Тувинские жилеты в национальном стиле. Национальная одежда – тренд фестиваля наадам. фото. Виды тыва тона

15.10.2019 Здоровье

Одежда тувинцев

Одежда современных тувинцев претерпела зна­чительные изменения в связи с изменением быта. Большинство аратов носит национальный костюм монгольского покроя, каким он сложился за последние полтора-два столетия. Летний мужской костюм арата собственной пошивки состоит из короткой рубахи и штанов из бязи или далембы. Рубаха (мужская и жен­ская) - с прямым разрезом и стоячим воротником, который отгибают наподобие отложного и застегивают на одну пуговку. Иногда рубаху шьют распашной. Женскую рубаху шьют с короткими рукавами. Штаны носят на узком пояске, который пропущен через петельки штанов, или на вздержке. Женщины носят теперь короткую юбку. Верхней одеждой служит легкий халат из синей или черной материи, особенно при выходе из дома. Халат этот длиннополый, одинаковый у мужчин и женщин, запахивается левой полой наверх и застегивается на пуговицы на плече и подмышкой. Покрой халата со ступенчатым вырезом на верхней поле и высоким стоячим воротником, который носят отогнутым, как отложной. Халат носят с опояской, сделанной из куска ткани.

Зимой мужчины и женщины носят овчинную шубу такого же покроя* как халат, но с низким стоячим воротником. У женщин шуба отделана узкой полоской из ценного меха, нашивкой цветной материи вдоль полы и выступа на груди.

Головным убором у мужчин летом служит покупная фетровая шляпа кепка или фуражка военного образца. Женщины и девушки носят платок, берет, а в домашней обстановке ходят с непокрытой головой, связывая волосы сзади в пучок, не заплетая их в косы. Мужчины либо коротко стри­гут волосы, либо носят обычную мужскую прическу городского типа. Старухи и старики стригут волосы коротко. Зимой мужчины носят теп­лые, иногда меховые шапки, чаще покупные, а женщины еще и теплые платки.

Еще сохраняется в быту национальная обувь из кожи на толстой много­слойной подошве, с войлочной прокладкой внутри, с загнутым острым нос­ком, а также из шкуры, снятой с ног козули, оленя, сохатого мехом наружу. Такую обувь носят и мужчины и женщины.

В большей степени сохранился старый национальный костюм у колхоз­ников тувинцев Тоджинского района, где мужская и женская верхняя одежда различается только по головному убору и украшениям. Летняя одежда, кроме рубахи и штанов, состоит из халата описанного выше по­кроя, но иногда сшитого не из материи, а из весенних шкур оленя, на ко­торых остается только подшерсток. Халат носят с опояской. Штаны лет­ние также шьют из выделанной шкуры оленя или козули. Летнюю обувь шьют как из покупной кожи, так и из лап (с весенней шерстью) оленя, сохатого, марала. Мужчины носят круглую шапку из мелкошерстной мер­лушки, но чаще покупные головные уборы. Женщины покрывают голову платком, завязывая концы его на затылке, или носят покупной берет.

Зимние шубы такого же покроя, как халат, шьют из оленьих шкур шерстью внутрь и покрывают их сверху синей, черной и даже красной (женские) материей. Стоячий воротник делают из овчины. Рукава халата сужива­ются книзу и заканчиваются полукруглым овчинным отворотом. Края пол и подола обшивают полоской из материи. Женская шуба отличается боль­шим количеством аппликаций из цветной ткани, которые нашивают от левого плеча по ступенчатому вырезу до правой подмышки.

Охотники носят доху (чагы) из шкуры козули шерстью наружу, с раз­резом в подоле, длиной до колен. Полы не запахиваются, а сходятся краями и завязываются ремешками, воротник также завязывается спереди. Ме­стами сохранилась старинная куртка (хурме) из шкурок (шерстью наружу), снятых с головы козуль, без воротника, но с круглым вырезом; полы ее, одинаковой ширины, соприкасаются краями и завязываются ремешками. Ее носят поверх шубы. Штаны зимние часто шьют из летней шкуры (с под­шерстком) оленя или козули, шерстью внутрь. Обувь шыот из шкур, сня­тых с лап оленя, сохатого или козули, убитых зимой. Охотники носят еще наколенники из мягкой гладкой оленьей шкуры, иногда шкуры козули, реже лошади, шерстью наружу. Наколенники пристегиваются к поясу при помощи ременных петелек.

Национальная одежда тувинцев-колхозников в настоящее время соче­тается с одеждой городского покроя, продаваемой в сельских и городских магазинах. Тувинцы постепенно переходят к новому типу одежды. Старые длиннополые халаты и шубы, приспособленные к кочевому образу жизни, к верховой езде, весьма неудобны при ходьбе пешком, при выполнении многих новых видов сельскохозяйственных работ. Вполне понятно от­сюда желание тувинцев обзавестись при первой возможности одеждой городского покроя. Особенно стремится к этому молодежь обоего пола, которая не желает носить неуклюжую громоздкую обувь и стесняющие движения длиннополый халат или шубу. К этому нужно добавить влия­ние тувинцев - жителей городов и районных центров (рабочих, служащих и учащихся), которые носят костюмы городского покроя. Покрой старого тувинского костюма, несмотря на его распространенность, обречен на исчез­новение вследствие его явного несоответствия новым формам домашнего и производственного быта. Только материал (овчины, оленьи шкуры, кожи и т. д.) сохранит свое значение для некоторых видов одежды, осо­бенно для районов с суровыми климатическими условиями.

Домашняя жизнь современных тувинцев характе ризуется не только резким изменением материаль­ного быта, но и ломкой старых семейных отношений, хранивших в себе феодально-родовые пережитки. Ярче всего это прояв­ляется В" положении рядовой тувинской женщины, замкнутой в прошлом в узких рамках тяжелого домашнего быта. Тувинская женщина получила равноправие во всех областях хозяйственной, государственной, культур­ной и общественной жизни еще по Конституции Тувинской Народной Республики. Ей были предоставлены не только формальные права равен­ства с мужчинами, но и обеспечены условия для их реализации: одина­ковая с мужчинами оплата труда, предоставление трудового отпуска и отпуска по беременности (с оплатой содержания), социальное стра­хование и т. д. Запрещалось и каралось по закону всякое нарушение равноправия женщины во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Не разрешалась насильственная выдача замуж, наказывалось вступление в брак с несовершеннолетней.

