В каком возрасте ребёнок должен знать цвета?
В полтора-два года ребенок уже хорошо различает цвета визуально. В промежутке от двух до трёх лет, когда ребёнок начинает говорить, имеет смысл начать разучивать названия цветов.
Как научить ребенка различать цвета?
Простой и эффективный способ — делать акцент на цветах в повседневной жизни. Во время прогулки, игры, чтения — обращайте внимание на цвета. Начинайте с самых основных, избегая оттенков. Во время игры с ребёнком отметьте, что машинка синяя, кубик жёлтый, мячик красного цвета. Попросите его подать вам тот или иной предмет, определенного цвета. В игровой форме можно начать искать в комнате все предметы зелёного цвета.
А что поможет выучить цвета?
Разноцветные кубики, воздушные шары, мелки, цветная бумага или картон, карандаши, развивающие книжки. С детьми постарше (около 4-х лет и старше) можно разрисовывать раскраски фломастерами.
Еще что-нибудь?
Занимайтесь с ребёнком регулярно. Ласково поправляйте его ошибки, похвалой отмечайте успехи. Будьте терпеливы и успех не заставит себя долго ждать.
Радуга — невероятно красивое природное явление. Она выглядит как разноцветная дуга, составленная из цветов (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре. Ниже представлены наглядные картинки для обучения ребенка основным цветам.
Порядок расположения цветов легко запомнить с помощью мнемонической фразы: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Есть и другие варианты: «К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (К ак О днажды Ж ан З вонарь Г оловою С нес Ф онарь)» и «К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки.» В этих предложениях каждая первая буква в слове обозначает начальную букву цвета.
Я у бабушки в саду
Много красного найду:
Это красная малина,
Рядом — красная калина,
И созрели у забора
Два красавца помидора.
Оранжевый абрикос
На дереве рос.
Вырос, созрел,
И я его съел.
Это жёлтые цыплята.
Посмотри, бегут куда-то.
Видно, мама во дворе
Червячка нашла в траве.
Вот зелёные лягушки
И зелёная трава.
На болотце у опушки
Слышно дружное «ква-ква!».
Летом небо над тобою
Голубое-голубое!
Колокольчики под ним
Нарисуем голубым.
Синий шарик над дорожкой
Улетает в облака.
Помаши ему ладошкой:
— До свидания! Пока!
Баклажан лежит на грядке —
Фиолетовый бочок.
А внутри у сливы сладкой
Поселился червячок.
О способах изучения цветов с маленькими детьми существует огромное количество информации, как, собственно, и самих методов. И это совершенно неудивительно! Все ребятки — разные. И то, что подходит одному малышу, совсем не означает, что будет также эффективно для других детей. Поэтому и методик великое множество. И все они заслуживают внимания.
Обо всех способах в рамках одной статьи рассказать, конечно же, невозможно. Поэтому то, что описано ниже, это — пускай и небольшая, но очень популярная выборка из всего представленного многообразия.
В большинстве случаев готовность малышей к изучению цветов проявляется в возрасте от 1,5 до 3-х лет.
И, прежде чем начинать разучивать с крохой основные цвета, рекомендуется провести небольшой, но очень простой тест.
Необходимо заранее подготовить «дидактические материалы» — много предметов одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету (пуговицы, элементы конструктора, кубики, разноцветные конфетки — драже и др.). Затем ребенку предлагается разобрать эти предметы на отдельные группы с одним характерным признаком. Если малыш без труда справляется с сортировкой этих предметов по цветовому признаку, значит, он готов к восприятию и изучению цветов.
Глен Доман — личность, достаточно известная в мире педагогики. Предложенные им способы по всестороннему развитию интеллекта у детей дошкольного возраста используются широко и массово. Малыши, с которыми занимаются по методике Домана, в большинстве случаев отличаются интеллектуальным развитием от ровесников, которые не знакомы со школой Домана.
Одно из направлений методики — изучение цветов и оттенков.
Суть изучения заключается в том, что крохе показывают цветные карточки, громко и четко проговаривая названия цвета. На показ одной карточки должно затрачиваться не более 2 секунд. Ежедневно таких «цветных» сеансов должно быть порядка 10, до тех пор, пока малыш самостоятельно не начнет правильно называть цвета.
