Вековые традиции русского народа. Обряды и традиции. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Россия бережно хранит старинные русские , возраст которых насчитывает уже более 7-10 веков. Сохранились и древнейшие православные традиции, и языческие обряды. Кроме всего этого, жив и народный фольклор, представленный частушками, поговорками, сказками и пословицами.

Обычаи и традиции русской семьи

Испокон веков главой семьи считался отец, именно он был самым почтенным и уважаемым членом семьи, которого было положено слушаться каждому. Однако он же и брал на себя всю самую тяжелую работу, будь то уход за скотом или вспашка земли. Не бывало такого, чтобы мужчина в доме делал легкую, бабью работу, но и без дела он никогда не сидел – работали все, и очень много.

С детских лет младшее поколение было принято приучать к труду и ответственности. Как правило, детей в семье было довольно много, и старшие всегда приглядывали за младшими, а порой и воспитывали их. Всегда было принято почитать тех, кто старше: и взрослых, и стариков.

Отдыхать и веселиться полагалось только в праздничные дни, которых было сравнительно немного. Все остальное время все были заняты делами: девицы пряли, мужчины и парни занимались тяжелой работой, а матери следили за домом и детьми. Принято считать, что быт и обычаи русского народа дошли к нам именно из крестьянской среды, поскольку на знать и дворянство слишком сильно воздействовала европейская культура.

Русские обряды и обычаи

Многие русские национальные обычаи пришли к нам не из христианства, а из язычества, однако и те и другие чтят одинаково. Если говорить о традиционных праздниках, то к ним следует отнести такие:

Кроме этих, существует еще множество русских обычаев, связанных с ритуальными действами, будь то , похороны, крещение ребенка и т.д. Культура России сильна именно почитанием обычаев и умением сохранять их, пронося сквозь века.

Классный час «Народные традиции, музыка, кухня».

Рассказ учителя:

Традиции. С 1

Национальная культура – это память народа, то, что выделяет хранит человека как личность, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. А теперь поработаем и мы. С 2 Следуя принципу - поговорке: С 3 «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. КАК ВЫ ЕЁ ПОНИМАЕТЕ?

Т.е. дело должно занимать большее время, чем отдых. А также мы можем её понять, что всему своё время – и делу, и работе.

Крестьяне отдыхали в основном только в праздничные дни. С 4 Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского С 5 «праздь», означающего «отдых, безделье».

С помощью чего мы с вами сегодня определяем когда какой праздник будет, чтобы заранее приготовить подарки своим любимым и близким людям? Какой предмет нам в этом помогает? – ОТВЕТЫ детей.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом . С. 6 Этот календарь «описывает» по дням месяц за месяцем, обычаи и суеверия, традиции, природные явления.

Долгое время в деревнях жили тремя календарями. А какие календари вы знаете? С. 7 Первый – природный, земледельческий. С помощью этого календаре крестьяне узнавали когда пахать землю, когда её сеять, даже когда поливать. Второй –дохристианских времён, также его называли языческим. С.8 Третий календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать. Кто видел такой календарь в наши дни?

С. 9 Сейчас мы с вами узнаем какие праздники почитали на Руси, и какие дошли до наших дней. У вас на парте лежат листочки…. Какие же праздники почитали на Руси?

Рождество

В древности главным зимним праздником считалось Рождество. Кто знает такой праздник – поднимите руку. С. 10 На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. А какой век у на с на дворе? День накануне этого праздника называется колядой. С 11

На святки запрещалось ссориться, сквернословить, и совершать плохие поступки.

Как вы думаете, что люди делают на колядки? Ходят по домам…., желают добра, благополучия, и за это получают угощенья!

Считалось, если к тебе в дом пришли колядующие – это пожелание хозяинам всяких благ, добра, мира в доме. Колядующие ходили не просто собирать разные вкусняшки, они пели разные песни. Вот слова одной из них:

Рождественские колядки

К нам приходит коляда

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда

Хоть кусочек пирога.

Кто пирог колядке даст,

Будет тот во все горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров

Кто зажмет же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдет удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,

А не-то создашь должок!

Не забудем отметить про этот праздник в нашем листочке.

Следующий праздник, представляющий традиции русской культуры -

Масленица С. 12

    Музыка

    Движения С.13

    Рассказ С.14

    «Кричалки» С.15

Что делали на масленицу? С.16 На масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: “зарывали” в снег или осыпали снегом масленицу. Подвергали их и другим испытаниям: когда молодые ехали в санях С. 17 по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне . С. 18,19

На Руси не было ни одного зимнего праздника, который бы не сопровождался бы катанием на санях, в какое время года он бы не проходил.

