Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Как устроено сознание человека, открытия психологов, известные эксперименты Что человеческий разум

Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.

Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.

Разум человека это категория совсем другого свойства, Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.

Направленность ума и разума

Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.

Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.

Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.

Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.

Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:

  • Разум – это духовная составляющая человека, включающая наивысшею степень мышления, он функционирует на более высокой энергетической частоте в отличии от сознания (ума).
  • Ум – это инструмент сознания (со+знание т.е. сопутствующие знания). Ум человеку необходим, чтобы принимать, исследовать и анализировать информацию.

Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.

Задачи человеческого ума и разума

Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.

Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.

Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.

И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.

Разуму не нужно делить на части, чтобы понять целое, не нужен предыдущий опыт . Он открыт для получения энергии и знания от Сущности и находясь в одном вибрационном поле с ищущим человеком, предстаёт, как осознание.

В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.

Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.

Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.

Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.

Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.

И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью

1 . Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне .

2 . Разум человека ф ункционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.

3 . Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.

Что такое разум? Разум (буддхи ) – интеллектуально-волевое начало, которое дает оценку идеям и мыслям. Разумом обладает только человек, у животных – сознание.

Чем знание собаки отличается от знания человека? Тем, что человек знает, что он знает, а собака не знает. Это очень существенная разница, которая является нашей привилегией и позволяет нам быть человеком по-настоящему, то есть меняться и выходить за пределы своей судьбы, создавать новую карму. Это – осознанность или способность оценивать свое знание. Способность посмотреть на себя со стороны и подумать, правильно ли я действую или нет.

Жить здесь и сейчас – значит находиться на уровне разума. Разум является самым высшим и сильным материальным элементом. Это первый элемент творения. Философия йоги, основанная на принципах ведической космологии, объясняет строение микрокосмоса (нашего тела) в сравнении с макрокосмом.

Первое, что появилось из материи, которая изначально находилась в непроявленном состоянии, – это разум, махат или буддхи (санскрит). Затем уже возникло все, что мы видим вокруг себя – грубые элементы тела, солнце, планеты и все остальное.

Русское слово совесть – это синоним слова буддхи или разума. Как проявляется совесть? Неприятным чувством внутри, что я неправильно поступаю, что я что-то не то сделал, не так себя повел, не то сказал. Люди очень часто пытаются задавить в себе это чувство, загнать его поглубже. Подобно совести, разум – неприятное свойство, большая часть людей пытается от него избавиться. Разумному человеку жить гораздо тяжелее, чем неразумному, потому что разум будет все время говорить: «Все неправильно, все не так, ты не делаешь то, что должен делать». Известны слова:

«Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»

Махатма Ганди

Но на самом деле разум – это наша большая ценность. И самое удивительное, что мы можем сделать – это развить в себе способность пользоваться разумом, который у каждого индивида находится на своем уровне: у кого-то он сильнее, у кого-то слабее, а у кого-то – просто задавлен. Слабый разум не позволяет человеку отличать хорошее от плохого и заставляет его деградировать. Сильный же разум возвышает сознание.

Свойства разума:

  • отличать материю от духа,
  • отличать сознание от материи,
  • отличать хорошее от дурного.

Философия санкхьи объясняет, что одно из качеств человека с сильным разумом – это способность преодолевать препятствия. Согласно санкхье , все йогические, мистические силы и способности, которые развивает человек – это результат сильного, чистого разума. Человек с сильным разумом может преодолеть любое препятствие. Разум – это не способность логически мыслить, это способность доводить вещи до своего сознания, оценивать свои действия, смотреть на себя со стороны и отличать хорошее от плохого.

Человек инстинктивно понимает, что является добром, а что злом.

«Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант

И этот нравственный закон – не что иное, как совесть. Сильный разум подсказывает, как нужно действовать, даже если уму это не нравится.

Ментальный желудок

Разум – в высшей степени важная функция нашего сознания, так как он позволяет правильно переварить полученный опыт. Тут можно провести аналогию с огнем пищеварения. Согласно древней науке Аюрведе, если огонь пищеварения плохой, пища не переварится, она превратится в яд и будет отравлять человека, вызывая болезни. У такого человека не будет энергии и сил. Точно так же и слабый разум не может переварить опыт, который человек получает, соприкасаясь с этим миром.

