Раннее развитие 4 5 лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек

В то время как большинство из нас жертвует навыком счёта в уме, некоторые люди развивают его с особым усердием с помощью ментальной арифметики. Они похожи на гениев, потому как совершают вычисления с многозначными числами быстрее, нежели калькулятор. Разбираемся, что это за методика, как проходит обучение и кто может заниматься по ней.

О методике

Ментальная арифметика - это одна из методик устного счёта без вспомогательных инструментов, которая задействует воображение.

Методика кажется новой, так как широкую известность она получила относительно недавно. На самом же деле техника древняя, её использование связывают с изобретением счётов суанпан в Китае, которые впервые упоминаются в книге «Восточная династия Хан» в 190 году н.э.

Под ментальной арифметикой подразумевают обучение вычислениям сначала с помощью деревянных счётов, абакуса, и постепенный переход к выполнению сложения, вычитания, умножения и деления в уме. Особенность методики – дети выполняют не абстрактные вычисления, они работают с цифрами через визуализацию и воображение. Техника позволяет научиться скоростному счёту, что практически недостижимо с помощью классических школьных методов.

Несмотря на широкое распространение калькуляторов, занятия на абакусе до сих пор практикуются в азиатских странах. Вычисления на соробане, японской версии абакуса, изучают в начальных классах и частных учебных заведениях Японии. С его помощью детей учат системе десятичных чисел и счёту не абстрактно, а с помощью визуализации. Попутно учителя дают детям песенные инструкции, что воздействует на аудиальное восприятие.

После того как дети начинают уверенно использовать соробан, их учат совершать вычисления в уме при помощи воображаемой счётной доски. Это одна из причин, по которой японские родители отправляют детей к частным педагогам, преподающим данную методику.

Что такое абакус?

На занятиях для детей используют соробан - японскую версию абакуса. Название же «абакус» используется как обобщённое для всех видов счёт: от китайских до российских.

Абакус для занятий ментальной арифметикой представляет собой прямоугольник, разделённый тринадцатью вертикальными спицами по вертикали, и одной горизонтальной линией. На каждой спице находится по 5 косточек: 1 над горизонтальной перегородкой и 4 под ней.

Как проходит обучение?

Полная программа обучения длится от двух до трёх лет и разделена на несколько этапов. Во время учёбы дети чувствуют прогресс, так как после освоения новых навыков переходят на уровень выше.

Следующая ступень - представление абакуса в уме. Вы могли видеть как дети считают, совершая непонятные действия руками в воздухе. Таким образом они передвигают воображаемые костяшки на воображаемых счётах.

Высшую ступень мастерства демонстрируют участники соревнований по ментальной арифметике, которые решают примеры с многозначными числами за несколько секунд.

Кто может научиться?

Программы ментальной арифметики, как правило, рассчитаны на детей от 4 до 16 лет. Правда, отзывы родителей говорят о том, что начинать лучше немного позже, оптимальный возраст 6–12 лет. Хотя вычисления в уме могут быть полезны для взрослых и в большей степени для пожилых людей.

Ребёнок, отправляющийся на занятие, обязательно должен уметь считать до 10.

Также нужно учитывать, что придётся заниматься не только в классе, но и дома хотя бы по 15 минут ежедневно.

Если вы заинтересовались курсами ментальной арифметики для детей, предлагаем познакомиться с программами на TeachMePlease , и выбрать ту, которая подойдёт вам по местоположению, цене и условиям проведения занятий.

В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.

Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.

Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.

Планирование и программа

Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.

Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.

Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:

  • логика и арифметика;
  • развитие речи и грамотности;
  • рисование, лепка, аппликация и конструирование;
  • физические упражнения;
  • занятия, помогающие развивать кругозор;
  • литература.

Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет , возможно, раньше, а возможно, и позже.

Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:

Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.

А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают , и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.

Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.

Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.

