Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Севера (ханты)

09.08.2019 Красота

Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества, несмотря на то, что эти чувства в нашем обществе подвергаются серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое. Тревожит настоящее и будущее. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А.Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания дошкольников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания в работах Т.Н. Дороновой, в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания. Исследователи С.А.Козлова и Т.А.Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей – дошкольников через познание Родины – России. Изучаются вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т. И.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям семьи, детского сада, города, края, страны. Дети должны не только знать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный

ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.

Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от педагога, который является носителем ценностей, старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному городу, краю, Отечеству. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, края со всей страной. С детьми старшего дошкольного возраста уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Чтобы проводить работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

В рамках опыта «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» были использованы следующие нормативные документы: закон «Об образовании РФ»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г).

Использованную литературу условно можно разделить на две группы. Первая группа – книги и пособия, выполняющие информационную функцию, которые помогали восполнить дефицит собственных познаний по данной теме. Вторая группа – книги и пособия, имеющие методическую направленность, которые оказывали помощь в подготовке и проведении занятий, мероприятий в рамках изучаемой темы (Приложение 1).

2. Теоретическая база опыта.

В основу опыта «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истории родного края» положены следующие подходы :

  1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
  2. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
  3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.
  4. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Приоритетные принципы опыта:

  1. Учет психологических и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
  3. Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог – ребенок – семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
  4. Сочетание научности и доступности исторического материала.
  5. Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
  6. Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей.

Идеи , способствующие успешной реализации опыта:

  1. Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
  2. Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
  3. Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
  4. Обучая дитя, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.

3. Актуальность и перспективность опыта.

К сожалению, последние полтора десятилетия стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации усиленно нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах необъяснимым образом перекраиваются страницы истории, приветствуется рабское поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия, сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Между тем Россия была и остается страной, давшей путевку в жизнь многим научным разработкам, инновациям и творческим шедеврам. Не ее вина, что сейчас многие ученые, специалисты и творческие деятели вынуждены искать пристанище за рубежом. Для того чтобы пресечь дурную традицию умаления престижа России, потребуются колоссальные усилия со стороны граждан – патриотов России, в том числе и в области образования. История России всегда была богата личностями и явлениями, которые могут стать для детей причиной гордости за свой народ и свою Родину.

Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования воспитательного процесса в детском саду, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Базой для формирования любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.

Материал представленного опыта способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к истокам культуры родного города, позволяет знакомить с богатством истории Оренбургского края.

4. Новизна опыта.

Опыт «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

В рамках опыта представлены:

  • поэтапно-перспективные планы работы с детьми, способствующие эффективному и системному усвоению знаний о своей стране, родном крае, городе в котором они живут (Приложение 2 , Приложение 3);
  • разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, сценарии праздников, развлечений, которые призваны формировать интерес к народным традициям, развивать чувство ответственности, гордости за свою страну, родной край (Приложение 16 , Приложение 17);
  • презентация авторских дидактических игр (Приложение 4 , Презентация);
  • адаптированные познавательные рассказы о родном крае, городе (Приложение 5);
  • тематические альбомы (Приложение 18);
  • информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей;

5. Адресность опыта.

Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.

6. Трудоемкость опыта.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

7. Технология опыта.

Цель опыта. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

Образовательные задачи: знакомить с символикой государства, родного края, города: флаг, герб, гимн; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень и т.д.).

Развивающие задачи: расширять представления об истории, географии, культуре нашей родины России, родного края, города; развивать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа; развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и привязанность к семье, родному краю, детскому саду; воспитывать любовь к Родине, родному краю, городу, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам.

Предполагаемый результат опыта: формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите; накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.

Критерии эффективности опыта: обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с дошкольниками; возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье; активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов; создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.

Этапы реализации опыта представлены в виде таблицы (Приложение 6).

Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности старшего дошкольного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы: Я, ты, он, она – вместе дружная семья; Моя страна – Россия; Люби и знай родной свой край; Наши праздники и традиции.

Раздел «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

Раздел «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

Раздел «Люби и знай, родной свой край» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии Оренбуржья; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.

Раздел «Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.

В основу опыта положены методы, предложенные С.А. Козловой и Н.Н. Поддьякова: обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности.

