Влажно тепловая обработка вытачки называется. Вто соединительных швов и вытачек. Боковые и плечевые швы

03.03.2020 Отношения

Если вы хотите научиться самостоятельно моделировать, кроить и шить одежду, то вам просто не обойтись без базовой выкройки (еще ее называют выкройка-основа). По сути любая базовая выкройка — это шаблон, который можно использовать в вашей работе и создавать уникальные авторские модели одежды. Точность базовой выкройки во многом определяет посадку будущего изделия по фигуре, поэтому к ее построению следует отнестись с особым вниманием. В этом уроке дано подробное построение базовой выкройки пальто, с помощью которой вы можете моделировать и шить любую верхнюю одежду.

Чем отличается базовая выкройка пальто от других выкроек-основ?

Перед тем как приступить к построению базовой выкройки, внимательно посмотрите на фигуру клиента и оцените осанку, естественное положение корпуса, возможные особенности фигуры. Все это поможет вам избежать ошибок при создании конструкции и получить максимально точную основу. Снятые мерки рекомендуется записать в табличной форме и перепроверить как минимум два раза.

Поскольку пальто — это верхняя одежда, то для обеспечения комфорта в носке, при построении базовой выкройки необходимо заложить прибавки на свободу облегания. Величины прибавок могут отличаться в зависимости от фасона изделия и задач дизайнера.

Прибавки различаются по своему назначению, основными из них являются:

  • минимально допустимая прибавка - прибавка без которой невозможно комфортное движение, дыхание и т. п. (может варьироваться в зависимости от материала от 0 до 2 см).
  • на толщину пакета одежды - эта прибавка учитывает толщину нижних слоев одежды и рассчитывается для жакетов и пальто. Прибавка уже заложена в таблицах и дополнительно не рассчитывается.
  • на толщину пакета утеплителя - прибавка добавляется дополнительно при изготовлении одежды с утеплителем и рассчитывается по формуле: 6,28 х h, где h - толщина утеплителя.
  • силуэтная прибавка - зависит от силуэта изделия, фасона, размера и роста ребенка.
  • технологическая прибавка (добавляется при необходимости, на усадку при вто).

Для упрощения расчетов при построении чертежей базовых выкроек используют суммарное значение минимально допустимой прибавки, на толщину пакета одежды и прибавки на создание силуэта. Эту прибавку называют конструктивной. Конструктивная прибавка - рассчитывается для плечевых изделий по Обхвату груди, но дается также по Обхвату талии и Обхвату бедер.

Помимо этого, при конструировании базовой выкройки пальто необходимо сделать прибавки:

  • к Обхвату шеи (ОШ) (значение прибавки может составлять от 0,5 до 2 см зависимости от типа изделия);
  • к мерке Длина до талии спинки (ДТС) и к мерке Длина до талии переда (ДТП) (учитывается форма и толщина подплечников и материал верха);
  • Глубине проймы (Гпр);
  • Обхвату плеча (ОП);
  • Длине плеча (Дпл).

Конструктивные прибавки сведены в таблицу (рис. 1). В одном из предыдущих уроков мы рассказывали .

Рис. 1. Таблица прибавок для пальто

ВАЖНО! Поскольку построение любой базовой выкройки выполняется на половину объема фигуры, прибавки также добавляются к половинным меркам ширины спины и ширины груди. При конструировании выкройки дизайнер самостоятельно определяет величину необходимой прибавки.

Построение базовой выкройки женского пальто

В статье выполнено построение базовой выкройки пальто полуприлегающего силуэта с использованием стандартных 46-го размера с прибавкой на свободу облегания 7 см (см. рис. 1).

Для построения чертежа выкройки пальто необходимо снять следующие мерки (46-й размер):

  1. Длина пальто по спинке 110 см
  2. Длина до талии спинки 42,5 см
  3. Ширина спины 36,5 см
  4. Ширина проймы 10 см
  5. Ширина груди (ШГ1) 38 см
  6. Ширина над грудью (ШГ2) 30 см
  7. Глубина проймы 20 см
  8. Высота бедер 20 см
  9. Высота плеча косая (ВПК) 43 см
  10. Длина до талии переда 46 см
  11. Высота плеча косая переда (ВПКП) 46 см
  12. Высота груди 28 см
  13. Центр груди 22 см
  14. Длина плеча 12 см
  15. Обхват шеи 37 см
  16. Обхват талии 72 см
  17. Обхват бедер 98 см.

На рисунке ниже показано как правильно снимать мерки Ширина груди (ШГ1) и Ширина над грудью (ШГ2), а также расстояние между этими двумя уровнями (h).

Рис. Как снять мерки ШГ1, ШГ2 и h.

Построение выкройки пальто

Для построения чертежа вам потребуется лист бумаги шириной с учетом размера (46 см) + прибавка на СО (свободу облегания) + 10 см и длиной 140 см.