Практические задания для детей 4-5 лет

Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться . Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:

  • умение правильно употреблять предлоги;
  • понимать, где право, где лево, сзади и спереди;
  • отличать понятия «много» и «мало», «больше» и «меньше»;
  • называть существительные по числам;
  • уметь считать до 10;
  • иметь навык проведения карандашом линий, не отрывая его от бумаги.

Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.

Пособия и примеры

Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.

Серии специальных пособий для детей содержат следующее:

  • сюжетные визуальные материалы;
  • игры с наклейками;
  • задачи на развитие логического мышления малыша;
  • задачи на развитие письменных навыков и многое другое.

Чтение и письмо

Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.

Также используйте развивающие игры . Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.

Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.

Карточки и другие наглядные материалы

Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.

Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.

А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.

Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.

Тематические уроки и иностранные языки

Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия , которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:

  • космос;
  • домашнее хозяйство;
  • спорт;
  • магазин игрушек и т.д.

Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.

Физическая активность для детей 4-5 лет

В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:

  • игры с мячом (футбол, волейбол и прочее);
  • утренняя зарядка;
  • гимнастика;
  • подвижные игры;
  • танцы.

Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры , с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.

Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.

Ольга Белоцерковская

Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

Разучите с малышами это стихотворение.

Программное содержание:

Образовательная задача:

Даем понятие о частях тела;

Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

Развивающая задача:

Развиваем мышление;

Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

Воспитательная задача:

Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Ход занятия

1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать.

(Шагать на месте. )

Вот спина, а вот животик,

(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

(Потопать ногами.)

(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

(Положить руки на голову.)

Показать успел едва.

(Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой -

(Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

Попросите малышей показать еще:

(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

Вот реснички

(Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички.

(Поморгать глазами.)

Розовые щечки,

(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

Подбородок кочкой.

Волосы густые,

(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

Как травы луговые.

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Сережи, Лены.

(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Затем попросите детей сесть за стол.

2. Мишка-топтыжка.

Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

Скажите за медвежонка:

Я Мишка-топтыжка.

Весело пляшу, лапками машу.

Глазками моргаю,

Ротик открываю. ]

3. Мишкины вопросы.

От имени Мишки задайте детям вопросы.

Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

А для чего уши? (Чтобы слушать.)

Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

4. Будь внимательным.

Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

Педагог

У кого есть ногти?

Дети

Движения, выполняемые педагогом и детьми

(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

Педагог

У кого есть когти?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть лапы?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть ноги?

Дети

(Потопать ногами.)

Педагог

У кого есть хвост?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть руки?

Дети

(Протянуть вперед руки.)

5. Уронили Мишку на пол.

Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

6. Снова Мишенька веселый.

Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

Игры и задания для закрепления материала

Игра «Стенка, стенка, потолок»

Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

Потолок,

(Указательным пальцем дотронуться до лба.)

Два окошка,

(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

Дверь,

(Указательным пальцем показать на рот.)

Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

Игра «Пять братцев»

Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

Утро настало,

(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

Разбуди соседей!

(Показать ладонь левой руки.)

- Вставай, Большак!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

- Вставай, Указка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

- Вставай, Середка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

- Вставай, Сиротка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

- И Крошка-Митрошка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

- Привет, Ладошка!

(Вращать кисть левой руки.)

Все потянулись -

(Обе руки поднять вверх.)

Зашевелились,

(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

Мигом проснулись,

Развеселились.

Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

Игра «Человечек»

Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

Игра «Зеркальце»

Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Да все верно повтори.

Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, хлеб - всю пищу мою -

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Губы и зубы)

Есть гора, а у горы

Две высокие норы.

В этих норах воздух бродит -

То заходит, то выходит.

(Нос)

Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает.

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень.

(Язык)

Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Дети в четыре года в большинстве своем непоседы, которые не могут спокойно посидеть и несколько минут. Хотя, конечно, многое зависит от характера ребенка и встречаются тихони, которые с удовольствием проводят часы напролет, занимаясь самостоятельно спокойными играми. Но обычно родителям нужно самостоятельно придумать занятие ребенку в 4 года, чтобы увлечь его хоть на несколько минут. Существует много интересных вариантов, и если внимательно рассмотреть каждый из них, то хоть один да заинтересует вашего непоседу и даст несколько минут в тишине и покое.