М. Монтессори — талантливый и успешный педагог. Суть ее педагогической системы заключается в том, что ребенка категорически нельзя заставлять делать что-либо. Согласно системе Монтессори, малыша нужно заинтересовать таким образом, чтобы он сам захотел узнать что-то новое. А для этого все обучение проводится в форме игры.
Задача учителя — все время наблюдать за своим подопечным, выбирая наиболее удачный момент для проведения занятия, продолжительность которого должно быть не более трех минут.
Для изучения по методу М. Монтессори понадобятся цветные дощечки или карточки. Цветов и оттенков должно быть столько, сколько позволит крохе не только выучить, но и научиться определять их по признаку «темнее — светлее» и «светлый — светлее — самый светлый».
Во время занятия предлагается выбирать из парных предметов (карточки, кубики, дощечки) одинаковые по цвету предметы. А когда ребенок уже разучит основные цвета, ему предлагают распределить их по тонам и оттенкам.
Фридрих Вильгельм Фребель — немецкий педагог 19-го века. Первым разработал и реализовал идею детского сада. Так же, как и в системе Монтессори, в основе методики детского развития лежит игра в любой ее форме.
Согласно методике Фребеля, изучать цветовую палитру нужно уже с младенчества.
Для этого необходимо подготовить разноцветные однотонные шары или мячики с прикрепленной к каждому из них веревочкой. Материал мячиков должен быть мягким, а сами они — небольшой формы. Идеальным вариантом по Фребелю считается шарик, связанный из шерстяных ниток.
Во время игры малышу показывается такой шарик и называется его оттенок.
Веревочка же нужна для того, чтобы мячик можно было раскачивать в разные стороны с обязательным проговариванием вслух направление его движения: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад. Таким образом, кроме цвета, ребенок познает и пространственные характеристики.
Еще одно упражнение с этими же шариками позволяет познакомить ребенка с такими понятиями как утверждение и отрицание. Для этого достаточно расположить шарик на ладони, а затем спрятать в кулак, сопровождая этот нехитрый «фокус» комментариями «Вот мячик есть. А теперь его нет» и т. д.
Эта книжка предназначена для самых маленьких «художников». И рисовать можно прямо в ней! В книге множество разнообразных заданий по рисованию: от простых — к сложным. А еще она крайне полезна, поскольку дает возможность малышу не только провести время очень весело, но и потренировать мелкую моторику, заодно разучивать цвета и их названия.
Эта книжка позволяет изучить наиболее распространенные цвета в игровой форме. Здесь предусмотрены интересные задания: игры, чтение, наклейка наклеек. Занимаясь с этим пособием, ребенок учится различать форму и оттенки. Кроме этого, предусмотрена возможность получить навык самого первого чтения.
В этой доброй книжке изучать цветовую палитру предлагается в стихотворной форме и в виде интересных заданий, выполнив которые, ребенок усвоит полученный урок еще лучше.
Это не столько увлекательная и познавательная книга для малышей, сколько отличная книжка-игрушка. В книге предлагается принять участие в настоящем детском приключении и провести «научные» эксперименты прямо на страницах книжки!
На страницах этой книги ребенок знакомится не только с цветами, но и с разными их оттенками. Но, кроме этого, книжка является еще и прекрасным пособием для развития речи малыша, потому что в ней огромное количество сюжетных изображений, которые ребенок с удовольствием будет обсуждать!
Книжка предназначена для самых маленьких читателей от года. Занимаясь по ней, малыш не только узнает оттенки, но и получит навыки простого счета до 10. В этой книге яркие и занимательные иллюстрации, а все задания преподносятся в форме увлекательной игры.
Поскольку лучшая форма обучения ребенка — это игра, то и разучивать цветовую палитру лучше всего во время игры. Форм и методов для этого предостаточно. Ограничением может быть только лишь полное отсутствие фантазии у взрослого. Ниже приведено несколько простых примеров о том, как можно изучать с ребенком оттенки.
1. Разноцветная прогулка
Очень простая и увлекательная игра! Для того, чтобы ее начать достаточно просто выйти на улицу.
Как играть?
2. Пропавший кубик
Для того, чтобы играть в эту игру, понадобится 4 кубика, которые, естественно, должны быть разных цветов.
3. Строим башню
Перед началом строительства с ребенком договариваются о том, что должно быть построено 2 башни из кубиков или конструктора ЛЕГО разных цветов — сначала одного цвета, потом другого.
