Северодвинская роспись. Энциклопедия технологий и методик

Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги. И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам.

Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми винетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.
Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.

Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.

В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Все северодвинские росписи - это прежде всего сложные и простые стилизованные флористические узоры, орнаменты, бордюры. Листья и цветы, побеги и целые кусты переплетаются, создавая декоративный и нарядный, но композиционно выверенный ковер. Довольно часто в растительный узор включается изображение сказочных птиц. В росписи отводится значительное место различным бытовым и жанровым сценкам. Прежде всего это изображения всадников и катания в повозках и санях. Некоторые росписи прялок дополняются стеклянными и зеркальными вставками.

Самые ранние дошедшие до нас расписные северодвинские изделия датируются серединой XVIII века, и в этих изделиях уже прослеживается сложившийся стиль и мастерство художников. Можно предположить, что к этому времени художественные промыслы уже существовали какое-то время. В ряде рисунков и орнаментов, особенно геометрических - с использованием треугольных и ромбических элементов - специалисты усматривают связь с традиционными узорами резьбы по дереву, известной на Двине с древнейших времен. Мастера росписи использовали старинные художественные идеи на новый лад, пытаясь сохранить символику предыдущих эпох.

Пермогорская роспись

Село Пермогорье.
Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка - ярко-красный. Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером - причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию. Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета.

Бурак. Пермогорская роспись. 1811.


Бурак. Пермогорская роспись. Начало 20 века.
Мастер Егор Максимович Ярыгин.


Бурак
Пермогорская роспись. Середина 19 века.



Фрагмент росписи бурака. Пермогорская роспись. Середина 19 века.

Борецкая роспись

Центр художественного промысла - село Борок.
Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета. Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном, конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого и долгоиграющего подарка. У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки - две круглые серьги и нарядная фигурная ножка. Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна - золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания. Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь, не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.


Бурак. Борецкая роспись. 1823.


Лицевая сторона прялки. Борецкая роспись.

Центр художественного промысла - село Пучуга .
Пучужские росписи вероятнее всего "отпочковались" от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствии переведя найденные новаторские приемы в традиционные. В конце XIX - начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.


Франмент росписи прялки "Катание".
Пучужская роспись. Начало 20 века.


Лопасть прялки. Пучужская роспись. Начало 20 века.
Мастер Фёдор Филиппович Кузнецов

Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма .
Тоемская роспись - это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.


Лопасть прялки. Тоемская роспись. Начало 20 века.
Мастер Василий Иванович Третьяков

Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветом не беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность - отличительная особенность ракульской росписи.



Набируха для ягод и фрагменты её росписи.
Ракульская роспись. Середина 19 века.
Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев.

Текст: Т.Селянинова, 2010, специально для сайт
Литература и фото: "Народная роспись Северной Двины". Автор-составитель Круглова О.В.
Москва. "Изобразительное искусство". 1987.



С середины XVI века Северная Двина стала крупнейшей транспортной артерией России, а города, расположенные вдоль нее, - крупными торговыми и культурными центрами, развивающимися в русле общерусской, т.е. преимущественно - московской культуры. Распространителями этой общерусской культуры были северные города - Каргополь, Белозерск и монастыри - Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский, чьи ремесленники ориентировались на художественный стиль Москвы. Поэтому сохранившиеся памятники посадской художественной культуры XVI-XVII вв. носят печать единого стиля, легшего в основу северодвинских крестьянских росписей.

Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи ,

Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.

Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.

Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре.

Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы. В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки.

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали ,

а внизу лопасти - сцену катания. В другой популярной схеме ярусами располагались жанровые композиции свадебной тематики. В центре помещали сцену посиделок, а внизу - свадебный выезд. Парадность выезда мастер подчеркивал тем, что расцвечивал землю под ногами коней сказочными листьями, завитками и цветами.

Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще золото. Фон обычно белый. Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней - древо жизни, в нижней - выезд молодых или возничий в санях. Эти сюжеты словно взяты из русских песен - в саночках изображался то ухарь-купец, то красная девица, то жених с невестой... Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Схема ракульской росписи на прялке состоит их трех частей.

Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.

Прялки Борка, Тоймы и поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т.п.

В селах и деревнях этой округи можно видеть ; особенно красива она в селе Верхняя Тойма (кони, львы, цветы).

