Казенное учреждение Урайский специализированный Дом ребёнка
Воспитатель: Прохорова О.М.- «Тематическое планирование-
На тему: «Социализация детей 1-ой младшей группы.»
Образовательная область «Социализация».
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
● приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
● формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности , патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Содержание программы социального развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на составление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка , его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям. Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.
Блочно-тематический план 1-я младшая группа
Раздел «Человек среди людей» |
|||
Блок «Я человек: я – мальчик, я – девочка» |
|||
СЕНТЯБРЬ |
|||
Тема | Задачи развития | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Человек среди людей | - Формировать первоначальные представления о себе как носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика внешнего вида); Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, иллюстрациях, фотографиях; | Познавательная деятельность : Игра – занятие на тему «Кто мы такие», Рассматривание фотографий, иллюстраций на тему «Найди свое место» (4, с.24) | Зеркала разной величины и формы |
Речевая деятельность: Речевая игра «Ходит Ваня» Разучивание потешек с именами детей: «Уж, я Танюшке пирог испеку…»; «Наша Маша маленька…» Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (С.Капутикян», «Федотка» (К.Чуковский) | Наглядный материал Картотека художественных произведений |
||
Музыкальная деятельность: Пение песен и попевок: «Кто нас крепко, любит» (Музыка и слова И.Арсеева), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Тиличеевой, слова Н.Френкель» | Картотека песен и попевок |
||
Игровая деятельность: Речевые дидактические игры: «Где мой пальчик» (Соконская Н.); «Расскажи о себе» (4-с.25); «Угадай, кого не стало?» (4.с.26); «Угадай, кто позвал?» (10. с.52) Подвижные игры: «Мы веселые ребята». (8) | Картотека речевых игр |
ОКТЯБРЬ |
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Мы такие разные | - Конкретизировать певоначальные представления о собственной принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа); - Содействовать развитию первоначальных умений проявления заботы, внимания и отношению к людям разного возраста ; Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной коммуникативной деятельности | Познавательная деятельность : Занятие на тему «Мы- мальчики и девочки»; Рассматривание альбомов: «Одежда девочек и мальчиков», «Моя семья», игрушек (куклы: мальчик и девочка). | Тематические альбомы: «Мальчики», «Девочки», «Одежда мальчиков и девочек», «Моя семья». |
Речевая деятельность: Чтение произведений художественной литературы: А.Барто, П.Барто «Девочка – рёвушка», «Спи младенец…» М.Лермонтов (из стихотворения «Казачья колыбельная»); «Все спят» (С.Капутикян) Разучивание потешек: «Ваня, Ваня – простота…», «Наша Маша» | Картотека произведений |
||
Рисование на тему «Украсим платок колечками, кружочками»; Аппликация «Машина для мальчиков» | Образцы платков |
||
Музыкальная деятельность: Слушание музыки: «Микита» (белорусская народная мелодия, обр. С.Полонского); «Юрочка» (белорусская народная плясовая мелодия, обр. Ан.Александрова). | Фонотека |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Одень Таню и Ваню», «Кому что нужно»; Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Картотека игр Сундук «Ряженья» |
Раздел «Человек в культуре»
|
|||
Блок «Русская традиционная культура»
|
|||
НОЯБРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашние животные | - Формировать первоначальные представления о домашних животных и их детенышах (кошка, корова, собака, курица), об их значение в жизни человека Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, вождении хороводов; Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной | Познавательная деятельность : Рассматривание картин: «Кошка с котятами», «Корова с теленком», «Петушок и курочки»; | Серия картин «домашние животные» |
Речевая деятельность: Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»; Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – мальчик где ты был?»; Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошел котик на «Торжок…»; «Из-за леса, из-за гор…» Отгадывание загадок о животных Чтение литературных произведений: «Спала кошка на крыше…» (Л.Толстой); «Был у Пети и Миши конь…» (Л.Толстой»; «Кто сказал «Мяу»» (В.Бианки», «Желтячок» (Н.Павлова). | Иллюстрации к сказке Картотека потешек, загадок |
||
Изобразительная деятельность: Коллективная лепка по теме «Заборчик для петушка». | Тематическая выставка |
||
Музыкальная деятельность: Разучивание и исполнение песенок: «Кошка» (музыка Ан.Александрова, слова Н.Френкель»; «Собачка» (Н.Комиссаровой); «Кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой». | Фонотека детских песен |
||
Конструктивная деятельность: Постройка: «Домик для собачки» (9,с.101); «Лесенка для кошки» (9, с.112) | Образцы построек |
1 | 2 | 3 | 4 |
Театрализованная деятельность: Обыгрывание потешек: «Заяц Егорка…», «Наши уточки с утра…» | Атрибуты для обыгрывания потешек |
||
Игровая деятельность: Музыкальные игры: «Кошка и котята» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой); «Где ты, зайка?» (русская народная мелодия, обр. Е.Тиличеевой); Дидактические игры: «Кто как кричит?» (6, с.51); «Чьи детки?» (10, с.48); Подвижные игры: «Наседка и цыплята» (6, с.113); «Кот и мыши» (6, с.120); «Воробушки» (6, с.93), «Лохматый пес» (8, осень) | Атрибуты для игр (маски, детали костюмов) Изображения животных и детенышей Атрибуты к играм. |
Раздел «Человек среди людей» |
|||
Блок «Моя семья»
|
|||
ДЕКАБРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Состав семьи | - Конкретизировать первоначальные представления о составе семьи ; Содействовать развитию первоначальных умений распознавать членов семьи на картинках, иллюстрациях, фотографиях (папа, мама, бабушка, дедушка); Способствовать использованию информации в речевой, изобразительной, музыкальной деятельности. | Познавательная деятельность : Беседа «С кем я живу». | Фотоальбом «Моя семья» |
Речевая деятельность: Рассматривание картин: «Купаем куклу», «На прогулке»; Пальчиковая гимнастика: «Моя семья…» Чтение сказок: «Маша и медведь» (обр. Булатова М.); «Козлятки и волк» (обр. К.Ушинского. | Сюжетные картинки Картотека сказок, иллюстраций к сказкам |
||
Изобразительная деятельность: Аппликация «Украсим маме сарафан». | Выставка детских работ |
||
Музыкальная деятельность: Пение песенки А.Пахмутовой «Жили-были», «Баю» (колыбельная музыка М.Раухвергера); «Ладушки» (русская народная мелодия); «Кто нас крепко любит» (музыка и слова И.Арсеева) | Фонотека (картотека) песен |
||
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра «Семья» (2, с.34-36); «Еду, еду к бабе к деду» (10, с.65); «Куклы пришли в гости» (4, с.40); «Мамины помощники» (9, с.105); «Мама согревает» (9, с.73) | Атрибуты к игре |
Блок «Дом ребенка – мой второй дом» |
|||
ЯНВАРЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Хорошо у нас в Доме ребенка | - Формировать первоначальные представления о назначении отдельных помещений Дома ребенка, его сотрудниках; Содействовать развитию первоначальных умений выполнять требования к поведению в Доме ребенка ; Способствовать использованию информации в разных видах деятельности. | Познавательная деятельность : Занятие на тему «Хорошо у нас в группе»; Рассматривание иллюстраций на темы: «Мы играем», «Хорошо у нас в группе». | Тематические альбомы. Иллюстрации, фотографии. |