Отступите от верха листа вниз 20 см, от левого края отступите вправо 5 см и поставьте точку А. От точки А проведите перпендикуляр вниз и горизонтальную линию произвольной длины вправо. По перпендикулярной линии отложите вниз:

  1. АГ = 23 см (Глубина проймы + 3 см прибавка из таблицы (см. рис. 1));
  2. АТ = Длина до талии спинки + 0,5 см прибавка на посадку (величина не постоянная и может варьироваться в зависимости от модели и формы подплечников);
  3. ТБ = 20 см (мерка Высота бедер);
  4. АН = 110 см (длина пальто по спинке).

От точек Г, Т, Б и Н проведите горизонтальные линии произвольной длины вправо — получены линии: линия проймы, линия талии, линия бедер, линия низа.

От точки Г по горизонтальной линии отложите вправо:

  1. ГГ1 = 1/2 Ширины спины по мерке + 1,5 см (прибавка из таблицы рис. 1) = 36,5/2 + 1,5 = 19,75 см
  2. Г1Г2 = Ширина проймы по мерке + 3,5 см = 10 + 3,5 = 13,5 см
  3. Г2Г3 = 1/2 Ширины груди по мерке + 2 см = 19 + 2 = 21 см.

Через точку Г3 проведите вертикальный отрезок до пересечения с горизонтальными линиями, на пересечении получены точки В, Т1, Б1, Н1.

От точек Г1 и Г2 поднимите вверх перпендикуляры, на пересечении с горизонтальной линией АВ получены точки П и П1.

Линия бока. Разделите отрезок Г1Г2 пополам — получена точка Г4. От точки Г4 опустите вниз перпендикуляр Г4Н2 до пересечения с линией низа. На пересечении с линией талии получена точка Т3, с линией бедер — Б3.

Рис. 2. Выкройка-основа женского пальто с вытачками

Построение спинки пальто

Линия середины спинки. От точки Т отложите вправо ТТ2 = 2 см, от точки Б отложите вправо ББ2 = 1 см. Отрезок АГ разделите пополам и от точки деления проведите плавную линию середины спинки, от точки Б2 линию опустите вертикально вниз.

Вырез горловины спинки . От точки А отложите вправо АА1 = 1/6 обхвата шеи по мерке + 2 см для всех размеров): 37/6 + 2 = 8,2 см. От точки А1 вверх отложите 2,5 см — точка А2. Точки А и А2 соедините вогнутой линией.

Наклон плеча спинки. От точки Т2 проведите вспомогательную дугу радиусом по мерке Высота плеча косая (ВПК) + 0,5 см (на посадку): 43 см + 0,5 см = 43,5 см.

Линия плеча. Линию плеча А2П2 проведите от точки А2 длиной 14,5 см (длина плеча по мерке + 1 см на удлинение плеча + 1,5 см на посадку или вытачку): 12 + 1 + 1,5 = 14,5 см таким образом, чтобы точка П2 лежала на вспомогательной дуге.

ВАЖНО! В данном построении длина плеча спинки припосаживается, чем создается выпуклая форма на верхнем участке спинки, однако для сутулых фигур рекомендуется .

Линия проймы спинки. Из угла Г1 проведите перпендикуляр длиной 2,5 см, от точки Г1 отложите вверх 7 см и постройте линию проймы спинки от точки П2 до точки Г4 как показано на чертеже.

Боковой шов спинки. От точки Т3 влево отложите 1,5 см, от точки Б3 вправо отложите 1,5 см. Линию бокового шва проведите плавной линией как показано на чертеже. В некоторых случаях расширение по боковому шву на линии бедер не требуется.

Вытачка на линии талии. От точки Г1 отложите 2,5 см влево и 3 см вниз. Проведите вертикальную линию до линии бедер и постройте талевую вытачку глубиной 3 см (величина не постоянная и может меняться в зависимости от фасона и индивидуальных мерок).

Построение полочки пальто

Подъем полочки. От точки Т1 отложите вверх отрезок Т1Ш = Длина до талии переда по мерке + 0,5 см = 46 см + 0,5 см = 46,5 см; от точки Ш проведите горизонтальную линию влево, от точки П1 поднимите вверх перпендикуляр, на пересечении получена точка Ш1.

Вырез горловины полочки. От точки Ш отложите вправо ШШ2 = ШВ2 = 1/6 обхвата шеи по мерке + 2 см для всех размеров): 37/6 + 2 = 8,2 см. Из точки Ш циркулем постройте дугу.

Длина плеча от выреза горловины до нагрудной вытачки. От точки Ш2 отложите 4 см вправо и 1,3 см вниз (для всех размеров). Проведите короткий наклонный участок плеча Ш2С.

Нагрудная вытачка полочки. Для нахождения точки Центр груди отложите от точки Ш2 вниз мерку Высота груди, от линии середины переда мерку 1/2 Центра груди + 0,5 см. На пересечении получена точка С1 — Центр груди (Ц.Г.). Соедините точку С и С1 прямой линией — получена правая сторона нагрудной вытачки.

