Свадебные традиции: история белого платья невесты. Какого цвета было свадебное платье на руси

06.07.2019 Красота

Выбирая сегодня свадебное платье , вот так просто, придя в любой свадебный салон, мы не задумываемся о том, что так было не всегда. Когда-то и свадеб, в привычном нам понимании, не было, и свадебных платьев, как таковых, тоже.

В пятнадцатом веке началась мода на пышные венчания, с которых все и началось. На венчании было много гостей, родственников, знакомых и просто случайных прохожих. Невеста должна была надеть свое самое лучшее платье. Богатые невесты шили платья на заказ , невесты из простых семей надевали свое любимое и самое нарядное платье. Все о свадебной моде, платьях и аксессуарах можете прочитать на сайте моды сайт .

Белых платьев в средневековье не носили. Во-первых, белый считался цветом траура, во-вторых, гигиенические нормы тогда отсутствовали, и ходить в белом платье было просто невозможно.

Средневековые подвенечные платья были жутко неудобными, но крайне эффектными. Выбор свадебного платья по фигуре считался не актуален, так как все платья шились по определенной моде того времени. Рукава платья иногда были такой длинны, что достигали уровня земли.

Талия была завышенной, практически прямо под грудью, а вот на живот, с внутренней стороны платья, прикреплялась специальная подушечка, которая изображала беременность. Это было для того, что невеста в положении, ценилась выше, чем не беременная. Это означало, что невеста способна оставить наследников, что в те времена, было сделать совсем непросто.

Главным украшением невесты была шляпка – энена, это такой колпак с вуалью, вы не раз видели его на полотнах средневековых живописцев. Высота шляпы иногда достигала полуметра, а бывало и больше.

В семнадцатом веке выбор свадебного платья по фигуре стал уже более-менее возможен. Юбки платья состояли из верхней и нижней. Чем-то уже напоминает современное бальное платье . Верхняя юбка, обычно была немного темнее цветом, чем нижняя. Обязательным атрибутом свадебного платья того времени был корсет. В моде была осиная талия, и объемные бедра. Верх платья обнажал плечи и увеличивал грудь.

Платья обильно декорировали цветами , драгоценными камнями, рюшами, оборками, вышивкой золотыми нитями и так далее. Такое произведение искусства украшало любую фигуру.

В эпоху рококо выбор свадебного платья по фигуре стал возможен , появилось разнообразие в фасонах. Эта эпоха оставила свой след в современной свадебной моде .

Именно оттуда в наше время пришли пышные платья , корсеты, вуали, оборки, кружево, и тот самый, белый цвет, который постепенно стал входить в моду, начиная со светло-розовых, золотистых и персиковых платьев.

Декор тоже до боли знаком – бисер, вышивка, камни, рюши, банты и ажурные вставки.

Туфли, которых ранее не было видно под платьем, вдруг оказались на виду. Так стала появляться мода на нарядные свадебные туфли , украшенные пряжками с драгоценными камнями и бантиками из шелка.

Наступила эпоха Просвещения. Именно тогда в моду вошли простые строгие платья , выбрать свадебное платья по фигуре тогда было совсем не сложно. У платьев были короткие рукава и завышенная талия. Они были настолько лаконичны, и из-за этого так прекрасны, что единственным украшением их была дорогая, благородная ткань, такая как бархат, атлас и муслин.

Тогда укрепилось понятие белого свадебного платья . Со временем все эти исторические наряды слились в единый современный свадебный наряд современной невесты. Где-то подсознательно, нам, наверное, очень хочется почувствовать себя героиней средневекового романа, и тогда, мы идем в свадебный салон за пышным бальным платьем с открытыми плечами и цветами в волосах.

Сегодня выбор свадебного платья неограничен ничем, ни модой, ни порядками. Мы вправе выбирать свадебное платья по фигуре , по цвету, по фасону, по настроению. И это прекрасно, что веяния последних тенденций моды в одежде настолько свободны, и мы можем ни от кого не зависеть в таком важном деле, как выбор свадебного платья .

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета , так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции , родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать – заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения , свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Через столетие, в эпоху рококо , покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.


В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

История платья

Самым красивым, самым нарядным, самым запоминающимся... Века сменяют друг друга, очередная невеста все так же трепетно готовит свои наряды, а остальные жадно интересуются - в чем, в чем же она будет в этот день?

Коротко изложить историю свадебного платья почти невозможно. Это все равно, что коротко изложить всю историю костюма, всю историю моды. Ведь то, что мы с вами сегодня привыкли считать устоявшимся, и даже порой поднадоевшим из-за своей привычности вариантом - белое платье той или иной степени пышности - появилось не так уж и давно, не прошло и двухсот лет. А до этого... О, что только не надевали невесты в свой главный день! А и в самом деле, что?

То же, что носили в другие дни. Только более нарядное. Выбирали более тонкие или, наоборот, более плотные и роскошные ткани . Более яркие, более дорогие. Больше вышивки, больше отделки, больше драгоценностей . А уж что именно - зависело от эпохи, от страны, от культуры. Женщины на протяжении истории успели перепробовать все, от тончайших хитонов и покрывал древних гречанок до тяжелых, расшитых драгоценными камнями нарядов красавиц эпохи Ренессанса, от скромных платьев крестьянок до роскошных одеяний аристократок...

Вспомним знаменитый роман Алексея Толстого «Петр I» , где подробно описано, во что обряжали русскую невесту в конце XVII века - в традиционный, но только особенно роскошный, в данном случае царский, наряд: «Все было по древнему чину. Невесту привезли с утра во дворец и стали одевать. Сенные девки, вымытые в бане, в казенных венцах и телогреях, пели, не смолкая. Под их песни боярыни и подружки накладывали на невесту легкую сорочку и чулки, красного шелка длинную рубаху с жемчужными запястьями , китайского шелка летник с просторными, до полу, рукавами, чудно вышитыми травами и зверями, на шею убранное алмазами, бобровое, во все плечи, ожерелье, им так стянули горло, - Евдокия едва не обмерла. Поверх летника - широкий опашень клюквенного сукна со ста двадцатью финифтяными пуговицами, еще поверх - подволоку, сребротканую, на легком меху, мантию, тяжело шитую жемчугом. Пальцы унизали перстнями, уши оттянули звенящими серьгами. Волосы причесали так туго, что невеста не могла моргнуть глазами , косу переплели множеством лент, на голову воздели высокий, в виде города, венец».


Виктория

Но пройдет совсем немного времени, и благодаря все тому же Петру I барышни-россиянки станут носить то же, что и барышни европейские, следуя общей моде, а старинные костюмы и головные уборы останутся уделом крестьянок. Да и их костюмы постепенно изменятся...

Но невесты вовсе не обязательно обзаводились специальным платьем для церемонии, им могло послужить просто самое нарядное платье. Или же, если платье все-таки специально шили , его потом могли надеть на любое другое торжественное событие, тем более, что платья могли быть самых разных цветов. Сохранился даже английский стишок-поговорка, в котором речь шла о том, что с невестой, если она выбрала платье определенного цвета. Примерный перевод звучит так: «Белое - выбрала правильно, голубое - любовь будет настоящей, желтое - стыдится жениха, красное - предпочла бы умереть, черное - хотела бы вернуться, серое - будет далекое путешествие, розовое - он всегда будет думать о тебе, зеленое - невеста не хочет (стыдится), чтобы ее видели».

Фотография 1 из 6

История свадебного платья

Фотография 2 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 3 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 4 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 5 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Фотография 6 из 6

Во весь экран Назад в галерею

История свадебного платья

Удаление изображения!

Вы хотите удалить изображение из этой галереи?

Удалить Отмена

А вот по-настоящему культ свадебных платьев начался в XIX веке.
Очень часто, когда речь заходит о белых, ставших классическими, свадебных нарядах, можно услышать, что все началось со свадьбы знаменитой английской королевы Виктории в 1840 году. Однако это не совсем так. В белом платье герцогиня Анна Бретонская вышла замуж за французского короля Людовика XII в 1499 году, а в 1810 в белом была австрийская эрцгерцогиня Мария-Луиза Австрийская , вторая супруга императора Наполеона. Нередко невесты монархов шли к венцу в серебряной парче - например, принцесса Елизавета, дочь Иакова I в 1613 году, или немецкая принцесса Эдвига, невеста шведского принца, в 1774.

В белом выходили замуж не только принцессы и аристократки. Начиная с 1790-ых годов, когда мода резко пошла по пути упрощения, и вместо громоздких платьев с пышными юбками на каркасах женщины начали носить простые платья с завышенной талией, а самой распространенной тканью стал белый муслин, свадебные платья, соответственно, чаще всего тоже бывали белыми (в таком платье, например, венчалась племянница знаменитой английской писательницы Джейн Остен, автора многих любимых нами романов). Но и когда мода снова начала усложняться, в 1820-ых годах, белые свадебные платья становились все более распространенными.

Однако действительно именно благодаря королеве Виктории, а также красавице Евгении Монтихо, которая стала супругой императора Франции Наполеона III, белый цвет этих платьев не просто вошел в моду, он постепенно вытеснил все другие цвета!


В одном американском дамском журнале писали в 1849 году: «Согласно обычаю, сохранившемуся с древнейших времен, самый подходящий цвет - белый. Белый - символ невинности девичества и чистого сердца, которое дева отдает избраннику».

И хотя замуж и тогда, и сейчас не всегда выходят в белом, при словах «платье невесты» в воображении возникает именно белоснежный наряд . А уж каким он будет на самом деле - может, и вовсе не белым, может, коротким с заниженной талией, как в 1920-ые, или с пышной юбкой, как в 1950-ые, может, веселым мини-платьицем или торжественным, с длинным шлейфом, может, роскошным или обманчиво-простым, может, «как у такой-то актрисы» или созданным по собственному эскизу - все это зависит от вас.

Ведь сегодня, в начале XXI века, мы можем выбрать из предыдущих веков то, что нам нравится. Долгие столетия свадебной моды - к нашим услугам!

Цвета свадебных платьев невест были разнообразны. Выбор был обусловлен народными приметами, связанными со днем свадьбы, поэтому на Красную горку девушки России действительно были огненно-красными в своих подвенечных нарядах. Считалось, что цвет платья «отгонял» злые взгляды, темные силы, отдалял девушку от прошлой жизни.

Подолы и рукава платья невесты должны были быть максимально длинными, чтобы тело невесты было закрыто. Однако это условие появилось не только из-за суждений о невинной и скромной семейной жизни. Считалось, что бедность и нужда угрожала семье молодых меньше, если у невесты будет меньше открытых частей платья.

Вход белого платья в историю

Мода на свадебные платья в Европе в основном была монотонной. Платья голубого и розового цветов еще вносили какое-то разнообразие, а вот темно-коричневые и черные наряды символизировали грядущую семейную жизнь, требующую экономии, бережливости и домовитости.


Так было до выхода замуж королевы Виктории. Этим она внесла разнообразие в свадебную церемонию, надев именно белое платье с огромным прекрасным шлейфом, который едва могли поддерживать 12 дочерей лордов. Наряд был расшит жемчугом, огненными рубинами, бриллиантами, являвшиеся своего рода символами любви, страсти, прочности отношений. Людей настолько впечатлил вид Виктории, что в конце XIX века именно белые наряды стали наиболее актуальными.

Прекрасная эпоха

Так изящно и празднично переходит XIX век в XX. В самом начале он несет в себе Le Belle Epoquе - Прекрасную Эпоху. Изысканность, нежность, обольстительность - все это присуще женщине начала века жестоких битв, сражений, восстаний. Благодаря тугому корсету силуэт остро выточен, а юбка, спускающаяся в виде цветка, придает еще большей строгости. Воротник полностью закрывает шею и грудь, декольте полностью отсутствует.

Неповторимость и экстравагантность

В 20-х годах по колено обрезает подол платья. В 30-х годах это становится все более актуальным. Радуются производители и обуви - их продукт становится все востребованнее, так как модницы подбирают их теперь и для свадебных нарядов.


Тенденции моды полностью соблюдены: у нарядов заниженная талия и бесформенный силуэт. Казалось бы, наряд полностью готов, но туда удачно проникают маленькие шляпки, идеально дополняющие фату.

В тяжелые годы…

Во времена войны свадебным платьем была одежда, которая находилась под рукой. Несладко пришлось не только людям, решившим сыграть свадьбу в военных условиях. Остальные тоже не особенно думали о красоте и актуальности нарядов, поэтому и люди, не воевавшие на фронте, редко отличались модными нарядами.