Осуществление прав тувинки, закрепленных Конституцией Тувин­ской Народной Республики, потребовало упорной борьбы с многими ста­рыми обычаями, существовавшими веками. К ним относятся калым и раслоряжение женщиной как собственностью, ряд запретов для женщины в отношении старшей родни мужа и его родителей (эту категорию родствен­ников женщины не должны были называть по имени, не должны находиться при них с непокрытой головой или без обуви и т. д.), случаи многожен­ства, левирата, просватывание малолетних или даже ожидаемых детей. Пережитки в области семейнобрачных отношений частично сохраняются у аратов-единоличников еще и теперь.

Быстрее всего было достигнуто вовлечение женщины в сферу производ­ственной жизни тувинцев, чему препятствовали раньше рамки домашнего хозяйства и семейные обычаи. Затем были достигнуты успехи в привлече­нии женщины к общественной, государственной жизни, к образованию. В период Великой Отечественной войны женщина у тувинцев сделалась серьезной силой в области сельскохозяйственного труда и местной промыш­ленности. Тувинки-единоличницы, не говоря уже о состоявших в тожзе- мах, сеяли хлеб сверх плана в фонд победы, выращивали и сохраняли скот. Перед вступлением Тувы в состав СССР около тысячи женщин работало в партийных и государственных организациях в городах, поселках, хошу- яах и сумонах.

С установлением советской власти практическая реализация равно­правия тувинки, обеспеченного Советской Конституцией, пошла исключи­тельно быстро. В настоящее время большинство женщин у тувинцев грамотно. Женщина заняла подобающее ей место в создании социалисти­ческой культуры и экономики. Тувинские партийные организации про­водят большую работу по повышению активности женщин. Среди них ведется массовая политико-просветительная работа, устраиваются собра­ния и беседы, на которых разъясняются задачи и значение быстрейшего завершения социалистических преобразований в экономике и культуре Тувы. Для женщин специально устраивают лекции, читки газет.

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу - горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь - главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма - удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде - традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь - говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс - кур, головной убор - борт, безрукавка - кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка - хурме, брюки - чувур, сапоги - идик, носки - ук, наколенники - дешки, муфта - чулдургууш, поясные подвески - дерги и украшения - каасталга.

«Визитные карточки» - разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви - бопук - чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы - до десяти штук! Вместе с ними - любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели - оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. У девушки в праздник или в холода на рукавах появляются нарядные манжеты - уштук. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным уштуком и прикрывала им лицо. Уштук для нее - как веер для китаянки. Девушка уже носит украшения - кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные - это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески - дерги. С левой стороны - коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой - коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда - остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки - ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

В сказке «Кангывай Мерген» встретившиеся юноша и девушка так говорят о том, что повзрослели: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Головные уборы богато украшали вышивкой, чеканкой, шелковыми лентами (маак) красного цвета, дорогим навершием. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные - только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. К тону добавлялись обязательные накидки. И, конечно, украшения. Свадебные дерги - пряжки, сделанные из серебра, передавались невестам по наследству. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала в подарок от матери или другой родственницы. В западных кожуунах невесты надевали длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение красавицы издавало нежный звон. Говорили, что невесту сначала слышно, а затем видно.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат - эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса - шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха - пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни - святого материнского молока.

При изготовлении этого наряда портнихи не всегда пользовались нитками: между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые склеивали с помощью особого состава. На верхней поле был оорук - широкая кайма, которую создавали сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи. До 50 лет женщины носили серьги, перстни, браслеты, гребни, подвески, украшавшие косы.

Женские пояса обычно были красными - этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам - оок и тесьме для петель - оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом - узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым - эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги - нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповиднный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием - такая вот демонстрация мирных намерений.

Женщины старшего возраста раздаривали свои украшения молодым родственницам. Мужчины передавали молодым праздничные тоны, тяжелые нарядные меховые шубы, серебро. В то же время добротную ношеную одежду молодые, наоборот, отдавали старикам - был такой обычай благотворительности.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать - это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах. Выступления популярных во всем мире тувинских этногрупп привлекают зрителей не только горловым пением, погружающим человека в языческое единство с духом природы, но и незабываемой зрелищностью: не последнюю роль в представлениях играют сшитые вручную по старинным правилам костюмы.

В последней премьере Кызылского театра - «Короле Лире» постановщики одели шекспировских героев в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Но национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа - встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении - стилизованном древнебуддийском знаке вечности - скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

Мастер – класс на тему: « Технология раскроя тувинского национального тона» .

Эпиграф: « Тувинская одежда – гордость тувинского народа». Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. Задача: Научить кроить национальный тон по правилам традиционного кроя тувинцев. Оборудование: Национальная одежда, безрукавки, головные уборы , технологическая карта, компьютер, экран, национальный шелк, мелки, сантиметровая лента, линейки, лекало, ножницы. Словарь: Узун–соом (расстояние между разложенными пальцами большим и указательным = 18см); мугур–соом (расстояние между согнутым указательным и большим пальцами = 9-14 см); карыш (расстояние между большим и средним пальцами = 20 см); илиг (ширина одного пальца =1.5 см); тон (халат); кур (пояс); манчыызы (линия верхнего запаха); шыва-тон (летняя одежда из ткани с подкладом); хоректээш (безрукавка); оолет (закрытый вырез левой полочки)

Ход занятия:

1. Организационный момент. Слайд 1 Добрый день, уважаемые учителя! 2. Сообщение темы и цели занятия . Слайд 2 Тема: Технология раскроя тувинского национального тона. Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. В начале я расскажу вам о тувинском костюме, который до маньчжурской экспансии выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобную одежду наши предки носили довольно долго. Слайд 3 Но в середине XIII века когда алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии и Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Слайд 4 Вот тогда и появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием « оолет», а у русского народа - это называется косоворотка. Слайд 5,6 В полный комплект верхнего тувинского костюма входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (один из видов головных уборов – довурзак), безрукавка (хоректээш). Слайд 7,8,9,10 Одежда у тувинцев была сезонной – она указывала на четыре времени года. Так например: зимой тувинцы носили одежду из шкур годовалых баранов, коз с ворсом 4-5 см. и называлась она «негей-тон». Весной переходили к более легкой одежде «ховенниг-тон» - это простеженная одежда. «Шыва-тон» - носили летом, из ткани с подкладом. Слайд 11,12,13 Сейчас я познакомлю вас с тувинскими мерами измерений. Раньше, когда тувинские женщины не знали сантиметровой ленты, они кроили, используя пальцы рук и на глаз. Народные мерки: расстояние между разложенными пальцами: большим и указательным – узун-соом (18-20см); расстояние между согнутым указательным пальцем и большим пальцами мугур-соом (9-14 см); расстояние между большим и средним пальцами – карыш (20см); ширина одного пальца – илиг (1.5см). Слайд 14 У русского народа тоже есть свои меры измерения. Например: пядь – древняя русская мера длины; малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (17.78 см); большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см); пядь с кувырком – пядь с прибавком двух суставов указательного пальца см.). У тувинцев было традицией передавать свой национальный тон от матери к дочери, от отца к сыну, точно также и у русского народа передается рубаха у мужчин, сарафан у женщин. Расчет расхода ткани для пошива национального тона: длину изделия умножаем на три (Ди х 3). 3. Практическая работа. Сейчас мы с вами приступаем к практической части нашего занятия. Давайте посмотрим какие же мерки нам нужны для раскроя. Слайд 15 (показываю на манекене мерки и называю) Сш – обхват шеи; Сг – полуобхват груди; Вг – высота груди; Шп – ширина плеча; Оп – обхват плеча; Оз – обхват запястья; Др – длина руки; Ди – длина изделия. Традиционно тувинский тон шьют из шелка и парчи. Расчет расхода ткани для пошива национального тона берут длину изделия умножаем на 3 (Ди х 3)

На столах у вас лежат технологические карты последовательности раскроя, линейки, карандаши, листочки для работы. Вы одновременно будете следить за мной и соответственно работать по карте.(работаю с экраном)

Технологическая последовательность раскроя национального тона.

Мерки: Сш=15; Сг=31; Вг=18; Шп=8; Оп=20; Оз=16; Др=43; Ди=80.

Последовательность построения чертежа и расчет.

Графическое изображение

Слайд 16. Раскрой основной ткани.

1.Берем ткань складываем пополам посередине лицевой стороной внутрь. Провести линию низа и обозначить точкой Н

2.Отложить Ди учитывая припуск на подгибку низа изделия 3-4 см. (Пн). Учитывая рисунок ткани, т. е. расположение орнамента.

Ди + Пн = 80 + 3 = 83 см.

Обозначить точкой В и провести линию плеча.

3.Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:

ВВ2 = (Сш: 3) + 1 = (153)+1 = 6 см.

4.Провести радиус длиной равный формуле: ВВ2 = ВВ4 – глубина горловины переда.

5.Отложить вверх из точки В глубину горловины спинки:

ВВ3 = ВВ2: 3 = 6: 3 = 2 см.

Соединить плавной кривой точки В4В2В3.

6.От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле:

ВВ1 = (Сг:2) + ПГ = (31: 2) + 4 = 19.5 см.

Пг = 4см.- припуск по груди.

Провести вниз из точки В1 вертикальную линию.

Полученную точку обозначить Н1

Слайд 17. Раскрой верхнего запаха.

7.Из точки В4 отмерим вниз 1см. Полученную точку обозначить точкой М.

8.От точки М отмерить вправо отрезок равный 10 см. Обозначим точкой М1:

Детям: 8-10 см.

Женщинам: 10-12 см.

Мужчинам: 15-16 см.

9.От линии плеча отложить вниз Вг, через эту точку провести горизонтальную линию. Это будет линия груди. Обозначить точкой М2.

От линии груди отложить вниз 5 см. Полученную точку обозначить точкой М3. Из точки М2 провести биссектрису вверх равной 1.5 см. Обозначить точкой М4. Соединить плавной кривой точки М1М4М3.

Слайд 18. Раскрой рукава.

10.От точки В2 вправо откладываем длину рукава плюс ширина плеча:

Др + Шп = 43 + 8 = 51 см.

Отложить столько на сколько хватает ширины ткани, а оставшуюся часть Др раскраиваем, как отдельную часть рукава.

11. Отложить вниз от точки В5 ширину низа рукава, рассчитанную по формуле:

В5Р = (Оз: 2) + 2 = (16: 2) + 2 = 10 см.

Обозначим точкой Р.

12. Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1Г, рассчитанную по формуле:

В1Г = (Оп: 2) + Поп = 20: 2 + 7 = 17 см.

13.Из точки Г вниз отложить отрезок равный

ГГ2 = ГГ1, т. е. 5 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2. Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения.

В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1 см. (т. Г4), Провести линию среза проймы

Соединить точки Г1Г4Г2 и Р плавной линией.

Слад 19. Расширение подола.

14.Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который равен 8-12 см.

15.От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1.5 см. и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н – точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой. Мы с Вами начертили чертеж основы.

Слайд 20. Раскрой внутреннего запаха.

16.Положить ткань лицевой стороной сверху так, чтобы кромка совпадала со средней линией тона. Линия среза верхнего запаха совпадала с линией среза верхнего запаха тона.

А воротник выкраивается как обычный воротник стойка.

