«Жар-птица» Республиканский конкурс-выставка по декоративно-художественной росписи

«Поисково-исследовательские и творческие работы учащихся»

Октябрь

2012 г.

«Моё Я в Большой науке» имени Р.И. Утямышева Республиканская конференция исследовательских работ обучающихся

«Дебют в науке» Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Паруса науки» Региональный фестиваль исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Шаг в науку» Подготовка и проведение Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Детство без границ» Республиканский этап Международного фестиваля

«Свободно летающие модели» Республиканские лично-командные соревнования школьников

Зимний этап, летний этап (по отдельному плану)

«Судомоделизм (младшие школьники)» Первенство России

Апрель 2012

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Леонардо»

Ноябрь-апрель 2012г.

Экскурсия в Казань

Осенние каникулы

Экскурсия в Москву, посещение Кремля, Третьяковской галереи и т.д.

Зимние каникулы

Экскурсия в Санкт-Петербург, посещение Эрмитажа, Петергофа, Царскосельского лицея и т.

Весенние каникулы.


С Ольгой из Волжского я познакомилась, когда готовила материал о программе «Россия без сирот». Пилотный проект начнет действовать в Волгоградской области с 2014 года. Всех воспитанников детдомов в регионе должны передать приемным родителям. Уже сейчас многие сомневаются – а хватит ли желающих усыновить. Ольга одна из таких мамочек: она пережила сомнения, боль, отчаяние, но все-таки решилась взять ребенка на воспитание. Когда я узнала, что Ольга вела дневник, в котором изливала душу, попросила разрешение на публикацию фрагментов, вдруг кому-то история этой женщины поможет принять правильное решение.

Март 2005 года

Странно все это. Но для меня эти строчки – единственный способ не сойти с ума. Последний раз дневник писала, когда еще девчонкой была и первый раз влюбилась. Сейчас бы мне такие проблемы. Вчера была у своего гинеколога – у меня эндомитриоз. Столько женщин рожают деток даже с такой болячкой. А мне поставили бесплодие, слава богу, неокончательное. Но все равно страшно. Почему я? Понимаю, что уже 32 года. Но ведь я встретила Сережу всего два года назад. И когда он уже через неделю после знакомства сделал предложение, казалось, что все у нас будет не так как у всех. И впереди только счастье. А сейчас такой уверенности нет. Мы уже столько времени пытаемся завести малыша, и все никак. Завтра идем вместе на анализы. У меня стопка направлений. Может и ошиблись. Скрестила пальцы.

Июнь 2005 года

Деньги уходят с огромной скоростью. Вбухала в одного врача тысяч десять. Не помогло. Соседка Нина посоветовала еще одного. Пришла к нему – выложила все анализы, а он мне: «Это было у того врача, а у меня должны быть новые данные». Анализы платные, сдавать надо двоим с мужем. Хорошо, что живем с бабушкой Сережи. Мы не платим за угол, мы платим врачам. Зарплаты обоих хватает только на еду. На днях бабушка принесла газету. Обвела статью про приемных детей и мне будто ненароком подсунула. Нет, не могу представить, что у меня будет чужой ребенок.

Декабрь 2007 года

Пишу эти строчки в маленькой комнатушке. Женщина, с которой я вынуждена жить последние две недели в Москве , ушла в магазин. Хоть немного побуду одна, подумаю. Чтобы выбить квоту на ЭКО , пришлось пройти очередной круг ада. Мы с мужем даже папки специальные завели – толстеют после каждого приема у врача. На анализы в Волгограде ушло 40 тысяч – это только, чтобы попасть в бесплатную квоту. 12 ноября мы должны были ехать в Москву, но умерла наша бабушка, и в этот день были похороны. Мы столько прожили вместе, она так переживала за нас, а я даже не вышла с ней проститься. Боялась, что стресс повредит во время процедуры ЭКО. А сейчас сижу с еще большим стрессом: чувствую себя виноватой и реву.

Приехали в Москву, а там все анализы по новой. Те, что были сделаны неделю назад, уже не подходят. Неужели нельзя было заранее предупредить? Сделал шаг – плати, сделал шаг – плати. 60 тысяч как не бывало. Наконец, сказали, что подходим. И вот я уже 15 дней в Москве, Сережа дома. Денег совсем не осталось. Я понимаю, что для тех, кто получает неплохо, – это терпимо. Но у меня на заводе зарплата 7 тысяч, у мужа 12.