С.20 Считалось, чтобы лен вырос высоким, девушки катались с гор, стараясь съехать как можно дальше ипеть как можно громче.Женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием), полагая, С. 21 что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись. Последний и наиболее важный день в масленичной недели - воскресенье -С.22 за говенье – в этот день можно было поесть любое блюдо перед началом Великого поста. Также этот день называется Прощеным воскресеньем, С.23 когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.

Запишите в свои листочки праздники Масленицу и Прощённое воскресенье.

И ещё 1 праздник, о котором я хочу вам рассказать – это… С.24

Свадьба А как вы поняли, что здесь изображена свадьба? Ведь у невесты не белое, а красное платье. Что обозначает красный цвет платья у невесты? – радость, красоту.

Послушайте народную песню, которую исполняли, готовя невесту к венчанию. С. 25 МУЗЫКА

В жизни всех народов свадьба - это одно из самых важных и красочных событий. Каждый человек должен иметь свою семью и детей. А чтобы не случилось так, что кто-то долго засиделся "в девках» или " в женихах», - значит если молодым было 17 и больше лет, на помощь приходили свахи.С.26 Свахами были женщины бойкие, словоохотливые, знающие свадебные традиция. Когда сваха приходила сватать невесту, она, помолившись, садилась или становилась на такое место, которое, считалось, могло бы принести удачу в сватовстве. Разговор она начинала с принятых в этом случае иносказательных фраз, по которым родители невесты сразу догадывались что за гости к ним явилась. Например, сваха говорила: С.27 "У вас товар (невеста), а у нас купец (жених)". Если и ту и другую сторону устраивали условия заключения брака, то договаривались о свадьбе.

Запишем и этот праздник в нашу таблицу.

А сейчас отгадаем кроссворд, посвященный теме нашего следующего классного часа. Подсказка: это самый главный праздник у крестьян ещё с древней Руси. С. 28

Игра «Охлопок»

Народный костюм С. 29

Русский народный костюм разделён по социальному статусу: крестьянский и «городской». С. 30 Вы сможете определить где крестьянская одежда, а где боярский костюм? Чем были украшены костюмы? Первый представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы. Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой - это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.

А знаете ли вы что русский - народный костюм за рубежом ассоциируется с косоворотками, сарафанами, шубами и лаптями с валенками?

Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны, т.е. имели одно и тоже значение. С. 31 - как вы думаете, что это за костюм? Правильно, невесты.

31 – свадебный костюм

32 - Девичий костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

33 - Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

34 - Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

35 - Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

И др.

Ткани, цвет, орнамент С. 36

Что это такое? Правильно, это узоры на костюмах. Это наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, елочки, кустики, птицы, лошади, жар птицы.

Лошадь – русская сила, дух смелости. Жар-птица – благородие, красота. Птица – голубь – мир, взаимопощь. Узоры вышитые, выполнялись шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Что вы можете ещё отнести к русской - народной традиции? – это кухня.

Кухня С.37

Русская кухня давно пользуется широкой известностью во всем мире. Исконно русские пищевые продукты (икры, красной рыбы, сметаны, гречневой крупы, ржаной муки и т. п.) или некоторых наиболее знаменитых блюд русского национального меню (студня, щей, ухи, блинов, пирогов и т. д.), так и в косвенном влиянии русского кулинарного искусства на кухни других народов. Ассортимент блюд русской кухни стал столь разнообразен, а популярность в Европе настолько велики, что о ней заговорили с большим уважением, как и о знаменитой французской кухне сегодня.

Какие блюда русской кухни вы можете мне привести?

Кто знает, как готовили раньше еде, когда не было микроволновок, модных электропечей, красивых варочных поверхностей? - ОТВЕТЫ.

Вот по слушайте. Любое блюдо не обходилось без приготовления в русской печи. Еду готовили в горшочках, разных по своему размеру. Самые большие назывались щаным горшком в них готовили любимое русское первое блюдо – ЩИ, Кто из вас любит это болюдо, поднимите руки. Горшочек средней величины назывался к а шник – он служил для вторых блюд. Самые маленькие горшочки назывались малыши, горшенята или махотки – в них топили масло или готовили варенец.

