Ребенок не говорит в 3 года лечение. Ребенок не разговаривает в три года — что делать: личный опыт

Многие родители, а особенно мамы, переживают за своих малоговорящих и совсем не говорящих детей. Эта проблема заставляет их обращаться к различным специалистам в области логопедии и тратить деньги на лечение.

Перед тем как рассмотреть проблему, хочу привести в пример один случай, который мне рассказала моя знакомая. Это и смешно, и удивительно. Все-таки как дети могут приятно радовать и поражать окружающих.

Мальчик, назовем его Вова, как-то с мамой собирался на прогулку. Он не разговаривал вообще, в свои-то 4 года. Ни «папа», ни «мама» - ничего. И тут мама, которая сама одевалась в коридоре, слышит от своего сына: «Мама, завяжи мне шнурки». Четко и ясно. Представляете удивление и шок мамы? Да, бывают и такие случаи.

Теперь, давайте поговорим о проблеме. Почему дети в три года не разговаривают.

На речевую дисфункцию может повлиять множество причин

Внутриутробная патология. Перенесенные матерью болезни во время беременности могут повлиять на развитие ребенка в общем, не только в речевом плане. Кислородное голодание мозга (что произошло у меня за 2 недели до родов - подтекание околоплодных вод) так же могут привести к нарушениям речи в дальнейшем.

Преждевременные роды и сложности. Думаю, все знают какие могут быть последствия преждевременных родов. Кроме того, обвитие пуповиной, неправильное положение плода, длительные роды - все это влияет на ребеночка в будущем. Дай бог, чтобы последствия не были крайне тяжелыми.

Неврологические нарушения вытекают из вышесказанного. Патологии плода во время беременности и сложные роды, ведут к образованию у ребенка серьезных неврологических отклонений.

Мне очень жаль таких деток. Как-то я попала в неврологическое отделение с Машей, нам ставили ДЦП легкой формы под вопросом, но после осмотра врача сняли. И я не медля поехала обратно домой, потому что больно было находиться в такой обстановке...

Наследственность. Если мама, папа, бабушка или дедушка поздно начали разговаривать, не удивительно, что ваш ребенок последует примеру своих родственников.


Перенесенные тяжелые заболевания в первые годы жизни так же влияют на развитие речи у детей. Знаю историю, когда ребенок, перенесший в младенчестве несколько операций под наркозом, вообще перестал гулить и развиваться.

Неблагоприятная социальная атмосфера в доме очень часто приводит к замкнутости ребенка. И в последствии к задержке в речи.

Как было у нас

Кто читал мой топик знает, что у моей дочки есть особенности, а точнее, мы немного отстаем в развитии в отличии от сверстников.

Дети моих подруг в нашем возрасте уже разговаривают предложениями и активно задают вопросы.

Дочка гулила, как положено для малышей. Мы радовались и воображали, как она вырастет и будет щебетать. Я очень часто представляла себе момент, когда дочке будет примерно 5 лет и у нее начнется «вопросный» период, который так иногда утомляет многих родителей.

Мой ребенок сразу приобщился к огромному количеству книг. Ей всегда нравилось рассматривать красочные страницы и слушать стихи. Именно это увлечение, как мне кажется, помогло нам разговаривать в будущем.

Так же я водила дочку на занятия в реабилитационный центр, где Маша занималась с психологом, логопедом и специальным педагогом.

Еще очень важно общение с другими детьми. Был период, когда дочка отстраненно себя вела с другими малышами и на площадках всегда наблюдала. Но со временем контакт наладился и дочка теперь тянется к другим деткам. Особенно ей нравится проводить время со своей двоюродной сестричкой Дашей, которой 8 лет.

Маша в свои 3,5 года знает много слов, разговаривает фразами, но не предложениями. Просится на горшок, просит и есть. И знаете, я очень этому радуюсь, потому что могло быть и хуже.

Мой одноклассник

Мальчик, с которым я училась в одном классе, не разговаривал до 5 лет! Но потом резко заговорил, как тот мальчик с мамой в прихожей. Мне кажется, что тут очень важен психологический аспект.

Может, в семье были какие-то ссоры между родителями, или ребенок перенес какой-то стресс или страх, который мешал ему заговорить.

Или просто он не хотел разговаривать. Знаю это по Маше. Спрашиваю ее «Какой цвет?», она хитро улыбается и молчит. По заказу ничего не получится из нее вытянуть, очень редко. А бывает болтает так, что и не остановить.

Как помочь молчуну

Первое и самое главное - разговаривайте с ребенком. Проговаривайте все действия, рассказывайте ему что вы видите на улице, задавайте вопросы. Даже если ребенок не отвечает, все равно показывайте ему, что вы с ним общаетесь.

Помогите ребенку связывать слова в словосочетания и предложения. Назовите предмет, спросите какого он цвета, формы, зачем он нужен.