А еще я тут много думаю – времени предостаточно. Почему так много стало женщин бесплодных? Я когда приехала в клинику имени Кулакова, не поверила своим глазам. Каждый день новые лица. Просто поток. И врачи говорят – такого раньше не было. Может, экология виновата. А я так думаю: у женщины карьера, учение, жизненные цели заменили природу - продолжение рода. И природа отвечает: у нее что-то просто внутри перемыкает, и не может родить.

Ревела целый день, никак не могу до сих пор остановиться. И везде - на улице, в маршрутке - как назло беременные, мамочки с колясками, с детьми под ручку. А я пустая. Сегодня врач подтвердила: ЭКО не помогло.

Января 2008 года

Кажется, вечность прошла. Когда врачи окончательно сказали, что детей у меня никогда не будет, жить не хотелось. Если бы не Сережа, не знаю, что со мной бы стало. А сейчас вся в делах и хлопотах. Есть, что написать, но не хватает времени. Собираем пакет документов для опеки: Роспотребнадзор , медкомиссия для меня и Сережи, справка из МВД , характеристика с работы. Мы решили взять приемного ребенка.

Никогда не думала, что это так сложно. Собрали все бумаги, написали заявление, что хотим девочку от 2 до 5 лет. А нам говорят - ждите. На детей до 5 лет очередь. Начинаю звонить по регионам. «Да у нас дети есть, приезжайте, берите, но инфицированные». Что скажешь на это? Для инфицированного ребенка ни я, ни Сережа не готовы. А на здоровых очередь: на мальчиков - 140 семей, на девочек – 120. Мы – 121-е.

Февраль 2008 года

Только что позвонили из опеки: есть девятимесячная девочка. Но маму пока не лишили прав. Скрестила пальцы. Сережа обещался отпроситься с работы. Пойдем вместе.

Март 2008 года

Нам дали направление в дом малютки. Вынесли Полиночку – клубочек. Головку держит на плече, оказывается, у нее правосторонняя кривошея. Она лежит у меня на руках и улыбается, смотрит своими огромными глазищами. Мы вышли с Сережей. Он говорит: «Ты знаешь, у меня комок в горле встал. Это наше, больше никого искать и смотреть не будем». И ведь это действительно чудо. У нее отчество Сергеевна. Я Оля, а она Поля. Мы сразу позвонили в опеку и дали согласие. Теперь будем ждать судов о лишении ее матери-пьяницы прав и назначении нас опекунами.

Сентябрь 2008 года

Примчалась в дом малютки, как только было постановление суда на руках. А она в кроватке стоит с набитым подгузником, поменяли, помыли. Вдруг привозят обед. Огромная чашка с кашей и огромная ложка. Я сначала опешила. Искала соску. Но она вмиг, как взрослый мужик, съела эту тарелку. Мне объяснили, что из-за голодания в детстве у нее нет меры насыщения. А еще она все время сосет: соску, распашонки, палец. Вот что значит, не было материнской груди. Недососала

Май 2010 года

Думала, что гены - это так, мелочи. Но от них никуда не денешься. Дочка моя задира, любопытная, настырная. Воспитательница в детсаду сегодня заявила: «Вот это у Полинки характер, она вам еще задаст жару». Если бы не Сережа, я бы с ней одна не справилась. Полиночка папу просто обожает. Они становятся похожи еще больше: тот же вздернутый нос, карие глазки. Кстати, продолжает обсасывать все вокруг – никак не может избавиться от привычки. Как и от детского обжорства. До сих пор нет чувства меры в еде. Психологи говорят, пройдет, а я уже не верю.

Март 2011 года

Нашей Полиночке исполнилось три годика. Как она радовалась: куча подарков и от бабушек, и от друзей. Была такая нарядная – вместе выбирали платье. Я благодарю каждый день Бога за то, что он дал мне шанс стать мамой, подарил такое счастье. Хотя иногда думаю, если бы была родная кровь, было бы чуть-чуть по-другому. Нет, не в плане любви и ласки. Просто когда свой ребенок – к царапине или какой-то болячке отнесся бы проще. А тут лишнюю таблетку боишься дать, может, у нее в роду аллергия на что-то была, а я не знаю. Мне говорят в опеке, что я молодцом. Принесла к ним в очередной раз кучу фотографий и справок, как мы подрастаем. Они должны сами навещать нас раз в полгода. Но я-то понимаю, что их там два человека, и ко всем не успевают.