Глубина нагрудной вытачки рассчитывается по формуле: G = (1/2 мерки Ширина груди минус 1/2 мерки Ширина над грудью) минус 1 см = 19 — 15 — 1 = 3 см.

Левую сторону нагрудной вытачки проведите длиной равной длине правой стороне нагрудной вытачки С1П3 = С1С.

Наклон плеча полочки. От точки Т1 проведите вспомогательную дугу радиусом по мерке Высота плеча косая переда (ВПКП) + 0,5 см: 46 см + 0,5 см (прибавка на посадку) = 46,5 см.

Линия плеча. Линию плеча после вытачки П3П4 рассчитайте по формуле: П3П4 = Длина плеча по мерке + 1 см — 4 см (короткий участок до вытачки) = 12 + 1 — 4 = 9 см и проведите таким образом, чтобы точка П4 лежала на вспомогательной дуге.

Линия проймы полочки. Из угла Г2 проведите биссектрису длиной 2,5 см. На уровне 7 см от линии проймы отложите влево 0,5 см. Проведите линию проймы полочки от точки П4 до точки Г4.

Боковой шов полочки. От точки Т3 вправо отложите 1,5 см, от точки Б3 влево отложите 1,5 см. Линию бокового шва проведите как показано на рис. 2.

Вытачки на линии талии. От точки С1 проведите вниз перпендикуляр до линии бедер. Постройте талевую вытачку глубиной 3 см.

Вторая талевая вытачка на полочке необходима в случае необходимости дополнительного приталивания или конструирования рельефного шва. От точки Г2 отложите вправо 3 см и 7-8 см вниз. Постройте вторую талевую вытачку глубиной 2 см как показано на рис. 2.

Моделирование подборта и воротника

Ширина полузаноса для однобортного пальто составляет 3 см, для двубортного 6-8 см. От линии середины переда отложите вправо 3 см и проведите вертикальную линию (линия борта на рис. 3).

Продлите линию плеча от точки Ш2 вправо на 2 см. Проведите линию перегиба лацкана через эту точку как показано на чертеже и продлите ее вверх. Ш2Ш3 = длине горловины спинки + 0,5 см на посадку.

По линии середины переда от нижней точки выреза горловины В2 отложите вниз 1 см и постройте конфигурацию лацкана и воротника пальто. Конфигурация лацкана и воротника может варьироваться и определяется дизайнером на основании тенденций моды и модельного решения. Деталь воротника переснимите на бумагу, разрежьте по вспомогательной линии и раздвиньте по верхней стороне на 2,5 см.

Рис. 3. Моделирование воротника и подборта

Линию подборта постройте от плечевого шва до низа полочки. Подборт переснимите на бумагу и выкроите отдельно.

В зависимости от модели пальто, дополнительно вам потребуется или . После того, как базовая выкройка пальто построена, можно переходить к моделированию фасона.

Также вам будет полезен урок, посвященный для пальто и тому, .

Еще больше оригинальных выкроек и интересных идей для творчества вы найдете на сайте Школа шитья Анастасии Корфиати. Оформите бесплатную подписку и первыми получайте новые уроки!

Предлагаем вам просмотреть модели пальто с выкройками, возможно, вам приглянется одно или несколько из них, и вы решите пополнить гардероб собственным творением.
Данная статья рассчитана на людей, обладающих хотя бы минимальными навыками конструирования.

М-1. Пальто повседневное.

Классический фасон пальто.

Воротник «пиджачного» типа с лацканами, а также притачной стойкой. Прорезные карманы, изготовлены с «настрочной» листочкой.
Плечевой пояс расширен, подплечники в этой модели не используются. Отделочная строчка проложена по воротнику, 2 бортам и лацканам.
Застёжка «супатная» (скрытая).
К (Шп) плеча добавляем 3 см, а Впкп (высота пл. косая переда) – 0,7 см.
По окату (Н=0) не предусмотрена посадка.

М-2. Пальто, выполненное без застёжки.

Прямой, полуприлегающий силуэт. Карманы косые с «листочкой». Украшение этого скромного пальто – оригинальные рукава.
Модель(2) создана на базе пальто (д/с) с нагрудной вытачкой. Рукав промоделировать так, как показано на выкройке. Низ рукавов и горловина - обрабатываются обтачкой.

М-3. Пальто-халат (цельнокроеный рукав).

Прямого покроя, немного зауженного к низу. Рукава обработаны цельнокроеными манжетами. Застежка 2-бортная. Карманы-листочки, смещенные в сторону бока.
Прежде чем начать сшивать изделие с цельнокр. рукавом, необходимо правильно его подготовить с помощью ВТО (утюжки). Основное внимание стоит уделить рукавам. Чтобы всегда ориентироваться, где нужно рукав сутюжить, а где разутюжить, представьте руку в согнутом в локте положении.