В соответствии с этими методами представлен алгоритм технологии ознакомления детей с окружающей действительностью своей страны, родного края. Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, и исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии (Приложение 7).

Для решения дидактических задач использовались наглядные средства : специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии; творческие и тематические игры; разучивание стихов, песен, потешек, закличек; звукозапись; дидактическая и ролевая игры; просмотр видеоматериалов.

Для развития потенциальных возможностей и активизации процесса обучения детей использовались разнообразные формы обучения: занятия и их построение; целевые прогулки; экскурсии; чтение художественной и познавательной литературы; использование игр для закрепления знаний и впечатлений; создание мини-музея; праздники и традиции; совместная деятельность с родителями (Приложение 8).

8. Результативность опыта.

Результативность педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» определяется по критериям представленных в виде диагностических карт в соответствии с возрастом детей (Приложение 9 , Приложение 10).

Оценочным ключом для фиксации диагностического обследования детей, является система уровней, соответствующих параметрам дошкольного учреждения (Приложение 11).

Проводимое диагностическое обследование показало уровень сформированности гражданского и патриотического сознания детей группы. Результаты обследования представлены в диаграммах (Приложение 12 , Приложение 13).

Положительная динамика роста сформированности гражданского и патриотического сознания детей представлена в диаграмме (Приложение 14).

Опираясь на показатели и критерии обследования индивидуальный портрет воспитанников можно представить в виде схемы (Приложение 15).

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

1. Информационная карта.

2. Целостное описание опыта.

3. Библиографический список.

4. Список приложений к опыту.

Информационная карта передового педагогического опыта.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

7. Уровень опыта по степени новизны:

В комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке новых средств и правил их применения; в постановке и решении новых педагогических задач.

8. Цель педагогического опыта:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Гипотеза:

Если можно

9. Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).

Основное противоречие , решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольной подгготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Наш детский сад №10 особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной ******, ******** районе, ******* крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Определены следующие задачи:

Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».

В опыте проведено преобразование педагогического инструментария ; разработана авторская концепция патриотического воспитания дошкольников.

Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческогоразвития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.

В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с я дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.

Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.

Преимущества данного опыта : актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.

10. Эффективность опыта

Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованность родителями и общественностью.

11. Экспертное заключение

12. Последователи

Воспитатели ДОУ №***** и учителя начальных классов *******

13. Кто и когда изучал

Открытые занятия для коллег, родителей воспитанников и общественности.

Материалы данного опыта представлены в *****************

Опыт может быть использован в массовой практике.

Целостное описание опыта.

Условия возникновения, становления опыта.

Работа по проблеме « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» была начата в 2009 году на базе МДОУ д\с №**********

2010-2011 год: старшая группа «Программа ознакомления дошкольников с малой родиной «Я и моя станица *********». Направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Методическое обеспечение отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, края, района.

Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.

Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в казачьей станице, успешно зарекомендовал себя в работе со старшими дошкольниками.

Таким образом, условия формирования опыта (база; возможность апробации программ разного содержания) позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.

В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный (поисковый, исследовательский) уровень.

Актуальность опыта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Наш детский сад №******* особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе.. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной станице **********, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Теоретическое обоснование опыта.

Методологической и теоретической основой работа являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагоги-ки (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

На подготовительном этапе проведена следующая работа:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях ******* района посетила районный исторический музей в станице *****, получила контактную информацию для общения с музеями ********* поселения. Предложила совместный план патриотической работы детский сад-школа ответственной за работу школьного музея при ********

2. Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о станице *********. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов края. Познакомилась с богатым опытом по патриотическому воспитанию учителей начальной школы ********

3. Изготовила дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники малой родины».

4. Оформила уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки.

Составлены программа и тематическое планирование работы по данному направлению.

ПРОГРАММА воспитательной работы с воспитанниками ДОУ.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины».

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2010-2011 год в старшей группе ДОУ.

Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор -особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, родной улицы, станицы, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины»

Технология опыта

1. Гипотеза

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.

2. Цель педагогической деятельности:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины

3. Задачи педагогической деятельности:

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».

К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и подчёркивают первостепенность истины»: «На Кубани человек без родни не живёт»

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Вид из окна, панорама родной станицы, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.

Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».

Каждый раз я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю

В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

Совершили мы экскурсию в музей *******, где учителя и школьники-экскурсоводы показали, что изучение малой родины продолжается в школьные годы на новом уровне. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России, Кубани, ****** района. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с малой родиной: «В гостях ******** казачка».

Пословицы о семье.

«Викторина «Моя семья».

Семейный досуг «Вечер дружной семьи».

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.

В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.

Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей кубанские сказки, инсценировки на родной «балачке», которую используют в домашнем обиходе близкие многих детей. Живо прошли встречи с местным детским писателем ******.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. В младшей группе мною был проведен тематический вечер «Кубань – мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем мы разучивали и исполняли кубанские песни, стихи, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что кубанские традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Предлагаю ряд тем музыкально-художественных занятий патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

1. «Праздники в моей семье»

2.«На Кубани мы живем».

3. «Любимая Россия».

4. «Земля моих предков – Кущёвский район».

5. «Когда-то была война…».

6. «В семье единой».

7. «О чём поют на Кубани».

8. «Защитники Отечества».

9. «Красота и доброта детских песен».

10. «Родные просторы».

Сценарий детского фольклорного праздника «Станичные посиделки»

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «любимая моя станица», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Всю работу в области декоративно-прикладного искусства разделила на следующие основные блоки:

«Наша дружная семья»

«Это я, это я, это все мои друзья»

«Наш любимый детский сад»;

«Природа моей малой родины» ;

«Памятные места Кущёвской земли»;

«Кубань навстречу играм в Сочи»;

«Лето моего детства. Места отдыха для детей на Кубани»;

«Труд моих земляков»;

«Защитники Отечества»;

«Календарные праздники и обряды».

Подгрупповое занятие «Моя родословная»

(конспект занятия с использованием прикладного творчества)

4. Изменения в содержании дошкольного образования

1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-

деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы

становления личности ребенка дошкольного возраста.

2. Расширены возможности использования социально-культурных условий малой родины для становления разносторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста.

3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса

педагогических условий в становлении разносторонне развитой личности ребенка

дошкольного возраста, что способствует формированию «образа – Я» ребенка дошкольного возраста.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица → станица→ район→край → республика → страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности(достопримечательности), перспективы развития.

Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации . Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности . Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Позитивный центризм . Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности . Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности . Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности . Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности . У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

5. Преобразование педагогического инструментария.

Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.

Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира малой родины. В опыте акцент сделан на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана как богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

В работе подчёркивается значимость организационно-диагностического этапа, намечаются направления основной деятельности воспитателя, анализируются ключевые аспекты работы. Ведущая педагогическая идея опыта сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы. Диапазон опыта охватывает основные направления воспитательной работы в ДОУ в системе «воспитанник - детский сад – родители - мир малой родины».

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру

прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем

6. Преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса.

Проведение открытых внеурочных занятий и мероприятий по разрабатываемой проблеме с приглашением родителей и заинтересованных коллег

Сопровождение воспитанников, начавших исследование мира малой родины

Система мероприятий в рамках комплексной программы, нацеленных на взаимодействие воспитанников и родителей, совместные конкурсы и проекты, творческие встречи, собрания.

Комплекс занятий «Наша Родина – Россия» «Любовь к Родине через любовь к детям»

Конспект открытого мероприятия с приглашением духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Длительность работы над опытом 2 года

(2009-2010гг.) – с момента обнаружения противоречия и до момента выявления первой результативности опыта;

(2010-2011 (гг.) – с момента переноса опыта в другие условия (другая группа, учреждения, сопровождение заинтересованных коллег и родителей) и до момента выявления результативности в новых условиях, то есть технологичности опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта – организация системы сопровождения воспитанников, родителей и заинтересованных коллег по проблеме, заявленной в опыте.

Таким образом, за 2 года диапазон опыта расширился от мероприятий до системы воспитательной деятельности

Результативность опыта

Выпускники ДОУ №****, занимавшиеся в системе « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки в кубановедении и районоведении, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют мониторинги и отзывы учителей начальных классов, чьими воспитанниками они ныне являются.

Список литературы:

1) М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2) О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3) Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

4) О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5) Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6) Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7) Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.