Непереваренный жизненный опыт превращается в ментальный яд, который порождает болезни на уровне ума и переходит на физический, соматический уровень.
Например, обиды являются следствием непереваренного разумом опыта. Наша судьба, Бог, провидение дали нам неприятный опыт в жизни. Мы этот опыт заслужили. Мы сами что-то такое раньше делали и теперь получили результат этих действий. Нам нужно взять этот опыт, переварить, извлечь из него урок, перевести в усвоенную форму и сделать своим достоянием, своим богатством. Если мы не можем переварить этот опыт, он превращается в ментальный яд. Этот яд разрушает нас изнутри, он превращается в депрессию, злость, негативизм, постоянную умственную боль, которую человек изливает на окружающих. Люди со слабым разумом, прожившие долгую жизнь, превращаются в невозможных существ, в источник постоянного негатива. Причина этого проста – у них не хватило разума, чтобы переварить свой жизненный опыт. И наоборот, люди с сильным разумом, пережившие, переварившие этот опыт, принявшие его, превращают его в какие-то замечательные качества. С такими людьми приятно общаться.

Мы должны развивать в себе разум, эту способность переваривать, понимать свой жизненный опыт.

Разум и карма

Что происходит с нашей кармой , когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта карма проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?

То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы . Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.


Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма . Это очень сильные самскары или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.

Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.

Это простая формула перемен – даже если карма нас настигла, нужно приложить усилия и остаться на платформе разума.

Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться. Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.

Секретный тумблер

В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.


Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.

За пределами бури страстей

«Все то, что мы не доводим до нашего сознания, входит в нашу жизнь, как судьба»

Карл Юнг

Для начала нужно понять, что у меня есть то или иное плохое качество. Например, жадность или лень. А затем – посмотреть на себя со стороны и подумать: «Надо же, какой нехороший, какой лентяй и жадина». Увидев качество в себе, мы почувствуем, что оно стало слабее. Если скажем: «Ну вот такой уж я есть», – то и останемся такими же. Первый шаг к изменениям – признание в себе тех или иных недостатков. Мы доведем до своего сознания мысль, что это – абсолютно иррациональная, ненужная вещь, которая не принесла нам ничего хорошего. Ведь на самом деле жадные и ленивые люди несчастны, а счастливы те, кто хочет служить, дарить, делиться, отдавать. Щедрых людей, которые всем помогают, любят, а жадных и ленивых не любит никто.

Избавиться от негативных качеств не трудно. Нужно лишь постоянно переносить их в сферу сознательного, и в какой-то момент можно будет почувствовать, как они ушли, одно за другим.

Очень важно найти точку беспристрастности, из которой мы будем всегда наблюдать за собой со стороны. Так называемый «глаз циклона» – точку спокойствия в центре разрушительной бури.

Это и есть разум – способность находиться за пределами вихрей в нашем сознании.

Эта способность в высшей степени важная вещь, которая поможет нам перейти на более глубокий уровень. Чтобы разум был ясный, чтобы всегда находился в этой позиции, нужно постоянно работать над ним, укреплять его.


Самый лучший способ укрепления разума – соприкосновение с разумом Высшим, со священными писаниями, являющимися творением этого Высшего разума, в которых очень ясно изложен Его закон. Тот закон, который уже заложен и в нашем разуме. Мы читаем священную книгу, и вдруг у нас возникает чувство, что мы это всегда знали. Потому что у нас есть этот разум, есть критерии добра и зла, понимание, что хорошо, а что плохо, но из-за нашей кармы, из-за наших прошлых поступков все это стало нечетким, затененным бесчисленными самскарами , негативным опытом. И для того, чтобы расчистить эти кармические завалы и погрузиться в состояние «здесь и сейчас», то есть в состояние осознанности, очень важно постоянно находиться в соприкосновении с Высшим разумом в виде книг и в виде людей, которые живут в соответствии с высшими принципами и ценностями.

Человеческий разум

(Из книг «Руководство для преклиров» и «История человека»)

Принято считать, что человеческий разум - это что-то такое, что возникло только в последнем поколении или примерно в то же время. На самом деле сам разум и организм - одного возраста. И в соответствии с более ранними догадками и доказательствами, установленными этой новой наукой, оказывается, что организм (или тело) имеет довольно большой возраст. Его возникновение уходит в прошлое, к первому моменту появления Жизни на Земле.

Сперва существовала физическая вселенная, о возникновении которой мы ничего не знаем. И затем, вместе с остыванием планет, в море появляется частичка живой материи. В конце концов эта частичка становится сложным, но пока еще микроскопическим одноклеточным организмом. А затем проходят геологические эры, и она становится растительной материей. После этого она превращается в медузу. А затем она становится моллюском и совершает переход к формам, живущим на поверхности. Жизнь развивается во все более и более сложные формы - насекомые и птицы, ленивец, антропоид и, наконец, человек. Существовало множество промежуточных стадий.

Человек с выраженной материалистической точкой зрения, который видит только материальную вселенную, услышав об этом, испытывает замешательство и неопределенность. Он пытается сказать, что живые организмы - это просто плоть, всецело часть материальной вселенной. Он пытается сказать, что в конце концов все это только «бесконечный поток протоплазмы»; поколение сменяет поколение путем размножения, и важно именно и только это. Человек, который совсем не думает, вероятно, совершает много ошибок - не только по отношению к человеческому разуму, но и по отношению к человеческому телу.