Первым за стол всегда садился самый старший в семье – отец или дедушка, т.е. хозяин. Первый всегда начинал есть именно он из щаного горшка, никто и ложки в руку не брал, пока хозяин первый не попробует блюдо. Как только он съест одну ложку, вся остальная семья присоединялась к трапезе. Ели из одного горшка. Если за столом случались неразрешенные разговоры, т.е. те, которые самый старший не начинал, то говорящие получал большой деревянной ложкой по голове. Также за стол не допускались дети с распущенными волосами или в небрежном виде.

А кто из вас за обедом всё время молчит и ничего не говорит, пока родитель не разрешит сказать что-нибудь?

А чем заваривали чай? С.38

Сейчас мы поиграем ещё в одну русскую – народную игру, но для этого нам нужно выбрать начинающего или как ещё говорят – водящего.

Рефлексия

    Игра «Камешки» («Креллушки») - Это игра перед самой игрой, когда разыгрывают ход, т.е. кто первый водит.

Камешки или Креллушки У каждого играющего должно быть пять камешков. Сначала определяют, кому начинать игру. Для этого каждый играющий берет в свои руки камешки, подбрасывает вверх, затем, быстро перевернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков, возможно, попадет на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый проделывает свою часть игры, по очереди передавая каждому играющему возможность подбросить камешки. Иногда перед началом игры приговаривают:

На два камня Сберыши, доберыши, Не собрать одного камушка! Катышки, матышки, Из кон-кон, по первый кон! Двоечки, сдвойтеся, Троечки, стройтеся, Стрехоньки, смахоньки, Выпусти, не выпусти - Ни ты меня, ни я тебя!

    Игра «А - у». С.39 + музыка

Весёлая подвижная игра “охлопок”

Простая и забавная иградля весёлых людей любых возрастов. Участники игры становятся в кружок и подбрасывают вверх охлопок – кусочек ваты (можно взять и пёрышко). Задача заключается в том, чтобы не дать охлопку упасть. Тот играющий, на кого (или возле кого) он упадет, платит штраф (можно играть на исполнение желания). Всякий играющий старается отдуть охлопок к своему соседу. Дуют то сильнее, то слабее, и охлопок летает то высоко, то низко, то вправо, то влево. Соответственно надо либо вытянуть шею, либо загнуть голову, быстро подвинуться, чтобы отдалиться от охлопка. Презабавно видеть целый круг в хлопотах, в движении, на первый взгляд, «из-за ничего». Та часть кружка, которая отдула от себя вату, от души хохочет и радуется, глядя на усилия другой части участников, забывая, что сама только что занималась тем же самым и выглядели так же нелепо. Если играющих мало, садятся вокруг стола, а охлопок кладут на стол; но тогда руки надо держать под столом. Возле кого вата (пёрышко) упадёт со стола, тот проиграл.

А сейчас, дорогие мои, вспомните, я вам говорила раньше, как младшее поколение показывало уважение старшему поколению? – Поклон -ПОПРОБУЕМ.

А как на Руси встречали невесту родители её мужа?

А как встречали почётных гостей? Не помните? Ну, тогда смотрите внимательно С. 40 поднос, рушник (полотенце из домотканого холста, предмет народной культуры и народного творчества славян) , каравай - хлеб и соль. Хлеб – это достаток в семье, если им угощают, то делятся благом с другими.

Хлеб всегда отламывают руками, кусочек макают в соль и едят, а то, что остаётся – съедают хозяева.

А у нас сегодня с вами как раз присутствуют почётные гости, так давайте покажем им своё уважение низким поклоном и угостим их нашим русским хлебом с солью!

Разукрасить яблочко в цвет радости – красный если на уроке было весело и интересно если к-то быо скучно – в зелёный цвет.

Останется время – «Без соли соль».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЕ.

Введение…………………………………………………………..……………...…3

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка………………………………………………….…………..4

1.2. Крещение…………………………………………………………….…………9

1.3. День ангела……………………………………………………………..……..12

1.4. Свадьба………………………………………………………………….……..15

1.4.1. Сватовство…………………………………………………………..………16

1.4.2. Смотрины………………………………………………………………...….17

1.4.3. Рукобитие. Оглашение решения о свадьбе………………………….…….17

1.4.4. Подготовка к свадебному дню. Вытие………………………………...…..18

1.4.5. Обряды накануне свадебного дня………………………………………….19

1.4.6. Первый день свадьбы…………………………………………………...…..20

1.4.7. Второй день свадьбы……………………………………………………….23

1.5. Новоселье…………………………………………………………………...…23

1.6. Русский православный обряд погребения…………………………………..25

1.6.1. Причащение…………………………………………………………...…….26

1.6.2. Соборование……………………………………………………………...…26

1.6.3. Погребение…………………………………………………………………..27

1.6.4.Поминание усопших………………………………………………..……….27

Глава 2. Православные праздники и обряды

2.1. Рождество Христово………………………………………………………….28

2.1.1. Рождественский пост…………………………………………………...…..30

2.2. Масленица……………………………………………………………………..31

2.3. Пасха……………………………………………………………………..…….33

Заключение…………………………………………………………...……………38

Список использованной литературы…………………………………………….40

Введение

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд - это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В своей контрольной работе я хотела бы рассказать о главных, складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа.

