Ребенок сильно истерит. У ребенка истерика! Что делать

03.07.2020 Красота

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением - детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские , другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика - банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.


В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа - это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял - его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа - явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики - снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.


Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей - выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В моей практике часто встречаются вопросы про детские истерики. Что делать, когда ребёнок закатывает истерики, почему девочка всё время плачет, как научить ребенка относи тся ко всему спокойнее? Сегодня я попытаюсь ответить всем сразу на наиболее популярные вопросы.

Как успокоить истерику , если она уже случилась?

Когда у ребенка истерика уже случилась, её можно только пережить. Уводим, чтобы успокоиться. В такие моменты у ребёнка возбуждается нервная система и нужно время для торможения. Самое важное, что вы можете сделать в этот момент — побыть с ребёнком наедине, уйти из общественных мест, просто БЫТЬ РЯДОМ.

И пробуйте проговаривать действия и чувства, ребенка и свои. Проговаривать нужно не только во время истерики, другие острые моменты, а и когда все хорошо. Это хорошая профилактика истерик. Ребёнок учится осознавать себя, чувствует вашу поддержку и понимание. Ему очень важно удовлетворение этой потребности — быть хорошим, быть понятым.

Говорить можно, например, так:

  • тебе это не понравилось;
  • тебе так понравилась машинка, что ты очень радуешься;
  • тебе понравился этот мальчик;
  • ты сейчас злишься, поэтому хмуришься или … ты дерешься.

Профилактика истерик

Бывают детки разной чувствительности. Но если спокойный прежде ребенок вдруг стал истерить — ищите причину ! Возможно, вы входите в кризис, или перестали удовлетворяться первичные потребности ребенка в защите и принятии (переезд, появление братика или сестренки, ребенка отдали в детский сад…). Важное значение играют еда и режим. Рассмотрим некоторые провоцирующие истерику моменты.

1. Еда — это важно!

Проверьте ваше меню. Часто такая легкая возбудимость связана с продуктами питания. Иногда это реакция на зерновые, особенно, пшеницу, сладкое. Старайтесь, чтобы питание ребёнка было сбалансировано.

2. Принимаете ли вы чувства ребёнка?

Проговаривание детских чувств, о котором мы говорили выше, помогает ребенку понять себя и почувствовать, что мама его принимает таким, как он есть. Я советую вам послушать 2-й выпуск моих психологических зарисовок , если вы еще не слушали. Это как раз пример того, как истерику можно предотвратить.

Пример
Вопрос: Девочка 2,6 года. Стала невыносимо капризной, хотя такой всегда была, но сейчас особенно. Очень часто плачет, горькими слезами, если в чем-то отказали. После пробуждения утром и днем по полчаса хнычет, ношу на руках, чтоб успокоилась. Как помочь ей стать спокойней, чтобы она меньше рыдала и требовала все через слезы?


Ответ:
Ребенок еще учится переживать , не умеет он это делать. Это те самые слёзы тщетности из теории привязанности Гордана Ньюфолда, замечательного практика, ориентированного на родителей. В его книгах подробно описаны слезы тщетности: что это такое, как мы их выплакиваем с ребенком, и как ребенок адаптируется к тому, что не может произойти, в том числе, если ему отказали.

Здесь бы я подумала про физиологический момент, с чем связано тяжелое пробуждение утром: есть ли аллергия у ребенка, может, что-то его беспокоит, это важно знать. Например, у моего ребенка капризность у младшего была связана с нарушением пищеварения, и пока мы эту проблему не решили, ребенок был очень капризный.

3. Смена обстановки, утрата чувства безопасности

Дети консервативны. Они привыкают к установленному порядку и любое отклонение от него ощущают как угрозу собственной безопасности. Что это может быть? Рождается , семья переезжает в другой город, мама выходит на работу, а ребёнка отдают в детский сад. Если мама вынуждена уйти — возле ребёнка обязательно должен оставаться значимый для него, любимый взрослый.

Рассмотрим пример.

Вопрос : Дочке два с половиной года. На улице-очень любит находиться с другими детьми, мама особо не нужна. Подскажите, пожалуйста, почему она не хочет ходить в садик? Истерика начинается при входе в группу.

Ответ : 2,5 года это еще очень мало. В этом возрасте самое важное в детском саду не сверстники, а воспитатель. Какие у нее отношения с воспитателем? Привязан ли ребенок к нему? Самое главное — наладить связь с воспитателем. Ребенку сложно оставаться в коллективе без мамы, ему ещё нужно сопровождение взрослого. Когда мама уходит, то её заменяет воспитатель. То есть мама как бы передает дочку другому взрослому, а не в группу детей. Слёзы — это совершенно нормальная реакция в 2,5 года при входе в группу. Чем-то ей там плохо. Она себя чувствует неуверенно, что-то не нравится.

