Рекомендации по режиму дня детям. Режим дня новорожденного: индивидуальный подход. Какой режим дня приемлем для новорожденного

24.09.2019 Красота

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста

Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве .

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима , которые являются фундаментом успешного развития детей .

Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей . Режим - основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.

Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.

Правильная организация режима способствует :

Нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;

Обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;

Предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время : есть, спать, гулять в одно и тоже время.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.

При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста : восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. Все процессы : еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся :

Время приема пищи (4- разовое)

Укладывание на дневной и ночной сон

Общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.

Остальные компоненты режима дня динамические , т. е. они не должны быть строго установлены.

Когда соблюдается режим , он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.

Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам ;

2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей ;

4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых ; к процессу кормления и пр.

9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

11. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление :

Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;

Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;

Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс

При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка , время года.

Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня , массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться :

1. Полного удовлетворения потребности в движении.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.

3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.

Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой) .

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература :

Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.

Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста » под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.

Кроха» - пособие по воспитанию , обучению и развитию детей до трех лет », «Просвещение» 2003г. - авторы : Г. Г. Григорьева и др.

Правильно установленный режим дня грудничка поможет маме отдохнуть и набраться сил. Для ребенка порядок также необходим для нормального развития нервной системы и всех внутренних органов в целом.

Режим дня заключается в последовательном выполнении действий и зависит от времени суток.

  • Будет определенное время для прогулок, сна, кормления. Мама будет точно знать, когда начать готовить или когда она может немного времени уделить себе.
  • Сторонники установления режима дня кормят ребенка по определенному графику. Здесь есть и свои плюсы. Не перегружается работа пищеварительных органов, тем самым снижается риск развития аллергии, излишнего веса. Когда мама кормит ребенка по требованию, возрастает риск перекорма.
  • Режим благоприятно влияет на комфорт и уют в семье. Маме удается уделить внимание не только ребенку, но также мужу и остальным членам семьи.

Сравнительная таблица распорядка дня детей в возрасте до года.

Возраст ребенка, мес. 0-3 3-6 6-10
Распорядок дня Примерный интервал времени, час
Первое кормление 6 6 7
Умывание, массаж, гимнастика, игра 6-7 6-7.30 7-9
Сон 7-9 8-10 9-11
Второе кормление 9 10 11
Прогулка, общение, игра 9-10.50 10-11 11-13
Сон 11-13 11-13 13-15
Третье кормление 13 13 15
Прогулка, игра, общение 13.40-14.40 13.20-14.30 15-17
Сон 14.50-16.50 14.30-16.30 17-19.30
Четвертое кормление 17 16.30 19.30
Общение, игра 16.30-17.30 16.30-18 19.30-21
Сон 17.40-19.30 18-19.30
Купание 20 20 21
Пятое кормление 20.40 20.40
Общение, чтение книг, прослушивание музыки 20.50-21.40 20.50-21.50
Ночной сон 21.40-6 22-6 21-7
Ночное кормление 1 1

Таблица наглядно показывает, что по мере взросления ребенка больше времени нужно уделять для совместного проведения досуга. Распорядок основных действий в 10 месяцев становится приближенным к режиму взрослых детей.

Примерное расписание дневного времени

Ребенок весь первый месяц должен большую часть времени спать (примерно 20 часов в сутки). Таким образом лучше происходит адаптация организма к новым условиям. Бодрствование связано с кормлением. Рацион питания должен включать только грудное молоко.

Следует учитывать, что детей первых дней жизни трудно приучить кушать по режиму. Они с трудом могут выдерживать часовой интервал, особенно те, кто на естественном вскармливании.

Если грудничок вскармливается смесями, то интервал может доходить до 3 часов. Смесь дольше переваривается желудком, и ее можно точно отмерить. Первый месяц малышу необходимо за каждое кормление около 90 мл молока.

Прогулки не только способствуют здоровому сну и аппетиту. Солнечные лучи, попадая на кожу младенца, способствует выработке витамина D, который так необходим для нормального развития.

График режима дня трехмесячного ребенка выглядит приблизительно так.

  1. Сон – не меньше четырех раз, продолжительностью около 2 часов. Ближе к концу месяца ночной сон должен доходить до 6 часов.
  2. Промежуток между кормлениями должен составлять около 3 часов. В ночное время суток не больше 6 часов. Рацион питания по-прежнему должен состоять из грудного молока. Маме не следует увлекаться новыми продуктами, чтобы не вызвать нежелательную реакцию со стороны пищеварительного тракта малыша.
  3. Обязательно нужно бывать на улице. Надо учитывать и погодные условия, но в среднем уделяют не меньше 2 часов в день.

В возрасте трех месяцев у мамы развивается лактационный кризис. Не стоит кормить трехмесячного малыша смесями и другими прикормами. Просто нужно немного переждать период, и питание снова наладится. Приучить к режиму в этот период не получится.

К четвертому месяцу ребенок уже привыкает к устоявшимся правилам.

Ночной сон может уже длиться около 10 часов. В день малыш спит 3 раза по 2 часа. Следует учитывать, что в это время начинают прорезываться первые зубки, ребенок может ощущать физический дискомфорт, он становится капризным, нарушается сон и аппетит. Режим в это время будет сбиваться. Не стоит слишком строго относиться к нему в это время, можно немного подстроиться под его ритмы.

Если ребенок на грудном вскармливании, то раннее введение прикорма в меню не разрешено.

Все питательные вещества малыш получает с маминым молоком. Если грудничка кормят смесями, разрешено ввести в рацион питания капельку сока.

Примерный режим дня по часам в первые месяцы жизни грудничк а наглядно покажет таблица.

Время Распорядок дел
6.00 Первый завтрак, сон
8.30-9.00 Умывание. С помощью ватки или мягкого полотенца протереть лицо теплой водой, почистить носик. Можно закапать солевой раствор, если дома жарко и в носовой полости корочки. Утреннее подмывание половых органов также важно.
9.30 Второй завтрак, чаще всего снова сон. В это время мама приведет себя в порядок, соберется на улицу сама.
10.30 Прогулка. Если на улице жарко, то гулять нельзя в период активного солнца (с 11 до 15 часов). В этом случае собраться на улицу нужно будет чуть раньше. Первая прогулка не должна длиться больше 15 минут. В зимнее время нельзя выходить с ребенком в первый месяц его жизни при температуре ниже -5 градусов. Каждый день время прогулки должно увеличиваться.
12.30-13.00 Обед, сон. В это время мама занимается своими делами.
16.00-16.30 Кормление, снова прогулка.
20.00 Кормление, общение, массаж.
22.00 Купание благоприятно влияет на здоровый сон, поэтому эту процедуру осуществляют вечером.
22.30 Кормление и уход ко сну.

Ребенка первого месяца рекомендовано укладывать позже обычного. Тем самым можно обеспечить длительный сон ночью. Если уложить ребенка рано, например, в 21.00, то ребенок проснется на ночное кормление уже в 2 часа. Это время характеризуется фазой поверхностного сна, и ребенок может долго не уснуть. Если спать лягут одновременно все члены семьи, то к первому ночному кормлению все уже успеют набраться сил.

Детям на искусственном вскармливании в пятимесячном возрасте в рацион питания разрешено вводить пюре из овощей и фруктов. После их введения внимательно нужно следить за состоянием ребенка.

Меню шестимесячного ребенка становится разнообразным. К этому времени достаточно хорошо окрепла пищеварительная система, вырабатываются ферменты, необходимые для переваривания сложной пищи. В рацион питания вводят каши, пюре из овощей и фруктов, творожки. Каждым новым продуктом кормить следует не раньше чем через 10 дней.

Рацион питания ребенка в пять-шесть месяцев наглядно поможет увидеть график.

  1. Первый завтрак – кефир, грудное молоко, смесь.
  2. Второй завтрак – каша, творожок, натуральный сок.
  3. Обед – пюре из овощей.
  4. Ужин – кефир.
  5. Второй ужин – мамино молоко или смесь.

В 6 месяцев на первом плане в меню молоко, а на втором уже прикорм. Поэтому после каждого прикорма стоит давать смесь или молоко. Рацион питания семимесячного ребенка продолжает расширяться. Можно вводить кисломолочную продукцию, попробовать кормить мясным пюре.

В 8-9 месяцев ребенок по-прежнему спит три раза в день, но в период бодрствования он активно изучает окружающую обстановку. Интервалы между кормлениями становятся больше и доходят до 5 часов.

В 9 месяцев рацион питания малыша дополняется рыбными блюдами. В это время нужно приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Грудное молоко уже не является главной пищей в меню малыша.

В 10 месяцев таблица примерного распорядка дня может выглядеть следующим образом.

Правила установления режима

Для того чтобы выработать распорядок дня при грудном вскармливании, маме самой нужно научиться дисциплине и приучить к ней других членов семьи.

График приучения малыша к установленному режиму.

  1. Подъем после ночного сна должен быть в одно и то же время. Даже если ночь выдалась бессонной, малыш после кормления не мог долго уснуть, его нужно разбудить для гигиенических процедур.
  2. Самостоятельно нужно установить удобное время для кормления, сна, прогулок, купания, и повторять ежедневно. Уже через несколько дней малыш привыкнет к подобному расписанию, и мама почувствует облегчение.
  3. Нужно отказаться от кормления по свободному графику. Если ребенок кушал недавно и снова тянется ротиком к груди, возможно, он просто хочет пить. В этом случае можно предложить водичку.
  4. Ритуалы помогут ребенку быстрее привыкнуть к режиму. Например, перед сном можно петь песенки или читать стишки, перед купанием можно гулять по комнате и рассматривать предметы или слушать музыку.

На протяжении всего времени приучения к режиму маме нужно будет запастись терпением, не злиться и не нервничать, если ребенок не может привыкнуть к распорядку.

Наладить режим дня в среднем удается за 10-14 дней.

Что делать маме, если ребенок путает день с ночью, и как приучить спать непрерывно всю ночь?

  • Подобная проблема может возникнуть из-за плохого самочувствия ребенка (режутся зубки, колики, простуда). Нужно обратиться к врачу, чтобы он дал рекомендации по лечению.
  • Сухой, жаркий воздух в комнате. Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть 20-22 градуса, влажность – не больше 70%. Перед сном помещение нужно проветрить не меньше 30 минут.

  • День нужно заполнить активными действиями. Больше играть, общаться с ребенком, делать массаж, гимнастику. Перед сном можно купать в большой ванной, где он будет иметь возможность активно двигаться.
  • Рацион кормления должен быть установлен правильно. Грудное молоко или смесь нужно включать в меню не раньше 22 часов, если введены прикормы, то на ужин можно предложить кашу.

После рождения ребенка в семье меняется привычный уклад жизни. Важно не только вовремя накормить и уложить малыша, но и сохранить дружественную и позитивную атмосферу в семье.

Развитие ребенка и его здоровье зависит от правильной организации режима, которым должны заниматься родители. В помощь молодым мамам и папам приходят медицинские работники, специализированная литература и интуиция.

Рекомендации по режиму дня детей грудного возраста опираются на смену сна и бодрствования. Нельзя забывать о значении свежего воздуха, то есть организованных прогулок. Их количество в сутки должно составлять 3 раза, а длительность от полутора до двух часов.

Рекомендации, как организовать режим дня малышей, дают и некоторые специалисты, например невропатологи. Ведь нервно-психическое здоровье малыша оказывает значительное влияние на развитие его личности в будущем.

Вот что они говорят: не нужно забывать и о развитии малыша при помощи игрушек и упражнений. Комплекс физических упражнений повышает тонус организма, позволяет наращивать маленькие мышцы и обеспечивает хорошее самочувствие.

В период первых трех месяцев жизни ребенка важно развивать зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому в режиме дня должно отводиться место для развивающих игр. Обычно это происходит после сна, в период бодрствования.

После третьего месяца жизни и до шестого увеличивается время бодрствования, которое нужно посвятить развитию моторики, двигательным навыкам. Режим дня детей в этом возрасте предполагает проведение прогулок на свежем воздухе в сочетании с дневным сном. Важное место в режиме отводится кормлению ребенка.

Режим кормления ребёнка

До 4.5 месяцев малыш кушает 6 раз в день, а после этого периода 5 раз, примерно через каждые 4 часа. Но современные методики воспитания советуют кормить ребенка по первому требованию, а не по графику. Может случиться так, что ребенок прикладывается к груди для успокоения, а не для насыщения.

Что касается игрушек, то специалисты считают, что большое количество игрушек рядом с ребенком чрезмерно его утомляет.

Гигиена

Большое значение отводится навыкам гигиены. Привычка формируется в процессе жизни. После сна нужно ватным тампоном умыть личико, перед вечерним сном малыша купают, а после того, как он научится сидеть, высаживают на горшок.

Все это необходимо для того, чтобы образовался условный рефлекс. Можно четко не придерживаться временных рамок, каждая мать поступает так, как чувствует.

Распорядок дня по часам

Вот примерный распорядок дня для малышей разного возраста:

Распорядок дня для ребенка от 0 до 3 месяцев.

8.30 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – кормление, общение.

12.45 – прогулка.

15.00 – кормление.

20.30 – купание.

1.00 – 3.00 - ночное кормление по требованию ребенка.

Распорядок дня для ребенка от 4 до 7 месяцев.

6.00 – кормление.

8.00 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, общение.

19.00 – общение, сон.

20.30 – купание.

Распорядок дня для ребенка от 8 до 12 месяцев.

8.00 – утренний туалет, общение, прогулка.

9.00 - гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – общение, игры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, гимнастика, сон.

20.30 – купание.

Видео-рекомендации специалистов и мам, как организовать режим дня грудничка

Один из вариантов режима дня малыша:

Режим сна и кормления:

Как приучить ребенка спать всю ночь, не просыпаясь:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Екатеринбург

Тема: Режим дня детей грудного и раннего возраста

Выполнила:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ОП-110

Онищенко Ольга Александровна

Научный руководитель:

Тиунова Елена Юрьевна

Екатеринбург

Введение

Режим - это заданное извне жесткое расписание, четко предписывающее, во сколько малыш должен спать, во сколько есть, во сколько гулять, купаться и т. д. Он должен неукоснительно соблюдаться и не нарушаться ни при каких обстоятельствах. Понятие режима как неукоснительной последовательности действий ввел еще академик И. П. Павлов, который доказал, что нарушение динамического стереотипа сбивает физиологию человека.

По данным физиологов ребенок должен спать:

от 3 до 6 месяцев - 4 раза в день

от 6 до 9 месяцев - 3 раза в день

от 9 месяцев до 1,5 лет - 2 раза в день

от 1,5 до 7 лет - 1 раз в день

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит - вырастет эгоистом.

Надо или не надо?

режим день ребенок кормление

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения - вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

У деток на первом году жизни существует режим, который они соблюдают. У них есть свой собственный распорядок дня. Распорядок дня исходит из количества кормлений малыша в день.

Если вы кормите 7 раз в день, то вы можете спланировать свой день и день малыша следующим образом:

* 06.00-06.30 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление.

* 06.00-07.00 Бодрствование малыша.

* 07.00-09.00 Дневной сон.

* 09.00-10.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 10.00-12.00 Дневной сон.

* 12.00-13.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 13.00-15.00 Дневной сон.

* 15.00-16.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 16.00-16.30 Вечернее купание малыша.

* 16.00-18.00 Дневной сон.

* 18.00-19.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 19.00-06.00 Ночной сон.

* В 21.00 Кормление.

* В 24.00 или 02.00 (03.00) Кормление.

Либо можно использовать следующий режим.

* 08.00-09.00 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление, бодрствование.

* 09.00-11.00 Дневной сон.

* 11.00-12.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 12.00-14.00 Дневной сон.

* 14.00-15.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 15.00-17.00 Дневной сон.

* 17.00-18.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 18.00-19.30 Дневной сон.

* 19.30-20.00 Купание. Кормление.

* 20.30-08.00 Ночной сон.

* В 23.00 Кормление

* В 02.00 (05.00) Кормление.

При этом режиме малыш часто не просыпается в 23.00 на кормление, а само количество кормлений сокращается до 6 раз.

Обязательно при выборе распорядка дня младенца нужно помнить, что до 3 месяцев малыш должен спать до 18-16,5 часов в сутки: 10 ч в ночное время и по 1,5-2 часа 4 раза днем.

В возрасте с 3-6 месяцев количество часов сна сокращается до 16-16,5 часов, однако он также должен спать днем 3-4 раза по 1,5-2 часа.

В возрасте с 9-10 месяцев малыш днем спит обычно по 1,5-2 часа 3 раза, а общая продолжительность сна уменьшается до 15-16 часов.

В 11-12 месяцев суточная потребность сна уменьшается до 14,5-15, из которых он должен спать дважды по 2 -2,5 часа. Укладывать малыша следует в одни и те же часы. Лучше всего, чтобы сон малыша проходил на свежем воздухе, если такое трудно достижимо, то комнату перед сном нужно хорошо проветрить (18-20°).

При выполнении мамой всех рекомендация по установлению правильного ритма сна, здоровый ребенок начинает соблюдать ритм на 5-7 -й неделе жизни или даже в конце первого месяца. Бодрствование малыша должно проходит по возможности в активной форме. Это позволит потом малышу лучше заснуть. Как правило, новорожденный бодрствует 30-40 минут в день, доходя к концу 2 месяца до одного часа.

С 6-7 месяца жизни малыш бодрствует до 2,5 часов в сутки, а к концу года - до 3,5 часов. Естественно, с увеличением часов бодрствования необходимо пересматривать график приема пищи и отдыха. Кормление Физиологически обоснованным является кормление малыша в возрасте 1-5 месяцев через каждый 3,5 часа до 6 раз в сутки. С 5 месяцев жизни до года - через каждый 4 часа 5 раз в день.

Если введен прикорм, то последнее кормление нужно делать наиболее сытным, например, кормить малыша кашей. Если мама еще кормит грудью или смесью, то желательно в период с 18.00-20.00 немного недокормить ребенка, чтобы он лучше поел перед сном.

В режим дня уже с одного года обязательно включаются элементы гигиены: умывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года - и летом, и зимой, так как свежий воздух, солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, это обеспечивает более быстрое засыпание. Подушка для сна должна быть небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. А лучшее средство для быстрого засыпания - свежий прохладный воздух. Проветрить комнату лучше за полчаса до укладывания малыша в кроватку.


Режим дня ребенка: от 1 до 1,5 лет...

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего ребенка. Если основными этапами развития малыша на первом месяце жизни считается каждый день, до года - каждый месяц, то от одного до двух лет - каждый триместр, а от двух до трех - каждые полгода.

Первый и второй триместры очень схожи между собой по режиму. То же касается и 3 и 4 триместров, поэтому для удобства разделим режим по 2 полугодиям. Итак, в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев суточный режим примерно такой:

00 - первое кормление.

30-12.30 - первый дневной сон.

30 - второе кормление.

00-17.30 - второй дневной сон.

30 - третье кормление.

30 - четвертое кормление.

Часы кормления могут быть перенесены в ту или другую сторону в среднем на полчаса. В этот возрастной период ребенок учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Общая продолжительность сна составляет 13-14 ч. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов.

У малыша быстро расширяется запас понимаемых слов и когда он не спит, часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами: собирает пирамидку, катает машинки. Может достаточно продолжительное время ходить. После 1 года 3 месяцев малыш учится перешагивать через препятствия приставным шагом, подражать в игре взрослым. Купание производят через день или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 1,5 до 2 лет...

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется следующим суточным режимом.

00 - завтрак.

30-15.30 - дневной сон.

00 - полдник.

30-20.00 -ужин.

Обед и полдник можно поменять местами. Общая продолжительность сна ребенка - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов, ночной сон - с 21.00 до 7.00 часов.

В этом возрасте, когда малыш не спит, он предпочитает играть, в игре со взрослыми уже отвечает на простые вопросы и обозначает свои действия словами. С 1 года и 9 месяцев до 2 лет ребенок продолжает быстро пополнять запас слов, который к двум годам составляет приблизительно 300. Может самостоятельно раздеться и частично одеться. Купание возможно 2-3 раза в неделю или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 2 до 3 лет

Активное участие малыша в режимных процессах очень важно в этом возрасте.

Ребенок и сам стремится к самостоятельности. Он уже многое умеет, может объяснить словами.

У большинства детей с двух лет остается один дневной сон. Обратите внимание на то, как спит ваш малыш, быстро ли засыпает. Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме, он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и соответствует средней продолжительности сна в этом возрасте.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на его двигательную активность, бороться с малой его подвижностью.

К сожалению, не у всех хватает терпения, часто мама, стремясь помочь ребенку, делает что-то за него. К примеру, малыш умеет кушать самостоятельно, но это занятие растягивается минут на 20, кроме того, каждая трапеза заканчивается генеральной уборкой на кухне и стиркой. А мама покормит его за 7-8 минут, и одежду стирать не надо. Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочке навыки самостоятельной еды. То же касается одевания ребенка.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным столиком. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал: сказать малышу, что скоро он будет есть, попросить его принести все необходимое для еды на место, поставить стул, проверить вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, ребенок привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. Помним, что к моменту кормления он должен испытывать чувство голода. Следует считаться и со вкусами ребенка.

Он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием съест «красивый» суп со «звездочками», чем просто с макаронами.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям, так занятым работой и домом, тоже полезно побыть на воздухе. Если погода испортилась, но позволяет погулять, просто сократите время прогулки, лучше выйти несколько раз ненадолго. Одевайте малыша в соответствии с погодой за окном - это один из самых простых способов закаливания детского организма.

Во время прогулки с ребенком нужно играть. Старайтесь создать у малыша бодрое настроение, воспитывайте у него положительное отношение к людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся»: подметают, поливают, копают, носят, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Эти занятия очень полезны для малыша.

Распорядок дня

00 - завтрак.

00-15.00 - дневной сон.

00 - полдник.

Общая продолжительность сна - 12-12,5 часов. Ночной сон с 21.00 до 7.00 часов. Купание 1-2 раза в неделю или чаще.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Тогда расти и развиваться вашему малышу будет легче.

Заключение

Правильно организованный режим способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, легко вступает в контакт.

Обычно дети часто сами прекрасно чувствуют режим дня и родителям остается лишь поддерживать этот режим. Даже 2-месячные малыши уже могут просить кушать и укладываться спать в определенное время. Кроха сам подсказывает маме, когда пора действовать - а мама отлично знает особенности поведения своего малыша.

Используемая литература