В данной выкройке вы также можете регулировать нужную вам длину и ширину рукавов.

М-4. Пальто д/с (демисезонное) двубортное.

Классическое 2-бортное пальто с «английским» воротником. Втачные карманы скрыты в рельефах переда. По борту, рельефным швам и воротнику проложена декорная отстрочка. В этой модели подкладку можно делать как отлетной, так и притачной.

М-5. Пальто д/с (2 вариант).

Трапециевидный силуэт, рукава сильно расширены к низу. Застёжка 2-бортная. Карманы - настрочные листочки, сделаны в рельефных швах.
Низ рукава декорирован мехом. Чтобы получить трапециевидный силуэт, нужно дать прибавку к Сб 10 см. Низ рукава расширятся на 24 см.

М-6. Пальто д/с (3 вариант).

Верх пальто плотно «сидит» на фигуре, расширение начинается от линии бёдер. Пиджачный втачной воротник. Средний и рельефные швы спинки, отлёт воротника, борта, вытачки нагрудные и пояс - декорированы отстрочкой. Пояс втачной. Застёгивается пальто на 1 пуговицу. В талиевой линии предусмотрены склады, заложенные на встречу одна к другой. Линия низа не расширена. Рукава зауженные, 2-шовные. В представленной модели Попв больше Пг на 1 см. Линия п/заноса стандартная - 2,5 см от края борта.

Моделируем распечатанную основу:

Откладываем по 3 см выше, а также ниже талиевой линии, вырезаем полученный участок, который превращаем (путём моделирования) во втачной пояс. Для чего на полочке нужно закрыть талиевую вытачку.
Моделируем нагрудную вытачку, зарываем талиевую.
Намечаем склады, раздвигаем основу.

М-7. Пальто д/с (4 вариант).

Изделие плотно облегает силуэт. Стойка-воротник - завышается, горловина увеличивается. Рукав (рубашечный), к низу расширен. Длина рукавов – 7/8.
Втачной пояс декорирован множеством отстрочек. По желанию, пояс можно изготовить из ткани другого цвета. Застёгивается пальто на тесьму-молнию.
Модель создана на основе д/с пальто со стойкой и /рубашечным/ кроем рукава.

Вносим изменения:

К Сш добавляем 3 см.
Плечо нужно заузить до такой степени, чтобы пройма спинки получилась вертикальной.
Закрываем талиевую вытачку и нагрудную, все переносим в нагрудную боковую.
Воротник укорачиваем на ширину равную планке. Расширение по отлёту ворота – 10 см.
Полузанос не требуется.

М-8. Пальто д/с (5 в-т).

Прямого покроя, с (2-бортным) запахом и длинным поясом. Карманы расположены в рельефных швах. Воротник сделан на поднятой горловине.
Рукава 1-шовные прямые, с цельнокроеными манжетами. Отделочная строчка проложена по бортам, отлёту, поясу, манжетам.
Модели пальто с выкройками, построенные на базе д/с пальто, можно использовать и для пошива зимней одежды, только не забывайте добавлять прибавки на утеплитель.
8-я модель разработана на базе д/с пальто с воротником «шалькой» и прямым одношовным рукавом.
«Шальку» воротник можно заменить воротником «апаш» со стойкой.

М-9. Пальто д/с. (6 в-т).

Полуприталенное, с застёжкой-молнией. Полочки ассиметричны. Воротник – завышенная стойка, застёгивающаяся на 2 кнопки. На правой полочке вверху изготовлен карман «в рамку» с застёжкой-молнией. Боковые карманы также «в рамку», но без молнии. Средний шов заднего полотнища заканчивается шлицей. По воротнику, кокетке и бортам проложена отстрочка.

М-10. Пальто д/с, рассчитано для кашемира или другой мягкой ткани.

Пальто прямого фасона со спущенными плечами. По горловине идет расширение. Воротник-стойка (15 см). Рукава 1-шовные, расширенные, с притачными манжетами-обтачкой. Застёжка «супатная». Накладные (с клапаном) карманы. Для построения этой основы, нужно внести коррективы в мерки.
Чтобы увеличить ширину горловины к Сш + 9см, плечевую точку поднять на 1 см. Дтп укоротить на 1 см. Шс и Шг увеличиваем на 1 см (Сг увеличится соответственно), уменьшая плечевую вытачку соответственно на 1 см. К Шп добавим 3 см и увеличим Впкп на 1 см. Попв = 20 см. Н=0 – рукав не посаживается. Внеся все предусмотренные изменения, строим основу. Далее моделируем (см. выкройку). Нагрудную плечевую вытачку перераспределяем в горловину.

М-11. Кашемировое д/с пальто.

Современное пальто, плотно прилегающий силуэт которого, расширяется к низу. Модель с 1-бортным запахом и поясом, который завязывается. Карманы-невидимки в рельефных швах. Рукава трёхшовные, цельнокроеные. Фасон создан на базе д/с притал. пальто со «стойкой», а также 1-шовным рукавом.