Теперь мы обнаружили, что наука о жизни, например физика - это наука о статике и движении.

Мы поняли, что нет такой структуры в физической вселенной, которую можно было бы сравнить с самой Жизнью, с живой частью Жизни. Это не просто другая энергия и не просто случайность. Жизнь - это статика, которая все же обладает силой управлять, оживлять, мобилизовать, организовывать и разрушать материю, энергию, пространство и, возможно, даже время.

Жизнь - это ПРИЧИНА, которая воздействует на физическую вселенную, являющуюся СЛЕДСТВИЕМ. Сейчас в пользу этого существуют потрясающие доказательства. В физической вселенной нет истинной статики. Было открыто, что каждая кажущаяся статика содержит движение. Но статика Жизни явно является истинной статикой.

Очевидно, что жизнь началась, будучи чистой ПРИЧИНОЙ. С появлением первого фотона она стала участвовать в управлении движением. И начиная с этого момента, управляя движением, она всегда накапливала опыт и усилие, теперь содержащиеся в теле. Жизнь - это статика, физическая вселенная - это движение. В результате воздействия ПРИЧИНЫ на движение возникла некая комбинация, которую мы видим как единый живой организм. Мысль не есть движение в пространстве и времени. Мысль - это статика, содержащая образ движения.

Таким образом, можно сказать, что первая мысль о физической вселенной возникла при первом столкновении с движением. Эта статика, не имеющая объема, длины волны, пространства и времени, кроме того записывает движение и его последствия в пространстве и во времени.

Это, разумеется, аналогия. Но эта аналогия имеет отличительную особенность: она стремительно разрешает проблемы разума и физической структуры.

Значит, разум и мозг - это не одно и то же.

Мозг и нервная система просто являются проводниками вибраций физической вселенной. Мозг и нервные стволы очень похожи на систему коммутаторов. И в этой системе существует место, в котором вибрации превращаются в записи.

Организм приводится в действие ПРИЧИНОЙ - постоянно существующей, не обладающей временем, пространством и движением. Эта причина зеркально отражает, или собирает, «отпечатки» движения. Эти «отпечатки» мы называем «воспоминаниями», а точнее - факсимиле.

Факсимиле - простое слово, обозначающее картинку или копию вещи, но не саму вещь. Таким образом, чтобы избавить вас от путаницы, мы примем и будем говорить, что телесные восприятия «хранятся» в виде факсимиле.

Зрительные, слуховые, вкусовые и все другие восприятия тела хранятся в виде факсимиле тех моментов времени, когда был получен «отпечаток».

Действительная энергия этого «отпечатка» не хранится. Она не хранится разве только потому, что молекулярной структуры тела недостаточно для хранения этой энергии как таковой. Энергия физической вселенной явно слишком велика для того, чтобы хранить ее. Более того, несмотря на то, что клетки отмирают, воспоминания продолжаются, существуя, по-видимому, всегда.

Факсимиле вчерашней боли в пальце может быть перенесено в сегодняшний день с полной силой воздействия. Все, что происходит вокруг тела, - независимо от того, бодрствует оно или спит, - записывается в виде факсимиле и хранится.

Существуют факсимиле всего и вся, что хоть когда-либо было воспринято телом - увидено, услышано, почувствовано, понюхано, попробовано, пережито - с первого момента существования. Существуют факсимиле удовольствия и факсимиле скуки, факсимиле внезапной смерти и быстрого успеха, факсимиле тихого разложения и последовательной борьбы.

Обычно под памятью понимают вызов информации из недавнего времени; поэтому мы и используем слово «факсимиле», так как оно и является тем целым, частью которого является память; слово «память» не охватывает всего того, что уже открыто.

У человека должно быть очень хорошее представление о том, что такое факсимиле. Это запись движения и ситуаций, происходящих в физической вселенной, вместе с умозаключениями разума, основанными на более ранних факсимиле.

Человек видит собаку, которая гонится за кошкой. Через долгое время после того, как собака и кошка уже скрылись из виду, человек может вызывать из памяти тот момент, когда собака гналась за кошкой. Пока действие происходило, человек видел место действия, слышал звуки и, возможно, даже чувствовал запах собаки или кошки. Пока человек наблюдал, у него билось сердце, содержание солей в его крови было таким-то и таким-то; вес его тела, положение его суставов, ощущение его одежды, прикосновение воздуха к его коже, - абсолютно вся эта информация также полностью записывалась. Все это в целом и составляет единое факсимиле.

