Творческая работа "индюк" по мотивам дымковской глиняной игрушки. Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки)

Светлана Юркевич

Лепка декоративная. По мотивам народной пластики.

Тема: «Нарядный индюк»

Задачи:

Продолжаем знакомство детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учимся лепить конструктивным способом из конуса и дисков.

Развиваем глазомер, чувство формы и цвета, а так же творческое мышление.

Воспитываем самостоятельность и любовь к русскому народному декоративно- прикладному творчеству.

Интеграция видов деятельности:

Рассматривание репродукций дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование изобразительных элементов дымковской игрушки.


Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин (глина - при наличии, дощечка, стек, салфетки бумажные. Для педагога - фигурка индюка

вылепленная из пластилина, схема с показом способа лепки, пластилин для показа техники лепки.

Ход занятия.

Орг. момент. Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с русским народным творчеством.

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Все о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили, стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной.

Посмотрите, вот индюшка

Хвост как веер расписной,

Удлиненная бородка,

Как султанчик гребешок,

Крылья с яркою подводкой-

Вся игрушка как цветок.

Педагог показывает репродукцию игрушки (при наличии игрушку).

Тема нашего занятия «Нарядный индюк». Ребята, посмотрите, какой он красивый, величавый. Давайте вспомним, какие цвета используются в росписи дымковской игрушки.

Дети называют (белый, желтый, красный, алый, голубой). Правильно, молодцы!

Педагог предлагает рассмотреть игрушку из пластилина и определить, как лучше вылепить индюка. Дети озвучивают варианты, педагог уточняет и дополняет ответы детей и более подробно рассказывает последовательность выполнения работы. Дети начинают лепить. Педагог выполняет индюка вместе с ними, комментируя свои действия. В процессе работы учитель проходит по рядам и при необходимости корректирует действия детей не справляющихся с заданием. Выполняя фигурку индюка, педагог предлагает детям самостоятельно выбирать выразительные средства и цвет, давая возможность проявить творческие способности. В конце занятия проводится выставка детских работ.


Подведение итогов.

Публикации по теме:

Тема: Дымковская (вятская) игрушка. Задачи: Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" 1. Продолжать прививать любовь.

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Конспект ООД по лепке в старшей группе. Тема: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: Формировать умения лепить птиц по типу дымковской.

Конспект занятия по декоративной лепке «Пирожное» в старшей группе Цель: формированиестремления делать что-то для других, творческих способностей у детей. Задачи: 1- Закреплять умения у детей лепить знакомые.

Мастер-класс по декоративной лепке из пластилина «Веселые лошадки» В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Лепка по мотивам дымковской игрушки» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками.

НОД по лепке в старшей группе. Тема: Лепка птиц по мотивам дымковской игрушки. Тема: "Лепка птиц по мотивам дымковской игрушки ". Цель: продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать.

Лепка дымковского петушка

Народная игрушка примерно с ладонь величиной, берем кусок пластилина и делим его: кусок побольше для туловища, поменьше – для деталей. Сразу придаём корпусу несколько треугольную форму.

Определяемся, где будет голова, где хвост и на нижнем конце игрушки способом вытягивания делаем круглую подставку.

Лепим детали-украшения: из одного куска завитушки-складочки, отдельно корону. Раскатываем жгуты и сплющиваем их в пластилиновые ленты.

Ленты собираем гармошкой.

Эти оборочки «приклеиваем» там, где должны быть крылья и хвост.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему: «Дымковский петушок», 27.01.2017 года.

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.
Материалы. Пластилин, стеки, доски для лепки, дымковские глиняные игрушки.
Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций и альбомов с изображением дымковских игрушек;
– Рассматривание глиняных расписных игрушек;

– Декоративное рисование «Дымковская игрушка».

Ход занятия:

Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках. На столе расставлены дымковские игрушки.

Показ мультимедийной презентации «Дымковская игрушка».

– Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз полюбуемся дымковскими игрушками. (Слайд 1).

– Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью». (Слайд 2).

– Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!

– Как называются эти игрушки?
– Правильно, дымковские.
– Перечислите названия игрушек, которые вы видите. (Слайд 3).
– Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
– Из какого материала делают игрушки мастера?
– Правильно, из глины. (Слайд 4).
– Значит, игрушки какие?
– Верно, глиняные.
– Какие элементы росписи вы видите на игрушках? (Слайд 5).
– Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?

– Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.

– Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.

– Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
«Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться. (Слайд 6).

Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.

Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.