Во время строительства требуется преднамеренно брать деталь «неправильного» цвета. Ребенок должен замечать эту «ошибку» и исправлять ее.
4. Подбираем веревочку
На бумаге рисуется несколько воздушных шаров разного цвета. Ребенку предлагается определить, что за цвет у каждого шара и подобрать (подрисовать) к нему веревочку такого же цвета.
Как изучать цвета с ребенком — решать каждому родителю! Методик и способов изучения огромное количество.
Главное, выбрать верный и эффективный путь изучения вместе с малышом.
Ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.
В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.
Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.
Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?
В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:
Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.
Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:
Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.
Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.
Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.
В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание - на первом месте, а уж потом - обучение.
Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.
Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:
Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.
Если кроха не проявляет интерес к игре - не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие - залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года - это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.
В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период - начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.
Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.
Некоторые дети начинают осознанно различать цвета еще до года, но это редкость. У подавляющего большинства малышей эти способности появляются с 1,5 до 2,5 лет. Возможные упражнения на изучение цветов зависят от уровня знаний об окружающем мире и развития мелкой моторики. Ниже приведены основные игры и приемы для первого знакомства с цветами.
Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы — цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий-знакомств с красками и пластилином.
Икеевская пластиковая посуда хорошо сочетается с кубиками из губки для мытья посуды
Для тестирования готовности изучения цветов предоставьте ребенку множество одинаковых по форме и размеру предметов разного цвета и попросите их разделить на группы — отсортировать. Если малыш справляется без труда можно начать изучение отдельных цветов.
Варианты предметов для сортировки:
После того как Вы выявили, что ребенок успешно справляется с различением цветов можно приступить к их изучению. На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Я для примера опишу один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.
План дня по изучению красного цвета:
1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета. |
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию может быть лепка. Если Вы любите насыщенные занятиями дни, можно успеть и порисовать, и полепить. Например, до дневного сна рисование, а вечером лепка. О лепке с малышами читаем и . |
3. Предлагаем сортировку — выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета. |
4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома — в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины. |
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов. |
Для повышения эффективности занятий по изучению цветов необходимо активно использовать названия изучаемых цветов в речи. Например, говорим не «Сейчас наденем кофточку и пойдем гулять», а «сейчас наденем красную кофточку …», «Будем кушать красное яблоко», «Смотри какая красивая красная машина» и т.п.
Чтобы у ребенка было еще больше впечатлений оденьте ребенка в красную одежду и добавьте в рацион дня продукты изучаемого цвета:
Ближе к двум годам перемешивание теста для лепки и красителя можно выполнять совместно с малышом. При этом, разумеется, надо быть готовыми помыть испачканные ручки
Творчество позволяет получить наиболее глубинные знания о цветах. В начале знакомства с цветами необходимо заниматься творчеством с использованием одного изучаемого цвета. Когда малыш подрастает демонстрируем получение оттенков смешиванием:
Вариантов лото может быть множество. один из наших вариантов. Правила игры:
Также можно наоборот выдавать карточки с животными и просить подобрать палитру.
После многократных успешных подборов палитры предложите игру на тренировку памяти. Дайте малышу черно-белый вариант карточки с животным и попросите подобрать палитру.
Для изучения цветов можно приобрести книжки, полностью посвященные цветам, а можно использовать сборники с различными заданиями. Большую подборку сборников с развивающими упражнениями для малышей 1-2 лет я описала
Из книг о цветах можно выделить следующие хиты:
Для самых маленьких 2-3 года:
«Что бывает синим » из серии Чудесные наклейки издательства Мозаика-Синтез (Лабиринт , Озон , My-Shop) Книжки этой серии содержат интересные задания и милые наклейки. Единственный минус — одноразовость наклеек. Более подробное описание с фоторазворотов читайте в |
Книжка-картинка-картонка с клапанами — то, что нужно малышам! |
Большая книга малыша. Учим цвета (Лабиринт , Озон , My-Shop) Учим цвета Фото-книга с разворотами разных цветов. Книга большого формата с мелованной (глянцевой) бумагой и большим рейтингом в Лабиринте. Мне подобные книги кажутся бесполезными и бессмысленными, но почему-то многие такие книги любят. Но ведь гораздо интересней о цветах клапаны, наклейки, искалки, задания и другой интерактив. |
Для детей 3-4 лет:
Веселые пряталки. Учим цвета и счет (Лабиринт , Озон , My-Shop ) Книга-виммельбух с качественными иллюстрациями для поиска предметов, вынесенных на полях. |
Ричард Скарри: Цвета, формы и цифры (Лабиринт) Книга-журнал от классика детской книги Ричарда Скарри. В книге содержится куча заданий и в комплекте идут наклейки, которые надо верно разместить. |
Привет цвет! (Лабиринт , Озон , My-Shop ) Маленькая, амбиционная интерактивная книга о смешении цветов, о теплых и холодных оттенках. Стильное оформление. Вращая колесико можно изменять цвет вырубленного изображения хамелеона. Для гурманов и эстетов, остальные скажут чепуха. |
Пара слов об изучении цветов Яной. Способность различать цвета у неё начала проявляться с 1,3. Именно в этом возрасте мы изучили красный, желтый, синий. Первый цвет дался сложней всего, каждый последующий легче. Для нас более эффективно было бы изучение цветов с полутора лет, но мне очень не терпелось 🙂 . К возрасту 1г. 6м. Яна освоила 10 основных цветов. В то время я ей предлагала простейшие упражнения. На данный момент мы перешли к получению навыков манипулирования оттенками.
