Приемные дети в семье: особенности воспитания. Приемная семья

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины , каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился . Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное - это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой. Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными. И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей. Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую - отставание в развитии. Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия...

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти. Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте. Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители. И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления. Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Появление ребенка в семье – всегда стрессовая ситуация для всех ее членов. Ситуация еще больше усугубляется, когда речь идет о приемных детях. Несовпадение ожиданий и реальности (родителей, ребенка, других участников семьи), стресс нового образа жизни, негативные реакции ребенка, социально-педагогическое и психологическое отчуждение, ухудшение семейной атмосферы, адаптация детей с ОВЗ, разногласия между приемными и родными детьми – только малая часть проблем в приемной семье. Но все их можно предотвратить или решить.

Юридических нюансов между разными формами устройства детей больше, но в рамках данной статьи о них мы говорить не будем. Хочу обозначить только одно, самое важное в данном контексте.

  • Усыновление – это безвозмездная опека над ребенком. Оформляются необходимые документы, и малыш становится полноценным членом семьи. Все расходы и заботы ложатся на плечи родителей.
  • Приемная семья – возмездная форма, то есть государство оказывает финансовую помощь приемным семьям, а между государством и семьей заключается договор, взрослый носит статус воспитателя и получает зарплату.

Существуют и другие характерные особенности приемной семьи, отличающие ее от других форм :

  • Взять на воспитание можно одновременно до 8 детей.
  • Ребенок носит статус воспитанника.
  • Срок пребывания ребенка в семье оговаривается в договоре между органами опеки и приемной семьей.

Нередко форма приемной семьи служит проверкой для дальнейшего усыновления или опекунства. В приемную семью ребенок может быть помещен временно, например, при социальном сиротстве, когда мать или отец находятся на исправлении.

К функциям приемной семьи относится:

  • развивающая,
  • социализирующая,
  • корригирующая,
  • реабилитационная.

Требования к приемным родителям

В обязанности приемных родителей входит:

  • Воспитание на основе взаимоуважения, организации совместного быта и досуга, взаимопомощи.
  • Создание условий для получения образования, физического и психического благополучия, духовного и нравственного развития.
  • Защита прав и интересов ребенка.
  • Своевременный и соответствующий уход и лечение ребенка.
  • Взаимодействие с учителями или воспитателями образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
  • Извещение органов опеки о возникших проблемах или невозможности ухода за ребенком.

Из этого возникают следующие компетенции приемных родителей:

  • Способность защитить права и интересы ребенка.
  • Умение создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.

Естественно, приемные родители должны быть дееспособными. Согласно гражданскому и семейному кодексу, обязательно прохождение школы приемных родителей, которая обеспечивает психолого-педагогическую и социально-правовую готовность граждан к принятию и воспитанию приемного ребенка.

Кризисы в приемной семье

Нормативный кризис в приемной семье один – этап ослабления «эмоциональной пружины» и появление первого доверия к новой семье. Это ухудшение поведения, вызванное расслаблением и высвобождением того, что ребенок сдерживал внутри, думая, что это оттолкнет родителей и его снова отправят в приют.

Ребенок начинает реагировать на стресс и выражать недовольство привычным образом. К сожалению, для детей из приюта такими способами чаще являются:

  • крики;
  • драки;
  • вранье;
  • воровство, другие девиации.

Ребенок доверяет семье, верит, что его не прогонят, даже если будут знать о его недостатках. И он начинает показывать себя со всеми плюсами и минусами.

Любые другие проблемы сигнализируют о ненормативных кризисах. Метод коррекции подбирается в строго индивидуальном порядке, а вот причины кризисов, как правило, общие для каждой семьи.

Чрезмерные требования и ожидания родителей

Давление на ребенка и ожидание (не всегда осознаваемое) благодарности с его стороны. Каждый приемный ребенок испытывает ее, но не каждый может ее выразить.

Научить выражать благодарность и другим полезным социальным навыкам – задача приемных родителей. Научить, а не ожидать (требовать).

Детская тревога от непонимания своего статуса и роли в новой семье

Детская тревога по поводу места и роли ребенка устраняется беседой. Но сначала родители должны обсудить это со специалистом, сопровождающим семью. Нужно в доступной и корректной форме объяснить ребенку, как и почему он оказался в семье, какие перспективы его ожидают.

Можно использовать примерно такую структуру разговора: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Иногда можно добавить: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним», то есть рассказать о реальной ситуации в семье, но делать это можно только после обсуждения с психологом.