Читайте книжке и занимайтесь по логопедическим доступным материалам. Для этого есть элементарный Интернет. Я для таких целей купила специальную литературу и стараюсь заниматься с дочкой. Правда, честно признаюсь, по книжкам у нас в основном бабушка. Маша сама к ней приходит в комнату и несет книжки.

Пересказывайте ребенку чем вы занимались на протяжении всего дня и что вы будете делать на прогулке. Маша очень любит ездить в метро. Перед выходом на улицу, я ей рассказываю к кому мы поедем, на чем и т.д.

Общайтесь с ребенком, помогайте ему и тогда результат ваших трудов не заставит себя ждать.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

Аннотация: В данной статье затронута проблема позднего формирования речи у ребенка в возрасте около 3 лет. Автор раскрывает основные этапы речевого развития и даёт практические рекомендации родителям тех детей, которые к 3 годам не пользуются активной речь, как средством коммуникации. Основное внимание в статье автор акцентирует на своевременное оказание помощи своему ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов.

В 3 года ребенок не говорит. Что делать?

По роду своей деятельности, я часто вижу детей, которые в возрасте до 3-х лет говорят очень мало, либо вообще не говорят. А какова в таком случае должна быть позиция родителя? Хорошо это или плохо? Стоит беспокоиться или подождать пока ребенок сам заговорит?

Давайте разберемся более подробно, как должна развиваться речь у ребенка с рождения .

К 3-м месяцам у ребенка развивается эмоционально выразительная реакция, иными словами «комплекс оживления». Это мимические, двигательные, голосовые реакции. Например, младенец замирает в первые секунды контакта с мамой, вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому.

В 5 месяцев в речи малыша появляются певучие гласные звуки — этап гуления.

К 6 месяцам — лепет (слоги ба, ма, та, па).

Возрастной этап от 1 года до 2 лет — это время, когда активно идет развитие понимания речи, способности подражать взрослому, накопление словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

В 1 год ребенок говорит 10 слов и понимает обращенную к нему речь, например, мама просит ребенка «принести мишку» — ребенок выполняет просьбу.

В 2 года ребенок уже произносит около 100 слов и строит короткие фразы. К 2-м годам происходит активное расширение словарного запаса, дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. В данном возрастном периоде у ребенка формируется умение обращаться по разным поводам к взрослым, задавать вопросы, сообщать в нескольких простых фразах увиденное или услышанное.

К 2,5 годам словарь ребенка растет и уже составляет около 200-300 слов. Ребенок знает своё имя, различает родных, узнает и различает голоса животных. Ребенок может рассказать, что он видит на картинке с простым сюжетом. На третьем году ребенок может прослушать короткий рассказ, стих, и повторить его. Речь ребенка понятна незнакомому взрослому.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что к 3-м годам между ребенком и взрослым складывается общение в форме диалога, речь ребенка понятна для любого взрослого человека, а не только маме малыша.

Вернемся теперь к тем деткам, которые к 3 годам ещё не говорят.

Уважаемые родители! Если у вашего ребенка к 3-м годам почти нет активной речи, это несомненно плохо. Это говорит о том, что механизм патологической речи уже запущен, время уже направлено против вашего ребенка. И чем больше Вы ждёте, что всё само «пройдет», тем больший вред вы наносите своему ребенку.

Как действовать?

Уважаемые родители! В первую очередь вам необходимо обратиться к неврологу. Данный специалист осмотрит вашего ребенка и даст дальнейшие рекомендации.

Так же вам следует посетить следующих специалистов:

  • отоларинголога,
  • психолога,
  • дефектолога,
  • психиатра.

Кроме посещения специалистов, Вам необходимо действовать самим.

Общайтесь со своим ребенком как можно больше. Общаясь с вами, ребенок учится подражать звукосочетаниям и словам.

Используйте метод «инструкции к действию». Взрослый побуждает ребенка к выполнению разнообразных действий «дай, покажи, принеси, найди, возьми». И обязательно после выполнения малышом инструкции, спросите ребенка что он принес, куда положил, куда ходил.

Обучая ребенка произносить слова, прежде всего дайте ребенку образец: «Это собачка, это кошка, а вот мишка держит мяч». При этом сами произносите слова четко и не торопясь.

Кроме общения семьи с ребенком, очень важно, чтобы малыш общался со своими сверстниками.

Эмоционально поощряйте ребенка за успехи, даже самые незначительные. Ребенку важно видеть, что мама заинтересована в проявлении речевой активности малыша.

Активно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Развитие речи напрямую зависит от степени развития ручной моторики.

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ! Если начать прямо сейчас действовать грамотно вместе со специалистами, Ваш ребенок заговорит, и догонит своих сверстников, уже умеющих говорить.