Сегодня мы с вами будем лепить дымковского петушка.

Давайте посмотрим на петушка: у него овальное туловище, волнистые крылья, важно распушены, веерообразный гребешок. Длинная бородка, похожая на гроздь ягод. Пышные «волнистые края хвоста», толстые ноги. (Медленно поворачивается фигурка, чтобы рассмотреть ее со всех сторон.)

Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка:

«Замок»

На двери весит замок –

Кто его открыть бы смог?

(быстрое соединение пальцев замок)

Потянули.

(Тянем кисти в разные стороны)

Покрутили…

(волнообразные движения)

Постучали …

(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли

(пальцы расцепили) .

Самостоятельная работа:

Воспитатель: а теперь садитесь на свои места, и начнем работу. Будем лепить петуха.

Показ последовательности работы на ТВ.

– Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.

– украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.

Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.

Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.

А какой петушок вам понравился больше всего?

(Ответы детей) .

Итог. Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.

Вот петух нарядный

Весь такой он ладный,

У большого петуха

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок.

Да алеет гребешок.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Сербиненко Марины Валентиновны

Дата: февраль- март

Группа : подготовительная

ДОУ:

Образовательная область: Художественное творчество

Вид НОД: рисование,

Тип НОД: Комбинированный.

Тема НОД: нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Цель : формирование навыка украшения объемной формы элементами декоративной росписи.

Задачи:

Образовательная: развитие продуктивной деятельности детей.

Изобразительная: учить детей украшать фигурки элементами дымковской росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Техническая: совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисовать кончиком кисти на объемной форме.

Композиционная: совершенствовать умение ритмично располагать узор по объёмной игрушке.

Цветовая: Закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать сочетание цвета в соответствии с дымковской росписью.

Развивающая: развивать внимание, память, воображение, мышление, речь, наблюдательность, способность замечать характерные особенности зависимости узора от формы изделия.

Воспитательная ; воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Принципы воспитания

  1. Создание положительного эмоционального подъёма
  2. Воспитание через взаимодействие
  3. Воспитание через творчество

Принципы обучения

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

  • Беседа
  • Художественное слово
  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение и порицание
  • Игровые ситуации

Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  1. По дидактическим целям:
  • Методы приобретения новых знаний
  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
  • Методы контроля и самоконтроля

Формы организации : фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: технологические карты с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями, варианты узоров на индюках.

Раздаточные: вылепленные из скульптурного пластилина индюки, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски.

Связь НОД с другими образовательными областями: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание»

Предварительная работа : (рассматривание дымковских игрушек, беседы о них; рассматривание альбома Дымковские игрушки, рисование элементов дымковского узора, просмотр презентаций).

Предполагаемый результат: овладевший необходимыми умениями и навыками любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.

Список литературы: Веракса, Н. Е. программа «От рождения до школы» [текст]- М. 2010

Изобразительная деятельность в детском саду/учебно-методическое пособие /под редакцией И.А.Лыковой.

План НОД:

1. Организационный момент

2..Мотивационно – целевой этап

3. Восприятие предмета

4. Объяснение приёмов работы

5. Физкультминутка

6.Вопросы на уточнение

7. Индивидуальная и практическая работа детей совместно с воспитателем

8.Анализ детских работ

9. Подведение итогов

ход НОД

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент

Задача: собрать внимание детей

Ребята, мы хотели украсить наши игрушки и организовать выставку для наших пап, мам, бабушек и дедушек. Пусть ваши родные побывают на выставке «Дымковских игрушек» созданных в нашей мастерской. Ребята предлагаю вам пройти со мной в нашу мастерскую.

«Любознательный, активный»

2.Мотивационн-

целевой

Задача: смотивировать детей на дальнейшую деятельность

Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками,кольцами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц своих детей и внуков, а те своих детей и внуков. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

Его высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная - индюк.

- И чем мы сейчас с вами будем заниматься?

«Любознательный, активный»

«Эмоционально отзывчивый»

1реб

2реб

3реб

4реб

3.Восприятие предмета

Задача: создать зрительный образ

Показываю варианты оформления индюков по мотивам дымковской игрушки.(игрушки или рисунки, таблицы)

Предлагаю детям рассмотреть дымковские узоры.

Скажите мне, ребята, какие краски используют дымковские мастера?

Правильно ребята все цвета яркие, нарядные, праздничные. А еще ребята есть немного черного цвета для прорисовки глаз и тонкой сеточки на крыльях.