Речевая деятельность: Рассматривание и описание игрушек; Чтение и заучивание стихов Н.Найденовой «Наш детский сад», А.Барто (из цикла «Игрушки»). | Наборы игрушек. |
||
Изобразительная деятельность: Рисование на тему «Моя любимая игрушка»; | Выставка любимых игрушек и работ детей. Тематический альбом. Образцы неваляшек. |
||
Музыкальная деятельность: Слушание и пение песни А.Лусиняна «У цыплят детский сад». Музыкальная игра «Гостьюшка» (музыка Магиденко М), «Вот как мы умеем» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель), «Пляска с куклами», «Пляска с платочками» (нем.плясовые и народные мелодии, слова А.Ануривой). | Фонотека (картотека) песен Настольно-печатный материал. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «День рождения у куклы Кати» (4, с.26), «Чудесный мешочек» (10, с.37), «На нашем участке» (9, с.97). Подвижные игры: «Идите ко мне, бегите ко мне» (4, с.22), «Покатай мишку (куклу, зайку)» (4, с.38), «Дед Мороз» (8, зима), | Атрибуты к играм Игрушки, костюмы, бубен. |
Блок «Мужчины - женщины»
|
|||
ФЕВРАЛЬ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Внешние различия мужчины и женщины | - Формировать первоначальные представления о своей семье, о возрастных различиях родственников. Способствовать проявлению интереса к различным аспектам жизни взрослых людей. - Содействовать развитию первоначальных умений , проявлять внимание, заботу о людях разного возраста. | Познавательная деятельность : Рассматривание иллюстраций на тему: «Мужчины и женщины». | Тематические альбом. |
Речевая деятельность: Беседы: «О мамах и папах», «О бабушках и дедушках» (как одеваются, какую прическу носят, что любят делать). | Тематические альбомы: «Мужские и женские прически», «Увлечения мужчин и женщин». |
||
Изобразительная деятельность: Аппликация: изготовление открыток папам и дедушкам, мамам и бабушкам». | Выставка подделок. |
||
Музыкальная деятельность: Равлечение «Будем сильными и смелыми». Пение песни Ю.Слонова «Мы – солдаты», «Марш и бег» (музыка Е.Теличеевой, слова Н.Френкель). | Костюмы, атрибуты. Фонотека (картотека) песен. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Кому что нужно», «Кто что делает» (6, с.191). Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская» (2, с.34). «Магазин» (2, с.35), «Семья» (2, с.34); «Поликлиника» (2, с.35). |
Раздел: «Человек в культуре» |
|||
Блок «Русская традиционная культура » МАРТ
|
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Русские народные праздники | - Конкретизировать первоначальные представления о русских народных праздниках (Масленица). Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора. Стимулировать проявление положительных эмоций при вождении хороводов , исполнении плясок, участии в народных праздниках. | Познавательная деятельность : Наблюдение за проведением праздника Масленицы в старших группах | Атрибуты, костюмы. |
Речевая деятельность: Заучивание стихов, потешек, поговорок к праздникам: «Солнышко, ведрышко…» и др… | Тематическая картотека стихов, потешек, поговорок. |
||
Музыкальная деятельность: Знакомство с народными инструментами: рожок, бубуен, свистулька. Исполнение народных песен и хороводов на праздниках. | Выставка народных музыкальных инструментов |
||
Игровая деятельность: Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит»; «Наша погремушка» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой). «Бубен» (русская народная мелодия, слова Е.Макшанцевой); «Погремушка, попляши» (музыка И.Арсеева, слова И.Черницкой); «Стуколка» (украинская народная мелодия) Разучивание традиционных праздничных подвижных игр: «Вейся, венок» (8, осень); «Раздувайся, мой шар» (8, осень); «Пляшут малыши» (6, с.73); «Все захлопали в ладоши» (6, с.74); «Ой, что за народ?» (8, весна); «Музыкальные ребята» (8, лето); Подвижная игра «Волшебная дудочка» (9, с.85); «Карусели». | Атрибуты к игре. Маски, элементы костюмов. Дудочка, шапочки птиц. Венок с разноцветными лентами – «карусель» |
|
|||
АПРЕЛЬ |
|||
Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса | Элементы предметной развивающей среды |
1 | 2 | 3 | 4 |
Жилище русского человека | - Конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: жилище, его устройство, предметы быта; Способствовать проявлению полученных впечатлений в специально организованной деятельности. | Познавательная деятельность : Игра-занятие «Дом». Беседы на темы «Мебель», «Посуда», «Одежда». | Настольные печатные игры. Наглядный материал. |
Речевая деятельность: Игра-занятие «Уложим куклу спать». Рассказывание сказок и рассматривание иллюстраций: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь» (обр. М.Булатова). Разучивание потешек и колыбельных песенок: «Баю» (колыбельная, музыка М.Раухвергера) «Колыбельная» (музыка М.Красева), «Серенькая кошечка» (музыка В.Витлина, слова Н.Найденовой) | Кукла, колыбель. |
||
Изобразительная деятельность: Коллективная аппликация «Заюшкина избушка». | Набор «Строитель», образцы избушек. |
||
Музыкальная деятельность: Прослушивание русских народных песен: «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде», «Пойду ль я, выйду ль я». | Фонотека русских народных песен. |
||
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Построим мишке дом» (9, с.111), «Калачи из печи» (9,с.66), «Подбери посуду для куклы» (10, с.42), «Подбери окошко к избушке». Игра-ситуация «В гостях у кукол» (9, с.55) | Строитель. Набор посуды для кукол (разного цвета). Русский костюм, убранство для русской избы. Настольно-печатный материал. Куклы в платьях разного цвета. |
1 | 2 | 3 | 4 |
|||
Конструктивная деятельность: Конструирование избушки для зайчика, лавки, колыбели (2,с.34); (9, с.111); (4, с.42) | Наборы | - Формировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской традиционной культуры: посуда (миска, горшок, ложка, самовар), знакомить детей с их назначением; Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа. | Познавательная деятельность : Игра-занятие «Какая бывает посуда» Игра – занятие «Угостите гостей овощами и фруктами» (4, с.40). Наблюдение за приготовлением салата из овощей. | Выставки: «Глиняная и деревянная посуда». «Натюрморты из овощей и фруктов» |
||
Речевая деятельность: Рассказывание сказок: «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок». Разучивание потешек: «Сорока - белобока», «Варись, варись, кашка…», «Пошел котик на Торжок…», «Огуречик, огуречик…». Чтение литературных произведений: «Маша обедает» (пер. с арм. Т.Спендиаровой) С.Капутикян. | Пальчиковый театр, иллюстрации. Картотека потешек. |
|||||
Изобразительная деятельность: Рисование на темы: «Овощи и фрукты», «Узор на тарелочке». Аппликация «Фрукты в вазе». Лепка: «Овощи и фрукты», «Миски для трех медведей» | Образцы для рисования и аппликации; Тематическая выставка. Муляжи овощей, фруктов, иллюстрации к сказке «Три медведя». |
|||||
Музыкальная деятельность: Разучивание и исполнение попевок: «Ладушки, ладушки», «Скок-поскок…». Пение песни «Я пеку, пеку, пеку…» Обучение элементарным приемам игры на ложках. | Картотека попевок, иллюстрации. Деревянные ложки. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Узнай на вкус»(10, с.38), «Овощной магазин» (9, с.101), «Что растет на огороде?» (9, с.97), «Чудесный мешочек» (10, с.37); «День рождения у куклы Кати» (с самоваром) (4, с.26). Настольно-печатные дидактические игры: «Фрукты, овощи и ягоды», «Что изменилось?» (4, с.26), «Сделай целое» (4, с.40) | Яблоко, лимон, соль, сахар. Муляжи овощей и фруктов, красивый мешочек. Настольно-печатный материал. Кукольная посуда для чаепития, самовар. Картинки с овощами и фруктами (из 2-х, 3-х, 4-х частей) |
ЛИТЕРАТУРА:
Ольга Коннова
Проектирование в первой младшей группе. Проект «Осень в гостях у деток»
Информационная карта проекта :
Тип проекта - краткосрочный (1 неделя, групповой .