А теперь можно просто вызвать в памяти сам факт наблюдения за тем, как собака гналась за кошкой. Это и есть воспоминание. А если человек смог сконцентрироваться и находился в хорошем душевном состоянии, он снова сможет увидеть собаку и кошку, сможет услышать их, сможет почувствовать воздух на своей коже, положение суставов, вес своей одежды. Он может частично или полностью еще раз пережить этот опыт. Другими словами, он может частично или полностью довести до сознания «память» - единое факсимиле собаки, гоняющейся за кошкой.

Для того чтобы сделать это, человек не нуждается в наркотиках или в гипнозе. Люди совершают бесконечное количество таких воспроизведений [Пр. пер. - «риколов»] и считают, что «так делают все». Человек с хорошей памятью - это только такой человек, который может легко вызывать в памяти свои факсимиле. Сегодня маленьких детей в школе обучают методом повторения (заучивания). Это не является необходимостью. Если он получает хорошие оценки, то обычно это происходит потому, что он просто вызывает «в уме» - по сути дела в своем сознании - факсимиле той страницы текста, по которой его спрашивают в школе.

В течение жизни человек записывает двадцать четыре часа в сутки - неважно, спит ли он, бодрствует, ощущает боль, находится под воздействием анестетика, счастлив или печален. Эти факсимиле обычно записываются со всеми восприятиями, то есть по каждому каналу чувств. У человека с отсутствующим каналом восприятия, как в случае глухоты, эта часть факсимиле отсутствует.

Полное факсимиле представляет собой что-то вроде цветной трехмерной картинки со звуком, запахом и другими ощущениями, вместе с заключениями или расчетами человека.

Однажды, много лет назад, один студент, изучавший разум, заметил, что у детей есть способность видеть и слышать в памяти все то, что они видели и слышали в действительности. Было также замечено, что эта способность долго не сохраняется. Эта тема дальше не исследовалась, а соответствующие исследования были настолько туманными, что я не знал о них в самом начале моей собственной работы.

Теперь нам много известно об этих факсимиле.

Нам известно, почему большинство взрослых людей не может с легкостью вызывать их, известно, как они изменяются, как воображение может переделывать их - например, в галлюцинациях или снах.

Короче говоря, человек аберрирован настолько, насколько он не способен управлять своими факсимиле. Он разумен настолько, насколько он способен управлять своими факсимиле. Он болен в той же степени, в которой не может управлять своими факсимиле. Он здоров в той же степени, в которой может управлять ими.

Та часть саентологической науки, которая посвящена восстановлению разума и тела, имеет отношение к явлениям, связанным с управлением этими факсимиле.

Человек должен уметь по своей воле выбирать, исследовать и откладывать любое факсимиле, которое у него имеется. Целью этой новой науки - не в том, чтобы полностью восстановить все восприятия в риколах; цель заключается в том, чтобы восстановить способность человека управлять своими факсимиле.

Когда человек НЕ МОЖЕТ управлять своими факсимиле, он может «втащить» их в настоящее время, - и в результате окажется, что теперь он сам не способен избавиться от них.

Что такое психосоматическое заболевание?

Наглядно говоря, это боль, содержащаяся в переживаниях прошлого, или физическая дисфункция в опыте прошлого. Факсимиле этого прошлого опыта «внедряется» в настоящее время и остается у человека до тех пор, пока оно опять не исчезнет из поля зрения в результате шока, или же пока от него не избавятся с помощью этой новой науки. Однако шок или острая необходимость дают ему возможность вернуться снова.

Горе, сожаление, беспокойство, тревога и другие эмоциональные состояния просто-напросто являются одним таким факсимиле или несколькими из них. Обстоятельства смерти, скажем, повергают человека в горе. После этого человек получает факсимиле, содержащее горе. Появляется какая-нибудь причина, по которой человек вносит это факсимиле в настоящее время. Он не сознает и не исследует это обстоятельство, но тем не менее оно действует против него. Таким образом, он горюет в настоящем времени и сам не знает почему.

Причина - в старом факсимиле. Причина именно в этом, и доказать это можно с помощью саентологических процессов. Как только с факсимиле снимается заряд болезненных эмоций, человек выздоравливает. Это и есть один из этапов саентологического процессинга.

Человеческий разум - только одна из стадий в вечно существующем разуме. Первая частичка жизни, которая начала оживлять материю на Земле, стала записывать факсимиле. И с тех пор эти записи продолжаются. Интересно, что все эти записи доступны любому разуму. В предшествующих исследованиях я случайно обнаружил факсимиле, которые не были галлюцинациями или игрой воображения, которые, кажется, уходят намного дальше вглубь, чем текущая жизнь человека. Затем, при появлении средств для процессинга усилий, появилась возможность «включать» факсимиле со всеми ощущениями по желанию, и таким образом стало возможным проверить самые ранние доступные периоды времени. Так был обнаружен генетический код, и я был потрясен, когда увидел в неприкрытом виде факсимиле эволюционной цепи, доступные любому будущему исследователю. Многие одиторы с тех пор получили такие же результаты, и таким образом у биологов и антропологов появилась «бомба» с завораживающей информацией.

