Когда малыш начинает ползать, в его жизни наступает немаловажный ответственный период. На первый взгляд кажется, что можно и не заострять внимание на данном событии. «Ну а что такого произошло? Всё естественно и рефлекторно.» Но на самом деле первые попытки самостоятельного передвижения свидетельствуют о запуске важных механизмов в организме крохи.
На данном этапе происходит:
От того, насколько правильными и грамотными будут действия родителей, зависит то, насколько правильным и своевременным будет физиологическое и морально-психологическое развитие ребёнка.
Мало кто задумывается о том, что первые попытки к ползанию младенец проявляет с самого рождения, когда он пытается ёрзать из стороны в сторону, потом отталкивается ножками от опоры, после с помощью активных движений конечностями старается продвинуть своё тело вперёд. И к пятимесячному возрасту малыш осваивает навык ползания.
Педиатры утверждают, что к девяти месяцам ребёнок ползает достаточно быстро и уверенно. Но не стоит загонять себя и кроху в строгие рамки, если вдруг что-то пошло не по графику. Некоторые детки справляются с поставленными задачами чуть раньше, другие - немного позднее. Организм у каждого разный, и происходящее процессы протекают в индивидуальных пределах.
Естественно, что новый этап в жизни маленького человека приносит любящим мамочкам дополнительные заботы и тревоги. Их волнует куда больше вопросов , чем во сколько месяцев должен поползти младенец. Зачастую большинство опасений оказываются напрасными. Попробуем разобраться с часто возникающими вопросами, которые могут потревожить родителей, когда ребёнок начинает ползать.
Грань между нормой и патологией так тонка , что порой сложно различить, где же это запретный рубеж. Конечно, частые необоснованные визиты к врачам не принесут пользы малышу, но и невнимательное отношение к крохе может привести к серьёзным последствиям. Мамам нужно больше времени проводить с ребенком, отмечать для себя все успехи и продвижения вперёд. Только в том случае, когда вдруг остановились процессы развития или даже замечен регресс, следует обращаться за помощью к специалистам.
Родители должны заботиться о своём ребёнке и всячески помогать ему во всех процессах жизнедеятельности. В момент наступления этапа ползания на четвереньках от мамы требуются массаж, гимнастика и специальные упражнения. Поговорим о каждом виде "родительской помощи" более подробно.
Массаж является как бы вводной частью к гимнастике. Сначала тело малыша разогревается и подготавливается к дальнейшим занятиям, после непосредственно проходят основные занятия. Начинать массаж следует с плавных поглаживаний , постепенно переходящих в лёгкие растирания, пощипывания и постукивания. Должны быть задействованы область спины и ягодиц, кончики пальцев, ладони, стопы, голени, предплечья, наружная поверхность бёдер и плечей. Область живота нуждается только в мягких поглаживаниях. Допускаются лёгкие пощипывания вокруг области пупка.
Скрещиваем ручки малыша на груди, сгибаем и разгибаем ножки в коленях, вместе и поочерёдно, производим круговые движения руками и подъём прямых ног, переворачиваем со спинки на живот., осуществляем приседания. Некоторые родители предпочитают водную гимнастику и гимнастику на специальном мяче. Для водных процедур совсем необязательно посещать дорогостоящие занятия в бассейне, можно ограничиться пределами ванной комнаты. Главное, не оставлять ребёнка в воде без присмотра взрослых.
Учимся формировать устойчивую опору на руках. Положить малыша на живот, выше уровня головы расположить игрушку. Кроха будет пытаться дотянуться до интересующего предмета, а соответственно, приподниматься на ручках.
Укрепляем вестибулярный аппарат . Малыш на животе. Под грудь подкладываем валик. Располагаем ребёночка таким образом, чтобы руки и голова свисали с валика, а ноги располагались на опоре. Оставляем кроху в таком положении на 15 минут. Если малыш устанет, упражнение можно прекратить раньше.
Учим грудничка стоят на четвереньках. Мама сидит на полу, ноги вместе. Ребёнок расположен на ногах мамы лицом вниз, руки и ноги спущены. Расстояние до пола такое, чтобы кроха мог дотянуться до поверхности ладонями и стопами.
Если вышеперечисленные упражнения не приносят результата , то целесообразно перейти к более серьёзным занятиям, во время которых требуется второй помощник и происходит непосредственное обучение переставлению ручек с ножками и стимуляция активных движений. Первые занятия следует проводить под контролем педиатра или в кабинете массажа и лечебной физкультуры.
Кроме этого, никто не отменял здорового питания, прогулок на свежем воздухе и нормального чередования режимов сна и бодрствования. Такой образ жизни полезен не только маленькому человеку, но и взрослому.
Сложно дать точный ответ на вопрос, во сколько дети начинают ползать на четвереньках. Временные границы раздвигаются в пределах от четырёх аж до двенадцати месяцев. И это нормально. Самое главное в жизни матери - это здоровье и счастье её чада . Пусть лишние тревоги не отвлекают семью от естественных процессов развития.
Ребенок пополз - и это важное событие в его жизни. Это умение является первым навыком, позволяющим самостоятельно перемещаться в пространстве.
