Традиции чеченской свадьбы

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» - араб.,) чеченцев - неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев - в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы - с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит«моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца - оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка - презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего - проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

К заключению брака кавказцы готовятся тщательно, поскольку создание молодой семьи, продолжение рода считается особо важным событием на жизненном пути каждого. Древние традиции чеченской свадьбы присутствуют и в современном бракосочетании. Этот великий праздник окутан самобытными обрядами, колоритными элементами кавказской культуры. Девушка выходит замуж, а мужчина женится строго по согласию родителей обеих семей.

Особенности свадебных традиций чеченского народа

Согласно традициям чеченской свадьбы, фамилию будущей невесты тщательно проверяют по материнской, отцовской линии трех поколений во избежание возможного кровосмешения. К тому же оценивают невесту, учитывая состоятельность ее родни, отзывы соседей, знакомых. Жених должен накопить приличную сумму денег, поскольку его семья будет угощать всех приглашенных на свадьбу гостей, немало финансов потребуется на сватовство и выкуп невесты.

Сватовство у чеченцев происходит своеобразно. Еще во время знакомства парень, которому понравилась девушка, посредником передавал ей конфету в знак заинтересованности, внимания к ней. Девушка «отвечала взаимностью» – отдаривала мужчину двумя носовыми платками. Такие ухаживания повторялись еще два раза, после чего молодой человек узнавал от девушки окончательное решение по поводу создания союза между ними. Последнее слово было за отцом чеченки.

Выкуп невесты и калым

Бытует ошибочное мнение, будто бы невесту жених в буквальном смысле слова «покупает» у ее родителей. На самом деле, это психологический шаг, суть которого – показать свою состоятельность, щедрость. Выкупом чеченцы демонстрировали свою благодарность родителям невесты за их дочь, превознося сущность человека над материальными ценностями. Сумму калыма говорит мулла. Но родственники молодого всегда дают больше денег, демонстрируя свои добрые намерения, положительное отношение к невесте и ее семье. Калым обычно отдают невесте как первый капитал для начала супружеской жизни.

Обряд “Чокхи”

Накануне одевания невесты в свадебный наряд проводилось ритуальное купание. Ванну окуривали ароматными травами, а в воду добавляли настои целебных трав. На чистую и свежую кожу девушки наносили символические рисунки – полосы на спину и руки. Далее совершали обряд «Чокхи». Родные тетушки новобрачной, подруги прикалывали новую иголку к подолу свадебного платья от сглаза и злых сил. К приданому новобрачной тайком прятали фасоль, початок кукурузы, косточки абрикоса или персика. Это действие было пожеланием, чтобы девушка стала многодетной матерью.

Новобрачной вручали красивый платочек, внутри которого были завернуты серебряный рубль и лента. Эти дары вместе с иголкой на подоле платья невеста хранила всю жизнь как дорогую реликвию. Далее проводился выкуп молодой друзьями жениха. Веселье, звонкий смех, красноречивые доводы с обеих сторон (невесты и жениха) по поводу того, кому принадлежит новобрачная, воцарялись во дворе молодой. Виновница торжества собирала приданое, затем свадебный кортеж направлялся к дому суженого. Гости расходились по домам, оставались только приехавшие издалека родственники молодой.

Приезд муллы для заключения брака

Обряд бракосочетания по Корану совершает мулла, представитель мусульманского духовенства, сначала в доме новобрачной, затем у жениха. Все посторонние оставляли жилище, кроме самой невесты, шафера и двух уже замужних женщин. Ритуал проводили от сглаза, оставляя в помещении только выше перечисленных участников обряда. Шафер три раза водил молодую вокруг очага, после рвал железную цепь или веревку. Этот обряд символизировал разрыв дочери с ее семьей.

Мулла проводил такую же процедуру в комнате новобрачного, где присутствовали двое мужчин. Неважно было, кто свидетельствовал при женихе – молодые парни или женатые мужчины. Задача муллы - успеть совершить обряд брачного союза жениха с его суженой, пока свадебный кортеж с невестой не приехал к дому молодого мужчины. После проведенного обряда в обеих семьях считалось, что молодые уже женаты.

Свадебный поезд

Во дворе жениха готовится свадебная процессия, цель которой – привезти новобрачную в ее будущий дом. Свадебный поезд формируют из большого количества авто. Первая и самая привлекательная машина – невесте. В путь собираются мудрейшие старики, сестра суженого, мусульманский священник (мулла). Свадебный поезд быстро мчится к дому невесты, причем каждый водитель старается перегнать своего соседа на дороге. Такие «гонки» приостанавливает первое авто для невесты, сбавляя скорость во избежание аварий.

Гости невесты и родные с нетерпением ждут свадебный кортеж жениха. И когда «поезд» уже прибыл, гости знакомятся между собой. Везде царит веселье, смех. Родители невесты угощают приехавших гостей разными вкусностями. Затем начинается символическое «сватовство» и заохалол – чеченские танцы. Спустя некоторое время процессия забирает невесту, свадебный поезд увозит новобрачную в дом предстоящего праздника. Там невесте указывают угол, где она простоит до конца свадебного торжества.

Традиция “Коврик с веником”

По прибытию свадебного поезда для невесты будет еще одно испытание – коврик с веником. Новобрачная под радостные возгласы, поздравления гостей выходит на устланный ковер к дому свекрови. Перед ней оказываются веник и небольшой коврик. Ее задание – не пропустить эти «подарки», показывая свою хозяйственность, принять их в сторону. Чеченки со стороны суженого осыпают молодую деньгами, сладостями, преподносят свекрови ложечку масла и меда, а затем дают попробовать невестке.

Обычай «Мотт бастар» - «развязывание языка»

С наступлением вечера невеста вовлекается в старинный обряд «развязывания языка». Здесь обязательно присутствует свекровь, взрослые мужчины. Старейшине свадьбы новобрачная преподносит пиалу с водой. На его вопрос, можно ли пить, молодая отвечает: «Пейте». Но перед этим молодые парни смеются, развлекают невесту, пытаясь ее разговорить. Девушка должна выдержать, чтобы не вымолвить слово. Жених после услышанного «пейте» пытается также разговорить супругу. Невеста «развязывает язык» только после дарования ей женихом денег. Эту сумму, по традиции, она передает свекрови.

Традиция - отведения невестки к воде

Молодая чеченская невестка после отшумевшего свадебного торжества должна была войти в семью жениха по особому обряду. Уже замужнюю женщину в веселом окружении молодежи отводили к ближайшему водоему. Невестка несла большой кувшин, и должна была набрать воды после проведенного ритуала. Накануне пекли пирог внутри с иголкой, которая находилась на подоле платья невесты во время свадьбы. Этот пирог кидали в водоем, затем стреляли по кулинарному изделию. Все веселые и счастливые с водой в кувшине возвращались в аул.

Традиция и правила застолья чеченской свадьбы

Свадебное мероприятие отмечают чеченцы два-три дня, независимо от погоды – во дворе. Жених же эти дни находится у своего друга. Невеста, согласно традиции чеченской свадьбы, должна простоять на торжестве, ни разу не присев. Возле нее находится только подруга, которой разрешалось кушать. Инал-тамада, уважаемые люди селения садились на самом почетном месте свадебного стола. По одну сторону от них рассаживались девушки, по другую – мужчины, причем по возрасту. Дети и подростки стояли у праздничного стола.

После поздравлений родителям молодых начинались танцы. На свадьбе гуляли все желающие. Танцпол разделялся на две части – отдельно танцевали полукругами мужчины и женщины. Танцевальный тамада руководил плясками, организовывал пары танцоров. Невеста же стояла скромно и молчаливо в углу. Через несколько часов свекровь открывала фату своей невестке. Позже молодую одаривали подарками, затем отправляли домой к жениху.

Видео: обычай на чеченской свадьбе - стрельба в воздух

Чеченцы – древний воинственный народ, но даже в мирное время могут нарушать тишину громкие звуки их оружия. Ни одна чеченская свадьба не обходится без выстрелов в воздух. Что символизирует канонада из оружия, узнайте в ниже представленном видеоролике