Перехожу к раскрою национального тона на ткани.

Слайды повторяются с 16 – 20.

Подведение итогов.

В конце я вам хочу показать сравнение раскроя тувинского тона с монгольским. Наши мастера кроят тувинский тон с потайным внутренним запахом. Внутренний запах выкраивается отдельно, а у монгольского тона внутренний запах кроится вместе с основным, а наружный получается со средним швом впереди. Лучше и красивее национальный тон выглядит когда внутренний запах с потайным швом, по середине шов на мой взгляд выглядит не очень эстетично и красиво. Для каждого из Вас я приготовила основы кроя национального тона в масштабе.

Слайд 21.

Спасибо за внимание!

Первоначальным и главным назначением одежды была и остается защита тела человека от жары и холода, ветра и дождя. Однако со временем ее функции расширились — она стала и предметом украшения. Кроме того, в нее стали закладывать определенное значение, как правило, сакрального порядка, а с формированием определенных человеческих сообществ (от немногочисленных племен вплоть до крупных этносов) она стала знаком отличия одних групп людей от других.

Что касается национальной одежды тувинцев, то она также отражала социальные и исторические перемены в данном сообществе, и в ходе своей эволюции претерпела определенные, а иногда и кардинальные изменения.

Касаясь истории и сакральных аспектов национальной одежды в целом, в том числе народов Центральной Азии, в частности, тюрков и китайцев (как имевших различные взаимосвязи, в том числе и относительно одежды), следует сказать, что это была еще борьба: «… исконных китайских форм с формами одежды … кочевых народов сопредельных северных и западных стран» . У тюрков, например: «…ношение одеяния враждебного народа расценивалось…как подчинение ему».

Таким образом, одежда у народов Центральной Азии отличается не только этническим, но и глубоко символичным содержанием, способствовавшим, согласно их мировоззрению, не только сохранению этноса, но и государственности. Именно по этой причине завоеватели старались заставить побежденные народы носить свою одежду. С другой стороны, из-за чувства высокомерия к побежденным и нежелания смешиваться с ними в некоторых случаях победители, наоборот, запрещали носить свою одежду.

Что касается истории одежды предков тувинцев, то это ее можно проследить еще со скифского (VIII-VII вв. до н.э.) и древнетюркского времени (VI-VIII вв.) . К рубежу XIX-XX вв. одежда тувинцев представляла собой в основном уже маньчжуро-китайский костюм, поскольку в 1757 г. Тува была включена в состав Цинской империи, и ношение его было предписано в «Уложении палаты внешних сношений», о чем будет сказано ниже.

Символы одежды тувинцев также были связаны с представлениями народов Центральной Азии, прежде всего тюрков, а в последующем с традициями монголов и китайцев, что вполне объяснимо, поскольку Тува входила в различные государственные образования не только тюрков, но и монголов, а впоследствии и маньчжуро-китайской системы. Определенное влияние на символику одежды, через буддизм, оказали и тибетцы.

Одежда тувинцев, как впрочем и других народов мира, делилась на повседневную и праздничную, а также на одеяние простолюдинов и высоких особ. С этого собственно и начинается сакральное значение одежды. В этом отношении у тувинцев, как например, у тибетцев, особо тайным содержанием наделялись шапка, пояс (кушак) и обувь. Интересно в связи с этим отметить легенду, связанную с тибетским царем Трисондеценом, который, в целях упорядочения буддизма в Тибете, пригласил индийского Учителя Падмасамбхаву в свою страну. При первой встрече с царем Падмасабхава сказал, что хорошие шапка и обувь на нем означают упрочение власти его сыновей на севере и юге страны, а отсутствие пояса — об ослаблении власти самого царя в центре Тибета. Эта история свидетельствует о сакральном значении, которое придавали тибетцы этим атрибутам одежды.

Возвращаясь к истории тувинской одежды, прежде всего шапки (как высшего атрибута одежды), главным образом, мужской, то, как было сказано выше, это можно проследить, например, с древнетюркского времени. На тюркских памятниках рельефно запечатлены несколько типов головных уборов. Один из них, называемый тувинцами калбак борт, носился вплоть до середины XX в. Следует отметить, что из всех видов шапок, которые носили тувинцы, именно данная форма сохранилась в исторической памяти народа как «тувинская шапка». В этом нет ничего удивительного, поскольку она была запечатлена на древнетюркских памятниках, которые тувинцы видели воочию, она была слитна с их жизнью — ее носили в течение многих столетий, можно сказать, что она вошла в их плоть и кровь, память на генном уровне… Сложно говорить о ее символике, однако ясно, что такой вид головного убора был атрибутом высокопоставленных людей, поскольку памятники ставились в честь именитых людей. Однако на рубеже XIX-XX вв. он стал в основном шапкой простолюдинов. Представители же высшего сословия согласно «Уложению палаты внешних сношений» должны были носить маньчжуро-китайскую одежду и шапку, которая была результатом смешения многих, но главным образом, маньчжуро-китайского стилей, хотя еще в начале XX в. на женской верхней одежде, например, можно было проследить тюркские элементы, о чем будет сказано ниже.

В «Уложении…» особо были предписаны мужские шапки, поскольку они отражали статус хозяина, главным образом, княжеский ранг. Общий вид шапки, которую должны были носить тувинцы (как и все подданные Цинской империи), являлся конусообразным. По нашему мнению это является символом священной горы для буддистов — Сумеру (тув. — Сумбер-Уула ) — царя гор. В буддийском представлении она состояла из разных драгоценностей, в том числе рубина, жемчуга, золота и т.д. На верхушку указанной шапки также водружались различные драгоценные или полудрагоценные камни, отражавшие тот или иной княжеский или чиновничий ранг. Поля вокруг шапки могли символизировать железную ограду вокруг горы, а две красные ленты на ее задней части — победные стяги. Павлиньи перья для буддистов также имеют символику защиты. На внутренней части указанной шапки также отражены буддийские символы, означающие символы счастья — олчей удазыны .