Этап ползания необходим детскому организму для развития костно-мышечной системы, подготовки ее к вертикальной нагрузке, которая придет на смену ползанию. В этом материале мы расскажем, когда и как малыши начинают ползать, и о том, какие эффективные упражнения помогут родителям стимулировать ребенка на ползание.
Новорожденный не обладает опорно-двигательными навыками, за исключением безусловных рефлексов, к которым относятся хватание, выпрямление тела «в струнку» при проведении вдоль позвоночника, раскидывание ручек в стороны и отталкивание ножками от плоскости при вертикальном положении. Лишь спустя несколько недель после рождения малыш начинает совершать первые более-менее осознанные движения.
Сначала он учится держать голову, приподнимать верхнюю часть тела на руках в положении лежа на животе. Потом осваивает перевороты. Далее приходит желание сидеть и ползать - иногда одновременно, иногда по очереди, причем в любой последовательности.
По сути ребенок в своем развитии в течение первого года повторяет в ускоренном режиме весь ход эволюционных изменений, которое претерпело человечество. Разница в том, что человечеству, чтобы встать на две нижние конечности, потребовались десятки тысячелетий, а отдельному человеку - вашему малютке - природа отвела на это только первые 12 месяцев его жизни.
В среднем педиатрические нормы указывают, что ребенок начинает ползать в 5-9 месяцев. Разброс возраста такой большой, потому что все малыши очень разные. И ползание в пять месяцев, и освоение нового метода передвижения тела в пространстве в 8 месяцев - это совершенно и неоспоримо является нормальным явлением.
Даже если малыш совсем отказывается ползать (есть и такие карапузы) это не считается отклонением в программе роста и взросления малютки и не должно вызывать большой тревоги у матери и отца.
Для того чтобы поползти, ребенку предварительно нужно укрепить мышцы живота, груди, шеи. Малыш, который не научился уверенно держать голову, поднимать торс на ручках и переворачиваться на бок, на спинку, на живот, не сможет ползать по причине незрелости мышечных групп, ответственных за процесс ползания. Только тогда, когда мышцы и связки готовы к освоению нового этапа, малыш с радостью воспримет гимнастику, упражнения и другие родительские действия, направленные на стимуляцию ползания.
В отношении норм следует отметить, что они довольно усредненные и настолько общие, что с трудом применимы к отдельно взятым малышам. Не стоит переживать, если ребенок опережает их или отстает. Развивается каждый грудничок по своей сугубо индивидуальной программе.
Ребенок может не демонстрировать никакого желания ползти после полугода, и причин тому может быть достаточно много. Обязательно нужно учитывать индивидуальные «обстоятельства». А они могут быть следующими:
Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание - прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.
Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.
Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.
По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе - на животике, если устанешь продвигаться вперед.
Сроки начала этого этапа - самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.
На этом этапе у малышей редко получается целенаправленное ползание по направлению вперед. Чаще всего карапузы веселят родителей своими попытками перемещаться по-пластунски в сторону или назад. Это считается совершенно нормальным, никаких корректив в такое ползание вносить не следует.
Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги - ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.
По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа - 6-8 месяцев.
Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания - с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.
Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.
Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.
С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.
Нередко на форумах в интернете можно встретить заявления мам о том, что девочки начинают ползать раньше мальчиков. Обвинять малышей мужского пола в лености и неактивности не совсем правильно - мышечная система и мотивация у них развиваются ничуть не медленнее, чем у девочек.
Скорость освоения двигательных навыков, по мнению официальной медицины, от половой принадлежности ребенка не зависит. Мнение мам - не более, чем их личное наблюдение за ограниченной группой детей - за своим ребенком, соседским и чадом подруги. В рамках глобальной статистики определенного преимущества в физическом развитии у девочек не наблюдается. Детки и того, и другого пола, обладают равным потенциалом, при условии, что состояние их здоровья, вес и социальные условия, в которых они живут, также примерно равны.
Есть дети, которые очень расстраивают своих родителей тем, что категорически не хотят ползать. Они могут перемещаться альтернативными способами - например, подпрыгивая из положения на четвереньках, или перекатываться с боку на бок, пока не «докатятся» до цели. В первую очередь у родителей могут появиться мысли о возможных патологиях развития.
Не стоит паниковать. Понаблюдайте за своим чадом более внимательно. Если он в своих перемещениях использует в равной мере конечности с правой и левой стороны, если во время движения даже без ползания ребенок одинаково координирует движения правой и левой руки и обеих ножек в равной мере, то волноваться, скорее всего, не о чем.
Если не наблюдается судорог, парезов, «подволакивания» отдельных конечностей или полной их неподвижности, волноваться не нужно. Будет достаточно создать правильные условия, помочь ребенку заинтересоваться ползанием, чтобы он мог освоить этот навык самостоятельно.