После того как был получен навык изучения цветов, я задумалась о целесообразности зубрежки названий большого количества оттенков и пришла к выводу, что это лишнее. Мы ненавязчиво изучаем только самые распространенные (бирюзовый, салатовый, бежевый и т.п.). В будущем планирую расширить до менее распространенных названий оттенков, которые использую сама (шампанского, лиловый, индиго и др.)
В любом процессе важен выбор цели, иначе просто не будет результата. После изучения основных цветов, моей основной целью стало научить Яну сопоставлять цвета различных объектов и явлений. Я хочу, чтобы она умела описывать оттенки образами — «темно-синий, как небо ранним утром», «голубой, как море в ясную погоду», «серо-синий, как отражение неба в грязной луже» и т.п.
Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов — по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта, знание цветов открывает перед ребенком большое количество интереснейших игр с цветом.
Интересных открытий вашим малышам!
Если вам понравился материал блога, подпишитесь на
или присоединяйтесь к группе
Ребёнок к первым 2 — 3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.
В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, жёлтый, синий и 1 сложный — зелёный. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока ещё сложно. В каждом конкретном случае всё зависит от развития речи и мышления.
Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес.
Существует множество методик, как научить ребёнка цветам.
Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1 — 2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.
У малышей в качестве красителя можно использовать свежевыжатый сок свеклы или ягод. Он безопасен, но пятна от него тяжелы в выведении.
Изначально рисовать придётся родителю.
С осторожностью используют восковые карандаши, так как дети их часто грызут, царапают ноготками и совершают попытки засунуть их в уши или нос.
Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определённые мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ёжику — иголок.
Ребёнку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.
Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает всё с песенками, стихами и загадками.
Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребёнка.
Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.
Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.
Способ хорош для детей 3 — 4 лет. Необходимо попросить малыша разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребёнок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.
Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Ещё одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.
Задавайте играющему с ними ребёнку дополнительные вопросы, уточняйте, какого цвета должен быть тот или иной элемент, который необходимо вставить.
Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребёнок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.
В конце дня подведите итоги. Можно придумать систему поощрений. Способ хорош тем, что вырабатывает внимательность и позволяет занять ребёнка.
Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребёнком на руках. Мама рассказывает малышу всё, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка.
Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребёнка формируются определённые смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.
Стоит помнить, что если ребёнок в 4 года не различает цвета, не может запомнить то, что кажется элементарным, хочет учиться, но не может узнать один, два или даже три цвета, не ругайте его, а обратитесь к врачу-офтальмологу.
Существует наследственное заболевание дальтонизм, при котором распознавание цветов нарушено, поэтому такое развивающее занятие, как научить ребёнка различать цвета, на время придётся оставить.
Используя таблицы Рабкина, а затем определённый светофильтр, врач может установить нарушение чувствительности к 1, 2 или даже всем 3 основным цветам. Вылечить аномалию на данном этапе развития медицины невозможно. Однако для детей и взрослых были предложены очки с особо изготовленными линзами, работающими как светофильтр.
Очки изготавливаются специально, в зависимости от существующего нарушения чувствительности. Светофильтр может быть красный, синий, зелёный, а также сочетающий, как 2, так и 3 оттенка.