Для построения вносим изменения:

Сш увеличиваем на 6 см, горловину расширяем на 2 см.
Плеч. точку спинки поднимаем на 1 см, полочки – опускаем на 1см.
Дтп уменьшаем на 1 см.
Рукав не посаживается. Н=0.

Первое правило гласит, что использовать для кроя пальто необходимо только ту ткань, которая не имеет существенных дефектов. Внимательно осмотрите выбранный для пошива материал. Убедитесь, что на нем нет явных дыр, пробоин, неравномерностей окраски или излишне утолщенных нитей. Выявленные дефекты следует пометить цветной нитью или мелком. Это позволит поместить проблемные участки ткани в те места, которые не будут видны на готовом пальто, например, на нижнем воротнике или подбортах.

Второе правило кроя: перед непосредственным раскроем ткань необходимо декатировать. Речь идет о влажно-тепловой обработке материала, что позволяет исключить усадку ткани во время пошива и в процессе ношения пальто. В обычных для декатирования используется утюг, но если вам приходится много шить, имеет смысл приобрести специальное приспособление, называемое парогенератором.

Чтобы продекатировать ткань, имеющую в своем составе химические волокна, замочите ее в воде, чуть отожмите, а затем заверните в чистую сухую простыню. В таком положении материал должен отлежаться не менее трех часов. Теперь его можно развернуть и прогладить утюгом с изнаночной стороны. Шерстяную ткань, кашемир и драп, часто используемые для пошива пальто, рекомендуется не замачивать, а обработать утюгом с изнанки через слегка влажную хлопчатобумажную тряпку. Подкладочный материал также следует декатировать.

Утюг при декатировке должен двигаться в том направлении, в котором расположена долевая нить.

Если вы занимаетесь индивидуальным пошивом, удобно сложить ткань по длине вдвое, чтобы лицевая сторона была обращена внутрь. Выкройка при этом выполняется лишь для половины изделия (один рукав, половина переда, половина спинки и так далее). Если выбранная вами ткань имеет замысловатый рисунок, который требует подгонки, ее следует разложить в один слой лицевой стороной вниз. Число выкроек для данного случая будет соответствовать количеству деталей пальто.

Следующее правило кроя: раскладывая на ткани выкройки, непременно учитывайте расположение нитей основы, характер рисунка и ворса. На основных деталях пальто нити должны располагаться в долевом направлении. Это очень важный момент, поскольку так готовое изделие будет в меньшей степени вытягиваться при ношении и не потеряет изначальную форму.

Следует знать, что нити основы обычно направлены вдоль кромки материала.

Еще одно правило касается совмещения узоров и рисунков в пространстве будущего изделия. Тщательнее всего необходимо кроить пальто, если ткань имеет цветочный или крупный геометрический рисунок. Раскладывая выкройки на материале, следите, чтобы середины деталей и центры рисунков точно совмещались между собой. Особое внимание обратите на симметрию рисунков на деталях пальто, расположенных с правой и левой стороны изделия.

Начинать кроить пальто рекомендуется со спинки. Для этого удобно начертить прямоугольник, имеющий ширину в четверть обхвата груди. Длина этой детали должна соответствовать выбранной вами длине пальто. На прямоугольнике намечают линию талии и груди, а также горловину пальто и . Полочку выкраивают аналогично спинке, оставляя на ней достаточный запас для застежки.

При раскрое не забудьте оставить припуски на швы величиной 2-3 см. Припуск для подгиба низа пальто должен быть больше – 4-5 см.

Рукав пальто традиционно вычерчивают на основе двух перпендикулярных прямых, намечая ширину и длину этой детали. В нижней части выкройку рукава можно сделать более узкой, учитывая ширину запястья. В зависимости от фасона, возможно, потребуется выполнить также раскрой карманов, пояса, воротника и кокетки. На последнем этапе работы необходимо повторить все элементы рукавов, спинки и полочки на ткани, которая пойдет на подкладку.



цитирую-

Ткань на пальто- эдакая кружевная шерсть. Укрепляла и дублировала полочки и отдельные места- органзой, выметывала вручную. Использовала "французские вытачки". Кружевной край на воротнике-это край одной из сторон самой ткани. Воротник -двойной, стороны сшивались вручную, чтобы сохранить пластичную живость))) Платье - кафтан - тонкая шерсть Этро, внутри швы закрыты золотистой кружевной тесьмой. Ох намучалась я, правда, с ним (с пальто). Столько ручной работы! Мне ж надо было оставить эту шерстяную пластичность..

Также

Пальто на натуральной подкладки,свободного покроя,спущенное плечё.Кармашки для мобильного, к нему высокие чёрные сапоги,чёрные волосы клиентки и сумочка:))) Образ готов!