Участники проекта - воспитатель , лети 2-3 лет.
Вид проекта – информационно-творческий.
Актуальность :
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Красота золотой осени доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса к явлениям природы, воображение, умение вызвать эстетический отклик на красоту осени . И конечно, желание любить и беречь природу.
Цель проекта :
Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей элементарные представления об осенних изменениях в природе.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.
3. Воспитывать любознательность, эстетическое восприятие.
4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени , вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.
5. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества.
Ожидаемый результат :
1. У детей будут заложены первые представления и ориентиры в мире природы.
2. Дети научатся наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления (листопад, дождь, ветер и т. д.) .
3. Активизируется словарь, разовьется зрительное и слуховое внимание.
Этапы работы :
1. Организационный этап - разработка структуры проекта , подбор игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Осень » , составление перспективного планирования проекта .
2. Практический этап – реализация поставленных задач.
3. Подведение итогов реализации проекта , демонстрация творческих работ.
План реализации.
1. Беседы «Осень в гости к нам пришла » , «Осенняя кладовая » .
Цель : формировать у детей представление о времени года – осень , познакомить с ее характерными признаками (желтые листья, пасмурно, сыро, идет дождь и др., закреплять знания об овощах и фруктах, умение различать и называть их.
2. Рассматривание иллюстраций «Времена года» , «Осень » , «Фрукты и овощи» .
Цель : развивать умение замечать красоту осенней природы , речь, обогащать активный словарь детей.
3. Дидактические игры «Достань листочки» , «Найди все листочки» , «Разложи листочки по цвету» , «Оденем куклу на прогулку» .
Цель : развивать у детей сенсорные чувства, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, уточнять название осенней одежды .
4. Наблюдения на прогулке «Листопад» , «Ветер» , «Рябина» .
Цель : уточнять характерные признаки осени , воспитывать интерес к наблюдению.
5. Художественное творчество.
Рисование пальчиками «Дождь» , лепка «Осенние листочки » , аппликация (коллективная работа) «Осеннее дерево » .
Цель : продолжать учить детей работе с красками, пластилином, формировать умение выполнять инструкцию взрослого, закреплять основные цвета, воспитывать аккуратность в работе.
6. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет » , «Дождик» , «Паучок» .
Цель : развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
7. Подвижные игры «Собери осенний букет » , «Солнышко и дождик» , «Листочки» .
Цель : развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять детей в беге стайкой и врассыпную.
8. Чтение художественной литературы об осени :
Н. Нищеева «Ветер» , В. Волина «Осень » , У. Рашид «Наш сад» , В. Митрович «Листопад, листопад» .
Цель : развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл с помощью объяснения воспитателя.
9. Дыхательная гимнастика «Чей листок улетит дальше» .
Цель : развивать речевое дыхание, учить делать правильный вдох через нос и выдох через рот.
Итоговое мероприятие – развлечение «Осень в гости к нам пришла » .
Цель : вызвать у детей радостное настроение, развивать музыкальные способности, воспитывать чувство ритма и любовь к музыке, учить выполнять игровые движения в музыкально-дидактических играх.
Выставка детских работ.
Выводы :
В результате реализации проекта дети получили общие представления об осенних явлениях в природе . Участие в проектной деятельности стало для них способом удовлетворения познавательной активности, развития творческих способностей.
Дети-малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень?» «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень в лесу?» «Зачем и куда улетают птицы?» «Куда прячутся звери?»
Малыши очень любознательны и хотят все знать...Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Проект «Осень наступила» поможет раскрыть малышам ответы на многие интересующие их вопросы.