Май 2012 года

Подумываем с Сережей о втором малыше. Полечка подрастает. Отлично, если у нее появится братик. Врач, которой я сегодня рассказала об этом желании, предложила свой вариант. У нее на примете есть женщина, скорее всего, будет отказницей. За определенное вознаграждение все можно устроить. Из рук родной мамы мальчик попадет к нам – все официально, законно. Я даже не знала, что в больницах своя статистика по мамочкам. Медики начинают их обрабатывать, когда те только в консультацию приходят. Если девочка залетела, начинают уговаривать. Рожай, потом оставишь. Желающие на ребенка всегда есть. Бесплодие – это бизнес огромный. Предложу Сереже этот вариант, но вряд ли пойдем на это. И не только из-за денег (хотя сумму мне пока не говорили), но по совести это нехорошо.

Декабрь 2012 года

Иногда мне кажется, что у женщин, которые отказываются от родных детей, что-то не так с психикой или клетки в организме по-другому расположены. Я познакомилась с Настей – родной мамой Полины. И тут целая история. У этой Насти от мамы осталась четырехкомнатная квартира, и она решила ее продать. А ведь Полина там прописана. И Насте это удалось. Опека дала разрешение! Хотя именно эти люди должны были проследить, чтобы квартира осталась за ребенком, но Полю выписали без моего согласия и квартиру продали. Причем по смешной цене – за 4 комнаты полтора миллиона. Теперь будем судиться: жилье, где был прописан несовершеннолетний ребенок, продали незаконно.

Суды не прекращаются. Пока результата нет. Но все эти проблемы отступают на второй план, когда вижу Полинку. Мы снова задумались о сыне. Говорю вчера мужу: «Сереж, если бы не Полинка, мы бы давно разошлись». Семья тогда становится семьей, когда есть ребенок. Он нас объединил еще крепче. И теперь нам нужен второй.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не ставьте усыновление на поток

В Волгоградской области, где живет Ольга Суркова , с 2014 года начнет действовать программа «Россия без сирот». Ее идея такова: всех воспитанников детдомов должны передать приемным родителям. Почин похвальный, достойный всякого уважения и поощрения. Тревожит одно - как бы прекрасная во всех отношениях задумка не превратилась в кампанейщину. Ведь это на первый взгляд просто - взять детдомовцев да и раздать всем желающим. И будет всем счастье. Да только ведь так не бывает.

Усыновление - процесс деликатнейший, требующий от усыновителей колоссальных движений души, искреннего и бескорыстного желания стать для чужого до недавнего момента ребенка с кучей всяческих проблем самым родным и близким человеком. Дневник Ольги Сурковой - тому подтверждение. Вряд ли государственной машине по силам сподвигнуть людей на тектонические изменения в сознании, которые заставят их массово усыновлять детей. А вот поставить дело на поток ради галочки в отчетности - это она может запросто. Не удивлюсь, если к концу 2014 года в Волгоградской области действительно не окажется сирот. Но будут ли они и их новые родители по-настоящему счастливы - вопрос. В общем, осторожно надо с такими инициативами. Пусть государство создаст условия, а решения должны принимать мы с вами. Будучи при этом абсолютно честными перед собой и детьми, которых решим усыновить.

Валентин КУЛЯВЦЕВ

Приемным родителям, которые возьмут в семью не менее 5 сирот-москвичей, власти предоставят квартиры. Но насколько реально найти семьи, соответствующие условиям проекта? Пилотный проект помощи приемным семьям комментируют усыновитель и специалист по работе с семьями.

Вчера в Москве начал работу пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей. Это – необычная и новая для России инициатива. Принесет ли она пользу, много ли найдется приемных родителей, которые подойдут для участия в проекте – пока вопрос. Мы поинтересовались мнением специалистов по этому вопросу.

Запрос на помощь

По условиям пилотного проекта к участию в нем допускаются семейные пары, прожившие в браке не менее трех лет, так что приемная мать-одиночка Вера Дробинская не прошла бы отбор. Тем не менее, ей удалось дотянуть до почти нормы семерых детей с очень тяжелыми диагнозами.