Самое красивое и сложное у дымковского индюка – это хвост. Хвост индюка имеет форму круга или полукруга и напоминает веер. А дымковские мастерицы часто сравнивают нарядный хвост индюка с солнышком, поэтому и оформляют его так: по центру рисуют солнце, а пышную оборку раскрашивают будто это лучи. Иногда делают двойную оборку и тогда одну из них раскрашивают синим цветом, будто это небо, а вторую –красным или желтым, будто это солнечные лучи.(показ вариантов узоров на полукруге).

Крылья индюка похожи на хвост по своей форме, но меньше по размеру, поэтому узор на них может быть не таким сложным: оборка одного цвета по краю и сеточка из тонких пересекающихся линий на полукруге(черного или синего цвета) .Можно нарисовать веточки или цветы. Грудка индюка обычно украшена одним крупным цветком или солнцем из кругов, точек и волнистых линий. По спинке идет простой узор из ягодок или листочков.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?

Что общего во всех игрушках?

Из чего состоит узор?

Ребята давайте, и мы станем мастерами дымковской игрушки.

Я буду вашим старшим мастером, а вы моими помощниками.

«Любознательный, активный»

4.Объяснение приёмов работы

Задача: рассказать технологию выполнения работы.

Сначала берем тонкую кисточку, набираем красную краску и аккуратно оформляем бородку и корону индюка. Теперь берем синюю краску и оформляем оборки на хвосте и крыльях. Затем рассматриваем индюка со всех сторон и придумываем для него наряд. Вы помните что самое сложное –это хвост. Поэтому сначала продумываем узор для хвоста.

Крылья индюка похожи на хвост, но меньше по размеру мы можем нарисовать на них сеточку или цветок.

На грудке рисуем солнце из круга точек и волнистых линий.

По спинке простой узор из пятнышек. Мы используем с вами для этого тычек.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

5. Физ пауза

Задача: снять мышечное напряжение.

Физминутка «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

«Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

6. Вопросы на уточнение Задача: предупредить предполагаемые ошибки.

Ребята, с чего мы будем начинать расписывать нашу игрушку?

Давайте вспомним план работы.

Молодцы.

«Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

7.Практическая работа

Задача: корректировать предполагаемые ошибки во время деятельности.

Теперь мои мастера пора нам с вами приступить к росписи нашей дымковской игрушки.

Осуществляю контроль и помогаю детям, у которых есть затруднения.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

«Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

8. Анализ работ

Задача: напомнить детям о цели и задачах НОД.

Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. Даже на душе стало радостно. Какая красота. Я думаю вашим папам и мамам очень понравится выставка.

Кем ребята мы с вами сегодня были?

Какую игрушку вы расписывали?

Ребята, что вам больше всего понравилось? Что показалось трудным?

«Эмоционально отзывчивый»

«Любознательный, активный»

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

9. Подведение итогов

Задача: подвести итог НОД, похвалить отличившихся детей.

Ребята вы молодцы у всех получились красивые игрушки. Вечером оформим с вами нашу выставку дымковской игрушки для наших родных.

«Овладевший необходимыми

умениями и навыками»



Лепка индюка по дымковской игрушке в подготовительной группе
Цель: научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.
Задачи: «Петух» (Индюк) - Учить передавать детей в лепке образ дымковского петуха (индюка). Упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке
Материал: пластилин, стеки, доски, дымковские игрушки образцы.
М и п: Рассматривание, оценка.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц.
Ход:
- Дети, а вы хотите пойти на выставку игрушек?
- Как называются эти игрушки (Дымковские)
-Найдите самую нарядную игрушку
(индюк)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
- А вы хотите, тоже стать дымковскими мастерами и устроить выставку для своих родителей.
Ставит перед детьми дымковского индюка на поворотный круг или дощечку.
- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)
- А вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить такого же дымковского индюка?
- Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)
- Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.
- Какое же оно? (Овальной формы.)
- Посмотрите на голову и шею индюка.
-Какая голова и шея?
Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.
- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)
- Какие по форме крылья и хвост? (круглой)(Волнистые крылья и края хвоста)
- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)
Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.
- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.
- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?
(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные формы для лепки.)
- С деления пластилина на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.
- Как будем лепить птицу?
Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста) .
-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.
- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)
Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.
В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед.
Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!
Дети: У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.


Приложенные файлы

По Художественно - эстетическому развитию

(декоративное рисование)

в подготовительной группе «Кораблик»

Тема: «Роспись дымковского индюка»

Выполнила:

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 26 «Островок»

г. Южно-Сахалинска.