В этот период важно уделить должное внимание физической активности: ловкости, гибкости и координации движений, не забывая при этом про познавательную активность.
Формирование словарного запаса также важно для ребенка. Надо проговаривать каждое новое слово по слогам, чтобы сформировалось правильное произношение. Вместе с познавательной и физической активностью, немаловажно развивать творческие способности маленького человека и развивать его воображение.

Так же в этом возрасте важно учить малышей отличать «хорошее» от «плохого». Рассматривайте картинки детей в разных ситуациях: помогающих по дому, играющих в футбол дома и задавайте вопрос: правильно ли себя ведет герой картинки. Почему?

Второй вариант игры – это построение рассказа по картинкам. Попросите ребенка составить рассказ по картинкам, которые лежат перед ним. Это отлично развивает фантазию и логику, а также вы сможете лучше узнать своего ребенка по тому, какие мысли у него возникают.

Педиатры считают, что дети в четыре года впитывают информацию как губка через зрение, слух и осязание. Все, что ребенок сможет увидеть, услышать и подержать в руках будет для него интересно и познавательно. Чем же можно занять ребенка дома?

Активные занятия дома

В городских квартирах сложно создать оптимальные условия для полноценного физического развития ребенка. Так что желательно хотя бы на 1-2 часа в день выходить с ребенком на улицу, чтобы он от души побегал, полазил по уличным обстановкам, покатался на велосипедах или самокате и иным способом вылил свою энергию в играх. После такой изнуряющей прогулки непоседа будет дома вести себя спокойней и сможет заняться усидчивыми играми.

Впрочем, даже домой можно прикупить шведскую стенку, некоторые вариации которой способны уместиться даже в компактной комнате. Турники, лесенки, канат, кольца и другие подобные снаряды способы занять активного ребенка на пару часов. Достаточно постелить мягкое одеяло или матрас на пол, чтобы ребенок не ударился после падения. Присматривайте за ребенком краем глаза, и можно будет уделить себе полчасика.

Так же прививайте малышу полезные привычки с самого детства. В досуге ребенка обязательно должна присутствовать гимнастика. Убедите ребенка каждое утро делать незамысловатые движения для шеи, рук, ног и туловища. Не забывайте прыгать как зайчата и танцевать под зажигательную музыку. Такая 5-10 минутная разминка очень хорошо скажется на здоровье непоседы.

  • Сделайте ребенку качели, их можно соорудить прямо в комнате. Пусть развивает свой вестибулярный аппарат. Только катание должно проходить под присмотром взрослых.
  • Включите веселую детскую музыку и пусть малыш танцует, детки обожают двигаться под веселый ритм. Если сначала кроха стесняется или не знает что делать, покажите пример на себе — как двигаться, вовлеките его в танец, а потом он уже и сам начнет получать удовольствие и станет танцевать от души.

Творческие занятия

После активных занятий полезно сменить сферу деятельности и заняться творческими занятиями, которые помогут немного отдохнуть, занять руки и успокоить малыша перед дневным сном, например.