Предыдущий психотравмирующий опыт ребенка

Психотравмирующий опыт обязательно должен быть выражен, иначе ребенок не сможет развиваться дальше. Вот только выражает его ребенок чаще всего символически, что может проявляться в чрезмерной чистоте или наоборот неряшливости, беспокойстве о здоровье. Неподготовленные родители воспринимают подобные проблемы как собственные неудачи.

Почему любой кризис можно считать конструктивным

В контексте приемной семьи любой кризис можно считать конструктивным, даже если он носит ненормативный характер. Тому есть несколько объяснений:

  • Кризис указывает на конкретную проблему, помогает ее понять и проработать.
  • Нерешенный кризис не дает идти вперед в адаптации. В совокупности этапы адаптации и кризисы указывают направление и динамику движения семьи.
  • Преодоление кризиса придает уверенности каждому члену семьи, и родителям как воспитателям в частности, дает силы на дальнейшую работу.
  • Успешное разрешение кризиса способствует и снижению уровня .

Адаптация ребенка в приемной семье

Продолжительность и особенности адаптации зависят от психического и физического состояния ребенка и членов приемной семьи, особенностей проживания и подготовленности родителей, возраста ребенка. Оптимальный возраст для устройства – 3 года и младше.

В психологии принято выделять 4 адаптационных этапа ребенка в приемной семье.

Медовый месяц

Первый месяц жизни в приемной семье. Как ребенок, так и другие члены семьи наполнены ожиданиями, интересом и идеализированными установками. Каждый хочет показать себя с лучшей стороны.

Уже не гость

Первый кризис в новой семье, который сигнализирует об успешной адаптации. Гораздо хуже, если его нет. Ребенок понемногу осваивается и начинает проявлять свое «Я», что выражает хулиганством, непониманием между ним и семьей. Часто на этом этапе родители приходят в ужас и сомневаются о своем решении, конечно, если не знают, что проблемный этап – хороший признак.

Вживание

Через проблемы и непонимание родители учатся взаимодействовать с ребенком. Они уже изучили его сильные и слабые стороны, он освоил правила семьи. Поведенческие проблемы на этом этапе – плохой знак. Важно найти причины нежелательного поведения и самостоятельно или со специалистом решить проблемы.

Стабилизация отношений

Ребенок не воспринимается как чужой, семья функционирует в единстве со всеми ее участниками. Ребенок спокоен за свое будущее и безопасность, но его еще долгое время могут мучить вопросы о жизни кровных родственников. Это идеальный вариант завершения адаптации, но на практике встречаются 2 варианта:

  • Родители не пасуют перед наследственностью и особенностями взросления ребенка, семья функционирует как среднестатистическая.
  • Родители не нашли в себе силы и способности преодолеть наследственность, особенности ребенка, взаимоотношения между семьей и ребенком не налажены, проблемы усугубляются, появляются новые негативные черты и привычки, родители не смогли заслужить доверие ребенка.

При втором варианте, вероятно, ребенок снова попадет в детский дом. Это, безусловно, создаст больший стресс для ребенка и худшую почву для нового устройства. Чем больше таких предательств (прием-отказ), тем больше у ребенка недоверие ко всему миру. Для того чтобы этого не случилось, были придуманы клубы и школы приемных родителей. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Замещающие семьи – что это, их виды, особенности и описание. Психологическое сопровождение замещающих семей».

Мифы и реальность о приеме ребенка в семью

У всех плохая наследственность

Данное утверждение является скорее мифом, чем истиной. Безусловно, генетика и наследственность имеют место быть. Но гораздо больше зависит от стиля воспитания, от условий воспитания, от тех людей, которые воспитывают. Если речь идет о болезнях, то да, большая часть детей в государственных учреждениях имеют определенные проблемы со здоровьем. Но если речь идет о каком-либо отставании, то это достаточно легко решаемый вопрос. Прежде всего нужна забота, любовь и теплота от приемных родителей.

Родные дети так же могут родиться с определенными проблемами. И так же может быть не самая лучшая наследственность, которая берет начало из какого-то далекого поколения прадедушек и прабабушек. В общем, трудностей с генетикой (поведением и болезнями) с такими детьми не больше, чем с родными. Это точно такие же дети, просто их уже один раз обидели, а потому любви им нужно в несколько раз больше.

К слову говоря, не всегда приемные дети являются детьми людей с зависимостями или чем-то еще. Не стоит забывать, что жизнь очень непредсказуема и в любой момент даже с самыми прекрасными людьми может что-то случиться: авария, нападение и другое. Такие причины сиротства тоже не следует забывать. А возможность спросить о том, что случилось с родными родителями, есть всегда.