Управление образования
Администрация Сергиево-Посадского Муниципального района
Московской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37»
141301, Московская область, город Сергиев Посад, улица Дружбы 10а
тел/факс 542-22-42, [email protected]
Проект
«Осень наступила»
группа 1 младшая
Срок проведения: 09.10.17- 20.10.17
воспитатель:
Кузнецова Екатерина Петровна
октябрь 2017 г.
г. Сергиев Посад
Актуальность:
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!
Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить-это то, что необходимо нам с самого раннего детства.
Дети-малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень?» «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень в лесу?» «Зачем и куда улетают птицы?» «Куда прячутся звери?»
Малыши очень любознательны и хотят все знать...Необходимо показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Проект «Осень наступила» поможет раскрыть малышам ответы на многие интересующие их вопросы.
Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года
Задачи проекта:
- содействовать расширению знаний детей о признаках и явлениях осеннего периода;
- способствовать развитию познавательной активности, творческого воображения и фантазии;
- вызвать эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Вид проекта : исследовательский, творческий
Возраст: первая младшая группа (дети с 2 до 3 лет)
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители
Методы и приемы:
Практические: подвижные, пальчиковые, дидактические игры.
Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением фруктов и овощей, осеннего леса и лесных зверей, листочков и грибов
Словесные: беседы, художественное слово, прослушивание.
Материалы и оборудование: иллюстрации на темы: «Осень в лесу», «Дары осени»,«Дикие животные», макет «Чудо-дерево»,игрушки-животные, муляжи овощей, фруктов, грибов, дидактические и развивающие игры по теме, стихотворения об осени, сказки о листочках и шишках, загадки о диких животных, корзинки с листочками, корзинки с грибами, строительный конструктор, трафареты осенних листочков, гуашь, клеенки, баночки с водой, пластилин, доски, салфетки. аудиозапись «Звуки природы».
Ожидаемые результаты проекта:
Дети
Мы предполагаем, что у детей будут сформированы представления об осени как времени года; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы.
Родители
Мы предполагаем, что родители проявят интерес к проекту и будут участвовать в совместной творческой деятельности.
Продукт проекта:
Коллективные и творческие работы детей «Осеннее дерево», «Листопад» и др.
Выставка совместных работ родителей и детей: «Осенние фантазии»,
Участие в международном конкурсе детских поделок «Осенние фантазии»
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный
П остановка целей, задач.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.
Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Подбор методической литературы по теме.
Сотрудничество с родителями: участие в выставке работ из природного материала
Второй этап - основной
Дидактические игры:
«Осенние листочки».
«Чудесный мешочек»
«Шишки с веточки упали- их ребята все собрали!»
«По дорожке в лес идем...», «Выложим осенний узор»(с напольной мозаикой)
«Дорожка в лес»(с конструктором)
«Все листочки разные...»
«Найди желтый и красненький листочек...»
«Ваза и корзиночка» (овощи,фрукты)
«Что на дереве растет?»
«Забавные ежата»(игра с прищепками)
С\р игры:
«В гостях у Мишки»
«Сварим суп для зайчат»
«Зверушки заболели»
«Кукле Кате помогу-
И компот для нас сварю!»
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
«Закачалось деревцо...»
«Мы осенние листочки»
«Зайцы и волк»
«У медведя во бору»
«Птички в гнездышках»
«Догони листочек»
«Зайка серый умывается»
«Едем на поезде в лес»
«Осенний мячик»
«Бегите к дереву»
«Лиса и зайцы»
«Огуречик, огуречик...»
«Попади шишкой...»
Рисование
Коллективная работа «Осеннее дерево»,
«Дождик, чаще, кап – кап - кап».
«Листопад».
Лепка
Лепка «Падают, падают листья», « Осеннее дерево»(пластилинография)
Исследовательская деятельность:
Найти дерево, которое раньше всех готовится к зиме;
Сравнить собранные листья по форме, окраске;
Определить с помощью вертушки силу ветра.
Развивающая образовательная ситуация:
«Листики в садочке»
«Что я вижу за окном»
«В осеннем лесу»
НОД
«Листья осенние».