Глава 1. Семейные обряды и обычаи

1.1. Рождение ребенка

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.
Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней - иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, - у малыша будет «родимчик» и т.д.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам - нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния - ей нужно было приданое.

Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды.

В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья - в баню, хлев, сарай.

Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).

С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь немедленную кару.

К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Крестьянки предпочитали повитух, так как они сразу могли заговаривать грыжу. А акушерки; в большинстве девушки, могли и сглазить младенца, говорили в народе, к тому же применение акушерских инструментов считалось грехом.

Повивальные бабки в случае необходимости могли крестить новорожденных. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка - это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои или принятые ею дети умирали.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца.

Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX - начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.

Повитуха готовила или хотя бы подавала так называемую бабину кашу. Обряды с Бабиной кашей обязательно включали сбор денег (продажу каши).
Основное денежное вознаграждение повитуха получала именно «на кашу» от присутствующих гостей и домочадцев (роженица, которая даже если и присутствовала на крестинах, в сборе денег не участвовала).

Был один день в году, когда устраивался праздник специально для повивальных бабок, - «бабины», или «бабьи каши». Это второй день Рождества - 26 декабря по старому стилю.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

Исполнение роли бабки создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой. Каждый год такие бабки несут ребенку подарок на день рождения, их приглашают на все главные события жизни ее «внука» - и на свадьбу, и на проводы в армию.

После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием - не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.

С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.

Затем бабка ставила родильницу лицом на восток - если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.

Публикации раздела Традиции

«Детские» русские традиции

Ч то такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции , которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно - о происхождении некоторых устойчивых выражений.

Что такое «принести в подоле»

Кирилл Лемох. Новый член семьи. 1890. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Кирилл Лемох. Новое знакомство. 1885. Государственный Русский музей

Иван Пелевин. Первенец. 1888. Государственный Русский музей

В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки - в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.

«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле - вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».

Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»

Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.

В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен» . «Носить в подоле» означало также «баловать».

Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Аким Карнеев. Крестины. 1860-е. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Николай Богданов-Бельский. В церкви. 1939. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Петр Коровин. Крестины. 1896. Государственная Третьяковская галерея

«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий , заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!

Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери - скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.

Время первой стрижки

Кирилл Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Николай Пимоненко. Вечереет. 1900. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Харитон Платонов. Крестьянская девочка (Молоко пролила). 1876. Томский областной художественный музей

В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» - помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу - это олицетворяло будущее богатство.

Мышка вместо Зубной феи

Николай Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея

Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея

История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки - сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться» .

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.

Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому традиции и обряды русского народа чрезвычайно интересны и многогранны.

Русский народ

Из поколения в поколение переходили эти обряды, практически не меняясь. И сегодня они также остаются популярными. Поговорим же более подробно о традициях русского народа, о самых известных народных обрядах и об увлекательных праздниках.

Национальные традиции в быту

А что в быту

Поскольку русские люди во все времена уделяли особое внимание своему быту, семье и родному дому, особенно интересными являются те традиции и обряды, которые напрямую относятся к этой сфере. Причем большинство их них связаны с появлением на свет детей, с крестинами, свадьбами, а также похоронами.

И самое интересное, что многих традиций мы придерживаемся до сих пор – например, большинство будущих мам становятся очень суеверными и боятся стричь волосы, шить или вязать, развешивать белье на веревке и т.д. А также о старинных русских традициях женщины могут вспоминать непосредственно после родов – именно поэтому, к примеру, новорожденного ребенка не принято показывать посторонним людям на протяжении сорока дней.

Что касается обряда крестин, то он появился довольно давно – как раз тогда, когда русский народ перешел от язычества к христианству. Причем омовение младенца в свяченой воде, а также наречение его новым именем всегда являлись неотъемлемыми составляющими рассматриваемого обряда. Что же касается свадеб, например, то многие старинные традиции, которые всегда соблюдались при их проведении, живы и до сих пор. Это касается, например, традиции давать за невесту выкуп или похищать ее. Ну а кроме того, на свадьбах во все времена проводились конкурсы.

