Ребенок ноет и плачет по любому поводу: что делать и как отучить малыша от «вредной привычки»? Повышенная плаксивость и капризность у детей

Друзья, если ваш карапуз плачет часто и самозабвенно; если недовольную гримасу и ручьи из глаз может вызвать любая мелочь; если вы всей душой хотите помочь ребёнку преодолеть плаксивость, но не знаете как, то рекомендуем отнестись к этой публикации с особым вниманием.

  • Почему дети плачут?
  • Как реагировать на плач дошкольника?
  • Как воспитывать маленького плаксу, чтобы вырастить из него уверенного в себе, успешного и хорошего человека?

Давайте разбираться вместе!

Почему он плачет: 5 причин детского плача

Если для младенца плач - основной способ коммуникации с внешним миром, то по мере взросления этот инструмент должен использоваться всё реже и реже. Но если ребёнок в 3, 5 и даже в 7 лет всё ещё ни дня не может провести без самозабвенного рёва, есть веские основания задуматься, что, собственно, происходит. Почему он плачет?

Причина 1. Плач как способ привлечь внимание

Усвоив с раннего детства простую схему: «Заплакал - помогли/пожалели», ребёнок пытается реализовать её и в более солидном возрасте. И тут, дорогие друзья, многое зависит от вас: закреплять этот стереотип поведения или предлагать другие, более продуктивные способы взаимодействия.

Причина 2. В семье растёт плакса-манипулятор

Малыши - народ смышленый. Если в вас крепко засела привычка по малейшему проявлению детского недовольства стремглав бежать и поднимать крохе настроение, щедро осыпая его подарками-гостинцами-ласками; если, не выдерживая детских слёз, вы стараетесь предоставить ребёнку всё, о чем бы тот ни попросил, то вы будто бы специально вкладываете в маленькие ручки инструмент для эффективных манипуляций.

Причина 3. Тревожные слёзы

Тревожные дети испытывают сильнейшее беспокойство, волнение вплоть до стресса даже в тех жизненных ситуациях, в которых иные малыши не замечают ровным счётом ничего, выбивающегося из привычного течения событий. Косой взгляд, резкое слово, любое проявление недовольства - даже воображаемое и даже совершенно не в адрес ребёнка - может вызвать искренний и очень горький плач. Помощь таким малышам, а также диагностика повышенной тревожности - повод для профессиональной консультации детского психолога.

Причина 4. Ранимый ребёнок

Как правило, ранимые, остро чувствующие окружающий мир дети уже с раннего детства проявляют незаурядные творческие способности. Слёзы таких малышей кардинально отличаются от демонстративных плаксивых истерик манипуляторов и деток с неразвитой эмоциональной сферой. Ранимый малыш и рад бы никому не показывать мокрых глаз, да слёзки у него катятся сами собой.

Причина 5. Когда плач - повод для родительской гордости

Детский плач - это не только слёзы обиды, привлечения внимания, требования удовлетворения потребностей и пр. Иногда это повод для гордости родителей, которые сумели воспитать в наследнике столь важные человеческие качества, как сочувствие, сопереживание, добросердечность, милосердие. Такие дети плачут над трогательными моментами в мультиках и фильмах, плачут от вида бездомного животного или от сострадания к партнёру по игре, неудачно приземлившемуся и больно разбившего коленку.

Что делать родителям

Конечно, чтобы понять, какой метод воспитания использовать для плаксы, надо разобраться в причинах детского плача и работать конкретно по той, с которой столкнулась ваша семья. Но всё же есть общие рекомендации для всех родителей, которых беспокоит повышенная плаксивость любимого чада.

Стереотипное поведение, основанное на использовании проверенных и чётко функционирующих шаблонов, во многих ситуациях существенно упрощает жизнь. Но если таким шаблоном стал горький плач вместо конструктивного разговора, пора подключать критическое мышление. Если плач не вызван серьёзными объективными причинами: боль, сильный испуг и т.п., - не поддерживайте беседу в таких хнычущих, ноющих интонациях. Скажите доброжелательно, но твёрдо:

  • Успокойся, дружочек, и мы обязательно обсудим, что тебя так расстроило. Я не понимаю, что случилось, когда ты не говоришь, а плачешь.