«Осень золотая».
Наблюдения:
За сезонными изменениями осенью;
За листочками;
За осенним небом;
За осенним деревом;
За работой дворника осенью.
КГН
«Витаминная еда
За столом нас ждет всегда!»
«На прогулку собираемся-
Теплее одеваемся...»
Труд:
«Чистоту мы наведем-
Фрукты, овощи возьмем...»
«Мы животных бережем-
И порядок наведем!»
Рассматривание иллюстраций, беседы на тему:
«Деревья осенью»
«Дары осени»
Чтение и разучивание стихотворений об осени (Пивоварова «Осенний клад», Берестов «Октябрь». М. Ивенсен «Осень»)
Разучивание песен об осени, танца с листочками.
Использование физминуток и пальчиковой гимнастики
Третий этап - заключительный
Оформление коллективных творческих работ детей: «Осеннее дерево»
Оформление выставки поделок из природного материала «Осенние фантазии»,
Участие в международном конкурсе детских поделок «Осенние фантазии»
Праздник-развлечение «Осень в гости к нам пришла»
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вид проекта: Исследовательско – игровой Продолжительность проекта: с г. по г. Участники проекта: дети 1 младшей группы «Котята», воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Цель проекта: Формировать познавательный интерес к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов, грибов.
Содержание образовательных областей 1.Физическая культура - учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой. 1. Утренняя разминка комплекс «Репка». 2. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.
5. Познание -учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами. -поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно. -обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться. -формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты. Математика -большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало; -форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный) Познаю мир. -наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира; -собираем и рассматриваем листочки; -знакомство с овощами, фруктами, грибами; -рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов; -опыт с овощами «Тонет, не тонет». Исследовательская, деятельность: - рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)
6. Коммуникация -учить определять время года по природным явлениям, -учить задавать вопросы, -учить детей внимательно слушать воспитателя, -уточнить представления об овощах и фруктах, -учить детей узнавать овощи, фрукты на картинках и называть их. -познакомить детей с обобщающими понятиями. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах. Загадывание загадок про овощи, фрукты, об осени Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?) Рассматривание овощей, фруктов, грибов
7.Чтение художественной литературы - формировать понимания того, что из книг можно узнать много интересного, -приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге, -приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов.
8.Художественное творчество -развитие продуктивной деятельности; -развитие детского творчества; -приобщение к изобразительному искусству; -формировать у детей интерес к лепке; -создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности. Знакомство с жёлтым цветом (листья пожелтели). Рисование. «Осенний листопад», «Листочки», «Фрукты», «Овощи», «Грибы» Лепка. «Морковка для зайчика», «Яблоки», «Грибы». Конструирование (ручной труд). «Листопад», «Фрукты – овощи», «Построй дорожку», «Мы поедим за грибами».
10.Социализация - развивать свободное общение со взрослыми людьми; -развивать игровую деятельность; -формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстника; -развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием; -пробуждать интерес к театрализованной игре; -способствовать накоплению опыта, доброжелательных отношений со сверстниками. -с/и игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на прогулку» -д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья». -п/и «Солнышко и дождик.» -н/и «Урожай», «Вершки и корешки» -показ кукольного театра «Репка» -д/и «Звуки осени»
Краткосрочный проект
«Осень»
Первая младшая группа
Воспитатель: Дорохова А.Ю.
Ессентуки 2016г
Краткосрочный проект «Осень»
Актуальность:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Тип проекта
Познавательно - творческий.
Сроки реализации
Краткосрочный проект.
Участники проекта:
Дети, педагоги, родители.
Возраст детей
Первая младшая группа.
Ресурсное обеспечение:
Краски гуашь. Бумага формат А – 3, клей. Листы с изображением листочка, иллюстрации с изображением осени, листопад. Синий пластилин,
Цель проекта
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
ЗАДАЧИ.
Дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).
Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
План реализации проекта
Образовательные области Деятельность Формы и методы работы
«Социализация»
Игровая 1. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки» Цель: поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно – гигиенические навыки.
2. Дидактические игры: «Собери листочки – красного цвета», «Кто в гости пришёл?», «Дует, дует ветер», «Что нам осень подарила?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?»
Цель: Развитие умения собирать листочки только по – одному признаку (по цвету) Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений.
3. Игры – эксперементы: «Теплый – холодный», «Вертушка»
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».
«Труд» Трудовая 1. Поручения: «Собери букет из листьев» Цель: Развивать умение совместно со взрослым и под присмотром взрослых на прогулке собирать листочки.
2. Наблюдения: Цель: Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.
«Безопасность» ОБЖ 1. Беседы с детьми: «Когда на улице дождь, то…». Цель: Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
2. Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно». Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
3. Режимные моменты: Цель: Продолжать учить детей самостоятельно одеваться в правильной последовательности, вытирать руки и лицо своим полотенцем. Формирование привычки ежедневно делать зарядку.
«Познание»
Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) 1.«Собери листочек», «Птичка». Цель: Учить детей выкладывать из частей целый рисунок. Продолжать учить различать большая, маленькая.
«Художественное творчество»
Продуктивная 1. Рисование на темы: «Золотой листочек», «Дождик – кап. Кап, кап…».
Развивать умение рисовать кистью и красками, знание основных цветов красного, зеленого, желтого. Учить аккуратно прикладывать стороной, намазанной клеем, к листку бумаги.
2. Лепка темы: «Рябинка», «Грибочки». Цель: Закреплять умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности, в режимных моментах). 1 «Овощной магазин», «Что нам осень подарила». Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где, что растет. Учить рассматривать предметы.
2. Рассматривание картины «Осень» Цель: Уточнить и обогатить представления детей о осени.
3. Рассматривание дерева: Цель:Учить рассматривать части дерева и отвечать на вопросы.
«Коммуникация»
Совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности и режимных моментах. 1. Рассматривание картины «Катя на прогулке» Цель: Уточнить и обогатить представления детей. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи.
2. Театрализованный показ сказки «Маша и медведь» Цель: Помочь детям запомнить сказку. Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь.
«Чтение художественной литературы»
Совместная деятельность взрослого и детей 1. Чтение стихотворения А. Барто из серии «Игрушки». «Наши уточки с утра», «Пошел котик на торжок», «заяц Егорка…»
Физическая культура Двигательная Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Подвижные игры: «Листопад», «Поедем в лес», «У медведя во бору», «Птички и дождик», «Прокати куклу» Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Здоровье
Оздоровительная Дыхательная гимнастика «Сдуй листочек», «Сдуй капельку»
«Музыка»
Музыкально – художественная
деятельность
1. Слушиние: муз. П. Чайковского «Осенью». «Дождик» РНП; «Птичка» муз. М. Раухвергера.
2. Пение: «Птичка» муз. М. Раухвергера. «Вышла курочка гулять»; муз. М. Раухвергера сл. Н. Комиссаровой «Вот как мы кмеем»; муз. Е. Тиличеевой.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к развлечению «Что нам осень принесла?», «Осень».
2. Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду «Осенние фантазии»
3. Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
4. Подготовка консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
Художественное творчество
Коммуникативная деятельность
1. Заучивание стихотворения «Листья», «Дождик, дождик», «Осень, осень».
1. Развлечение «Что нам осень принесла?»
Итог проекта
Умение называть осенние природные явления, показывать их в книжке Т. Боковой «Круглый год», на иллюстрациях с изображением осени.
У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Продукт проекта
1. Выставка детской коллективной работы «Золотой листочек».
2. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Осенние фантазии».
3. Развлечение «Что нам осень принесла»
Литература
1. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
2. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Первая младшая группа детского сада.
3. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
4. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.