Рене Лалик – непревзойденный ювелир и стеклянных дел мастер. Флаконы для духов от ювелира рене лалика

Рене Лалик (1860 - 1945)- великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения в стиле ар нуво еще при жизни мастера стали классикой XX столетия. А еще этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов ради обыкновенного стекла.

Родился он в небольшой французской деревушке в регионе Шампань. Родители Рене переехали в Париж, когда он был еще совсем маленьким, однако каждое лето они посещали деревню, благодаря чему Лалик постоянно наблюдал за природой и потом бережно хранил эти впечатления в памяти.


Рисунок подвески «Лес». Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки «Большой ночной павлин». Париж, около 1906-1907 гг.


Подвеска «Ели». Париж, 1900-1902 гг. Золото, эмаль, стекло.

Будучи еще совсем неизвестным, начинающим мастером, Лалик приносил свои эскизы знаменитым тогда Фредерику Бушерону и Луи Франсуа Картье, и те охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Однако долго так продолжаться не могло. Вскоре Рене удалось открыть собственный небольшой бутик в центре Парижа, и его украшения моментально завоевали сердца модниц.




Тогда только-только стал популярным стиль ар нуво, а еще вошло в моду созерцание природы, которое европейцы переняли у японцев. Рене Лалик умело сочетает в своих работах и то, и другое, а также мотивы, заимствованные им из поэзии Рембо и Верлена. А еще он использовал материалы так, как до него этого не делал никто: он оправлял в золото простое стекло, он соединял жемчуг и кость, яшму и эмали. И женщины были без ума от его творений - тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. Любая женщина, надев на себя украшение от Лалика, становилась красавицей.



Вскоре Лалик стал получать заказы от богатейших людей со всего мира, от представителей королевских семей, музеев и знаменитых коллекционеров. Но внезапно ювелир решил отказаться от золота и драгоценных камней и полностью посвятить себя экспериментам со стеклом. В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. И вскоре после этого разработал и выпустил вместе со своим другом Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты. А Лалик приобрел завод по производству изделий стекла и стал осваивать навыки фабриканта.




Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».





Следующим проектом Рене Лалика стало решение производить украшения для автомобилей. Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе, получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки - это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров, и коллекционеры готовы платить за них огромные деньги.



К Выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан «Родники Франции», украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля «Нормандия», отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, - сегодня это музей Тейен в Токио.



Умер гениальный мастер в 1945 году, но дело его было продолжено его талантливым сыном Марком. Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique - естественно в оригинальных хрустальных флаконах.



Брошь «Анютины глазки» . Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. В этих коллекциях декоративные вещицы, бокалы, графины, изящные флаконы для ванной, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: «тема исчерпана». Такую модель можно купить разве что на аукционах.

Рене Лалик

Рене Лалик (1860-1945) - французский ювелир, выдающийся французский художник, имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX - XX веков связано с рождением одних из самых романтических стилей в мировой художественной культуре - Модерн. Ар деко. Ар Нуво

Рене Лалик - великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла - принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.

Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства.

Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.

Некоторые произведения художника, выполненные в 1896-1897 годах по заказу французского правительства, служили официальными памятными подарками во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году и президента Французской Республики Феликса Фора в Россию в 1897 году, олицетворяя собой дружественные отношения двух держав.

У Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, его произведения пользовались большим спросом у модниц Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов мира.

Рене Лалик создавал ювелирные украшения с использованием цветного стекла. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт
знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».

Рене Лалик вносил в свои произведения невиданный для этого вида искусств острый драматизм: помимо прихотливо вьющихся женских волос и драпировок, цветов и павлинов излюбленными его мотивами были мерцающие змейки и насекомые. Вводил и мифологические гротески.


В его ювелирных изделиях из драгоценных и поделочных камней и металлов удивительным образом сочетаются черты уходящего историзма и японского искусства, которым увлекались многие европейские художники конца XIX — начала XX столетия. Мастер смело экспериментировал с полудрагоценными камнями, загадочными сплавами эмалей и металлов.