  • Рисование . Для этого понадобится только лист бумаги, а в некоторых случаях можно использовать обратную сторону обоев. Так же подготовьте краски, карандаши или фломастеры – подойдут все варианты, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка и доступное время на уборку. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого используйте уже знакомые образы: персонажи фильмов и сказок, домашних питомцев, друзей и даже родственников. Будьте морально готовы к тому, как вас видит ребенок. Если ребенок не хочет рисовать, для начала составьте ему компанию — рисуйте сами и предлагайте повторять, предложите дорисовать ваш рисунок или раскрасить его красками.
  • Раскраски — подходят для детей, которые не любят рисовать с нуля, а хотят просто закрашивать яркими цветами готовые рисунки. В магазинах можно найти варианты на любой вкус и цвет, с разными дополнительными эффектами (стирающиеся фломастеры, дополнительные загадки и лабиринты, с подсказками цветов и т.п.).
  • Пластилин – еще один вариант творческого занятия для вашего четырехлетнего чада. Современный пластилин мягок, ярок и обязательно вдохновит его на что-то шедевральное. Попробуйте плавающий пластилин, который изготовлен из вспененных шариков. Такой материал можно взять с собой в ванну, но в ней уже обязательно нужно присматривать за малышом.
  • Рукоделие и аппликация. Специальных наборов, из которых можно сделать украшения, в магазинах сейчас предостаточно. Это и аппликации из бусинок, бисера или пуговиц, которые нанизываются на нитку. Подобные наборы необязательно покупать, можно найти им замену, покопавшись в ящике комода и подсмотрев инструкции в интернете. Многие дети любят мастерить что-то своими руками, особенно если мама попросит себе новое украшение и в конце обязательно поблагодарит за полученный подарок.
  • Музыкальные игры также помогут скрасить будни мамы и ребенка. Обратите внимание на композицию Железновой «Музыка с мамой». Это простые песенки, с подсказками –что нужно делать.
  • Конструкторы — обеспечьте ребенка достаточным количеством кубиков лего, и он с удовольствием будет собирать башни, замки, мосты, вертолеты, спасать свои игрушки на этом вертолете и в целом проявлять чудеса воображения.
  • Обводить по трафарету предметы . Можно купить в магазине или вырезать из твердого картона самостоятельно, а потом дать ребенку краски или карандаши, чтобы с помощью трафаретов ребенок создавал свои картины.

Привлечь к помощи по дому

Многие родители трепетно оберегают детей от бытовых хлопот, чтобы «не лишать ребенка детства». Но на самом деле в таком возрасте детки и сами рады помочь родителям, потому что очень любят подражать взрослым. Да и в дальнейшем полученные навыки очень пригодятся, когда ребенок будет помогать по дому, а в дальнейшем и жить самостоятельно. Так что ни в коем случае не ограждайте детей от бытовухи, потому что с нормальным дозированием она точно никак не приестся. Причем не думайте даже разделять дела по половому признаку — в таком возрасте никаких серьезных отличий в физическом плане нет, так что дети могут справляться с одинаковыми заданиями. Да и мальчикам тоже нужно уметь убираться, готовить кушать, стирать и заниматься самообслуживанием. Воспитывайте действительно настоящего мужчину, а не избалованного сыночка.

  • Помощь в стирке: собрать грязную одежду в корзину, кидать их в стиралку, подавать маме мокрое белье на сушку, повесить несколько своих вещей на невысокую сушилку, снять вещи с нее, отнести свои вещи в ящик, полить цветы, насыпать корм животному и т.п.
  • Помощь в уборке: протереть тряпочкой или пушистой метелкой пыль с низких поверхностей, тряпкой протереть плинтуса, отнести вещь на место, собрать игрушки в коробку или расставить их по местам и т.п.
  • Помощь на кухне: помыть небьющуюся посуду или фрукты/овощи, раскатать тесто и вылепить из него калачики или формочкой наделать звезды-сердечки, пластиковым ножом нарезать мягкие продукты (вареные овощи, яйца, колбасу) и т.п.

Если все же не хотите доверять ребенку готовку и уборку, можно занять его на кухне игрушками. Совместите кухонные игры и творчество, например, сделайте картину при помощи макарон, фасоли и других съедобных продуктов, которые можно приклеить к картону при помощи клея ПВА. Или из кусочка теста вылепить диковинных животных.

Либо можно только имитировать помощь — дать кастрюльку пустую, пару поварешек, крышку и налить немного воды — пусть мешает, добавляет разные безопасные травы в воду, переливает в стаканы или просто стучит по дну. Смотря что покажется ребенку интересней.