Среди плакс любого возраста очень много людей с низкой самооценкой. Если с раннего детства малышу приходится соответствовать высоким требованиям родителей и общества, если он чувствует себя неудачливым, неуспешным, если он не видит, не знает, не понимает своих талантов, своих сильных сторон, то практически при любых сложностях он ищет спасения в бессильных слезах. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе, задумайтесь о том, не слишком ли вы критичны и суровы к нему, попробуйте добавить в ваши отношения тепла.

Даже очень часто плачущий ребёнок бывает спокоен и весел. Используйте эти моменты, чтобы провести беседы о вреде плаксивости. Вы можете призвать себе в помощники детскую литературу, описывающую непростую жизнь плакс, можете использовать реальные примеры из собственной жизни или анализировать ситуации, в которых ваш малыш плакал, на ваш взгляд, без причины.

Учите плаксивого ребёнка, как преодолевать желание расплакаться. Учите его сознательно переключать внимание, находить внутренние силы, спокойно и разумно озвучивать свои желания, обсуждать обстоятельства, ставшие причиной плача. Объясняйте, что уже в школе, а тем более во взрослой жизни плаксам приходится непросто. Признайтесь, что порой вам тоже хочется всплакнуть: от растерянности, усталости или свершившейся несправедливости, к примеру, - но в общественных местах, в присутствии посторонних людей вы берёте это желание под контроль.

Неважно, воспитываете вы мальчика или девочку, запрещать плакать человеку нельзя категорически. А вот учить, что не всегда и не везде слёзы уместны, надо обязательно. Договоритесь, например, что в вашем доме есть специальное место, где можно поплакать, если очень захотелось. И плакать там можно вволю, от души, с подвываниями и хлюпаньем носом. Не забывайте: плач зачастую - это защитная реакция организма от стресса, а слёзы в этом случае приносят реальное облегчение.

Друзья, если вы обеспокоены тем, что ребёнок растёт, но по-прежнему часто плачет, а попытки решить проблему самостоятельно не увенчались успехом, обратитесь за помощью к специалистам. Начать можно с визита к педиатру, который даст необходимые направления. Иногда плаксивость носит не психологические, а физиологические причины, и в этом случае без помощи врачей с ней не справиться.

Мы желаем вашей семье крепкого здоровья и комфортного микроклимата. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!

Конечно, все дети время от времени капризничают – кто-то чаще, кто-то реже. Но иногда родители замечают, что ребенок стал чересчур капризным и плаксивым, причем без какой бы то ни было ярко выраженной на то причины. Повышенная капризность у ребенка доставляет немало хлопот и отнимает множество сил у взрослых. Почему же ребенок стал плаксивым и как правильно воспитывать капризного ребенка, чтобы к нему не приклеилось клеймо «плаксы»?

Причины, почему ребенок стал очень капризным и плаксивым

Плаксивость детей для родителей является одним из наиболее сильных раздражителей. При этом слезы и крики малыша могут вызывать у взрослых самые разные эмоции от желания помочь до отчаяния и ярости.

Стоит сразу оговориться, что детская возбудимость в несколько раз сильнее по сравнению со взрослой. Это вполне нормальное явление, так как психика малыша еще не успела окончательно сформироваться. Повод, который является пустяковым для взрослого человека, может превратиться для ребенка в самую настоящую трагедию. Малыш слезами реагирует на все те моменты, которые связаны в его сознании с негативом. Плач для него представляет собой выражение эмоций, которые он пока что не умеет сдерживать. Однако родители могут быть уверены в том, что ребенок способен очень быстро переключаться с плохого на хорошее и забывать, что он буквально минуту назад из-за чего-то расстраивался.