Пальто многострадальное,от того что хозяйка хотела первоночально его такого варианта как на фото,но примерив на последней примерке,увидела что рукав широковат,она в нём теряется...короче не её фасончик:(И тогда сделали вот такое пальто...




цитирую-

У меня сегодня с пылу, с жару новое утепленное пальто, которое я сшила в первую очередь с помощью Наташи, но также опосредованно в пошиве участвовали Кашка и Milo, так как я активно использовала их мастер-классы.
Главная генератор идей, конечно, Натамода. Она мне предложила модель пальто под мою ткань, она же сделала идеальную выкройку, а также дала рекомендации по пошиву.
Выкройка идеальна - поскольку я шила без единой примерки, а в результате очень удобное пальто. Посадку можно оценить уже на манекене, так как он - моя копия.
Такую застежку с молнией, нашитой на стойку, да еще и поверх изделия, я выполняла впервые. Было непросто, так как мне хотелось все сделать максимально аккуратно. Сегодня уже могу с уверенностью сказать, что справилась.


Качество исполнения швейных изделий, их внешний вид зависят от того, насколько старательно придерживаетесь вы основных правил выполнения машинных и влажно-тепловых работ в процессе пошива. Именно тщательность выполнения всех видов работ и соблюдение технических условий на всех этапах обеспечивают профессионализм изготовления вещи и отличают ее от небрежно выполненных любительских изделий. Не может быть красивым и элегантным платье с искривленными строчками, затянутыми припусками на шов, плохо вывернутыми уголками воротников и многими другими мелкими недостатками.

Перед стачиванием детали следует сметать или сколоть булавками и проверить правильность соединения. Стачивают со стороны менее растягивающейся и не имеющей посадки ткани.

При стачивании детали изделия располагают слева от иглы, а припуски на шов — справа.

Припуски шва стачивания желательно выровнять по ширине перед их соединением и при пошиве срезы деталей нужно совмещать.

Строчки швов стачивания должны быть ровными, прямыми и проходить точно по линиям кроя деталей. Отклонения их в стороны, кривизна шва вызывают на поверхности изделий появление вздутий, затяжек и неровностей, которые часто пытаются убрать с помощью утюга, что удается лишь на очень короткое время.

В начале и конце строчки нужно сделать закрепки двойной обратной строчкой длиной 0,7-1см. Закрепки предохраняют шов от распускания. Делают их, нажимая во время стачивания на рычаг обратного хода. Если в вашей машине пользоваться этим рычагом неудобно, скрепляйте шов, завязывая концы ниток узелками.

Концы верхних ниток отделочных строчек нужно вытянуть наизнанку и завязать, чтобы не допустить их распускания.

При соединении деталей разной величины строчку выполняют со стороны меньшей из них. При соединении деталей, имеющих угол, и прокладывании на них отделочных строчек, шов выполняют до вершины угла, оставляя иглу в ткани, поднимают лапку и разворачивают изделие, не вынимая иглы из материала. Расположив детали для стачивания или выполнения отделочной строчки на второй стороне угла, лапку опускают и продолжают строчку. При стачивании деталей с углом припуск на шов в уголке нужно рассечь почти до самой вершины (не доходя 1 -2 мм). При недостаточном рассекании припуска выполнить угол хорошо не удается.

Вытачки стачивают от широкого конца к узкому.

Обметывают срезы на режиме зигзаг или петельным швом. Ширина зигзага 0,3-0,5см. Перед обметыванием швы выравнивают по ширине, подрезая ножницами.

Ширина припусков на внутренние швы 0,5-1см, на открытые швы 1,5-2см. Внутренние швы обметывают только на очень сыпучих тканях. В изделиях из некоторых видов тканей и трикотажа, срезы которых не осыпаются, швы можно не обметывать.

При стачивании деталей криволинейной формы припуски на шов следует подрезать, чтобы они не стягивали шва и не портили внешнего вида изделия.

На припуске вогнутого шва делают рассечки, не доходящие до строчки на 2-4мм. Чем больше изогнут шов, тем чаще его необходимо рассекать.

На выпуклых изгибах деталей припуски на шов подсекают уголками, т. е. убирают излишек ткани, и при вывертывании детали на припуске не образуются заломы и морщины.

При стачивании нескольких слоев ткани можно избежать большой толщины шва, подрезая некоторые припуски. Так, при соединении деталей с прокладкой припуск прокладки вырезают до самой строчки.

Стачивание деталей с разным припуском на шов выполняют со стороны той из них, которая имеет меньший припуск.

При соединении деталей верха с подкладкой строчку выполняют со стороны подкладочной ткани, иначе машина может сильно сосборить и посадить подкладку в шве.

Стачивая детали, одна из которых имеет сборку, строчку выполняют по несборенной детали. Сборка должна располагаться снизу, так как иначе при стачивании лапка смещает ткань, равномерность сборки нарушается, возникают складки и замины. Для образования сборки прокладывают две параллельные строчки с расстоянием между ними 0,5см. Стягивая одновременно две нитки обеих строчек, равномерно распределяют посадку. Концы ниток завязывают, детали сметывают. Притачивая деталь со сборкой, шов прокладывают между двумя строчками сборки (рис. 1).