Занять игрушками

Иногда можно воспользоваться достижениями современности и занять ребенка покупными игрушками. Выбор в магазинах огромный, возрастные рейтинги указаны на коробке, а остальное уже зависит от интересов и предпочтений вашего ребенка.

  • Планшет или телефон . Включить развивающий мультик или программу на планшете проще простого. Благо этого сейчас в избытке. Главное: выбрать программу или мультфильм по возрасту и ограничить время просмотра. Длительные просмотры или игры рассеивают внимание, приводят к проблемам с засыпанием и сном, а также часто становятся причиной агрессивного поведения. Психологи советуют не оставлять ребенка один на один с телевизором или планшетом. Родители должны отслеживать реакцию ребенка на те или иные моменты, самим задавать вопросы или отвечать на те, которые задает малыш. Такое поведение поможет найти общий язык с ребенком и лучше освоить материал. Для ребенка 4-х лет продолжительность сеанса не должна превышать 15-20 минут.
  • Аудиокниги — еще один способ с толком занять свое чадо. Включите ему сказки Пушкина или детские книги современных авторов. Они воспитывают вкус, а их прослушивание поможет развить воображение. При помощи аудиокниг малыш учится визуализировать услышанное, рисовать картину своего видения мира. После прослушивания аудиокниг будет полезно воссоздать сказку по ролям, инсценировать ее отрывок, хорошо, если в этот процесс будут вовлечены все члены семейства.
  • Телевизор или компьютер . Если выбирать между этими двумя приборами, предпочтение стоит отдавать компьютеру — главное усадить ребенка подальше и контролировать время просмотра. В телевизоре часто между передачами запускается реклама, которая может вызвать нежелательную истерику купи-купи-купи. А в компьютере можно самостоятельно выбирать передачи и запускать их в удобное время без рекламы. Выбирайте интересные, но полезные передачи — в мире животных, фиксики, знакомство с планетой, изучаем английский и т.п.
  • Книжки . Интересная книга может скоротать время, даже если ребенок не умеет читать. В ярких красочных книгах много картинок, которые можно рассматривать и изучать. Можно приобрести интересные модели книг, которые зачитывают сказку при нажатии на кнопку или при открытии страницы поднимается огромный замок.
  • Наклейки . Продаются огромные журналы с целой подборкой наклеек, которые можно по нескольку раз наклеить и отодрать. Дети очень любят размещать наклейки на страницах и смотреть, как меняется нарисованный мир с новым предметом. Можно занять на полчаса минимум, если игра придется по вкусу.
  • Лабиринты, загадки, ребусы и т.п. Есть огромные журналы с целой кипой таких детских забав. А можно их просто скачать в интернете и распечатать на принтере — получится тоже самое и дешевле, а ребенку даже удобней заниматься с отдельными листками, а не с огромной тетрадкой.
  • Старый телефон или фотоаппарат — новый доверять опасно, а вот на ненужный ребенок может с удовольствием часами делать фотографии и снимать видео про кота, про работающую маму, про себя, зачитывать на камеру стихи или играть с куклами. Особенно актуально в семьях, где родители сами любят снимать ребенка или себя.
  • Пазлы и мозайки — в этом возрасте дети уже могут собирать крупные мозайки, главное выбрать с интересным сюжетом — любимый супергерой, крутая машина, очаровательные котики и т.п.
  • Кинетический песок — продается готовый в магазине или можно попробовать сделать самостоятельно по рецептам из интернета. В любом случае для сохранности своих нервов лучше играть с ним или на пленке, или в надувном бассейне, чтобы не собирать по всей квартире песочек. А ребенок будет в восторге поиграть дома в песочницу, тем более с таким необычным песком.

Самодельные игрушки

Если нет желания тратиться на покупные игрушки, которые быстро надоедают ребенку и все равно потом валяются без дела, создайте их своими руками. В таком возрасте дети готовы играть со многими вещами, которые взрослым кажутся скучными и обыденными. Но не стоит недооценивать силу детского воображения.