Вера Дробинская, приемная мама, Астрахань:

Помощь по запросу – вещь понятная. Но здесь наоборот – запрос на помощь. Тому, кто возьмет детей в качестве приза – квартира. Правда есть сложности в виде отбора и контроля. Просто аттракцион какой-то. Сохранить семью и семейную атмосферу в условиях, когда тебя контролируют, непросто, получится не семья, а семейно-бытовое предприятие по воспитанию детей.

Мне эта инициатива кажется некой судорожной попыткой что-то исправить, причем бессистемно и неразумно. Я вообще не сторонник лишней помощи, я считаю, что помогать надо по необходимости, тому, кому в данный момент трудно. Бывает, что человек взял детей из детдома, а ему жить негде. Почему одиноким матерям не помочь? Многодетным?

И еще я не очень поняла – зарплату приемным родителям будут платить? Ведь это – не семья, а работа, совмещать ее с чем-то нереально. Взять сразу пятерых детей-инвалидов или детей старше 10 лет из детдома – психологически очень тяжело. С подростками нужно искать контакт, инвалидов реабилитировать, вообще-то и с одним-то ребенком из интерната забот хватает на весь день. Я брала сразу четверых, но это была необходимость, мои дети были в Разночиновке, их нужно было срочно забрать, чтобы спасти. Но мне было нечеловечески тяжело. Я не считаю, что это – невозможно, но это очень трудно, не факт, что люди выдержат. А если они не справятся, не потянут, что тогда? Возвращайте детей, отдавайте квартиру? Или вместе до конца героически мучиться?

Совершенно непонятно – к чему эти стахановские методы. Почему было не спросить тех, кто в теме, какие в Москве есть усыновители и какая им нужна помощь, чтобы они еще по одному ребенку приняли в семью.

Старт без «подушки безопасности»?

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва:

Пилотный проект – новая попытка создать в Москве приемные семьи. Насколько она будет удачной – покажет время. На самом деле подобные проекты были в России, например в 1990-е годы многодетные приемные семьи организовывал и финансировал Российский детский фонд.

У нас приемные семьи проходят подготовку вместе с усыновителями и опекунами, но на самом деле для приемной семьи воспитание детей – работа. Это такой формат – воспитание ребенка за деньги. Во всем мире такие семьи проходят очень серьезную подготовку и постоянную переподготовку, кроме того, рядом с приемной семьей всегда команда сопровождения, которая подскажет и поможет. Такие семьи чаще всего используются для временного пребывания. Ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию, помещают не в приют, а в приемную семью. Приемная семья –это семья вместо детского дома.

В России пока нет специальных программ подготовки приемных семей, их готовят в школах приемных родителей, и уровень этих школ в регионах очень разный. Когда мы спрашивали законодателей в Госдуме, которые писали закон об опеке, что они имели в виду под словами «приемная семья», они нам сказали что «приемная семья» - это профессиональная временная семья. Но никто, кроме законодателей, об этом не знает! В России разницу между усыновлением, опекой и приемной семьей осознают далеко не все, даже среди тех, кто в своей воспитывает детей из детдома и интерната. У нас все приемные родители являются скрытыми усыновителями.

Возможно, авторов пилотного проекта вдохновили детские деревни-SOS. В детских деревнях-SOS два основных недостатка – изоляция приемной семьи от общества и отсутствие в проекте пап. В пилотном проекте московских властей этих недостатков не будет, основан он на идее выделять квартиры приемным семьям, которые хотели бы взять еще детей. С моей точки зрения было бы правильно добавить к проекту базу для специальной подготовки приемных семей, подготовки именно для этого формата, более серьезной, чем для усыновителей. Специальная подготовка стала бы «подушкой безопасности» и для детей, и для родителей. А еще в идеале подобному проекту обязательно нужна поддержка в виде группы специалистов, врачей, педагогов, дефектологов, с которыми можно советоваться. Я очень надеюсь, что все эти компоненты появятся в процессе по мере его развития.

Есть еще один вопрос, на который у меня пока нет ответов. Что будет в случае возврата всех детей – понятно, родители не справились и выходят из проекта, дети снова оказываются в детском доме. А если не справились только с одним из детей? Возвращаются в свою «однушку» с четырьмя оставшимися детьми? Или возвращают назад «оптом»? Мне пока этот момент непонятен. Все моменты риска хорошо бы тщательно продумать. Непонятно так же, куда будут «выпускаться» приемные дети-инвалиды, лежачие, колясочники, инвалиды с ментальными нарушениями после того, как они достигнут 18 лет. В интернаты для взрослых? Пока в Москве нет мест для проживания таких людей с сопровождением.