Есть такие люди, которые ничего не знает о разуме и, тем не менее, им за это очень хорошо платят; они будут с видом знатока рассуждать об иллюзиях и галлюцинациях. Существуют точные и четкие законы поведения галлюцинаций. Воображаемый инцидент следует определенному образцу. В действительном инциденте совершенно невозможно ошибиться. Факсимиле действительного опыта ведет себя по определенному образцу. Оно ведет себя определенным образом; человек получает ясные усилия и восприятия, а содержание инцидента раскрывается и остается довольно постоянным во время нескольких подробных пересказов. Содержание воображаемого инцидента обычно исчезает, и человек затем пытается поддержать свой интерес к этому факсимиле, приукрашивая его. Кроме того, в нем нет постоянных усилий. Тот, кто не может отвести время на установление действительности факсимиле, - прежде чем всезнающе рассуждать о «галлюцинациях», - вероятно, сам заблуждается.

Человеческий разум, такой как современный разум Человека, совсем не отличается от разума большинства простейших форм, в том числе и одноклеточных, за исключением усложненности мозгового придатка. Человеческое существо использует факсимиле для оценки опыта, формирования выводов и планирования будущего для выживания самым лучшим возможным способом - или для планирования того, как умереть и начать все снова.

Человеческий разум способен создавать очень сложные сочетания факсимиле. Более того, он способен создавать факсимиле на основе старых факсимиле. Ничто в разуме не ухудшается, кроме его способности управлять факсимиле. В один прекрасный момент разум становится неспособным использовать факсимиле в качестве опыта прошлого и начинает постоянно использовать его в настоящем времени в качестве оправдания неудачи. Затем возникает аберрация и психосоматическое заболевание.

Воспоминание о боли содержит боль, и эта боль может стать болью в настоящем времени. Воспоминание об эмоции содержит эмоцию, и эта эмоция может стать эмоцией в настоящем времени.

Разум записывает постоянно

За все время существования человека было замечено, что если человек больше не может контролировать свои собственные действия и функции и одновременно с этим опять же не может контролировать свои воспоминания того, что произошло, то этот материал не записывается. Это предположение абсолютно необоснованно.

Давайте сперва внимательно посмотрим на боль. Говоря техническим языком, боль вызывается усилием, противоположным усилию человека как такового.

Человек - это колониальное сообщество клеток.

Каждая клетка стремиться жить. Каждая клетка и весь организм по сути движимы желанием выживать.

Вся эта физическая структура состоит из атомов, молекул, органических и неорганических веществ. Пока человек живет и осознает, эти атомы и молекулы сохраняют упругие взаимодействия и регуляцию, которые оптимальны или близки к оптимальным.

При получении противоусилия (например, такого как удар, - или противоусилия изнутри, как, например, наркотиков, шока или бактерий) эти упругие взаимодействия и регуляция, которые оптимальны или близки к оптимальным и присущи нервам, мускулам, костям и тканям тела, расстраиваются. Результатом является такое замедление или ускорение движений внутри физического тела, при котором происходит нарушение упругих взаимодействий и регуляции атомов и молекул.

Это - боль. Именно противоусилия выживанию являются причиной этого эффекта. Техническое название этого эффекта - рандомити [произвольность].

Направления движения различных частей организма не согласованы и соответствуют случайным векторам или контурам. В результате боли неизменно происходит потеря - потеря клеток или потеря общей регуляции.

Если боль уходит, она все равно остается записанной. Запись этой боли можно снова вызвать к жизни (воспроизвести).

Если вы хотите провести очень простую проверку, просто-напросто вернитесь в последний момент, когда вы ушиблись. Получите, насколько это возможно, полное восприятие окружающей вас обстановки и того объекта, который причинил вам боль. Попытайтесь снова войти в контакт с причинившим вам боль объектом. Если только вы не сильно закупорены, вы должны суметь еще раз почувствовать эту боль. Если вы сами не можете провести этот тест из-за того, что вы закупорены, попросите ваших друзей сделать это. Рано или поздно вы найдете человека, который сможет осуществить рикол этой боли.

Еще один тест: ущипните себя, а затем вернитесь в тот момент, когда вы это делали, и почувствуйте этот щипок снова. Даже если вы закупорены, вы должны суметь сделать это.