4. Кризис 3-х лет

Кризисы — это признаки развития, перехода психики ребёнка в качественно новое состояние. Их не надо бояться, но надо быть готовым к учащению истерик или агрессии в эти периоды. И постарайтесь помочь ребёнку эти моменты пережить, окружив его пониманием.

Кризис трёх лет — это переход ребёнка к самостоятельности, возраст непослушания. Отстаивания своего Я. И он истерит или дерётся, щиплется, если отстоять себя иначе не получается.

Вопросы:

1. Дочке 3 года. Когда она боится, переживает или просто обеспокоена (находится в новом месте, читает в книге напряженную сцену и т.д.), то постоянно щипает себя или родителей. За шею и на сгибе локтя. В 2 года было то же самое, но потом прошло, а сейчас с новой силой. Не может сидеть спокойно, даже если просто радуется, подбегает и щипает родителей или просто пальцами проводит в семье локтя. Очень беспокоит этот момент.

2. Все та же дочка, очень сложно реагирует на ситуации, когда что-то идёт не по её сценарию. Раньше списывала на возраст, но прошёл уже год и адаптации не происходит. Увидела, что братик играет в ниточку, дайте мне такую же. Увидела на площадке новую игрушку, хочу такую же. Хочет чай, если мама моментально не встала — истерика . Кидается на пол, кричит. Иногда проявляет агрессию, вталкивается, бросается игрушкой, если с ней делаться. Не знаем, как донести социально приемлемое поведение.

Ответ: Хороший вопрос для такого возраста. Здесь есть два основных момента.

Во-первых, родился младший братик, когда ребенок был в кризисе. Девочке было сложно прожить благоприятно этот период, наложилась ревность. Вероятно, это повлияло на то, что адаптация затянулась на год.

Второй момент: 3 года — это еще очень мало, чтобы уметь регулировать себя. Я всех мам деток 2-3 лет предупреждаю, что до 5 лет у вас один ребенок, а после 5 лет наступает другой период. И ещё раз все изменится после кризиса 7 лет. Если у вас есть дети школьники — вы меня поймёте.

В 3 года нормально бояться новых мест, напряженных сцен в книгах, мультиках или в жизни, и переживать из-за этого. Когда ребенок щиплет себя, он помогает себе пережить напряженные ситуации.

Нужно понимать, что у дошкольника психика только формируется и ребенок в этом возрасте переживает все через тело . Это можно увидеть, когда ребенок сначала дерется, а потом сообщает, что злится. Чтобы перейти на на вербальный уровень, ребенку нужно время. Я предлагаю в минуты переживания давать больше контакта: обнимать, причем довольно сильно, плотно, чтобы она чувствовала телесность, и обязательно говорить такие слова: я с тобой, мы вместе, мы это переживем. Это по первому вопросу.

Напрямую запрещать щипаться не нужно, иначе вы закрепите это поведение . Советую поработать с этим «в обход». Всегда озвучиваем чувства переживания дочки: «Ты так переживаешь сильно, так испугалась, что даже щипаешь меня (или себя)», то есть описываем действия ребенка.

И обогащаем среду развития : игра, рисование, лепка, подвижные игры и занятия, потому, что ничто так не развивает ребенка и его ощущение себя, своего я, инициативности, . Вы знаете, я очень глубоко занимаюсь игровой деятельностью и вижу как расцветает ребёнок, когда мама начинает с ним увлечённо играть, то есть говорить на его языке. Это помогает легче пережить кризис трех лет, выйти из многих невротических состояний.

Это касается и второго вопроса. Дочка пока опирается не на себя, а на поле, которое её окружает. Как будто бы она не знает своих желаний, не понимает себя. Увидела, что братик играет с ниточкой, дайте мне такую же, увидела ложку, хочу такую же. Мама не встала, истерика. Это про двухлетку, скорее всего. Агрессия нормальна в этом возрасте. Ребёнок начинает — Мама подхватывает.

Истерики, капризы, злость ребёнка очень чувствительны для мамы. Как же иначе? Она изо всех сил хочет быть хорошей, самой лучшей, а тут…

Во-первых, важно понимать, что происходит и почему.