Родителям нужно как можно спокойнее относиться к слезам своего отпрыска. Чем младше ребенок, тем чаще он будет выражать свои проблемы именно при помощи слез. Если же ребенок очень капризный и плаксивый, слезы выступают на глазах слишком часто, то здесь может быть сразу несколько причин.

Прежде всего, причины плаксивости детей связаны с темпераментом или индивидуальными особенностями личности. Дело в том, что от природы каждый человек обладает слабой или сильной нервной системой. Если у человека слабые нервы, то он даже во взрослом возрасте будет отличаться от других повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолическим проявлениям и т. д. У малышей это бывает выражено более ярко - с первых дней они имеют повышенную возбудимость, плохо спят и очень часто плачут.

Но иногда происходит так, что ребенок стал капризным внезапно – почему так происходит? Это может быть связано с каким-либо стрессом, например с конфликтами в детском саду или школе, с разводом родителей или ссорами в семье. Все это способно в значительной мере ослабить детскую психику и сделать малыша более возбудимым. Довольно часто ребенок становится капризным по причине кризисов, связанных с особенностями возрастного развития личности - например, в годовалом, трехлетием и семилетием возрасте. На такие слезы можно не обращать внимания, с течением времени эта плаксивость исчезнет сама собой.

Ещё одна причина, почему ребенок очень капризный, – внутренние напряжения, которые становятся поведенческой формой ребенка, оказавшейся довольно эффективной для того, чтобы он мог в любой момент привлечь к себе внимание. Родителям нужно проследить за малышом и выяснить, в каких ситуациях он начинает расстраиваться и хныкать. Если слезы появляются, когда родители что-то запрещают своему чаду или же ограничивают его в чем-либо, при этом плач зачастую перерастает в истерику, то следует задуматься о том, почему такое поведение стало для него нормой.

Однако следует помнить, что причины того, почему ребенок стал плаксивым, могут быть вполне серьезными. Например, если у ребенка началась депрессия или же он пережил насилие. Если родители заметили, что ребенок резко стал плаксивым, капризным и напряженным, у него пропал интерес к жизни и к тому, что раньше его очень увлекало, или что у него начинают возникать ночные кошмары, нервные тики или прочие серьезные симптомы, то в этом случае родителям необходимо пойти вместе с ребенком к психологу. Специалист поможет выявить причину, почему дети становятся капризными и дадут рекомендации по лечению.

Помните, детские капризы - это уже более серьезное явление по сравнению с плаксивостью и даже истериками. По сути, это поведение представляет собой самое настоящее проявление диктатуры слабого. Малыш при помощи криков, слез и т. п. может управлять своими родителями и добиваться от них желаемого. Взрослые, видя такое поведение своего ребенка, готовы сделать что угодно, лишь бы он перестал капризничать.

Как справиться с капризным ребенком и отучить его от плаксивости

Родители могут заметить, что ребенок очень остро реагирует на печальные эпизоды в кино и мультфильмах, на крики и шумы, плачет, если ему рассказывают страшную сказку. Взрослые часто не совсем правильно воспринимают слезы ребенка со слабыми нервами: начинают высмеивать, призывают его прекратить реветь и пр.

Так поступать не следует, ведь в ребенке будет дополнительно развиваться неуверенность в себе, а слезливость не исчезнет. С течением времени психика станет крепче, повышенная плаксивость у ребенка снизится, он сможет контролировать себя, слез будет все меньше. Родителям в этом случае полезно сознательно акцентировать его внимание на позитивных сторонах жизни, стараясь переключить его с негатива на что-нибудь положительное.

Родители зачастую опасаются капризности у детей, поэтому начинают с самого начала подавлять ребенка и не дают развиваться его самостоятельности. Стоит сказать, что развитие психики у малыша не может проходить без возникновения разного рода конфликтных ситуаций. Зачастую подобные капризы возникают в случае, когда ребенку что-либо запрещают, при помощи возмущения и несогласия он пытается отстоять свою самостоятельность.