Источники:

  • Арбат, Ю. А. Пучугская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 83-86.
  • Сокольникова, Н. М. Росписи Северной Двины и Мезени // Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декоратив. искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности "Педагогика и методика нач. образования" / Н. М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2003. - С. 210-213.
  • Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север: Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы "Европейский Север" ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - С. 127-147: ил.

«Северодвинская роспись и «золотая хохлома »

Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги. И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам. Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми винетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма. В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Целесообразность - соответствие программы определенному состоянию, материальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявлений причинно-следственных отношений.

С точки зрения педагогики программа нужна для приобщения ребят к искусству народов России, для развития творческого воображения.

Форма и методы организации занятий: занятия проводятся в группе с учениками 4-6-х классов. Первые несколько занятий ученики работают на бумаге карандашом, рассматривают рисунки различных видов росписи, слушают рассказы педагога об истории их возникновения, об отличительных чертах той или иной видах росписей, рассматривают готовые изделия, а также - деревянные заготовки для росписей.

Далее начинающие художники постепенно осваивают мягкий мазок, кистью от каплевидного до штрихового. Далее следует обучение способу работы кистью «примакивание » и вольному рисованию листьев. Для этого целесообразно проводятся несколько занятий по освоению этих приемов. Для поддержания интереса у детей педагогом дается задание - составить или срисовать узор, состоящий из элементов с применением техники «примакивание » и «травка». Далее происходит обучение более сложным элементам росписей:

Последовательное построение трилистника

Ягоды на плавно изогнутой веточке, лист удлиненной формы с волнистыми краями

Эти элементы пишутся красным цветом и украшаются белыми точками. Затем отрабатываются навыки соединения элементов северодвинской росписи - от меньшего к большему . Чтобы точнее научиться рисовать элементы росписи целесообразно дать учащемся освоить элементы карандашом по контуру, в результате чего рука приобретает «механическую память». Элементы записываются красной краской.

Далее происходит обучение поэтапности выполнения веточки с листьями и побегами: прорисовывание пары трилистников, заливание красным цветом, рисование веточки, нанесение белых точек, зеленых листиков между парами трилистников.

Треугольники не равносторонние, а более узкие и высокие. Розетки раскрашиваются в красные, оранжевые, зеленые и желтые цвета, обводятся черным контуром.

Учащимся предлагаются незаконченные композиции для того, чтобы закончить узор. Например, при нарисованном центре квадрата закончить рамку и уголки, и предложить подумать, как можно закончить композицию.

Следующий этап обучения: фрагменты узоров росписи в разных геометрических формах. Все веточки плавно изгибаются, целиком заполняя всю плоскость.

«Катание» - следующий фрагмент обучения росписи. Изображение выполняется строго в традициях пучужской росписи: возница одет в крестьянскую одежду: желтую овчинную поддевку и черную шапку. Оранжевая лошадь с желтой дугой запряжена в зеленые саночки, вся остальная плоскость заполнена растительным узором, обрамляет фрагмент геометрический узор, состоящий из треугольников.

Украшенные цветами и птицами главки

Деление лопастки на 3 части

Верхняя часть занята окнами, между которыми - растительный узор

В средней части - пышный куст, символизирующий древо жизни

В нижней части - сцена катания

На сережках прялки - птички

Вся плоскость заполнена вьющимся растительным узором

Геометрический орнамент

Варианты уголков (части рамок, ромбики, треугольники, скобки)

Тюльпаны и древо: огромные цветы с толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы

Последовательность выполнения розетки

- борецкий конь

Птицы

- композиция в круге

- композиция в квадрате

- розетка и трилистник

- веточка с ягодами

Прялка

Следующий этап обучения - элементы хохломской росписи:

Трехпалый мохнатый листик и земляничка

Для воспроизведения северодвинской росписи понадобится не так уж и много - это свободное рабочее место, краски (в основном три цвета: красный, зеленый и желтый), любая вещь из дерева, кисти, черная краска, либо тушь и немного собственной фантазии. Прежде всего, берется вещь - будущее произведение искусства. Следующий этап - это, конечно же, грунтовка изделия, грунтовать можно различными видами краски, в том числе гуашевой. После грунтования доске дают высохнуть. И только после этого можно приступать непосредственно к работе. Рисуется эскиз будущей работы, затем он переносится на дерево. После этого аккуратно рисуют красками. Северодвинская роспись, имеет один небольшой секрет выделки. Все мелкие детали и детали обводятся черной краской. После всего этого сделанную вещь покрывают лаком .

Пучужская роспись-- одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Эта графическая роспись сохранилась на прялках. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет. Прялки Пучуги очень похожи на борецкие прялки. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре -- арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант -- более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду.

Ракульская роспись. Отличается самобытностью, особенной цветовой гаммой. Главную роль играют золотисто-охристый и черные цвета, а сопутствуют зеленый и коричнево-красный. Древо Жизни изображается изогнутым с определенным ритмом. Листья крупные, окрашенные в разные цвета. Птицы выполняются в основном черной краской, легким контуром, со штрихами перьев. "Движение" узора достигается за счёт чёрных прожилок, усиков и спиралевидных завитков. Иногда по всему орнаменту "рассыпаются" белые полукружья.

Схема ракульской росписи на прялке состоит из трех частей. Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. А с солнцем в жизни крестьянина связано очень многое.

Так же как и в других центрах северодвинской росписи, во второй половине XIX века на Ракулке основное место в производстве занимала роспись прялок. Ракульские прялки значительно выше пермогорских и борецких. Их ножка почти от основания начинает расширяться закругленными уступами и постепенно переходит в довольно узкую и высокую лопасть, завершенную городками. Роспись строилась по четкой схеме, которая легко прослеживается с середины XIX и до 30-х годов XX века.

Борецкая роспись. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния

Характерными особенностями борецкой росписи принято считать белизну фона, доминирование красного цвета, использование также других основных цветов - изумрудно-зеленый, охра. Для украшения работы мастера использовали сусальное золото. Что касается особенностей узора, то он бывает растительным или геометрическим. Другой существенной чертой росписи является ее композиция, которая дублирует композицию иконостаса. Поскольку борецкая роспись по дереву обладает сюжетностью, то в основе каждого рисунка непременно лежит главная тема, символически раскрывающаяся в изображениях всадника и лошади, жениха и невесты, князя и княгини, пары птиц на ветвях Древа Жизни, пары животных (лев и единорог).

Другой значительной особенностью росписи является ее композиция- она повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. Центральная часть композиции - некое подобие Царских врат или двери - в этой части содержится основной рисунок, главная тема. Это может быть фигура человека и лошади - всадник или упряжка (санки или ездок - такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), символизирующих борьбу двух начал или миров, земного и потустороннего, различные сцены - сцена сватовства. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна). Каждый элемент росписи обладал символикой нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление. Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник .

Пермогорская роспись. В Пермогорье круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень велик. Это телеги, дуги, санки, ткацкие станки, сундуки, прялки, рукомойники, блюда. Все это, казалось бы, - обычные предметы крестьянского быта. Но роспись превращала их в подлинные произведения искусства.

Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Из русских центров народной росписи мы не можем назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же широко и многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы.

Пермогорскую роспись называют белофонной. Это название связано с техникой росписи: сначала обработанное дерево грунтовали мелом и клеем, покрывали белилами. Затем по высохшему белому фону, как по бумаге, гусиным пером делали черный рисунок, который потом заполнялся цветом - красками, разведенными на яичном желтке. Законченное изделие покрывалось олифой.

На первый взгляд палитра, используемая в пермогорской росписи, может показаться бледной. Всего четыре краски. Но красная, желтая, зеленая и черная на белом фоне производят яркое, праздничное впечатление.

Первоначально для пермогорской росписи было характерно изображение львов, единорогов, птиц-дев и других мифологических существ. Но в последствии они сменились разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни, пышным букетом расцвел растительный узор. Традиционным стало и изображение птицы Сирин. Это сладкоголосая дева-птица пришла к нам с Востока, но оказалась близкой и понятной русскому человеку. У крестьян ее образ ассоциировался с благополучием. Птицу Сирин называли «птицей счастья», «райской птицей».

Роспись создавалась с учетом определенных правил. Основные узоры пермогорской росписи - это цветы, побеги, листья, ягоды, животные и птицы. Располагая сюжет, художник невольно получал некие пустоты, которые заполнял растительным орнаментом. Характерны для данной техники и рамки, которые отсекают одно поле с сюжетом от другого. Они могут быть узкими, в виде линии, и широкими, заполненными геометрическим или растительным орнаментом.

Мезенская роспись. На примере мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине XIX в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей. Так, на одной из прялок, датируемой 1874 г., художники изобразили даму с двумя кавалерами на прогулке.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Живопись яичной темперой по грунтованной левкасом доске и характер цветочного орнамента заставляют нас думать, что эта роспись в истоках своих близка иконописи, в частности той ее школе, которая развивалась в этих местах в XVI-XVII вв. и называлась строгановской. В северодвинских росписях интерес мастеров ко всем сторонам жизни своей округи сказался ярче и непосредственнее, чем в мезенских. Северодвинские художники чаще вводили в свой орнамент человеческие фигуры, сцены из крестьянской жизни: это и чинные чаепития, и посиделки с непременным прядением, и поездки на санях, и сцены охоты, и многое другое. Удивительно мастерство, декоративная фантазия и смелость, с которыми народный художник сплетал орнамент и сценку из жизни. Так, на прялке 1927 г., происходящей из деревни Пучуга Архангельской области и хранящейся в Государственном Русском музее в Ленинграде, художник изобразил поездку крестьян в санях, запряженных парой лошадей. Колорит прялки несколько необычен для северодвинской росписи: вместо красного цвета в цветочную роспись введен густой малиновый тон в сочетании со светлым фоном и зеленым цветом. Ярко-желтым пишет художник передок саней и, стремясь уравновесить композицию в цвете, рядом с белым конем пишет второго коня ярко-зеленого, что, казалось бы, никак не соответствует правде жизни, но вполне отвечает красочному представлению мастера об окружающем мире. Несмотря на то, что северодвинскими называются прялки различных местных школ (Пермогорья, Борка, Нижней Тоймы, Пучуги и др.), имеющих свои особенности, можно говорить и об общих чертах их композиций. Обычно изображение на такой прялке делалось в два яруса, один из которых (чаще верхний) изображал фантастическое существо - птицу-сирина с женским ликом. Второй ярус, отделанный узорным пояском из диковинных трав и цветов, изображал реальные события деревенской жизни. Вся прялка, как правило, покрывалась густым растительным узором, характер которого близок характеру орнаментальных украшений северодвинских рукописных книг. Здесь и сказочные растения с прихотливо изгибающимися стеблями, цветы, ягоды, и вплетенные в их узор птицы, нередко, правда, спорящие своим обыденным, напоминающим домашних курочек, обликом с фантастическим садом вокруг.

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в “уточке” и коне - знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь .

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.
Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.

(когда искала материал, набрала в яндексе село Борок и выпало, что в этом селе родился Ермак Тимофеевич, была удивлена этим историческим совпадением.)

Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи - Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).

Прялка Сваты. Конец 18века

Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины - пермогорской и ракульской.

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а "неряху-непряху" клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого - к кому.

Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.


Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки "корневые", то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.

Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы - ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря.

Центральная часть лопаски - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,

Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца и остроконечные звезды

Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, "начало всех начал" - это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.

На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком - эту часть лопаски стали называть "став с конем".

На прялочках изображались птицы. Они также изменились. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные.

В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название "став с древом".

Вот такие прялки были к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.


Скобарь 1823г.

Кроме прялок мастера Севера расписывали скобкари, ставчики, братины, миски и другие изделия домашнего обихода. Декор каждой вещи индивидуален и подчинен форме предмета.

Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.
Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.

ПТИЦЫ






БОРЕЦКИЙ КОНЬ




ТРИЛИСТНИКИ

ТЮЛЬПАНЫ / КУСТЫ

ОРНАМЕНТЫ уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент.



МАТЕРИАЛЫ
В современных условиях роспись может выполняться художественной или плакатной гуашью, и затем закрепляться светлым лаком. Расписывают липу, березу, сосну, даже фанеру, имитирующую древесину. Поверхность нужно тщательно прошкурить, затем отшлифовать суконкой. Чтобы достичь идеально ровной поверхности, изделие покрывают крахмальным грунтом, используя тампон из ткани, затем снова шлифуют. Рисовать нужно круглыми колонковыми или беличьими кистями №№ 1, 2, 3, 4 с заостренным концом.
Также необходимы черногрифельные карандаши, наждачная бумага, лак.