Что касается предписаний согласно «Уложению Китайской палаты внешних сношений», то князям, состоявшим в первых шести степенях, предоставлялось «…право носить на шляпах и шапках шарик (цзинсе) (по-тувински оно звучало — чинзе — С.Д.) рубиновый…» . Здесь следует сказать, что ранги тувинских нойонов были ниже, чем у монгольских, поскольку княжеские титулы и чиновничьи ранги предоставлялись маньчжурами не только наследственным держателям той или иной власти, но и за заслуги перед ними, а по причине того, что тувинцы напрямую не участвовали в этом, то титулы их были ниже, соответственно, и украшения шапок также были ниже по своей значимости. И все же носить высший княжеский знак — шапку с рубиновым шариком на макушке имел право (как наследственный князь Тувы) Амбын-нойон, который имел пятую степень в княжеской иерархии, установленной маньчжурами. О положенных иерархических знаках на шапках у тувинцев могут свидетельствовать материалы Государственного архива РФ, которые уточнила С.С. Ховалыг: «Нойон — перо павлина и коричневый шарик; у тусалакчи — красный; у мейрена — голубой; чаланы — синий; чанчын — белый прозрачный шарик; хунду — шарик молочного цвета; бошку — аналогичный предыдущему; дарга — медный» . Под коричневым шариком следует понимать рубин, под красным — коралл и далее… Это соответствовало маньчжурским правилам, согласно которым чиновники по нисходящей ступени должны были иметь на шапках следующие драгоценные и полудрагоценные камни: рубин, коралл, синий яхонт, лапись лазурь (берилл), горный хрусталь, белый непрозрачный камень, золотой шарик, серебряный шарик.

Здесь следует сказать, что не маньчжурские чиновники, так же как и князья (хотя именно они и занимали главные чиновничьи места): «…должны носить одежды и иметь знаки одной степенью ниже (выделено мной. — С.Д.) военных чиновников Маньчжурских одного и того же чина» . Именно по этой причине у местного чиновника низшей степени на шапке был, например, не серебряный, а медный шарик. Хотя у самих китайцев чиновники седьмой, восьмой и девятой степеней также имели на шапках медные шарики.

Поскольку по шапке, главным образом, шарику из драгоценного камня на ее верхушке определялся княжеский или чиновничий ранг, то заполучить более высокий чин и головной убор стремились те, кто не был лишен честолюбия. Впоследствии шестой княжеской степени и, по этой причине, права носить шапку с коралловым шариком добился также нойон Хайдып Угер-даа.

Маньчжуро-китайский тип головного убора таким образом был внедрен в тувинское общество. В просторечии его называли ноян боргу — «нойонская шапка». В зависимости от ранга хозяина, шапка отличалась не только, к примеру, вышеуказанными знаками, но и в целом, общим видом. Уборы князей и чиновников отличались строгостью линий и качеством пошива, к тому же они завозились из Китая. Этот тип шапки в упрощенном варианте носили и простые люди. В отличие от богатых людей, тем более — князей и чиновников, которые носили привозные шапки, головные уборы они изготовляли сами, чем собственно и объясняется простота их пошива. На верхушке шапки вместо драгоценных камней пришивался называемый в просторечии олчей удазыны — «узел счастья» или «узел бесконечности», один из сакральных знаков буддизма.

У тувинцев, к сожалению, историческая память не сохранила то, каким образом в тувинском обществе была внедрена и как интерпретировалась маньчжурская шапка. Что касается тувинцев Монголии (как и монголов), то ношение чужого головного убора было принято с внутренним сопротивлением. Так, по словам сотрудника ТИГИ, уроженца Цэнгэл сумона Б.Баярсайхана, ее шесть клиньев отражали, якобы, шесть хошунов тувинцев, и поклон в этой шапке обозначал покорность тувинцев захватчикам.

Данная шапка у маньчжуров считалась зимним головным убором (летними были шляпы), однако у тувинцев в силу природно-климатических условий она в основном носилась в теплое время года, хотя в «Уложении Китайской палаты внешних сношений» были прописаны даже дни, когда надо было менять, например, зимние шапки на летние.

Летними у тувинцев были также шапочки, наподобие тюбетеек, называемые тувинцами довурзак борт — «округлая шапка». Данный вид головного убора, как и калбак борт, был зафиксирован еще с древнетюркского времени. Представители высшего сословия носили ее как повседневный «домашний» головной убор. К началу XX в. ее внешний вид стал похожим на тот, что носили в Цинской империи.

К этим видам шапок можно отнести те, что зафиксированы, например, на старых снимках, и которые носили представители верхушки общества. В таком уборе известен, например, один из представительных нойонов Тувы Буян-Бадыргы. Это тибетские шапки, которые на рубеже XIX-XX вв. стали носить представители монгольской и тувинской феодальной знати. Однако после революционных событий, когда духовная связь с Тибетом прервалась, данную шапку, несмотря на единые религиозные воззрения, тувинцы и монголы перестали носить.

Зимняя шапка представляла собой традиционную калбак борт , которую шили из овчины, покрывая ее верхнюю часть бязью или далембой. Следует сказать, что такую шапку тувинцы могли видоизменить — пришить на ее верхушке «узел счастья», а также две красные ленты маак. «Узел счастья» и ленты обязательно должны были быть из красной материи. Если в культуре китайцев красный цвет означал благополучие и процветание, то у тувинцев он носил приглушенный, тайный характер, поскольку ассоциировался с цветом крови, в частности, с — кижинин кызыл тыны — «с красным дыханием человека», т.е. жизнью. Из-за его сакральности, связанной с цветом крови, у тувинцев он имел интимный характер, поэтому не должен был «громко говорить о себе». Именно по этой причине на священных местах, где тувинцы обычно привязывали ритуальные ленточки разных цветов, красные нити вешать было нельзя. Однако в деталях одежды, как защитный знак, он имел основное значение. Объединенный с сакральными буддийскими знаками, а также с китайскими представлениями, красный цвет для носителя шапки приобретал, таким образом, очень глубокое содержание.

Взрослые мужчины калбак борт носили также из рысьей или лисьей шкуры. Детям же носить шапки из шкур хищников запрещалось, обычно их изготовляли из ягнячьих или заячьих шкурок. Лисья, например, считалась изиг кеш — «горячей шкурой», которая могла навредить зрению ребенка. Учитывалось, естественно, и то, что лиса хищное и хитрое животное. Таким образом, не только отдельные знаки, но и материал из которого готовилась шапка, имели значение тайного порядка.

Что касается символики шапки в традиционном представлении, то значимость начиналась уже с того, что ее носили на высшей точке человеческого тела — голове. Она являлась вместилищем главного фактора человеческого существования — ума, стало быть — разума. По этой причине голова, особенно у детей и мужчин, для тувинцев являлась своего рода табуированным объектом — детям нельзя было давать даже подзатыльники, не говоря уже о более сильных ударах. До мужской же головы чужой че-ловек не мог даже дотронуться. Таким образом, голова, а также связанная с ней шапка — это особые объекты, требующие к себе определенного отношения.

Другим фактором особого обращения с шапкой являлось то, что она, как и пояс (об этом будет сказано ниже) была связана с другим, не менее важным элементом благополучного существования человека, как сулде или хей аът (эфирные элементы, пребывающие в теле человека). Предполагалось, что если, к примеру, у человека сулде или хей аът оказались в нижней позиции человеческого тела или покинули его (тело может покинуть другой эфирный элемент — сунезин, в таком случае человеку грозит смерть), их надо вернуть в высшие точки тела. Обряд возвращения эфирных элементов совершали как шаманы, так и буддийские служители культа. Последние, главным образом представители школы ньингма, при исполнении данного ритуала нередко используют шапку и пояс человека. Таким образом, с шапкой, как своего рода хранительницей или объектом, связанным с разумом и мыслями человека, более того — его благополучием и жизнью, надо было обращаться осмотрительно. Так, головной убор нельзя было класть на низкое место. Небрежное обращение с ним, по представлениям тувинцев, могло плохо отразиться на его хозяине. Следует сказать, что тувинцы не только в случае с шапкой, но и в других жизненных ситуациях старались не произносить вслух дурное, полагая, что сказанное может произойти. В данном случае не произносилось вслух и то, что может произойти, если, например, небрежно обращаться с шапкой, главным образом мужской. Мальчиков уже с детских лет приучали аккуратно обращаться со своей шапкой, а шапкой отца или старших мужчин в семье — почтительно и бережно. В юрте хозяина, например, шапка всегда находилась в почетной части, называемой дор . В других местах, прежде чем снять головной убор, тувинский мужчина присматривал для него достаточно высокое и чистое, в крайнем случае безопасное место. Если таковые, на его взгляд, отсутствовали, и шапку непременно надо было снять (снималась она в бытовых случаях, в торжественных, наоборот, мужчина обязательно должен был быть в шапке), то он клал ее к себе на колени.

В связи с этим стоит отметить случай, произошедший в 1916 году с амбын-нойоном Тувы Агбааном-Демчи, который был застрелен из засады. Когда перед этим он садился верхом на своего коня, с его головы упала нойонская шапка, наделенная, естественно, многими сакральными знаками. Его свиту это напугало, и приближенные попытались отговорить его от поездки, но тот лишь отмахнулся в ответ. Однако он, будучи уже верхом на лошади, подобрал ее плеткой, и водрузил себе на голову. Наши информанты сделали особый акцент на том, что это был знак, предвещавший недоброе, поскольку с головы упала нойонская шапка, а не простолюдина. По их убеждению, послушайся тогда Амбын-нойон своих приближенных, той смерти можно было избежать. С другой стороны, некоторые наши информанты говорили, что, поскольку Агбаан-Демчи не был наследственным правителем Тувы, а стал им вопреки традиции по назначению генерал-губернатора Сибири, то это было естественным исходом — бортту угбайн барган — «не вынес тяжести шапки», что соответствует русской поговорке: «Не по Сеньке шапка». Следует отметить, что не каждое падение шапки означало плохое, тем более смерть, однако в любом случае мужчины бережно обращались с ней.

Существовали и другие представления, связанные с шапкой. Так, при высоком отношении к своей чужую шапку не только носить, но даже и примерять было нельзя. Чужая считалась куду аастыг эт — «вещью, у которой горловина (открытая часть, буквально: рот ) направлена вниз». Полагали, что, надев чужую шапку, можно «прихватить» негативное ее хозяина. О воровстве чужой шапки не могло быть не только речи, но и мыслей. Касаясь данной темы, можно отметить еще одно представление тувинцев, связанное с головным убором. Тувинцы полагали, что при помощи шапки можно отучить человека от клептомании. Так, по словам наших информантов, неожиданно для вора с его головы надо было сорвать шапку и забросить в самую гущу высокого и густого, и непременно красного караганника с острыми колючками. Вор терял покой и сон и обязательно лез в кустарник, чтобы достать шапку, при этом его не могли остановить ни острые колючки растения, ни темное время суток (делал он это, якобы стесняясь людей, ночью). После этого он якобы переставал воровать. Здесь следует сказать, что караганнику с красным стволом тувинцы приписывали магические, в том числе и защитные свойства, например, плети, сделанной из него, боялась даже нечистая сила. В данном случае он помогал человеку избавиться от клептомании.

Что касается женских головных уборов, то и они отличались по своему внешнему виду и на рубеже XIX-XX вв. также представляли собой маньчжуро-китайские шапки, общая форма которых схожа с мужской. Эти виды шапок также носили представительницы высшего сословия. Элементы головных уборов были строго прописаны, поэтому не допускались какие-либо дополнительные штрихи. На это указывает материал, хранящийся в Государственном архиве РТ, где говорится, что женщинам запрещается украшать шапки. Однако традиционные женские головные уборы, особенно свадебные накидки думаалай и баштангы, богато украшались бирюзой, кораллом, бисером и серебром. О богатстве украшений свадебного женского убора записал в своем дневнике Ф.Кон: «…Хозяйка показала свою «баштанга» и «тумалай». Оба этих головных убора убраны такими крупными кораллами, что сотни рублей стоят. Затем мне показали пару серег серебряных с такими крупными кораллами, каких мне не приходилось видеть». Украшать традиционную одежду не возбранялось, поэтому хозяева изыскивали все средства, чтобы добыть ценные камни. Следует сказать, что коралл и бирюза очень дорого ценились. По словам наших информантов, один камень с большой палец взрослого человека стоил молодого вола или коня в возрасте 3-4-х лет — чалыы ортектиг — «молодого животного сто ил». Интересная традиция, связанная с отношением к женской шапке, нам была сообщена информантом Б.К-Х. Сояном. После свадьбы молодая невестка должна была снять свой головной убор и положить так, чтобы его лобная часть была направлена во внутреннюю часть юрты. По словам нашего информанта, это означало, что жена, например, в случае ссоры с мужем, не будет убегать из дома обратно к своим родителям. В обыденной жизни тувинки в основном носили платки, завязывая их узлом на затылке.

Таким образом, основными видами головных уборов у тувинцев к началу XX в. были: 1) маньчжурская шапка — ноян боргу и ее различные вариации; 2) традиционный калбак борт и его разные варианты; 3) довурзак борт, также имевшая разные формы.

ТУВИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ______________________ Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая крутка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга). Рассматривая одежду тувинцев в системе символов, можно выделить костюмы детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Костюм детский - У самых маленьких детей тон был типичного покроя, характерными признаками которого является стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. Кроме того, пояс в этом возрасте функционального значения не имел. Когда дети подрастали, начинали действовать самостоятельно, помогать родителям в хозяйстве, пасти скот, им повязывали пояс - кур. Следующая деталь детского костюма - обувь. Первая обувь - «бопук» - шилась ребенку, когда он начинал ползать затем ходить. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока (кидис). «Высота голенища бопука доходила до колен. Различий для мальчика и девочки не имелось». Такой чулок одевали с распашонкой «чучак» или первым тоном без пояса. Желанным детским атрибутом были звонкие медные бубенцы (до десяти штук), которые играли роль оберега. Они подвешивались к поясу вместе с другой любимой игрушкой до поры, когда ребенок «…достигал шестилетнего возраста». А пока серебряный голосок малыша перемешивался со звоном бубенчиков, радуя чистотой мать, которая, работая у очага, могла определить, насколько дитя удалилось от юрты. Девичий костюм - Девочки-подростки и девушки носят тон покроя аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы, пояс. Возможна манжета «уштук» на рукавах для торжественных случаев или холодного времени года. Подол у девушки не усечен, как у замужней. У тюркских народов эта деталь костюма является символом «производительного низа». Поэтому «закрытые, недвижные полы служили …признаком девственности». В этом случае уместной становится дополнительная пуговица с петлей на середине подола. Это естественное выражение строгости и скромности сочеталось с необходимостью всеобщей осведомленности о начале полового созревания девушки. С этого времени подол можно украсить на уровне колен разноцветными полосками вдоль всего халата идет полоска цветной материи, сверху - полоска красной». В этом возрасте в случае необходимости к поясу уже могли подвешиваться подвески (дерги). С левой стороны - коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой стороны - коробочку с иглами, ножницами, наперстком. Постоянное же ношение с собой инструментов труда - ножниц, игл, ножа - было не только необходимым, а и символическим, так как остроконечные предметы как бы защищали от злых сил. Украшения девушек - кольца, серьги Костюм юноши - Костюм юноши или неженатого молодого мужчины, чаще всего, не отличался особой роскошью. Тон покроя, аналогичного детскому, окантовывали тканью синего или черного цветов символизирующих удачу и благополучие. Ткань могла быть любого спокойного или яркого цвета. Но более соответствующими этому возрасту являются яркие цвета, выражающие бурный расцвет жизненных сил молодого человека зеленый, синий, оранжевый, красный и т.д. Важная деталь мужского костюма - пояс. У возмужавшего юноши и взрослого мужчины он стал символом деловитости и мужества, как у многих народов. Пояса были разными и соответствовали положению человека в обществе. Например, властные и военные чиновники имели кожаные, сплошь набитые серебряными и золотыми бляхами. Такие пояса найдены в тюркских захоронениях VII - VIII вв. на территории Тувы и встречались в одежде тувинцев вплоть до ХХ в. У табунщиков, чабанов и охотников пояса были волосяные, плетеные из шерстяной пряжи, кожаных полос, а феодал имели пояс «тоннук торгу кур», т.е. из такого отреза шелка, чтобы могло хватить на пошив тона. Из мужских подвесок к поясу подвешивался только нож в ножнах, т.к. в третьем возрасте, т.е. с 16 до 29 лет, юноша не мог курить и демонстративно носить курительные принадлежности. Костюм невесты - Для девушки, выходившей замуж, шили свадебный тон. Он не отличался по покрою от повседневных, но его старались шить из хороших мехов или, по возможности, покрывали сверху шелковой тканью, бывший в использовании тон. Характерной особенностью свадебного тона было большое количество цветных кантов, они были шире обычных. Говорят, что таких кантов, украшающих свадебную шубу, было шесть иногда больше. Богатые девушки к свадьбе имели десять тонов, бедные - только два, а иногда и один. Если бедная девушка не могла приобрести шелкового свадебного тона, ей старались сшить хотя бы шелковый пояс. Тон мог быть и не новым, однако к нему добавлялись обязательные для свадьбы элементы костюма - головные накидки «думаалай», «быштангы», украшения. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала к свадьбе от матери или другой родственницы. Для невесты передавали по наследству специальные поясные свадебные пряжки (дерги), сделанные из серебра; их одевали вместе со свадебной шубой, а потом носили только по праздникам. Невесты западного кожууна Барыын-Хемчик имели длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение украшенной красавицы издавало нежный звон. Поэтому говорили, что такую тувинку сначала слышали, затем видели. Костюм жениха - Костюм жениха отличался от костюма юноши большей роскошью и праздничностью. Высшая знать готовила новые тон, безрукавную одежду «хурме», «кандаазын», головой убор, кожаные сапоги, «кадыг идик». Тон имел традиционную для мужчин окантовку синего или черного цветов. Тон, хурме или кандаазын шили из шелка или бархата, подшивали подклад. Одевали головные уборы богато украшенные вышивкой, чеканкой, с шелковыми лентами «маак» красного цвета, с дорогим и символическим навершием. Пояс к свадьбе старались справить новый, а к нему уже можно было подвешивать, кроме ножа в ножнах, курительные принадлежности табачный кисет (таакпы хавы), огниво (оттук) с металлической чашкой для пепла (сойгалак), серповидный крючок для чистки трубки (чушкууш). Костюм женщины - Выйдя замуж, женщина получала право одевать самый роскошный и красивый халат с «подолом» - «эдиктиг тон». Такой тон отличался от девичьего наличием на полочке округлой кокетки «тоннуг ооруу», разноцветными поперечными полосками «бога» под кокеткой. Кокетка переходила в «кыдыг» - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяют левую и правую полы тона. На уровне колен подол имел отрезную деталь «эдектин адаа» (низ полы). Подол «низа» - усеченный в отличие от девичьего словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса «шалан», начинающаяся от усеченного края, не только эстетически грамотна и достаточно красочна в пространстве женского тона, он и как бы еще заклинает новое богатство для рода. Главная деталь верха - пазуха (хоюн), которая является полезным пространством и символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни - святого материнского молока. Манжета была не только деталью костюма женщины. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным «уштук» и прикрывала им лицо, словно веером китаянки или накидкой арабской женщины. В этом типичном и известном жесте азиатки выражалась скромность, сдержанность ее внутреннего мира. Немного о поясе. Их носили из ткани, шерсти. Подходящим для торжественных случаев считался шелковый пояс «тонук торгу», размера которого было достаточно для пошива одного халата. Более простыми, повседневными были «пояса веревочные или ленточные из козьей шерсти (кожалан, кур). Но не всегда женщина носила пояс. Он становился ненужным во время беременности. Мужской костюм - Мужской костюм в большинстве своем отличается от женского костюма сдержанностью в деталях и отделках. Крой тона аналогичен крою детского или девичьего тона. Левая пола с типичным фигурным вырезом запахивалась с помощью четырех или большего количества пуговиц. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц. Стоячий воротник более высок, чем женский. Мужской тон бывает с манжетами и без них. В этом отношении существовали различия. «Терлик тон» оленеводов, в отличие от халата скотоводов, не имел их. Манжеты чаще носили знатные властные люди. Особая деталь мужского костюма - пояс. В эту пору носили разные пояса в зависимости от благосостояния социального положения плетеные, волосяные, шерстяные, тканевые, кожаные. Чем же они отличались от поясов молодых соотечественников - манерой. Мужчина, достигший определенного благополучия в создании семьи, воспитании детей, в приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже линии талии, стобы подчеркнуть свою степенность, дородность. К этим поясам могли подвешиваться «дерги». Левые «дерги» - кисет с табаком и трубкой, огниво с металлической чашкой для пепла, серповидный крючок для чистки трубки, иногда «раковина в качестве амулета». Правые «дерги» - нож в ножнах. Такая привычка зафиксирована у мужчин западных кожуунов Тувы. Есть сведения, что другие тувинцы, подобно монголам, следовали привычке подвешивать огниво с правой стороны. Мы думаем, что ни в первом, ни во втором случае нет ошибки. Здесь все зависит от ощущения удобства, желания. Нож в ножнах иногда затыкали за пояс, вкладывали в голенище сапога. Нож в ножнах вытаскивался из-за пояса и оставлялся подвешенным при посещении чужой юрты. Этот обычай, препятствовавший хозяину холодного оружия быстро воспользоваться ножом как оружием, демонстрировал мирный характер визита. Костюм пожилых и старых людей - Женщины старшего возраста не могли уже позволить себе наряжаться, как прежде. Роскошные серьги, перстни, браслеты, гребни они заменяли на более простые. А накосные подвески не надевали вовсе. В возрасте 50-55 лет было принято раздавать свои украшения дочерям и молодым родственницам. В то время привычной вещью пожилой женщины могла стать длинная курительная трубка, которую она хранила с кисетом за пазухой. В отношении же женщин, которые до старости дожили без детей и мужа, т.е. не реализовали себя как женщину-мать, существовали суровые традиции: старые девы (дулгуяк кадай) раньше носили мужскую одежду или же одну косу (кежеге), как мужчины. Костюм пожилого мужчины почти не менялся. Если он еще оставался на государственной службе, то одежда его регламентировалась особым документом. Мужчины конца пятого возраста (от 46 до 60 лет) и шестого возрастов (от 61 до 81 года), как и женщины, переходили на более скромную одежду, передавая по наследству потомкам тяжелые меховые шубы, серебряные изделия и т.д. В то же время бытовала традиция благотворительной передачи еще добротной одежды от молодых к пожилым людям. Пояс продолжал оставаться необходимым для любого халата латаного или добротного. Мы говорили о бытовавшем в старину суеверном символизме пояса, заставлявшем урянхайцев беречь свои пояса. Вот почему нельзя ни дарить, ни продавать пояс. После смерти человека достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. Только пояс возвращался сыновьям, так как считалось, что при жизни человека он был вместилищем его души. Традиционный тувинский костюм - прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа. Неиссякаемая любовь и интерес к народной одежде - свидетельство нерастраченного живого национального духа. Он поможет тувинцам возродить наиболее важную часть культуры - духовную, которая неизбежно выражается через материальный мир, обретя достойную форму. _____ Материал взят с сайта