Кроме того, истерика является прекрасным способом обратить на себя внимание взрослых людей. Бывает, что мама все время занимается своими делами, не обращая внимания на ребенка, а отец постоянно находится на работе. Вследствие подобного положения вещей, малышу приходится хоть как-то действовать. Он выбирает наиболее простой путь и закатывает истерику лишь для того, чтобы получить определенную долю родительского внимания.

Как справиться с капризным ребенком и не дать ему превратиться в плаксу? Если с ребенком правильно обращаться, то сама по себе истерика не представляет опасности. Родителям нужно попросту подготовиться к встрече такого поведения своего чада. Прежде всего, придется потратить много времени и сил, чтобы научить малыша решать конфликты и споры без слез, кроме того, благодаря такому подходу ребенок сможет безболезненно преодолеть один из наиболее важных переходных периодов развития своей личности. Однако следует помнить, что ему необходимо подавать и личный пример.

Существует несколько основных методик, как отучить ребенка от плаксивости и справиться с детскими капризами. Истерику намного легче предотвратить, чем потом разбираться с ее последствиями. Если мама или папа чувствуют, что ребенок вот-вот разразится слезами, то нужно переключить его внимание с опасной зоны на положительную или хотя бы нейтральную. На него не следует кричать, разговаривать надо дружелюбным тоном, при этом родителям нужно сохранять спокойствие. И, кроме того, следует постоянно уделять ребенку достаточное количество внимания.

Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

Если вы не знаете, как вести себя с капризным ребенком, воспользуйтесь следующими рекомендациями психологов. Если капризов избежать все-таки не удалось, то, прежде всего ребенка надо изолировать от свидетелей, которые могут видеть его истерику. Дело в том, что очень часто дети работают на публику. Малыша нужно вывести из комнаты, где собрались остальные взрослые. Обратно его можно впускать только при условии, что он успокоился. Подобное действие зачастую помогает добиться наиболее положительных результатов в кратчайшее время.

Когда малыш начинает капризничать в людном месте, например в магазине, надо твердо игнорировать любые проявления истерики. Ребенку следует сказать, что разговор с ним состоится только после того, как он успокоится.

Однако перед применением подобных методов нужно удостовериться в том, что психика малыша развивается в нормальном ключе. На ребенка со слабой нервной системой подобные методы не подействуют, они могут только усугубить его состояние.

Перевоспитать капризного ребенка нужно как можно быстрее. Родители должны всячески демонстрировать свое неодобрение поведения малыша. К примеру, после очередной истерики мама может сказать перед походом в магазин, что была очень расстроена его поведением в последний раз. По этой причине она сейчас берет ребенка с собой, надеясь на то, что он сделал после того случая правильные выводы. Необходимо помнить, что все требования малыша, которые он предъявляет во время истерики, нужно оставлять без внимания. В противном случае подобные явления будут случаться все чаще и чаще.

Ребенку следует научиться управлять своими эмоциями и распознавать их. Во время его капризов можно задавать ему наводящие вопросы, чтобы он смог понять причину возникновения слез. Родители должны предложить ему альтернативные варианты выражения своих эмоций. Например, малыш может начать рвать старую газету, прыгать на одной ноге, если он сильно чем-то разозлен. Ему следует объяснить, что взрослые тоже испытывают подобные эмоции, однако находят в себе силы не выражать их так явно.

Родителям надлежит быть последовательными всегда и везде, особенно в случае, если ребенок находится рядом с ними. На людях нужно вести себя очень спокойно, дома тем более. Дети прекрасно чувствуют те моменты, когда на родителей их капризы будут оказывать наибольшее воздействие. Как только они поймут, в какой ситуации мама или папа обладают наименьшей твердостью, все их усилия будут направлены именно в это место.

Важный момент в ходе того как воспитывать капризного ребенка – одобрение спокойного поведения. Когда ребенок сумел справиться со своим гневом или же какой-нибудь стрессовой ситуацией, его нужно похвалить и поощрить. В дальнейшем к этому методу надо прибегать, если малыш вновь попытается закатить истерику. Малыша необходимо как можно чаще обнимать, целовать и хвалить. Именно родители оказывают первостепенное влияние на самооценку и самоощущение детей.

Чтобы истерик не было, нужно с раннего детства развивать волю малыша. При этом воля - это не способность настоять на своем во что бы то ни стало, а умение справиться с возникающими трудностями. Детей надо приучать самостоятельно, одеваться, застилать постель, вытирать пыль, убирать игрушки и т. д. Чтобы не допустить возникновения истерики, очень удобно применять правило третьего звонка, т. е. об окончании какого-то дела родители начинают говорить заранее. Кроме того, следует давать ребенку возможность понимать чувства других людей. Чем раньше он начнет это делать, тем легче он сможет вписаться в окружающее его общество.

Статья прочитана 22 576 раз(a).

Родителям так хочется видеть детей счастливыми! Их звонкий смех, радостные глаза, оптимизм помогают и взрослым чувствовать себя на подъеме. Но что делать, если у вас плаксивый ребенок ? Если малыш слишком близко к сердцу принимает многие события своей жизни, обижается и плачет в ответ на критику?

Во-первых, психологи говорят, что повышенная эмоциональность – это не патология. Человеку свойственно выражать свои чувства, и если взрослые научились управлять ими, то маленькие дети – нет. Так что плаксивость может свидетельствовать о том, что ваш ребенок – тонко чувствующий тип личности, таких нередко называют «людьми с тонкой кожей». Возможно, у него повышенная восприимчивость к искусствам, эмоциям других людей, они более понимающие, сострадательные, глубокие.

Во-вторых, стоит присмотреться: вдруг в жизни ребенка повторяется какая-то травмирующая ситуация? Например, его обижают одноклассники, но вам он об этом не говорит? Нервы все время на пределе, и если он чувствует в вашей критике излишнюю жесткость, слезы сами прорываются наружу.

Как отклонение от нормы трактуется неадекватная реакция ребенка на все без разбора раздражители: поцарапал коленку – слезы, мама попросила помочь по дому – то же самое, не разрешили телевизор включить, потому что уроки не сделал, – рыдания. Это как раз тот случай, когда стоит обратиться к психологу и скорректировать поведение ребенка специальными процедурами. Только не насилием, как решают некоторые родители, сразу хватаясь за ремень: так можно его хроническим неврастеником сделать.

Почему дети плачут?

Вот некоторые причины, по которым плаксивый ребенок расстраивается до слез:

  • Нехватка внимания. Если родители мало времени уделяют детям, те начинают испытывать дефицит внимания. Стремясь получить его, они готовы на все, даже на истерику, лишь бы мама обняла, сказала ласковое слово. Дети, окруженные заботой и лаской близких, как правило, редко проявляют неуравновешенность или плачут
  • Ранимость, . Выше говорилось, что сверхчувствительный тип восприятия свойственен некоторым деткам. Задача родителей, воспитателей, учителей спокойно, по-доброму объяснить им, что в жизни бывают разные случаи. Даже если произошло что-то не совсем хорошее, не стоит расстраиваться, ведь оно заканчивается. Постепенно острота переживаний уменьшится, и ребенок перестанет плакать по пустякам
  • Жесткая критика взрослых. Обратите внимание, как вы критикуете своего ребенка? Нет ли желания задеть его побольнее? Не увлекаетесь ли вы сравнениями: «Вот Игорек молодец, а ты увалень и двоечник!»? Словом можно ранить больнее, чем физическим наказанием, и дети особо чувствительны к этому воздействию. Будьте к ним милосерднее, даже если вас когда-то родители воспитывали именно так
  • . Замечено, что плаксивый ребенок в благополучной семье – редкость, а там, где нередки ссоры, выяснение отношений между родителями, – частое явление. Дети не чувствуют себя в безопасности в такой обстановке, поэтому нервничают, переживают. Наряду с плаксивостью у них могут развиться более серьезные расстройства эмоциональной сферы

Как помочь ребенку справиться с эмоциями?

Для начала поймите, что выводит вашего ребенка из состояния душевного равновесия. Если причина будет ясна, вам останется только устранить ее. Например, если это действия какого-то другого ребенка, который терроризирует вашего, сведите к минимуму их контакты, поговорите с воспитателем или учителем, объясните собственному сыну или дочке, как правильно реагировать на провокации.

Дайте малышу ощущение защиты: оно приходит, когда ребенок чувствует себя любимым, нужным. Чаще обнимайте его, говорите ласковые слова, проводите время вместе с ним.

Не поощряйте попытки манипулировать вами: если малыш плачет, чтобы уйти от заслуженного наказания, дайте ему успокоиться и ровным голосом проведите воспитательную беседу.

Не бросайтесь утешать ребенка в состоянии истерики! Исступленно требуя своего, он таким образом стремится на вас давить. Не поддавайтесь. А когда успокоится, объясните, почему вы не выполните его просьбу при таком поведении.

Не используйте слова «ревушка-коровушка», «плакса-вакса» и другие, не смейтесь над ребенком. Этим вы затрагиваете чувство его собственного достоинства. Ведите себя конструктивно. Тогда самый плаксивый ребенок , в конце концов, научится владеть собой.

Это сложно описать, это видеть надо)
Нейропсихолог мне рассказала, что информация, полученная за день, попадает в одно полушарие и в идеале по межполушарным связям должна переходить в другое. У детей, чьи межполушарные связи не сформированы, она накапливается и к вечеру находит выход наружу в виде повышенной двигательной активности ("бестолковая" беготня взад-вперед) или эмоций (плач по поводу и без). У маленьких детей межполушарные связи не сформированы, поэтому такое поведение - норма. Я ходила с сыном 9-ти лет, нейропсихолог его протестировала и нашла все проблемы, на которые я ей хотела пожаловаться, самостоятельно, я даже рта раскрыть не успела. Это фантастика просто какая-то))

Нашла комплекс упражнений для формирования межполушарныхх связей в интернете. Похожие нам и рекомендовали:

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок.Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик.Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

10. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

11. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

12. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

13. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

14. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

15. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

16. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

17. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

18. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

19. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).

20. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

21. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

22. Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

23. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.

24. Горизонтальная восьмерка.Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

25. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

26. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

27. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

28. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левуюруки в верхнем и нижнем положении.

Обычно ребенка называют плаксой, когда он много и не по поводу плачет. Вот только интересно, кто оценивает, сколько плакать нормально, а сколько уже много? Кто решает, достаточно ли уважительна причина для слез? Как правило, оценивать это берется как раз тот, кто называет плаксой. Родители, воспитатели, а порой и просто прохожие.

В то время как слезы — естественный и нормальный способ выражения чувств: боли, страха, обиды и т.п. Однако в нашей культуре, да, пожалуй, и в культуре многих других стран, слезы — признак слабости, неспособности справиться с жизненными трудностями, нытье. И потому многие родители с детства учат своих детей подавлять плач. Причем абсолютно разными способами: от злости и шлепков плачущему малышу до выполнения всех его прихотей, лишь бы не плакал. Воистину чем бы дитя ни тешилось...

Но подавление плача и отрицательных эмоций зачастую сказывается неблагоприятно для организма в целом. Образуются мышечные зажимы, возникают боли в разных органах, а постоянное подавление определенной эмоции может привести даже к хроническому заболеванию (например, бронхиальная астма, язва и др.)

Для начала предлагаю вам поисследовать, откуда происходят те или иные реакции родителей.

Во-первых, каждый из нас хранит в глубокой памяти то, как воспитывали нас наши родители. И часто, не задумываясь, мы транслируем в общении с нашими детьми те же способы. Даже сознательные родители порой срываются в такое, механическое, реагирование на ребенка.