Традиции русского народа, связанные с праздниками

Праздники

Следует отметить, что у современных россиян есть немало оригинальных самобытных праздников, которые не отмечаются больше нигде в мире (или отмечаются, но совершенно по-другому). Это касается, к примеру, Пасхи, Рождества и Крещения, а также таких знаменитых языческих праздников, как Ивана Купала и Масленица. О том, как праздновать их, мы знаем еще от своих предков, причем все традиции соблюдаются нашими современниками довольно точно, что позволяет говорить о четком сохранении традиции русского народа.

Рассмотрим, например, знаменитый праздник Ивана Купала, в котором тесно переплетаются христианство и язычество. Следует отметить, что еще до провозглашения на Руси христианства, у наших предков существовало божество плодородия под именем Купало. Именно его и почитали русские люди, когда по вечерам веселились, распевали песни и прыгали через костры. А по прошествии некоторого времени этот праздник стал ежегодным – причем приурочили его ко дню летнего солнцестояния. И сегодня каждый человек, которого интересуют народные традиции и обряды древних предков, знает, что принято делать в этот праздник, и с удовольствием принимает участие в его отмечании.

Ну а что касается такого языческого праздника, как Масленица, то он тоже весьма неоднозначный. С одной стороны, Масленица всегда считалась днем поминовения усопших (именно поэтому, в сущности, мы и готовим на Масленицу блины). Но в то же время, именно данный праздник в понимании многих наших предков ассоциируется с наступлением весны. Недаром же в этот день принято сжигать соломенное чучело, которое олицетворяет уходящую зиму. И всегда на Масленицу люди веселились, пели песни, развлекали друг друга и участвовали в разнообразных состязаниях.

Что же касается Рождества, то это, как всем известно, церковный праздник, который отмечают в честь появления на свет Иисуса Христа. Его празднуют во многих странах современного мира, однако православное Рождество не совпадает с католическим, да и отмечают праздник наши соотечественники не так, как иностранцы. А кроме того, очень интересная пора для русских мужчин и женщин (в особенности, для женщин) наступает сразу же после Рождества. Речь идет о Святках.

На самом деле, Святки – языческий праздник. В эти дни наши далекие предки надевали на себя самодельные маскарадные костюмы, чтобы обмануть злых духов, которые, якобы, на Святки обретали особую силу и становились настоящей угрозой для людей. К тому же, на Святки принято было веселиться – это тоже делали с целью отпугнуть темные силы. Ну и конечно, во все времена на Святки гадали (этим занимались, преимущественно, девочки) и посевали (посевали, как правило, мальчики).

Еще немного информации о русских обрядах и обычаях

Что стоит помнить

Очень многие старинные обряды и обычаи русского народа напрямую связаны со смертью и погребением. Ведь процессу отправления в последний путь усопшего раньше придавалось не меньшее значение, чем, например, организации свадеб или крестин. Так, например, в славянских селеньях мертвецам всегда закрывали глаза большими медными монетами (пятаками). Считалось, что в противном случае почивший может начать высматривать, кого бы еще ему захватить с собой в могилу.

Кроме того, всем на сегодняшний день известно изречение «О мертвых плохо не говорят», однако далеко не все знают, откуда оно пошло. Отметим же, что эта фраза вошла в быт наших предков много лет назад, когда еще считалось, что души умерших незримо присутствуют рядом с живыми и могут жестоко отомстить за все обидные для них слова.

Впрочем, были у русских людей также традиции, не связанные с покойниками – речь идет, например, о том, чтобы во время новоселья первой впустить в дом кошку (животное, которое, по сути, символизирует собой домового). А кроме того, именно из-за домового не принято было здороваться или прощаться через порог – дескать, власть этого доброго духа распространяется лишь на жилое пространство, а вот за порогом уже властвуют совсем другие силы, которые могут без труда испортить ваши отношения с человеком.

Многих старинных традиций мы придерживаемся и сегодня. Например, мы вешает над порогом дома подкову, передавая его под защиту Дажьбога-Солнца. Мы закрываем зеркала, если кто-то умер. Мы украшаем свой дом ветками и листьями на Троицу и т.д. И все это является свидетельством нашей неразрывной связи с предками, о нашем умении ценить свою историю и фольклор.