Жизнь покажет

Мария Терновская, руководитель центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама»:

Сейчас сложно что-то прогнозировать. Вполне может оказаться, что в Москве есть семьи, имеющие опыт, уже взявшие на воспитание нескольких детей указанных категорий. У них все получается, они чувствуют свой ресурс и вполне могли бы взять еще ребенка или двух при условии переезда в более подходящее жилье и наличия необходимых услуг по сопровождению, социальной поддержке, обучению и развитию в шаговой доступности.

Не знаю, можно ли на это решиться сразу, то есть сразу взять 5 таких детей, понимая особенности воспитания таких детей и свою ответственность. Может быть, такая семья и может найтись среди тех, кто уже раньше воспитывал приемных детей, и они уже выросли. Или это воспитатель из детского дома, или волонтер, который душой прикипел к данным конкретным детям. И вот ему создаются условия для организации своей и их жизни по-другому. При этом очень важно иметь дополнительную поддержку – в виде услуг.

Подготовила Алиса Орлова

Вопрос (задан 28.09.2015)

Добрый день! Наша семья подала документы на участие в пилотном проёкте по имущественной поддержке приёмных семей взявших на воспитание не менее 5 детей. Конечно возникает множество вопросов. В департаменте соц.защиты населения г.Москвы на вопрос о состоянии выделяемой жилплощади нам ответили, что квартира с простеньким ремонтом (линолеум, обои, двери). Мебели в квартире нет. Начала искать в интернете положены ли какие-нибудь "подъёмные " средства и ничего не нашла кроме единовременного пособия пр передаче в семью в размере чуть больше 14000, которые наверняка получим не сразу, так как в рамках проекта семья из другого города регестрируется в полученой во временное пользование квартире, а стало быть только после этого может собирать и подавать доки на выплаты. Это что-же получается? Берём 5 детей (4 из них дети из одной семьи, трое старше 10-ти лет) получаем ключи, спать не на чем, уроки делать негде, ни кроватей, ни подушек, ни одеял....А самое главное ни слова ни где не сказано, что "потенциальные родители" должны иметь "некислый" бюджет для участия в пилотном проекте. Мы с мужем посчитали приблизительно сколько нужно средств для "старта" по ценам Москвы и области: Кровати 5шт=50 000, Письменные столы и стулья 5 компл.=50 000, Шкафы для одежды и стелажи 5 шт=60 000, Матрацы 5 шт.=20 000, Постельные пр-ти (подушка,одеяло,комплект постельного белья) 5 шт. =15-20 000, Плита -20 000, холодильник (на такую семью обычный не подойдёт) - 70 000, стиральная машина - 25 000. На покрытия на пол, карнизы и шторы, люстры для детских комнат - не менее 80 0000, А ещё нужна посуда и множество необходимых в быту вещей, ведь семья огромная, на это ещё около 50 000 . А ещё расходы на переезд из другого города для семьи которая "отважилась" на такой серьёзный шаг. Получилась сумма около 500 тысяч рублей не меньше. Круто не правда-ли?)))). Можно купить всё в кредит и оплачивать средствами на содержание по 25 000 в месяц на протяжении трёх лет (ведь это всё для детей приобретается). Или продать собственный участок? Или машину? Только вот если что-то не так пойдёт, например вдруг возникнет мать восстановленая в правах, а мы детей полюбим и не станем брать других, расторгнем договор и поедем в свой город, нам никто не возместит расходов. Просвятите пожалуйста, может мы чего-то не знаем и для таких семей выделяется какая-нибудь единовременная помощь?

Наталья Карагодина

Добрый день,

рада вашему энтузиазму, и согласна, что расходы на семью, включая расходы на переезд, впечатляют. Также согласна, что это серьезный шаг, который нуждается в поддержке и сделать его могут только люди обладающие ресурсами - материальными и жизненными. Еще хочу обратить ваше внимание на то, что согласно требованиям закона, опекуном могут стать только лица, которые обладают доходом не ниже прожиточного минимум в регионе проживания, в последнее время практика такова, что учитывается не просто минимум на опекуна, но и на каждого члена семьи, включая приемных детей. Для сравнения можно взять семьи в которых живут и не пять, а более детей, и единственное на что могут рассчитывать опекуны - пособия, и не в московских суммах. Воспитание детей - серьезный и ответственный шаг и хорошо, что вы оцениваете его последствия, жаль только что единственно с позиции расходов и компенсаций.

Что касается восстановления матери в правах, то страх перед этим испытывают многие замещающие родители. Но этому есть объективные препятствия - в случае если мать не изменила своего образа жизни, суд не восстановит ее в правах, также если дети усыновлены, то восстановление в правах невозможно, наконец, восстановление в правах детей, достигших возраста 10 лет может быть только с согласия детей, и если они живут в семье, которую считают своей, то нет причин давать согласие на передачу их кровной матери.

Также отмечу, что данный проект является детищем ДСЗН, урегулирован законодательством города Москвы, и решать вопрос о подъемных и иных компенсациях необходимо только в рамках этого проекта.

Карагодина Н., адвокат

Слава Богу! Дай Бог нашим правителям еще больше таких умных мероприятий в поддержку сирот и семей! Мы с мужем тоже, наверное, приняли бы участие в этом проекте. Мы в браке уже давно, намного более трех и пяти лет, но деток у нас своих нет. А приемных взять, прямо скажем, некуда! У нас даже нет своей однокомнатной квартиры. Заработать своих 6 млн.руб. у нас пока не получилось! Поэтому такого рода помощь конечно, могла бы и нам самим облегчить жизнь и деткам сиротам оказать реальную помощь!
Единственное, я бы добавила несколько замечаний:
1. Я считаю, что выдавать жилье только семьям, взявшим 5 и более детей – это недостаточно мудрое решение в отношении детей. Скажу о себе, что я сомневаюсь, что сразу смогу взять на воспитание столько детей, а вот постепенно, начиная от трех или даже с одного – я точно бы смогла, — уверена в своих силах! Да и детям в такой многочисленной семье все равно не так уж и здорово, учитывая, что у мамы мало времени остается на то, чтобы уделять им персональное внимание, так чем получается лучше для таких детей в такой многодетной семье, чем в детском доме? Ну, не так ли получается, что для детей – это почти, одно и тоже? Я бы взяла для себя детей меньше, но чтобы иметь возможность каждому персонально уделять внимание! Ведь можно при выдаче жилья обойтись и квартиркой поменьше – не шестикомнатной, а в зависимости от количества взятых приемных детей.
2. Второй момент: было упомянуто такое условие, что дети должны быть из Москвы. Это почему? Дело в том, что, если я, как потенциальный родитель со всей искренностью ищу ребенка сироту, которого смогу воспитать как своего, то совсем нет гарантии, что этот ребенок будет из Москвы. Ведь дети –это не товар серийно-массового производства, что лежат на полках. И часто получается так, что будущая приемная мама смотрит анкеты детей и видит, что именно «её» ребенок, имеется в виду психологически «ее» располагается в другом регионе. Люди едут за так называемыми «своими» детьми – то есть теми, кто им запал в душу чем-то, как-то, кто похож на них физически или еще как-то так, едут в другой регион. А привозят его туда, где они сами проживают.
3. Вот тут, может быть более значимым фактором мог бы быть то факт, уроженцами какой области являются сами родители. Если приемный родитель сам уроженец Москвы и области и он проживает здесь более 10 лет, к примеру, то у него достаточно обоснования получить жилье именно в этом регионе, независимо откуда его приемные дети. А если он, например, приезжий и живет здесь всего один год, но взял 5 детей, чтобы получить жилье, то этот фактор недостаточный для обоснования выдачи ему здесь жилья – возможно человек за счет таких сирот просто хочет обосноваться в Мосвке, а вовсе не имеет правильных мотивов: сострадания и любви к этим детям. Ведь это все можно усмотреть в законе и обусловить, так, чтобы все было хорошо!
4. Вообще, я считаю, что всем искренне желающим служить сиротам родительской любовью, нужно всячески материально помогать. Вплоть до того, чтобы и усыновленным детям, а предоставлять все социальные выплаты и жилье, не только опекаемым, чего пока в законе, почему-то нет. Дай Бог, чтобы все у нас получилось и стало просто замечательно!