Существует огромная очередь на детей

Это абсолютная неправда. Очередей нет. Любая организация и любые работники социальных служб делают все возможное, чтобы устроить как можно больше детей в семьи. Нет очередей, нет каких-то жестких невыполнимых условий.

Главное – желание семьи принять к себе ребенка-сироту. Если это желание имеется, то вопрос с очередью является первым в списке тех, которые не возникнут. Достаточно соблюсти ряд нехитрых правил, прописанных в законах, чтобы взять ребенка в свою семью.

Взять ребенка в семью – это дорогое удовольствие

Возможно и дорогое. Но не дороже рождения своего ребенка. А в наше время рождение и воспитание ребенка – серьезный и недешевый шаг. Но в данном вопросе следует сделать несколько оговорок.

  • В России для граждан нашей страны платным является только усыновление (удочерение). Остальные формы устройства ребенка в семью совершенно бесплатны.
  • Более того, государство выплачивает определенные пособия, заработные платы и оказывает иную финансовую поддержку (все вопросы государственной помощи прописаны в соответствующих законах).
  • Но вот для иностранных граждан, желающих взять ребенка из России, любая форма является платной.

А потому следует вывод о том, что бояться финансовых трудностей приемным родителям из России не стоит. А точнее это будет не сложнее, чем с родным ребенком. Если люди готовы материально к ребенку, то совершенно не имеет значения, какой он будет: родной или приемный.

Процесс передачи ребенка в семью

Весь процесс знакомства будущих приемных родителей с ребенком реализуется в 3 этапа: подготовительный, визит, первая и последующие встречи.

Подготовка

На подготовительном этапе задача родителей – получить как можно больше информации о ребенке. Это своего рода заочное знакомство с ним. Родители узнают от работников учреждения о характере ребенка, его поведении, трудностях, жизни до интерната, его родных родителях, состоянии здоровья и так далее.

Визит

Кандидаты в приемные родители после беседы с психологом и воспитателем приюта могут со стороны посмотреть на своего потенциального ребенка, еще раз все обдумать, возможно, снова поговорить со специалистом. Иногда родители решают, что не справятся с особенностями ребенка. Это нормально. И очень хорошо, если это произойдет до личного знакомства с самим ребенком.

Первая встреча

Если до этого трудностей и сомнений не возникало, то и первой встречи бояться не стоит. Однако важно помнить, что все дети разные и реакция их будет разной. Нельзя сразу решать, подходит ребенок вам или нет. Любовь с первого взгляда в данном случае бывает редко. Потому рекомендуется несколько раз встречаться с ребенком, гулять с ним, разговаривать, приглашать в гости.

Для первой встречи важна подготовка обеих сторон. Отмечено, что даже младенцы испытывают волнение в ночь перед встречей, а дети постарше иногда просят никуда их не отдавать, хотя до этого рвались в семью.

Важно дать время себе и ребенку на привыкание, регулярно поддерживать контакт. Неизвестность пугает. Если не можете прийти сами, то вышлите ребенку фото себя и дома, самые лучшие фото своей семьи, домашних животных. Создайте коллаж с трогательными подписями.

Как одеться и вести себя?

Тут важно учитывать возраст ребенка.

  • Дети до 3 лет любят все трогать, щупать, хватать, пробовать на зуб. Потому нужно одеться простенько и не очень ярко, избегать украшений и желательно не душиться (тем более резкими запахами). Дети привыкли к обстановке приюта, внезапное яркое и шумное пятно в виде нового человека может напугать их.
  • Одеваясь, учитывайте, что вам может понадобиться сесть или даже лечь на пол, прогуляться по грязи. Не нужно одеваться как на праздник или как на смотрины.
  • Оптимальный способ начать взаимодействовать с ребенком от года до 3 лет – сделать вид, что вы сами по себе, вообще не к нему пришли. Сидите, рассматривайте какой-то цветочек.
  • С младенцами все тоже не так просто. Малыши чувствуют наше состояние, особенно тревогу. Брать на руки ребенка нужно очень осторожно.
  • Будьте готовы к тому, что ребенок может отличаться от фотографии или проявить негативизм в вашем отношении.
  • С детьми постарше все одновременно проще и сложнее. С одной стороны, они ближе к взрослым, с другой стороны – они полнее сформированы как личность. Желательно с работником приюта обсудить подход к конкретному ребенку.

Как вести себя в группе детей

Что делать, если вы приходите и видите группу беснующихся детей, а ваш стоит где-то в уголочке? Принцип тот же – расположитесь где-то рядом и ждите, что он сам подойдет. Затем разрешите ему осматривать и ощупывать вас.