Носкова Ольга Викторовна. Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Кораблик»

«Роспись дымковского индюка»

СКАЧАТЬ (презентация)

(по мотивам дымковской игрушки)

Цель: Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: расширять представление о народном промысле.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить рисовать губковой кистью и ватными палочками.
  • Симметрично располагать узор на круге.
  • Формировать умение изготовлять полуобъёмные, стоячие игрушки.
  • Использовать характерные для росписи яркие цвета.

Развивающие :

  • Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.
  • Вызывать интерес к народной игрушке.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Предварительная работа : Беседа о дымковской игрушке; рассматривание предметов декоративного искусства; иллюстраций; проведение дидактических игр «Составь узор», «Наряди дымковскую барышню»; прорисовывание элементов дымковской росписи.

Словарная работа: Роспись, ярмарка.

Методические приемы:

  • Игровая мотивация.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Показ и объяснение воспитателя.
  • Обучение технике рисования губковой кистью.
  • Наблюдение за работой детей.
  • Индивидуальные объяснения.

Материалы, инструменты, оборудование : конверт с письмом;

заготовки с силуэтом дымковского индюка (туловище) и хвост; гуашь 4-х цветов; губковые кисти, кисти для рисования№ 3; по 2 штуки на каждого ребенка и ватные палочки; салфетки, стаканчики с водой, аудиозапись, презентация, проектор с экраном, магнитофон; ножницы по количеству детей.

Ход НОД

1.Организационный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, который лежит на столе. Воспитатель достает конверт и читает детям письмо.

Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек

поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей ярмарки.

Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки

для игрушек вы найдете в конверте.

В .- Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали?

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В . - Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получиться из этих частей?

Д. Индюк.

В . Правильно, эта часть - тело индюка, а эта?

Д . Хвост.

В. - Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера.

В . - Но сначала давайте совершим с вами небольшую экскурсию в дымковскую слободу?

Воспитатель приглашает детей на просмотр презентации

2. Основная часть .

Давным - давно, когда спали ели в инее седом, деревья спали и спала речка скованная льдом. Мягко падал снежок, вился голубой дымок, дым шел из трубы столбом, словно в дымке все кругом. Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Показ слайдов.

Слайд № 1.На берегу реки Вятки - стоит село Дымковская слобода.

Слайд № 2. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины.

Слайд № 3. В Дымково вечера были длинны, и лепили все из глины.

Слайд № 4. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.

Слайд № 5. Слепит игрушку и сразу в печь!

Слайд № 6. От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

Слайд № 7. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.

Слайд № 8. Когда высохнет белая краска - начинается настоящее волшебство!

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

Слайд № 9. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.

Слайд № 10. Вот какие яркие, весёлые, нарядные игрушки делают дымковские мастера!

В .- Ну а теперь ребята и нам пора за работу! Где наши заготовки для индюка?

Его вы и будете расписывать дымковским узорам, как настоящие мастера. Но сначала, давайте вспомним особенности дымковской росписи. Какого цвета

основной фон игрушки?
Д. -Белого.
В. - Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. - Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. - А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. - Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. - Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . - Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. - Где будет расположен самый большой элемент?
Д. - В центре.
В. - Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются

тонкие и мелкие элементы?
Д. - Кончиком кисти, без нажима.
В. - Правильно. Молодцы! Все мы с вами вспомнили. Но сегодня мы будем

рисовать не просто обычными кисточками, а губковыми, а еще ватными

палочками. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Пальчиковая гимнастика:

Два толстых индюшонка прячутся в саду (большие пальцы опущены вниз);

Два ловких индюшонка играют в чехарду (указательные сложены крест- накрест);

Два самых веселых играют в баскетбол (средние подняты вверх);

Два самых быстроногих бегут играть в футбол (безымянными попеременно стучим по столу);

Два маленьких веселых танцуют и поют (мизинцы согнуть разогнуть);

Потом все индюшата обедать в дом бегут(всеми пальцами по столу имитация бега).

Показ воспитателя о расположении узора на круге и методики работы губковой кистью.

В.- А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись. Самостоятельная деятельность детей сопровождается аудиозаписью с народной музыкой. Воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения при рисовании. Когда все дети закончили:

В. - Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги вот так, а затем вот здесь, в задней части по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей.

Подведение итогов:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг.

Птица важная - индюк!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы

дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки? Оставшиеся

заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные

игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам. А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.