Нужно ли учить ребенка ползать? Если отсутствие соответствующего навыка мешает именно родителям жить спокойной жизнью, то можно воспользоваться комплексом специальных упражнений при проведении ежедневной гимнастики. Главное не давить на малыша, не заставлять его что-либо делать насильно. Попытки обучить ползанию не должны превратиться в навязчивую идею, в конце концов есть дети, которые минуют этап ползания – садятся, а потом поднимаются на две ноги.
Другая крайность - постоянные попытки ползти. Некоторые родители жалуются, что малыша совершенно невозможно переодеть, поскольку он даже минуту не может полежать в покое и так и норовит уползти. Иногда ребенок и вовсе демонстрирует странное поведение - просыпается ночью и сразу начинает ползти по кроватке, пока не упрется в ограждение. Это связано с перевозбуждением нервной системы. Такому малышу смогут помочь расслабляющий релаксационный массаж перед сном, купание в прохладной ванне.
Гимнастику и упражнения для легко возбудимого ребенка нужно дозировать по времени и степени физических нагрузок, и проводить занятия исключительно в первой половине дня, чтобы до ночного сна у малыша было время успокоиться и расслабиться.
Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.
Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь - нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.
Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.
Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких - от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.
Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент - игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать. Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания.
Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.
Ваша задача - держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.
Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы - держать ребенка за ножки, задача ребенка - переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.
Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких - от 5,5 месяцев.
Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.
По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример - лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.
Маме, которая твердо намерена обучить ребенка ползанию, следует взять на заметку несколько полезных советов, проверенных на тысячах маленьких представителей совершенно разных поколений.
Каждая мама с нетерпением ждет момента когда же ее ребенок начнет ползать.
У многих родителей вызывает беспокойство то, что их чадо минует этап ползания, а сразу встаёт на ножки и пытается ходить. Давайте разберёмся стоит ли волноваться по этому поводу? И во сколько месяцев дети начинают ползать?
Ползанье является одним из ключевых этапов в развитии ребенка. Перед тем как начать ходить малышу необходимо укрепить мышцы спины и подготовить организм к нагрузке.
Благодаря ползанию ребенок может лучше познавать окружающее пространство. Так вырабатывается его самостоятельность, а его суставы становятся крепче.
Точного ответа на вопрос когда должен начать ползать ребенок нет. Развитие ребенка происходит абсолютно индивидуально и приобретение тех или иных навыков происходит у каждого в своё время.
На то во сколько месяцев ребенок начинает ползать влияет множество факторов, таких как:
Как правило к возрасту 6-7 месяцев многие дети уже умеют самостоятельно ползать.
Манеры и способы передвижения у детей бывают различные и порой достаточно забавные. Некоторые дети вместо того что бы ползать вперед начинают ползать назад.
Существуют причины, которые вполне могут объяснить нежелание малыша ползать:
Если к возрасту 1 года ребенок не ползает, не сидит и не встает, а так же не делает никаких попыток к самостоятельному передвижению, то это может говорить о наличии серьезных заболеваний и родителям стоит обратиться к врачу педиатру за консультацией.
Многие родители задаются вопросом: «Как научить грудничка ползать?». Проще всего ребенку научится ползать на животе. Самое лучшее решение – показывать ребенку, что и как следует делать, или ненавязчиво подталкивать. Для того что бы научить ребенка ползать можно аккуратно перемещать ручки и ножки крохи, чтобы ему легче было понять что делать. Главное, не потакать капризам, когда ребенок ленится двигаться по направлению к игрушке. И тем более нельзя настойчиво требовать, иначе вместо правильно выполненных движений родители получат крики и слезы.
Научить ребенка ползать может помочь ряд нехитрых упражнений:
Период, когда ваш ребенок начинает ползать, очень трогательный и важный, поэтому поддержка со стороны родителей в этом деле необходима! Будьте рядом со своим ребенком, когда в его жизни он преодолевает новую для него преграду.
«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.
Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?
Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов, естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.
Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.
Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.
Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.
Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.
Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:
Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.
Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.
Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:
Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.
При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик >>>
Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.
Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.
Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.
«На четвереньках»
Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.
Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.
Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.
Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.
Кроме этого ползание очень полезно для:
Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.
Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.
Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.
Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).
Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.
В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.
Ползание – это естественный рефлекс , который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.
Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.
Помощь родителей должна заключаться в следующем.
Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.
Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.
В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:
— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,
— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),
— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,
— в чем его значение ползания в развитии младенца.
Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.
Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».
«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.
В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.
Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.
Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:
Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.
Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.
Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.
Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.
Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.
Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)
Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.
Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?
У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.
В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.
Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.
Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.
Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.
К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.
На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.
Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.
В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.
В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.
Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.
Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.
Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.
К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).
В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.
С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.
Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.
В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!
В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.
Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.
Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.
У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)
Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.
Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.
Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.
Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.
Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.
Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.
Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.
В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.
Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.
Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.
— Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :
1) они новые или явно привлекательные для малыша,
2) игрушка должна быть устойчивой,
3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.
— На какое расстояние от ребенка класть игрушки:
а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.
б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).
— Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.
— Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.
— После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.
— Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.
— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.
— Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.
Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.
Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.
Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.
Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.
Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.
После этого сделайте небольшую паузу.
Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.
Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.
Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.
Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.
Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:
— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,
— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).
— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,
— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,
— В случае повышенной утомляемости ребенка.
В продолжении этой статьи:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки