Святочные дни. Гадание на исполнение желания. Гадание на подслушивание

Традиции празднования Святок на Руси

Начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня (19 января), проходят Святки. Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.

До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.

После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.

Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.

В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.

Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.

Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.

Колядки - это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.

Среди молодежи очень популярны были святочные гадания . Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.

Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.

Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа , поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруба все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освещалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.

Святки — это 12 дней от Рождества до Крещения , называемые святыми вечерами в память рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным зимним праздником. Святки празднуются обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

В народе так же считают, что период Святок с 7 января по 19 января , такое мнение не является ошибочным. В некоторых районах к святкам относят еще несколько дней после крещения.

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» – традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Святки – период народных зимних праздников

Приметы и поверья на Святки

  • Если Вы на Рождество потеряете какую-либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое-нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!
  • Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.
  • В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея – год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег – примета очень хорошая и сулит удачный год.
  • Если в Рождество на небе красуется молодой месяц – год будет крайне неудачным в финансовом плане.
  • Самая денежная примета Рождества – она же традиция. В пирог запекается монетка – и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.
  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Традиции на Святки

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

Одна из традиций праздника — переодевание в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились. Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга. С ряженьем связано и пение колядок — праздничных песен. Колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

Одним из значимых действий праздника было гадание. Заглянуть в будущее, узнать свою судьбу — самые любимые и интересные забавы для молодежи. Святочные гадания дошли до нас еще с языческих времен. Да и сегодня они претерпели незначительные изменения.
В старые времена святки очень своеобразно делились: первая неделя называлась «святой», вторая — «страшной». Люди верили, что это время перехода — когда старый год уже закончился, а новый еще не начался. Считалось, что на землю приходят духи умерших, и не только их — в некоторых местах Руси бытовало поверье, будто бы Бог открывал ворота ада, чтобы демоны с чертами могли порадоваться Рождеству. Молодежь и старшие активно гадали о будущем — считалось, что в это время гадать легче всего.
У предков святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» знаний от старших поколений младшим.

7 Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также вручить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуем друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».

Ритуал на Святки

На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии - неважно, будет она черной или белой. Например, начиная с 7 января, в течение сорока дней (этот период называется мир - наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание - представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь.

Пословицы и поговорки на Святки

  • На Святки только волки женятся.
  • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится.
  • Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай.
  • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься.
  • Мокрые святки - мало урожая.
  • Ясные святки - полные амбары.

Основными праздниками в рамках Святок стали ), Васильев день или ) и Крещение Господне. Вечером в канун этих дней в каждой крестьянской семье проводили торжественные обрядовые трапезы.

Остатки еды после ужина оставляли на ночь на столе для приходящих в этот период душ умерших родственников, а на окно или порог ставили угощения для Мороза. Верили, что покойные предки и природная стихия, отведав обрядовое блюдо, будут способствовать в новом году хорошему урожаю.

Обрядовое кормление умерших «родителей», т.е. всех поколений предков, которые, согласно поверью, уже являются частью природы, приобщало их к нескончаемому движению жизни.

Обряд прославления Христа

Обрядами и ритуалами богат весь святочный период. Популярностью пользовался обряд прославления Христа, в котором участвовали группы детей, девушек и парней, а иногда и взрослые. Во время обряда старались воссоздать приход волхвов по случаю Рождества Иисуса. Крестьяне с рождественской звездой ходили по всем домам деревни и пели песни, в которых славили Христа и поздравляли односельчан с праздником.

В изготовлении главного атрибута шествия – рождественской звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, принимали участи все славильщики. Её делали из бумаги, палок, оберток от конфет, слюды и другого яркого материала. Для основы звезды обычно использовали обруч сита, внутри которого устанавливали палочку с гнездом для свечи. Во время шествия свечу зажигали. Верхнюю часть и отверстие обруча заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся поверхности рисовали изображение на тему Рождения Спасителя и поклонении волхвов. К основе обруча крепили лучи звезды – конусообразные рожки, на концах украшенные бахромой из бумаги.

За пение и поздравления с праздником славильщиков благодарили хозяева домов. Входя в жилище, славильщики сначала читали рождественскую молитву, а потом уже пели народные тексты, в которых отражались события Рождества Иисуса Христа.

Обряд «Посевание»

Посевание – ещё один святочный обряд, направленный на обеспечение хорошего урожая в новом году. Его совершали рано утром в Рождество или в Новый год в каждом доме. Участвовали в нем мальчишки или пастух. Зайдя в избу, посевальщики исполняли песню с поздравлением хозяев и разбрасывали зерна разных культур. Приносили в дом семена в рукавицах и бросали в красный угол.

Посевальщиков одаривали пирогами, а полученные во время обряда зерна берегли до посева, потому что верили, что они обладают плодородной силой.

Обряд «Колядование»

Вечером в Рождественский сочельник или утром в Рождество или в день Нового года по селению ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни. Молодежь собиралась в назначенное время, выбирала человека, который будет нести мешок, и отправлялась к краю деревни. Обходчики останавливались под окном у первого дома и звали хозяев, спрашивая у них, можно ли позвать коляду. Получив разрешение, колядовщики начинали петь поздравительные песни, после чего требовали угощения. Хозяева дома подавали обходчикам в окно разную снедь со стола. Гостей одаривали выпечкой, крупой, зерном, маслом, яйцами, чаем, сахаром, пивом и деньгами. Если в доме жила девушка на выданье, то обязательно подавали пирог с мясом и свиную ногу.

Колядовщики в ответ на обильные дары пели хозяевам дома песню, в которой желали благополучия, хорошего приплода скота и урожая. После этого отправлялись к другой избе, потом к третьей и так далее.

Обойдя все дома в селении, молодежь собиралась в избе, выкупленной для святочных игрищ. Из части полученных продуктов готовили еду и все вместе угощались. Незаметно совместная трапеза с шутками и общим весельем переходила в посиделки.

В народе Святки считали молодежным праздником. На третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам и хлопотам, а молодежь целыми днями продолжала развлекаться. Среди любимых развлечений были вертепы – театральные кукольные представления, главной темой которых было Рождество Христово. В сценках часто высмеивали человеческие пороки: жадность, глупость, кичливость.


Гадания на Святки

Ещё в этот период проводили разного рода гадания. Гадали в любой день, но самыми «верными» считались гадания в сочельники (крещенский и рождественский) и под Старый Новый год. В каждой семье гадали об урожае, но самыми популярными были девичьи святочные гадания.

Девушки повсеместно гадали на литье олова, воска, свинца, которые расплавляли и выливали в воду. В воде вещества обретали новую форму. Форму внимательно разглядывали и толковали получившийся силуэт или рисунок. На гадания с помощью литья была похожа ворожба с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги, с выливанием в стакан с теплой водой яйца, желтка или белка.

По вытаскиванию жребия гадали о судьбе. Девушки в горшок складывали краюшку хлеба, кусок дерева и женский головной убор, а потом с закрытыми глазами вытаскивали свою судьбу в новом году: продолжение девичества, смерть или замужество.

Большая часть гадания была связана с вопросом – выйдет ли в новом году девушка замуж? Молодухи стучали в окно чужого дома ложкой: если отзовется мужчина – свадьба не за горами, женщина – в девках ещё год сидеть.

Видео: традиции Святок и старинные гадания


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.

7 января - Рождество Христово (святочные праздники)

В периодической печати, по телевидению дату праздника Рождества Христова именуют то священным днем римско-католической церкви, то православной, то англиканской, то лютеранской, то даже баптистской. Чей же это праздник? Вот факты: ни в одном из канонических Евангелий, живописующих рождение Христа, точный день не упоминается вовсе. История свидетельствует, что христианство развивалось изначально как еретическая (противозаконная) секта иудаизма. А иудеи, как известно, никогда не отмечали день рождения, считая его «началом и видом всех скорбей и страданий человека». Существуют доказательства, что впервые Рождество праздновали в начале III века в Египте, и было это 6 января. Стало быть, можно думать, что праздник Рождества пришел к нам от древних египтян. Любопытно, что в сюжете православного праздника много от пышной мистерии египтян, которая проводилась по всему побережью Нила.

И все-таки дата праздника, который так чтут все христиане, подсказана природой, ибо именно в дни 21-25 декабря наступает зимнее солнцестояние, после которого солнце «поворачивает на лето», начинает пробуждаться природа, происходит рождество природы. И у египтян в ночь с 24 на 25 января из храма выносили статуи Исиды с младенцем Гором - сыном ее и Осириса - и устанавливали на берегу великого Нила. Жрецы лепили из земли фигурки Осириса, втыкая в них зерна ячменя, а когда зерна прорастали, фигурки бросали в реку с криками: «Осирис воскрес!». Начиная с 25 декабря, по легенде бог солнца Ра плыл по подземному Нилу 12 дней, чтобы появиться в день Солнцестояния. Праздник солнца примерно по такому же сценарию праздновали в древней Персии, а затем в Риме, где с 25 декабря начинались 12-дневные сатурны - дни карнавального веселья. В поисках дня и месяца рождения Спасителя, Богочеловека, церковь сначала остановилась на дате 6 января, так как на это число падал праздник Эпифании (Богоявление), который отмечался во многих странах. Но с середины IV века предпочтение было отдано 25 декабря по старому стилю, когда народы греко-римского мира праздновали «рождение Непобедимого солнца». Так для церкви 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа. Русское Православие пользуется юлианским календарем, и потому днем рождения Христа считается 7 января (по новому стилю).

Раньше это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки». Что подразумевают под этим словом теперь? Обычно это время от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много именно в эти дни. И все-таки - это самые духовные часы человечества. Ведь мы живем в объеме христианского времени. Попытаемся вспомнить, как все это было.

Почти две тысячи лет назад в маленьком иудейском городке Вифлееме родился Младенец. Иисус Христос, вечный сын Божий, воплотился, стал человеком, подобным каждому из нас. Для чего? Спасение человека - главная цель прихода в мир Христа.

Рождество — особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Рождество в России начинает новый - и календарный, и духовный - год. Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют песни (колядки, от греч. «каланда», новомесячие), носят по улицам изображение звезды. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился - и человек может возродиться, приняв Его своим личным Спасителем.

Святки . Святки - от слова «святой». На святки славили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всем родным, знакомым, соседям желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки - самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длятся они две недели от Рождества. Но в старину крестьяне начинали их праздновать гораздо раньше, с Николина дня (24 декабря), и заканчивали под Крещение (19 января). В этот немалый срок вмещалось все - и проводы старого года, и встреча нового, осенние заботы отошли, хлеб обмолочен, почему бы и не повеселиться.

Праздновали святки и стар, и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры - скучать было некогда. На святки был (и пусть сохранится) прекрасный обычай: мальчики и девочки, юноши и девушки собираются группами и ходят по домам, поздравляют с Новым годом, с новым и старым счастьем. А еще перед обедней ходили по домам сеять из рукава или мешка овес, гречиху, рожь и распевали: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито-пшеницу и всякую пашницу».

Канун Рождества называют по-разному: где коляда, где сочельник. Для святок характерна странная смесь обычаев языческих и чисто христианских. Бесспорно, к обрядам языческим относятся гадания, игры, наряды, которые отражают внешнюю сторону торжества, не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, - славлением, хождением детей, а иногда и взрослых, со звездою, вертепом и тому подобными предметами.

Коляда (калитка). История свидетельствует, что обычай колядования существует еще со времен Римской империи, в Египте, Греции, Индии. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскрешение Осириса, надевали на себя костюмы, соответствовавшие определенным божествам, и ходили по улицам городов.

Петр I по возвращении из Европы в Россию стал наряжать своих приближенных в католические церковные одежды и в сопровождении хора певчих ходил на святках по Москве, шутейно славя бояр. По всей видимости, святочные обычаи перешли к нам из Византии; в те времена немало славяноруссов служило при дворе византийских императоров. Существует две коляды: Васильевская - в канун Рождества и Крещенская - накануне Крещения. Первая - богатая, а вторая - бедная, или постная.

Русская история указывает, что не только Петр I любил святочные игрища, но и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не одел скоморошеской одежды.

Святки на Руси - это всегда маскарад, праздник ряженых. Больше всех проказничали парни. То веревку протянут на дороге, о которую спотыкались и падали прохожие; то воткнут иголку с ниткой в раму окна у кого-то. К нитке обычно привязывалась гаечка. Разматывая катушку, парни прятались за кустом и дергали за нитку. Гайка бьется о стекло, как будто кто стучит. В пустой тыкве вырезали ножиком глаза, нос, страшные губы, вставляли в тыкву зажженную свечку и после стука гайкой в стекло подносили тыкву на палке к окну. Хозяева были в шоке, а проказники веселились. Если какая опрометчивая хозяйка вывесит стираное белье, быть ему утром на березе. А если кто из хозяев проявит негостеприимство, тому дверь заваливали дровами или припирали бревном. Бывало целую поленницу перетаскивали. А то еще двери водой обольют. А они на крепком-то морозе застынут. Хозяин утром топором стучит - открыть не может.

На посиделках пели особые, святочные песни, танцевали, устраивали театральные представления, на которых исполнялись народные комедии, причем зрители и артисты нередко менялись местами. Молодежь - веселилась вовсю. Но и те, кто постарше, люди семейные, тоже не отставали. Охотно веселились в гостях и не менее охотно принимали друзей и родственников у себя дома.

На святки приходится период зимнего солнцеворота - у древних славян все праздники были связаны с культом природы. Для современных российских граждан святки - это просто сказочные народные обрядовые праздники для души, для памяти. Менталитету русского человека свойственна мистичность, суеверность и очень стойкая нравственная ориентация, не подвластная никаким реформам. У русских людей особая психология, темперамент, принципиально иная система ценностей, ориентированная не столько на внешний рисунок праздника, сколько на внутренний, духовный, нравственный смысл всех его слагаемых - ряженья, гаданий, игр, забав, песен, колядований.