Богатая гамма оттенков янтаря, от белого до густого вишневого и черного, соседствует с матовостью черепахового панциря. Элегантность слоновой кости, кажущаяся простота прозрачного стекла, сияние жемчужного перламутра причудливо сочетаются в изделиях Лалика. Эти материалы увлекали мастера, приглашая к экспериментам, великолепные результаты которых и сегодня вызывают ассоциации с Востоком — Сингапуром, Вест-Индией, Китаем.

Необычные материалы, которые использовал Лалик, создавали поистине безграничные возможности для творческого поиска. Недомые ранее изысканные оттенки, новый стиль поражали зрителей. В изделиях мастера господствовали текучие плавные линии, позаимствованные как будто у самой природы.

Известно, что в первой половине последнего десятилетия уходящего XIX века художник создавал драгоценности для прославленной актрисы Сары Бернар. Это для нее он создает знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывает ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля. Лалик даже придумывает для нее прически.

Так же Сара Бернар познакомила Рене Лалика с Робером де Монтескью, который ввел Лалика в круг символистов, а заодно и аристократов Парижского пригорода Сен-Жермэн.

Не все решаются носить зачастую громоздкие подвески Рене Лалика, целые гроздья змей или же гигантские медальоны из прозрачной эмали, окаймленной золотом. Мотивы резьбы по камню - женские головы и фигурки, прозрачные, меняющиеся в зависимости от освещения. Сара Бернар не боялась быть особенной. Она стала его поклонницей и живой моделью.

Для нее он создает сценические украшения — роскошные ошейники-колье, широкие браслеты, массивные серьги и диадемы. Она капризна, разборчива в предпочтениях и очень богата. Появляется на сцене «Одеона» в костюмах столь эксцентричных, что они могут идти только ей. Играет египетскую царицу и мальчика-подростка, легкую кокетку и откровенную даму. Среди поклонников — отец и сын Дюма, пресыщенный аристократ по фамилии Пруст, словом, лучшие. О Саре говорят во всех салонах. Рене Лалик встречает Сару в то время, когда уже отгремели ее первые российские гастроли, когда она тратит на капризы все больше и больше. В паре с Бернар Лалик становится настолько известен, что отныне в нем видят только художника, а не ремесленника.

По одной из версий, именно она познакомила художника с Калустом Гюльбенкяном, армянином по происхождению, кувейтским магнатом, ставшим меценатом Р.Ж. Лалика.
Коллекция работ ювелира в Музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне насчитывает сегодня около 150 предметов и является одной из самых крупных в мире.

Близкие о Рене всегда говорили, что он любит природу, как ребенок. Ему до последних дней нравилось следить за тем, как солнечные лучи преломляются на крылышках стрекоз. Он постоянно делал зарисовки в одном из блокнотов.


Неудивительно, что новое искусство фотографии завораживало Рене. С его помощью можно было ловко поймать в объектив и связанные между собой травинки, и пчелу, припавшую к цветку, и бабочку в полете...

В своих работах Лалик, как одержимый фотограф, тяготел к точности. Его знаменитая брошь-орхидея даже вблизи более совершенна, чем живой цветок. Взаправду кажется, что когда музейный смотритель вечером выключит свет, она пугливо свернет свои лепестки.


Маэстро за работой



Хочу рассказать о великом мастере своей эпохи. Рене́ Лали́к — великий французский ювелир и мэтр художественного стекла, яркий представитель самого романтичного стиля в мировой художественной культуре - модерна. Творчество Лолика уникально тем, что в своем творчестве он, помимо традиционного золота, экспериментировал с янтарем, сплавами металлов, эмалью, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем, достаточно дешевыми материалами. И, к тому же, он не так активно использовал бриллианты, в связи с чем не сразу был принят пресыщенной публикой. Рене любил материал за его художественную ценность, а не за стоимость. При создании своих шедевров мастера вдохновляла природа, Рене был потрясающим рисовальщиком. С 1890 года его любимой клиенткой становится Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна.

Одна из самых известных работ Лалика - брошь «Женщина-стрекоза», принадлежала Саре. В этой работе Лалик изобразил женщину, как хищницу-соблазнительницу с золотыми когтями и крыльями.


Его называли изобретателем образа современных драгоценностей, с характером и уникальным стилем.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. До нашего времени дошли многие его скульптуры, вазы, посуда, флаконы для духов, лампы и даже мебель. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт его знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme, Amethyst.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.


Рене Лалик (1860-1945) - властелин стекла
(Lalique. L"Homme de verre)


О Рене Лалик до сих пор говорят только в превосходной степени. Это был удивительно разносторонний талант: гениальный дизайнер и удачливый предприниматель, изысканный ювелир и тончайший мастер художественного стеклоделия.

Как ювелир он сделал невозможное: заставил женщин отказаться от золота, бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла, полудрагоценных камней и самоцветов, янтаря, яшмы, эмали, рогов и черепашьих панцирей. Образы и фигурки выходили из мистического тумана ар нуво: змеи, стрекозы и скарабеи, павлины и колосья пшеницы, чувственные силуэты женщины, в которой угадывался очаровательный образ Августины-Алисы Ледрю - друга Родена и дочери скульптора Огюста Ледрю.

Августина-Алиса (на фото вместе с Рене Лалик ) стала музой, ближайшим другом и добрым советчиком в творческой мастерской Рене. Считается, что некоторые эскизы украшений созданы Алисой или при ее участии.

В истории ювелирного искусства имя Рене Лалик стоит в одном ряду с прославленными мастерами: гениальным создателем "яиц Фаберже", российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.


На рубеже 19-20 веков господствующим стилем декоративно-прикладного искусства во Франции был ар-нуво (фр. art nouveau ), легко узнаваемый по прихотливо изогнутым линиям растительного орнамента и волнообразным "текущим" женским фигурам. Одним из наиболее ярких представителей этого стиля стал Рене Лалик. Это ему принадлежит правило трех «F» - femme, faune, flore (женщина, фауна, флора) - и он неустанно следовал ему. Эксперты всегда отмечали, что «Лалик - единственный из всех натуралистов, который может восхищаться красотой природы, не становясь при этом ботаником-педантом».

В 16 лет, оставшись без отца, он решил использовать свои художественные способности и отправился учиться в Лондон на ювелира. Рисовать Рене умел и любил с раннего детства. В 20 лет он вернулся в Париж и вскоре стал работать простым чертежником в Доме Картье, затем у Дестапа и Бушарона. Его рисунки привлекли внимание именитых мастеров, и они охотно начали делать по его эскизам свои новые модели, скрывая поначалу имя автора. Однако уже в 1885 году Лалик открывает собственный небольшой бутик в центре города, и вскоре становится известным в среде светских красавиц и аристократок.

Сара Бернар заказывает ему многочисленные колье и диадемы для своих сценических костюмов, миллионер Галуст Гюльбенкян становится его преданным поклонником и коллекционером, Эмиль Галле, его коллега и вечный соперник представляет его на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и делит с ним Гран-При. В 40 лет Рене Лалик - обладатель самой престижной премии и кавалер ордена Почетного легиона.

Однако, несмотря на впечатляющий триумф на Всемирной выставке, звание первого ювелира ар-нуво, коммерческий успех и богатых почитателей, Лалик ищет новое применение своему таланту, и, вместо того чтобы расширять производство, он сворачивает ювелирную деятельность и отдается новому увлечению - стеклу.

В этот раз на пути нового "стекольщика" попадается самый нужный для этого человек, один из крупнейших парфюмеров XX века, а также успешный промышленник, инженер и предприниматель Франсуа Коти. А, может быть, всё было наоборот, и именно встреча с Франсуа Коти изменила приоритеты Рене Лалик. Так или иначе, но Рене получает от самого популярного парфюмера «прекрасной эпохи» предложение создавать флаконы для его парфюмерной компании.

Правда, есть и другая, не менее красивая легенда, почему Лалик решил заняться хрусталем и стеклом? В детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - облака. Он видел их плавные трансформации, бесконечную образность и текучесть, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить неуловимую красоту облаков. Это был хрусталь.


Теперь Лалик практически отказался от использования драгоценных камней в пользу этого невозможного, алхимического материала - податливого, твердого и хрупкого одновременно. Ювелирное мастерство ушло на второй план, что великосветские красавицы расценили как катастрофа. В 1912 году он устроил прощальную выставку своих изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали.

Тем временем, увидели свет первые духи Франсуа Коти — Rose Jacqueminot , "Роза Жакмино", названные в честь популярного в то время сорта розы «генерал Жакмино». Рассказывают, что в бутике, отказавшему ему в продаже духов, Коти разбил флакон об пол. Почувствовав чудесный запах, посетители тут же стали спрашивать, что это за парфюм — Rose Jacqueminot стала знаменитой в одно мгновение. Вскоре и Коти стал самым популярным парфюмером, а уже через несколько месяцев после создания Rose Jacqueminot он заработал свой первый миллион.

Однако Франсуа Коти, как создатель ароматов, считал, что духи должны быть облечены в достойную оправу. Очередная легенда рассказывает, что прогуливаясь как-то вдоль магазинов на Вандомской площади, в одной из витрин Коти обратил внимание на оригинальные ювелирные изделия. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что он решил познакомиться с владельцем этих удивительных предметов. Это были работы Рене Лалик.

Коти сделал ему предложение сотрудничества, по которому от художника требовались только эскизы флаконов, а реализация идеи будет выполнена, как тогда было принято, на заводе "Баккара". Но Лалик не мог доверить воплощение своих идей в чужие руки, а знаменитые стеклодувы "Баккара" не допускали "чужака" в свои владения. После недолгих переговоров Рене Лалик реализовал свой проект на заводе «Легра» под Парижем (основан в 1864г.).

Флакон Рене Лалика с ароматом Франсуа Коти «Ambre Antique» стал настоящим произведением искусства и удостоился воспроизведения через 85 лет.

За последующие несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 парфюмерных флаконов. Произошёл настоящий переворот в создания флаконов и парфюмерии. Содружество двух выдающихся художников - ювелира и парфюмера привело к возникновению нового произведения искусства, художественных флаконов для духов.

Другие производители парфюмерии, по примеру Франсуа Коти, тоже стали обращатся с заказами к маэстро. Лалик занимается дизайном новых флаконов для духов брендов «Roget&Gallet», «Hubigant», «d"Orsay», «Worth», «Molinard», «Guerlain», «Lelong»... В общей сложности Рене Лалик разработал флаконы для более чем 250 ароматов!

Флаконы для духов стали предметом спроса для коллекционеров. Многочисленные владельцы таких колекций участвуют в аукционах в Друо и Париже. Стоимость некоторых из представленных экземпляров нередко достигает баснословных размеров. Покупателями чаще всего выступают американские коллекционеры или крупные фирмы, работающие на парфюмерной нише рынка. Наличие на флаконе этикетки и собственной упаковки ещё больше повышает цену лота на аукционе. А вот отреставрированные экземпляры, как это принято и в других видах искусства, абсолютно не принимаются во внимание знатоками и коллекционерами.

После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток.

Первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена для Citroen 5CV - фигурки пяти лошадей. Во время поездки специальная система подсветки меняла цвет фигурки. Сегодня миру известны лишь 30 таких маленьких шедевров и их цена выше цены золота того же веса.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.


Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.


Необычное цветное стекло, градиентная окраска, стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — всё это характерные особенности изделий Рене Лалик, а рецепт его знаменитого переливчатого (опалесцентного) стекла до сих пор является «секретом фирмы». Идея этого стекла была впервые использована в витражах Тиффани. Такие стекла он получал за счет добавки жженой кости или олова, в процессе производства. Множество мельчайших капелек, которые образовываются при этом, вызывают беспорядочное преломление световых лучей, создавая так называемый "эффект опала". В зависимости от количества и вида таких добавок меняется получаемый эффект, и, естественно, каждый мастер держит в секрете всю технологию изготовления таких материалов.

Безупречный скульптурный силуэт, причудливость рельефного рисунка, возникающего словно из глубин стекла, высокий уровень исполнения - в 20-ые годы мастерство Рене Лалик достигло вершины популярности. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году он показал весь спектр своих изделий - вазы, статуэтки, осветительные приборы, декоративные панно, посуда, и, конечно, украшения, но уже иные, из рефленого стекла. При этом он продолжал придерживаться выведенного им правила трех "F": женщина и природа — истинный источник его вдохновения. Лучший ювелир ар нуво стал лучшим стекольным мастером ар деко — нового художественного стиля в годы между двумя мировыми войнами, стиля, который создавал иллюзию благополучия и "былой роскоши".

В последние годы жизни Лалик занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, ресторанов, церквей, пульмановских вагонов поездов и жилых помещений пароходов. Так в 1932-м пароход Normandie был декорирован полностью от бра до фонтанов фирмой Lalique (см. на фото ресторан парохода Normandie ).

Скончался великий мастер в 1945 году в Париже на восемьдесят шестом году жизни. На детях Рене Лалик и Августины Ледрю природа не стала отдыхать. Дочь, сын и внучка оказались талантливыми и деятельными людьми, которые удержали высокий уровень семейной фирмы. После смерти отца дело возглавил его сын - Марк Лалик, а затем внучка Мари-Клод.

Для современных вещей Lalique характерно все те же принципы - обилие изображений женских тел и всевозможной флоры и фауны. Коллекции обновляются каждый сезон, но в каждом изделии ощущается отблеск яркого стиля "прекрасной эпохи". Время от времени фирма выпускает ограниченными сериями реплики своих великих творений 20-х годов - например, знаменитые вазы «Вакханки» или «Водоворот», и у ее поклонников есть шанс стать обладателями предмета музейного уровня.

В 2008 году компанию купил швейцарский бизнесмен Сильвио Денц, страстный поклонник маэстро и обладатель самой большой коллекции изделий Lalique в мире. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения основателя, вышла коллекция Hommage à René Lalique, вернувшая к жизни многие из исторических произведений Рене Лалика, которые до этого можно было увидеть только в музеях. В Эльзасе, при фабрике заработал музей, спроектированный бюро известного французского архитектора Жан-Мишеля Вильмотта. В экспозицию вошли вещи из коллекции внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина компании.

С момента создания Рене Лаликом его первых изделий, мало что изменилось: до сих пор художественные творения Lalique завораживают необыкновенной красотой, и до сих пор они - привилегия людей с хорошим вкусом, знанием предмета и... большими деньгами. Цена изделий фирмы Lalique на аукционах составляет десятки тысяч долларов. Например, ваза "Змея" (фото слева ) 1924 г. - одна из наиболее востребованных и дорогих моделей будь то янтарно-опаловое, перламутровое матовое или темно-серебристое стекло, продавалась в пределах 12000 - 58000 $.

Источники -

29.06.2017

Стеклянные бусы – безделушка, способная удивить лишь дикарей. Но все меняется, если эти бусы сделаны французским ювелирным домом Lalique. Музеи мира выстраиваются в очередь, чтобы показать украшение на выставках. Селебритис тратят миллионы, мечтая заполучить его в свои коллекции. В чем же дело?

Для светской дамы XIX века было немыслимо появиться в обществе без бриллиантов – в колье, кольцах, серьгах, подвесках, диадемах. Чем больше бриллиантов, тем интереснее позиционировалась дама. Разбавлять бриллианты разрешалось, к примеру, изумрудами и сапфирами. И, конечно, побольше золота.

Можно себе представить возмущение общественности, когда некто Рене Лалик – молодой ювелир из Парижа – всерьез начал изготавливать украшения неизвестно из чего! Какие-то полудрагоценные камни, дешевый перламутр, слоновая кость, рог, непонятные металлические сплавы, стекло. Да и сами изделия выглядели странно: кулоны и броши в виде бабочек, стрекоз, змей и лягушек, полуобнаженных барышень с прозрачными крыльями, а также ящериц, павлинов, ласточек и прочей живности. Ну какая великосветская львица добровольно посадит себе на голову… паучка или лягушонка? Между тем на такой рискованный для репутации шаг ювелир пошел сознательно.

Рене Лалик родился в 1860 году в провинции Шампань. Родители – виноторговец и портниха – сумели дать юноше хорошее образование. За его плечами – престижная Высшая национальная школа декоративного искусства в Париже (Ecole des arts decoratifs), Колледж искусств Сиденхама в Лондоне.

Рене был прекрасным рисовальщиком, получал за свое мастерство высокие награды. Закончив обучение в возрасте 20 лет, стал брать частные заказы – придумывал дизайн обоев, внештатно трудился в нескольких ювелирных компаниях. Все бы хорошо, но Лалика не вполне устраивала тогдашняя концепция, доминировавшая в ювелирном искусстве: бриллианты должны быть крупными, и их должно быть много. Эстету и выдумщику Лалику было скучно работать с большими драгоценными камнями: они казались ему грубыми.

В 1885 году Лалик открыл первую студию и стал творить в свое удовольствие. Экспериментировал с эмалями и металлами, создавал удивительные формы, сочетал разные фактуры. Бриллианты у него соседствовали с янтарем, золото с лунным камнем, стекло с древесиной. Бабочки и стрекозы, казалось, сейчас взлетят, птицы запоют. Наряду с насекомыми и цветами, в украшениях Лалика возникали изображения чертополоха, мха, грубых древесных корней, еловых лап с шишками.

Брошь-кулон с изображением Алисы Ледрю, жены Рене Лалика. 1900 г.

Но основной лейтмотив его творчества – юные красавицы в томных и страстных позах. Лалик украшал их образами броши и вазы, флаконы для духов и гребни, мебель и даже фигурки на автомобильных радиаторах.

Как в 1925 году Рене Лалик сказал французскому искусствоведу Максимилиану Готье, бравшему у него интервью: «Женщины и природа – мой главный источник вдохновения».

«Люди над вами потешаться будут»

1 августа 1888 года считается официальной датой рождения ювелирного дома Lalique. Рене Лалик регистрирует собственный товарный знак – эмблему с инициалами и мечом. Отныне этот знак будет стоять на всех его произведениях.

Ювелир работал с любым материалом, который был способен создать нужный ему эффект. Часто использовал полудрагоценные камни – не из соображений экономии, а из-за цвета и прожилок. Богатство фактур придавало творениям Лалика настоящий 3D-эффект. Украшения получались объемными и многослойными за счет тональных переливов и множества оттенков.

У Лалика стали появляться поклонники, в основном из мира богемы. Однако серьезные Дома не спешили с его признанием. По легенде, Рене Лалик пришел к директору ювелирного дома Boucheron с эскизом нагрудного украшения, на котором были изображены две летящие ласточки. Директор посмотрел, скривился и пояснил молодому мастеру, что это, мол, хоть и красиво, но «люди над вами потешаться будут». Слишком экстравагантно. Но после того как Лалик все-таки изготовил украшение, потрясенный директор немедленно выкупил его за большую сумму.

Украшение для корсажа «Стая ласточек». Около 1886–1887 г.

Рене Лалик, как сказали бы мы сегодня, попал в тренд, причем с точностью снайпера. В последние десятилетия XIX века в европейском искусстве набирал обороты стиль ар-нуво с его любовью к растительному миру, женским образам, гротеску, экзотическим сюжетам и плавным формам. Лалик по сути стал первым художником, реализовавшим этот стиль в ювелирном деле.

Эксцентричная муза

Перелом в судьбе художника, когда его буквально накрыло славой, случился в 1889 году, во время Всемирной выставки в Париже (той самой, для которой была построена Эйфелева башня). Украшения Лалика заметила Сара Бернар – именитая актриса так впечатлилась, что купила все оптом. Лучшего рекламного хода придумать было нельзя. Бернар всегда была на виду. Гениальная актриса любила щекотать публике нервы - и своим внешним видом, и экстравагантной личной жизнью. Теперь все это она делала в изящных украшениях, созданных Лаликом. Сара стала главной клиенткой его ювелирной студии.

Встреча с Сарой Бернар оказалась для ювелира судьбоносной. Это был тандем двух эксцентриков. Рене Лалик делал для Бернар роскошные «ошейники», массивные серьги, диадемы и сценическую бижутерию. Одна из самых известных работ, посвященных актрисе – брошь «Женщина-стрекоза» (Dragonfly), в которой женская красота подана как нечто прекрасное и опасное. У женщины-стрекозы, как будто дремлющей в ожидании жертвы, прозрачные невесомые крылья, инкрустированные драгоценными камнями, и массивные золотые когти. С учетом большого размера броши (23 х 26,5 см) крылья крепились на миниатюрных шарнирах и могли двигаться.

Рене Лалик. Украшение для корсажа «Женщина-стрекоза». 1897–1898 г.

В этом была некоторая извращенность – украшать женские наряды гадами и насекомыми. Но таковы были требования ар-нуво: жизнь кокетничала со смертью, красота любила уродство. Образы художников той эпохи часто совпадали. Неслучайно женщины-насекомые в работах Рене Лалика так похожи на утомленных красоток Густава Климта. Ювелирные изделия тогда вообще воспринимались как своего рода живописные картины, только написанные не маслом на холсте, а изумрудами на золоте. Или на стекле, как в случае с Лаликом.

Кстати, еще одним любимым дизайнером украшений Сары Бернар был чешский художник Альфонс Муха. Он не только рисовал для актрисы афиши, но и создавал эскизы украшений, которые затем воплощал в жизнь ювелир Жорж Фуке – главный соперник Рене Лалика.

Стрекоза на груди

В 1897 году после участия во Всемирной выставке в Брюсселе Лалик был награжден орденом Почетного Легиона. А через три года, в 1900-м, его стенд на Всемирной выставке в Париже (самой грандиозной в истории человечества; ее посетило 48 млн человек) произвел фурор. Этот стенд Лалик проектировал лично. Кованая решетка из нагих женщин-бабочек служила оградой. Внутри – самое лучшее из того, что создал мастер: эмали, бриллианты неправильной формы, бронзовые кубки, серебро, стекло, гребни, жуки и стрекозы.

Эскиз пекторали «Скарабей с распростертыми крыльями». 1898 г.

Лалик стал главным ювелиром ар-нуво и одним из самых смелых новаторов века. Его заказчиками были августейшие особы – и в их числе русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II. Женщины сходили с ума от его украшений. Мода стремительно менялась, ради Лалика увеличивали декольте: женщинам хотелось подчеркнуть красоту груди, на которой красовалась стрекоза.

Облака – это стекло

Еще в начале своей ювелирной карьеры Лалик столкнулся с проблемой. Он мог изобразить любую природную деталь – цветы, животных, насекомых. Но ему никак не давались облака. Наконец, художник понял: облака – это же стекло и хрусталь!

Любовь к стеклу – особая страница в биографии Рене. Он так любил этот материал, что в 1891 году придумал и запатентовал свой способ работы с ним - «pâte de verre» («стеклянная паста»). А с 1907-го начал делать флаконы для духов знаменитого парфюмера Франсуа Коти и других известных Домов – Worth, D’Orsay, Roger & Gallet. (Nina Ricci и сегодня использует хрустальные флаконы Lalique). Каждый флакон – отдельное произведение искусства, в каждом «замурован» любимый Лаликом образ: нагая девушка, стрекоза или бабочка.

Окончательный поворот к стеклу случился к 1912-му. Лалик решил полностью порвать с ювелирной темой и стать стеклодувом. Он приобрел сначала небольшой заводик в Комб-ла-Виль, а затем крупный – в Эльзасе, в местечке Винжен-сюр-Модере. Экспериментировал со стеклом сутки напролет, но обращая внимания на нормы и каноны, как когда-то с ювелирными изделиями. Попутно изобрел несколько новых методов работы с этим материалом, придумал рецепт опалесцентного стекла (до сих пор это секрет фирмы). Само собой, его вазы украшают фигурки нагих вакханок, а на пудреницах сидят стрекозы.

Надо сказать, что и тут Лалик угадал с трендом. К тому времени стиль ар-нуво начал угасать: в век технического прогресса восторгаться природой стало не модно. Рене Лалик переключился на технику: делал стеклянные скульптуры для радиаторов автомобилей (первым заказчиком стал Анри Ситроен), оформляет вагоны Восточного экспресса и столовую 1 класса парохода «Нормандия».

Если в юности Рене Лалик тяготел к миниатюрам, то в поздние годы его стали занимать крупные формы. Он проектировал фонтаны и оформлял рестораны, изготавливал световые панели для отелей и создавал хрустальные светильники. В ХХ веке на смену романтическим стрекозам пришли практичные вещи.