Короче говоря, боль хранится в записи. Но это еще не все, что там хранится. Полностью сохраняется вся область любой рандомити. Если опять вступить в контакт с болью, то атомы и молекулы сами дезорганизуют себя по тому же образцу, какой был в момент получения боли.

Следовательно, боль может возвращаться. Но также могут возвращаться усилие и все восприятия - если только возвращаются боль или общая рандомити.

Такое нарушение регуляции, происходящее вследствие удара, шока, наркотиков или бактерий (вирусов), является причиной неспособности управляющих центров разума к функционированию. Таким образом управляющие центры разума могут оказаться перегруженными нарушением регуляции и потерять сознание.

После того как сознание возвращается, всякий раз, когда управляющий центр разума пытается воспроизвести то, что произошло, он может осуществить только рикол рандомити. Он пытается воспроизвести то время, когда он не мог осуществлять рикол и, таким образом, получает пустоту.

Человек думал, что если он не может воспроизвести что-то в памяти, значит, это не записалось. Это похоже на поведение ребенка, который закрыл свои глазки и думает, что вы его не видите, потому что он не видит вас.

Противоусилие по отношению к телу также хранится вместе с каждой областью рандомити, созданной таким образом в результате травмы, заболевания, шока или приема наркотика. Усилие, наложенное на тело ударом или другим разрушающим фактором, также сохраняется. Это физическая сила. Когда она возвращается в тело, она приходит именно в качестве физической силы. Находясь в постоянной «рестимуляции», она может искажать характер или свойства тела.

Причиной рестимуляции являются некоторые части более ранних записей, приблизительно похожие на обстановку в настоящем времени. Эта обстановка вызывает старые области рандомити. Тело, запутавшись, воспроизводит старое противоусилие.

Почти у каждого имеются эти противоусилия из прошлого; некоторые из них действуют против него в настоящем времени. Его подсознание связано борьбой с противоусилиями из прошлого от ударов, болезней, наркотиков, которые когда-то воздействовали на него, в результате чего он терял сознание.

В момент, когда человек полностью концентрирует на чем-то свое внимание, эти области из прошлого могут снова бросить всю силу на него.

А теперь почувствуйте жизненность или полное чувство бытия каждой из данных ниже частей. Почувствуйте полную силу жизни только в следующих частях вашего тела:

1. Правая нога. 7. Задняя часть шеи.

2. Левая нога. 8. Нос.

3. Правая щека. 9. Правая рука.

4. Левая щека. 10. Язык.

5. Пальцы ног. 11. Левая рука.

6. Затылок. 12. Желудок.

Если вы пройдетесь по всем этим частям тела, тщательно проверяя жизненность только в каждой из проходимых в данный момент, то вы, вероятно, получите различные острые и ноющие боли или почувствуете слабость в тех областях, в которых ваше внимание не было зафиксировано или вы «засыпали». Проделайте это несколько раз.

Процессинг очищает эти области из прошлого и в результате улучшает здоровье и разумность.

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

2. Гениальность и здравый человеческий смысл Точно так же, как резонерством, изучение философии затрудняется и не относящимся к резонерству преклонением перед окончательными истинами, к которым обладающий ими не считает нужным возвращаться, а кладет их в основу и

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

(?). Человеческий закон В рассматриваемой нами здесь сущности единичность имеет значение самосознания вообще, а не единичного случайного сознания. Нравственная субстанция, стало быть, в этом определении есть действительная субстанция, абсолютный дух реализован в

Из книги Метаморфозы Душевной жизни. Путь внутреннего опыта. Часть 1 автора Штайнер Рудольф

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЧЕЛОВЕЙНИКА Человеческий материал человейника образуют люди. Они явились результатом длительной эволюции. Мы предполагаем как исторически данные их способности совершать сложные и разнообразные действия, преобразовывать окружение

Из книги Затмение Бога автора Бубер Мартин

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Мюнхен, 14 марта 1910Глубокое впечатление производят строки, родившиеся у Гете при созерцании черепа Шиллера. Эта возможность предоставилась ему во время перенесения останков Шиллера из места временного захоронения в веймарский княжеский склеп.Гете

Из книги Два образа веры. Сборник работ автора Бубер Мартин

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

Бог и человеческий дух В этой книге рассматриваются взаимоотношения религии и философии на материале духовной истории человечества. При этом исследуется роль философии позднего периода в том, что Бог и всякая вообще абсолютность были лишены реальности.Если философии

Из книги Иисус Христос автора Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

Человеческий фактор Необходимость широкой и автоматизированной спутниковой сети для слежения за советскими разработками в области ядерного и ракетного оружия задвинула на задний план сбор информации от источников-людей. А это значит, что фокус внимания переместился

Из книги Бегство от свободы автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Человеческий характер и социальный процесс На протяжении всей этой книги, анализируя определенные исторические периоды – эпоху Реформации или наше время, – мы рассматривали взаимосвязь социально-экономических, психологических и идеологических факторов. Для тех

Из книги Щит научной веры (сборник) автора

Из книги Миражи будущего общественного устройства (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

Разум космоса и разум его существ Вселенная едина, но условно можно разделить ее на три области. Одна громадна и, как будто, бессознательна. Это область солнц, вечно погасающих и снова возникающих. Вторая – мир сравнительно малых и потому остывших тел. Это – планеты, луны,

Из книги автора

Разум космоса и разум его существ Вселенная едина, но условно можно разделить её на три области. Одна громадна и, как будто, бессознательна. Это область солнц, вечно погасающих и снова возникающих. Вторая – мир сравнительно малых и потому остывших тел. Это – планеты, луны,

Что значит человек с сильным разумом? Это значит, способен
слушать даже то, что ему неприятно слышать. Это не значит,
что он уже принимает эту информацию. Он её изучает,
принимает как идею и не отвергает её заранее.
Означает, человек сильного разума. Человек слабого разума,
не может принять идею. Он сразу начинает кипеть, как только
услышит какую-то информацию. Он не может слушать. Означает слабый разум.
Олег Торсунов
Победить ум или контролировать ум мы можем только тогда,
когда у нас есть сильный духовный разум.
Василий Тушкин

Сильный разум как качество личности – способность полностью контролировать свой ум и чувства, достигать высоких целей на основе настоящей веры.

Женщина гостит у подpуги на даче и замечает, что все гpядки под окнами засажены колючими кактусами: — Разумно. Вы что, верите, что из-за кактусов эти нахальные мужчины перестанут залезать в окно? — Hет, я верю, что не выпpыгнут…

Разум становится действительно сильным только, когда у человека есть сильная вера.

Разум может заставить ходить по струнке ум и чувства, но без веры он всё-таки по-настоящему сильным не будет. Вера наделяет разум исполинской силой. Он становится решительным и целеустремлённым. Разум, соединённый с верой, готов преодолевать любые препятствия. Когда вера слаба или её вообще нет, человек, даже при мускулистом разуме, остаётся нерешительным. Всё ему будет мешать и постепенно превращать в нытика: — Всё пропало, всё плохо.

А почему так бывает? Нет веры. Если человека покидает вера, тут же начинает хиреть разум, пропадает целеустремлённость и во весь голос проявляется синдром нытика.

Как определить, у человека сильный разум или слабый? Это очень просто, если, он с помощью разума способен контролировать, держать в узде свой беспокойный ум и ненасытные чувства, в состоянии ответить на вопрос, зачем он живёт, какая у него цель и вера в жизни, значит разум его сильный. Если же он заикается, мнётся при ответе на этот вопрос, значит разум его слабый, и он в своей жизни им мало пользуется.

Настоящая вера – сила необычайно мощная, именно она связывает человека со счастьем, именно она вдохновляет, воодушевляет и одаряет его энтузиазмом менять свою жизнь. Поэтому сила разума зависит от того, насколько сильно может человек устремить своё внутреннее состояние на деятельность, к которой его призывает вера.

Сильный разум проявляется в способности с помощью настоящей веры концентрироваться на достижении высоких целей.

Философ Вячеслав Рузов утверждает, что именно вера в полной мере даёт разуму проявиться. Разум сам по себе очень полезная штука, но вывести человека из материального мира он не может. Он будет очень качественно и безошибочно водить его идеальными дорогами внутри этого материального мира, но вывести к Богу не сможет. Да, дороги будут хорошие и правильные — в правильном месте повернул, в правильном развернулся, но за пределы этой территории уже с помощью разума так просто не попадёшь.

Чтобы идти к Богу разум должен соединиться с верой. Вот когда разум соединяется с верой, он уже может вести дальше, он уже способен вывести за границы материального мира.

Сильный разум, ум и чувства.

Сильного разума не может быть у человека, которым управляет «Я хочу». Если ненасытные чувства и вожделенный ум колонизируют разум, человек становится слабым и зависимым. Что человека делает слабым? Разум под колпаком у чувств и ума. Какие функции выполняет разум? Он работает в режиме «правильно – не правильно», «вредно или полезно», можно это делать или категорически нельзя. Разум отвечает на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.

Сильный разум держит в узде чувства и ум, человек становится сильным, волевым и зрелым. Мускулистый разум легко кладёт на лопатки чувства и похотливый ум, делая своего владельца сильным и уверенным в себе. Слабый человек – владелец хилого разума, не способного управлять своими чувствами и умом.