Во-вторых, к моменту рождения собственных детей каждый человек накапливает много разнообразного опыта. И в том, что касается слез, этот опыт часто связывается с желанием успокоить, утешить, не дать плакать. Как правило, это связано с собственной неспособностью переносить чужие слезы. Ведь для этого нужно просто быть рядом и ничего не делать, а это сложно в мире, где ритм жизни лишь ускоряется. Если неумение переносить слезы близких — это ваш случай, это больше говорит о вас, а не о них. И возможно, это лучше исследовать с психологом.

Часто случается так, что именно это не дает родителю прислушаться к малышу, к себе, остановиться и только после этого отреагировать. Причем не продуктивны как наказания (которые лишь усиливают плач), так и удовлетворение прихотей ребенка (ведь в этом случае есть риск воспитать человека, не умеющего терпеть отказ).

Что же делать?

Думаю, каждый родитель без труда отличит капризное хныканье от плача боли или обиды. Если вам это сложно сделать, возможно, между вами и вашим ребенком выросла стена непонимания. Скорее всего, взаимного. Имеет смысл учиться заново. Но независимо от причины плача важно помочь ребенку понять, что с ним происходит. Сделать это можно, озвучив чувства малыша.

Для начала разберемся с капризами. Например, истерика в магазине: «Я понимаю, что ты очень хочешь эту игрушку и тебе обидно, что я не выполняю твоего желания». После этой фразы стоит сделать паузу, чтобы ребенок услышал вашу готовность идти на контакт. И только когда он готов вас слушать, озвучьте:
- свои причины не делать того, что требует малыш («сегодня нам нужно купить еще картошку, и денежек нам не хватит»);
- свои чувства по поводу произошедшего («мне очень стыдно перед другими людьми за этот скандал»);
- свои желания («я бы тоже очень хотела купить тебе эту игрушку, но у меня не хватит денег»);
- свои предложения («мы можем попробовать сделать сами что-то подобное из того, что у нас уже есть дома» или, если малыш уже достаточно большой (после 6-7 лет), можно вместе обозначить перспективы покупки: «мы сможем купить эту игрушку, когда мама получит зарплату, через неделю»).

Ну и конечно, тут важно ни в коем случае не обманывать ребенка! Если вы не намерены выполнять его просьбу — не обещайте.

Когда же речь идет не о капризе, а об ушибе, обиде или усталости, тут тоже важно назвать, что происходит с крохой. Делая это, вы не только создаете у ребенка ощущение, что его слышат и хотят помочь самые близкие люди, но и даете ему словарный запас, для того чтобы в будущем он мог сам сообщить о том, что с ним происходит.

Дальнейшие ваши действия очень зависят от возраста ребенка. Там где 2-3-летку нужно пожалеть и посочувствовать, 7-8-летнему ребенку уже можно предложить вместе придумать план совместных действий в сложившейся ситуации.

Например, ребенка толкнул на площадке старший товарищ по игре, ребенок пришел со слезами к вам. Называем чувства: это может быть и обида, и злость, и жалость к себе.

А дальше опять же отталкиваемся от возраста: 2-летку лучше защитить (ведь он еще не дорос до самостоятельного взаимодействия с внешним миром). Причем сделать это так, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и при этом мог учиться на примере вашего поведения решать конфликтные ситуации. Понятно, что давать сдачи маленькому обидчику вы не будете. Но подойти и сказать, что вы не разрешаете толкать вашего ребенка, вы вполне можете.

В ссоре 5-6-летних детей вы можете стать посредником, совместно с вашим ребенком продумав, как это лучше сделать. А 10-летке будет важнее ваша поддержка в его самостоятельных действиях.

В заключение хочу напомнить, что плач — естественная эмоция, реакция на события внешнего или внутреннего мира ребенка. И чтобы ему помочь, важно в первую очередь понять, что с ним.

Анастасия Уманская, психолог