Вопрос: Моему сыну Олегу 2,4 г. Очень активный малыш, сорвиголова. Проблема, что часто сердится и бьет меня и папу. Говорим, что так делать нельзя, держим руку. Я сама иногда срываюсь на ребёнка , когда уже не могу сдерживаться. У меня ощущение того, что он не понимает, что нам больно, и его забавляет это. В детской группе тоже может стукнуть ребенка, при этом знает, что это плохо.

Ответ: Конечно, в этом возрасте дети дерутся, агрессируют, очень сильно сердятся и сразу бьют. Связано это с тем, что ребенок переживает еще очень сильно все телесно, не может сказать словами, что чувствует. И у меня двое таких детей было: старший кусался, младший дрался. Связано также и с незрелостью головного мозга, с тем, что плохо себя понимает, что не умеет переживать фрустрацию, не умеет сказать об этом.

Частая ошибка взрослых в том, что им кажется: достаточно и ребёнок исправится. Нет, этого не достаточно. Здесь нужно проговаривание ситуации, действий ребенка, чувств и собственных чувств и действий. Это очень важно для будущего. Важно отделять намерения ребенка от его действий. Результат наступает не сразу, но такое проговаривание помогает созревать мозгу, помогает образовываться нервным связям: ребенок научается не бить, он переводит свой индекс телесности на вербализацию. У кого есть сложности с агрессией и злостью, предлагаю пройти тренинг .

Во-вторых, нужно поработать со своими собственными срывами родителям, потому, что если еще и мы срываемся, то получается мы со своей взрослой позиции съезжаем в свою детскую позицию и ребенку уже ничем не можем помочь, нам бы кто помог в этой ситуации.

Если мама злится и агрессивно реагирует, то здесь надо маме поработать с этим, маме укрепиться. Я думаю еще, что мама злится, потому, что не знает, что происходит и на собственное бессилие реагирует злостью и агрессией.

Или мама очень устала и перегружена, тогда надо пересмотреть

Ваша кроха, ваш дружелюбный малыш накануне двух лет превратился в невыносимого тирана? Требовательного, нетерпеливого, который умеет бегать, толкаться, метаться, щипаться, кусаться и на любое предложение или просьба отвечать жестким "нет"?

Больше не действуют уговоры, объяснения, угрозы или наказание? Что же это такое? С вашим малышом что то не так или это вы как родители допустили ошибки?

Вспышки истерики и упрямства с бросанием на пол предметов и игрушек, криком и приступами удушья (когда ребенок задерживает дыхание до тех пор, пока не выполнят его желания) - нормальное явление в жизни маленького ребенка, который еще не умеет выражать свои потребности и грусть словами. Истерики случаются со всеми детьми. Это не является нарушением поведения, а нормальная здоровая разрядка стресса и разочарования.

Исследования утверждают, что плач и бунт являются вспомогательными средствами, чтобы освободиться от напряжения, они снижают артериальное давление, и вместе со слезами выводят из тела связанные со стрессом химические вещества, восстанавливая тем самым химический баланс организма.

Поэтому детей нельзя наказывать и осуждать (говоря например, что ребенок нытик или плакса) за слезы или мятежный характер.

Истерики обычно появляются в возрасте 1,5-2 года, в период, когда у ребенка формируется самосознание (осознание собственного «Я»). Однако иногда истерики могут начинаться раньше, в возрасте 12-15 месяцев. Малыши в этом возрасте начинают понимать все больше и больше из тех слов, что они слышат. Однако их языковые способности еще достаточно слабы для того, чтобы озвучить свои переживания, желания и потребности, которые они начинают осознавать. С развитием самосознания у двухлетних детей появляется потребность делать определенные вещи самостоятельно (по своему усмотрению) и принимать свои собственные решения. Впервые вы можете это заметить, когда ребенок играет в кубики, пирамидки строит башню из песка и у нее ничего не получается. Вы пытаетесь ему помочь, на что получаете бурную отпор - ребенок не хочет принимать в вашей помощи и хочет все делать самостоятельно. Обычно бурные истерики проходят до 4 лет, хотя иногда могут затянутся и до более позднего возраста (в этом случае вам следует обратиться к специалисту, чтобы вместе помочь ребенку научится справляться и с фрустрацией).

Если к этому пиковому моменту в жизни малыша большинство родителей были похожи в бережном и мягком обращении со своими малышами, то после его наступления родители резко разделяются на два лагеря. Первые склоняются к традиционным методам воспитания и начинают использовать свою власть, отдавая приказы и наказывая за неповиновение, вторые - наоборот, вместо того, чтобы противодействовать упрямства малыша, уступают каждом его желанию. Есть и такие родители, которые прибегают к приказам, а потом не выдерживают натиска малыша, кажутся и выполняют все его требования.

Что делать если у ребенка истерика?

Когда у ребенка начинается истерика, он не способен слышать объяснения, причины, договоренности. Поэтому он отвечает возмущением на ваши крики и угрозы. Чем больше вы кричите, пытаясь остановить истерику, тем громче истерика. Если вы пытаетесь ударить малыша по попке, можете получить соответствующую реакцию.Для детей то, что позволяет себе взрослый, является моделью для подражания, поэтому в логике ребенка то, что делаете вы - может и он. Ребенок не просто «копирует» (следует). Для него ваша реакция является примером, как можно преодолевать злость, разочарование, когда то происходит не так, как хочется. То, что действительно работает во время истерик малыша (успокаивает бурю эмоций) и одновременно является хорошим примером для подражания, - это просто спокойно находится рядом с ребенком, ожидая, пока буря утихнет сама собой.

Истерику легче предотвратить, чем остановить!

Желание у ребенка чаще всего возникают спонтанно, в зависимости от того, что она встречает на пути. Поэтому, чтобы не стать заложником желаний, которые снова и снова меняются, перед тем, как выйти на прогулку (или место), подготовьте ребенка, составив вместе с ним маршрут и план действий. Например, куда мы пойдем гулять сегодня: на площадку, который у нашего дома или в парк? При этом эмоционально привлекательнее для ребенка вы выделяете тот вариант, который является желаемый для вас. Например, там будет много детишек, мы сможем покормить голубей и там будет песочница, ты любишь играть в песочек (подчеркните то, что любит ребенок). Мы пойдем с тобой пешком поедем на трамвае? И так далее... Когда вы выходите из дома, старайтесь удерживать внимание ребенка рассказами о том, куда вы идете и как, чтобы ваша договоренность оставалась для него актуальной и желанной. Все время подчеркивайте эмоционально то, что будет интересно самому ребенку. Если вы понаблюдаете за мамочками и их малышами, то заметите, что у самых разговорчивых мам спокойные дети и они скорее всего перестают плакать. Преимущественно дети плачут у молчаливых отцов, которые не объясняют или мало объясняют детям что, как и почему. Чаще всего они кратко обращаются к ребенку, говоря: «не плачь», «не лезь», «ни бейся», «нельзя»! От этого мир малыша становится не слишком понятным и полным запретов.

Второй секрет предотвращения истерики в том, что малыши очень сильно подвержены ритуалам. Обычно они любят ходить одной и той же дорогой, одевать одно и ту же одежду, делать какие подобные действия. Не пугайтесь. Это не признаки аутизма, это нормально для маленьких детей, они делают то, что им знакомо, то, к чему они привыкли, и лишь постепенно расширяют перечень привычных для них действий. Учитывая эту склонность маленьких детей, большинство их желаний можно предсказать. Если вы не хотите, чтобы перед каждой прогулкой ваш ребенок требовала от вас печенье или сок на прогулке, не повторяйте это предложение более чем две прогулки подряд, лучше предлагайте каждый раз то новенькое, но не менее интересное для малыша. Если все же эта традиция уже закрепилась, не злитесь на ребенка за то, что в очередной раз он устраивает вам истерику: «хочу печенье», или пошли в магазин. Будьте готовы к этому, и, так как вы уже один раз согласились с этим, не возражайте это сейчас. Наоборот, можете использовать это в свою пользу, например, мы сходим погуляем, и на обратном пути купим печенье, потому что сейчас нам некуда его положить и т.д.. Таким образом, вы научите малыша еще вырабатывать силу воли, терпение и долгосрочную перспективу. Только не забудьте выполнить свое обещание на обратном пути!

Обратите внимание на то, когда чаще всего у малыша случаются истерики. Так они не станут для вас неожиданностью. Дети часто капризничают, когда хотят есть, пить, уставшие, хотят спать, слишком возбуждены.

Еще одним вероятным провокатором истерик может быть телевидение или видео, даже если это детские мультики. Они могут стать источником стресса, возбуждения, страхов, особенно для маленьких детей. Поэтому учитывайте это и изменить время, проведенное за телевизором.

Исследование также отмечают, что усиление капризности и плаксивости часто предшествует овладению новыми навыками. В таком случае они становятся как предвестниками нового этапа развития малыша.

Соглашаться с малышом (с его желаниями) для предотвращения истерик можно почти всегда, когда выполнение желаний ребенка не содержит потенциальной опасности и не может нанести вред его здоровью или здоровью окружающих. В связи с этим родителям стоит задуматься, всегда стоит требовать послушания ради самого послушания?

Помните, кто из вас взрослый!

Неважно, как долго длится истерика. Не вдавайтесь в нелепые требования или переговоры с ребенком, зайдется криком! Особенно возникает желание пойти на уступки требованиям ребенка, когда вы находитесь в общественном месте. Старайтесь не обращать внимание на то, что думают или говорят другие. Каждый, кто помнит себя в родительской роли, может вспомнить себя на вашем месте. Не вдавайтесь также к борьбе за власть с вашим ребенком, демонстрируя ему свое преимущество. Проявления силы по отношению к ребенку - физической или моральной (угрозы, угнетение) - покажут ему, каким образом нужно решать конфликтные ситуации, или наоборот подавят в нем любую инициативу и способность защищать себя. Спокойная реакция на истерику покажет ребенку, что вы контролируете ситуацию.

Если ребенок еще маленький, и истерика уже сильная, лучший способ успокоить - это взять малыша на руки, обнять его, показать ему нежность и поддержку, вынести с места происшествия, понемногу отвлекая его внимание.
Если вспышки истерики доходят до пика, когда ребенок начинает бить людей или зверей, бросаться вещами или визжать, также надо взять его на руки и отнести в безопасное место, где он может успокоится. Скажите ему почему именно он здесь («потому что ты ударил бабушку»), а также, что он останется здесь, пока не успокоится.
Старшие дети иногда сами убегают в другую комнату. Дайте ребенку побыть наедине с собой и успокоиться. Через некоторое время обсудите с ним ситуацию, принимая его чувства («ты разозлился» или «расстроился»), мягко укажите ему на то, в чем он был не прав(«но бросать вещи или драться нельзя»), дайте ему возможный вариант решения ситуации (нужно попросить...), если это возможно испытайте адекватный вариант решения ситуации сейчас (пошли попросим вместе).

Следите за признаками стресса в жизни ребенка

Несмотря на то, что истерики и капризность является нормальным явлением для детей двухлетнего возраста, будьте внимательными к возможным проблемам, которые могут провоцировать их:
  • Был в семье накануне скандал или ссора (или они случаются время от времени)?
  • Насколько у вас сейчас сложный загружена делами период?
  • Есть напряженность в отношениях между вами и вашим партнером?
  • Появилась некая новая стрессовая ситуация в жизни ребенка? (Ребенок вступила в садик или родился второй ребенок)
  • Возможно то в обычном дня малыша изменилось? (Поменялась воспитательница) ли.

Если в возрасте после 3-4 лет ваш ребенок все еще заходится в серьезных истериках каждый день и отказывается сотрудничать с любому поводу, даже для выполнения привычных ежедневных процедур (одевание или собирание игрушек), вам стоит обратится помощью к специалисту. Педиатр, невропатолог, психолог помогут вам убедиться, что физическое или психологическое состояние малыша не является причиной проблем малыша, а также помогут найти пути решения по погашению вспышек истерик.



Статьи по теме: Дети

Lara Mama 13.03 09:36

ребёнок может капризничать, и есть дети, которые очень любят это делать с самого рождения. Но ведь каждый каприз имеет основу. Кому-то хочется постоянно (24 часа) чувствовать маму, да ещё и кушать при этом, другие успокаиваются только, услышав родной голос, а кто-то готов целый день проводить в ванне и только там чувствует себя хорошо. Это всё требования внимания или контакта, но никак не повод дать ребёнку «выплакаться» (хотя есть и такие подходы). Особенно сложно в первые месяцы, когда это первенец. Голос у каждого малыша разный, тембр тоже: одни пищат тихонечко как мышки, другие громко рычат как медвежата. Со временем мама начинает узнавать особенности своего ребёнка и это позволяет быстрее успокаивать малыша, который требует именно внимания, а не беспокоится из-за недомогания. Опять же без внутреннего спокойствия мамы малыш вряд ли перестанет плакать, даже если причина уже всем понятна.

Я читала про мимику и тональность - в интернете описано много конкретных вариантов плача, но лично мне пришлось столкнуться с двумя: спокойным и надрывистым. Но сказать, что при спокойном нет причины для волнения, а при надрывистом стоит сразу вызывать скорую, по-моему, нельзя. Все дети разные и у каждого конкретного малыша свой плач по каждому поводу. Поэтому маме надо постепенно привыкать к грудничку, пытаясь учиться понимать его.

Мне было проще идти методом исключения (исходя из лично нашей приоритетности): сначала хорошая доза внимания и телесного контакта, потом попытка отвлечения внимания, далее спокойная любимая музыка, в критической ситуации водные процедуры. Это при условии, что малыш сыт, не хочет спать и не болен, то есть просто требует внимания.

Tita Ku 01.12 10:54

Уважаемые читатели блога, со всей уверенностью могу заявить, что данная тактика приводит к оглушительной победе, в борьбе с истериками ребенка.
Могу добавить две истории из своего опыта.
История 1.
Дочке было 2,1 года. Мы собирались выходить из магазина. У меня в обоих руках сумки, а дочке вдруг захотелось ко мне на руки, и что бы до дома донесла. Первичные уговоры и объяснения не помогли. Вижу, что Катюша начинает впадать в истерику. Я поставила сумки, присела. Дальнейший наш разговор:
-Доченька, я понимаю, что мы очень любим обниматься. Я тоже очень люблю носить тебя на руках. Но в данный момент у меня тяжелые сумки, я не могу их оставить здесь. Помоги мне донести их до дома.
-Нет, оставь. Я устала, возми меня на руки.
- Доченька, есть два варианта. Первый компромиссный, второй радикальный. Первый: ты помогаешь мне донести до дома сумки, а дома я сразу беру тебя на ручки, и мы "носимся" на ручках, сколько тебе захочется.
-Мама, а второй какой?
-Второй, я просто сниму с тебя штаны и выпорю при всех (замечу, что никогда в жизни ребенка не порола, но она всегда знала, что я сдерживаю все свои обещания, и исполняю все намерения)
Дочка после недолгого раздумия:
-Хорошо, мама, давай компромиссный.
Я улыбнулась, и поблагодарила Катюшу за верный выбор, и сказала, что она самая моя главная помощница.
История 2.
Каждая из нас однажды сталкивалась с нежеланием ребенка мыть голову. И у нас были слезы и истерики по этому поводу.
Я переборола это, рассказав дочке, что давно, я тоже была маленькой (она была просто поражена этому факту))), и ужасно не любила мыть голову. Всегда капризничала и плакала. И вот однажды моей маме надоели мои капризы, и она перестала мыть мне голову. Недели две я была просто счастлива, но потом.....
И сейчас, моя дочка без слез моет голову, но правда, всегда просит рассказать историю про мои капризы.
Я вдруг поняла, что в эти моменты, она чувствует себя мудрее меня маленькой. И ей доставляет это удовольствие. Она понимает, что я тоже человек)))))

Детские истерики расстраивают и обескураживают родителей. Рассмотрим причины, которые могут побуждать детей к такому поведению, а также советы, как правильно действовать во время истерики у ребенка.

Почему капризничает малыш?

Истерика у детей может возникать по ряду причин…

  • Ребенок заболел . Малыш начинает плохо себя чувствовать, но сам не понимает своего состояния. Он может испытывать слабость и дискомфорт, но объяснить это своим родителям не может, поэтому у ребенка возникает истерика
  • Малыш хочет внимания. У родителей множество ежедневных дел. Маме нужно приготовить, постирать, погладить. Ребенку в это время разрешается самостоятельно поиграть или посмотреть мультик, но он отказывается это делать один. Ему хочется, чтобы родители составили ему компанию, а потому закатывает истерику.
  • Ребенок хочет достичь желаемого. По этой причине истерика может возникнуть, например, в магазине из-за того, что родители отказались купить ему очередную машинку, куклу или какую-нибудь другую игрушку.
  • Малыш выражает протест. От двух до пяти лет у ребенка формируются самостоятельные желания и потребности. Он сам хочет выбирать, на какой карусели ему кататься в парке, с кем играть на детской площадке. Родители, чрезмерно переживая за свое чадо, стараются навязать ему определенную модель поведения и запрещают ребенку проявлять самостоятельность. Ребенок начинает плакать, выражая протест.
  • Ребенок устал. Часто малыш начинается капризничать, как кажется родителям, без причины. Он был в гостях, целый день веселился, играл, смотрел с другими детьми мультики, гулял, а к вечеру начал капризничать и плакать. Причиной таких истерик может быть эмоциональное перенапряжение.

Как предотвратить истерики у ребенка 1-2 лет

У детей 1-2 лет возникает кризис первого года жизни, который выражается в непослушании, стремлении к самостоятельности, острой реакцией на запреты родителей, что сопровождается частыми истериками.

Таблица 1. Как предотвратить истерики у годовалого ребенка в конкретных ситуациях

Ситуация, приводящая к истерике Причина истерики Как поступить родителям
Годовалый малыш сидит за столом и пытается самостоятельно есть ложкой кашу или суп, его движения довольно неловкие, он пачкает стол и одежду. Мама забирает у него ложку и начинает его кормить, что вызывает недовольство и истеричный плач ребенка. Ребенку не нравится, что его попытки быть самостоятельным пресекаются. В этой ситуации можно поступить иначе — взять вторую ложку и вместе с малышом продолжить трапезу. Ничего страшного не произойдет, если он испачкается, зато ребенок предпринял попытку самостоятельно поесть. Возможно, наступил момент пересмотреть отношение к чаду. Не стоит все делать за своего малыша, а надо стараться «шагать» вместе с ним, делая все сообща. Например, в течение первого полугодия второго года жизни можно учить свое чадо надевать колготки, сандалии, шапку, варежки, шарфик, самостоятельно чистить зубки и умываться.
Годовалый ребенок закатывает истерику, когда ему не разрешают играть с недозволенным предметом. Малыш остро реагирует на запрет со стороны родителя. Если ребенок играет чем-то недозволенным, прежде чем забрать этот предмет и услышать возмутительный крик, желательно отвлечь внимание крохи на другую интересную вещь или предложить альтернативу. Например, если малыш вытащил из шкафчика документы и пытается увековечить на них свои первые рисунки, следует предложить ему порисовать в альбоме, приготовленном специально для детского творчества.
Ребенок не хочет одеваться и устраивает истерику. Малышу неприятен сам процесс одевания, ему скучно или что-то испортило настроение. Маленький ребенок не умеет одеваться самостоятельно, а сам процесс ему скучен. Сделать одевание «живым» помогут стишки и считалочки, которые нравятся малышу. Они отвлекут его внимание от скучного процесса. Отказ ребенка одеваться может быть не связан с процессом одевания. Он плохо спал, сломалась любимая игрушка, что окончательно испортило ему настроение. Плач — самый доступный для малыша способ снять напряжение. В этом случае родителям надо сохранять спокойствие. Дайте ребенку проявить немного самостоятельности, разрешив выбрать для себя одежду, даже если вещи не будут сочетаться. Обязательно нужно похвалить ребенка за сделанный выбор, не критиковать и не смеяться.
Малыш плачет, возвращаясь с прогулки. Ребенок не желает заканчивать прогулку и идти домой. Многие дети не хотят возвращаться с улицы домой, поэтому, переступив порог квартиры, начинают плакать. Чтобы предотвратить детский плач, нужно заранее подготовить ребенка к тому, что пора идти домой, а не быстро отрывать его от игры, качания на каруселях и т. д. По дороге домой обязательно нужно отвлечь малыша, переключив его внимание на то, что происходит дома, рассказать, как скучают без него игрушки и как они будут рады его возвращению домой. Придя домой, не сажайте сразу же малыша за стол, чтобы покормить, или укладывать спать. Лучше дать ему немного времени поиграть с любимыми игрушками.
Ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми и начинает кричать, если у него пытаются забрать его вещи. Нежелание ребенка делиться личными вещами. Родителям нужно с пониманием относиться к нежеланию ребенка делиться своими игрушками с другими, ведь ни один взрослый не отдаст незнакомцу свой телефон, компьютер или машину. Ребенок волен сам распоряжаться своими личными вещами. Родители должны учить малыша спрашивать разрешения поиграть чужими игрушками или обмениваться ими, но не должны отрицать или осуждать право ребенка отказать. Поэтому, если ребенок не отдает свои игрушки, плачет, не нужно настаивать на том, чтобы он обязательно ими поделился. Лучше отойти со своим малышом в другую сторону, успокоить его и продолжить игру.

Дети не делятся игрушками, так как думают, что они не получат назад свое «добро». Дома родители могут поговорить с ребенком и объяснить, что детки поиграют и вернут обратно взятую у него игрушку. Чтобы ребенок мог понять это, родители могут поиграть с ним в игру про Мишку-жадину и Зайца. Суть игры в том, что вышеописанные персонажи делятся своими игрушками. При этом Заяц с удовольствием делится своими машинками, кубиками и просит разрешения поиграть игрушками Мишки, заверяя его, что немного поиграет и обязательно отдаст. Предложите ребенку сначала побыть в игре Мишкой, а потом Зайцем-добряком. Эта игра поможет ребенку освоить определенные правила поведения и в будущем с радостью делиться с другими детьми игрушками.



Капризный ребенок в возрасте от двух до 5 лет: как действовать родителям

В возрасте от двух до пяти лет происходит перестройка характера ребенка и он начинает более остро реагировать на запреты со стороны взрослых. Дети этого возраста еще эмоционально незрелы, и то, что кажется взрослым несущественным, для ребенка может обернуться настоящей трагедией и привести к истерике.