Иными словами, когда разум в плену у чувств, человек становится безвольным и слабым. Чувства по своей природе ненасытны и обманчивы. Ими должен управлять ум, который сам нуждается в управлении со стороны разума. Ум по своей природе постоянно стремится к удовольствиям, к удовлетворению своего «Я хочу». Он работает в режиме «нравится или не нравится», «приятно или неприятно». Уму свойственна изменчивость, вожделение, сумбурность и хаотичность.

Если человек видит жизнь с позиций разума, он знает, что такое хорошо и что такое плохо, он осознаёт, как поступать надо и как не надо, он буквально заряжен на полезность, нужность и прагматичность. Видение с позиций разума незаменимо в постижении мудростей мира, ибо оно состоятельно в контексте познания действительности.

Истинный разум не может ограничиваться теорией, которая, как известно, без практики мертва, он чётко нацелен на то, чтобы сделать новое знание частью своего жизненного опыта. Сильный разум анализирует, перерабатывает входящую информацию и апробирует её на практике, то есть в случае успеха делает частью своего жизненного опыта. Для этого он постепенно учится абстрагированию и синтезу явлений материального мира, для этого он внимательно высматривает закономерности и причинно-следственные связи в кажущемся хаосе и сумбуре явлений материальной действительности.

Словом, сильный разум мудр, ибо доводит новое знание до проверки практикой. Скудный разум знает, как поступать правильно, но не делает это знание своей второй натурой, не следует этому знанию на практике. От невостребованного знания пользы, как от козла молока. Оно только загромождает ум, приносит «горе от ума», делает человека злым, завистливым и циничным.

Сильный разум может принадлежать только сильному человеку. Если разум хил и слаб, безволен и не твёрд, абсурдно говорить, что перед нами сильный человек.

Сильный человек – хозяин своего ума и чувств. Он не колонизирован желаниями и ненасытными чувствами, он сам является капитаном своей судьбы. Когда ум сталкивается с определённой проблемой, первое, что он делает – задаёт вопрос разуму: Что делать? Как правильно поступать? Если разум силён, он всегда даст обстоятельный, правильный и взвешенный ответ.

Как ведёт себя взбалмошный ум, натолкнувшись на стойкий, сильный разум? Психолог Олег Торсунов пишет: «Ум в этот момент занимает подчинённое положение. Это означает отсутствие сомнений. Человек попадает в какую-то ситуацию, и он не сомневается, он чётко знает, что нужно делать. Это означает – крепкий сильный разум, чистый разум. Если разум не имеет чёткой прорисованной структуры, если он такой мягкий, аморфный, а местами он вообще пустой (т.е. пространство разума у человека очень маленькое) – он встречается с той же самой ситуацией, в которую его собственная судьба поставила. И ум обращается к разуму: «Разум, что делать-то?». А разум отвечает: «А я не знаю». Он так и говорит: «Я не знаю». Ум говорит: «Ну, раз ты не знаешь, то я-то знаю! Раз я так хочу – значит, так и будем действовать». Это первое. А второе, если ум не может выбрать между своими «хочу» - у него возникают сомнения. Он думает: «Так что ли? Или вот так? Я не знаю даже, где лучше-то…». Это означает – разум слабый, неразвитый».

Иными словами, ум спрашивает, а разум отвечает, что нужно поступать так, а не иначе. Ум, нацеленный на удовольствия и развлечения, говорит: - А не желаю так поступать. Сильный разум отвечает: - А тебя никто и не спрашивает. Ты для меня шестнадцатый номер. Я тебя не спрашиваю, хочешь ты или нет, я просто говорю тебе, что делать нужно так. Пускай сейчас нам будет плохо, но потом всё будет хорошо, это я тебе точно говорю, потому что я это знаю.

Так отвечает сильный разум.

Петр Ковалев 2018

РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку . Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж.Бруно, будучи связываемо ими со способностью разума постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок.

Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях разума и рассудка получает в немецкой классической философии – в первую очередь у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме» (Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964, с. 340). В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии разума свойственно стремление к выходу за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления, однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Разум, согласно Канту, может, т.о., выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой призваны приводить к выявлению принципиальной ограниченности познания сферой «явлений» и недоступности для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, т.о., не просто констатирует наличие разума как некоторой познавательной установки, он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания.

Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако Кант исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности его любого рационального объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении разума несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина не наполнялась.

Продолжая традицию различения разума и рассудка, Гегель существенно пересматривает оценку разума. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие разума становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления – в его недостаточной активности. Подход к мышлению как формальной лишь деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный для рассудка, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии разума, когда мышление делает своим предметом свои собственные формы, и преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание – «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное» или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному ). Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, которая проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития.

Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некоей заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции разума имела ряд существенных пороков. Гегель, в противоположность Канту, полагает, что разум способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику», они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием, оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию разума и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности, в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности.