Семейные коалиции - семейный психолог. Разных браков конфигурация

Семейные коалиции - своеобразные объединения членов семьи, существуют в каждой семье. Само их существование не говорит о том, что в семье что-то не в порядке, но некоторые виды коалиций (союзов внутри семьи) считаются болезненными, приносящими разлад в семью. Другие же коалиции, скорее естественны, они могут гармонично существовать, принося участникам пользу, поддерживая их.

Коалиции, организованные по горизонтали (между членами семьи одного поколения), неразрушительны, скорее полезны для членов семьи. Таковы объединения между братьями и сестрами, родительской парой, дедушками и бабушками. Нормальной можно считать ситуацию, когда отношения между представителями одного поколения чуть ближе, чем между поколениями.

Коалиции, которые организованы перекрестно, по вертикали между поколениями или через поколение считаются более опасными для семьи, часто они разрушительны. Таковы коалиции одного из родителей с детьми против другого или коалиции одного из супругов со своими родителями против другого. Рассмотрим наиболее типичные семейные коалиции с точки зрения их влияния на семейные отношения.

Коалиция детей в семье

Это типичная, здоровая ситуация: двое или более детей в семье находятся в наибольшей близости друг с другом, имеют свои секреты, не выдают друг друга, поддерживают. Это нормальная ситуация, хотя некоторых взрослых она пугает перспективой потери контроля над детьми в результате их сплоченности.

Нежелательный перекос ситуации наступает как раз тогда, когда родителей чрезмерно пугает близость детей. Им кажется, что дети совместно натворят что-то опасное и они стараются ослабить связь между детьми. В таком случае родители, стремясь к контролю или большей близости с одним из детей, могут вносить раскол в их объединение, приближая или выделяя одного из детей. Это развитие событий нельзя назвать желательным, скорее это отражение неблагополучного психологического состояния кого -то из взрослых в семье.

Коалиция родителя с одним из детей

Такая коалиция обостряет отношения ребенка с другими детьми, возбуждая их ревность, подогревая естественную конкуренцию детей. Кроме того, эта коалиция, часто отдаляет второго родителя, делает его аутсайдером в отношениях треугольника мама-папа-ребенок.

Один из родителей (чаще мать) оказывается в тесной связке с ребенком, второй родитель отдаляется одновременно и от ребенка, и от своего партнера по браку. Такая ситуация чревата расколом в супружеских отношениях и трудностями с психологическим отделением, взрослением ребенка, который должен обслуживать потребность одного из родителей (участника коалиции) в душевной близости. Ребенок при таком раскладе становится как бы партнером родителю, играя несвойственную ребенку роль. Так ребенок может стать поверенным взрослого в его душевных делах, его утешителем или источником психологической поддержки. Для ребенка такая ситуация обычно вредна, она невротизирует ребенка, перегружает его ответственностью за благополучие родителя. Осознав, что такая история разворачивается в ваших отношениях с ребенком, лучше из нее постепенно выбираться, освобождая ребенка и подыскивая для себя источники опоры во взрослом мире.

Хороший, хотя и достаточно экзотический пример межпоколенной коалиции с ребенком представлен в фильме «Пианино» (Дж. Кемпион). Главная героиня находится в коалиции со своей дочерью, которая своей близостью защищает ее от притязаний супруга на близость, супружеские отношения. Близость с дочерью делает невозможной близость с супругом, что и необходимо матери, потому, что она испытывает к нему неприязнь. Героиня как бы защищается дочерью, постоянно пребывая в ее обществе.

Близость с ребенком может обслуживать потребность в дистанции с супругом. Иногда это может принимать форму болезненного симптома ребенка.

Ольга, мать 11 летнего Дениса была вынуждена переселиться в комнату сына в результате того, что у ребенка были ночные кошмары. Ситуация продолжалась не первый год, но никто толком не занимался ее решением, считалось, что решение найдено – Ольга должна спасать ребенка своим присутствием. Отношения с отцом мальчика у женщины были крайне конфликтные, так что в дистанции между супругами никто не находил ничего неприятного. Днем супруги не общались, так как были на работе, вечером Ольга занималась сыном, у которого были большие сложности с учебой, ночью женщина охраняла сон мальчика. Так сложности ребенка стали по существу защитой родителей от выяснения отношений и расстановки всех точек над i.

Коалиция с ребенком может создаваться и в семьях с двумя детьми. В таких случаях можно видеть дистантные отношения между супругами, но у каждого из них близкие отношения с одним из детей. Часто такая ситуация сопровождается яркими конфликтами детей . Каждый родитель поддерживает «своего» ребенка, предвзято относясь ко второму, потому, что он представитель враждебного лагеря. Дети это чувствуют и начинают воевать со своим конкурентом, братом или сестрой, отстаивая справедливость. Очень часто не проявленные конфликты старших членов семьи, родителей, выливается в яркие конфликты детей.

«Кроме того, дети – это был для нас новый повод к раздору. С тех пор как были дети и чем больше они росли, тем чаще именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием, борьбы; мы как будто дрались друг с другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок – орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой. Кроме того, когда дети стали подрастать и определились их характеры, сделалось то, что они стали союзниками, которых мы привлекли каждый на свою сторону. Они страшно страдали от этого, бедняжки, но нам, в нашей постоянной войне, не до того было, чтобы думать о них. Девочка была моя сторонница, мальчик же старший, похожий на нее, ее любимец, часто был ненавистен мне».

Л.Н. Толстой «Крейцерова соната»

Коалиция одного из супругов со своими родителями

Одна из типичных конфигураций семейных отношений: один из супругов чрезмерно близок с кем - то из своих родителей, при этом его отношения с партнером холодные или конфликтные. Корни такой ситуации в чрезмерной близости человека с родителями или одним из них.

Такая коалиция разрушительно действует на супружеские отношения.

Интересно, что коалицию можно создать и с родителями супруга или супруги с тем же результатом для отношений. Если, например, свекровь рьяно встает на сторону невестки, защищая ее от супруга (собственного сына), то такая ситуация также расстроит отношения в семье, несмотря на то, что родитель встает на защиту не своего ребенка, а его брачного партнера. В народе бытует представление о "хорошей свекрови" (или теще), которая встает на сторону второй половины своего ребенка. Но, надо понимать, что по настоящему хорошая свекровь/теща так никогда не сделает, не допустит сближения, коалиции ценой раскола в семье своего ребенка. Встать на сторону партнера своего ребенка то же самое, что лить воду на мельницу конфликта в семье этого ребенка, это всегда усиливает разлад между супругами, заставляя обвиняемого партнера держать круговую оборону.

Коалиция через поколение

Нередкий случай, когда в коалиции оказываются бабушки-дедушки со своими внуками. В таком случае они «дружат против» родителей, мешая им осуществлять контроль над детьми. Например, бабушка может покрывать прогулы своего внука школьника, кормить ребенка запретными сладостями или другим образом противиться воспитательным стратегиям родителей. Для старшего поколения в таком положении дел есть определенная выгода – это своеобразный реванш за потерю влияния в семье и утрату важных жизненных позиций. Внукам же коалиция может приносить прямые выгоды в виде снятия ограничений.

Другие горизонтальные коалиции (коалиции между представителями одного поколения)

Такие коалиции можно считать здоровыми. В коалиции могут выступать родители в семье, дедушки и бабушки, дети. Чрезмерное замыкание в границах коалиций нежелательно, как нежелательно доведение любой идеи до абсурда, однако горизонтальные коалиции естественны и не противоречат идее здорового развития семьи.

Больше о семейных отношениях и способах разрешения конфликтов можно прочитать в моей книге "Мама, папа, я: острые углы семейного круга".

© Елизавета Филоненко

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Психология формирования родительства

Контрольная работа
по дисциплине: Психология
на тему: «Психология формирования родительства»
Великий Новгород
2007
Содержание

"1-3" Введение

2.2. Личностная зрелость родителей как фактор семейного воспитания

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи

2.4. Влияние этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяют состояние общества, института" семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Изменения, характерные для современной семьи, и в частности для родительства, - феномен «социального сиротства», ма-лодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и другие явления - привлекают особое внимание к данной сфере человеческой жизни.
Родительство включает в себя материнство и отцовство, но не сводится к их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны, отцовство же еще практически не изучено.
Современная психология еще не определилась и в отношении родительства как интегрального психологического образования личности; не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного-формирования осознанного родительства.
Психологическая работа с родителями довольно сложна. Нередко родители, не сомневаясь в своей компетентности, обвиняют в обострении детско-родительских отношений школу, общество и не желают признавать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. Нередко внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге в семье отсутствует системность воздействий, родители для ребенка не выступают единым целым.
Для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей, как интеграцию личностей отца и матери и как надындивидуальное целое.
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.
Изменения, характерные для современной семьи и, в частности, для родительства, заставляют обращать пристальное внимание на данную сферу: феномен «социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и другие.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы поведенческой реализации родительства в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов.
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности.
Психологическая работа с родителями – довольно сложное направление. Нередко родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях школу, общество. Часто родителям сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев, воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге, в семье не наблюдается системности воздействий. Родители для ребенка редко выступают единым целым.
2.1. Анализ влияния субъективно-психологических факторов, определяющих особенности родительства в однодетных и двухдетных семьях

Овчарова Р. В.

Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Книга предназначена для студентов и аспирантов - психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................8

ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Системный подход к пониманию сущности родительства психологическоого феномена.........................................13

1.2. Структура родительства как интегрального образования личности......................................................22

1.3. Факторы, определяющие формирование

родительства....................................................................33

1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства... 42

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

2.1. Особенности родительства в однодетных и двудетных семьях................................................................................49

2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания......................................................58

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность однодетность................................71

2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия

и исполнения родительской роли....................................83

ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.1. Общая характеристика представлений о родительстве... 98

3.2. Психологическая готовность к материнству..................122

3.3. Психологическая готовность к отцовству......................148

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.............................................................................170

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

4.1. Родительская любовь как основа семейного

воспитания......................................................................181

4.2. Родительская позиция как система отношений родителя............................................................................224

4.3. Особенности семейного воспитания в неполной

семье................................................................................237

4.4. Тендерный подход в семейном воспитании....................256

ГЛАВА 5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ

5.1. Родительская позиция в интегральном взвимодействии позиций личности родителя............................................282

5.2. Особенности материнской и отцовской родительских позиций............................................................................293

5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи.................................................................306

5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций...319

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА

6.1. Родительство и воспитание родителей...........................335

6.2. Основные концепции воспитания родителей................338

6.3. Модели психологического сопровождения родительства.....................................................................343

6.4. Диагностика родительства..............................................351

ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство».........403

7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов»........................................................424

7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству

«Счастливая мама - счастливый малыш»......................433

7.4. Тренинг личностной зрелости родителей.......................444

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................465

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................. 470

Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»

Рецензируемая книга представляет собой, по сути, единый целостный комплекс разнообразных материалов по проблемам психологии родительства. В ней раскрываются сущность и многообразие реального фактического материала, приводятся данные социально-психологического исследования (выполненного под руководством автора), обсуждаются основные варианты стратегий и тактик, технологий работы практикующего психолога с семьей. Проблемы актуального родительства рассматриваются через направления работы с общественным и индивидуальным сознанием, излагаются материалы для практической работы. В книге выявляется и обосновывается авторская позиция относительно понятий человеческих ценностей, касающихся проблем родительства, семейного благополучия в случаях воспитания детей. В учебном пособии Р. В. Овчаровой раскрываются теоретические основы формирования родительства. Автором описан системный подход к пониманию сущности родительства, дан анализ субъективно-психологических факторов его формирования, рассмотрены уровни развития родительства.

В целом, предполагаем, что представленная книга реализует информационную, ориентирующую, разъясняющую, эвристическую, побуждающую и развивающую функции. Автор не навязывает своей точки зрения: Р. В. Овчарова приглашает читателей к размышлению, она не передает готовую мысль, она пытается ее пробудить. Данные размышления автора позволяют читателю сформировать собственные позиции относительно многообразия вопросов бытия, рассмотреть возможные последствия зрелого и проблемного родительства. Основное внимание в представленной книге уделяется психическому здоровью семьи, детерминации родительской любви, что может стать устойчивой основой против деформаций детско-родительских отношений. В этом плане рецензируемая работа обладает достаточной новизной и представляет несомненный интерес. Книга изобилует замечательными идеями, побуждающими вопросами, диалогичностью и вместе с тем научной и терминологической четкостью.

Большой научный и практический интерес представляют новые данные, представленные во второй, третьей и четвертой главах, выводы которых основаны на проведенных под руководством Р. В. Овчаровой экспериментально-психологических исследованиях. В частности, речь идет об анализе влияния субъективно-психологических факторов на формирование родительства, влиянии этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли, психологической готовности к отцовству и материнству. Впервые представлена целостная концепция родительской любви как основы семейного воспитания, исследовано влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи, показана их специфика в неполной семье. В работе представлены материалы по психологии семейного воспитания мальчиков.

Главным достоинством представленной книги профессора Р. В. Овчаровой является предложенная автором структурная и динамическая реконструкция психологии родительства, анализ методологических, онтологических и теоретико-познавательных аспектов и импликаций родительства в современной российской семье. Проблема родительства осмысливается автором как специальная, научная, социально-психологическая категория, несущая новые эвристики и стилистики рефлексии. Несомненным плюсом данной книги является высокая погруженность автора в обширный фактологический, теоретический, эмпирический и публицистический материал, критичность к характеру и стилю изложения. Данная книга вполне соответствует учебно-методическим задачам любого учебного пособия. Корректное соединение понятийного аппарата научной психологии, фактов обыденной жизни, публицистической специфики и практической направленности книги делает представленный автором подход обширным интегратив-ным обзором, методологически и методически состоятельным.

Книга решает двуединую задачу, адресованную определенным аудиториям читателей: задачу информирования - для широкой публики и задачи обучения - для студентов-психологов. Прикладные задачи в книге решались автором через определение психологических путей формирования зрелого ответственного родительства через изучение и реализацию парадигмальных, психотехнических и диагностических подходов каждым работающим практическим психологом в разных сферах психопрактики.

В целом рецензируемая книга обладает несомненной теоретической и практической значимостью и актуальностью. Она восполняет дефицитарный банк ценностно-ориентированных и смыслопорождающих теоретических и практических психологических материалов по психологии родительства и может быть рекомендована для представителей всех профессий, где специалистам приходится...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Здесь выносятся следующие положения:

1. На формирование индивидуальных особенностей когнитивной сферы детей из многодетных семей с низким социо-экономическим статусом оказывает влияние конфигурация семьи: размер сибства и очередность рождения детей.

2. Психологической причиной, механизмом действия этих факторов следует считать изменение психологического статуса каждого ребенка в семье вместе с изменением конфигурации семьи.

3. Существует тесная связь эффекта очередности рождения с полом детей. Действие фактора очередности рождения специфично по отношению к мальчикам и девочкам.

Влияние размера семьи заключается в том, что с увеличением количества детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. Этот аффект надежно воспроизводится независимо от возраста детей, их национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта (рассмотрели зарубежные исследователи, как A. Anastasy, 1956; М. Breland, 1977, J. Blake, 1981, R. Zajonc, 1980, M. Wagner, 1985, M. Storfer, 1990).

Образование родителей как средовая составляющая интеллектуального потенциала, определяющая тип отношения к детям, а также мотивационные и эмоциональные характеристики семьи; уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок (они становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания – ниже).

Эффект размера семьи может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от ряда других переменных, относящихся к конфигурации семьи. Наиболее тесно эффект размера семьи взаимодействует с социо-экономическим статусом: он часто не наблюдается в семьях, принадлежащих к верхним 20-25% по социо-экономическому статусу, отчетливо выражен в среднем классе «Я» очень ярко - в низших слоях населения (F. Page, G. Grandon, 1979). Предполагается, что самое неблагоприятное воздействие на психическое развитие детей оказывает большой размер семьи в сочетания с низким социо-экономическим статусом.

Многими исследователями в основном признается также и связь размера семьи с особенностями личности детей, но исследований такого типа - очевидно, в связи с их большей трудоемкостью - меньше. В целом, авторы согласны в том, что дети из больших семей более конформны, агрессивны, имеют более бедное самосознание, но одновременно они выше по организованности и лидерству.

Порядковый номер рождения ребенка большинством исследователей признается самостоятельным фактором влияющим на формирование когнитивных и личностных характеристик детей. Эффект очередности рождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто имеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями.

Зависимость эта столь сильна, что в некоторых случаях, например, когда интервалы между рождениями детей большие, влияние номера ребенка на его интеллект становится позитивным. На это же указал R. Zajonc (I979, 1980), обсуждая вопрос о связи эффекта очередности рождения с возрастом детей. Он считает, что интеллектуальная среда семьи, определяющая интеллектуальное развитие ребенка, специфична в каждый конкретный промежуток времени. Интеллектуальная среда постоянно изменяется в связи с взрослением членов семьи, ее расширением им сокращением. Изменение

интеллектуальной среды гложет иметь различное значение для оттого и того не ребенка в разном возрасте. В частности, для детей, имеющих двух и более сибсов, эффект очередности рождения может быть в разных возрастах отрицательным, положительным и нулевым.

Механизмы действия фактора очередности рождения недостаточно изучены, предполагаемые причины - в количественной и качественной специфике общения каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговой позиции, с окружающими. В большей мере исследуется связь очередности рождения с интеллектом: работ, где оцениваются особенности личности, и здесь - меньше. Надежных данных о специфических личностных особенностях детей с различными порядковыми номерами рождения нет. Предполагается, что первенцы более доминантны, директивны, склонны к нарциссизму, а последние более зависимы, эмпатичны.

Рассматриваются различные теоретические концепции и модели, разрабатывающиеся зарубежными психологами для объяснения эффектов большой семьи. Некоторые из них в настоящее время уже считаются несостоятельными, другие требуют уточнения и проверки. Известны:

а)физиологические гипотезы, в основе которых лежит предположение о том, что пренатальные условия развития и течение родов различны от рождения к рождению и в дальнейшем сказываются на развитии нервной системы и психическом развитии;

б) экономические гипотезы, согласно которым первенец расходует большую часть "воспитательных ресурсов" семьи; последующим детям заботы, времени и денег родителей остается - с каждым номером - все меньше и меньше;

в) генетические гипотезы, объясняющие эффекты размера сибства тем, что с увеличением возраста матери (отца) происходит "ухудшение" генетического материала, что может проявиться в увеличении вероятности мейотических нарушений;

г) психологические гипотезы, основанные на предположении о важной роли контактов со взрослыми в психическом развитии детей; первенцы, получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем последующие дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально.

Психологические гипотезы считаются в последнее время наиболее состоятельными.

Наиболее разработанной моделью психологического толка представляется модель интеллектуального развития, провоженная R. Zajonc (1979, 1930, 1983). Согласно этой модели в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементами которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего

интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами.

I) обеднение средней интеллектуальной среды из-за вхождения в нее маленького ребенка;

2) ускорение собственного умственного роста благодаря необходимости выполнять обучающую функцию. При этом действие первого фактора отрицательное, а действие второго - положительное, поскольку первый фактор сильнее, то в целом интеллектуальней рост старших детей на некоторое время замедляется.

R. Zajonc (I960) в своей модели учитывают интервалы между рождениями детей, возраст детей, культурные различия, социо-экономический статус как факторы, влияющие на выраженность эффектов размера семьи и очередности рождения. При атом они подчеркивают, что все эти факторы могут воздействовать только на крутизну снижения или повышения интеллекта, но в любом случае эффекты размера семьи будут налицо. Исследование показало: по всем исследованным когнитивным характеристикам уровень развития детей из многодетных семей ниже уровня развития единственных детей, в том числе и по показателям школьной успеваемости (в распределении школьных оценок у детей из многодетных семей, как правило, больше троек и меньше пятерок).

Наиболее заметные различия между детьми из многодетных семей и единственными детьми - в сфере вербального развития (вербального интеллекта, вербальной памяти). Этот результат согласуется с данными зарубежных психологов подтверждает предположение с тем, что большой размер семьи сопряжен со снижением качества общения. Из сравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье по когнитивным показателям выявилось лишь незначительное преимущество первенцев, что соответствовало ожиданиям согласно модели слияния, предложенной R. Zajonc (1979). По утверждению этого автора, отрицательное действие фактора очередности рождения на когнитивное развитие не столь велико, чтобы можно было обнаружить, значительные различия в интеллекте уже между первыми двумя детьми.

Готовые задания по дисциплине "Психолого-педагогическое сопровождение семьи"

Введение Список литературы Выдержка из работы

Тема 3. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания
Задание 1. Напишите эссе «Влияние конфигурации моей семьи на процесс и результат семейного воспитания».
Задание 2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей. Воспитательная ситуация в неполной семье.

1. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.] , 2010. - 167с. Кол-во экз. : 5
2. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 309 с. Кол-во экз. : 5
3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2010. - 339 с. Кол-во экз. : 5
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардар ики, 2008. - 320 с. Кол-во экз. : 5
5. Основы семейного воспитания [Текст] : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. - М. : Академия, 2010. - 192 с. Кол-во экз. : 5
6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст] : программы родит. всеобуча / авт.-сост. В. А. Березина; под ред. О. И. Волжиной. - СПб. : КАРО, 2012. - 144 с. Кол-во экз. : 3
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2008. - 192 с. Кол-во экз. : 3

Отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребенка;
в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребенка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребенка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребенка);
для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребенку, восполнять эмоциональные потребности ребенка, выражать терпение и научиться любить ребенка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
одинокая мама должна дополнять свое поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
не стоит пренебрегать и отказываться от п омощи окружающих;
контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребенком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребенка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днем;
организуйте время от времени веселье и отдых с ребенком, включая развлечения, которые свойственны полу ребенка

Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы. Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.