  • Игры с пластиковой бутылкой. Дети просто обожают насыпать в них мелкие предметы: пуговицы, горох, крупы. Интересно также будет, если в бутылку налить воды и потрясти ее, создав чарующие непривычные звуки.
  • Смешайте в чаше горох и фасоль и предложите ребенку рассортировать их по разным банкам — занятное действие развивает мелкую моторику.

  • Намотать на какой-либо предмет цветную веревку, а потом ее размотать. Катушки с разными нитями также подойдут, как и рулон дешевой туалетной бумаги.
  • Шнуровка и молнии. Достаньте «экспериментальные» кеды и старые сумки с молниями. Пусть ребенок учится обращаться с ними уже сейчас, в жизни все пригодится.
  • Прищепки. Как ни странно, дети любят играть с прищепками, постоянно зажимая ими вещи вокруг. Пусть занимается, ведь так у него развивается сила рук.
  • Собирать пирамиды, лего, конструктор — все это в копилку развития мелкой моторики.
  • Игра в больничку, магазин и школу поможет в будущем с выбором профессии и социализацией в обществе. Как правило, такие игры избавляют от страхов детей в реальной жизни. Например, ребенок, боявшийся ранее врача, после игры в «доктора» с интересом идет к нему.
  • Сделать форт из подушек и одеял под столом, кинуть туда игрушек, фонарик, назначить ребенка капитаном и ребенок будет играть в своем домике с мягкими друзьями.
  • Сделать доску со всевозможными замочками, молниями, цепочками и другими интересными предметами для открывания-закрывания. Отлично развивает мелкую моторику, и при этом еще и очень нравится деткам.

Чем занять четырехлетку на даче

Загородный дом в теплое время – идеальное место для вашего ребенка. Тут можно играть в подвижные игры, качаться в гамаке, проводить зеленые опыты на грядке.

  • Все дети любят играть в воде. Установите бассейн в тени, налейте в него воду и пустите уточку. Ваш четырехлетний малыш будет доволен. Помните о безопасности: обеспечьте его панамкой и намажьте солнцезащитным кремом без отдушек.
  • Запустите воздушного змея или шарики. Главное в этом деле найти безопасный открытый участок, где ребенок будет бегать со змеем, не подвергая себя опасности. Если открытого пространства нет, подойдут шарики, которые можно подбрасывать вверх, ловить и даже лопать.
  • Юный садовник. В четыре года детей уже можно приобщать к садово-огородным работам. В этом возрасте они любят природу и живо интересуются ею. Предложите ему прополоть грядку или собрать урожай. Радости не будет предела!
  • Устройте мини-футбол. Это классная игра для тех, кто не может усидеть на месте. При помощи подручных средств делаем ворота, берем мяч и объясняем правила игры. Побеждает тот, кто забил больше всего мячей. Если к игре подключатся болельщики, получится очень весело.
  • У вас на участке нет песочницы? Обязательно заведите ее. Из песка можно строить башни и пещеры, делать куличи и фигурки, оставлять следы рук и ног, смотреть, как сквозь пальцы сыплется песок, и растирать его в ладошках. Главное – объяснить малышу, что песком нельзя бросаться, а после него надо мыть руки с мылом.
  • Гамак на дачном участке – не только способ отдыха на природе, но и отличное место для игр вашего ребенка. Установите его так, чтобы он мог без вашей помощи забраться на него.
  • Покормите вместе птиц, котов и другую живность. Взаимодействие с животными вызывает у детей восторг.
  • Пускайте мыльные пузыри и лопайте их. Они развивают ловкость и координацию движений.

Теперь вы знаете, чем занять ребенка в четыре года дома, где бы вы ни были. Кроме того, все советы помогут вырастить активного, умного и здорового человека, который принесет пользу обществу и изменит этот мир к лучшему.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.