Жердева О.П.,
учитель-логопед

Первые фразы ребёнка становятся запоминающимися моментами в жизни. Помимо этого, развитие речи является подтверждением нормального психологического и физиологического развития малыша. Однако все чаще в нашем мире фиксируются случаи, когда ребята не овладевают умениями коммуникации даже до школьного возраста. Почему такое происходит? Что делать, в случае если малыш в три года не говорит? Мы дадим ответ на данные и прочие вопросы, затрагивающие опоздания речевого развития.

Механизм развития речи

Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения. Позднее происходит модернизация существующих коммуникативных умений и увеличение словарного запаса. В специальной литературе выделяют такие этапы развития речи:

Почему ребенок в 3 года не разговаривает?

Почему есть задержка в развитии речи у малыша? Причины такого состояния можно разбить на следующие категории:

  • физические (нарушение слуха, патологии артикуляционного аппарата, болезни ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки обучения (педагогические).

Так, в случае если малыш в три года слабо разговаривает , необходимо провести исследование ребёнка на существование разных болезней. С целью установления факторов ЗРР имеются разные исследования и диагностические технологии, что применяют, опираясь на возраст деток и анамнез.

Ребёнок не говорит в 3 года? Почему? Причины могут иметь также и психологический характер. Плохая ситуация в семье, частые размолвки, невежливое взаимодействие старших с ребёнком, наказания могут послужить причиной к тому, что ребёнок «замкнётся» в своём уютном мире. В этом случае потребность в коммуникации с окружающими у крохи уменьшится либо совершенно пропадёт. Неправильное развитие также может послужить причиной к этому, что малыш просто не будет нуждаться в общении.

Исполняя все желания ребёнка по первому призыву, не предоставляя малютке шанса лично постигать мир и высказывать собственное мнение, не в меру внимательные отец с матерью оказывают собственному чаду медвежью услугу . Ребята, пребывающие под чрезмерной опекой старших, не видят надобности в общении - ведь их и так хорошо понимают. Притом, чем старше малыш, тем труднее урегулировать сложившуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок 3 года не разговаривает , эксперты могут установить нерадостный диагноз - ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно установить подобную проблему неосуществимо, так как для этого необходимо многокомпонентное исследование. Так, эксперты осуществят исследования и тесты для установления физиологических патологий, расценят объем словаря, выговаривание, реакции на внешние раздражители, обусловят психическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо тяжёлых отклонений диагноз ЗРР медики могут установить даже годовалому малышу. Если в период обследования были доказаны ненормальные отличия в развитии малыша в таком случае эксперты информируют родителей о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда необходимо бить тревогу?

Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР . Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.

Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:

  • травма ребёнка (в том числе наследственная);
  • выявление признаков патологии ЦНС, генетических болезней;
  • недостаток у грудничка реакции на звучания, у полуторогодовалого ребёнка - словоподражания, у старших ребят - слов и складной речи.

К каким медицинским работникам обращаться?

Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика - и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния . Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:

Основные способы устранения ЗРР

На сегодняшний день в нашем государстве задержку развития речи лечат при помощи разных способов. Например, это такие методы:

  • медицинский;
  • педагогический;
  • коррекционный.

Медицинский метод

При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение . Используют препараты для активации речи и полушарий мозга - «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.

Педагогический метод

У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений , к примеру, такие как:

К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:

  • театрализованные выступления;
  • инсценировка сказок;
  • разучивание стихов, произведений фольклора;
  • составление повествований по сюжетным иллюстрациям и прочие.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.

К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия . Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:

Роль семьи в формировании речи малыша

Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье . Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:

  1. Ещё до появления на свет крохи общайтесь с ним, пойте песенки, делитесь позитивными чувствами.
  2. Обучитесь внимательно обращаться к попыткам годовалого ребёнка высказывать собственные мысли словами, поддерживайте его.
  3. В случае если малыш в 3 года не разговаривает - рассказывайте ему в этом случае сами, описывайте все, что увидели, что делаете, чувствуете.
  4. Провоцируйте малыша к разговору в любых ситуациях.
  5. Установите такие домашние устои, как чтение сказки пред сном, разучивание прибауток в период умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте ребенку игры для развития моторики.
  7. Никак не ограничивайте контакт малыша с иными ребятами.

Как обучить малыша говорить в 3 года?

Если малыш не разговаривает в 3 года - это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:

Теперь вы знаете причины и способы решения трудности, в случае если дитя мало либо плохо говорит в 3 года. Непременно проконсультируйтесь у профессионалов, поменяете образ общения с дочкой и сыном. Терпение и любовь к малышу могут помочь поправить обстановку.

Речь - основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти - самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых - гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь - это сложный составной навык. Для его развития важна основа - правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй - с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение - специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями - у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи - педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности - подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.


Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит» , в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей - книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» , предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев - мелкой моторики.


Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая - эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.


Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье . Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика , позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.



Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них - логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года - это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот - тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает - это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты - логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.