Таблица 2. Как правильно реагировать на истерики ребенка 2-5 лет в типичных ситуациях

Ситуация, вызывающая истерику у малыша 2-5 лет Причины истерики Как поступить родителям
Радостный день с гостями, мультиками, весельем и даже подарками заканчивается капризами и ночными истериками ребенка. Эмоциональное перенапряжение, усталость. Стоит помнить, что характер ребенка от двух до пяти лет еще не сформировался в эмоциональном плане. Он быстро устает от большого количества людей, нервничает в кругу незнакомых, плачет от перенапряжения. Для малыша 2-5 лет важно соблюдать режим дня. Ребенок должен отдохнуть и поспать в обед. А если вы видите, что малыш устал в гостях, то лучше увести его ото всех и успокоить.
Родители чрезмерно переживают за своего малыша, поэтому на игровой площадке запрещают ему подниматься на высокую горку, хотя другие ребята этого же возраста с восторгом скатывается с нее. Защищая ребенка от возможных падений и ушибов, родители запрещают ему кататься на велосипеде, не водят на каток и т. д. Со временем малыш, видя, что другие дети с азартом играют в догонялки, быстро ездят на велосипеде, а он сидит в песочнице, начинает возмущаться, а свой протест выражает с помощью крика. Протест против чрезмерной опеки. Ребенку нужно предоставить больше самостоятельности, дать возможность изучать и познавать мир. Нужно стараться разговаривать с малышом, как с равным. Ребенок должен понять, что родители не просто стремятся опекать его, лишая самостоятельности, а готовы стать его помощниками, к которым можно обратиться, если нужна будет помощь.
Малыш в магазине начинает кричать и тянуть родителей за одежду, чтобы они незамедлительно приобрели ему какую-нибудь игрушку или купили сладости. Не может получить желаемое. Нужно обговорить эту ситуацию с ребенком, постараться объяснить ему, что так вести себя в общественных местах некрасиво. Главное — не поддаваться на детские истерики и не покупать ребенку желаемое, иначе такое поведение будет повторяться.
Малышу до года уделяется много внимания, мама старается не отходить от него, забывая про все домашние дела и заботы. Чем старше становится ребенок, тем чаще родителям приходится отлучаться от него на некоторое время. Из-за этого он начинает плакать, призывая взрослых обратить на себя внимание. Ребенок хочет больше внимания, ему хочется быть постоянно с мамой. Чтобы исключить капризы из-за этих поводов, желательно как можно больше времени уделять своему малышу: играть с ним, заниматься творчеством, гулять. Но не лишне будет объяснить ребенку, что какое-то время он должен поиграть один, а мама, как только освободится, сразу присоединится к нему.
Активному малышу вдруг не хочется играть, он постоянно просится на руки или ложится на диван, отказывается от еды и плачет без причины. Эти симптомы могут свидетельствовать о болезни. Если ребенок в 4-5 лет может сказать взрослым, что чувствует недомогание, то малышам в 2-3 года довольно сложно объяснить свое состояние. При первых симптомах болезни нужно сразу измерить температуру. Если она повышена, тут же обратиться к врачу. Только специалист сможет точно определить причины недомогания и назначить грамотное лечение. А вот заниматься самолечением и рисковать здоровьем малыша не стоит.

Соответственно, родители должны понимать, что во время болезни дети становятся чрезмерно капризными и требуют к себе повышенного внимания.

Полезный совет в отношении поведения родителей во время детских истерик дает психолог высшей категории Л. В. Ходоровская.

Истериками дети чаще всего пытаются манипулировать своими родителями и показывают, что им что-то не нравится. В первую очередь, постарайтесь сохранять спокойствие и не потакать истерике. Разговаривайте с ребенком очень ровно. Попросите его объяснить спокойно, чего он хочет, и потом обсудите его желание. Но обещайте выполнить это желание только при наличии возможностей. Нельзя пообещать выполнить просьбу ребенка, а потом успешно забыть об этом. В таком случае истерика опять повторится, потому что ребенок не забудет обмана. Если исполнить его желание нет возможности, то постарайтесь переключить его внимание на что-то другое. Когда ваш малыш увидит, что вы реагируете на его выходки совершенно спокойно, то перестанет истерить.


Полностью избавиться от детских истерик невозможно, но предотвратить некоторые из них родителям по силам. Нужно как можно чаще проводить время со своим малышом и не отталкивать его, когда он нуждается в общении с родителями. Если же истерики не прекращаются, а постепенно только набирают обороты, остановить их становиться с каждым разом все сложнее, то следует обратиться к специалисту.

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.