  • Не пытайтесь сразу управлять ребенком и завлечь его, например, «а пойдем на карусели покатаемся». Ребенку нужно время привыкнуть к вам, для него вы – чужак и потенциальная опасность.
  • Все ценные вещи и то, с чем вы не можете расстаться, выложите заранее. Вы будете осмотрены ребенком от и до, а карманы выпотрошены, вещи «прихватизированы».
  • Зато можно положить приятный сюрприз в виде игрушки или чего-то другого, но сладкое лучше не брать.
  • Не пытайтесь позиционировать себя как мама или папа. На первой встрече нужно достичь установки «Я не опасен для тебя, малыш».

Какую игрушку взять

Не выбирайте слишком отвлекающую игрушку. Помните, что вам она на первой встрече нужна для того, чтобы от ее имени говорить и связать вас и ребенка.

Оптимально – пальчиковые игрушки. Надеть две такие куколки на два пальца, и пусть они общаются. Потом можно оставить их ребенку.

Форма встречи и обстановка

Идеальный вариант – прогулка. Если не это, то любое другое место и обстановка, привычная для ребенка. Те места, где он чувствует себя в безопасности. Тогда вся энергия будет направлена на знакомство, а не на адаптацию или защиту.

  • Инициатором общения должен стать сам ребенок. Ваша задача – создать подходящие условия, без слов расположить к себе.
  • Помните, что ребенок может не принять обстановку, а не вас. Не стоит сразу расстраиваться.

Как представиться

По имени. Но все не так просто. Дети из приютов часто задают вопрос «Ты моя мама?» или «Ты будешь моей мамой?». Если вы действительно собираетесь пристроить этого ребенка, то можно ответить «Если ты захочешь, я, конечно, ей буду». Но с такими словами нужно быть очень осторожными.

Можно еще ответить, что вы пришли познакомиться. Попросить показать комнату, группу. Важно всегда давать инициативу ребенку. Инициатива = чувство контроля, а значит и спокойствие.

А как же остальные дети?

Идя в приют, важно быть готовым к тому, что на вас повиснут гроздьями дети, будут называть мамой и просить забрать. Как реагировать? Как отказывать? Как отвечать?

  • Сдерживайтесь, вдыхайте и выдыхайте. Не отвечайте на подобные вопросы.
  • Можно всех детей гладить, вместе поиграть, порисовать.
  • Всех забрать нельзя, вы пришли за одним. Но детям это знать не обязательно.
  • Во время общей игры понаблюдайте за «своим» ребенком, как он взаимодействует с остальными, как реагирует на новое. Признак зрелой психики – постепенное осторожное взаимодействие с новым объектом. Фиксируйте каждый шаг. Ведь именно сейчас ребенок показывает то, что ждет вас потом дома.

Что взять из приюта

Как ни странно, но это важный момент. Не только принести, но и взять. Между вами и приютом, то есть ребенком должен возникнуть какой-то связующий элемент. Поговорите с работниками, вместе придите к решению.

Приносить ли еду

Принести еду можно. Для вашего ребенка это даже хорошо, так как подсознательно заработает мощный механизм инстинктов. Вы покормили – вы безопасны.

Но будьте готовы, что еду захотят все. Сразу продумайте форму раздачи. Еще важно уточнить у воспитателей, что можно принести, а что нельзя. К чему дети привыкли, какое состояние здоровья.

Ребенок тревожится

Что делать, если на первой встрече ребенок тревожится? Опуститесь на его уровень (присядьте на корточки), не смотрите в глаза (на подсознательном уровне расценивается как агрессия), но смотрите рядом и чуть в сторону. Если ребенок позволяет, то погладьте его.

Говорите что угодно, но ровным и спокойным голосом. Лучше, конечно, вербализовать состояние ребенка, рассказать, что и вам страшно, и вы волнуетесь.

Попробуйте воспользоваться техникой присоединения к дыханию. Кстати, потом дома тоже пригодится. Почувствуйте ритм дыхания и сердца ребенка, повторите его. Постепенно замедляйте и восстанавливайте дыхание. Ребенок успокоится.

Кого еще позвать на встречу

Вы, ребенок и психолог или другой работник приюта, хорошо знающий именно этого ребенка, то есть некое связующее звено – все, кто должен быть на встрече. У ребенка всегда есть привязанности и нередко к кому-то из работников. Замечательно, если именно он передаст ребенка в семью.

Послесловие

Родители всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Разного рода организации, обеспечивающие психологическое сопровождение приемной семьи, стремительно разрастаются. Огромная пропасть в виде неподготовленности родителей наконец-то замечена, и сегодня усыновление ребенка не так страшно, как было еще недавно. Риски сведены к минимуму.