Полигамия: хорошо или плохо? Полигамный мужчина — это… Что такое полигамная семья

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

Как в обществе наладить механизм отсеивания тупых, ленивых и преступных мужчин?

Чем многожёнство отличается от полигамии? Что такое полигамная семья? Кто выбирает - мужчина или женщины? Была ли полигамия в ведической Руси? Как любовь связана с генетикой? Почему женщина - это фильтр? Как в старину отсеивали тупых, ленивых и преступных мужчин? Какая польза в полигамии для нации? Может ли быть карьера выше карьеры матери? Что объединяет идейно полигамные семьи? Георгий Сидоров проясняет особенности полигамных семей и пересказывает письма с благодарностями от своих читателей, которые уже создали такие семьи.

Георгий Сидоров писатель-историк: Надо начать с того, что само слово «многоженство», оно режет уши. Оно режет уши и мужчине и женщине. Это без разницы, когда мне говорят, что я многоженец. Если бы мне так кто-то сказал, мне было бы противно. Если женщина это слышит там, в гареме у кого-то, ей тоже противно. Дело - то совсем не в этом. Что такое полигамная семья? Когда женщины добровольно, добровольно выбирают себе. Одна, две женщины, три женщины приходят к какому - то мужчине и говорят: «Вот я пришла, потому что ты мне нужен». И другой нужен. И третей может быть нужен этот мужчина. Что такое любовь? Любовь - это прежде всего чувство мощной генетики. Той генетики, которая строит новая жизнь.

Женщина - это человек особый. Особой породы. Женщина как никто чувствует эту генетику. Не мужчина выбирал. Вот почему-то тут накат на меня. Многие женщины. Вот там наши мужики баб там ищут. Тащат себе. Ты там написал про многоженство, про полигамию. Да ничего я не писал. Я говорил, что на самом деле женщина выбирает. Женщина решает. Было время тысячу лет ведической Руси, когда именно женщина, выбирая совершенного мужчину, она напрочь отсекала мужчин дегенеративных. Вылетали все мужчины тупые, выпадали в осадок все мужчины ленивые. Выпадали мужчины из родов, где мужчины показали себя нехорошо. Например, были ворами или убийцами. То есть женщина их не. Она боялась родить дегенератов. Она боялась родить дрянь. Она приходила к мужчине, от которого она рожала детей, которыми она могла гордиться. Женщина была главным фильтром, потому что через нее рождаются люди новые.

И женщина не хотела рожать дегенератов, психопатов, извращенцев. Она не хотела. Она просто видела алкаша. Вот алкаш. Он не нужен. А ее подсовуют к алкашу. Он крутится около нее. Зачем от него рожать? Ведь любая женщина - это прежде всего мать будущих детей. Ведь высший статус женщины - это статус матери. Через женщину, это портал, откуда выходит душа, которая обличена в какое - то тело. И когда говорят, если женщина стала матерью, она потеряла, так сказать, карьеру. Я говорю какая может быть карьера. Выше карьеры, выше матери, карьеры матери нет такой карьеры. Это просто больные люди рассказывают какие - то сказки про какие-то карьеры. Эти карьеристские женщины все несчастные. У них нет нормальных детей, нет нормальных семей. У них все к чертовой матери летит кроме денег. А деньгами сыт не будешь. Получается, что деньги есть, а счастья нет. Квартира есть, машина есть, все есть, мужики есть, бегают кругом. Но никто не любит такую женщину.

Женщина расцветает только тогда. Когда ее любят. И когда она сама любит. А это может быть только в одном случае. Это если женщина встречает того, кто ей нужен. Масса писем приходит, значит к нам, ко мне. И мне говорят, Георгий Алексеевич, какой ты молодец. Ты нам рассказал как надо жить. Мы собрались трое. Мы живем. У нас все прекрасно. У нас отношения великолепные. У нас нет проблем. У нас нет скандалов. У нас все хорошо. Мы вместе катаемся на лыжах, вместе купаемся в бассейне. У нас общие друзья. У нас родились дети, они под присмотром. Родители побесились, успокоились. Но мы счастливы. И благодаря тебе. Ничего, думаю, я. Потом, под Новый год, мне звонок из Москвы. Не буду называть этого банкира, но этот банкир женился четвертый раз. У него четвертая жена. И с согласия тех трех, он взял эту девушку и женился на ней.

Там у него дети. Скоро появится здесь. И все они вместе, и все помогают ему. Объединяет всех в этих семьях общая идея. Идея жизни. Все они, вся четверка, они помогают ему вести дело это, банковское. А банкир надо сказать наш русский. Он творит чудеса, помогая нашим строителям. Не буду говорить кто такой. Не моя тайна. Но это все. Радость этой работы, она распределяется по всем. Все рады. То есть вектор, вот этот вектор долгосрочных программ, который у мужчины устремлен вверх. Вокруг вращаются вектора этих женщин. Они, помогая этому вектору, они поднимают сами себя на уровень другой. Выше, выше, выше, выше.

Недавно один знакомый долго рассуждал о преимуществах полигамных семейных отношений. Конечно, имелись в виду в первую очередь семьи, где у одного мужчины несколько женщин. Что же в действительности стоит за такой формой сожительства?

Как выглядит полигамный брак?

Как мы знаем, на Востоке мужчина может иметь . Правда, при условии, что он сможет их всех содержать. У нас совсем другие культурные понятия. Но все же полигамные семьи встречаются и у нас.

Например, мужчина живет на две семьи. Они могут находиться в разных городах или даже странах, а могут и в одном городе. В обеих семьях могут рождаться дети. Иногда жены (как правило, официальная – только одна, или все браки – гражданские) знают друг о друге. Иногда - нет. Иногда только делают вид, что не знают. Таких семей у мужчины может быть и больше двух – три, четыре… Особенно если он обеспечен.

Гораздо реже встречается ситуация, когда мужчина живет с обеими своими женщинами в одном доме. Кстати, не обязательно жен может быть только две. Например, руководители сект нередко создают себе целый гарем из наложниц, причем все дамы проживают на одной площади и рожают «гуру» детей.

Если все «супруги» проживают вместе, то они обычно делят между собой семейные функции и обязанности. «Старшая» жена ведет дом, решает все «оргвопросы», «средняя», скажем, смотрит за детьми, а «младшая» служит в основном для постельных утех.

При каких условиях женщина может добровольно согласиться стать «одной из»? По разным причинам. Например, она уже постарела, а мужчине еще нужен секс. Или у них нет детей, а он хочет ребенка. Или родились одни дочери, а он мечтает о сыне-наследнике… Часто она не представляет себе, как будет выживать в одиночку – нет своих денег, жилья и т.п. Если женщина еще молода, то ее может привлекать состояние мужчины, хочется жить в достатке. Бывают, конечно, и случаи, когда женщина просто любит этого мужчину и готова на все, чтобы остаться с ним – даже делить его с другими «женами».

Плюсы полигамного брака

На первый взгляд, в распространении масса плюсов. Решается проблема дефицита мужчин и женского одиночества, так как любая представительница прекрасного пола, если не найдет себе одинокого мужчину, всегда может стать членом такой семьи. Женщина «пристроена» материально, у нее есть крыша над головой, не приходится одной взваливать на себя все обязанности по хозяйству, заботы о детях, всегда найдется, кому помочь. Никто не заставит ее насильно исполнять супружеский долг – если ей не можется или нет настроения, муж просто отправится в спальню к другой «жене»… Кстати, совершенно не обязательно полигамный брак предполагает «секс втроем». Чаще всего у каждой из «жен» своя комната, а иногда и квартира, где она живет вместе с детьми.

Мужчине незачем бегать по любовницам. Если одна из жен не устраивает его в постели, но она при этом, к примеру, хорошая хозяйка, то разводиться ни к чему, ведь можно найти еще одну жену, которая даже яичницу готовить не умеет, но зато сексуальная. А если с обеими дамами не о чем поговорить, то можно взять еще интеллектуалку, которая будет сопровождать мужа на приемы и званые ужины и развлекать его и его окружение умными беседами.

Минусы полигамного брака

А теперь давайте посмотрим на полигамию с другой стороны. О равноправных отношениях в таком браке не может быть и речи. Муж – хозяин и господин, а жены должны удовлетворять его нужды. Для этого он их и завел.

Каждая нормальная женщина мечтает быть единственной и неповторимой для своего любимого мужчины. Каково сознавать, что ты никогда не будешь для него такой? Возможно, внешне женщина и соглашается принять правила полигамной игры, но внутри все равно нет-нет да и вскипит обида: почему я одна его не устраиваю, почему ему нужен для жизни кто-то еще?

Вряд ли это будет способствовать повышению женской самооценки. Ведь если мужчине не хватает ее одной, то, значит, с ней что-то не так. А значит, она просто недостойна того, чтобы мужчина выбрал именно ее. Она – просто придаток к этому мужчине, причем не единственный.

Получается, что полигамный брак дает преимущества прежде всего мужчине. Он получает одновременно домохозяйку, мать своих детей, любовницу, интересную собеседницу – причем не нужно искать ту, которая все это совместит в одном лице. Но идет ли тут речь о любви?

Если человек действительно любит, то он принимает любимого вместе со всеми недостатками. К любимому человеку стремишься притереться в сексе, ему можно простить непрактичность или то, что он звезд с неба не хватает… Любят ведь по большому счету не за какие-то достоинства. Просто любят. И любящему не придет в голову искать партнера на стороне, потому что любовь дает ему все, что необходимо.

Если вспомнить, то даже у турецких султанов были любимые жены, а остальные – так, потому что принято… Стремление к полигамии – не что иное, как следствие неспособности или нежелания любить. И для женщины принятие таких отношений, на мой взгляд, унизительно. Впрочем, каждый сам волен делать выбор.

Если спросить у какого-нибудь среднестатистического нашего соотечественника , существует ли в нашей стране многожёнство, то он тут же ответит, что такого в нашей цивилизованной стране не бывает. Это удел каких-нибудь стран третьего мира, ну или недавно только ставших цивилизованными арабских государств, и ещё не выросших из этих диких обычаев. С многожёнством всегда связывают такие пренеприятнейшие понятия, как угнетение женщин, сексуальное рабство, гендерное неравенство, и тому подобные дикости.

А ведь, если посмотреть на явление непредвзято, то вряд ли мы обнаружим в нём что-то зазорное. Ведь семья, в которой у одного мужа сразу несколько женщин, вовсе не подразумевает, что каждая женщина содержится на правах животного или чего-то среднего, между животным и человеком. Она ведь совершенно не обязательно была насильно выдана замуж собственными родителями "по предварительному договору" с семьёй мужа, она вовсе не обязательно лишена права на развод и тому подобных неотъемлемых прав. В такой семье жена вполне может быть во всём равна не только другим жёнам, но и мужу. Все эти аспекты, которые принято связывать с многожёнством, на самом деле могут к нему никакого отношения и не иметь.

И, вы удивитесь, возможно, если узнаете, что в нашей стране многожёнство практикуется очень часто. К примеру, тайные - разве нет их у некоторых мужчин? Бывает, что только через много лет открывается правда, и оказывается, что на протяжении всей жизни он время от времени тайком посещал другую женщину, которая растила от него ребёнка, согласная хотя бы на такое внимание со стороны мужчины, чем на полное отсутствие отца и мужа.

Если вам кажется, что это не совсем то, тогда, возможно, следует упомянуть самые настоящие семьи , построенные на принципах многожёнства, которые устраивают для себя многие олигархи. Знаменитая "Рублёвка" - вся уставлена именно такими вот домами, где по соседству живут сразу три, четыре женщины, которые растят детей от одного богатого и властного мужчины. Он, ввиду собственной занятости, посещает их только тогда, когда выпадает свободный час, и они не требуют большего. Зато в финансовом плане он их полностью обеспечивает. И они ходят друг к другу в гости, эти женщины, вместе воспитывают детей, от которых не скрывается, что у их папы много мам. Вот вам - типичный пример многожёнства, который есть у нас.

Вы можете возразить, что такой пример единичен, и это явление не носит массового характера . Что ж, всё больше и больше богатых людей в нашей стране предпочитают такой образ жизни обычному браку. Регистрировать брак "по старинке", в ЗАГСе, их никаким калачом не заманишь, поскольку они, опытные бизнесмены, не могут позволить себе вляпаться в такой "контракт", вместо этого они предпочитают держать своих жён на поводке собственной любви и финансовой зависимости. А в различных эмиратах тоже далеко не каждый мужчина может позволить себе гарем, а только самые богатые. Так что разница не так уж велика.
Но что заставляет женщин соглашаться на такие отношения ? Неужели, исключительно деньги? Без них не обошлось, но многожёнство имеет и другие плюсы.

В первую очередь, надо сказать, что эти женщины понимают: лучше такой брак, чем никакого. Ведь статистика беспощадна: всё меньше и меньше мужчин желают вступать в брак, вместо этого они предпочитают свободную жизнь холостяка. А уж среди богатых и обеспеченных мужчин таких и того больше. Следовательно, нужно хвататься за то, что дают.

Да и не такая уж это плохая возможность для женщины . Во-первых, появляется возможность завести детей, которые никогда не будут голодны, никогда не будут жить в нищете, в холодных маленьких квартирах, в необеспеченности. Трудно найти многоженца, который не имел бы достаточных финансов для содержания своего гарема.

Плюс, поскольку такая семья часто носит характер обдуманной договорённости , то она крепка. Разводов в таких не случается, и уж точно жёны не уходят к матери, разбив в доме всю посуду и прихватив ребёнка, если узнают, что мужчина спал с другой женщиной, верно? Так что в каком-то смысле, такая семья в среднем здоровее и крепче традиционной.


Конечно, приходиться мириться и с неизбежными минусами, без которых многожёнство тоже не обходится. Так, каждой из своих жён мужчина не может уделить достаточное по современным меркам внимание. И вряд ли стоит утверждать, что многожёнство полностью уничтожает в женщине ревность. Скорее всего, с неизбежной ревностью приходится просто мириться, а за внимание мужчины приходится конкурировать. Что, конечно же, идёт только на пользу самому мужчине, каждая жена которого старается быть для него самой лучшей, выгодно отличаясь от остальных.

Меньше внимания в такой семье уделяется и детям . Но тут надо учитывать, что сегодня общество и так требует в сто раз больше внимания от отца к своему ребёнку, чем это было сто лет назад. Было время, когда заботливым считался отец, который мог легко узнать в лицо каждого своего ребёнка, а уж тот, кто ещё и мог ответить, как кого зовут - просто пример для подражания. А сегодня мы называем чёрствым и грубым отца, который не уделяет ребёнку хотя бы пару часов в день. Нужно понимать, что это не устоявшаяся норма, не естественная потребность ребёнка в обильном отцовском внимании, а лишь изнеженные нравы нашей сытой эпохи.

Так или иначе, спорить о том, хорошо ли многожёнство , или оно плохо, практически бессмысленно. Исследователи нашего общества в один голос предсказывают смерть традиционного института брака, так что придётся приспосабливаться как-нибудь иначе. Пока же, каждый должен сделать вывод для себя сам, подходит ему многожёнство или нет. И не забывать, что на законодательном уровне оно всё ещё запрещено, так что тот, кто решит сожительствовать таким образом, вынужден будет ещё и скрывать свои делишки от закона.

Однополые семьи

Еще лет 20 назад о таких семьях никто и подумать не мог, а теперь во многих странах идут дискуссии о разрешении на их регистрацию (а в некоторых это уже сделано).

Однополая любовь, сама по себе, существует столько же, сколько и разнополая. Ее причины рассмотрены в упомянутой ранее статье "О взаимодействии людей". Тут речь о семье.

К сожалению, общество чаще всего очень негативно относится к однополым отношениям. Почему? Причина простая: основой семьи для большинства людей является именно процесс размножения и наличие детей, что, разумеется, невозможно в семье однополой. С этой точки зрения, разумеется, регистрация и признание такой семьи невозможны. Мало того, попытки взять детей на воспитание в такой семье тоже нельзя считать разумными, поскольку, имея двух пап или двух мам, ребенок совершенно теряет представление о демографических процессах. Но это один подход.

Как указывалось мной в вышеназванной статье, любовь и размножение - это разные вещи. Если два однополых человека хотят жить вместе - это их дело. Если они хотят зарегистрировать свои отношения на случай каких-то юридических споров (а как я уже писал, это практически единственная причина для регистрации браков вообще) - это тоже их право, пусть регистрируют. Их отношения будут считаться семьей в силу наличия указанных выше признаков семьи. Однако, все, что связано с размножением, такой семье недоступно и поэтому вроде бы не стоит брать им детей на воспитание.

Полигамные семьи

Есть еще одна разновидность семьи - полигамная. Один муж и несколько жен, или наоборот. С точки зрения жителя Запада такая семья кажется дикой и непонятной. Однако, дело не только в том, что ислам, например, разрешает иметь до 4 жен (все они, кстати, имеют большие права и социально защищены). Вспомним фильм "Белое солнце пустыни": одна жена стирает, одна готовит, одна детей воспитывает - и все одна? Да, это все действительно трудновато совместить...

А если одного мужчину любят несколько женщин? А он любит их и не может сделать выбор, обидев остальных и разбив их чувства? А если двое мужчин любят одну женщину, а она тоже не может выбрать между ними, любя обоих (вспомните "Маленькую хозяйку большого дома" Д. Лондона)?

Почему нельзя разрешить им образовать такую тройную или более семью (разумеется, если все участники согласны)?

Все дело в том, что люди подходят к семье и даже любви с позиции собственника: это мой муж (жена), никому не отдам, никто не имеет права близко подойти! На самом деле, любовь - это не право собственности. И семья - это всего лишь то, что перечислено в начале этой статьи (а там не оговорено число участников), но вовсе не право монопольного владения чьим-то телом или душой.

Рассуждения о нравственности тут неуместны, поскольку взгляды на эту нравственность меняются со временем, зависят от страны, религии и от многих других факторов. Тем более, что ничего безнравственного в любви нет вообще! Поэтому общественное осуждение таких браков, а уж тем более их уголовное преследование - это отголоски первобытного права на обладание и современному цивилизованному демократическому обществу никак не соответствуют. Разумеется, повторяю, в том случае, если все участники такой семьи согласны жить именно таким образом. И если это так, то общество не имеет никакого права вмешиваться в чужую личную жизнь и предъявлять какие-то требования.

И в такой семье вполне может быть несколько мам и один папа (или наоборот, хотя это менее вероятно). И если дети будут видеть в такой семье любовь и понимание между взрослыми, то и сами они будут воспитаны в духе любви и взаимопонимания. И все поймут.

И такая семья - это гораздо лучше и нравственнее, чем современные обманутые жены, тайные любовницы и внебрачные дети, обреченные на безотцовщину. И какой толк от подобных запретов и ограничений? Любовь все равно не терпит ни запретов, ни ограничений, история цивилизации показывает это постоянно.

Супруги и возлюбленные - не собственность друг друга! Может быть, в третьем тысячелетии человечество это поймет, наконец...