Сметанные срезы стачивают, отступив от линии сметки 1мм в сторону припуска на шов.

При обтачивании уголков (воротника, борта, манжет и пр.) припуск на шов в них подрезают таким образом, чтобы при вывертывании детали припуски не накладывались внутри друг на друга, но при этом не образовывались пустоты (рис.2).

В концах швов (на краях изделия) припуски подрезают уголками (рис. 3).

Во время стачивания деталей из трикотажа или сильно растягивающихся тканей слегка растягивают шов, чтобы он был более эластичным. Если шов не должен растягиваться, в него следует проложить тесьму. Эластичные швы на трикотаже и других растягивающихся материалах лучше выполнять на режиме зигзаг шири-ной 0,1-0,2см. Длину стежка в этом случае следует установить немного меньше обычной (0,1-0,2см).

При стачивании деталей следят за правильностью натяжения ниток. Строчка не должна петлять, узелок стежка должен образовываться в ткани, а не на поверхности. Шов не должен стягиваться. Проверяют правильность натяжения ниток следующим образом. Берут кусочек стачиваемой ткани, складывают под углом 45° и строчат на небольшом расстоянии от сгиба. Растягивают полученный шов; если он порвется, смотрят какая нитка лопнула — верхняя или нижняя, и ослабляют натяжение этой нитки. Проверяют строчку еще раз и, регулируя натяжение ниток, добиваются, чтобы строчка не рвалась.

Перед стачиванием деталей из бархата срезы сметывают двумя параллельными строчками. Строчку стачивания прокладывают между ними. Стачивают детали из вельвета и бархата при слабом натяжении ниток.

При работе на швейной машине с разными видами тканей очень важно правильно подобрать иглу и нитки. Для тонких ниток нужны тонкие иглы, и наоборот.

Иногда при пошиве очень плотных материалов, кожи, замши, некоторых видов синтетического трикотажа игла делает частые пропуски стежков из-за повышенного трения и растяжения ниток во время образования стежка. В этом случае следует, не меняя нитки, заменить иглу на более толстую. При стачивании деталей из искусственной кожи или некоторых дублированных материалов игла иногда разогревается настолько, что расплавляет пластик или клей. Они залепляют конец иглы и ушко, и стежки не образуются. Избежать этого помогает смазывание шва машинным или растительным маслом или пропитка ими ниток. Скорость работы машины при этом нужно уменьшить, а длину стежка увеличить.

Кожа обладает повышенной прорубаемостью, поэтому для стачивания ее лучше пользоваться специальными плоскими иглами. Кроме того, искусственная кожа имеет увеличенную растяжимость во всех направлениях, поэтому при стачивании деталей в большинстве случаев в швы следует прокладывать кромку или специальную тесьму.

Швы, несущие большую нагрузку (плечевые, втачивания воротника, рукавов, соединения лифа с юбкой, шов сидения брюк), выполняют двумя строчками, а в некоторых случаях в шов подкладывают тесьму или кромку.

Во всех видах швейных изделий воротники, манжеты, борта, листочки, клапаны карманов выполняют с прокладкой. Материал прокладки зависит от ткани верха. Для пальтовых и плотных шерстяных тканей это может быть бортовка, плотный флизелин, бязь с клеевым покрытием. Для костюмно-платьевых тканей в качестве прокладки используют тонкий флизелин, флизелин с клеевым напылением, бязь и мадаполам. Для очень тонких шелковых и хлопчатобумажных тканей следует применять прозрачный капрон (жесткий), а также батист или очень тонкий флизелин.

Отделочные строчки прокладывают с лицевой стороны изделия. Но в тех случаях, когда для них применяются нити «люрекс» или толстые нитки типа ириса, их заправляют в челнок и выполняют строчку с изнанки, чтобы на лицевой стороне изделия была нижняя нитка.

В изделиях из трикотажных полотен и тканей с металлизированной или металлической нитью при выполнении швов часто имеет место выдергивание иглой нитей и появление множества затяжек. Чтобы избежать этого очень неприятного эффекта, пользуются только новыми острыми иглами и по возможности шелковыми или полиэфирными нитками Под шов при стачивании подкладывают полоски бумаги или кальки. После стачивания бумагу удаляют.

При недостаточном натяжении верхней и челночной ниток иногда возникает дефект «оскал» шва, т. е. при разутюживании стороны деталей оказываются не прижаты друг к другу и в шве видны нитки строчки. Для устранения дефекта следует увеличить натяжение челночной нитки и подстроить под нее натяжение верхней, чтобы «оскал» исчез.

После стачивания швы и отделочные строчки проутюживают. В этой работе следует придерживаться следующих правил.

Каждый шов нужно проутюжить через влажную ткань (проутюжильник) до полного высыхания. В качестве проутюжильников применяют льняные или хлопчатобумажные белые ткани — бязь, мадаполам, полотно. Ткань следует смочить и хорошо отжать, чтобы на изделии не оставались мокрые пятна. Чтобы припуск шва не отпечатывался с лицевой стороны, под него подкладывают плотную бумагу или деревянную линейку.

При приутюживании обтачных деталей и деталей, имеющих сложную форму, нужно пользоваться шаблонами из плотной бумаги. Шаблон вырезают точно по форме детали без припусков на швы и вкладывают внутрь или накладывают на изнаночную сторону детали. Приутюживание следует выполнять с той стороны детали, на которой виден кант (т. е. с нижней стороны); кант нужно выправлять, добиваясь его равномерности и четкой, правильной формы сторон обтачных деталей.

Швы на тонких тканях в основном заутюживают в одну сторону, на толстых — разутюживают.

Припуски плечевых швов заутюживают на полочку, если на спинке есть вытачка, на спинку, если вытачки нет, или разутюживают.

Припуски боковых швов заутюживают на спинку, если есть боковая вытачка, и на полочку, если вытачки нет. Припуски на швы в двухшовном рукаве заутюживают на верхнюю половинку; в одношовном разутюживают, если вытачки нет, заутюживают к линии переднего переката, если есть локтевая вытачка; средний шов заутюживают на переднюю половинку.

Рельефы, вытачки от плечевых срезов и линии талии заутюживают к середине полочки или спинки. Нагрудные вытачки, идущие от боковых срезов, заутюживают вниз, швы притачивания кокеток — на кокетки (рис. 4).

Изделия приутюживают по изнаночной стороне через влажную ткань. Двигать утюг нужно, придерживаясь направления нитей основы, при перемещении утюга по косой нити ткань растягивается.

Если с лицевой стороны детали залоснились, удалить блеск (ласы) можно, положив на этот участок сложенный в несколько слоев влажный проутюжильник и слегка прикасаясь к нему утюгом. Пар распрямит заглаженные волокна ткани, и блеск исчезнет. Швы заутюживают на ребро с изнаночной стороны, расположив детали в сложенном виде с одной стороны, а припуск шва — с другой от линии строчки.

Приутюживание швов на бархате и вельвете проводят, подложив под шов одежную щетку из натуральной щетины или сложив ткань «лицом к лицу», не нажимая на утюг, а лишь слегка касаясь им ткани. Шелковый бархат гладят на весу. Замины ворса на бархате и вельвете удаляют при помощи мокрой ткани, сложенной в несколько слоев, прикасаясь к ней утюгом, и щетки, которой разглаживают смятый ворс, а также над паром, расправляя ворс щеткой.

Перед проведением влажно-тепловой обработки изделия нужно удалить с материала все меловые линии, отметки и нитки сметывания.

Влажно-тепловую обработку подкладочных и ацетатных тканей лучше выполнять без увлажнения, так как вода может оставлять на них пятна. Если же ткань не разутюживается, слегка смочите из пульверизатора проутюжильник (не допуская крупных пятен на нем) и гладьте через него.

Хлопчатобумажные и льняные ткани можно гладить без проутюжильника, сбрызгивая с изнаночной стороны водой из пульверизатора.

При приутюживании оката рукава сначала заутюживают шов втачивания с изнаночной стороны на ребро, носиком утюга осторожно расправляя и сутюживая сборку оката. Укладывать на доске изделие следует таким образом, чтобы внизу лежала ткань лифа, а сверху — рукава. На окате приутюживают припуск шва и 1-2см оката рукава; низ проймы и оката утюжат, заходя на ткань рукава на 3-5см. Старайтесь не растягивать шов втачивания. С лицевой стороны верх рукава и окат приутюживают на специальной подставке или на весу с помощью небольшой подушечки.

Чтобы избежать наплывов ткани, сначала шов нужно разутюжить и лишь затем заутюжить на сторону.

Во всех обтачных деталях, прежде чем их вывертывать, шов обтачивания нужно разутюжить. Если этого не сделать, очень трудно добиться ровного канта и четкой прямой линии обработанного шва.

Особенно важно не пропустить эту операцию при обтачивании борта, лацканов, воротника. Приутюживание выметанных деталей выполняют в два приема: сначала проводят легкую предварительную, а затем, после удаления ниток, окончательную усиленную обработку с увлажнением.

При проведении влажно-тепловой обработки изделия соблюдайте тепловой режим. Нарушение его часто приводит к возникновению опалов, изменению цвета, образованию пятен и лас. Поэтому проверьте сначала на лоскуте, какой режим утюга обеспечивает хорошее проутюживание вашей ткани и не допускает возникновения дефектов.

После обработки шов детали должны остыть на гладильной доске до полной фиксации приданной им формы.